Содержание
Библия. Псалтирь
Псалом 60
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Псалом 76
Все псалмы собраны в одном сборнике Псалтырь. Каждая молитва имеет свою чудодейственную силу. Псалом 76 направлен на помилование Богом еврейского народа. Это особая хвалебная песнь, которая была написана во времена трудностей и печали. Текст псалма 76 начинается с жалоб народа, а заканчивается утешениями.
Текст молитвы псалом 76
Молитва чаще зачитывается на старославянском, но дома любой верующий может читать псалом 76 на русском языке.
На церковнославянском языке
В конец, о Идифуме, псалом Асафу
1 Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми.
2 В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых. Отвержеся утешитися душа моя.
3 Помянух Бога и возвеселихся, поглумляхся и малодушествоваше дух мой.
4 Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах.
5 Помыслих дни первыя, и лета вечная помянух, и поучахся:
6 нощию сердцем моим глумляхся, и тужаше дух мой:
7 еда во веки отринет Господь, и не приложит благоволити паки?
8 Или до конца милость Свою отсечет, сконча глагол от рода в род?
9 Еда забудет ущедрити Бог? Или удержит во гневе Своем щедроты Своя?
10 И рех: ныне начах, сия измена десницы Вышняго.
11 Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя,
12 и поучуся во всех делех Твоих, и в начинаниих Твоих поглумлюся.
13 Боже, во святем путь Твой: кто бог велий яко Бог наш?
14 Ты еси Бог творяй чудеса: сказал еси в людех силу Твою,
15 избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы.
16 Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася: смятошася бездны,
17 множество шума вод, глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят.
18 Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную: подвижеся и трепетна бысть земля.
19 В мори путие Твои, и стези Твои в водах многих, и следы Твоя не познаются.
20 Наставил еси яко овцы люди Твоя рукою Моисеовою и Ааронею.
На русском языке
К исполнению, чрез Идифума. Псалом Асафа.
1 Гласом моим я ко Господу воззвал, гласом моим к Богу – и Он внял мне.
2 В день скорби моей я Бога взыскал, ночью воздвиг мои руки пред Ним – и не был обманут. Отказалась от утешения душа моя;
3 вспомнил я Бога – и возвеселился. Рассуждал – и малодушествовал дух мой.
4 Предваряли ночные стражи очи мои; я был взволнован и не мог говорить;
5 размышлял о днях древних и годы вечные вспомнил и вник.
6 Ночью с сердцем моим рассуждал и испытывал дух мой:
7 неужели навеки отвергнет Господь, и не будет более благоволить?
8 Или до конца милость свою отсечёт, окончил речь от рода в род?
9 Или забудет сжалиться Бог, или сдержит во гневе Своём сострадание Своё?
10 И сказал я: «Ныне начал я понимать: эта перемена – от десницы Всевышнего».
11 Вспомнил я дела Господни; ибо буду вспоминать от начала чудеса Твои,
12 и вникать во все дела Твои и о деяниях Твоих рассуждать.
13 Боже, в святости путь Твой. Кто Бог великий, как Бог наш?
14 Ты – Бог, творящий чудеса, Ты явил среди народов силу Твою,
15 избавил мышцею Своею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа.
16 Видели Тебя воды, Боже, видели Тебя воды и убоялись, взволновались бездны, множество шума вод.
17 Звук издали облака, ибо стрелы Твои пролетали.
18 Голос грома Твоего в круге небес, озарили молнии Твои вселенную, содрогнулась и в трепет пришла земля.
19 В море путь Твой, и стези Твои в водах многих, и следов Твоих не узнают.
20 Повёл Ты, как овец, народ Твой рукою Моисея и Аарона.
История написания
Написан псалом 76 человеком страждущим и угнетенным. По мнению толкователей, принадлежит он псалмопевцу Асафу. События песни происходят в момент немилости, еврейский народ подвергся египетскому рабству. И, скорее всего, это и послужило толчком написания молитвы. Автор вспоминает былые счастливые дни, и молит Бога о покаянии, просит его о защите.
Для чего читают псалом 76?
Хвалебную песнь следует читать ежедневно во избежание зла. Верующие могут использовать текст:
- во время скорби;
- от нападок злых людей;
- если поразили несчастья;
- при семейных проблемах (если в доме есть конфликты);
- чтобы дети слушались родителей, а родители любили своих чад.
Толкование псалма 76
- Стихи 1-5: автор пытается рассказать в песне про свои чувства, печаль и скорбь. Положение народа так печально, что он еле сдерживает крик. Все молитвы направлены к Господу, чтобы он помог и защитил. Крик тот не был напрасен, Бог услышал молитвы. Когда прибудет помощь, душа певца станет умиротворенной и спокойной. Над еврейским народом кто только не потешался. Автор беседует с самим собой, вспоминает о Боге, радуется своим мыслям. Когда он вспоминал о Творце, душа его ликовала, становилось легче. Пребывал он в неустанной молитве постоянно.
- Стихи 6-10: Вспоминает автор и времена пророка Моисея, дни Авраама и Иакова. Из этих мыслей он извлекает достаточно, чтобы понять ошибки еврейского народа. Рассуждает он о бедствиях каждую минуту. Он задает себе много вопросов, которые приводят его к мысли, что своим неверованием они прогневали Господа.
- Стихи 11-15: Многие вопросы стали проясняться. Он начинает понимать все бедствие еврейского народа. На мгновение все речи автора прерываются. Он задумывается над событиями минувших дней. Он упоминает промыслы Божьи. Всевышний непостижим и до конца не исследован, его чудодейственные дела волшебны.
- Стихи 16-20: Асаф рассказывает о делах Господа по отношению к еврейскому народу и во времена пленения египетским войском. Описывает небольшой фрагмент из жизни Иисуса Христа. Когда Господь спасал евреев от пленения все воды разверглись, молнии воплотились в стрелы, которые попадали в колесницы египтян. Автор сравнивает общество людей с животными, которые не могут обходиться без пастыря. Его не оставляют мысли о чуде.
Правила чтения
Многие верующие читают псалом 76 на русском языке, чтобы ощутить всю его суть. Некоторые заучивают наизусть. Текст читают ежедневно, чтобы беда обходила стороной.
Псалом 61
В конец, о Идифуме, псалом Давиду
К исполнению, через Идифума, псалом Давида.
1 Не Богу ли повинется душа моя? От Того бо спасение мое.
1 Не Богу ли покорится душа моя? Ибо от Него спасение моё.
2 Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не подвижуся наипаче.
2 Ведь Он – Бог мой и Спаситель мой, Заступник мой – не поколеблюсь более.
3 Доколе належите на человека? Убиваете вси вы, яко стене преклонене, и оплоту возриновену.
3 Доколе налегаете на человека? Убиваете все вы, как стеною наклонившейся и оградою низвергнутой.
4 Обаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди, усты своими благословляху и сердцем своим кленяху.
4 Меж тем они честь мою решили низринуть, спешили жадно; устами своими благословляли, а сердцем своим проклинали.
5 Обаче Богови повинися, душе моя, яко от Того терпение мое.
5 Только Богу повинуйся, душа моя, ибо от Него терпение моё,
6 Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не преселюся.
6 ибо Он – Бог мой и Спаситель мой, Заступник мой; я не подвигнусь.
7 О Бозе спасение мое и слава моя, Бог помощи моея, и упование мое на Бога.
7 В Боге спасение моё и слава моя, Бог – помощь моя, и надежда моя – на Бога.
8 Уповайте на Него весь сонм людей, излияйте пред Ним сердца ваша, яко Бог помощник наш.
8 Уповайте на Него, всё собрание народа, изливайте пред Ним сердца ваши, ибо Бог – помощник наш!
9 Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати, тии от суеты вкупе.
9 Однако суетны сыны человеческие, лукавы сыны человеческие с весами неверными: из-за тщеты они вместе.
10 Не уповайте на неправду и на восхищение не желайте. Богатство аще течет, не прилагайте сердца.
10 Не надейтесь на неправду и хищения не желайте, если богатство потечёт – не прилагайте сердца.
11 Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия,
11 Однажды сказал Бог, я две эти вещи услышал: что сила – Божия,
12 и Твоя, Господи, милость, яко Ты воздаси комуждо по делом eго.
12 и Твоя, Господи, милость; ибо Ты воздашь каждому по делам его.
Не Богу ли повинется душа моя? От Того бо спасение мое. Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не подвижуся наипаче. Доколе належите на человека? Убиваете вси вы, яко стене преклонене, и оплоту возриновену. Обаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди, усты своими благословляху и сердцем своим кленяху. Обаче Богови повинися, душе моя, яко от Того терпение мое. Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не преселюся. О Бозе спасение мое и слава моя, Бог помощи моея, и упование мое на Бога. Уповайте на Него весь сонм людей, излияйте пред Ним сердца ваша, яко Бог Помощник наш. Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати, тии от суеты вкупе. Не уповайте на неправду и на восхищение не желайте. Богатство аще течет, не прилагайте сердца. Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия, и Твоя, Господи, милость, яко Ты воздаси комуждо по делом его.
Псалом 60
Многие песни были написаны царем Давидом в трудные моменты жизни. Псалом 60 не исключение. В нём выражена боль обиды на врагов и радость поддержки, которую он получил от Господа. В тексте сквозит надежда на лучшее будущее, которое Давид пророчит праведным.
Текст молитвы псалом 60
На церковнославянском языке
В конец, в песнех, Давиду, псалом
1 Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей.
2 От конец земли к Тебе воззвах, внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя еси, наставил мя еси.
3 Яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия.
4 Вселюся в селении Твоем во веки, покрыюся в крове крил Твоих.
5 Яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя, дал еси достояние боящымся имене Твоего.
6 Дни на дни царевы приложиши, лета eго до дне рода и рода.
7 Пребудет в век пред Богом, милость и истину Его кто взыщет?
8 Тако воспою имени Твоему во веки, воздати ми молитвы моя день от дне.
На русском языке
К исполнению, по образу гимнов. Давида.
1 Услышь, Боже, моление моё, внемли молитве моей.
2 От концов земли к Тебе я воззвал в унынии сердца моего; Ты возвысил меня на скалу,
3 указал мне путь, ибо стал надеждой моей, башней крепкой пред лицом врага.
4 Поселюсь я в обители Твоей навеки, укроюсь под кровом крыльев Твоих.
5 Ибо Ты, Боже, услышал молитвы мои, дал наследие боящимся имени Твоего.
6 Дни ко дням царя прибавишь Ты, годы его – до дней рода и рода;
7 пребудет он вовек пред Богом, – милость и истину Его кто постигнет?
8 Так я буду петь имени Твоему вовеки, чтобы исполнять мне обеты мои день за днём.
История написания
Жизнь царя Давида за 1000 лет до Рождества Христова сопровождалась множеством препятствий и невзгод. Он застал время гонений на евреев, его преследовал царь Саул, родной сын Авессалом поднял против него восстание. В минуты горестей и уныния царя спасали вера и молитвы. Псалом 60 относится к текстам, написанным после восстания Авессалома, которое больно ранило душу Давида, но было, с Божьей помощью, им подавлено.
Для чего читают псалом 60?
В трудные минуты выбора или в душевном унынии следует читать псалом 60. Также его рекомендуют к прочтению тем, кого страх и лень удерживает от работы. Обращение к Господу укрепляет веру и дух, приносит необходимый покой. Искренняя молитва всегда будет услышана, а просьба исполнена.
Благодарственные песни Псалтири доступны в разных переводах, дома можно читать псалом 60 на русском языке, но в церковных службах используют старославянский вариант.
Толкование
Для лучшего толкования псалма 60 следует разобрать каждый стих текста. В его содержании нет отсылок к конкретным историческим событиям и датам. Скорее его можно отнести к благодарственным песням, в которых описывается чудесное спасение праведника Господом и восхваление силы и красоты Бога.
- Стих 2-3 – земля противопоставляется чистоте и силе неба. Земные горести вызваны грехом и тлением, и лишь Господь может освободить от них.
- Стих 4 – Господь показал Давиду свою обитель, в которой тот надеется навеки найти приют.
- Стих 6 – надежда на долголетие, сохранение чистоты души.
- Стих 8 – обещание праведного вечно восхвалять Господа за дарованные блага и спасение.
Псалом 26, 50, 90 и Богородица Дева радуйся
Псалмы – хвалебные песни Господу. Они служат в качестве благодарности, но и могут быть оберегом. Такими защитными молитвами являются псалом 26, 50 и 90. Ими пользуются не только в христианстве. Они зачитываются в иудаизме и в католицизме. Это не просто молитвенные слова, это особое таинство, к которому все мы должны относиться с уважением. Среди многих христиан популярны Псалмы 26, 50, 90 и молитва «Богородица Дева радуйся».
Псалом 26
История написания
Псалмы были написаны царем Давидом. Каждое слово опубликовано в книге Псалтырь. Тексты псаломов 26, 50 и 90 написаны на еврейском языке, но уже давно переведены на все возможные языки мира.
Хвалебная песнь 26 была создана во времена правления царя, когда велись многочисленные войны и спокойствие было так редко. Никто не мог быть уверенным, что случиться завтра и единственной надеждой Давида был Господь.
Текст псалма 26
На церковнославянском языке с ударениями
На русском языке
Правила чтения
Псалом 26 используют, чтобы уберечь себя и своих родных от злых сил. Текст молитвы может быть зачитан:
- Если есть угроза жизни и здоровья;
- Если нужен душевный покой;
- Если на пути трудности и искушения;
- При опасности, исходящей от врагов.
Многие служители храмов советуют читать псалом 26 сорок раз. Молитва читается каждый день в течение месяца.
Псалом 50
История написания
Песнь 50 была написана не для защиты ради, а ради прощения. Давид глубоко раскаивался в совершенных грехах и просил милости Господа. Если верить истории, то царь прелюбодействовал. Ему очень понравилась жена полководца, но это не остановило Давида. В итоге женщина забеременела и царь попытался скрыть свой грех. Ходил слух, что именно царь приказал убить полководца, мужа красавицы. От людей можно много утаить, но никак не от Господа. Небеса были разгневаны. Началась война между родными детьми Давида, полилась кровь, были убийства. Поэтому только особым словом, Псалмом 50, мог Давид вымолить у Бога прощение. Текст молитвы был написан царем собственноручно.
Текст псалма 50
На церковнославянском языке с ударениями
На русском языке
Для чего читать?
Читается псалом 50 для прощения грехов и негодных поступков. Говорят, что после прочтения хвалебной песни душа перестает печалиться, уходят тревога и обиды.
Псалом 90
История написания
Псалом 90 был тоже написан не просто так. Внезапно царя настигла серьезная болезнь. Доктора все в один голос говорили, что это страшная моровая язва. Все искали лучший способ излечения Давида от недуга. Но попытки были тщетны, с каждым днем он слабел. Многие уже в мыслях похоронили царя, но в один день все изменилось. Давид исцелился с помощью чтения своей молитвы.
Текст псалма 90
На церковнославянском языке с ударениями
Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей
1 Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся.
2 Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́.
3 Яко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна,
4 плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его.
5 Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни,
6 от ве́щи во тме преходя́шия, от сря́ща, и бе́са полу́деннаго.
7 Паде́т от страны́ Твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю Тебе́, к Тебе́ же не прибли́жится,
8 оба́че очи́ма Твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши.
9 Яко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище Твое́.
10 Не прии́дет к Тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ Твоему́,
11 я́ко Ангелом Свои́м запове́сть о Тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х.
12 На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́,
13 на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я.
14 Яко на Мя упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́.
15 Воззове́т ко Мне, и услы́шу его: с ним есмь в ско́рби, изму́ его, и просла́влю его,
16 долгото́ю дний испо́лню его, и явлю́ ему спасе́ние Мое́.
На русском языке
Хвалебная песнь Давида. Не надписан у евреев.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 за плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь надеяться, – как оружие окружит тебя истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
Правила чтения
Есть другое название для псалма 90 – «Живые помощи». Зачитывать хвалебную песнь необходимо неспешно. Для успешного действия читают три раза. После каждого раза выдерживается пауза, читающий три раза креститься.
Молитва «Богородица Дева радуйся»
Особое место в сердцах верующих занимает Пресвятая Дева Мария. Молитвы к Богородице сильны и могут во многом помочь. Молитва эта имеет еще и другое название – «Ангельское приветствие».
Текст молитвы
На церковнославянском языке с ударениями
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.
На русском языке
Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.
Правила чтения
Молитва короткая, но очень сильная. Ее зачитывают при любых невзгодах и жизненных ситуациях. Ее читают с четками 150 раз. Молитва помогает:
- При переживаниях;
- При серьезных заболеваниях;
- От проклятий и опасностей;
- Чтобы встать на правильный путь.
Как читать молитвы?
Читать псалом 26, 50, 90 и молитву «Богородица Дева радуйся» можно на русском языке и церковнославянском. Если чтение происходит не в храме, то лучше произносить слова наедине с самим собой. Душа должна быть искренняя и чистая. Важно понимать весь смысл молитв.
Псалом 60
В конец, в песнех, Давиду, псалом
К исполнению, по образу гимнов. Давида.
1 Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей.
1 Услышь, Боже, моление моё, внемли молитве моей.
2 От конец земли к Тебе воззвах, внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя еси, наставил мя еси.
2 От концов земли к Тебе я воззвал в унынии сердца моего; Ты возвысил меня на скалу,
3 Яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия.
3 указал мне путь, ибо стал надеждой моей, башней крепкой пред лицом врага.
4 Вселюся в селении Твоем во веки, покрыюся в крове крил Твоих.
4 Поселюсь я в обители Твоей навеки, укроюсь под кровом крыльев Твоих.
5 Яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя, дал еси достояние боящымся имене Твоего.
5 Ибо Ты, Боже, услышал молитвы мои, дал наследие боящимся имени Твоего.
6 Дни на дни царевы приложиши, лета eго до дне рода и рода.
6 Дни ко дням царя прибавишь Ты, годы его – до дней рода и рода;
7 Пребудет в век пред Богом, милость и истину Его кто взыщет?
7 пребудет он вовек пред Богом, – милость и истину Его кто постигнет?
8 Тако воспою имени Твоему во веки, воздати ми молитвы моя день от дне.
8 Так я буду петь имени Твоему вовеки, чтобы исполнять мне обеты мои день за днём.
Слава:
Слава:
Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей. От конец земли к Тебе воззвах, внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя еси, наставил мя еси. Яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия. Вселюся в селении Твоем во веки, покрыюся в крове крил Твоих. Яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя, дал еси достояние боящымся имене Твоего. Дни на дни царевы приложиши, лета его до дне рода и рода. Пребудет в век пред Богом, милость и истину Его кто взыщет? Тако воспою имени Твоему во веки, воздати ми молитвы моя день от дне.
Псалом 60 текст молитвы
Вы можете пополнить наш счет онлайн либо через КИВИ-терминал.
На мобильный телефон:
ВебМани:
Вы можете пополнить наш счет онлайн, через банкомат наличными или купить предоплаченную карту, далее прислав номер карты на наш имейл: [email protected]
ПейПал:
Псалтирь на всякую потребу, составленная по советам и наставлениям святых отцов
Псалмы, выражающие чувствования верующих
Псалмы и их главная мысль
§ Псалтирь как требник
Чтение Псалтири в различных случаях
Предметный указатель псалмов
Псалмы, употребляемые на Богослужениях
Если хочешь кого исправить от недостатков (Св.прав.Иоанн Кронштадский)
Псалмы поются уже 3000 лет.
Молитвы перед началом чтения Псалтири
Псалтирь на Церковно-Славянском языке
§ Архиепископ Ириней (Клементьевский Иоанн Андреевич)
Биография Архиепископа Иринея (его Толкование Псалтири представлены на этом сайте в формате PDF)
Биография в графическом формате (Русский биографический словарь)
Псалтирь 60 псалом
Пс. 60 Этот псалом начинается как плач – в первых стихах псалмопевец взывает к Господу с просьбой выслушать его молитву; далее – подобен псалму благодарения, а последние стихи представляют собой молитву за царя. Тем не менее, общее настроение псалма позволяет отнести его к разряду плачей.
60:1 См. Введение: Автор; Характерные особенности и темы.
60:2 Услышь, Боже, вопль мой. С такого или подобного восклицания псалмопевец часто начинает свои молитвы.
60:3 От конца земли взываю к Тебе. Центром земли евреи считали гору Сион, земное обиталище Господа. Находиться у «конца земли» – быть вдали от Иерусалима.
возведи меня на скалу, для меня недосягаемую. Псалмопевец признает, что у него недостаточно сил, самостоятельно справиться с одолевающими его трудностями. Поэтому ему остается лишь положиться на помощь Господа.
60:5 В этом стихе псалмопевец говорит о том, сколь горячо его желание постоянно пребывать в присутствии Господа (см. ст. 3).
в жилище Твоем. Букв.: «в шатре Твоем». По-видимому, здесь имеется в виду скиния, в которой ковчег пребывал до того, как был построен иерусалимский храм.
под кровом крыл Твоих. Бог предстает в этих словах птицей, крыльями своими оберегающей птенцов. См. Пс. 56,2 и ком.
60:6 услышал обеты мои. Часто, обращаясь к Богу, псалмопевец обещает возблагодарить Его, если Он откликнется на молитву. Благодарность псалмопевца, как правило, имела форму особых жертвоприношений (см. Пс. 21,23 и 1 Цар. 1,11).
дал мне наследие боящихся имени Твоего. Т.е. обетования завета.
60:7 Приложи дни ко дням царя. Просьба о продлении дней жизни.
60:8 да пребудет он вечно пред Богом. Имеется в виду «на престоле пред Богом». Просьба псалмопевца исполнилась во Иисусе Христе.
милости. См. ком. к Пс. 6,5.
Псалтирь 60 псалом
Псалом 60: Скала, для меня недосягаемая
Давида объединяли с Господом чудесные отношения. Для него Бог был: . живая яркая Реальность, Более реальная для острого зрения веры,
Чем любой зримый земной объект.
Более дорогая, более близкая,
Чем самая близкая земная привязанность.
В моменты опасности, когда ситуация казалась совершенно безнадежной, Давид в особенности умел возлагать свое бремя на Господа и уповать на Него.
Вот он снова находится в трудных обстоятельствах. Давление этой ситуации побуждает его обратиться к Богу с молитвой непревзойденной по своей остроте и пронзительности. Тысячи верующих, переживающих гонения, страдающих и ощущающих сердечную боль, повторяли эти слова на протяжении веков, потому что невозможно было бы выразить их чувства лучше.
60:2 У престола Царя вселенной раздается голос Давида:
Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей! Сердце Бога радуется. Когда слуги Божьи обращаются к Нему с искренней детской верой, Он всегда слушает их.
60:3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего. Автор псалма не находится на конце земли в буквальном смысле слова, но он действительно дошел до предела, где безопасность и избавление кажутся далекими, где жизнь заканчивается и приближается смерть. Он истощен физически и эмоционально, но знает, что престол благодати очень близок, поэтому приближается к нему, моля о милости и благодати, о благовременной помощи в момент нужды. Кто-то сказал, что «расстояние не имеет значения, и никакие жизненные трудности не способны помешать молитве».
Возведи меня на скалу, для меня недосягаемую. Верный духовный инстинкт учит Давида тому, что ему для защиты нужна скала, для него недосягаемая, и достичь ее он может только с Божьей помощью. Конечно, эта Скала – Господь (2 Цар. 22:32); в Библии эта метафора никогда не применяется к простому человеку. Скала – это нечто большее, чем человек; в противном случае человек не смог бы найти в ней защиту. Это указывает на божественность Христа. (Иногда скала может иметь в себе расселины, в которых можно укрыться от врага.) Наконец, Давид признает, что у него недостаточно мудрости и силы, чтобы самому направлять свои шаги, так что он просит Господа привести его к Себе – к Скале веков.
(60:3) По поводу Мф. 16:18 Дж. Кэмпбелл Морган пишет: «Помните, что Он обращался к иудеям. Если мы проследим случаи использования этого образного выражения в еврейском Писании, то обнаружим, что оно никогда не символизировало человека, а всегда Бога. Так что здесь, в Кесарии Филипповой, Церковь строится не на Петре. Иисус не обращался небрежно с образными выражениями. Он взял старый еврейский образ – скалы, которая всегда символизировала Бога, – и сказал: ‘На Самом Боге, Христе, Сыне живого Бога, Я построю Мою церковь'». Вероятно, единственное исключение из правила, о котором говорит Морган, – Второзаконие 32:31: «их скала не такова, как наша Скала» (заступник их не таков, как наш Заступник). Но даже здесь «скала» – символ божества (хоть и ложного).
60:4 Ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага. Эти слова подтверждают, что Скала – это Бог. Давид убедился, что Он – надежное убежище и защита, к которой праведные могут прибегнуть и обрести безопасность (Пр. 18:10). Он будет и дальше Тем, Кем был прежде.
60:5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих.
Подобная молитва не может не достичь Божьего престола! Такая нежная привязанность, такое безыскусное доверие не могут быть отвергнуты. Неудивительно, что Бог называл Давида человеком по сердцу Своему (1 Цар. 13:14). Выражение «под кровом крыл Твоих» может быть намеком на крылья херувимов, распростертых над окропленной кровью крышкой ковчега завета.
60:6 Ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
Слово наследие или наследство используется в Ветхом Завете по отношению к земле Ханаан (Исх. 6:8), народу Израиля (Пс. 93:5), Слову Божьему (Пс. 118:111), детям в семье (Пс. 126:3), защите от зла (Ис. 54:17) и, наконец, к скинии или храму (Иер. 12:7). Вероятно, здесь прежде всего имеется в виду последнее значение, потому что в предыдущем стихе упоминалось Божье жилище и был намек на херувимов. Сегодня мы считаем, что наследие боящихся имени Бога – вечная жизнь (Кол. 1:12).
60:7, 8 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род, да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине
охранять его. Интересно, что в этих двух стихах Давид от первого лица переходит к третьему. Это интересно, без сомнений, что он все еще говорит о себе и о завете, который заключил с ним Бог (2 Цар. 7). Но при этом его слова можно отнести и к другому Царю. Если мы применим эти слова к Давиду, их следует понимать как просьбу о долголетии и увековечивании его царства. Но применительно к Господу Иисусу, они исполнились буквально:
Его жизнь была продлена бесконечно, несмотря на гонения (Евр. 7:16). Его лета продлены во все поколения (Евр. 1:12).
Он вечно восседает на престоле перед Богом (Евр. 1:8). Любовь и истина сопровождают Его, как телохранители (90:2-17).
Даже в древнем иудейском комментарии Таргуме сказано, что здесь имеется в виду Царь Мессия.
60:9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Итак, псалом, начавшийся с рассказа о трудностях, заканчивается спокойной нотой. Давид достиг Скалы, недосягаемой для него, и так благодарен за это, что готов постоянно петь хвалу Господу, исполняя свои обеты поклонения, любви и служения. Он не будет вести себя как те, кто принимает экстравагантные обеты, когда находится в сложной ситуации, а потом, когда кризис минует, быстро забывают о них. Он не из тех, чьи «молитвы быстры, а хвала хромает».
Псалом 60 явился вдохновением к написанию следующего замечательного гимна:
Псалом 60
Псалом этот имеет следующее краткое надписание: В конец, в песнех, Давиду псалом. Согласно этому надписанию, с которым вполне согласуется и самое содержание псалма этого, он всегда считался произведением царя и пророка Давида, который по составлении передал его начальнику хора для пения его с аккомпанементом музыкального орудия, что и значат слова: в песнех, Давиду. Пророк Давид, удалившись по случаю восстания сына его Авессалома из Иерусалима в северо-восточную часть Палестины и остановившись в пограничном (на конце земли Иудейской, ст. 3) городе сей земли Маханаиме, составил этот псалом, который начинается молитвою о том, чтобы Бог услышал моление его. Находясь на границе земли своей и обремененный тяжкою скорбью, он воззвал к Богу, и Господь услышал молитву его, соединенную с крепким упованием на помощь Божию против врагов (ст. 2–4). В этой же молитве он выражает далее желание вечно жить в жилище Божием под Его всегдашним покровительством и, воздав благодарность за услышание своей молитвы, просит умножить дни жизни его, продлить лета его и даровать милость и истину на вечное время, обещая вечно петь славу имени Божия и исполнять ежедневно молитвенные обеты (ст. 5–9).
. Составляет надписание, о котором сказано выше.
Пс.60:2 Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей.
Словами услыши и вонми псалмопевец делает молитвенное обращение к Богу и первым из них говорит, чтобы Господь не отвратил слух Свой, а выслушал бы молитву его, а вторым – просит, чтобы не оставил этой молитвы без внимания, как недостойной этого. Равным образом и слова моление и молитва, по-видимому однозначащие, тогда как каждое из них имеет свои особенности: моление означает «сильный вопль, или взывание» (с еврейского), а молитва есть «чистосердечное прошение», или, как объясняет св. Григорий Богослов, «моление есть прошение нуждающихся, а молитва – находящихся в лучшем состоянии» (у Зигабена в подстрочном примечании [7, с 467]). Таким образом, смысл изречений этого стиха должен быть следующий: услышь, Боже, молитвенный вопль мой и не оставь без внимания молитву мою.
Пс.60:3–4 От конец земли к тебе воззвах, внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси, наставил мя еси, яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия.
По причине мятежного восстания Авессалома Давид принужден был бегством из Иерусалима спасаться от преследовавших его мятежников, и с небольшим числом приближенных к нему людей он укрылся в левитском городе Маханаиме, в Галаадской области ( 2Цар.19:32, 17:27 ), лежащей в северо-восточной части Палестины, за Иорданом, на краю владений Израильского царства, на одном из отрогов Ермонских гор ( Пс.41:7 ). Положение его, ввиду преследующих его мятежников, было очень затруднительно и потому естественно могло навести на него чувства скорби и уныния, от которых избавить его могли и действительно избавили только крепкое упование его на Бога и непоколебимая уверенность в скорой помощи от Него. Все это псалмопевец и выразил в изречениях этих стихов: от конца земли (Израильской), говорит он, воззвал я к Тебе, Господи, погруженный в горестное уныние сердца моего, и Ты вознес меня на скалу, «для меня недосягаемую» (по пер. с евр.), ибо Ты всегда был прибежищем моим, Ты крепкая защита моя, как крепостная башня (столп крепости) пред лицем врага.
Пс.60:5 Вселюся в селении Твоем во веки, покрыюся в крове крил Твоих.
Селением псалмопевец называет здесь Иерусалим и, в частности, Иерусалимский храм, в который он желал и надеялся поскорее возвратиться из изгнания. Словами во веки, по изъяснению св. отцов, он пророчествует о духовном потомстве своем во Христе, т.е. о христианах из язычников, т.к. иудеи, потомки Давида по плоти, по истреблении их и изгнании из Иерусалима римлянами, не селились уже близ Иерусалимского храма, который и сам был разрушен до основания, христиане же везде живут при храмах Божиих, местах благодатного селения Божия, в будущем веке имеют надежду поселиться в горних обителях Отца Небесного ( Ин.14:2 ). Кровом крил он называет покровительство или попечение о нем Божие и сравнивает себя с птенцами, укрывающимися от нападающих на них врагов под крыльями заботливой кокоши (наседки. – Ред.), как говорит о сем и в другом псалме ( Пс.16:8 ). А когда, говорит он, я избавлюсь помощью Твоею, Господи, от врагов моих, то скоро возвращусь в Иерусалим и навсегда, навечно (во веки) поселюсь в жилище Твоем и там буду всегда охраняем Твоим покровительством, Твоим попечением обо мне.
Пс.60:6 Яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя, дал еси достояние боящымся имене Твоего.
Достояние значит: «наследие, владение». Этим словом псалмопевец называет здесь обетованную землю и город Иерусалим. Сказав прежде (ст. 5), что он поселится навечно в Божием жилище и навсегда останется под покровительством Его, здесь указывает причину, почему он удостоится такой милости, – потому именно, что Бог услышал молитвы его, т.к. Он никогда не лишает Своей милости уповающих на Него и молящихся Ему, хотя Он и посылает для испытания их разные беды и страдания, но впоследствии за терпеливое перенесение скорбей и искушений и за твердое упование на Него награждает боящихся Его наследием не только временного участия в земле обетованной, но и жизни вечной в горнем Иерусалиме ( Мф.25:34 ). Достойно замечания, что в псалмах люди верующие и благочестивые называются только боящимися Бога и уповающими на милость Его, но почти никогда – любящими Бога. Не значит ли это, что ветхозаветный праведник, хотя и имел заповедь о любви к Богу ( Втор.6:5 ), но он состоял как раб в отношении к Богу и, не имея близости усыновления, руководился только чувством страха Божия и надежды на милость Божию и далек был от сыновней любви к Богу Отцу?
Пс.60:7–8 Дни на дни царевы приложиши, лета его до дне рода и рода. Пребудет в век пред Богом: милость и истину его кто взыщет?
Еще с 5-го стиха псалмопевец, вдохновленный пророческим духом, переносится мыслью от скоропреходящего и временного к бесконечному и вечному, и здесь, говоря о приложении дней к жизни царя, разумеет, конечно, не временное свое царствование, но царство вечное, в лице Потомка своего по плоти ( 2Цар.7:12–13, 16 ), вечного Царя славы Господа Иисуса Христа, лета царствования Которого, в Церкви Его на земле, продолжатся до дне рода и рода, т.е. до скончания мира, а затем Он будет царствовать вечно: пребудет в век пред Богом, и в этом заключается милость Его к людям, боящимся Его, и этого требует истина, или правда, Божия, которых (милости и истины) никто не может постигнуть: милость и истину Его кто взыщет?
Пс.60:9 Тако воспою имени Твоему во веки, воздати ми молитвы моя день от дне.
Слово молитвы в последнем изречении значит «обеты», или «обещания Давида», какие он выражал пред Богом и прежде, и всегда. Заключая псалом, он говорит: так я буду всегда благодарно прославлять Тебя, Господи, за все Твои благодеяния ко мне, буду псаломски воспевать на музыкальных орудиях в честь и славу имени Божия, для того чтобы тем самым, с одной стороны, выполнить свои прежние обещания касательно прославления Его, и с другой – исполнить свой всегдашний долг воздавать ежедневной (день от дне) благодарственной молитвой за все Его милости и благодеяния.
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8
Увлекаюсь святыми писаниями с юности. Прочел более 80 книг данной тематики.