Урок орксэ 4 класс православная молитва

Полное описание: Урок орксэ 4 класс православная молитва специально для наших уважаемых читателей.

Урок ОПК на тему «Православная молитва»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – изучение нового.

Оборудование: раздаточные листы для самостоятельной работы.

Средства обучения: интерактивная доска, презентация.

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.

Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.

Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.

Просмотр мультфильма. (Слайд 2, гиперссылка)

У.: — Опишите состояние девочки. Что с ней происходит? Почему?

— Как бы вы поступили в такой ситуации?

— Какое решение нашла девочка?

Д.: — Девочка обратилась к молитве.

У.: — Помогла ли ей молитва? Как? (Высказывания детей)

II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.

У.: — Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.

Д.: — Мы сегодня будем говорить о молитве. (Слайд 3)

У.: — Что бы вы хотели знать по этой теме? Сформулируйте вопросы.

Эпиграфом нашего урока будут слова Франсуа Мориак:

Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.

III. Открытие новых знаний.

1. Определение понятия “молитва”. (Слайд 5)

Молитва — обращение верующего к Богу.

— А что значит православная молитва?

— “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.

Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.

И потому обращение к Богу называется молитва.

2. Предположите, о чём будет статья, если в начале урока мы выполняли задания, связанные со словами “православие”, “молитва”.

3. Чтение статьи учебника.

Ответы на вопросы после чтения учебника.

— Что в высказанном вами предположении оказалось верным? Что нового вы узнали?

— Какие бывают молитвы? (Слайд 6)

Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд 7)

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…

Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.

Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.

Молитва – благодарение — за всякое благодеяние Божие. (Слайд 8-10)

— За то можно благодарить Бога?

— Молитва благодарственная по исцелении от болезни.

— Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.

— Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.

— Молитва благодарственная по получении просимого.

Молитва – славословие. (Слайд 11)

В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”

V. Вторичное закрепление.

1. Осмысление прочитанного.

О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?

А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?

Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?

Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?

2. Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова. (Слайд 12)

VI . Знакомство с молитвой “Отче наш”.

1. Клип. (Слайд 13, гиперссылка)

Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.

Но есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы.

2. Объяснение слов молитвы. (Слайд 14)

Иже — Который; Иже еси на небесех — Который находится на небесах, или небесный;

на небеси — на небе;

насущный — необходимый для существования;

днесь — сегодня, на нынешний день;

должником нашим — тем людям, которые против нас согрешили;

искушение — соблазн, опасность впасть в грех;

лукаваго — всего хитрого и злого, то есть диавола. Диаволом называется злой дух.

3. Это интересно. (Слайд 15-16)

Читайте так же:  Молитва матушке Матроне о торговле

Самая краткая молитва: “Господи, помилуй!”

“Помилуй” – это слово, однокоренное со словами “милость”, “миловать”, “милостыня”.

О помиловании просит тот, кто знает свою вину, знает, что если бы его действия оценивала бездушная машина, то он был бы осужден. Но он просит личность (Бога) поступить с ним по любви.

VII. Первичный контроль.

1. Самостоятельная работа на индивидуальных листах.

Установи линии соответствия.

2. Проверка. (Слайд 17)

VIII. Итог урока. (Слайд 18)

— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.

— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.

— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.

— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.

— Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”.

Молитва похожа на беседу с близким человеком. Не забывай: тебе, мой друг, не стоит ждать какого-то особого случая или не хорошего происшествия, чтобы помолиться Богу. Он в состоянии слышать и отвечать на твои молитвы в любое время. Поэтому не стесняйтесь обращаться к Нему.

Бог всегда слышит и отвечает на наши молитвы. Это правда, потому что Он обещал это делать.

Тема: « Православная молитва».
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы, как разговора с Богом.

Скачать:

Вложение Размер
pravoslavnaya_molitva.docx 32.48 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет международного образования

Лаборатория истории и культуры религий мира

Конспект урока по теме:

Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55

Ефимова Лариса Станиславовна

ГБОУ СОШ № 2000 ЮАО

Тема: « Православная молитва».

Цель урока : помочь учащимся осмыслить понятие молитвы, как разговора с Богом.

Обучающая: узнать значение и связь слов «православная», «молитва», «благодать», «святые», познакомить с видами молитвы и молитвой «Отче наш»

Развивающая: продолжить формирование навыков работы с текстом; самостоятельной работы с источниками информации (учебником); способствовать развитию умения сравнивать и обобщать материал; продолжить формирование навыков работы в парах.

Воспитывающая: воспитание доброты, терпения, уважения к старшим, родителям, умения прощать.

Солдаты вернулись домой.

В годы Великой Отечественной войны раба Божия Зоя и ее сестра Зоя были маленькими. Бабушка постоянно понуждала их молиться об отце и двух братьях, ушедших на фронт, — это были её сыновья. Девочки молились по-детски просто: «Боженька, верни домой нашего папу, дядю Мишу и дядю Лёню». Все братья вернулись домой живыми и даже не ранеными. Став взрослыми, сёстры рассказали дяде Лёне, к тому времени уже старику, как они молились о нём во время войны. «Вот оно что ,- выслушав рассказ племянниц, сказал дядя. -А я в дни войны, когда мы отдыхали и чистили оружие где-нибудь на привале в поле или лесу, часто наблюдал, как надо мной кружатся два голубка». Отец же, вернувшись с фронта, рассказывал о том, как несколько раз чудом оставался жив. Так совпало, что, как только уходил с какого-нибудь места, тотчас туда попадали пули, снаряд или бомба. Все считали бабушку необыкновенно счастливой- у неё вернулись невредимыми все три сына! (Протоирей Вячеслав Тулупов)

-Ребята, почему вернулись невредимыми с войны все три сына бабушки?

Помогла ли им молитва? Как?

2. Постановка темы урока.

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

3.Открытие новых знаний.

А) Как вы понимаете слово православие? Православие- в переводе с греческого означает «верно славить».

Православие- это умение правильно славить Бога.

А с помощью чего мы можем славить Бога?

Что такое молитва?

Молитва- это обращение верующего к Богу. Православные люди называют Бога своим Господом (Господином), Поэтому к Богу они обращаются не с требованием, а мольбой

Христиане верят: если усердно молиться Богу и просить его о помощи, Бог сделает всё, что послужит истинной пользе человека. Иисус Христос так сказал об этом: «Просите, и дано будет вам; ищите и найдёте; стучите и отворят вам; потому что всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.»

-А с чем можно обратиться к Богу? Что у него попросить?

А знаешь ли молитвы силу?

А знаешь ли молитвы стон?

А знаешь, что душа просила себе у Бога, испокон?

Просила дать себе страданья, просила дать себе ума,

Просила в боли пониманья, чтоб праведной была сума.

Молитва — это преклоненье, молитва вдохновляет путь,

Молитва — первый шаг к спасенью, молитва — совершенства суть.

Молитва требует извечно соединения с Отцом

Через посты, раскаянье, смиренье и покаянье пред концом.

Молитва — лучший путь к спасенью, молитву каждого всегда

Бог слышит каждое мгновенье и вносит радостность в сердца.

Не может быть молитвы спешной иль требующей, гневной, злой,

Но вся в внимании прилежном, в уединении святом.

Себя нельзя молитвой славить и долгих лет себе желать.

Нельзя чужой судьбою править, нельзя молитвой осуждать.

А знаешь ли молитвы силу? А знаешь ли молитвы стон?

Но лучше так и боль, и милость, чем без молитвы под уклон…

-Ребята, а о чём нельзя молить Бога?

Б) А кто знает, как нужно молиться?

Зачем же мы, дети, становимся на ноги, когда молимся Богу, как вы думаете? А с кем мы иногда говорим стоя? С начальником, со старшими хорошо ли говорить сидя? . Неприлично, нехорошо. Ну а если бы нам пришлось говорить с важным начальником, или с царём, как бы мы стали говорить с ними и просить у них того, что нам нужно? Конечно, стоя?

Но Бог не в пример выше и царя. Значит, мы должны молиться Богу стоя, чтобы выразить наше благоговение пре Ним. (Священник Иоанн Анурьев)

А перед чем лучше стоять во время молитвы? Почему?

Зачем мы, дети, во время молитвы становимся пред святыми иконами? Что мы видим на иконах? На иконах мы видим изображение Спасителя, Его Пречистой Матери или других святых. А если бы вам сейчас показать изображение отца или матери. Вспомнили бы вы о них? Наверное, они бы вам сейчас же и представились, какими вы их знаете дома, и вы начали бы думать о них.

Читайте так же:  Молитва от Своей зависти

Вот и на святые иконы, во время молитвы, мы должны смотреть для того, чтобы яснее, живее представить себе нашего Спасителя или святых Божиих и чтобы, молясь, ни о чём другом не думать, кроме Бога. (Священник Иоанн Анурьев)

Стой, как свечка, на службе,

Привыкай, что ты — свеча.

Ты, как свечка, Богу нужен,

Твоя вера горяча.

Пусть горит душа, как пламя,

Пламя ровное свечи

А заплачешь над грехами-

Будут слёзы горячи.

Слёзы — вроде капли воска,

И прозрачны, и чисты.

Покатилась тихо слёзка-

Стал немножко чище ты,

Стой тихонько, стой в сторонке,

Про себя молитвы пой.

О тебе — живой иконе-

Ангел радуется твой. (Т.Н.Дашкевич)

В) — Кто такие Ангелы?

— А почему их изображают с крыльями?

Слово «Ангел» означает вестник. Господь посылает их людям, чтобы возвестить Свою волю нам или помочь, если мы в какой- либо опасности. Ангелы очень быстро исполняют все Божии повеления, и поэтому люди рисуют их с крыльями.

Каждому мальчику или девочке при Крещении Господь даёт особого Ангела- Ангела хранителя. Он всегда будет с вами — ваш небесный друг. Только мы его не видим. Но когда ты делаешь что — ни будь плохое, Ангел — хранитель очень горюет и страдает. И радуется, если ты делаешь что-то хорошее.

А знаете, как надо к нему обращаться по — церковному? Вот как:

— Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога обо мне.

Вот это и есть молитва Ангелу-хранителю. Ему нужно молиться каждый день. Ангелы очень любят нас, и они рады, если люди помнят о них, о Боге, о Божией Матери.

Молитва Ангелу хранителю.

Научи меня молиться,

Добрый Ангел научи!

И твоим благоуханьем

Чувства чёрствые смягчи!

Дай моей молитве крылья,

Дай полёт мне в высоту;

Дай мне веры беспредельной

Чистоту и теплоту. (И.С. Никитин)

Г) У православных людей есть три вида молитвы.

Работа в парах. Вам необходимо прочитать в учебнике статью, «Какие молитвы бывают» и заполнить таблицу, которую я вам раздам

«Урок по ОРКСЭ «Православная молитва» (4 класс)»

Фамилия, имя, отчество (полностью)
Пугачева Юлия Александровна

Место работы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Абабково

Должность
Учитель начальных классов

Модуль
Основы православной культуры

УМК
«Школа России»

Тема урока
Православная молитва

Цель, задачи
1.Знакомство с православным отношением христиан к Богу
2.Узнать значение и связь слов «православие», «молитва», «благодать»
3.Познакомиться с видами молитвы
3.Усвоить разницу понятий «молить», «требовать» и «приказывать».
4. Осмысление учащимися значения для христиан молитвы «Отче наш»

Необходимое оборудование
Учебник, тетрадь, мультимедийный проектор, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику, запись молитвы «Отче наш»

Дидактическое обеспечение
Карточки «Правдивые и неправдивые предложения»

Планируемые результаты урока

личностные
Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

предметные
Имеют представления о понятиях «православие», «молитва», «благодать»

метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников.
Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи
Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока
Учатся работать в группах, парах

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*
Тестирование по вопросам предметного содержания урока

Литература и Интернет-ресурсы

Основная
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: Справ. материалы для общеобразоват. учреждений /[Б. Х. Бгажноков, О. В. Воскресенский, А. В. Глоцер и др.]; под ред. В. А. Тишкова, Т. Р. Шапошниковой. — М.: Просвещение, 2010.
Основы религиозных культур и светской этики. Программа общеобразоват. учреждений.4-5 классы:/А. Я. Данилюк.- М.: Просвещение, 2010.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеоразоват. учреждений /А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010.

Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons
www.fcior.ed.ru

ЭОРы
Электронное приложение к учебнику, диск с записью молитвы «Отче наш»

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
Создание эмоционального настроя.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? А ещё у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело! — О каком деле идёт речь? (Об открытии нового знания.)
Дети настраиваются на работу, отвечают на вопросы учителя
Развитие положительного отношения к учению, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. – Л.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
Проверка домашнего задания, используя прием «Незаконченное предложении»: «Знаешь ли ты что. » (учитель говорит начало предложения, а дети завершают его, «Знаешь ли ты что люди называют Бога Творцом . Я знаю, что люди называют Бога Творцом потому, что он сотворил мир» и др.),
Подводит итог, предлагает выбрать самого подготовленного к уроку ученика и поставить ему отметку.
Ученики обдумывают ответ, дополняют предложения учителя, оценивают ответы одноклассников
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания – П.
Оценивать правильность выполнения задания, высказывания – Р.
Умение слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли полно и точно, корректировать и оценивать одноклассника – К.

Читайте так же:  Молитва Серафима Саровского к Богородице

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения — каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
Учитель предлагает поработать в парах, используя карточки «Правдивые и неправдивые предложения»
Слово «Православие» обозначает умение правильно славить Бога.
Православные люди обращаются к Богу с требованиями.
Молитва противоположена магии.
Православный человек молится, только попав в беду.
Действия Бога, меняющее человека, называют благодатью.
(учащиеся отмечают предложения: + правда, — ложь)
Проблемная ситуация
На какие вопросы вы не смогли ответить?
Учащиеся работают в парах с карточками.
Анализируют, формулируют проблему – П.
Сотрудничество с партнером, контролирует и корректирует действия партнера. — К

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
Учитель предлагает сформулировать задачи урока, корректирует ответы учащихся.
Учитель, подводя итог, сообщает план действий:
Проверка работы в парах, используя текст учебника.
Изучения текста о молитве.
Знакомство с самой известной молитвой.

Учащиеся формулируют задачи урока, ищут выход из проблемной ситуации.

Поиски способов решения проблем – П.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – К.
Умение в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу. –Р

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
Изучение 1 части текста в учебнике, проверка работы в парах.
Учитель предлагает прочитать текст с помощью маркировки (+ — знаю, Н — новое, ? — не понял и есть вопросы, — — думал иначе)

Учащиеся вслух читают 1 часть текста, проверяют правильность выполнения работы, исправляют ошибки.
Самостоятельно читают текст, с помощью значков маркируют его.
Самоконтроль, коррекция, умение удерживать учебную задачу – Р.
Воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачей, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения – К.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
Фронтальная проверка работы:
Что вы узнали нового?
Что оказалось интересным?
Что противоречит вашим знаниям?
Работа в группах: составление кластера «Молитва»
Беседа:
-Какие вы знаете молитвы?
-А какая самая маленькая молитва?
-Какая самая известная молитва?
Учитель включает диск с записью молитвы «Отче наш».
Так молитва звучит на старинном церковнославянском языке, который и сегодня принят в православном мире. Первое слово этой молитвы – «Отче». Это хорошо нам знакомое слово «отец». Но в древнем церковном славянском языке был звательный падеж. Так слово отец в звательном падеже становилось «отче». Бог именуется Отцом потому, что это по-семейному теплое и простое обращение.

Отвечают на вопросы учителя, в группах составляют кластер. Дают характеристику молитвы в соответствие с полученной информацией.
Слушаю молитву в исполнение хора.
Понимают информацию, представленную в виде схемы, моделируют – П.
Планируют, определяют правила составления кластера – Р.
Участвуют в обсуждении, групповая работа, умение слушать собеседника, понимать его высказывания – К.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Дифференцированная работа по степени самостоятельности
Задание 2 в тетради
Выполняют задание в тетради
Контроль, умение оценивать правильность выполнения заданий – Р.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Использует для контроля знаний соответствующий раздел электронного приложения к учебнику «Основы православной культуры»
Выполняют задания теста.
Классификация объектов по выделенным признакам – П.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Делает вывод по уроку, предлагает соотнести задачи урока с его результатами, предлагает каждому оценить свою работу на уроке, дает инструктаж по выполнению домашнего задания
Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока, оценивают своё участие в уроке, записывают домашнее задание в дневник..
Оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока – Р.
Умение быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Урок по теме «Православная молитва» (модуль «Основы православной культуры»)
план-конспект урока (4 класс) по теме

Урок «Православная молитва» (модуль «Основы православной культуры») был разработан и проведён мною в 4 классе в рамках практического семинара «Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе»

Скачать:

Вложение Размер
pravoslavnaya_molitva.docx 28.3 КБ
prezentatsiya.pptx 1.7 МБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

МО ГО «СЫКТЫВКАР»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №37»

МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

УРОК 4. «ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА»

ЧЕРВЯКОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

УРОК 4. «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»

ЦЕЛЬ: Осмысление молитвы как разговор человека с Богом, формы возможного общения человека с Богом.

  1. Узнать значение и связь слов «православие», «молитва».
  2. Познакомить с видами молитвы.
  3. Познакомить с молитвой «Отче наш».
  4. Узнать о происхождении молитвы «Отче наш», понять смысл, входящих в нее слов и выражений.
  1. Формирование умения слушать собеседников, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
  1. Способствовать формированию духовной личности ребёнка на основах религиозных ценностей.
  2. Воспитание желания быть духовно красивым человеком.
Читайте так же:  На развитие бизнеса молитва

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиапроектор, карточки со словами, учебник Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват.учреждений / А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012.

1. Подготовка к изучению нового материала.

— Давайте послушаем музыку и посмотрим иллюстративный ряд.

— О чём рассказала музыка и эти иллюстрации? /О чём это?

— О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

— Мы прослушали сегодня музыкальное произведение «Утренняя молитва» великого русского композитора П.И.Чайковского из «Детского альбома». Раньше в традициях русскогонарода было обязательное посещение церкви. День ребёнка начинался с утренней молитвы и заканчивался молитвой в церкви.

2. Сообщение темы урока.

— О какой молитве мы сегодня будем говорить, исходя из названия нашего курса?

(о православной молитве)

— От какого слова образовалось слово «православная»?

— Православие – русское слово «православие» несёт в себе 2 корня. Первый из этих корней – «прав» — означает «верный». Второй корень – «слав» — от слова «славить» происходит от «словить» — «говорить слово»

— Что тогда означает слово «православие»?

(верно и правильно говорить слово)

— От какого слова образовалось «молитва»? Найдём корень.

— Корень «молит», образованный от «мол», первоначально означал «умягчать, смягчать», т.е. просить смиренно, покорно и усердно.

— И что же такое молитва?

обращение к Богу

живая связь с Богом)

— В ходе работы на уроке вы ещё расширите этот словарь.

3. Постановка задач урока.

— Вы знаете какие-нибудь молитвы? Какие?

— И что бы хотели узнать на этом уроке? Сформулируйте вопросы .

( Что такое молитва?

Какие бывают молитвы?

Зачем нужна молитва?

Что значит молиться?

Когда молитву используют в жизни? и др.)

— Где мы можем узнать, что такое молитва?

(толковые словари, интернет, православные каналы телевидения, энциклопедии, у учителя, у взрослых, учебник, православная литература и др.)

— Посмотрим на слайдах, я выписала из толкового словаря и православной литературы (обратить внимание на выставку) что такое молитва.

Преподобный Серафим Саровский. Житие и поучение. Молитва – таковое упражнение, при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним.

Серафим Слободской, протоиерей. Закон Божий для семьи и школы. Молитва – наше обращение к Богу, беседа или разговор с Ним.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского.

Молитва – Молитва бо истинная беседа с Богом: в молитве истинной человек к Богу приходит и приближается, и пред Богом предстоит и беседует с Ним.

В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка.

Молитва – 1. Обращение к Богу, святым, содержащее просьбу, благодарность, восхваление.

2. Установленный текст, читаемый верущими при обращении к Богу, святым.

С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь.

Молитва – 1. Установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым.

  1. Моление, обращённое к Богу, к святым.

4.Работа по учебнику.

— Где мы ещё можем найти ещё эту информацию, находясь на уроке?

— Откройте учебники на с.12, 1 абзац, проверим, правильно ли мы думали?

(работа по учебнику)

— А когда люди обращаются к Богу?

— Давайте прочитаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

— О чём пишет Михаил Юрьевич Лермонтов?

— Что значит в трудную минуту?

(беда, горе, неудачи, одиночество, грусть, болезнь и др.)

— А какую молитву читалЛермонтов?

-Почему вы так думаете?

— Отче наш – образец любой молитвы, с которой православные христиане должны обращаться к Творцу. Эта молитва – самая известная. Молитва эта называется Господней, потому что её дал сам Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили научить, как им молиться. Поэтому эта молитва самая главная из всех.Слова этой молитвы можно найти в Евангелии от Матфея (глава 6, стихи 9 — 13) и Луки (глава 11, стихи 2 — 4). Она присутствует во всех церковных службах и содержит в себе все те прошения, которые необходимы для нашего спасения. Все православные христиане читают эту молитву перед тем, как приступить к трапезе.

-Может кто-то знает эту молитву?

(Чтение молитвы учителем/ или учащимися)

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

(показ молитвы на слайде)

— Здесь эта молитва написана на церковнославянском языке, который и сегодня принят в нашей русской церкви.

5. Словарная работа.

Давайте мы её попробуем перевести на современный русский язык, помощником вместо словаря будет учебник.

— В этой молитве вам встретятся непонятные слова, посмотрим их на слайдах.

— Отче наш – что обозначает это слово? Этими словами православные христиане обращаются к Богу, называя его Отцом Небесным, призывая выслушать наши просьбы.

— Когда православные говорят, что Он на небесах, то подразумевают духовное, невидимое небо. А не тот голубой свод, по которому плывут облака.

(словарная работа на слайдах по щелчку)

(показ молитвы на слайде)

— Откройте учебники на с.15, давайте посмотрим. Что нам непонятно в этой молитве?

(работа по учебнику)

— Давайте все вместе прочитаем эту молитву. А как читают молитву?

(стоя, сидя, на коленях, в тихом укромном месте, за столом, в церкви, в одиночестве)

— А как мы будем читать?

Читайте так же:  Молитвы Святому петру и февронии

(вариант, предложенный детьми)

— Кто знает молитву, выйдете вперёд.

(Все вместе читаем молитву «Отче наш»)

— А только ли в трудную минуту православные обращаются к Богу?

— А какие молитвы существуют?

— Раз состояние человека бывает разное, то и молитвы бывают разные.

— Распредели словосочетания на группы

переживание радости от встречи с Богом

благодарность за всё, что создал Господь (дневной свет, звёзды, дождик, лучи солнца)

нужен хороший урожай

человек не думает о своей пользе

тревога на сердце

за здоровье близких

за благополучие близких

ощутить близость с Богом

— А какую молитву чаще всего произносит человек?

— Можем ли мы соединить все 3 молитвы в одну?

— Давайте 3 молитвы объединим в одну. Чтобы вы поставили на первое место?

6. Подведение итога урока.

— А вот теперь каждый из вас тихо-тихо посидит в тишине и каждый подумает – какой образ у него возникает при слове «молитва»/ предмет, явление природы или что-то другое?

— Напишите каждый свой образ на листочке, который вы представили.

— Объединитесь в пары, какие слова у вас получились?

— Объединитесь в четвёрки, сравните свои образы. Выберите один образ для группы, который вам больше всего понравился.

— На предыдущих уроках православной культуры мы с вами создавали образы Святой Руси, образ религии, образ Бога, образ дороги добра. Давайте создадим образ молитвы в группах.

-Вот сколько образов у нас получилось. А для чего мы их создали?

(Чтобы лучше понять, что такое молитва)

— Что даёт молитва человеку?

(тепло, покаяние, уют, добро, ласка, успокоение, любовь, благодать – а когда человек чувствует благодать? – добрый дар человек меняется)

— Как действует молитва на душу человека?

(становится добрее, милосерднее, терпимее)

-А где мы можем использовать наши знания?/ Кому мы можем рассказать, что такое молитва, используя наши образы?

(родителям, друзьям, в другом классе)

— Вы теперь знаете как звучит православная молитва и что она даёт человеку.

— А какая молитва считается неправильной?

(если желать в молитве другим людям зло, болезнь и др.)

6. Составление синквейна.

— Сегодняшний урок я хочу закончить стихотворением Ивана Никитина

Молись, дитя! Тебе внимает

Творец бесчисленных миров,

И капли слёз твоих считает,

И отвечать тебе готов.

Быть может, Ангел твой хранитель

Все слёзы эти соберёт

И их в надзвёздную обитель

К Престолу Бога отнесёт.

Молись, дитя! Мужай с годами!

И дай Бог – в пору поздних лет

Такими ж светлыми глазами

Тебе глядеть на Божий свет.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

. Преподобный Серафим Саровский. Житие и поучение. Молитва – таковое упражнение, при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним

Серафим Слободской, протоиерей. Закон Божий для семьи и школы. Молитва – наше обращение к Богу, беседа или разговор с Ним.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского . Молитва бо истинная беседа с Богом: в молитве истинной человек к Богу приходит и приближается, и пред Богом предстоит и беседует с Ним .

В.В.Лопатин , Л.Е.Лопатина . Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка. Молитва – 1. Обращение к Богу, святым, содержащее просьбу, благодарность, восхваление. 2. Установленный текст, читаемый верущими при обращении к Богу, святым.

С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова . Толковый словарь русского языка. Молитва – 1. Установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым. 2. Моление, обращённое к Богу, к святым.

«Отче наш» – образец любой молитвы, с которой православные христиане должны обращаться к Творцу. Эта молитва – самая известная. Молитва эта называется Господней, потому что её дал сам Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили научить, как им молиться. Поэтому эта молитва самая главная из всех. Слова этой молитвы можно найти в Евангелии от Матфея (глава 6, стихи 9 — 13) и Луки (глава 11, стихи 2 — 4). Она присутствует во всех церковных службах и содержит в себе все те прошения, которые необходимы для нашего спасения. Все православные христиане читают эту молитву перед тем, как приступить к трапезе.

Отче Иже Иже еси на небесех да святится на небеси прославляется яко на небе насущный днесь остави необходимый для существования даждь сегодня, на нынешний день долги должником нашим прости грехи тем людям, которые против нас согрешили искушение соблазн, опасность впасть в грех лукаваго всего хитрого и злого, то есть диавола Отец Который Который находится на небесах, или Небесный пусть как дай

1.Подумай , какой образ возникает у тебя при слове «молитва». 2. Напиши свой образ на листочке. 3. Объединись с соседом по парте, сравните ваши образы. 4. Объединитесь с соседней партой, сравните ваши образы. 5. Выберите один образ, который вам понравился больше всего. 6. Нарисуйте образ в группе .

Синквейн . 1 строчка – 1 существительное, отражающее тему. 2 строчка – 2 прилагательных, отражающих тему. 3 строчка – 3 глагола, отражающих тему. 4 строчка – фраза, выражающая отношение к предмету. 5 строчка – ключевое слово, обобщающее тему.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока; «Любовь и уважение к Родине».

Вашему вниманию представлен проект урока по теме: « Милосердие и сострадание », который проводится в 4 классе по предмету «Основы Православной культуры» 1.

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся.

Урок составлен в рамках прхождения курсов по ОРКСЭ.

Урок составлен в рамках прхождения курсов по ОРКСЭ.

Урок — ознакомление с новым материалом. Урок составлен в соответствии с новым требованием ФГОС НОО.

Познакомить учащихся со значением Библии и Евангелие для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальности. .

Урок орксэ 4 класс православная молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here