Содержание
- 1 При молитве мурашки по коже
- 2 Тема: молитва мурашки по коже!
- 3 При молитве мурашки по коже
- 4 Вопросы настоятелю / Духовная жизнь
- 5 При молитве мурашки по коже
- 6 Как преодолеть рассеянность на молитве?
- 7 Вопросы и ответы. Православие в деталях
- 8 Мурашки по коже. Что это на самом деле?
- 9 «Кайф» или благодать Божия? Что несет нам молитва.
При молитве мурашки по коже
При мыслях о Величии Божьем у меня иногда начинается легкая дрожь по всему телу.
Здравствуйте, отец Олег!
При мыслях о Величии Божьем и Его могуществе или при чтении молитв, у меня иногда начинается легкая дрожь по всему телу, как бы озноб, который у людей обычно бывает при сильном страхе. Скажите пожалуйста, что бы это могло значить и не является ли это дурным признаком?
Ответ отца Олега Моленко:
По твоему описанию однозначно можно сказать лишь то, что тебя пробирает страх перед Богом. А вот о происхождении этого страха у тебя трудно сказать однозначно. Для этого нужны дополнительные признаки и сведения о твоем состоянии.
Происхождение страха, озноба и легкой дрожи во всем теле может иметь два источника: 1 — от Бога; 2 — от бесов.
От Бога это бывает, когда человек по благодати ощущает Его присутствие и от этого переживает неведомые плотскому состоянию духовные чувства: благоговения, глубочайшего смирения, страха Божьего и трепета. От таких духовных переживаний, которые чаще всего возникают на сосредоточенной молитве, бывает проявление и в телесном составе человека. Проявляя свое глубокое смирение перед бездной величия и славы ощущаемого присутствующего перед ним Живого Бога, человек невольно падает ниц. Чувство, возникающее перед безпредельностью Бога Личности и Разума, настолько потрясает человека, что он это переживает, как ощущение, которое на языке человеческом выражается словом «страх». На человеческом языке нет слова, точно выражающего это чувство. Поэтому святые отцы, переживавшие это чувство в своем опыте, обозначили его понятием «страха Божия». В этом понятии о чисто духовном переживании слово «страх» нельзя понимать в привычном для людей значении естественного для них чувства страха. Просто это чувство страха наиболее близко уподобляется страху Божию, хотя последнее прибавлением слова «Божия» безконечно отстоит от земного страха.
От бесов подобные ощущения возникают от их недовольства молитвами, упоминанием имени Божьего и от страха перед Богом, как перед несравненно большей Силой чем они. Демоны не могут иметь страха Божьего, который есть один из семи основных даров Духа Святого (см. об этих дарах у пророка Исаи), но имеют животный страх перед Ним ради Его всемогущества. Если они сидят в человеке, то при молитве к Богу или прикосновении к какой-либо святыне, вынужденно проявляют свое безпокойство от действия на человека благодати, которая их жжет и печет. Эти их проявления могут вызывать различные ощущения в теле человека, в том числе озноб, трясение, дрожь, онемение членов, испарину, «бегание мурашек» по телу и т.п.
Поскольку иногда два этих разных источника разных страхов (Божьего и бесовского пред Богом) проявляются в теле человека похожими ощущениями, постольку трудно бывает сразу определить источник их происхождения. Однако, можно заметить, что чувство подлинного страха Божьего, которое, напоминаю, есть один из семи основных даров Божиих, бывает крайне редко и только у немногих людей, достигших высокого духовного развития (святости). В обыденной жизни чаще всего могут иметь место проявления второго (т.е. бесовского) происхождения.
В твоем случае для достоверности д о лжно совершить тебе вычитку по полному православному Требнику священнослужителя (например, по Требнику, составленному митрополитом Петром Могилой), в котором для этого случая собраны заклинательные молитвы таких великих святителей Церкви Христовой, как Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий чудотворец и священномученик Киприан (бывший колдун). Если во время этой вычитки тебя будет пробивать озноб и начнет трусить (от легкой дрожи или сильнее), то это верный признак того, что ты одержим бесом или бесами.
Тема: молитва мурашки по коже!
Опции темы
«Мурашки по коже» это не признак Божьего присутствия, но это раздел психологии: психосоматика, идеомоторика, микромоторика.
Говоря в двух словах, суть её проста, это выражение своего мышления на физическое и физиологическое состояние тела. Мышление и физическое тело это единый механизм(машина). Самый примитивный и наглядный пример этой машине — это чувства выражаемые на лице человека: человек зол — мышцы лица натянуты, человек грустен — мышцы лица расслаблены, человек весел — мышцы лица оголяют зубы.
Верующие люди, ошибочно принимая свои чувства за присутствие «божье», создают внутри конфессий различные секты. Шарлатаны всех мастей, отлично понимая этот пси-механизм создают свои секты различного направления. Психологи и гипнологи используют эту психологическую взаимосвязь мысли и тела для аутотренинга и внушения, где, чаще всего, пациент даже и не подозревает о механизме воздействия на его психику и физиологическое состояние, в конечном итоге.
Верующему человеку не следует увлекаться своей «богоизбранностью», а следует исполнять заповеди Божьи.
Как таковой науки о психосоматики нет.
Ну типа есть такой термин — взаимосвязь поведения и физиологических процессов — но науки нет.
Из новоделов от психологии пожалуй самый близкий к психосоматики будет системно-векторная психология.
Что она говорить про кожный вектор? Да фигня. Тоже самое примерно говорит астрология про Сатурн.
Лично у меня было чувство, что они оттуда всё скопипастили.
Но с другой стороны кожа является границей между внешним и внутренним , поэтому любое взаимодействие с внешней средой , между внешним и внутренним, будет так или иначе затрагивать системы интерпретации информации идущей от нервных окончаний кожи.
А это означает что если человек во время молитвы с чем-то внутренне взаимодействует — и что-то снаружи ему передается — то чувствовать он будет через кожу.
При молитве мурашки по коже








- Пользователи
- Наша команда
- Вход
- Регистрация
Здравствуйте что это может быть(молитвы)
Здравствуйте что это может быть(молитвы)
Сообщение Мирча » 20 май 2011, 16:54

Сообщение КрДр » 20 май 2011, 21:26
Re: Здравствуйте что это может быть(молитвы)
Сообщение Navrus » 21 май 2011, 05:14
Сообщение Мирча » 21 май 2011, 14:18
Сообщение Малинка3337 » 06 июл 2011, 16:36
Вопросы настоятелю / Духовная жизнь
Во время молитвы у меня возникают странные ощущения. От Бога ли они?
Уважаемый Андрей, в ситуации, отчасти напоминающей Вашу, приснопамятный митрополит Антоний Сурожский тепло и искренне молился о том, чтобы особенные ощущения или дарования, которые мы в себе ощущаем или которые сопровождают нашу молитву, остались и мы могли их меру понять и принять, если они от Бога, или чтобы они отошли и никак нас не беспокоили и мы тоже могли это принять мирно, если они не от Бога. И по евангельскому слову о том, что Господь искренне просящему у Него никогда не откажет, так произойдет, я уверен, и с Вами.
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
При молитве мурашки по коже
Отвечает священник Афанасий Гумеров:
Вам надо сократить молитвенное правило, пока не изменятся ваши жизненные обстоятельства. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Избери себе правило соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мф.2:27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило — для человека, а не человек – для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преупеяния, а не служить бременем неудобоносимым, сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению и унижению ближних. Благоразумно избранное молитвенное правило, соответственно силам и роду жизни, является большим подспорьем для подвизающегося о своем спасении».
Духовная жизнь требует внимания к себе. Всегда есть опасность расслабиться и впасть в другую крайность — нерадение. Поэтому надо определить правило по силам и точно его выполнять. Главное – избавиться от раздражительности, уныния, страха и мнительности. Надо помнить, что Бог любит нас больше, чем мы себя. Молитвенное правило не самоцель, а средство стяжать духовные плоды: душевный мир, радостное упование на спасение, чувство благодарения к Богу, потребность делать людям добро.
Наше общение с небесным Родителем не может ограничиться утренними и вечерними молитвами. Оно должно быть постоянным. В любую минуту нашей жизни должна быть память о Боге. Чувства, которые мы приэтом испытываем (благодарение, покаяние, надежда на помощь), молитвенно соединяют нас с Господом. Постоянной внутренней молитвой можно восполнить недостаток возможности продолжительного стояния на молитве.
Как преодолеть рассеянность на молитве?
Советы пастырей
Наверное, каждому знакомо такое состояние: начинаешь молиться и вдруг через какое-то время понимаешь, что слова молитвы не трогают сердце, произносятся механически, а мысли давно уже переключились на какие-то бытовые проблемы. Как сохранить сосредоточенность на молитве, как избежать рассеяния? Свои советы дают пастыри Русской Церкви.

– Победивший пристрастие к предметам видимым и чувственным, воодушевленный благоговейной благодарностью ко Господу Милующему чужд подобной рассеянности.
Надо обратиться к опыту святых
– Самый простой способ – обратиться к опыту святых. Благо, их труды сейчас доступны: и аввы Дорофея, и святителя Феофана Затворника, и преподобного Амвросия Оптинского… Но это может и не решить проблемы. Поэтому люди идут более сложным путем: они читают святых, запоминают этот опыт и начинают серьезно анализировать себя, свою духовную жизнь и уже тогда под нее выстраивать шаги к совершенствованию. Святые – совершенно разные люди, с разными характерами и путями к Богу, поэтому их примеры необязательно подойдут всем и каждому. Но учитывать чужой опыт надо, чтобы сформировать свой собственный.
Творите молитву Иисусову
Иисусова молитва, собирая ум, помогает сосредоточиться на самых простых словах
– Победить рассеянность на молитве почти невозможно. Это такое бесовское нападение. Редкие люди могут молиться без рассеянности. Борьба с рассеянностью неизбежна и постоянна. Одно из средств помощи в этой борьбе – неустанное (я имею в виду не постоянное, а неустанное) творение молитвы Иисусовой. По словам отца Иоанна (Крестьянкина), сто молитв в день – больше не надо. Но эти сто молитв обычно длятся почти час, да и не всегда удается эти сто молитв прочесть. Отец Иоанн (Крестьянкин) не требовал ни в коем случае быстрого и автоматического движения молитвы, нет! Он говорил: надо произносить медленно – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», – налагая на себя крестное знамение. И сделать паузу, поклониться, сделать паузу, выпрямиться, и потом читать следующую молитву.
Что дает Иисусова молитва? Она, собирая ум, помогает сосредоточиться на самых простых словах, которые ты знаешь так, что можешь вспомнить их и днем и ночью. Это такая «тренировка». И ежедневный опыт творения молитвы Иисусовой помогает побеждать рассеянность в молитве и литургической – церковной – и домашней: вечерней или утренней. А без творения молитвы Иисусовой почти невозможно не уйти в рассеянность мысли.
Если бы мы могли молиться без рассеяния, мир был бы совсем другой. Многим монахам на Афоне удается это, и в наших русских православных монастырях тоже удается. И дай Бог всем, кто хочет молиться, не рассеиваться при любой молитве, любое правило читая.
Когда меня спрашивают, почему 40 раз читают молитву «Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй…», я отвечаю так: «Вы, что, думаете, если я три раза прочитаю, я не отвлекусь? Отвлекусь! Да из этих 40 раз хотя бы десять молитву от всей души и не рассеянно произнести». Вот это и есть способ напрячь свои мысли и не отключаться, не отклоняться в сторону! Это очень важно, и замечательно, что это употребляется в православном богослужении. И надо не пугаться этого, а, наоборот, благодарить Бога, что есть люди, которые так устроили – 40 раз произнести «Господи, помилуй».
Найдите учителя, которого вы полюбите, и следуйте его советам
– Если бы я знал, как победить рассеянность на молитве! И если бы кто-то знал, как однозначно это сделать, ему бы вручили нашу православную «Нобелевскую премию» и он был бы самым главным святым за последние 2000 лет. Такого единого совета для всех нет. И надо бежать от тех людей, которые говорят, что знают всем подходящие рекомендации.
А совет можно дать такой: нужно постараться – в идеале – в жизни, но если в жизни не получается, то в книгах – найти такого учителя, которого вы полюбите и захотите слушаться, опыту которого вы доверяете, и делать то, что он говорит. Как в медицине: если человек доверяет врачу, то лечение чаще всего проходит успешно. А если он колеблется между пятью докторами разных школ и традиций, то хотя бы это были академики и профессора, ничего может не получиться.
По трезвому рассуждению, найдите того из подвижников благочестия, книги которого, о молитве в том числе, вызывают наибольший отклик в вашей душе, и его советам о преодолении рассеянности на молитве старайтесь больше всего и следовать.
Читайте молитвы, написанные по-церковнославянски
Не рекомендуется читать молитвы по памяти – лучше читать их «с листа» по Молитвослову
– Рассеянность на молитве преодолевается внимательным отношением к букве текста. Прежде всего, не рекомендуется читать молитвы по памяти. И очень важно читать молитвы, записанные все-таки славянскими буквами. Потому что славянская вязь требует от нас больше внимания и сосредоточения, чем газетные литеры. И когда мы имеем навык читать молитвы по-славянски, когда славянские буквы у нас перед глазами, это значит многое. Кстати, один старец мне говорил (еще в советские времена), что бесы очень боятся церковнославянского языка и совершенно не реагируют на русские молитвенные тексты. Например, если мы Псалтирь читаем по-русски. Я думаю, это не просто так было сказано: мы должны придавать сакральное значение церковнославянской традиции – не потому, что это традиция наших предков, хотя это тоже важно, но эта традиция восходит к равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. А ведь равноапостольные братья, составляя кириллицу, взяли буквы, присутствующие в еврейском алфавите, в греческом и в латинском, исходя из того, что если на Голгофе надписи были сделаны на этих трех языках, то сами алфавиты были освящены.
Очень важно возрождать благоговейное отношение к церковнославянскому тексту. Помню, когда католики Москвы переходили на русский язык и оставляли латынь, их московские костелы наполовину опустели. И пожилой московский католический священник тогда говорил, что в Польше такого нет: люди не хотят разговаривать с Богом на том же языке, на котором они говорят друг с другом на кухне. И не надо забывать, что во дни Иисуса Христа разговорным был язык арамейский, а языком молитвенным, сакральным был иврит – язык Библии. Разница между арамейским и собственно еврейским более значительна, чем между русским и славянским, однако Христос ни разу не поднял вопрос о том, что надо молиться на арамейском. И то, что Христос не поднимал такого вопроса, мне кажется, есть освящение сакральной традиции языка, подчеркивание важности этой традиции.
Сегодня есть группы, предлагающие перевести и молитвы, и богослужение на современный язык. Предложение спорное. Конечно, упрощать славянскую речь, делать ее более понятной, может быть, и нужно. Тут ничего плохого нет, этот процесс беспрерывно идет со времен еще царя Ивана Грозного. Но все же… Мы должны очень бережно относиться к языку, потому что как границы, созданные государством, мы должны оберегать, так точно и священный язык, и священную речь, ибо в понимании наших предков язык – это и есть народ, а народ – это и есть язык.

Рассеянность происходит от несмирения
– Рассеянность в молитве – это, конечно, проявление нашей немощи. Это следствие греха. Наш ум стал неустойчив, мысли скачут и сменяют одна другую, в них полный хаос, и молитва становится тесным путем и узкими вратами, через которые нашему уму с его метаниями из стороны в сторону трудно пройти. Что же делать?
Для того чтобы умом не парить, его следует заключать в слова молитвы. Это очень простой, но верный принцип, изложенный святыми отцами: сколько бы ум во время молитвы ни уклонялся в сторону, каждый раз возвращай его обратно. Какая бы ни приходила блестящая и умная мысль, во время молитвенного правила всё следует отвергать, ибо это отвлекает от самого главного – общения с Господом.
Еще замечено, что рассеянность происходит от несмирения. Это было открыто преподобному Силуану Афонскому, вопросившему Бога о причинах расхищения молитвы помыслами. «Гордые всегда так страдают от бесов», – сказано было ему. Гордая душа неспокойна, ее накрывают бурные волны эмоций и чувств, молитва такой души невнимательна. Когда же человек начинает смиряться, ему все легче и легче молиться, потому что из мирной души молитва идет сама собой.
Рассеянность провоцируют и слишком яркие впечатления от просмотра фильмов или погружения в интернет
Рассеянность способна происходить в наши дни и от слишком ярких впечатлений, полученных от просмотра фильмов или погружения в интернет. В душе сидят образы увиденного, они так просто не покинут ум и будут мешать внимательной молитве. И если ты сам заполнил свой внутренний мир непонятно какими картинками, то почему удивляешься, что они проявляют себя при молитве? Это значит, что надо заранее научиться подмечать, что способствует и что препятствует внимательной молитве.
Рассеянность бывает от разных причин. Иногда ты просто устал, переутомился и рад бы молиться с полным вниманием, а голова отключается. В таком случае желательно заранее рассчитывать свое время, каждый день выделять на молитву определенные часы или минуты, и к этому времени надо прийти хотя бы с каким-то остатком сил.
Как бы там ни было, не стоит унывать. Приходящие во время молитвы помыслы подобны сорнякам на огороде: их выпалываешь, а они опять появляются. Но если их не выпалывать, то они невероятно разрастутся и искоренить их будет труднее. А после выпалывания сорняки утрачивают былую силу. И со временем молитва становится внимательнее.
Не бойтесь возвращаться к тому месту правила, на котором отвлеклись
– Важно помнить: Бог не руководитель литературного кружка. То есть Он не будет рад, если мы утром и вечером станем рассказывать Ему стишок «Утренняя/вечерняя молитва». Он ждет от нас отношений, любви и открытости. Поэтому если в рамках молитвенных текстов мы теряемся, то нам необходимо не читать их подряд, а поступить иначе. Святитель Феофан Затворник рекомендовал в таких случаях молиться не по объему прочитанного (полное/неполное правило), а по времени, которое мы на молитву готовы отдать. Если мы имеем возможность 10 минут помолиться вечером, то можно взять Молитвослов и начать молиться максимально собранно. Если же отвлеклись, то возвращаться к началу фрагмента, где потеряли нить. Обычно нам сложно вернуться, так как наша лень нас удерживает от этого. Здесь же мы понимаем, что не начитываем объем, а стараемся хоть что-то Богу сказать. С течением дней и месяцев мы увидим, что 10 минут миновали, а мы хотим говорить дальше – вот это и будет результат!
Память о нашей смертности помогает быть внимательным в молитве
Надо понять, что слова молитв – это откровение Божие для тебя лично здесь и сейчас
– Побороть рассеянность на молитве можно только практикой молитвы. Надо постоянно молиться, постоянно собирать свое внимание, вчитываться в слова молитвы. По возможности, если есть время и условия, произносить молитвы гласно, устами. Если нет, то нет. Внимать, вникать, с сердечным вниманием относиться к словам молитвы и понимать, что эти слова – откровение Божие для тебя лично. Что это, как сказал святитель Андрей Критский, «яко помазание и питие, Слове, живоносная Твоя словеса». Что это слова от Духа Святаго, а не будто бы молитвы составили какие-то мудрые люди 1000 лет назад… Нет, это откровение тебе от Бога здесь и сейчас!
Говорится в молитвах на сон грядущим: «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет?» – это вполне актуально может стать реальностью для всех нас. Москва не гарантирована от землетрясений. В XIV веке было землетрясение, в 1975 году… Еще более мы не гарантированы от ядерной войны, которая может накрыть нас всех. И каждый из нас не застрахован ни от инфаркта, ни от инсульта.
Еще один способ обрести внимание в молитве – понимание того, что твоя молитва вполне может быть последней. Недавно мне довелось ехать на маршрутке из города Жуковского. Это была совершенно исключительная езда: казалось, что маршрутка вот-вот перевернется или развалится на части. Все время пути я читал вечернее правило – вопрос о рассеянности ума не стоял. Тут работают рецепты Иисуса, сына Сирахова: «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь» (Сир. 7: 39).
Вопросы и ответы. Православие в деталях
Здесь можно найти ответы на интересующие вас вопросы, касающиеся православия. Делитесь так же своим опытом и знаниями.
Также вы можете задать свой вопрос священнослужителю в специальном проекте сети «Елицы» – «Вопросы батюшке»: https://dialog.elitsy.ru
Как бороться с искушениями во время молитвы?
Вопрос: «Как бороться с искушениями во время молитвы? Начинает что-то отвлекать, что-то болеть… Начинаешь от этого нервничать, что тоже отвлекает. Как с этим бороться?»
Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:
– Да, в общем-то, никак. Просто нужно некоторое время отдавать молитве и со смирением нести свои немощи. И, по возможности, не поддаваться разного рода искушениям, преодолевая их молитвой. Например, какой-то стук или лай собаки во дворе, вдруг возникшее желание поправить лампадку или стереть пыль с верхней кромки иконы. Выдержи время и спокойно помолись.
А бороться ни с чем не надо, потому что немощное человеческое естество не может преодолеть рассеянность на молитве, а если кто-либо Вам скажет, что он это преодолел – он либо в прелести, либо врет. В наше время это вообще невозможно. Древние подвижники на какой-то период могли так глубоко уходить в молитву, что беседа с Богом ничем не прерывалась, и бес уже не мог приступить. А так, обычно, всё мешает – комары и мухи, шум большого города или собственная голова. Поэтому надо стараться, по возможности, с глубоким смирением и с наибольшим терпением совершать свое делание, попросив перед этим помощи у Бога, а по завершении молитвы – поблагодарить Его. Можно призвать на помощь и ангела-хранителя, попросив его помолиться вместе с нами Бессмертному Богу. И не надо стремиться к тому, чтобы как-то оценить свою молитву, потому что многие, как Вы выразились – «борются» и от этой борьбы приходят в возбуждение, раздражение, а бесу – того и надо! Нам же – наоборот, потому что одна из целей молитвы – стяжать дух мира и невозмутимость. А для этого надо четко понимать: кто ты есть и к кому ты, грешный человек, обращаешься.
Протоиерей Александр Березовский:
– Есть рекомендации, что, встав на молитву, надо, не торопясь, обратиться к Богу. Но темп молитвы у всех же разный, и часто люди смущаются – не слишком ли быстро или, наоборот, медленно?
Протоиерей Димитрий Смирнов:
– А какой у нас с тобой темп разговора?
Протоиерей Александр Березовский:
– Не думал…
Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Вот так же – и нечего об этом думать. Темп к молитве не относится. Это – для беговой дорожки… Есть у тебя время на молитву (можно даже, чтобы не смотреть на часы – завести будильник) – и помолись. Вот и всё.
Мурашки по коже. Что это на самом деле?
С этим ощущением сталкивался, пожалуй, почти каждый первый в мире. В большинстве случаев это нормальное явление, и не каждый всерьез задумывался над тем, что является тому причиной. Какие физиологические основы кроются за так называемой «гусиной кожей»? И когда безобидные мурашки по телу могут сигнализировать об опасном заболевании?

Доброкачественные мурашки
«Гусиная кожа» не должна настораживать, если она проявляется как реакция на конкретный раздражитель, например, холод или скрежет, и быстро (в течение минуты-двух) проходит. Тактильное ощущение бегания/ползания мурашек по коже внешне может проявляться так: кожный покров покрывается мелкими пупырышками, делаясь похожим на кожу гуся. Отсюда и второе народное название данного явления.
Но у мурашек есть и более корректное, медицинское название: парестезия. И обычные мурашки по коже, которые краткосрочны, не вызывают болезненных ощущений, считаются нормой и не являются показателем нарушения здоровья. Это явление классифицируются как доброкачественная или проходящая парестезия.
Что же провоцирует доброкачественные мурашки?

Причинами безобидных мурашек по телу могут служить различные раздражители: изменение внешней температуры (холод, жара), тактильные прикосновения, неприятные звуки (например, мелом по доске). Кроме того, «гусиная кожа» вместе с легким покалыванием и даже временной незначительной утратой чувствительности может быть следствием нарушения кровообращения. Подобное происходит, когда длительное время тело находится в неудобной позе.
Мурашки по коже могут возникать и как ответ на эмоциональные стимулы. К примеру, у некоторых мурашки бегут от приятной музыки, от чувства удовлетворения. Словом от удовольствия, в том числе и от сексуального (от ощущения возбуждения). «Гусиной кожей» люди также покрываются и от негативных эмоций, например, испуга.
Помимо прямых стимулов, мурашки по коже могут быть вызваны воспоминанием о данных стимулах. К примеру, если отчетливо себе представить, как кто-то скрипит, ведя ногтем по стеклу, то с большой долей вероятности покроешься «гусиной кожей» (у половины читающих это наверняка сейчас бегают мурашки). К слову, парестезия — явление сугубо индивидуальное, и у каждого человека провоцируется различными стимулами.

Бесполезные мурашки
Парестезия нам «досталась по наследству» как рудиментарный рефлекс от животных. Для них данный пиломоторный рефлекс (пилоэрекция) имеет важную роль: согревает в ответ на холод и помогает защищаться в ответ на страх. Пилоэрекция присуща многим млекопитающим (и, как следствие, человеку). Этот рефлекс вырабатывается как реакция на стимуляцию определенных нервов.
У животных пиломоторный рефлекс проявляется как сокращение мышечных волокон, гладких мышц, которые окружают волосяные фолликулы. За счет этого у них в буквальном смысле шерсть встает дыбом, то есть приподнимается. Это придает им более угрожающий вид или лучше защищает от непогоды.

Опасные мурашки
Та «гусиная кожа», что легко объяснима, не должна вызывать беспокойства. Но если мурашки по телу бегают часто, подолгу (более нескольких минут) и без видимых, объяснимых причин, то все-таки стоит бить тревогу. Поскольку в данном случае эти мурашки, классифицируемые как патологическая, или хроническая, парестезия, могут быть одним из симптомов заболевания.
Наиболее опасными болезнями, о которых может сигнализировать хроническая парестезия, являются сахарный диабет и атеросклероз. Патологическая парестезия, или постоянные беспричинные мурашки по телу, является, по сути, поражением периферических нервов. Причинами этому могут служить:
- нехватка витаминов (авитаминоз);
- недостаточный уровень кальция, магния, глюкозы в крови;
- травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата (остеохондроз, грыжи межпозвоночных дисков);
- неврологические синдромы (мигрени, неврастения, невралгии);
- опоясывающий лишай, депрессия, варикозная болезнь, паралич Белла, длительный прием некоторых лекарств и многое другое.

Список заболеваний и синдромов достаточно внушительный, потому мурашки по телу, выходящие за пределы нормы, являются серьезным поводом для обращения к врачу. Изначально в этом случае необходимо проконсультироваться с терапевтом, пройти комплексное обследование. А после продолжить лечение того заболевания, что стало причиной патологической «гусиной кожи», у узконаправленного специалиста.
«Кайф» или благодать Божия? Что несет нам молитва.
В одном из журналов я прочла письмо молодого человека в редакцию, где он писал, что, случайно зайдя в церковь, пережил необычные, яркие ощущения, когда священник произносил молитву «Отче наш».
Юноша внимательно слушал и пытался вникнуть в смысл молитвы.
В это время он, неожиданно для себя, почувствовал нечто очень приятное и ни на что не похожее… Не найдя в своем лексиконе других слов, он назвал это ощущение «кайфом».
После этого случая молодой человек нашел у друзей молитвенник и выучил эту молитву. Уединившись, стал мысленно читать ее. Уже примерно на 12−14 раз он вновь испытал то же ощущение.
Вначале это было легкое покалывание в районе солнечного сплетения, потом «пятно» увеличивалось на всю грудь, покалывание исчезало, а за ним следовала необычная легкость. Затем возникало нечто вроде легкой вибрации, которая и доставляла невыразимо приятное ощущение, распространяясь по телу, в голове выключалась «словомешалка»…
Через какое-то время организм как бы просыпался, и юноша вновь начинал думать, заниматься делами. Но состояние «кайфа» еще какое-то время держалось. Хотя оно, по его мнению, очень хрупкое — стоило только обидеться, разозлиться, подумать о чем-то неприятном — все исчезало.
Молодой человек стал читать молитву почти каждый день. Необычное состояние, которое он при этом испытывал, делало мысли четкими, а тело подпитывало энергией. А во время отдыха помогало расслабиться и забыть о бытовых проблемах и неурядицах.
Недоумение молодого человека понятно. Он знает, что такое кайф от алкоголя и интимной близости, а в чем причина этого состояния, ему было не ясно.
Думаю, верующий человек сразу поймет, что речь идет о состоянии, которое в христианстве называется «благодатью». Но мне всегда казалось, что доступно оно вовсе не каждому молящемуся.
Протоиерей Александр Иванов в беседе со мной, говоря о молитве, подчеркнул, что для православного человека это, в первую очередь, разговор с Богом. А что касается благодати, то, по его мнению, почти каждый человек, который приходил в Храм и искренне молился, так или иначе испытывал благодать. Чаще всего она проявляется в виде умиления, благоговения, очищающих слез или радости, любви к людям и ко всему сущему. Именно этот опыт помогает укрепиться в вере.
«Люди по-разному реагируют, когда снисходит благодать, это зависит от их внутреннего настроя, — говорит священник, — но человек начинает искать это состояние и вновь приходит для молитвы, обращается к Богу. Как говорил старец Силуан, «кто вкусил Святого Духа, тот по вкусу распознает Благодать».
Но, чтобы испытать благодать, человек должен уметь молиться. «Главное, всего себя отдавать молитве. Молящийся должен отгонять все, мешающее творить молитву, — объясняет отец Александр. — Мы можем просить Господа обо всем, но всякое прошение должны завершать словами: „Но не как я хочу, а Ты“, — чтобы по своей неразумности не напросить себе того, что может навредить».
Интересная информация прозвучала несколько лет назад на всемирной конференции, проходившей в США под названием «Последние достижения науки о сознании». Там были оглашены тезисы петербургского профессора и к.м.н. из Психоневрологического института им. . В них говорилось об открытии необычного феномена — особого состояния человека во время молитвы.
Как рассказывает Валерий Борисович, ученые записали электроэнцефалограмму настоятеля одного из православных монастырей во время молитвы. Результат бы ошеломляющим — в полном сознании в молитвенном состоянии электроэцефалограмма священника показывала выключение коры головного мозга… Человек сидел и молился, но у него полностью отсутствовал электрический импульс, свидетельствующий о работе коры мозга! То есть, ученые наблюдали состояние отключения мозга при ясном сознании. Этот феномен назвали «четвертым состоянием человека».
До этого открытия наука знала три состояния сознания: бодрствование, медленный и быстрый сон, которые отличаются друг от друга характерами электрических импульсов, зафиксированных ЭЭГ. Теперь стало известно еще одно состояние!
Электроэнцефалограммы бодрствования и быстрого сна идентичны. Теперь обнаружили, что происходит полное отключение коры, как во время медленного сна, так и во время молитвы. Получается, что молитвенное состояние также свойственно и необходимо человеческому организму, как и три ранее известные нам. Ведь в жизни человека наблюдаются переходы одного состояния сознания в другое, существуют системы торможения, отключения…
Когда в жизни человека отсутствует необходимое для него четвертое физиологическое состояние мозга, то, видимо, происходят какие-то негативные процессы.
Для верующего все понятно — Бог услышал его молитву и исцелил. А ученые объясняют это тем, что во время искренней молитвы происходит уход от реальности, а это приводит к разрушению патологических связей. Уходя от мира, от образов патологии, человек способствует своему выздоровлению. Вероятно, в этом и есть секрет целительных свойств молитвы.
Вот и наука подтвердила, что молитвенное состояние — это путь к духовному и телесному исцелению, к гармонии.

Увлекаюсь святыми писаниями с юности. Прочел более 80 книг данной тематики.