Содержание
О молитве
Молитва своей силой побеждает естество.
Святитель Иоанн Златоуст
«Бог есть Любовь!» — говорит Христианство. Причем, Она безгранична. Особенно любит Господь Свое творение – человека, то есть каждого из нас; и до такой степени, что называет нас своими детьми: сыновьями и дочерями. И буду вам отцом, и вы будете Моими сынами и дочерьми, говорит Господь Вседержитель.
И как наш Небесный Отец Он незамедлительно откликнется на прошение. Такое обращение человека к Богу есть молитва. Значит, молитва есть беседа или разговор наш с Богом. В радости, в печали, в
нужде, в благоденствии наше обращение к Богу есть молитва.
Христиане прибегают к молитве, веруя, что вся их жизнь зависит от воли Божьей. А Господь очень добр и милостив к нам; и если искренне, от чистого сердца, с верою и усердием будем просить Его о своих нуждах, Он непременно исполнит наше желание и даст все, в чем мы нуждаемся. При этом нужно полностью положиться на отцовскую волю Всевышнего, так как Он – Единственный, кто знает и настоящее, и будущее, что нам может послужить к пользе или принести вред. Нет никакого смысла в молитве формальной, бездумной, неискренней.
Православная церковь учит нас, что, обращаясь к Богу, лучше одно слово произнести с сердечным вниманием, чем многие тысячи слов – рассеяно. А без молитвы человек перестает любить Бога, забывает о Нем и не исполняет своего назначения на
земле, то есть совершает грех. Молитва – есть непобедимое оружие христианина, которая помогает преодолевать немыслимые препятствия, встречающиеся на жизненном пути.
Когда же Бог слышит нашу молитву? Приступая к молитве, мы должны прежде примириться с теми, которым мы сделали зло, и даже с теми, которые обижается на нас, а потом уже с благоговением и вниманием стать на молитву. Во время молитвы ум свой должны направить так, чтобы он ни о чем постороннем не думал, чтобы сердце наше желало лишь одного: как бы получше помолиться и угодить Богу. Для прилежной и усиленной молитвы и доброй благочестивой жизни установлены посты.
Пост – это такие дни, когда мы должны больше думать о Боге, о своих грехах перед Богом, больше молиться, каяться, не
раздражаться, никого не обижать, а, наоборот, всем помогать, читать Закон Божий. А чтобы легче было это выполнить, нужно, прежде всего, меньше есть – совсем не есть мяса, яиц, молока, т. е. «скоромную» пищу, а есть только «постную» пищу, т. е. растительную: хлеб, овощи, фрукты, так как сытная «скоромная» пища вызывает у нас желание не молиться, а или поспать, или же, наоборот, резвиться.
Какие же бывают молитвы? Если мы и близкие наши здоровы и благополучны, есть нам где жить, есть во что одеться, есть чем питаться, то мы должны прославлять и благодарить Бога в наших молитвах. Такие молитвы называются хвалебными и благодарственными.
Если с нами случится какое – либо несчастье, болезнь или беда или нужда, мы должны просить у Бога помощи. Такие молитвы называются просительными.
А если мы сделаем худое дело (согрешим) и провинимся перед Богом, мы должны просить у Него прощения – каяться. Такие молитвы называются покаянными. Так как мы грешны перед Богом, то поэтому мы должны всегда, прежде чем просить что–либо у Бога, сначала покаяться и тогда уже просить Бога о наших нуждах.
Молиться Богу можно везде, потому что Бог находится везде: и в доме, и в храме, и в пути. Христианин обязан молиться ежедневно, утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и по окончанию всякого дела. Такая молитва называется домашней или частной.
В воскресные, праздничные дни, а также и в будни, когда свободны от своих занятий, мы для молитвы должны ходить в храм Божий, куда собираются подобные нам христиане; там
мы молимся сообща, все вместе. Такая молитва называется общественною или церковной.
Слободской С., прот. Закон Божий
Закон Божий
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть третья. Священная история Ветхого и Нового Завета
Ветхий Завет
Сотворение неба — невидимого мира
Сотворение земли — видимого мира
Беседа о первом дне творения
Беседа о втором дне творения
Беседа о третьем дне творения
Беседа о четвертом дне творения
Беседа о пятом дне творения
Беседа о шестом дне творения
Избрание апостолов
Нагорная проповедь:
о Промысле Божием,
о неосуждении ближнего,
о прощении ближнего,
о любви к ближнему,
общее правило обращения с ближними,
о необходимости добрых дел
Сила веры и молитвы за других — исцеление расслабленного в Капернауме
Воскрешение сына вдовы Наинской
Притча о сеятеле
Притча о зерне горчичном
Притча о закваске
Притча о пшенице и плевелах
О пришествии Царства Божия на земле
Часть четвертая. О вере и жизни христианской.
Назначение человека
О естественном откровении
О сверхъестественном Божественном откровении. О Священном Предании и Священном Писании
Краткие сведения о Вселенских Соборах
1. О вере христианской.
Беседа о превечном рождении Сына Божия
О третьем члене Символа Веры
Беседа о воплощении Сына Божия
Беседа о чудесах Божиих
Беседа о Кресте Христовом
Беседа о трех промыслительных действиях Божиих, явленных нам на нашей грешной земле.
Слободской С. Закон Божий. О молитве. О грехе. О крестном знамении. О поклонах. Какие бывают молитвы. Когда Бог слышит нашу молитву. Где и когда можно молиться Богу
О молитве
Бог любит Свое творение, любит каждого из нас. «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Коринф. 6 , 18).
И мы поэтому так же, как к своему родному отцу или родной матери, можем всегда, в любое время, обращаться к Богу — к нашему Отцу Небесному. Обращение же наше к Богу есть молитва.
Значит, молитва есть беседа или разговор наш с Богом . Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища и все дается нам Богом; «без Бога — ни до порога», говорит русская пословица.
Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвою. А Господь очень добр и милостив к нам; и если от чистого сердца, с верою и усердием будем просить Его о своих нуждах, Он непременно исполнит наше желание и даст все, в чем мы нуждаемся. При этом нужно всецело положиться на Его святую волю и терпеливо ждать, потому что только один Господь знает, что и когда нам дать — что нам полезно и что вредно.
Плохо делают те, кто лениво молятся Богу: они удаляются от Бога, и Бог от них.
А без молитвы человек перестает любить Бога, забывает о Нем и не исполняет своего назначения на земле, то есть совершает грех .
ВОПРОСЫ: Что значит молиться Богу? Нужно ли молиться Богу? Когда Бог исполнит нашу молитву? Хорошо ли поступают люди, которые не молятся Богу?
О грехе
Грех , или зло есть нарушение закона Божия; беззаконие , или иначе сказать, грех, есть нарушение воли Божией.
Как же люди стали грешить, и кто первый нарушил волю Божию?
Прежде сотворения видимого мира и человека, Бог сотворил ангелов . Ангелы — это духи бестелесные, невидимые и бессмертные. Все ангелы были сотворены добрыми, и Бог им дал полную свободу — желают ли они сами любить Бога или нет; а это значит, пожелают ли они сами жить с Богом или без Бога.
Падение злых духов (бесов)
Один из самых светлых и сильных ангелов, не захотел любить Бога и исполнять волю Божию, а захотел сам стать как Бог. Этот ангел перестал слушаться Бога, во всем стал противиться Богу, сделался врагом Божиим. Он увлек за собой и некоторых других ангелов.
За такое противление Богу все эти ангелы лишились данного им света и блаженства (т. е. радости) и сделались злыми, темными духами .
Все эти темные, злые духи называются теперь бесами, демонами и диаволами . Самый же главный диавол, бывший самым светлым ангелом, называется сатаною, то есть противником (врагом) Бога.
Диавол научил и людей не слушаться Бога — грешить. Он соблазнил, то есть хитростью и обманом научил первых, сотворенных Богом, людей — Адама и Еву — нарушить волю Божию.
Все мы, люди, происходим от согрешивших Адама и Евы, и потому мы рождаемся в состоянии греха. Постоянно передаваясь из поколения в поколение, грех завладел всеми людьми и всех подчинил себе. Все люди, одни больше, другие меньше, все — грешны.
Грех же всегда удаляет человека от Бога и ведет к страданиям, болезням и вечной смерти. Поэтому все люди стали страдать и умирать. Сами люди, своими силами, уже не могли победить зло, распространившееся в мире и уничтожить смерть.
Но Бог, по милосердию Своему, помог людям в этом, послав на землю Своего Сына, Спасителя нашего, Иисуса Христа.
ВОПРОСЫ: Что такое грех? Кто первый нарушил волю Божию? Кто такой диавол, или сатана? Кто такие ангелы, и когда они сотворены? Кто такие злые духи, и как они называются? Кто и как научил людей грешить? Почему все мы, люди, рождаемся грешными? От кого грех удаляет людей, к чему он ведет и почему все люди умирают? Могут ли сами люди своими силами победить зло и уничтожить смерть? Как Бог помог людям победить зло и вечную смерть?
О крестном знамении
Мы называемся христианами , потому что веруем в Бога так, как научил нас веровать Сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос .
Иисус Христос не только научил нас правильно веровать в Бога, но и спас нас от власти греха и вечной смерти.
Сын Божий, Иисус Христос, по любви к нам грешным, сошел с неба и, как простой человек, пострадал вместо нас за наши грехи, был распят, умер на кресте и в третий день воскрес .
Так безгрешный Сын Божий крестом Своим (то есть страданиями и смертью на кресте за грехи всех людей, всего мира) победил не только грех, но и самую смерть — воскрес из мертвых , и сделал крест орудием Своей победы над грехом и смертью.
Как победитель смерти — воскресший в третий день — Он спас и нас от вечной смерти. Он воскресит всех нас, умерших, когда наступит последний день мира, воскресит для радостной, вечной жизни с Богом.
Крест есть орудие или знамя победы Христовой над грехом и смертью.
Один учитель, чтобы лучше объяснить ученикам, как Иисус Христос мог крестом Своим победить зло в мире, пояснил следующим примером.
Долгие годы швейцарцы боролись против своих врагов — австрийцев. Наконец оба враждебных войска сошлись в одной долине, чтобы там дать решительное сражение. Австрийские воины одетые в панцирь (железную одежду) образовали со своими вытянутыми вперед копьями густые ряды, и швейцарцы, взмахивая своими палицами (тяжелые дубинки с утолщенным концом), безуспешно пытались прорвать ряды неприятеля. Несколько раз швейцарцы бросались вперед на врага с безумной храбростью, но каждый раз были отражаемы. Они не в силах были прорвать густой строй копий.
Тогда один из швейцарских воинов Арнольд Винкельрид, жертвуя собою, выбежал вперед, обхватил обеими руками несколько выставленных против него копий и дал им воткнуться ему в грудь. Через это путь швейцарцам был открыт и они ворвались в ряды австрийцев и одержали решительную и окончательную победу над врагами.
Так герой Винкельрид пожертвовал своею жизнью, умер, но дал возможность своему народу победить врага.
Подобно этому и Господь наш Иисус Христос страшные и непобедимые для нас копья греха и смерти принял Своею грудью, умер на кресте, но и воскрес, как победитель греха и смерти и этим открыл нам путь к вечной победе над злом и смертью, то есть открыл пути к вечной жизни.
Теперь все зависит от нас самих: если мы хотим избавиться от власти зла, — греха и вечной смерти, — то мы должны идти за Христом, то есть веровать во Христа, любить Его и исполнять Его святую волю, — во всем слушаться Его (жить с Христом).
Вот почему, чтобы выразить нашу веру в Иисуса Христа, Спасителя нашего, мы носим на теле крест, а во время молитвы изображаем на себе правою рукою знак креста, или осеняем себя крестным знамением (крестимся).
Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.
Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные так пальцы на лоб — для освящения нашего ума, на чрево (живот) — для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи — для освящения наших сил телесных.
Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно , иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу — грешим, грех этот называется кощунством .
Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д.
Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.
Слово «аминь» — значит: истинно, правда, да будет так.
ВОПРОСЫ: Что мы выражаем, когда полагаем на себя крестное знамение? Как мы складываем пальцы для крестного знамения и что это означает? Осеняя себя крестным знамением, для чего полагаем его на лоб, грудь и плечи? Почему крестное знамение нужно полагать правильно и неспешно? Когда нужно полагать на себя крестное знамение (креститься)? Что называется грехом?
О поклонах
Чтобы выразить Богу наше благоговение пред Ним и почитание Его, мы во время молитвы стоим , а не сидим: только больным и очень старым дозволяется молиться сидя.
Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами . Они бывают поясные , когда наклоняемся до пояса, и земные , когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли.
ВОПРОСЫ: Почему во время молитвы нужно стоять, а не сидеть? Для чего употребляются поклоны во время молитвы? Какие бывают поклоны?
Какие бывают молитвы
Если мы и близкие наши здоровы и благополучны, есть нам где жить, есть во что одеться, есть чем питаться, то мы должны прославлять и благодарить Бога в наших молитвах.
Такие молитвы называются хвалебными и благодарственными .
Если с нами случится какое-либо несчастье, болезнь, или беда, или нужда, мы должны просить у Бога помощи.
Такие молитвы называются просительными .
А если мы сделаем худое дело (согрешим) и провинимся пред Богом, мы должны просить у Него прощения — каяться.
Такие молитвы называются покаянными.
Так как мы грешны пред Богом (постоянно грешим), то поэтому мы должны всегда, прежде чем просить что-либо у Бога, сначала покаяться и тогда уже просить Бога о наших нуждах. Значит, покаянная молитва должна всегда предварять просительную молитву.
ВОПРОСЫ: Что мы должны высказывать Богу, когда Он посылает нам благодеяния? Как называются молитвы, когда мы восхваляем или благодарим Бога? Что мы высказываем Богу в молитве, когда с нами происходит несчастье и когда сделаем что-либо худое?
Когда Бог слышит нашу молитву
Приступая к молитве, мы должны прежде примириться с теми, которым мы сделали зло, и даже с теми, которые обижаются на нас, а потом уже с благоговением и вниманием стать на молитву. Во время молитвы ум свой должны направить так, чтобы он ни о чем постороннем не думал, чтобы сердце наше желало лишь одного, как бы получше помолиться и угодить Богу.
Если же мы будем молиться, не примирившись с ближними, молиться спешно, во время молитвы будем разговаривать или смеяться, тогда наша молитва будет неугодна Богу, такую молитву Бог слушать не будет («не услышит нас») и даже может наказать.
Для прилежной и усиленной молитвы и доброй благочестивой жизни установлены посты .
Пост — это такие дни, когда мы должны больше думать о Боге, о своих грехах перед Богом, больше молиться, каяться, не раздражаться, никого не обижать, а наоборот, всем помогать, читать Закон Божий и т. д. А чтобы легче было это выполнить, нужно, прежде всего, меньше есть — совсем не есть мяса, яиц, молока, т. е. «скоромную» пищу, а есть только «постную» пищу, т. е. растительную: хлеб, овощи, фрукты, так как сытная «скоромная» пища вызывает у нас желание, не молиться, а, или поспать, или же, наоборот, резвиться.
Самый большой и длинный пост бывает перед праздником Пасхи. Он называется «Великим постом».
ВОПРОСЫ: Когда мы можем надеяться на Бога, что Он услышит нашу молитву? Что нужно сделать, чтобы наша молитва была благоговейная и усердная? Услышит ли Бог молитву, если мы будем молиться спешно и рассеянно? Что установлено для прилежной и усиленной молитвы? Что такое пост?
Где и когда можно молиться Богу
Молиться Богу можно везде, потому что Бог находится везде: и в доме, и в храме, и в пути.
Христианин обязан молиться ежедневно, утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и по окончании всякого дела. Такая молитва называется домашнею или частною .
В воскресные и праздничные дни , а также и в будни, когда свободны от своих занятий, мы для молитвы должны ходить в храм Божий , куда собираются подобные нам христиане; там мы молимся сообща, все вместе.
Такая молитва называется общественною или церковною .
ВОПРОСЫ: Где можно молиться Богу? Почему можно молиться Богу везде? Как называется молитва, когда мы молимся дома? Как называется молитва, когда мы молимся в храме?
[ Оглавление ] [ Далее. ] Страница сгенерирована за 0.06 секунд !
Молитвы об усопших
Молитва об усопшем христианине
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва вдовца
Молитва вдовы
Молитва родителей о почивших детях
Молитва детей об усопших родителях
Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище
Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз.)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.) Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.) Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)
Псалом 90
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесйаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. В покоище Твоем, Господи, идеже вей святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивши. Сам и душу раба Твоего упокой. И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его. Кондак, глас 8: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вей человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (трижды), благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.
Вечная память (трижды).
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.
О молитве
Бог любит Свое творение, любит каждого из нас. «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь Вседержитель» ( 2Кор.6:18 ).
И мы поэтому так же, как к своему родному отцу или родной матери, можем всегда, в любое время, обращаться к Богу – к нашему Отцу Небесному. Обращение же наше к Богу есть молитва.
Значит, молитва есть беседа или разговор наш с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища и все дается нам Богом; «без Бога – ни до порога», говорит русская пословица.
Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвою. А Господь очень добр и милостив к нам; и если от чистого сердца, с верою и усердием будем просить Его о своих нуждах, Он непременно исполнит наше желание и даст все, в чем мы нуждаемся. При этом нужно всецело положиться на Его святую волю и терпеливо ждать, потому что только один Господь знает, что и когда нам дать – что нам полезно и что вредно.
Плохо делают те, кто лениво молятся Богу: они удаляются от Бога, и Бог от них.
А без молитвы человек перестает любить Бога, забывает о Нем и не исполняет своего назначения на земле, то есть совершает грех.
ВОПРОСЫ: Что значит молиться Богу? Нужно ли молиться Богу? Когда Бог исполнит нашу молитву? Хорошо ли поступают люди, которые не молятся Богу?
Закон Божий о молитве
Предисловие ко 2-му изданию
Необходимость иметь обширное пособие в преподавании Закона Божия диктуется современными, особенными, небывалыми условиями:
1. В большинстве школ Закону Божиему не учат, а все естественные науки преподаются сугубо материалистически.
2. Большинство русских детей и молодежи находится в окружении иностранной среды, среди различных вероисповеданий и рационалистических сект.
3. Учебники старого издания уже все распроданы, их достать почти невозможно. Кроме того, не все учебники старого издания могут вполне удовлетворять требованиям и запросам современных детей.
Все эти указанные условия и другие обстоятельства нашего трудного времени налагают на родителей, на всех воспитателей детей и, особенно, на преподавателей Закона Божия огромную ответственность. Кроме того, никто не знает, что будет завтра, — будет ли данный ребенок учить Закон Божий или нет, может быть завтра семья его переедет в место, где не будет ни церковной школы, ни храма, ни священника. Уже это одно обстоятельство не дает нам возможности в самых первых классах ограничиваться простым (без всяких пояснений) рассказыванием ребенку событий священной Истории, как это делалось раньше, при программах, рассчитанных на много лет.
В наше время необходимо избегать рассказывать Закон Божий в форме наивной сказки (как говорят «по-детски»), ибо ребенок и поймет его, как сказку. Когда же будет взрослым, у него произойдет разрыв между учением Закона Божия и восприятием мира, как это мы и наблюдаем нередко в окружающей нас жизни. У многих современных людей с высшим образованием знания в области Закона Божия остались только со школьной скамьи первых классов, т. е. в самой примитивной форме, которая, конечно, не может удовлетворять всем запросам ума взрослого человека. Да и у самих детей, растущих в современных условиях и развивающихся быстрее обычного, часто возникают самые серьезные и мучительные вопросы. Такие вопросы, на которые многие родители и взрослые совершенно не в силах ответить.
Все эти обстоятельства выдвигают первостепенную задачу, — дать в руки не только детям в церковной школе, но и самим родителям, преподавателям и воспитателям, а лучше сказать семье, — школу Закона Божия. Для этого, как показывает практика, необходимо дать одну книгу, заключающую в себе все основы христианской веры и жизни.
Ввиду того, что многие из учащихся может быть никогда не возьмут в руки Св. Библию, а будут довольствоваться только одним учебником, то такое положение требует от учебника абсолютную правильность передачи Слова Божия. Не должно быть допущено не только искажения, но даже малейшей неточности в изложении Слова Божия.
Нам приходилось видеть многие учебники, особенно для младших классов, в которых допускались неточности, а порой и неправильности в передаче Слова Божия. Приведем несколько примеров, начиная с мелких.
В учебниках часто пишут: «Мать Моисея сплела из тростника корзинку»… В Библии же сказано: «взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою»… (Исх. 2, 3). На первый взгляд это кажется «мелочью», но эта «мелочь» сказывается дальше уже в более крупном.
Так вот, в большинстве учебников пишут, что Голиаф поносил, хулил имя Божие. Когда в Слове Божием сказано так: «не филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы. сегодня я посрамлю полки израильские, дайте мне человека, и мы сразимся вдвоем»… И говорили израильтяне: «видите этого выступающего человека? Он выступает, чтобы поносить Израиля»… (1 Цар. 17, 8, 10, 25). И сам Давид свидетельствует, когда говорит Голиафу: «ты идешь против меня с мечем и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских, которые ты поносил» (1 Цар. 17, 45).
Вполне ясно и определенно сказано, что Голиаф смеялся вовсе не над Богом, а над полками израильскими.
Но есть ошибки-искажения, которые явились роковыми для многих людей, напр., повествование о потопе. В подавляющем большинстве учебников довольствуются сказать, что шел дождь 40 дней и 40 ночей и наполнил землю водою, покрыв все высокие горы.
В самой же Св. Библии сказано совершенно иначе: «…в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей»… «Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней» (Быт. 7, 11-12; 24).
А в следующей главе говорится: «…и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней…» «в первый день десятого месяца показались верхи гор» (Быт. 8, 3; 5).
С предельной ясностью Божественное Откровение говорит, что потоп усиливался почти полгода, а вовсе не 40 дней. Затем вода стала убывать, и только на 10-ый месяц показались верхи гор. Значит потоп продолжался не меньше одного года. Это особенно важно и существенно знать в наше рационалистическое время, ибо и научные геологические данные это всецело подтверждают.
Укажем еще на одно очень важное обстоятельство. Все учебники, за очень редким исключением, принимают дни творения за наши обычные дни. Каждый учебник так и начинается: «Бог сотворил мир в шесть дней…», т. е. другими словами в неделю. А, ведь, в наше время такие слова, которые в Библии не существуют, для школьников являются самыми странными. Этими словами всегда оперируют безбожники, но, именно, эти то слова и являются полным искажением, в самом начале, Божественного Откровения. Эти слова вызывают у неутвержденного человека сомнения и тогда все остальное Св. Писание начинает им отвергаться, признаваться ненужным и плодом человеческой фантазии. Именно это и пришлось пережить пишущему эти строки, по необходимости слушая антирелигиозные лекции в школе.
Вопрос о днях творения, в условиях нашего времени, никак нельзя оставить без внимания. Тем более, что разъяснение этого вопроса мы находим еще в 4-м веке у Св. Василия Великого, в его книге «Шестоднев», у Св. Иоанна Дамаскина, а также у Св. Иоанна Златоуста, у Св. Климента Александрийского, у Св. Афанасия Великого, у блаж. Августина и др.
Наш день (сутки) зависит от солнца, а в первые три дня творения, не было еще и самого солнца, — значит были не наши дни. Какие были дни творения — неизвестно, ибо «у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8). Но одно можем предположить, что эти дни не были мгновениями, об этом говорит последовательность, постепенность творения. И Святые Отцы «седьмым днем» называют весь период от сотворения мира до наших дней и продолжающимся до конца мира.
Но, вот, пережив духовный кризис, попадаем за границу. Здесь, талантливый писатель Минцлов своею книгою «Сны земли» снова вызывает мучительные дни недоумений и сомнений.
Дело в том, что Минцлов, описывая спор студентов петербургской Дух. Академии, устами студента Крестовоздвиженского говорит:
– Нельзя же закрывать глаза на достижения науки в исследовании Библии: она на три четверти фальсификация жрецов!
– Например, хотя бы история исхода евреев из Египта — Библия рассказывает, что они сами ушли оттуда, что войско египтян погибло вместе с фараоном Мернефтой в Чермном море, а недавно в Египте нашли гробницу этого самого фараона, и из надписей в ней видно, что он и не думал погибать нигде, а умер себе дома…»
Мы не намерены спорить с г. Минцловым, что фараон Мернефта есть, именно, тот фараон, при котором евреи вышли из Египта. Ибо это дело историков, тем более, что в Библии не указано имя фараона. Но мы хотим сказать, что в этом вопросе г. Минцлов оказался совершенно несведущим, но одновременно с этим, он, не задумываясь, смело бросает «яд» сомнения в достоверность Слова Божия.
В Священном Писании нет определенно точного исторического указания о гибели самого фараона.
В книге «Исход», в которой находится историческое описание перехода Израильтян через Чермное море, в главе 14-й этой книги сказано следующее: —
Новая книга «Закон Божий»
В издательстве Сретенского монастыря в ближайшее время выйдет новая книга «Закон Божий». Ее авторы — иеромонах Иов (Гумеров) и его сыновья-священники Павел и Александр — опирались, с одной стороны, на творческий опыт своих предшественников, с другой — стремились ответить и на вызовы современной жизни, учтя те глубокие изменения, которые произошли в нашем обществе за последние полвека.
Жизнь человека должна строиться по законам, установленным Богом. Чтобы по ним жить, их надо изучать и знать. Новая книга «Закон Божий» призвана познакомить своего читателя с христианским благовестием о Боге и спасении, со Священной историей и духовным опытом Церкви.
В последние десятилетия в нашей стране вышло несколько изданий под одним и тем же названием «Закон Божий». Тем не менее, необходимость в новой книге давно назрела. В отличие от известного труда отца Серафима Слободского, вышедшего более полувека назад, и других изданий, выпущенных как в дореволюционной России, так и за рубежом, книга, опубликованная издательством Сретенского монастыря, написана современными авторами-священниками и обращена к нынешнему отечественному читателю.
Словосочетание «Закон Божий» часто ассоциируется в нашем сознании, прежде всего, с уроками в воскресных школах или гимназиях, однако данная книга ориентирована не на одних только детей. Ее авторы находят общий язык как с подростками, так и с вполне зрелыми читателями. Если в изложении для детей Библия обычно представляется как набор сюжетов, то в новой книге авторы, помимо изложения библейских событий, знакомят своего читателя также и с общим смыслом Священной истории: и ветхозаветной, и евангельской. Подобное изложение может послужить хорошим руководством к будущему, более углубленному изучению Священного Писания. Особый интерес вызывает глава «Религия в жизни избранного народа». Ветхозаветные праздники, обряды и традиции, о которых многие из нас только слышали, в этой главе находят свое духовно-символическое и прообразовательное объяснение.
В разделе, посвященном истории Церкви (подобный раздел отсутствовал и в известном труде протоиерея Серафима Слободского, и в других менее известных изданиях), даны жизнеописания святых, подвизавшихся в различные эпохи от апостольского века до нашего времени. Данный подход показывает духовную преемственность в истории нашей Церкви.
Значительная часть книги посвящена духовной жизни человека. Учение о Боге, Едином в трех Ипостасях, о Боговоплощении и о Церкви Христовой излагается на основании Символа веры и в согласии с многовековой христианской традицией. В разделе «Вера христианская» авторы предлагают содержательную беседу о вере в Бога и смысле человеческой жизни. Отдельная часть новой книги отведена вопросам духовной жизни современного христианина, что может быть чрезвычайно полезно в наше время — время всеобщей утраты смыслов и подмены нравственных понятий.
Мы надеемся, что новая книга «Закон Божий», подготовленная в издательстве Сретенского монастыря в год двадцатилетия возрождения монашеской жизни обители, послужит как делу духовного просвещения всех желающих знать о христианской вере и Церкви, так и поможет научиться строить свою жизнь согласно с Божественным Законом.
Примеры разворотов книги
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. Человек и его вера
ЧАСТЬ 1. Начальные понятия о Боге и духовной жизни
- Бог — Отец наш Небесный
- Без Бога ни до порога
- Откуда мы знаем о Боге
- Свойства Божии
- Где и как общаться с Богом. Крестное знамение
- Храм — дом Божий
- О Божией Матери
- Человек — образ Божий
- Семья — малая Церковь
- Православные — право славящие Бога
ЧАСТЬ 2. Молитва — дыхание души
- Молитвенное правило
- Детская молитва
- Первые молитвы и объяснение их
- Молитва Господня
- Молитва Святому Духу
- Молитва Пресвятой Богородице («Богородице Дево»)
- Хвалебная песнь Богородице («Достойно есть»)
- Архангельская песнь
- Молитва Ангелу Хранителю
- Молитва за живых
- Молитва за усопших
- Молитва перед учебой
- Молитва после вкушения пищи
- Молитва Иисусова
ЧАСТЬ 3. Священная и церковная история
- Божественное Откровение
- Священное Писание
- Богодухновенность Священного Писания
- Кто написал Библию
- Канон Священного Писания
- Библейские рукописи
Священная история Ветхого Завета
Евангельская история
История Церкви
ЧАСТЬ 4. Вера христианская
- Вера в Бога и смысл человеческой жизни
- Символ веры
- Первый член Символа веры
- Второй член Символа веры
- Третий член Символа веры
- Четвертый член Символа веры
- Пятый член Символа веры
- Шестой член Символа веры
- Седьмой член Символа веры
- Восьмой член Символа веры
- Девятый член Символа веры
- Десятый член Символа веры
- Одиннадцатый член Символа веры
- Двенадцатый член Символа веры
- Кратко о церковных Соборах
- I Вселенский Cобор
- II Вселенский Собор
- III Вселенский Собор
- IV Вселенский Собор
- V Вселенский Собор
- VI Вселенский Собор
- VII Вселенский Собор
- Иноверие и инославие
- Мысли святителя Феофана Затворника
- Вера и наука
ЧАСТЬ 5. Духовная жизнь
- Грех и борьба с ним
- Почему добрые дела творить сложнее
- Что такое страсти
- Посты и их духовный смысл
- Многодневные посты
- Однодневные посты
- Заповеди Божии
- Первая заповедь
- Вторая заповедь
- Третья заповедь
- Четвертая заповедь
- Пятая заповедь
- Шестая заповедь
- Седьмая заповедь
- Восьмая заповедь
- Девятая заповедь
- Десятая заповедь
- Евангельские заповеди блаженства
- Первая заповедь
- Вторая заповедь
- Третья заповедь
- Четвертая заповедь
- Пятая заповедь
- Шестая заповедь
- Седьмая заповедь
- Восьмая заповедь
- Девятая заповедь
ЧАСТЬ 6. О храме и богослужении
- Почему мы молимся в храме?
- Храм и его устройство
- Внутреннее устройство храма
- Колокольный звон
- Степени священства
- Монашество и монастыри
- Богослужения суточного круга
- Всенощное бдение
- Божественная литургия
- Происхождение литургии
- Какие бывают литургии
- Последовательность и символическое значение литургии
- Проскомидия
- Значение поминовения на проскомидии
- Литургия оглашенных
- Литургия верных
- Семь Таинств Церкви
- Таинство крещения
- Таинство миропомазания
- Исповедь, или Таинство покаяния
- Как готовиться ребенку к первой исповеди
- Таинство причащения
- Таинство елеосвящения (соборование)
- Таинство венчания
- Таинство священства
- Молебен
- Освящение жилища
- Загробная участь души и поминовение усопших
- Как молиться за усопших
- Дни особого поминовения усопших
ЧАСТЬ 7. Церковные праздники
- Праздник в жизни православного христианина
- Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
- Великий пост
- Вход Господень в Иерусалим
- Страстная седмица
- Пасха Христова и Светлая седмица
- Вознесение Господне
- Пятидесятница. День Святой Троицы
- Праздники месяцеслова (непереходящие)
- Рождество Пресвятой Богородицы
- Воздвижение Креста Господня
- Введение во храм Пресвятой Богородицы
- Рождество Христово
- Крещение Господне
- Сретение Господне
- Благовещение Пресвятой Богородицы
- Преображение Господне
- Успение Пресвятой Богородицы
- Дни памяти святых. Чины святости
- Икона — образ невидимого горнего мира
ЧАСТЬ 8. Духовный мир
- Мир ангельский
- Духовность истинная и темная
- Православная молитва против оккультизма
- Православные чудеса
- Схождение Благодатного огня
- Облако на горе Фавор
- Чудо крещенской воды
- Мироточивые иконы и святые мощи
- Туринская плащаница
Увлекаюсь святыми писаниями с юности. Прочел более 80 книг данной тематики.