При домашней молитве нужно ли одевать платок

Полное описание: При домашней молитве нужно ли одевать платок специально для наших уважаемых читателей.

Обязательно ли женщина должна покрывать голову платком во время домашней молитвы?

Одевать ли платок во время домашней молитвы? В Ветхом Завете женщина, приступающая к молитве, без головного убора, постыжает главу свою. Апостол Павел говорит о ношении женщиной платка, когда мы приходим в храм. Понятно, в храме нужно надевать платочек. А что делать с келейным правилом? В повседневной жизни не многие женщины носят платки, да и дома молятся без них. Конечно, молиться нужно всегда и везде, но в данном случае надевать платок для молитвы или всё-таки допустимо обратиться к Богу без головного убора?

Безусловно, не будет большого греха, если Вы дома помолитесь без головного убора. Однако практика благочестия христианской жизни складывалась веками. Всё-таки женщины надевали платок на молитву и дома тоже. Девушка, девочка, дева – может не надевать платок, а замужняя женщина надевает платок. Может быть, со временем это будет по-другому, но пока так.

А если Вы ходите на работу или в магазины, или ещё какие-то дела делаете без головного убора, и читаете молитву Иисусову, Отче наш или Богородицу, это, нормально. Но, когда Вы уже дома встаёте на молитву, что же Вам мешает надеть платок? Это даже помогать Вам будет. Молитва идёт даже лучше и легче, когда на голове будет платок.

. в платке и молиться лучше!

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

В 1-м послании к Коринфянам прочла о том. что «жена, молящаяся с непокрытой головой, постыжает свою голову». В храмах, конечно, все женщины молятся в платках. Но выйдя за ворота храма, большинство женщин снимает их. На улице, на работе — все ходят без платков. А вот как быть дома на молитве? Обязательно надевать платок или нет?

Наталия Муленкова, г. Самара.

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Должна ли женщина носить платок вне храма?

Ношение платка напрямую связано с традицией общества, в которой живет женщина. Конечно, ношение платка имеет давнюю традицию, однако она была нарушена и не для всех приемлемо в кругу своего общения носить платок. Некоторые профессии требуют от женщины ношения формы, которая не предусматривает ношения платка.

Не стоит в погоне за внешним атрибутом – платком, создавать лишние препоны для воцерковления тем, кто еще не крепок в вере. Но, если женщина носит платок, то это весьма похвально, так как внешняя одежда, для новоначальных особенно, влияет на внутреннее состояние.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

При домашней молитве нужно ли одевать платок

Марина спрашивает:
Доброго дня! Скажите пожалуйста я начала постится впервые. И перел началом поста сходила в воскресенье в храм на службу, где Батюшка благословлял всех прихожан на пост. И вот многие у него брали разрешение на принятие определенной пищи. Я тоже попросила на таорог. И батюшка сказал , что если уж совсем не вмоготу , то иногда съеште творог. Сегодня третий день , я вчера немного поела с тертой тыквой. Скажите правильно ли это? И сильно я грешу , что так делаю?

о. Александр отвечает:
Здравствуйте, Марина ! Пост и молитва — это наши дары Богу, который воспитывают в нас добродетели воздержания и пребывания пред очами Божиими. Т. е. пост и молитва — средство, а не цель подвига Великого Поста. А средства могут быть более или менее сильными. Необходимо избрать СВОЮ меру поста, чтобы не нарушать его. Можем отказаться от мясных продуктов — хорошо, можем ещё отказаться от молочного — ещё лучше, попробуем обойтись без рыбных продуктов — Бог в помощь. Серафим Саровский сказал, что от хлеба и воды ещё никто не умер. Выберите ту меру, которую можете понести, и благословясь, начинайте. Целью же является наше очищение от грехов в Таинстве Покаяния и соединение со Христом в Причащении.

Константин спрашивает:
Как правильно соблюдать пост среды и пятницы? Ведь пост среды начинается со вторника и так же пятничный , а с каких до каких часов? Заранее благодарю.

о. Александр отвечает:
Здравствуйте, Константин. Устав, касающийся пищи, и Устав Богослужений — это не одно и то же. Вечером вторника ещё можно вкушать то же, что вкушали в течение дня. После 12 ночи при наступлении среды — скоромная (непостная) пища уже не вкушается. Если Вы спрашиваете о воздержании от супружеской жизни, то — да, Церковь не совершает Таинства Венчания перед средой (т.е. во вторник), перед пятницей (т.е. в четверг), и под воскресные и праздничные дни. А так же в дни многодневных постов.

Екатерина спрашивает:
здравствуйте о. Александр.надо ли надевать платок при домашней молитве?И еще, во время поста какие поклоны надо класть?Спасибо.

о. Александр отвечает:
Здравствуйте, Екатерина. Вы ведь в храме молитесь в платочке? И дома нужно сохранять благоговение во время молитвы и обязательно покрывать голову платком. А земные поклоны Великим постом в субботу и воскресенье упраздняются.

Галя спрашивает:
Доброго время суток отец Александр!Сегодня покопавшись дома в старых книгах,набрела на такую вот брошюрку «Исцеление заговорами»,знаю ,что церковь этого не одобряет,но в ней написаны молитвы,и каждый заговор начинается с молитв,подскажите,пожалуйста,можно ли пользоваться данной литературой или нет?!

о. Александр отвечает:
Здравствуйте, Галина ! Заговоры очень похожи на молитвы, поэтому различить их может только духовно опытный человек. Молитвы, которые содержатся в православных молитвословах, тексты различных богослужений Православной Церкви утверждены на Церковных Соборах и одобрены священноначалием, поэтому использование текстов, которые именуются «заговорами» неполезно и опасно.

Читайте так же:  Молитвы чтобы скоро выйти замуж

Галина спрашивает:
Благодарю батюшка.А накануне какие читать молитвы,что можно,что нельзя делать?

о. Александр отвечает:
Если Вы спрашиваете об Исповеди, то кроме раскаивания в содеянных грехах — больше ничего. Обычно, говоря о Таинстве Исповеди, человек имеет в виду, что он будет ещё и причащаться. Тогда нужно накануне попоститься три дня. И прочитать совмещённые каноны (Господу, Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю) и последование ко Святому Причащению. Всё это есть в православном молитвослове. Быть на вечернем Богослужении, после 12 часов ночи и до самого Причастия на Божественной Литургии ничего не есть и не пить.

Галина спрашивает:
Батюшка,добрый вечер,подскажите пожалуйста,как правильно готовиться к исповеди.

о. Александр отвечает:
Галина, добрый вечер! Купите в церкви брошюру «В помощь кающимся.» В ней подробно рассказывается, что есть грех, перечисляются наиболее распространённые. Можете выписать на листочек из этого списка то, что находите в себе и в чём раскаиваетесь. И идите с ним на исповедь.

Надежда спрашивает:
Добрый день отец Александр,хочу узнать у вас, можно ли совершать домашние молитвы по краткому молитвослову?

о. Александр отвечает:
Если в этот молитвослов входят утренние, вечерние молитвы и последование ко Святому Причащению, то можно.

Марина спрашивает:
Здравствуйте батюшка.Хотела задать вам вопрос,скажите ведь почти в каждом человеке живёт некая сущность(бесы),как можно избавиться от них.

о. Александр отвечает:
Сей род (т.е. бесы) изгоняются молитвой, воздержанием, участием в Богослужении. Само по себе беснование не губит душу человека, потому как Бог не попускает. Но если нет изменения в духовной жизни, то это может быть духовно опасно.

Галина спрашивает:
Батюшка,у меня имеется брошюра ПОЛНАЯ ИСПОВЕДЬ и в ней очень подробно расписано,а по ней можно?

о. Александр отвечает:
Если издательство церковное или эта книга напечатана с благословения священноначалия, то можно.

Галина спрашивает:
Здравствуйте, отец Александр,мне 23 г. Ни разу в жизни не исповедовалась и не причащалась,хотела спросить у Вас,как правильно каяться? Помогает ли батюшка на исповеди?

о. Александр отвечает:
Здравствуйте, Галина. Приобретите в церкви брошюру «В помощь кающимся», по ней готовьтесь к исповеди. Выпишите на листочек то, в чём Вы каетесь. Во время исповеди прочитайте с этого листочка грехи. Если священник сочтёт нужным — то поможет во время исповеди.

При домашней молитве нужно ли одевать платок

О покрытии головы, или Обязательно ли женщинам молиться в платке?

В наше время существует благочестивая традиция: в храме женщины покрывают голову, а мужчины снимают головной убор. Как появилось это «предписание»? И значит ли, что и во время домашней молитвы женщинам стоит покрывать голову? Можно ли приходить в храм не в платке, а в шапке? Разрешается ли девочкам находиться в церкви с непокрытой головой? В этой статье мы рассмотрим, как появилась традиция покрывать голову, что она означала для христиан в первые века и насколько соотносится с нашим временем.

Что говорит апостол Павел о покрывании головы?

Среди христиан бытует мнение, что покрытие головы — одно с главных требований к внешнему виду женщины в храме.

Подкреплено оно словами с Первого послания апостола Павла к коринфянам:

И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается (1 Кор. 11:5-6).

Дальше апостол раскрывает смысл покрывания головы именно для женщин.

Во-первых, покрытие головы — это символ подчинения жены. Подчинения кому? Своему мужу и Богу. Только не стоит воспринимать слово «подчинение» в смысле семейной тирании.

Как в Церкви главенствует Христос, так в малой церкви — семье — главенствует муж. Главенство мужа проявляется в его заботе и ответственности за супругу и детей.

Во-вторых, покрытие головы указывает на смирение и целомудрие женщины. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, надо обратиться к тем историческим реалиям, в которые апостол Павел писал обращение к коринфянам.

Почему в древности женщины не распускали и не стригли волосы?

Представьте себе, что вы находитесь в Коринфе І века. Это богатый греческий город с двумя портами, 700 тысячами населения, представителями разных культур и вероисповеданий. В Коринфе выстроено много языческих храмов, один из самых известный посвящен богине любви и плодородия Афродите. В этом храме процветает культовая проституция. Служительниц Афродиты легко отличить по побритой голове.

Кроме того, в городе распространена не только храмовая проституция. На улицах можно легко встретить блудниц, они привлекали внимание мужчин распущенными и не спрятанными под платком волосами.

Вот почему апостол Павел обращает внимание на покрытие головы для женщины. Если не хотите напоминать блудницу — носите головной убор, чтобы не соблазнять постороннего мужчину. Если не желаете быть похожими на служительницу Афродиты — растите волосы, ведь они — это естественный покров женщины.

Чтобы никто не сомневался в чистоте и моральности коринфских христианок, апостол и советует покрывать голову для «молящихся или пророчествующих» женщин. Это правило во многих церквах сохранилось и до нашего времени.

Как должна выглядеть современная женщина в храме?

Покрытие головы — один из важных элементов «церковного дресс-кода». Причем не важно, какой головной убор вы носите — будь то платок, шарф, шапка, берет. Апостол Павел использует слово «покрывало», а не платок, а покрыть голову можно даже капюшоном.

Девочки и девушки (считается, что приблизительно до подросткового возраста) могут находиться в храме без головного убора. Даже на православных иконах святые женщины изображаются с покрытой головой, а девочки — без покрова. Наглядно это увидеть можно на иконе святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.

Но сегодня верующие мамы часто завязывают платочки своим дочкам еще в младенчестве, чтобы те «привыкали».

Читайте так же:  Молитва Света петка

Если с наличием платка на женщине в храме все более или менее ясно, то как быть христианкам во время домашней молитвы? Разве и здесь покрытие головы — важное условие?

Можно ли молиться дома без платка?

Даже среди священников мнения по этому вопросу не совпадают.

Самые консервативные считают, что замужним женщинам стоит покрывать голову не только в храме, ведь головной убор указывает на смирение супруги и послушание мужу. Прекрасную иллюстрацию этой точки зрения можно найти еще в книге Бытия. Ревекка, жена Исаака, только вдали увидев своего будущего супруга, взяла покрывало и покрылась (Быт. 24:65).

Другие священники полагают, что этот пример стоит рассматривать в историческом и культурном контексте. В нашем культурном коде не закрепилось правило обязательного покрывания головы для женщин. Как трудно себе представить мусульманок без хиджаба, так нелегко вообразить всех современных женщин славянской внешности в платках и шарфах. Платок на голове молодой девушки, особенно в теплое время года, может привлечь дополнительное внимание и соблазнить других к осуждению.

Поэтому возникло и третье мнение: покрывать голову стоит в храме, а по возможности и во время домашней молитвы. Апостол Павел вспоминал именно молящуюся женщину, без уточнения, находится она в церкви или нет.

Протоиерей Андрей Ефанов считает, что покрытие головы во время утреннего и вечернего правила дисциплинирует женщину, помогает ей сосредоточиться на молитве.

Существует и четвертое видение: в храме женщинам стоит молиться с покрытой головой, а во всех остальных ситуациях можно и так. Тем более что апостол Павел призывает нас к непрестанной молитве, то есть к постоянному памятованию о Боге. А такая молитва не должна зависеть от внешних обстоятельств — наличия-отсутствия платков, внешнего вида, настроения, окружения, географического расположения.

При домашней молитве нужно ли одевать платок

О покрытии головы, или Обязательно ли женщинам молиться в платке?

В наше время существует благочестивая традиция: в храме женщины покрывают голову, а мужчины снимают головной убор. Как появилось это «предписание»? И значит ли, что и во время домашней молитвы женщинам стоит покрывать голову? Можно ли приходить в храм не в платке, а в шапке? Разрешается ли девочкам находиться в церкви с непокрытой головой? В этой статье мы рассмотрим, как появилась традиция покрывать голову, что она означала для христиан в первые века и насколько соотносится с нашим временем.

Что говорит апостол Павел о покрывании головы?

Среди христиан бытует мнение, что покрытие головы — одно с главных требований к внешнему виду женщины в храме.

Подкреплено оно словами с Первого послания апостола Павла к коринфянам:

И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается (1 Кор. 11:5-6).

Дальше апостол раскрывает смысл покрывания головы именно для женщин.

Во-первых, покрытие головы — это символ подчинения жены. Подчинения кому? Своему мужу и Богу. Только не стоит воспринимать слово «подчинение» в смысле семейной тирании.

Как в Церкви главенствует Христос, так в малой церкви — семье — главенствует муж. Главенство мужа проявляется в его заботе и ответственности за супругу и детей.

Во-вторых, покрытие головы указывает на смирение и целомудрие женщины. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, надо обратиться к тем историческим реалиям, в которые апостол Павел писал обращение к коринфянам.

Почему в древности женщины не распускали и не стригли волосы?

Представьте себе, что вы находитесь в Коринфе І века. Это богатый греческий город с двумя портами, 700 тысячами населения, представителями разных культур и вероисповеданий. В Коринфе выстроено много языческих храмов, один из самых известный посвящен богине любви и плодородия Афродите. В этом храме процветает культовая проституция. Служительниц Афродиты легко отличить по побритой голове.

Кроме того, в городе распространена не только храмовая проституция. На улицах можно легко встретить блудниц, они привлекали внимание мужчин распущенными и не спрятанными под платком волосами.

Вот почему апостол Павел обращает внимание на покрытие головы для женщины. Если не хотите напоминать блудницу — носите головной убор, чтобы не соблазнять постороннего мужчину. Если не желаете быть похожими на служительницу Афродиты — растите волосы, ведь они — это естественный покров женщины.

Чтобы никто не сомневался в чистоте и моральности коринфских христианок, апостол и советует покрывать голову для «молящихся или пророчествующих» женщин. Это правило во многих церквах сохранилось и до нашего времени.

Как должна выглядеть современная женщина в храме?

Покрытие головы — один из важных элементов «церковного дресс-кода». Причем не важно, какой головной убор вы носите — будь то платок, шарф, шапка, берет. Апостол Павел использует слово «покрывало», а не платок, а покрыть голову можно даже капюшоном.

Девочки и девушки (считается, что приблизительно до подросткового возраста) могут находиться в храме без головного убора. Даже на православных иконах святые женщины изображаются с покрытой головой, а девочки — без покрова. Наглядно это увидеть можно на иконе святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.

Но сегодня верующие мамы часто завязывают платочки своим дочкам еще в младенчестве, чтобы те «привыкали».

Если с наличием платка на женщине в храме все более или менее ясно, то как быть христианкам во время домашней молитвы? Разве и здесь покрытие головы — важное условие?

Можно ли молиться дома без платка?

Даже среди священников мнения по этому вопросу не совпадают.

Самые консервативные считают, что замужним женщинам стоит покрывать голову не только в храме, ведь головной убор указывает на смирение супруги и послушание мужу. Прекрасную иллюстрацию этой точки зрения можно найти еще в книге Бытия. Ревекка, жена Исаака, только вдали увидев своего будущего супруга, взяла покрывало и покрылась (Быт. 24:65).

Другие священники полагают, что этот пример стоит рассматривать в историческом и культурном контексте. В нашем культурном коде не закрепилось правило обязательного покрывания головы для женщин. Как трудно себе представить мусульманок без хиджаба, так нелегко вообразить всех современных женщин славянской внешности в платках и шарфах. Платок на голове молодой девушки, особенно в теплое время года, может привлечь дополнительное внимание и соблазнить других к осуждению.

Читайте так же:  Молитва Господи спасибо за все

Поэтому возникло и третье мнение: покрывать голову стоит в храме, а по возможности и во время домашней молитвы. Апостол Павел вспоминал именно молящуюся женщину, без уточнения, находится она в церкви или нет.

Протоиерей Андрей Ефанов считает, что покрытие головы во время утреннего и вечернего правила дисциплинирует женщину, помогает ей сосредоточиться на молитве.

Существует и четвертое видение: в храме женщинам стоит молиться с покрытой головой, а во всех остальных ситуациях можно и так. Тем более что апостол Павел призывает нас к непрестанной молитве, то есть к постоянному памятованию о Боге. А такая молитва не должна зависеть от внешних обстоятельств — наличия-отсутствия платков, внешнего вида, настроения, окружения, географического расположения.

Одежда для домашней молитвы

Вера и духовная жизнь. Матушки.ру

Вера и духовная жизнь ⇒ Одежда для домашней молитвы

Модератор: Topolek

  • Перейти на страницу:

Сообщение Нина77 » 06 дек 2008, 21:30

Сообщение Ульяна » 06 дек 2008, 22:08

Сообщение Penguin » 06 дек 2008, 22:28

Сообщение Ульяна » 06 дек 2008, 22:53

Сообщение Penguin » 06 дек 2008, 23:01

Сообщение Ульяна » 06 дек 2008, 23:04

Сообщение kelijka » 06 дек 2008, 23:07

Услышит ли Бог женщину, которая молится без платка?

Люди, которые не очень часто посещают церковь, признавались мне, что испытывают дискомфорт при посещении храма и исполнении элементарных религиозных действий: как и когда правильно креститься, кланяться, где ставить свечку, что писать в записках на молебны и прочее. Им кажется, что от своего «неумения правильно поступать», на них «все смотрят, перешептываются и смеются».

В церковь пускают в любом виде. Но, может, в таком не стоит все же приходить?

Я, насколько возможно, стараюсь развеять эти страхи т.к. действительно, никто в храме и не думает смеяться над неловкими действиями впервые пришедших. Мы сами такими были и все прекрасно понимаем. Наверное, эта неловкость сродни той, как если бы я был приглашен на прием к президенту страны или королевы Англии . Уверен, меня бы тоже терзала мысль, что своим нелепым поведением сейчас опозорю весь свой род. Друзья дорогие! Пусть вас эти мысли беспокоят где угодно, но только не в храме. Церковь, такой же ваш дом, как и мой. Вы такой же Богу родной, как и я.

Но речь сегодня не об этом и вообще не о главном. Поговорим о не существенных деталях. О внешнем виде идущих на молитву. Хочу перед вами покаяться. Есть-таки один поступок, который во мне вызывает улыбку — это когда женщины, покрывая голову платком, являются в храм в мини-юбках или другой одежде, которая всячески подчеркивает их «сексуальность». Когда начинаешь делать робкое замечание в этом направлении, то начинает, что говориться, «искрить». Мне бросают упреки (чаще всего в интернете), что вы, священники, желаете всех женщин одеть в паранджу, что вы не терпимы, сексуально озабочены, больные, препятствуете идти к Богу, мракобесы и прочие обидные слова. Если среди читателей имеются люди с таким настроем, то давайте поговорим об этом предмете спокойно.

Уверен друзья, что Бог действительно услышит молитву человека в любом виде, пусть он хоть обнаженным молится. Но так молиться вы можете дома в одиночестве и тишине. В обществе людей все же важно помнить о приличии и интересах остальных. Ну представьте, если бы священник вместо рясы вышел служить литургию в шортах, вьетнамках и тельняшке. Уютно бы вы себя чувствовали? Думаю что не очень. Так же неуютно себя чувствуют молящиеся, когда в храм заходят люди в одежде, которая предназначена совершенно для других мест и мероприятий. Вы резонно можете заметить, что пусть они молятся, а не по сторонам смотрят. Согласен, но не все такие сильные молитвенники как вы. Священники очень хорошо знают немощи людей и знают, как немного нужно для того, чтобы сбить человека с мирного настроя. Потому в храмах и просят, чтобы люди берегли чувства друг друга: ходили тихо, разговаривали шепотом, одевались скромно. Так правильно и разумно делать.

Кажется, кто-то здесь на сайте «Комсомолки» очередной раз опротестовал церковное правило, по которому женщины должны молиться с покрытой головой. Это якобы дискриминация и нарушение прав женщин. Начну с того, что не считаю слепое подражание женщин мужчинам борьбой за свои права. А о платках скажу следующее. Действительно, в Новом Завете сказано, что у жены должна быть покрыта голова как знак власти мужа над нею , то есть речь идет о ЗАМУЖНЕЙ, отсюда и понятен смысл слова «опростоволоситься». Сейчас роль этой власти символически выполняет обручальное кольцо. Как иронично заметил один известный миссионер: «Если бы апостол Павел сегодня писал свои Послания, то на языке современной культуры он написал бы: «Жены, носите обручальные кольца, даже когда едете в Сочи ».

Одним словом, платок на голове женщины был знаком ее замужнего статуса: не девица носила платок, а замужняя женщина (поэтому, кстати, неверно требовать ношения платка от девочек). Для меня не сильно принципиально, придет ли женщина на молитву в платке или без него, но пишу я это для того, чтобы вы знали о правилах церковного этикета и по возможности исполняли их.

Что касается брюк или джинсов, в которых женщины посещают храм, то здесь уже перегибают палку церковные люди. Они ссылаются на то, что согласно Библии мужчина не должен носить одежду женскую, а женщины, соответственно, мужскую. Но ведь никто из женщин и не думает носить мужские джинсы или брюки. Они носят одежду предназначенную для своего пола. Священники или судьи, например, формально носят одежду похожую на женское платье, но им таких упреков не бросают, что де одежда у вас неправильная. Это библейское правило направлено именно против, как сейчас говорят, трансвестизма, состояния при котором пылает желание к известным переодеваниям. И это однозначно — грех.

Читайте так же:  Молитва на сороковины

В общем, друзья, как мог я рассказал вам немного о наших «заморочках», добавлю лишь, что если у вас вдруг возникло сильное желание посетить Церковь, то идите туда в любом виде. Когда храмовая молитва станет внутренней потребностью, вы и без всяких правил будете понимать, во что одеться, куда стать и прочее. Еще раз повторю — все это не главное. Главное в Церкви — это БОГ И ВЫ.

При домашней молитве нужно ли одевать платок

О покрытии головы, или Обязательно ли женщинам молиться в платке?

В наше время существует благочестивая традиция: в храме женщины покрывают голову, а мужчины снимают головной убор. Как появилось это «предписание»? И значит ли, что и во время домашней молитвы женщинам стоит покрывать голову? Можно ли приходить в храм не в платке, а в шапке? Разрешается ли девочкам находиться в церкви с непокрытой головой? В этой статье мы рассмотрим, как появилась традиция покрывать голову, что она означала для христиан в первые века и насколько соотносится с нашим временем.

Что говорит апостол Павел о покрывании головы?

Среди христиан бытует мнение, что покрытие головы — одно с главных требований к внешнему виду женщины в храме.

Подкреплено оно словами с Первого послания апостола Павла к коринфянам:

И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается (1 Кор. 11:5-6).

Дальше апостол раскрывает смысл покрывания головы именно для женщин.

Во-первых, покрытие головы — это символ подчинения жены. Подчинения кому? Своему мужу и Богу. Только не стоит воспринимать слово «подчинение» в смысле семейной тирании.

Как в Церкви главенствует Христос, так в малой церкви — семье — главенствует муж. Главенство мужа проявляется в его заботе и ответственности за супругу и детей.

Во-вторых, покрытие головы указывает на смирение и целомудрие женщины. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, надо обратиться к тем историческим реалиям, в которые апостол Павел писал обращение к коринфянам.

Почему в древности женщины не распускали и не стригли волосы?

Представьте себе, что вы находитесь в Коринфе І века. Это богатый греческий город с двумя портами, 700 тысячами населения, представителями разных культур и вероисповеданий. В Коринфе выстроено много языческих храмов, один из самых известный посвящен богине любви и плодородия Афродите. В этом храме процветает культовая проституция. Служительниц Афродиты легко отличить по побритой голове.

Кроме того, в городе распространена не только храмовая проституция. На улицах можно легко встретить блудниц, они привлекали внимание мужчин распущенными и не спрятанными под платком волосами.

Вот почему апостол Павел обращает внимание на покрытие головы для женщины. Если не хотите напоминать блудницу — носите головной убор, чтобы не соблазнять постороннего мужчину. Если не желаете быть похожими на служительницу Афродиты — растите волосы, ведь они — это естественный покров женщины.

Чтобы никто не сомневался в чистоте и моральности коринфских христианок, апостол и советует покрывать голову для «молящихся или пророчествующих» женщин. Это правило во многих церквах сохранилось и до нашего времени.

Как должна выглядеть современная женщина в храме?

Покрытие головы — один из важных элементов «церковного дресс-кода». Причем не важно, какой головной убор вы носите — будь то платок, шарф, шапка, берет. Апостол Павел использует слово «покрывало», а не платок, а покрыть голову можно даже капюшоном.

Девочки и девушки (считается, что приблизительно до подросткового возраста) могут находиться в храме без головного убора. Даже на православных иконах святые женщины изображаются с покрытой головой, а девочки — без покрова. Наглядно это увидеть можно на иконе святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.

Но сегодня верующие мамы часто завязывают платочки своим дочкам еще в младенчестве, чтобы те «привыкали».

Если с наличием платка на женщине в храме все более или менее ясно, то как быть христианкам во время домашней молитвы? Разве и здесь покрытие головы — важное условие?

Можно ли молиться дома без платка?

Даже среди священников мнения по этому вопросу не совпадают.

Самые консервативные считают, что замужним женщинам стоит покрывать голову не только в храме, ведь головной убор указывает на смирение супруги и послушание мужу. Прекрасную иллюстрацию этой точки зрения можно найти еще в книге Бытия. Ревекка, жена Исаака, только вдали увидев своего будущего супруга, взяла покрывало и покрылась (Быт. 24:65).

Другие священники полагают, что этот пример стоит рассматривать в историческом и культурном контексте. В нашем культурном коде не закрепилось правило обязательного покрывания головы для женщин. Как трудно себе представить мусульманок без хиджаба, так нелегко вообразить всех современных женщин славянской внешности в платках и шарфах. Платок на голове молодой девушки, особенно в теплое время года, может привлечь дополнительное внимание и соблазнить других к осуждению.

Поэтому возникло и третье мнение: покрывать голову стоит в храме, а по возможности и во время домашней молитвы. Апостол Павел вспоминал именно молящуюся женщину, без уточнения, находится она в церкви или нет.

Протоиерей Андрей Ефанов считает, что покрытие головы во время утреннего и вечернего правила дисциплинирует женщину, помогает ей сосредоточиться на молитве.

Существует и четвертое видение: в храме женщинам стоит молиться с покрытой головой, а во всех остальных ситуациях можно и так. Тем более что апостол Павел призывает нас к непрестанной молитве, то есть к постоянному памятованию о Боге. А такая молитва не должна зависеть от внешних обстоятельств — наличия-отсутствия платков, внешнего вида, настроения, окружения, географического расположения.

Читайте так же:  Молитва помощь в торговле Иоанну Сочавскому

Во время домашней молитвы обязательно ли покрывать голову платком?

«Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, ПОСТЫЖАЕТ — свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая», — говорит Апостол Павел (1 Кор.11,5).

Православные христианки не только в храме, но и дома, становясь на молитву ПОКРЫВАЮТ — свою голову платком: «Жена должна иметь на голове своей знак власти над нею Ангелов» (1 Кор. 11,10).

Святой Иоанн Кронштадтский.

«Как прискорбно видеть, что враг в праздники Господни берет — с христиан свой оброк, и чем больше праздник, тем больше оброк платят — врагу православные христиане,ибо что мы видим в праздники? Праздность, разнузданность плоти, пьянство, распутство, драки, кражи, увеселения.

Боже мой! Какое угождение плоти! Какое усердное служение диаволу! Христиане ли эти люди, подумаешь, искупленные честною Кровию Сына Божия? В христианские ли ты времена живешь, не в языческие ли? Это ли причастники животворящих Таин? Это ли те люди, которые бывают — в храме Божием?

Ах! Доколе мы, священники, не восстанем — против всех бесчинств в Праздники Господни.

Доколе люди других вер и исповеданий будут указывать на нас и говорить: смотрите – вот христиане, называющиеся православными, как они живут. Каковы у них священники! Как они худо учат народ вере, как они мало объясняют им праздники, их предмет и цель установления! Как они мало учат их жить по вере! Боже мой! Какое нарекание на нашу Православную веру и на нас, пастырей! Как много нашей вины в том, что христиане во грехе — проводят праздники; мы не обличаем, не запрещаем, не умоляем их – трезво и с великим благоговением проводить праздники и вообще жить — по-христиански. Мы мало говорим — о праздности, о пьянстве, распутстве; (Моя жизнь во Христе. Т. 1. С. 177-179).

СТАРЕЦ ПЕТР СЕРЕГИН — О МОЛИТВЕ.

Молитву — ГАСИТ Осуждение — плод ПРЕВОЗНОШЕНИЯ и Самомнения и преддверие Гнева. Оно связывает сердце и ПРЕПЯТСТВУЕТ молитве. Самодовольство и похвала самому себе — также ГАСЯТ молитву. Так – ТЕРЯЕТСЯ молитва.

Молитву ГАСЯТ — Объедение, рассеянность в поведении, засорение сердца — разными недуховными удовольствиями, ЛЕНОСТЬ и Нерадение — о самой Молитве, небрежение во время молитвы и вообще — БЕСПЕЧНОСТЬ, бессмысленное поведение, осуждение.

Поверхностность и ТОРОПЛИВОСТЬ на молитве — очень ВРЕДНА и опасна. Небрежение — УДАЛЯЕТ Страх Божий, — Доброе чувство к Богу — без которых молитва НЕВОЗМОЖНА.Каждая фраза, каждое слово молитвенного обращения — должны произноситься с предельным вниманием, с приложением всех сил, всем сердцем, всем помышлением, всею душою. Иначе обращение будет неполным, а молитвенная жертва порочной, не имеющей плода спасения.

Иногда бывает так, что человек во время молитвы — стоит и перебирает слова заученных молитв, а в это время в его ум — ВРЫВАЮТСЯ разные Посторонние мысли о житейских делах и планах, Воспоминания и заботы — УВЛЕКАЮТ за собой сердце (чувство), и вместо молитвы он оказывается — за занятием не только пустым, но и Греховным. Конечно, это не молитва, а празднословие перед Богом. Это бывает — от неискреннего обращения к Богу.

Становясь на молитву, такой человек – НЕ РАССТАЁТСЯ со своими Пристрастиями и житейской суетой и не хочет понять, — к какому Великому делу он ПРИСТУПАЕТ и к Кому — обращается со своими молитвами.

Это бывает тогда, когда перед молитвословием мы – НЕ ИМЕЛИ полной Решимости — ОТЛОЖИТЬ всякие Житейское дела и заботы. Когда пристрастие к мирскому и тварному для нас — дороже Господа и Его Царства Небесного, в которое Он нас призывает, Когда мы ЛЕНИВЫ и к молитве приступаем — Неподготовленными, легкомысленно и небрежно.

Рассеянность есть — ПРИЗНАК нашей ДУШЕВНОЙ ЛЕНИ и плод небрежения. Посторонние мысли приходят на молитве по разным причинам: или вспоминается то, что понравилось, что когда-то повлияло на сердце; или сердце привлекают мысли по его настроенности, или влечет сердце к греховным мечтаниям. Сердце собирает суету и беззакония и рождает — праздные или греховные мысли.

Для молитвы, да и, пожалуй, для добрых дел, ТРЕБУЕТСЯ большая душевная сосредоточенность и постоянство. Ты ЛИШИЛСЯ молитвы — через НЕРАДЕНИЕ и небрежение, от которого — ВПАЛ в грех, убивший — Молитвенное дерзновение пред Богом.

Вспомни, с какого момента — ПРЕКРАТИЛАСЬ молитва, и какие были события, действия и переживания за это время. Уясни себе, что было — ПРОТИВНО Богу в твоём поведении в этот период: движения Гнева, пристрастия, злопамятство, обиды или других страстей. Найдя свои — Греховные ошибки, кайся в них и проси прощения (молись). Кайся и сожалей — о ЛЕНОСТИ, небрежении, нерадении, о Нечистой совести и молись, как можешь.

Если еще нет молитвы, снова истязуй (испытывай) себя, стараясь вспомнить ЗАБЫТОЕ в своем поведении, и опять молись о Вразумлении, о помощи. Если нет молитвы, кайся в грехах забытых и неведомых по неведению совершенных, и снова молись, как можешь. Докучай Богу — Проси молитву.

Иногда бывает трудно молиться потому, что со словами молитвенными и Священного Писания не согласуются — ни качество сердца, ни частные желания и стремления. Кроме того, и враг не дремлет, а, как злая хищная птица, всегда стремится. отнять (или не допустить до внимания) слышимые и читаемые священные слова, предлагая нам приятность суетных воспоминаний, мыслей и желаний.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

При домашней молитве нужно ли одевать платок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here