Содержание
Сочетание поста с милостию и молитвою
Поучение в пятую неделю Великого поста
Святитель Игнатий (Брянчанинов) |
Благо, говорил архангел Рафаил Товитам, молитва с постом, милостынею и правдою (Тов. 12, 8). Великое благо — такой пост! Благо он для грешников как единственная дверь для исшествия из плотского состояния, для вступления в спасительную пажить покаяния и для неисходного пребывания в этой спасительной пажити. Великое благо он — не для одних грешников: великое благо он — для праведников, великое оружие в руках их. Во все время земного странствования они не покидают его, им удерживают себя в чистоте и святыне. Пост свой они основывают на милости; пост свой они полагают в основание молитве; молитвою веры (Иак. 5, 15) приемлют все просимое ими (Мк. 11, 24).
И повсюду Святый Дух законополагает соединение поста с молитвою. Обратитеся ко Мне всем сердцем вашим, взывает Господь к грешникам устами другого пророка, увещевая и ободряя их к покаянию, в посте и в плачи и в рыдании, и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша, и обратитеся ко Господу Богу вашему. Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедите цельбу (Иоиль 2, 12-15). Опыт силы поста и молитвы показали кающиеся Ниневитяне. Уже изречено было Богом определение на них, уже оно возвещено было им пророком Ионою; уже пророк, удалившись за город, пристально смотрел на город и ежечасно ожидал сбытия грозного пророчества. Но Ниневитяне прибегли к покаянию, доказывая неподдельность покаяния оставлением лукавых деяний, усиленным постом, усиленною молитвою, — и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори (Ион. 3, 10). В Новом Завете Господь возвестил, что пост соделается общим подвигом всех учеников Его, егда отъят будет от них небесный Жених — Господь, вознесением на небо (Лк. 5, 35). И как ученикам Господа Иисуса не поститься на земле, как не плакать на ней, как не облачаться в одежду печали, когда Сокровище их, единственное Сокровище, далеко от них, когда путь к Нему преисполнен трудностей, — наветуется ужасными и по числу и по злобе разбойниками!
Возлюбленные братия! Познав значение и силу духовных оружий — милостыни, поста и молитвы, поспешим препоясаться этими оружиями. Стяжем милость, облечемся в благость, по наставлению и убеждению апостола (Кол. 3, 12). Отличительною чертою характера нашего, постоянною отличительною чертою поведения нашего да будет милосердие [5] . Вне милости не будем искать правды [6] .
О посте и молитве. Размышления уверовавшего врача.: О молитве
Все, чего ни попросите в молитве с верою,
получите. Мф.21,22
Попробуйте каждодневно молиться раза два в день хотя бы полчаса, и вы увидите, как часто у вас будет являться сильное нежелание исполнить ваше намерение. Но вот вы победили это нежелание, становитесь на молитву начинаете молится. Вдруг вы замечаете, что целая фраза, иногда целая половина молитвы проскользнули мимо сознания, которое в это время было занято совсем другими мыслями, ничего общего с молитвой не имеющими, вы ловите себя, стараетесь больше сосредоточить внимание и через несколько минут опять то же самое, и только под конец, после многих усилий удается (а иногда так и не удается) продолжать молитву с должным вниманием и сосредоточенностью. Вот эта-то борьба внутренняя и составляет вышеупомянутую трудность молитвы, но зато в ней заключается источник укрепления.
Конечно, возможен и другой путь перерождения, где на первом плане стоит мысль, но первый путь встречается в жизни безусловно чаще и быстрее и вернее ведет к цели. В этом смысле особенно поучительны некоторые каноны, которые представляют из себя высокохудожественные, духовные, поэтические произведения, проникнутые сильным чувством. Только для понимания всей их глубины необходимо освоить славянский язык, на котором они написаны. Иначе вся красота их скрывается, подобно тому как, по недостаточности знакомства с древними языками, малопонятно для нас изящество древнеклассических произведений (Вергилия, Горация, Гомера), приводивших в восторг современников. Перевод — уже проза, подчас неуклюжая, которая не может вызвать чувства, вызываемого поэтическим оригиналом.
Еще большее значение в этом отношении имеет общественное моление в храме, которое по какому-то недоразумению отрицается Л.Толстым. Здесь Церковь на помощь немощному человеку призвала, так сказать, все, что только можно, все пять чувств. Своды храма как бы уединяют вас от всего земного, со всех сторон смотрят на вас лики святых, исполненные кротости, любви, духовного благородства, церковнослужители провозглашают и читают исполненные вдохновения, чувства и поэтических образов духовные стихи, хор в стройном пении возносит свои мольбы к Богу. В такой обстановке невольно забудешь на время все земное и отдашься высшим мыслям и чувствованиям — духовной радости, умиления, сокрушения. Как известно из истории Государства Российского, даже послы князя Владимира, грубые язычники, во время богослужения в константинопольском Софийском соборе прониклись таким чувством, что не знали, где находятся — на небе или на земле.
Но главное значение молитвы — чисто духовное. Во время молитвы и особенно в Таинствах Церковных на человека сходит БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ особая сила, без которой даже самому сильному человеку невозможно спастись, именно приблизиться не на словах, а на деле к истинному христианскому идеалу, победить в себе страсти и похоти человеческие. Это та сила, которая и слабым натурам давала возможность достигать венца мучеников, отказываться от всего земного и становиться великими подвижниками. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствовал, что «молитва есть царица добродетелей».
Велико действие поста и молитвы на все существо человека. Но и то, и другое является не целью, а средством к спасению, средством ослабить действие злого начала, находящегося в нас, указанным премудрым Богом и Святою Церковью немощному и окаянному человечеству.
Христос был лишен немощей духовных, для учеников достаточно было присутствие Его — Самого Бога — и потому они не соблюдали еврейских постов, но «отнимется у них Жених»,- сказал Христос Господь, то есть будут предоставлены они самим себе со всеми немощами естества человеческого, и «они будут поститься». Кроме этих слов Спасителя, мы должны помнить, что перед вступлением на проповедь Иисус Христос выдержа 40-дневный пост, тем самым подав нам пример и указав на значение поста для просветления и укрепления духовных сил человека.
«Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине»,сказал Христос Господь в беседе с самарянкой. «Вот, видите ли,говорят современные духоборы,- как надо поклоняться Богу,- зачем нужны храмы, богослужения, внешняя молитва и прочее». Но не будем забывать, что Христос молился по целым ночам, а в саду Гефсиманском даже до кровавого пота. Каждую Пасху Господь посещал Иерусалимский храм, следовательно, не относился отрицательно к общественному богослужению. Апостолы после вознесения Иисуса Христа на небо постоянно собирались для молитвы в храме Иерусалимском в притворе Соломоновом. Слова, сказанные Христом самарянке, относятся к идеалу, к «истинным поклонникам», то есть прошедшим уже, так сказать, всю школу спасения и достигших совершенства духовного, какими, как мы знаем, были подвижники — пустынники, затворники, не посещавшие церковных богослужений, но и они продолжали приступать к Таинствам Исповеди и Святого Причащения. Нам же, немощным и окаянным, нужны храмы, нужна хорошая церковная служба, нужно благолепие, чтобы растрогать наше окаменелое сердце и заставить полюбить Бога не так, как мы Его любим, а действительно всем сердцем, всею душою, всею мыслию. Средствами этими ни апостолы, ни Сам Христос (по своему человечеству) не пренебрегали.
В чем же заключается цель истинного поста? Цель заключается в воздержании от порока и в преуспевании в добродетели, то есть в посте духовном. Этот пост требует больших сил; здесь приходится бороться уже не столько с похотями плоти, сколько со страстями — гордостью, завистью, злобой, стяжанием и другими. Кто не может воздержаться от известной пищи или заставить себя молиться, тому нечего мечтать победить эти страсти, он будет обманывать себя и других, но страсти порочные останутся при нем. Трудна борьба, зато здесь каждый успех, каждая, даже малая победа, составляет источник великого и истинного счастья! Труждающиеся и обремененные, разочарованные, малодушные и слабые, как близок от нас вожделенный покой души! Он в нас самих, только прикрыт покровом нашего маловерия и греховности. Обратимся ко Христу и научимся от Него относиться ко всем несчастьям этой временной жизни, ко всем страданиям так, как Он — с кротостью, смирением, упованием и покорностью воле Всемогущего Его Отца. Таким образом мы приобретаем покой душам нашим, мало того, поймем тогда, что все казавшееся нам игом и тяжелым бременем, есть в сущности источник великого блаженства и истинного счастья.
Плод такой жизни на земле — это любовь, радость, мир (Гал.5,22), как говорит апостол, а по воскресении — вечная жизнь, вечное блаженство.
Еще раз о посте
На нашем портале мы провели опрос среди читателей, постятся ли они. В опросе приняло участие более 2000 человек, и результаты таковы: примерно треть наших читателей – а мы считаем, что это, скорее всего, люди верующие или сочувствующие Православию, – соблюдают пост. А где-то 65% – это те, кто либо не соблюдает пост вообще, либо соблюдает его с какими-то послаблениями в еде.
Мы попросили протоиерея Олега Стеняева еще раз напомнить, что такое пост, как он связан с духовной жизнью православного христианина, а также дать советы тем, кто всё еще не решается начать поститься, как приступить к посту.
Молитва и пост
Прежде всего, пост – это то, без чего мы не сможем одолеть силы зла, которые, как сказано, «изгоняются только молитвой и постом» (Мф. 17: 21). Пост и усиливает молитву, и сам по себе, как действие, связанное с нашим телом, ослабляет греховные позывы тела. Потому что человеку трудно вести молитвенную жизнь и в то же время никак не обращать внимания на позывы тела. Признаемся, ведь бывает так: мы читаем молитву, а ум наш где-то витает, мы думаем о чем-то другом, даже иногда неприличном. И вот мы останавливаем свою мысль, чтобы вспомнить, какую молитву читаем – Божией Матери или Христу. И даже переворачиваем листочек, чтобы посмотреть. Выходит, мы перестали молиться в какой-то момент: греховные прилоги через расслабление плоти воздействовали на нас. Пост помогает с этим справиться.
Пост – самое благоприятное время для молитвы. Душа напрямую связана с телом, и если тело не контролируется в том числе постом, то это удар и по нашей душе.
Душе нужна тренировка, закалка. Эта закалка – пост, поддержка – молитва. Даже тело физически слабнет, если не делать никаких упражнений, не тренировать его. Сколько людей занимается спортом, ходит в спортзалы, чтобы поддерживать физическую силу тела! Почему так же серьезно мы не относимся к своей душе?
Когда мы не вкушаем скоромную пищу, мы как бы возвращаемся в райское состояние. Ведь наши прародители вкушали в раю только растительную пищу.
Тело, смирённое постом, не мешает сосредоточиться на молитве
Ограничения в пище очень важны. Повторюсь: важны, потому что тело, смирённое постом, не мешает нам сосредоточиться на молитве.
Пост – благоприятное время и для иных тренировок плоти: когда супруги ради упражнения в молитве договариваются, что будут воздерживаться друг от друга. Невкушение скоромной пищи в пост очень помогает в этом.
Чтение Священного Писания – важная духовная поддержка в пост
Очень важно для духовной поддержки в пост читать Священное Писание. Я стараюсь во время Рождественского поста целиком прочесть его, а в Великий пост – дважды: и Ветхий, и Новый Заветы. Понимаю, что для работающих прочесть Библию в пост целиком сложно и трудно. Выберите какую-нибудь одну часть ее, например, только Евангелия, читайте внимательно, может быть, даже с комментариями святых отцов. А в следующий раз – во время другого длительного поста – читайте другие книги Библии, так же внимательно и вдумчиво. Посты станут для вас не только духовным упражнением, но и временем духовного образования.
Обязательно читайте Евангелие дня и Апостол дня
И не забывайте, что есть Евангелие дня и Апостол дня: в календаре отмечается, какую часть Нового Завета Церковь читает в тот или иной день. Эти указания не только для священнослужителей, но и для мирян. Рекомендуется после утренней молитвы обязательно читать Евангелие дня и Апостол дня. Это короткий отрывок, и хорошо, если он станет темой для размышлений верующего человека.
Почему еще важно с молитвой соединять чтение слова Божия? Если я просто молюсь, то такая молитва может быть монологом и выше потолка не подниматься, но если я с молитвой соединяю чтение слова Божия, то получается, что в молитве я вопрошаю Господа, а через слово Божие получаю ответы от Него.
О послаблениях в посте
Для кого существуют послабления в посте? Могут не поститься беременные женщины, кормящие матери, заключенные и военнослужащие. Также пост послабляется для болящих: свое меню они обсуждают с врачом, у священника берут благословение.
Маленькие дети имеют целый ряд послаблений в посте – об этом говорится у святых отцов. Но важно помнить: послабления касаются только пищи. И если кто-то – беременная женщина, военнослужащий – не соблюдает пост в пище, то он должен для себя избрать другую форму поста. Например, отказаться от зрелищ, не смотреть кино, спортивные соревнования…
Что касается детей… Приведу пример из своей практики. Однажды ко мне подошел мальчик лет 6–7 и говорит: «Мне не разрешают поститься. Вы сказали, что надо находить свою форму поста. Что бы вы мне посоветовали?» Я ему сказал: «Откажись от жвачки». Мы видели, что он все время жует, и когда в храме ему делали замечание, он вынимал изо рта жвачку и за ухо приклеивал ее, а потом через какое-то время начинал опять жевать. Я ему предложил отказаться от жвачки – он отказался. Для него это было большим испытанием – не жевать; было видно, как тяжело это ему дается. Я даже просил приход молитвенно его поддержать. Мальчик справился, у него был настоящий пост. Мы за него очень порадовались. Спрашивали его: «Тяжело?» «Да, – говорит, – особенно в первое время, слюни даже копились во рту, потом стало полегче, я пил воду».
Если кто-то не может совершать пост по всей строгости, это не значит, что он вообще не должен поститься
Так что если кто-то не может совершать пост по всей строгости, это не значит, что он вообще не должен поститься. Всегда есть, в чем можно именно себя ограничить для духовного возрастания.
Кстати, пост всегда сообщает радость пище: если человек всё время ест мясное и молочное, у него нет уже вкуса к этим продуктам, а если на время поста он отказывается от этого, а потом пост оканчивается, время разговения наступает, он хоть вкусовые качества мяса может оценить.
В зимний период организм очень устает от тяжелой мясной пищи, поэтому Рождественский пост и Великий пост избавляют нас от этой тягости. И когда мы в это время больше вкушаем растительной пищи – овощей и фруктов, то у нас улучшается сон, тело получает отдохновение. Отсутствует сонливость во время молитвы, потому что молитва, соединенная со скоромной пищей, – это тяжелая молитва.
Изучение Писания в пост принципиально другое: сознание более легко запоминает тексты, образно воспринимает их, не бывает блуждания мысли во время чтения.
Ты говоришь: «Я не могу», – а ты пробовал? А вдруг можешь?
Я бы дал совет людям, которые никогда по-настоящему не постились: попробуйте! Если человек попробует, то есть опытно войдет в мир поста, то он сможет оценить его. Потому что нельзя отвергать то, о чем ты не имеешь представления. Ты говоришь: «Я не могу», – а ты пробовал? А вдруг можешь?
Вообще у нас очень много полных людей, и многим было бы полезно попоститься и в другие дни, помимо постных. (Улыбается.) Люди почему-то готовы сидеть на очень строгих диетах, когда практически вообще ничего нельзя есть, но при этом, к сожалению, избегают постов. А ведь как много вкусных и полезных постных блюд.
Бывает и так: один мой знакомый во время Великого поста не постился и вдруг на Светлой седмице говорит: «Я решил сесть на жесткую диету». Спрашиваю: «Почему во время поста ты не принял такое решение?» Отвечает: «Не знаю, я собирался, но что-то меня отвлекало». Я объяснил ему, что – вернее, кто-то отвлек его: злые духи, бесы, которые постарались всё с ног на голову перевернуть: в пост – ешь, что хочешь; на Светлой седмице, когда надо разговляться, – жесткая диета.
Сугубо попоститесь неделю – и придет такая духовная радость, что захочется и дальше пост продолжать
Хочу дать совет тем, кто думает, что не сможет понести пост в течение всей четыредесятницы: начните поститься хотя бы в среду и пятницу в этот Рождественский пост. И всё же попробуйте, что такое пост, – недельку сугубо попоститесь. А потом, когда вы войдете в ощущение этой легкости – в молитве, при чтении Писания, – придет такая радость духовная, тихая, спокойная, что вам захочется и дальше пост продолжать. Почему бы не попробовать? Ведь пост – это твое свободное волеизъявление. Дерзай! И ты поймешь, какое это благо. Ощутишь, как эти ограничения и молитва, соединенная с постом, приносит огромное обогащение душе.
Испытайте силу молитвы и поста
О посте и молитве
Постараемся ответить на вопросы:
• Что такое пост?
• Цель поста?
• Кем и для кого установлен пост?
Можно начать с чтения с книги Исход 19:10; и 14-15: «Бог сказал Моисею: пойди к народу и освяти его, пусть вымоют одежды свои. и проведи черту со всех сторон и скажи: «берегитесь прикасаться к подошве горы, и воздержаться от физической близости с женами».
Бог дал народу наглядный урок. Никто не должен восходить на гору Почему? Потому что Бог свят, а народ грешен! Грех разделил народ с Богом. Вот для чего была проведена черта: «берегитесь прикасаться к горе».
Цель Бога: Вести народ в обетованную землю; приблизить его к Себе и сделать его нравственно чистым.
Для этого Бог дал Израильскому народу постановление об очищении:
«Да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте. Ибо сей день очищает вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чистыми пред лицем Господним» Лев 16:29-30
Как происходило очищение от греха? Чтение из книги Лечит 16:21-24
В этот день, 10 июля, народ находился в стане и знал, что священник приносит жертвы за грех:
• На голову живого козла священник возлагал руки и исповедал все беззакония, все преступления и грехи сынов Израилевых и отпускал козла с нарочным человеком в пустыню, где он там погибал.
• Второе жертвенное животное приносилось во всесожжение за священника и за народ. Кровью его окроплялся жертвенник, скиния, святое святых, народ очищались этой кровью.
«И да будет сие для вас вечным постановлением: очищать сынов Израилевых от всех грехов »- Лев 16:33-34.
Пост — это день очищения избранного Богом народа от их грехов и беззаконий.
Пост — это день общения с Богом – Флп. 4:6 -7.
Цель поста: достичь внутреннего смирения избранного народа пеерд Богом. Видя святость Бога и свою греховность, человек смирялся.
Кем, когда и для кого установлен пост? Пост был установлен Богом для народа Израиля, избранного народа, чтобы очистить его, приблизить к живому Богу и научить поклоняться Ему.
Какое постановление дано нам? Мы тоже избранный Богом народ. Мы тоже находились в плену греха, в духовном Египте, и Бог вывел нас на свободу и ведет в Царство Небесное.
Мы тоже имеем вечное постановление – заповедь Господа Иисуса Христа о Вечере Господней. Принимая Вечерю, мы вспоминаем страдания Христа, доколе Он придет.
• Один раз в месяц объявляется пост и молитва для всех членов церкви.
• Это день нашего очищения от греха и освящения.
Как происходят наше очищение и освящение?
В Ветхом Завете для очищения и освящения народа приносились жертвы козлов и тельцов. В Новом Завете мы имеем очищение в Крови Христа.
Напомним тексты из Евангелия «Ибо так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» Ин 3:16. Иисус Христос пришел на землю, чтобы умереть за наши грехи и беззакония. «Наказания мира было на Нем, и ранами Его мы исцелились!» — Ис. 53:5.
Христос есть жертва искупления и очищения Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха»- I Ин. 1:7,9.
Пост и молитва направлены на исследование нашего духовного состояния перед Богом.
Ответим на следующие вопросы:
• Что мешает мне быть ближе к Богу?
• Какой грех постоянно нарушает мой внутренний мир и мир с Богом?
Чтение из первого послания к Коринфянам 11:28: «Да испытывает же себя человек и таким образом ест от хлеба сего и пьет из чаши сей».
Каким образом испытывать себя? «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно. спасешь себя и слушающих тебя» — 1 Тим 4:16.
Зададим каждый себе вопрос: Как я пощусь? Что есть пост для меня?
Из практики известно, что для одних пост — это голодание; для других — это путь к примирению с тем, кого он обидел.
Если мы не испытываем себя; не вникаем в Слово Божье, то это влечет за собой последствия. «Оттого многие из вас немощны, и больны, и немало умирают» духовно и физически — 1 Кор.11, 30 .
В свое время народ Израильский задавал вопрос Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь, смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Ис. 58:3а. «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко от Меня»- Ис. 29:13.
Бог не отвечал на молитвы Своего народа, так как он ушел от Него поклоняться другим богам. Избранный Богом народ оставил истинного Бога, забыл об очищении и освящении. Пост для них стал обрядом, он совершался внешне, для вида. Постясь, они продолжали делать зло, жить по своей воле, не прекращали ссоры, распри и ропот. Потому Бог не отвечал на их молитвы.
Дорогие сестры! Как постимся мы? Не похожи ли и мы на Израильский народ?
Мы можем поститься, молиться, ходить в дом Божий. Но, закончив пост, продолжаем жить такой же греховной жизнью, как жили до этого.
И в результате наши проблемы остаются годами не решенными. И мы тоже задаем Богу вопрос: «Почему Ты видишь наши проблемы и не отвечаешь нам?»
Какой смысл, вкладываем мы в пост и молитву? Что такое пост и молитва для меня лично? Ответим для себя на эти вопросы.
Пение гимна «Научи меня, Боже, молиться». ПВ 23 . Пропойте этот гимн, вникая в его смысл.
Пост, который избрал Господь
Пост и молитва должны совершаться, прежде всего, лично за себя, за свое духовное состояние с тем, чтобы приблизиться к Богу.
«Помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой в пустыне,… чтобы испытать тебя, чтобы смирить тебя и узнать что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его или нет?» — Вт 8:2.
Вспомните свой путь следования за Богом. Какие испытания встретились в вашей жизни, как ваше сердце смирялось перед Богом? Какие заповеди вы храните в сердце своем?
Наша христианская жизнь неразрывно связана, с окружающим миром, с нашими ближними. Заповеди и повеления Божии обращены к нам.
«Вы – свет мира» — Мф 5:14 Мы являемся светом мира, когда любим ближнего своего и наших врагов, любим братьев и сестер по вере; когда на зло отвечаем добром и исполняем многие другие заповеди.
Пост я молитва нужны для того, чтобы исполнить заповеди Божии, увидеть свое состояние перед Богом, и черпать у Него силы, чтобы побеждать грех, потому что грех имеет природу сатаны.
«Вот пост, который Я избрал: разрешите оковы неправды, развяжите узы ярма и угнетенных отпустите на свободу, и расторгните всякое ярмо» — Ис.58:6-7.
• Разрешите оковы неправды. Бог ждал от избранного народа покаяния в том, что их сердце далеко отстояло от Него, они были связаны узами греха и роптали на Бога.
Не будем судить своих неверующих детей, мужей, родственников за то, что они живут греховной жизнью; не станем роптать, как нам трудно жить с ними.
Мы судим их неправедным судом, так как сами живем неправедной жизнью, не являемся для них светом, а, напротив, заковываем их в оковы неправды.
• Развяжите узы ярма и угнетенных отпустите на свободу.
Скольких родных и близких мы раним своим языком! Всегда ли просим прощения у них? Сколько людей причиняют нам раны? Всегда ли мы прощаем? Ярмо непрощения мы вешаем друг на друга.
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что
брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой, пойди и примирись с братом твоим»- Мф. 5:23-24.
Прощать нелегко. Нелегко просить прощение. Путь к прощению — это борьба! И мы должны побеждать этот грех, иначе у нас не будет радости, не будет свободы, и мы останемся в узах ярма.
Путь к радости и свободе лежит через покаяние, прощение наших обидчиков и смирение перед Богом.
Вот пост, который хочет видеть Бог! Вот молитвы, которые желает Он слышать от нас!
Победа над грехом совершается через пост и молитву. И если мы вступим на этот путь, то Бог дарует нам силу противостать всем козням дьявола.
«Тогда откроется, как заря свет твой, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» — Ис. 58:8.
Христос будет виден в нас и прославлен через нас. Исцеление наше скоро придет. Мы будем возрастать духовно, и к нам возвратится физическое здоровье.
• Правда твоя пойдет пред тобою, Мы получим оправдание свыше от
Бога, и в таком состоянии сможем «просить, и будет дано нам».
Божие благословение будет сопровождать нас и наши семьи.
Программа молитвы и поста
С чего начать пост и молитву?
Начните с чтения Слова Божия и молитвы за 2-3 дня до проведения поста, чтобы Господь помог вам избрать свободный от работы и от житейских забот день.
«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» — Мф. 6:6. «Но Он (Христос) уходил в пустынные места и молился» -Лк. 5:16.
Просите Бога подготовить вас к посту.
• Назначьте день, в который не будет делать никакую работу, заранее приготовьте все необходимое для семьи ( еду и прочее).
• Приготовьте место, комнату, в которой вы будете молиться, никому не мешая; отделитесь от окружающего мира, чтобы ничто вас не отвлекало. Отключите телефон.
Что касается пищи, то это дело лично каждого молящегося. Если здоровье не позволяет полностью отказаться от еды, то подкрепляйтесь постной пищей в небольших количествах во время поста.
Время начала поста. Желательно начать пост и молитву рано утром, по возможности в 6 -7 часов.
Молитва благословения. Попросите, чтобы Бог дал вам понимание Слова при чтении Библии, защитил вас и вашу семью от духов злобы поднебесных.
Чтение Слова Божия. Прочитайте отрывки из Библии: Бытие 27:26-40, затем Псалмы: Пс.3:4-6,9, Пс.120:1-8, Пс. 107:14, Пс.17:32-35,40, Пс.139:7-9,11
Помолитесь своими словами, следуя тексту Псалмов. Совершите молитву благословения, пение ИВ 7, 1С.
Прославление и благодарение Господа. Подберите хвалебные Псалмы и другие тексты Писания. Например: Псалмы 22; 83:2-3;5; 8:2-8; 13:2-15 и другие.
Совершите молитву прославления и благодарения, пение ПВ 726, 789, 99, 109.
Исповедание. Прочитайте отрывки из Евангелия Мф. 5:23-24, послания Иакова 3 глава. Проверьте свое сердце. Ведь от избытка сердца говорят уста. Наши уста — это барометр нашего сердца. Тексты для чтения из книги Притчей: 13:3; 11:12; 16:28 и Псалом 50:3-21.
Помолитесь о том грехе, который постоянно препятствует вам иметь мир в сердце и удаляет вас от Бога. От всего сердца совершите молитву покаяния. Пение ПВ 41, 45
Исследуйте Писание. Можно выбрать любую книгу из Библии и читать ее по главам.
Например, послание Иакова 1 глава. Прочитав главу, выберите в одном- двух стихах законченную мысль и размышляйте над тем, что говорит Бог, как этот стих касается вашей жизни. Есть ли в нем поучение? Наставление? Укрепление в вере? И т.д.
Помолитесь и поблагодарите Бога за эти открытия.
Перерыв на отдых. Если вы устали, сделайте перерыв на полчаса. Немощные молящиеся могут, подкрепиться пищей. Например: один стакан чая и кусочек хлеба, или один стакан сока или кефира. Можно принять душ или умыться холодной водой. Чувствуйте себя свободно в выборе отдыха. Сделайте зарядку, если есть потребность в движениях.
Для начинающих это духовное упражнение можно сократить время общения с Богом до четырех часов. Для тех, кто регулярно постится, время молитвы длится восемь и более часов, по вашему усмотрению.
Молитва ходатайства. «Прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, благодарения за всех человеков» — 1 Тим 2:1.
Приступайте к молитве о нуждах других. Заранее приготовьте список нужд, о чем и о ком вы желаете молиться.
Продолжайте чтение из послания Иакова 2 глава, исследуйте эту главу и подберите стих, отвечающий вашей нужде, чтобы применить его в молитве.
Можете вспомнить другие стихи из Писания и использовать их в ходатайственной молитве
Прочитайте из послания к Ефессянам 6:10-18, чтобы понять, где и у Кого черпать силы в молитве. Вы вступаете в духовную борьбу. Ваше оружие описано в стихах 14, 16, 17и 18.
Молитесь после каждой нужды и прославляйте Господа пением.
Завершение поста и молитвы. Закончите пост и молитву прославлением Господа. Поблагодарите Его за время общения с Ним.
Молитва и пение ПВ 84, 1827.
Испытаем силу молитвы и поста! Да благословит вас Господь!
О посте, молитве и прелести
Аноним: Какая связь между молитвою и постом?
О.Серафим: Пост – это воздержание, душевное и телесное, направленное на искоренение страстей, душевных и телесных. Без этого не бывает поста, в христианском его понимании.
Если же кто понимает пост только как не вкушение скоромной пищи, то это не христианское понимание поста, а языческое. Ибо такому посту не учили ни Христос, ни Апостолы, ни Св.Отцы.
Телесное воздержание в пище от христианина требуется не только во время не вкушения скоромной пищи, а всегда. И тогда когда нет поста, христианин может иметь воздержание при вкушении скоромной пищи, не объедаясь. Так, когда христианин старается вкушать скоромную пищу в меру, не переедая, то это уже есть воздержание, – пост против телесной страсти чревоугодия, которая и состоит в неумеренном вкушении пищи, в переедании.
Когда христианину надо ослабить свою дебелую, физически крепкую плоть, с целью борьбы со своими телесными страстями, тогда он не вкушает скоромную пищу, что и является телесным воздержанием, которое направлено против телесных страстей, и должно проходиться в верном настрое духа, чтобы привести к правильным результатам. Соответственно, если плоть уже слабая, физически немощная, то и степень телесного поста может ослабляться. Так как цель телесного поста соделать свою плоть более немощною. А если она уже немощна, к примеру, по причине болезней, то и нет смысла делать ее еще более немощною.
Целью поста, в христианском его понимании, является искоренение страстей, душевных и телесных, свобода от власти первородного греха, избавление от власти бесов.
Так как бесы имеют власть над человеком через посредство первородного греха и его страстей, то воздержание в страстных желаниях и чувствах, душевных и телесных (что и является христианским постом), избавляет человека от власти бесов над ним. Вот почему демоны теряют власть над человеком через пост и молитву. Таково святоотеческое учение по данному вопросу. И без этого невозможно избавиться от страстей и от власти бесов над человеком.
Поэтому-то когда в Св.Писании и у Св.Отцов идет речь о посте, то всегда подразумевается именно вот такой пост.
Учение о том, что человек может ибавляться от власти бесов над собою одной молитвой и телесным постом (постной пищей) — является заблуждением, которое заведет только в духовную прелесть. Такое учение могло родиться только от неверной духовной жизни, в которой нет законной, правильно-проходимой борьбы со страстями. Через такое молитвенное делание, без этой борьбы, человек зайдет только лишь в состояние духовной прелести. Так как основанием непрелестной молитвы и является правильно-проходимая борьба со страстями, направленная на воздержание в душевных и телесных страстях: «Главное условие для успеха в молитве есть очищение сердца от страстей» (свт. Феофан Затворник, «Мудрые советы…»).
Если не очищать свои душевно-телесные желания и чувства от страстей, через посредство правильно-проходимой внутренней духовной жизни и борьбы со страстями, и при этом заниматься молитвой, то это путь в духовную прелесть.
«Особенное попечение, попечение самое тщательное должно быть принято о благоустроении нравственности сообразно учению Евангелия… Единственно на нравственности, приведенной в благоустройство Евангельскими заповедями, единственно на этом твердом камне Евангельском, может быть воздвигнут величественный, священный, невещественный храм Богоугодной молитвы. Тщетен труд зиждущего на песке: на нравственности легкой, колеблющейся. Нравственность, приведенную в стройный, благолепный порядок, скрепленную навыком в исполнении евангельских заповедей, можно уподобить несокрушимому серебряному или золотому сосуду, который, один только, способен достойно принять и благонадежно сохранить в себе бесценное, духовное миро: молитву» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.«О молитве Иисусовой», отд.1, «О молитве Иисусовой вообще»). Все евангельские заповеди направлены против страстей, – на их искоренение, на получение свободы от власти страстей, а отсюда и от демонов. То есть, на искоренении душевно-телесных страстей, через посредство исполнения евангельских заповедей, созидается христианская нравственность и непрелестная молитва. Без этого молитва не избавит от власти страстей и демонов, а наоборот еще более заведет под их власть, по причине впадения в самообольщение и духовную прелесть.
«Всем известно, какое душевное бедствие возникло для иудейских книжников и фарисеев из их неправильного душевного настроения: они сделались не только чуждыми Бога, но и исступленными врагами Его, богоубийцами. Подобному бедствию подвергаются подвижники молитвы, извергшие из своего подвига покаяние, усиливающиеся возбуждать в сердце любовь к Богу, усиливающиеся ощущать наслаждение, восторг; они развивают свое падение, соделывают себя чуждыми Бога, вступают в общение с сатаною… Молящийся, стремясь раскрыть в сердце ощущения нового человека, и не имея на это никакой возможности, заменяет их ощущениями своего сочинения, поддельными, к которым не замедляет присоединиться действие падших духов. Признав неправильные ощущения, свои и бесовские, истинными и благодатными, он получает соответствующие ощущениям понятия. Ощущения эти, постоянно усваиваюсь сердцу и усиливаясь в нем, питают и умножают ложные понятия; естественно, что от такого неправильного подвига образуются самообольщение и бесовская прелесть – “мнение”» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.«О молитве Иисусовой», отд.2, «О прелести»). Целью покаяния, как раз, и является искоренение страстей, борьба с ними. И без этого молитвенное делание только приведет к духовной прелести.
«Свойственно уму представлять себе мечтанием высокие состояния молитвы, которых он еще не достиг, и извращать их в своей мечте или в своем мнении. Очень опасно, чтобы такой делатель не лишился и того, что дано ему, чтобы не подвергся умоповреждению и сумасшествию от действия прелести. Прелесть в большей или меньшей степени есть необходимое логичное последствие неправильного молитвенного подвига» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.«О молитве Иисусовой», отд.3, «О упражнении молитвою Иисусовою»). Вот, молитвенное делание без законной борьбы со страстями, без искренения страстей, заводит в состояние духовной прелести. И это, как говорит свт.Игнатий, есть «необходимое логичное последствие».
«Многие, ощутив расположение и усердие к духовному подвигу, приступают к этому подвигу опрометчиво и легкомысленно. Они предаются ему со всею ревностью и разгорячением, со всею безрассудностью, не поняв, что эти ревность и разгорячение — наиболее кровяные и плотские, что они преисполнены нечистоты и примеси; не поняв, что, при изучении науки из наук — молитвы, нужно самое верное руководство, нужны величайшее благоразумие и осторожность» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.«О молитве Иисусовой», отд.3, «О упражнении молитвою Иисусовою»). Почему при делании молитвы, как говорит свт.Игнатий, «нужны величайшее благоразумие и осторожность»? Потому что, без искоренения телесных и душевных страстей, без воздержания в них, усиленные занятия молитвой заведут в духовную прелесть. И не избавят от власти бесов, а наоборот заведут такого молитвенника под власть демонов, которые будут наводить на него различные сладострастные чувства и ощущения, в теле и душе; а он будет все это воспринимать за действия Божией благодати.
Увлекаюсь святыми писаниями с юности. Прочел более 80 книг данной тематики.