Псалом 137 текст молитвы

Полное описание: Псалом 137 текст молитвы специально для наших уважаемых читателей.

Библия. Псалтирь

Псалом 137

1 Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами пою Тебе, [что Ты услышал все слова уст моих].

2 Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего.

3 В день, когда я воззвал, Ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость.

4 Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих

5 и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня.

6 Высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнает издали.

7 Если я пойду посреди напастей, Ты оживишь меня, прострешь на ярость врагов моих руку Твою, и спасет меня десница Твоя.

8 Господь совершит за меня! Милость Твоя, Господи, вовек: дело рук Твоих не оставляй.

Библия. Псалтирь

Псалом 138

Начальнику хора. Псалом Давида.

1 Господи! Ты испытал меня и знаешь.

2 Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали.

3 Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.

4 Еще нет слова на языке моем,- Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.

5 Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.

6 Дивно для меня ведение [Твое],- высоко, не могу постигнуть его!

7 Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?

8 Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.

9 Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря,-

10 и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.

11 Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»;

12 но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет.

13 Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей.

14 Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это.

15 Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.

16 Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.

17 Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!

18 Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою.

19 О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные!

20 Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои.

21 Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя?

22 Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне.

23 Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои;

24 и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.

Библия. Псалтирь

Псалом 37

1 Псалом Давида. В воспоминание [о субботе].

2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня,

3 ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.

4 Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих,

5 ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне,

6 смердят, гноятся раны мои от безумия моего.

7 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,

8 ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.

9 Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.

10 Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.

11 Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих,- и того нет у меня.

12 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.

13 Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни;

14 а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;

15 и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа,

16 ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.

17 И я сказал: да не восторжествуют надо мною [враги мои]; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.

18 Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.

19 Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.

20 А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;

21 и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.

22 Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;

23 поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!

Псалом 137

В древних еврейских изданиях Библии этот псалом имеет надписание имени Давида; также надписывается он и в Вульгате и у LXX-ти, у последних с дополнением Захарии и Иеремии. Последнее надписание указывает, что этот псалом особенно усиленно был употребляем благочестивыми евреями при жизни во время деятельности этих пророков. Когда написан псалом Давидом, точных указаний в псалме нет. Но его общее благодарственно-хвалебное содержание за особенно великие милости Господа к Давиду, дающие последнему основание ожидать обращения к Господу всех царей земных (Пс.137_4), дает основание предполагать, что псалом написан после обетования Давиду о происхождении от него Великого и Вечного Потомка.

Славлю Тебя, Господи, пред всеми богами, за Твои ко мне милости (1–2). Ты помогал и спасал меня во время бедствий, и даровал мне великую милость. Твое имя сделается славным и все цари будут поклоняться Тебе (3–5). Господь защитит смиренного: он погубит врагов и спасет его без усилий с его стороны. Не оставляй, Господь, дел рук Твоих (6–8).

Пс.137:1 . Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами 8 пою Тебе, [что Ты услышал все слова уст моих].

Под «богами» , (с греч. и латин. «ангелами»), разумеются священники ( Исх. 22:28 ; Мал. 2:7 ). Давид выступает с своим благодарственно-хвалебным словом пред всем народом.

Пс.137:2 . Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего.

«Возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего» – Ты дал великое обетование, которое наполняет меня таким благодарным чувством к Тебе, которое превосходит, превышает все, что я ранее получал от Тебя и что служило к восхвалению Твоего имени, т. е. выше прежних Твоих благодеяний и милостей. Под таким благодеянием, милостью, самою ценною и дорогою для Давида, нужно разуметь обетование о происхождении от него Мессии.

Читайте так же:  Молитвы православные Отче наш

Пс.137:4 . Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих

Пс.137:5 . и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня.

Великое обетование, данное Богом Давиду, сделается достоянием всего мира. Все цари узнают его и поймут, что с исполнением его наступят новые пути жизни, которые обновят всех людей и весь мир, и эти пути они будут восхвалять. Здесь краткое указание того, что более подробно раскрыто у пророка Исаии ( Ис. 2:1–4 ).

Пс.137:6 . Высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнает издали.

Пс.137:7 . Если я пойду посреди напастей, Ты оживишь меня, прострешь на ярость врагов моих руку Твою, и спасет меня десница Твоя.

Пс.137:8 . Господь совершит за меня! Милость Твоя, Господи, вовек: дело рук Твоих не оставляй.

Господь всегда покровительствует слабому и защищает его. Как бы ни велики были опасности он сохранит и Своей силой защитит его.

Высказанная здесь вера праведника в постоянство помощи и защиты от Господа могла служить утешением для благочестивого еврея в тяжелые времена жизни при пророках Иеремии и Захарии и быть постоянной молитвой в его устах, чем и можно объяснить прибавку в надписании псалма к имени Давида имени означенных пророков.

Псалом 37

Псалом 37 стоит вторым в шестопсалмии, важной части утрени в Православии, во время которой читают шесть избранных псалмов. Эта песнь выражает раскаяние и сожаление о совершенных грехах, благодарность Господу за помилование и помощь.

Текст молитвы Псалом 37

На церковнославянском языке

На русском языке

История написания

История написания этой песни не дошла до наших дней, но перед текстом псалма 37 стоит предписание «В воспоминание о субботе». Эта информация позволила историкам выяснить, что речь идет не о конкретной субботе, а о душевном состоянии царя Давида, в котором тот пребывал. Слова были написаны Давидом в момент покоя, который принесли ему раскаяние и связь с Богом.

Полагаясь на содержание текста молитвы псалма 37, специалисты утверждают, что царь Давид был в подавленном, депрессивном состоянии, когда писал песню. Выявление связи текста с другими песнями из Псалтири привела к появлению трех версий:

  1. Псалом 37 был написан по время гонений царя Саула на Давида;
  2. Царь Давид написал песню после совершенного с Вирсавией греха, прелюбодеяния с чужой женой;
  3. Во время войны с Авессаломом, родным сыном Давида, и болезни царя.

Когда читать псалом 37?

К псалму 37 обращаются в разных случаях, не только во время проведения церковных служб. Песнь часто читают во время душевных терзаний и испытаний духа, проблем на работе или с финансами. Молитва помогает не только при болезнях духа, но и тела. Чаще всего текст псалма 37 используют для покаяния в грехах перед Богом.

Толкование

Песнь псалма 37 состоит из душевных терзаний, покаяния и жалоб. Царь Давид говорит о том, что грехи и отдаление от Бога приводят не только к душевным, но и физическим недугам.

В первой половине текста молитвы псалма 37 певец признается в своих грехах, кается в них, рассказывает о том, что именно грехи привели его к страданиям и мукам. Искреннее раскаяние в прошлых безумствах, отступлении от Бога, отдалении от близких и друзей описывается в песне. От врагов царь Давид терпел много нападок именно в этот период одиночества, когда он был наиболее уязвим и беспомощен.

Псалом 37 заканчивается обращением Давида к Богу, просьбой о помиловании и защите. Именно в Боге он видит спасение и единственную помощь.

Правила чтения псалма 37

Текст псалма 37 существует в трех вариантах: в синодальном, русском и старославянском. В церковных службах используется последний вариант, поэтому его предпочтительнее читать и дома. В использовании других переводов нет ничего плохого или греховного, но старославянский текст способствует лучшему пониманию православных традиций.

Как и любую молитву, песнь псалма 37 на русском языке или в любом другом переводе нужно произносить сосредоточенно и искренне. Обращение к Богу – таинство, поэтому дома это лучше делать в отдельной комнате перед иконой. Не лишним будет поставить перед образом свечу.

Псалом 137

Текст исполнен горячей веры в Господа и благодарности за великую милость Его к Давиду, дающую основание ожидать обращения к Богу всех земных правителей. Некоторые исследователи полагают, что псалом 137 является пророчеством о пришествии Спасителя.

Текст молитвы псалом 137

На церковнославянском языке с ударениями

Псало́м Дави́ду, Агге́а и Заха́рии.

1 Испове́мся Тебе́, Го́споди, всем се́рдцем мои́м, и пред Ангелы воспою́ Тебе́, я́ко услы́шал еси́ вся глаго́лы уст мои́х.

2 Поклоню́ся ко хра́му свято́му Твоему́ и испове́мся и́мени Твоему́ о ми́лости Твое́й и и́стине Твое́й, я́ко возвели́чил еси́ над всем и́мя Твое́ свято́е.

3 Во́ньже а́ще день призову́ Тя, ско́ро услы́ши мя: умно́жиши мя в души́ мое́й си́лою Твое́ю.

4 Да испове́дятся Тебе́, Го́споди, вси ца́рие зе́мстии, я́ко услы́шаша вся глаго́лы уст Твои́х,

5 и да воспою́т в путе́х Госпо́дних, я́ко ве́лия сла́ва Госпо́дня,

6 я́ко Высо́к Госпо́дь, и смире́нныя призира́ет, и высо́кая издале́ча весть.

7 Аще пойду́ посреде́ ско́рби, живи́ши мя, на гнев враг мои́х просте́рл еси́ руку́ Твою́, и спасе́ мя десни́ца Твоя́.

8 Госпо́дь возда́ст за мя. Го́споди, ми́лость Твоя́ во век, дел руку́ Твое́ю не пре́зри.

На русском языке

Псалом Давида. Агге́я и Заха́рии.

1 Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами пою Тебе, что Ты услышал все слова уст моих.

2 Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего.

3 В день, когда я воззвал, Ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость.

4 Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих

5 и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня.

6 Высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнает издали.

7 Если я пойду посреди напастей, Ты оживишь меня, прострешь на ярость врагов моих руку Твою, и спасет меня десница Твоя.

8 Господь совершит за меня! Милость Твоя, Господи, вовек: дело рук Твоих не оставляй.

История написания

В древних еврейских изданиях Библии псалом 137 подписан именем Давида. Также он подписан и в латинском переводе Библии блаженного Иеронима (Вульгате) и в переводе семидесяти толковников (LXX-ти), но с дополнением Захарии и Иеремии. Последнее обстоятельство свидетельствует, что псалом 137 был благоговейно читаем евреями при жизни этих пророков. Точных указаний в тексте, когда именно написана молитва Давидом, не содержится.

Читайте так же:  Молитва чтобы продажа была

Для чего читают псалом 137?

Текст псалма 137 существует в нескольких переводах. В церковных службах читается вариант на старославянском языке, традиционном для православных молитв.

Дома допускается читать псалом 137 на русском языке. Текст относят к категории хвалебных песен, выражающих надежду на Бога. В момент прочтения надлежит посвятить себя хвале и прославлению Господа, уповая на Его силу и благость. Оканчивается песнь уверенностью Давида в том, что Бог всегда будет охранять его. Спасение каждого человека находится в руках Господа, и праведник всегда может рассчитывать на Его защиту и поддержку в сложных жизненных обстоятельствах.

Считается, что если читать псалом 137 перед тем, как обращаться с просьбой к начальству, то Господь обязательно поможет в исполнении задуманного.

Толкование

Псалом 137 содержит в себе пророчество о призвании всех народов, за которое Давид и благодарит Бога. Не он один из царей сподобился Божественного богоявления, но и многие языческие цари сподобятся той же благодати, что произойдет по пришествии Господнем.

Чтобы лучше понять смысл песни, следует разобрать толкование псалма 137 более подробно:

  • Стих 1-5: Давид славит Господа, вспоминая о том, как Он был благ к нему. Он смотрит в будущее с надеждой, что другие тоже будут прославлять Всевышнего. Давид славит Господа перед священниками. Возможно, перед судьями и власть имущими. Существует и другая версия, что он может восхвалять Господа перед языческими богами, бросая им вызов.
  • Стих 6-8: звучит твердая уверенность праведника в постоянстве помощи и защиты Всевышнего. Это может служить утешением благочестивым евреям в тяжелые времена жизни при пророках Иеремии и Захарии. Этим обстоятельством объясняется добавление их имен в подписании псалма 137 к имени Давида.

Псалом 137

Псалом Давиду, Аггеа и Захарии

Псалом Давида. Аггея и Захарии.

1 Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, и пред Ангелы воспою Тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих.

1 Я прославлю Тебя, Господи, всем сердцем моим и пред Ангелами воспою Тебе, ибо Ты услышал все слова уст моих.

2 Поклонюся ко храму святому Твоему и исповемся имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей, яко возвеличил еси над всем имя Твое святое.

2 Поклонюсь ко храму святому Твоему и прославлю имя Твоё за милость Твою и истину Твою, ибо возвеличил Ты над всем имя Твоё святое.

3 Воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя: умножиши мя в души моей силою Твоею.

3 В день, когда я призову Тебя, скоро услышь меня: попечение обо мне Ты умножишь, о душе моей – силою Твоею.

4 Да исповедятся Тебе, Господи, вси царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих,

4 Да прославят Тебя, Господи, все цари земные, ибо услышали они все слова уст Твоих,

5 и да воспоют в путех Господних, яко велия слава Господня,

5 и да воспоют на путях Господних, ибо велика слава Господня,

6 яко Высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть.

6 ибо высок Господь, и дольнее озирает, и высокое издали знает.

7 Аще пойду посреде скорби, живиши мя, на гнев враг моих простерл еси руку Твою, и спасе мя десница Твоя.

7 Если я пойду посреди скорби, Ты оживишь меня, на гнев врагов моих простёр Ты руку Твою, и спасла меня десница Твоя.

8 Господь воздаст за мя. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри.

8 Господь воздаст за меня. Господи, милость Твоя вовек, дел рук Твоих не презри.

Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, и пред Ангелы воспою Тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих. Поклонюся ко храму святому Твоему и исповемся имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей, яко возвеличил еси над всем имя Твое святое. Воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя: умножиши мя в души моей силою Твоею Да исповедятся Тебе, Господи, вси царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих, и да воспоют в путех Господних, яко велия слава Господня, яко Высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть. Аще пойду посреде скорби, живиши мя, на гнев враг моих простерл еси руку Твою, и спасе мя десница Твоя. Господь воздаст за мя. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри.

Псалом 138

В конец Давиду, псалом Захариин в разсеянии

К исполнению, Давида. Псалом Захарии, в рассеянии.

1 Господи, искусил мя еси и познал мя еси. Ты познал еси седание мое и востание мое.

1 Господи, Ты испытал меня и познал меня: Ты познал покой мой и пробуждение мое;

2 Ты разумел еси помышления моя издалеча:

2 Ты понял издали все размышления мои.

3 стезю мою и уже мое Ты еси изследовал, и вся пути моя провидел еси.

3 Стезю мою и меру мою Ты исследовал и предвидел все пути мои.

4 Яко несть льсти в языце моем: се, Господи, Ты познал еси.

4 Что нет коварства на языке моём, – вот, Господи, Ты познал:

5 Вся последняя и древняя: Ты создал еси мя, и положил еси на мне руку Твою.

5 всё последнее и давнее; Ты создал меня и положил на мне руку Твою.

6 Удивися разум Твой от мене, утвердися, не возмогу к нему.

6 Дивно открылось знание Твоё мне; в мощи явлено, мне никак не осилить его.

7 Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу?

7 Куда я пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?

8 Аще взыду на небо – Ты тамо еси, аще сниду во ад – тамо еси.

8 Если взойду на небо – Ты там, если сойду во ад – Ты и там пребываешь.

9 Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря –

9 Если бы я поднял мои крылья с рассветом и переселился на край моря,

10 и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя.

10 даже и там рука Твоя направит меня, и удержит меня десница Твоя.

11 И рех: еда тма поперет мя, и нощь просвещение в сладости моей?

11 И сказал я: «Вот, тьма покроет меня», – но и ночь есть свет в усладе моей!

12 Яко тма не помрачится от Тебе, и нощь, яко день, просветится, яко тма ея, тако и свет ея.

12 Ибо тьма не будет мраком у Тебя, и ночь, как день, осветится: какова тьма её, таков и свет её будет!

Читайте так же:  Молитва чтобы быстро вернули долг

13 Яко Ты создал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея.

13 Ибо Ты создал внутренности мои, принял меня от чрева матери моей.

14 Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела Твоя, и душа моя знает зело.

14 Я прославлю Тебя, ибо страшен и удивителен Ты, чудны дела Твои, и душа моя хорошо это знает.

15 Не утаися кость моя от Тебе, юже сотворил еси в тайне, и состав мой в преисподних земли.

15 Не сокрылись кости мои от Тебя, которые сотворил Ты втайне, и существо моё – в глубинах земли:

16 Несоделанное мое видесте очи Твои, и в книзе Твоей вси напишутся, во днех созиждутся и никтоже в них.

16 незавершённым меня видели очи Твои; и в книгу Твою все будут вписаны: в течение дней будут созданы, и никто среди них – по-иному.

17 Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их.

17 А для меня весьма почтенны стали друзья Твои, Боже, весьма укрепились владычества их:

18 Изочту их, и паче песка умножатся; востах, и еще есмь с Тобою.

18 буду исчислять их – и более песка умножатся; я пробуждён – и снова с Тобою.

19 Аще избиеши грешники, Боже, мужие кровей, уклонитеся от мене.

19 Если бы Ты убил грешников, Боже! Кровожадные, уклонитесь от меня,

20 Яко ревниви есте в помышлениих, приимут в суету грады Твоя.

20 ибо вы – спорщики в помышлениях; но напрасно они захватят города Твои.

21 Не ненавидящыя ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях?

21 Не ненавидящих ли Тебя, Господи, я возненавидел и из-за врагов Твоих истомился?

22 Совершенною ненавистию возненавидех я, во враги быша ми.

22 Совершенною ненавистью ненавидел я их, врагами они сделались мне.

23 Искуси мя, Боже, и увеждь сердце мое, истяжи мя и разумей стези моя,

23 Испытай меня, Боже, и познай сердце моё, исследуй меня и познай стези мои,

24 и виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен.

24 и посмотри, есть ли путь беззакония во мне, и направь меня на путь вечный.

Псалом 15

Еврейская надпись псалма 15 переводится как «Золотая поэма», а славянское «столпописание» указывает на огромную ценность его содержания. По надписанию, а также по свидетельству книги Деяний Святых Апостолов (2:25-28 и 13:35-36) известно, что этот псалом принадлежит Давиду.

Текст молитвы псалом 15

В церкви псалом 15 читается на церковнославянском языке, но дома можно читать и на русском языке.

На церковнославянском языке с ударениями

1 Сохрани́ мя, Го́споди, я́ко на Тя упова́х.

2 Рех Го́сподеви: Госпо́дь мой eси Ты, я́ко благи́х мои́х не тре́буеши.

3 Святы́м, и́же суть на земли́ Его, удиви́ Госпо́дь вся хоте́ния Своя́ в них.

4 Умно́жишася не́мощи их, по сих ускори́ша: не соберу́ собо́ры их от крове́й, ни помяну́ же име́н их устна́ма мои́ма

5 Госпо́дь часть достоя́ния моего́ и ча́ши моея́, Ты eси́ устроя́яй достоя́ние мое́ мне.

6 У́жя нападо́ша ми в держа́вных мои́х, и́бо достоя́ние мое́ держа́вно eсть мне.

7 Благословлю́ Го́спода, вразуми́вшаго мя, eще́ же и до но́щи нака́заша мя утро́бы моя́.

8 Предзре́х Го́спода предо́ мно́ю вы́ну, я́ко одесну́ю менé eсть, да не подви́жуся.

9 Сего́ ра́ди возвесели́ся се́рдце мое́, и возра́довася язы́к мой, eще́ же и плоть моя́ всели́тся на упова́нии.

10 Яко не оста́виши ду́шу мою́ во а́де, ниже́ да́си преподо́бному Твоему́ ви́дети истле́ния.

11 Сказа́л ми eси́ пути́ живота́, испо́лниши мя весе́лия с лице́м Твои́м, красота́ в десни́це Твое́й в коне́ц.

На русском языке

1 Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю.

2 Я сказал Господу: Ты — Господь мой; блага мои Тебе не нужны.

3 К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним все желание мое.

4 Умножились немощи их, затем в суету погрузились. Я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими.

5 Господь – доля наследия моего и чаши моей, Ты возвращаешь наследие моё мне.

6 Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня.

7 Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя.

8 Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.

9 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании,

10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,

11 Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.

История написания

Что касается времени написания 15 псалма, указания на него можно найти в самом содержании. Во втором стихе Бог не требует «благих» от Давида. Под этим выражением следует понимать жертвы, которые являют собой обязательную и главнейшую составляющую ветхозаветного культа. Когда Господь не требовал жертв от Давида, видим указание в третьем стихе псалма. Под «святыми» здесь подразумеваются евреи, как народ избранный самим Богом, призванный к великому служению и получивший от него великие обетования.

В псалме 15 Давид отделяет себя от евреев, живших на «Его» земле, то есть назначенной ему Господом, Палестине. Это означает, что в описанное время Давид вне евреев и находится за пределами Палестины. В четвертом стихе изображается нечестивость окружающих его людей, в которой он сам не принимает никакого участия. Таким образом, Давид находится вдали от своего народа, не имеет возможности приносить жертвы Богу, и окружен язычниками. Такое положение дел соответствует периоду жизни Давида при Сауле, когда он вынужден был бежать от его преследований в Секелаг, к царю филистимскому Ахнусу. Свидетельства тому описаны в первой книге Царств (27:1-7).

Толкование псалма 15

По полноте в развитии мыслей, по краткости их выражения, а также из-за недостаточной ясности текст псалма 15 является одним из самых сложных для толкования.

Псалом 136

Давиду Иеремием

Давида, через Иеремию.

1 На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона.

1 У рек Вавилонских там мы сели и заплакали, когда вспомнилось нам о Сионе.

2 На вербиих посреде eго обесихом органы наша.

2 На ивах посреди него повесили мы органы наши,

3 Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских.

3 ибо там спросили нас пленившие нас о словах песен и уведшие нас – о пении: «Пропойте нам из песен Сионских».

4 Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?

Читайте так же:  Очищение дома Свечой и молитвой против часовой стрелки

4 Как споём мы песнь Господню на земле чужой?

5 Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя.

5 Если забуду тебя, Иерусалим, пусть забыта будет десница моя!

6 Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего.

6 Пусть прилипнет язык мой к гортани моей, если не вспомню тебя, если не поставлю Иерусалима в самом начале веселья моего.

7 Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований eго.

7 Вспомни, Господи, сынов Эдома в день Иерусалима, говорящих: «Разоряйте, разоряйте до оснований его».

8 Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам.

8 Дочь Вавилона злосчастная, блажен, кто воздаст тебе возмездие твоё, которым ты воздала нам;

9 Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.

9 блажен, кто схватит и разобьёт младенцев твоих о камень!

Слава:

Слава:

На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. На вербиих посреде его обесихом органы нашя. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его. Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен иже имет и разбиет младенцы Твоя о камень.

Псалом 137

Псалом Давиду(1) (Аггея и Захарии).

(1) Этот псалом есть благодарность Богу по возвращении из Вавилона от лица Иудеев, освободившихся от восстававших на них, по словам Феодорита и Eвсевия, народов. Сей псалом содержит и пророчество о призвании народов. У других на нем надпись такая: Псалом Давиду Аггеа и Захарии.

Пс.137:1 . Исповемся (исповедание принесу) Тебе, Господи, всем сердцем моим .

Сими словами начинает Давид и 9-й псалом.

И пред Ангелы воспою Тебе

Пред ангелами, дает обещание, буду петь Тебе, Господи, т. е. вместе с горними и небесными силами буду петь Тебе и я, дольний и земный; ибо хвалить Тебя непрестанно есть дело ангельское. Или ангелами называет священников, ибо Писание обыкновенно называет богами и ангелами священников; то говоря чрез Малахию: уста священника сохранят суд и закона взыщут (прилежно) из уст его; ибо он ангел Господа Вседержителя ( Мал. 2:7 ), то чрез Моисея: богов не злословь; и начальствующему в народе не скажи зла ( Исх. 22:28 ). А другой изъяснитель перевел так: пред богами воспою Тебе (1)

(1) Слова Златоуста: Пред ангелами, т. е, с ангелами буду воссылать песнь, стараясь соревновать им и ликовствуя с горними силами. Ибо хотя по природе те и другие различаются, но усердием я постараюсь стоять вместе с ними. Или я буду петь благоговейно, воображая себе находящихся здесь и смотрящих ангелов.

Яко услыгиал еси вся глаголы уст моих

Воспою Тебе, прибавляет, Господи, за то, что Ты выслушал все прошение мое, исполнив оное в чем следовало. (1)

(1) Златословесного: Видишь ли великую благодарность? Не так как другие вялые и слабые, которые до получения сильны, а по получении небрежны, но он и до получения прилежен и по получении остается навсегда благодарным.

Пс.137:2 . Поклонюся ко храму святому Твоему, и исповемся (буду признателен) имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей .

Принесу, говорит, Тебе, Господи, долг моего благодарения посредством поклонения святому Твоему храму, как за Твое помилование меня, так и за помилование истинное. Ибо такова мысль в речениях: в милости Твоей и истине Твоей, т. е. в истинной милости Твоей, по свойству еврейского языка, употребляющего прилагательные имена в виде существительных, как мы уже заметили и в другом месте. Или: буду признателен к Тебе за истинность Твою в обещании Твоем. (1)

(1) Того же: Не малая и это добродетель – когда кто может ходить ко храму и пришедши покланяться с чистою совестью. Ибо не преклонения колен, не вхождения, не этого только требуется, но чтобы находиться в нем с пламенною душою и напряженною мыслю, быть не только телом, но и умом. Также не мало достоинства в должном поклонении Богу Всевышнему. Ибо если это составляет достоинство в отношении к царям, то гораздо большее в отношении к Всевышнему Богу. А речения: в милости Твоей и истине Твоей, другой толковник перевел так: буду благодарить Тебе за освобождение меня от плена и удостоения истины, за то что я избавился от образов и телесного богослужения и научился покланяться Богу духом и истиною. Феодорита: Посвященный имени Твоему храм будет для меня вместо неба, в нем я буду поклоняться Тебе и приносить благодарственное славословие, видя человеколюбие Твое ко мне и правду в отношении к врагам; ибо как они делали мне зло, то Ты по своей истине решил погубить их, а меня по своей милости спас.

Яко возвеличил еси над всем имя Твое святое

Буду благодарить Тебе, Господи, продолжает, и за то, что Ты явил имя Твое во всяком деле великим и чудным; так как все сотворенное Тобою проповедует величие имени Твоего. Другой толковник перевел: ибо Ты возвеличил над всем. (1)

(1) Златоуста: Т. е. я буду благодарить Тебя не только за благодеяния, но и за самую неизреченную славу и бесконечное величие и неизъяснимое естество; ибо нет ни одной части творения, ни горнего, ни дольнего, которая не издавала бы голоса, громче трубы возвещая о величии имени Твоего, Феодорита: Во всем, говорит, драгоценно имя Твое и всеми, видевшими Твою силу, воспевается оно.

Пс.137:3 . В онь же аще день призову Тя, скоро услыша мя

То же самое сказал в 101-м псалме.

Умножиши мя (возвысишь меня) в душе моей силою Твоею .

Ты, говорит, Господи, удостоишь меня касательно души великого попечения; так как Ты и силен к произведению сего. Или силою Твоею Ты вознесешь душу мою много (весьма), иначе возвысишь душу мою и поставишь ее, по Златоусту, выше скорбей. Тот же Давид сказал и в 11м псалме: по высоте Твоей умножил попечение о сынах человеческих. (1)

(1) По другому изъяснителю, глагол; умножишь попечение, поставлено вместо; сохранишь (меня) на долгое время, и силою Твоею из тления приведешь в нетление. Феодорита: Т. е. силою Твоею возвысишь душу мою и исполнишь ее бодростью и смелостью.

Пс.137:4 . Да исповедятся Тебе, Господи, вси царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих

Читайте так же:  Как завершить молитву

Все, продолжает, цари земли, т. е. благочестивые и уверовавшиe, будут благодарить Тебя, Господи; за что? За то, отвечает, что услышали слова уст Твоих, т. е. слова закона, пророков, евангельские и апостольские. Ибо и сами цари обязаны благодарить не столько за другие Его благодеяния, сколько за то, что услышали и узнали слова Твоих писаний, так как из сих слов Твоих происходит благочестие и добродетельная жизнь, а это истинное и великое благодеяние для души. (1)

(1) Феодорита; И тогда все, узнав о величайшей оной победе (т. е. над соседственными народами) удивлялись силе Бога всяческих. Но преимущественно по вочеловечении Бога и Спасителя нашего, и цари и начальствующие прославляют Творца всех. И в отношении к первой победе не слышали слов, но видели славное дело: а ныне и слова слышат и пользуются евангельскими речами. Златословесного: Ибо и царство не может доставить им такой пользы, какую доставляет слышание слов Твоих: это безопасность их, это сила, это благолепие, это украшение и крепость начальства. А у Златоуста и Феодорита пишется так: Да воспоют в путях Господних, т. е. в законах, в повелениях Господних. У Аполлинария же в героических стихах пишется в песнях так: Богодухновенными песнями воспоют Богу. Также в некоем замечании написано: Написал песни Богу, которыми повелевает петь всем из язычников.

Пс.137:5 . И да воспоют в путех (песнях) Господних, яко велии слава Господня

Все, говорит, благочестивые цари будут петь Тебе, Господи, посредством песней, сочиненных для Тебя: ибо песни Господни суть песни, составленные Моисеем и Давидом. Впрочем могут быть песнями и просто славословия Бога. Почему же они будут петь песни сии? Потому что слава Твоя, Господи, т. е. понятие и мнение о Тебе. велико; так как все люди представляют Тебя великим, т. е. те, которые чувствуют благодеяния Твои. Или велика слава Господня, т. е. по словам Златоуста, явна для всех, потому что небо и земля исполнены славы Его; поелику все вообще и ангелы и человеки прославляют Его. (1)

(1) Златоуста: Если (читать): в путях Господних, то значение сих слов таково: пусть читают в законах Твоих; а если в песнях Твоих, то такое: да поют, говорит, да проповедуют о великих делах Твоих; ибо это значит: да воспоют. Феодорита: Все, говорит, будут удивляться промыслу и домостроительству Божию; ибо путями называет распоряжения.

Пс.137:6 . Яко высок Господь, и смиренные призирает

Сии слова имеют сходство с следующими: на высоких живущий и на смиренные (творения) призирающий (что написано в 112-м псалме). Или: Бог хотя по природе высок, но призирает, или смотрит и на смиренное; поколику Он промышляет и о земле, простирая свое попечение даже и на самые малые и ничтожные творения. Или: призирает, т. е. хранит смиренномыслящих.

И высокая издалеча весть

Смиренных, говорит, т. е. земных и суетных действий, как недостойных высоты Божией, и вблизи Бог не терпит и не видит; как и Сам говорит: не знаю вас ( Матф. 25:12 ). А высокие действия, т. е. небесные, как достойные взора Божия, Бог и издалека знает, как сказано: знает Господь путь праведных ( Псал. 1:6 ). Знание же Божие и издалека означает то, что Он весьма доволен. Или здесь слово, по Златоусту, о предведении, т. е. что Бог издалека и прежде существования чего-либо знает все, как изрекла и целомудренная Сусанна: знающий все прежде бытия всего ( Дан. 13:42 ). (1)

(1) Другой говорит: Или быть может так: и если кто в людях и высокосердечен, то и таковой не утаится от Него (Бога); почему и у Акилы сказано: И высокого издалека знает. Феодорита: Знает все прежде бытия и, видя из далека сильных, каждому дает соответственные врачевства. Другие же полагают, что Бог призирает на смиренных, т. е. промышляет и всеми способами печется и помогает, будучи доволен смирением их, а высокоумных и гордых знает только издалека, не помогая им и не заступаясь за них, потому что ненавидит гордость их.

Пс.137:7 . Аще пойду посреди, скорби, живиши мя, на гнев враг моих простерл еси руку Твою, и спасе мя десница Твоя

Когда я, продолжает, подвергнусь скорбям и искушениям, тогда Ты спасешь меня; и когда буду находиться в опасности смерти, тогда Ты оживотворишь меня. Сверх того Ты распростер и руку Твою, т. е. силу Твою или действие наказания на свирепство и неистовство, какое показали против меня враги мои и уничтожил оное, и таким образом избавила меня (от них) десная рука Твоя, т. е. благодетельное Твое действие и вспомоществование. (1)

(1) Слова Феодорита: Из сего видно, что рукою называет действие наказания, а десною рукою – действие благотворения; ибо с наказанием врагов соединил руку, а с благотворением Ему – десную руку; почему и в других местах написано: Ты простер руку твою, как читал Феодорит, Евфимий и Никита в Своде.

Пс.137:8 . Господь воздаст за мя

Бог воздаст, заключаете, врагам моим; ибо Мне отмщениe, Я воздам ( Рим. 12:19 ). (1)

(1) Феодорита: Я говорит, будучи человек, оскверняемый грехами, воздать за благодеяния не могу; но Господь – податель оных, вочеловечившись и приняв на Себя мое естество, сам уплатить долг мой. С сим согласны и слова божественного Апостола, говорящего, что Владыка Христос истребил рукописание постановлений против нас. Согласно с сим пишет и Златоуст.

Пс.137:9 . Господи! милость Твоя во век

Подобное сказано и в сих словах: ибо во век милость Его (135-й псалом).

Дел руку Твоею не презри

Господи! прибавляет, Ты милостив и создатель всего. Итак, и по тому и по другому свойству воззри на нас, как на творения свои взором милосердым и попечительным, и не презри нас беспомощных, изнуряемых страстями и диаволом. Или не презри нас молящихся и призывающих Тебя к помилованию нас. (1)

(1) Златословесного: Прося спасения потому, что Он Бог милостивый и создатель наш, мы должны сделать что-нибудь достойное помилования и от себя: ибо кого помиловать, говорит, милую ( Рим. 9:15 ): потому что милость не просто приходит, но и она делает некоторое различие. Если бы она подавалась просто, то никто не был бы наказан. Посему станем производить достойные дела не только за то, что получаем милость, но и за то, что произведены от Бога; ибо тому, кто создан Богом и имеет такового Творца и Царя, должно и жизнь вести достойную попечения Его.

Псалом 137 текст молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here