Презентация молитва как жанр религиозной литературы

Полное описание: Презентация молитва как жанр религиозной литературы специально для наших уважаемых читателей.

Конспект урока «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова». Презентация к уроку

Разделы: Литература

Эпиграф:

«Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг написал нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют«сотой интонацией». Слово слушается его, как змея заклинателя…»

Цели урока:

  • повторить этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию о его жизни и творчестве;
  • определить основные мотивы поэзии Лермонтова;
  • проследить особенности истории и литературы в России в период с 1828 по 1841 гг.

Оборудование урока:

  • презентация «М.Ю. Лермонтов» — Приложение 1;
  • рабочая тетрадь по литературе.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение целей урока.
  3. Работа по презентации.

М. Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Отец – Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать – Марья Михайловна происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.

Детство Михаил провёл в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии. Принадлежало оно бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Миша отвечал ей большой искренней любовью.
Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817 году мать Л. умерла.
Юрий Петрович уехал в своё тульское имение, трёхлетний Миша остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала всё, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Ю.П. деньги и взяла с него обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства.
Лермонтов рос болезненным ребёнком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика.
Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел немецким и французским языками и подготовился для поступления

в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828г. в 4 класс. Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830г., он сразу же поступает в Московский университет.

Дом, где жила бабушка во время учебы Михаила в университете.
В 1832 году из-за участия в «маловской истории» (бунт студентов против бездарного преподавателя Малова) и трений с профессорамиЛермонтов был вынужден покинуть университет и переехать в Петербург.

где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

По окончании Школы в 1834 г. М.Ю.Лермонтов был произведён в корнеты Гусарского полка.

Адресаты любовной лирики Лермонтова — Екатерина Александровна Сушкова. Ей посвящен цикл стихов: «К С.» (» Вблизи тебя до этих пор. «), «Благодарю!», «Весна», «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор. «), «Расстались мы, но твой портрет. » и Варвара Александровна Бахметева (урожденная Лопухина), сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней отражено в стихах «К Л.» («Подражание Байрону»), «Для чего я не родился. «

Зимой 1837г., откликаясь на смерть А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург. Приписанные к нему вскоре 16 строк (начиная со слов: «А вы, надменные потомки…») вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев, где пробыл чуть больше года.

Весной 1838 года благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку.

В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В.А.Жуковским, П.А.Вяземским, П.А.Плетнёвым, В.Ф.Одоевским – писателями пушкинского круга.

1838 год. Появление в «Отечественных записках» стихотворений и повестей: «Дума», «Русалка», «Узник», «Бэла», «Фаталист».
1839 год. Произведён из корнетов в поручики. Встреча с И.С. Тургеневым и В.Г. Белинским.

Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840г. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю.Лермонтова к красавице княгине М.А.Щербатовой. И Лермонтов, и Э. де Барант увлекались ею, а красавица, по свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову.
Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на Родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию.

Сражаясь в Чечне, Михаил Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что был представлен к награде.
Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки, император разрешил ему взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург.

В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю.Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ.

13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Михаил в кругу знакомых был в весёлом расположении духа, они острили смешно, но не зло. Тут они увидели Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу. Мартынов подошёл к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов.

Читайте так же:  Сильная молитва на душевное спокойствие

Дуэль состоялась 15 июля 1841г. у подножия гор Машук и Бештау. Доказательством тому, что Лермонтов считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвёл выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова. … Поэт был убит.

«Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу», — напишет Белинский.

1842 год, апрель. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева обратилась к Николаю 1 с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где и покоится до сих пор.

И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строго, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом.
Поэта гениального и так рано погибшего.
Бессмертного и всегда молодого.

Периоды творчества М.Ю.Лермонтова

  • 1828 – 1836 — ранний период
  • 1837 – 1841 – зрелый период

4. Основные положения лекции:

Лермонтов, по словам Белинского, — «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, то есть с 1828-го до начала 1850-х годов. В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30-40 гг. XIX века в русской общественной мысли разгораются философские, религиозно-исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике. Религиозные «Философические письма» Чаадаева сказали миру правду о причинах отсутствия свободы и благоденствия в России.

  • В творчестве Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х годов, Творчество поэта можно условно разделить на два периода: 1828-1836 гг. и 1837-1841 гг. Граница — 1837 год, год гибели Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («Жалобы турка», «Желание»). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.
  • В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи — размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.
  • Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности высшего, светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, находит которые в осмыслении темы народа и Родины.

Таким образом, основные темы и мотивы лирики Лермонтова — это:
Запись в тетрадь:

  • жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);
  • разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную. «, «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива. «);
  • любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю. «, «Расстались мы, но твой портрет. «);
  • критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия. «, «Смерть поэта»); осмысление судьбы своего поколения («Дума»); положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);
  • трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали. «, «Не обвиняй меня, Всесильный. «, «Поэт», «Пророк»);

5. Итог урока.

6. Домашнее задание.

1) Сообщение на тему «Молитва как жанр религиозной литературы». В нем должно быть объяснено каноническое построение молитвы, указаны святые, к которым верующие обращаются с молитвами, прокомментирован ритуальный смысл молитв.
2) Рассказать о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
3) Индивидуальное задание для сильного ученика. Проследите эволюцию темы поэта и поэзии в ранней и поздней лирике Лермонтова. Подготовьте реферат на эту тему.

презентация «Молитва как жанр в контексте отечественной литературы»
презентация к уроку по литературе на тему

Данная презентация поможет при подготовке к уроку внеклассного чтения, при подготовке индивидуального задания для ученика.

Скачать:

Вложение Размер
molitva_kak_zhanr_v_kontekste_otechestvennoy_literatury.pptx 1.36 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Молитва как жанр в контексте отечественной литературы

В религии: установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым. Моление, обращенное к Богу, к святым Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка

«Молитва — это определенный якорь для тех, кому угрожает опасность; это сокровище, которое способно обогатить и излечить физически». Св. Иван Златоустый

благодарственные просительные покаянные хвалебные Виды молитв:

Молитва как жанр по своей природе очень близка к жанру лирики

Поэтическая молитва является особым способом выражения в форме искусства религиозных чувств; обращение к данному жанру позволяет художнику раскрыть глубинные пласты своего творческого и человеческого «я», высказать то, что обычно относится к области несказанного».

Читайте так же:  Молитва за неверующего супруга

. и доколе же стоит мир, Не наводи на нас напасти искушения, Не предай нас в руки чуждых. Да не прослывет град Твой плененным, А стадо Твое- Пришельцами в земле не своей, да не скажут другие: «Где Бог их?» Не попусти на нас скорби и голода, И напрасных смертей-огня, потопления… Святитель Илларион «Испытание веры»

Летописец Нестор Феодосий Печерский Илларион Кирилл Туровский Максим Грек Иван Грозный Родоначальники русской молитвенной поэзии

О Боже! Дай мне воли силу, Ума сомненья умертви- И я сойду во мрак могилы При свете веры и любви. Мне сладко под твоей грозою Терпеть, и плакать, и страдать, Молю: оставь одну со мною Твою святую благодать. Иван Саввич Никитин

Мастера художественного слова широко используют ее внутренний потенциал, организуя эстетическое поле, чтобы «заставить» читателя поверить в силу Слова. Молитва остается вершиной православного слова, несущего человеку нравственную чистоту, духовную силу. Молитва как литературный жанр жива

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На уроке можно будет углубить представление о жанре басни; расширить читательский интерес учеников — познакомить их с предшественниками И.А. Крылова в жанре басни; обучить элементам сравни.

На уроке ребята обращаются к истокам басенного жанра и развивают свои творческие способности.

Выяснить, что такое новелла как литературный жанр?Какими качествами характера обладают герои новеллы П. Мериме?Чем заканчивается новелла?Почему так названа данная новелла.

Статья представляет собой творческий отчёт по теме самообразования.

небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни.

Приводится план-конспект урока литературы в 5 классе.

Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины.

Урок литературы на тему: «Неугасающая сила молитвенного слова в стихотворении «Молитва» М.Ю. Лермонтова». 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7

Цели:

  • познакомить учащихся с понятием “христианская молитва”, её назначением;
  • помочь детям почувствовать красоту и силу молитвенного слова в русской лирике XIX века;
  • развивать навыки анализа лирического произведения; воспитывать духовно-нравственные качества учащихся.

Оборудование: доска , портрет М.Ю.Лермонтова, стенд с книгами, иллюстрации учащихся, музыка, схема анализа лирического произведения, тексты стихотворения М.Ю.Лермонтова “Молитва”(1839 г.), карточки для проведения рефлексии

Предварительная подготовка к уроку

1. Найти образцы молитвенной лирики в стихотворениях П.Вяземского, А.Григорьева и

Е.Баратынского и выучить наизусть 1 из них.

2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение “Три “Молитвы” М.Лермонтова”.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Объяснение нового материала

1. Запись темы урока и обращение к эпиграфу

Учитель. Ребята! Сегодня у нас не совсем обычная тема урока. Прочитайте выразительно строки, записанные на доске. Как вы их понимаете?

Дети. Учащиеся высказывают свои предположения и вместе с учителем выясняют, что речь идёт о словах молитвы

2. Слово учителя

У. Христианство внесло в словесность высшее начало, дало особый строй мысли и речи.

“Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины” (Ин.1;14) – вот откуда происходит поэзия. Христос – Логос, Слово воплощённое заключало в себе всю полноту истины, красоты и добра. Из него проистекало евангельское благовествование и слово апостолов; к нему со временем примыкает слово христианского Предания, слово Отцов и Учителей Церкви.

Словесным выражением живого богообщения является христианская молитва.

— Что такое молитва? (обращение к записи на доске)

Молитва – моление, религиозно-мистическое обращение с просьбами о чём-нибудь к Богу, к святым. (Словарь русского языка С.Ожегова)

Она вмещает бесконечно много: веру в отеческую любовь Всеблагого, убеждённость в силе молитвенного слова, познание себя, со своими немощами и грехами, стремление к покаянию, очищению, спасению. Молитва Господня (“Отче наш…”) заповедана самим Иисусом и входит в текст Евангелия. Другие молитвы сложены в разные эпохи людьми, которые достигли высот в духовной жизни и обрели дар молитвенного творчества. Таким даром обладали Макарий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин и многие другие святые, подвижники, мученики, чьи молитвы издавна вошли в церковный обиход.

Потребность “говорить к Богу”, открываться Всевышнему в том или ином жизненном состоянии присуща многим русским поэтам. Поэтическая молитва стала необходимостью и в творчестве русских поэтов XIX века.

3. Беседа с учащимися

— О чём же говорят они в своих стихах ?

Прослушивание выступлений учащихся (чтение стихотворений П.Вяземского,

А.Григорьева и Е.Баратынского под музыку)

— В чём особенность этих стихотворений?

Д. Они очень лиричны, проникновенные. Поэты размышляют о жизни и смерти, обращаются с мольбой к Богу, ищут душевного покоя.

У. Поэтическая молитва становится необходимостью для многих лириков. В ней получили художественный и вместе с тем религиозный исход нравственные кризисы, умственные борения, житейские драмы.

А знаете ли вы, что М.Лермонтов, чьё творчество мы с вами изучали, тоже обращался к молитвенному слову. О том, какие молитвы были написаны поэтом, вам расскажет…

Д. Выступление заранее подготовленного ученика “Три “Молитвы” М.Лермонтова”

У. Как прекрасно чувствовал Лермонтов несравненную красоту и преображающую силу молитвенного слова! И мы убедимся в этом, обратившись, пожалуй, к самой лиричной его молитве – “Молитве” 1839 года.

4. Идейно-художественный анализ стихотворения М.Лермонтова “Молитва” (по схеме)

У. Послушайте стихотворение. Выразительное чтение стихотворения учителем.

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

Читайте так же:  Молитва Св галине

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

Какое настроение передано поэтом?

Д. Стихотворение необычайно лирично. Трудно лучше изобразить то радостное умиление, ту свободу от земных тягот, которые даются человеку в молитвенном богообщении.

Историческая справка Стихотворение было написано для светской красавицы Марии

У. Из скольких частей состоит стихотворение?

Д. Стихотворение состоит из 3 частей.

У. О чём говорит поэт в 1 части?

Д. Построенная на контрасте, эта строфа повествует о необходимости молитвенного слова в трудные минуты жизни.

У. Какие образные средства помогают автору ярче выразить основную мысль?

Д. Ярче выразить основную мысль поэту помогают следующие тропы. Это эпитеты:

“трудную минуту”, “молитву чудную”; метафора “теснится ль в сердце грусть”. А инверсия главных и второстепенных членов предложения позволяет сделать акцент именно на существительном.

У. Чему посвящена 2 строфа стихотворения?

Д. Автор воспевает могущество божественного слова, говорит о “святой прелести” слов “чудной” молитвы, помогающей спастись от тягот дня сегодняшнего.

У. Чтобы глубже понять эти строки, давайте ещё раз их внимательно перечитаем. Вдумайтесь в значение каждого слова!

Выразительное чтение 2 строфы стихотворения.

Какие образные средства помогают нам почувствовать проникновенную силу молитвенного слова? Что напоминают эти строки?

Д. Они очень просты и понятны, поэт обращается к лексике и интонации, близким к народной е и интонации, близким к народ-ие 2 строфы стихотворения.пы.остное умиление, ту свободу от земных тягот поэзии.

У. Какое настроение передано в финальной части стихотворения? О чём она?

Д. Она о том просветлении, о радости, об умиротворенности, которые наступают в душе человека после общения с Богом.

Делается вывод об идейном содержании произведении.

У. Понравилось ли вам это стихотворение?

Д. Высказывают свои мнения.

У. Оно очень лирично, поэтому его положили на музыку более 40 композиторов

(М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, А.С.Даргомыжский и др.).

История создания “Молитвы” М.И.Глинкой, известным русским композитором, не совсем обычна. Поздняя осень 1847 года. Смоленск. Тяжёлая пора в жизни композитора.

По его признанию, “оставшись один в сумерки…почувствовал такую глубокую тоску, что, рыдая, молился умственно и выимпровозировал “Молитву” без слов для фортепьяно…”. Позже, в конце 1854 г., к сочинённой ранее музыке Глинка добавил стихи Лермонтова “В минуту жизни трудную”. Впервые это произведение было исполнено в

Петербургском театральном училище певицей Д.М.Леоновой в 1855 году.

Послушайте эту музыку.

У. Смог ли композитор передать настрой и глубину чувств Лермонтова? А что почувствовали вы?

Д. Выступления учащихся.

III. Закрепление

У. Как вы думаете, почему разные поэты в разные эпохи обращались к такому жанру, как молитва? Письменные ответы учащихся (7-10 минут).

IV. Итоги урока

У. Вот и подошёл к концу наш урок. Я думаю, что каждый из вас смог открыть для себя что-то новое, смог стать чуточку лучше, чуточку добрее. А это самое главное в наше нелёгкое время.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение М.Лермонтова “Молитва”

V. Рефлексия

Если вам было интересно на уроке, если то, о чём мы говорили, тронуло вашу душу, поднимите солнце. А если урок вам не понравился, показался скучным, оставил равнодушным, то поднимите тучу.

Список использованной литературы

  1. Котельников В.А. О христианских мотивах у русских поэтов.- ж. “Литература в школе”. 1994, №2,3
  2. Лермонтовская энциклопедия. Гл. ред. В.А.Мануйлов.- М.: “Советская энциклопедия”, 1981
  3. Лермонтов М.Ю. Избранные произведения в 2 томах.- М.: Государственное издательство художественной литературы, 1963, т.1
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1960
  5. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988

Презентация «Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова» 9-10 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

«Прощай, немытая Россия. » (1840)

Главный образ темы отрицания Главный образ темы отрицания — образ маски, внешне благополучной жизни современного поэту общества, под которой прячется бездуховность, пустота и маскарадность света.

«Из-под таинственной, холодной полумаски. » (1841)

В этой атмосфере маскарада и притворства лирический герой тоже начинает скрывать свои чувства, стремления, помыслы — на первый план выходит тема гордого одиночества, непонятости В этой атмосфере маскарада и притворства лирический герой тоже начинает скрывать свои чувства, стремления, помыслы — на первый план выходит тема гордого одиночества, непонятости

Тема одиночества, непонятости

Тема гордого Тема гордого одиночества, непонятости расширяется и дополняется мотивами усталости и безысходности.

«И скучно и грустно» (1840 )

Мотив усталости и безысходности

Мысли поэта о Мысли поэта о современном ему обществе преломляются в теме судьбы молодого поколения. Автор показывает его пассивность, пустоту жизни, однообразие, бесцельность и безрадостность.

Тема судьбы молодого поколения

Поэт задумывается о будущем своей родины. В поисках идеала углубляется в историческое прошлое России, обращается к жизни простых людей. Поэт задумывается о будущем своей родины. В поисках идеала углубляется в историческое прошлое России, обращается к жизни простых людей.

Читайте так же:  Молитва от приворота и колдовства Киприану

Пейзажная лирика, неразрывно связанная с темой родины, у Лермонтова наполнена одухотворенной красотой — источником духовных сил; в природе отражаются, как в зеркале, изменения человеческой души, трагические моменты жизни. Пейзажная лирика, неразрывно связанная с темой родины, у Лермонтова наполнена одухотворенной красотой — источником духовных сил; в природе отражаются, как в зеркале, изменения человеческой души, трагические моменты жизни.

Лермонтовской лирике свойственна и передача глубокого и емкого понятия любви, но его часто сопровождают страдания и метания… Лермонтовской лирике свойственна и передача глубокого и емкого понятия любви, но его часто сопровождают страдания и метания…

«Нет, не тебя так пылко я люблю» (1841)

Тема самопознания приобретает в лирике Лермонтова Тема самопознания приобретает в лирике Лермонтова вселенские масштабы: личность — центр всего сущего, и в лирике возникают космические мотивы, мотивы противоборства земных и небесных сил, олицетворяющих борьбу добра и зла как внутри человека, так и вне его.

«Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный. «), 1829

Продолжают эту тему раздумья о судьбе одаренной личности в несовершенном обществе, ее взаимоотношения с окружающими, роль поэзии как особого Продолжают эту тему раздумья о судьбе одаренной личности в несовершенном обществе, ее взаимоотношения с окружающими, роль поэзии как особого рода оружия в борьбе за высокие идеалы — мотивы, звучащие в лермонтовских произведениях.

лермонтов молитва
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
lermontov_molitva.ppt 762.5 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Молитва как жанр поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова. Молитва как духовное делание, как беседа с Богом для верующего человека. Интегрированный урок в 7 классе : литература, основы Православной культуры Учитель: Дашевская Светлана Владиславовна, ГБОУ СОШ№1 «ОЦ» с.Большая Глушица Самарской области

Цели урока. Литература. 1.Отработка навыка анализа лирического произведения. 2.Повторение понятий теории литературы: роды литературы, жанры лирики, художественные средства лирических произведений (эпитет, метафора, олицетворение, антитеза, сравнение, оксюморон). 3.Знакомство с жанром молитвы в творчестве М.Ю. Лермонтова, ее художественными особенностями. Основы православной культуры . 1.Уяснение смысла и цели молитвы как духовного делания по очищению души, установлению Богообщения. 2.Знакомство с православными молитвами.

Целью нашего урока является обсуждение художественных особенностей молитвы как жанра поэзии М. Ю. Лермонтова, а также уяснение православного понимания молитвы. Что же такое молитва в вашем понимании?

Молитва – это наша беседа с Богом. У нас все от Бога. Поэтому в радости, и в печали, и в нужде мы должны обращаться к Богу с молитвой. Что кровь для тела, то молитва для души. Молитву называют «крыльями души», так как искренняя молитва возносит сердце человека выше небес.

Молитва – это духовное делание. Христианин, молясь, должен все свои душевные силы собрать воедино, глубоко сосредоточившись в себе и вдумываясь в слова молитвы. Нужно принуждать себя молиться, ободряя свой унылый и ленивый дух тем, что молитва тем ценнее в очах Божиих, чем труднее она дается. Во время молитвы нужно иметь, прежде всего, смирение и сердечное сокрушение о своих грехах.

Молитвы — крепость телу, благоденствие дому, благоустройство городу, могущество царству… Во всей жизни человека нет иного достояния драгоценнее молитвы. Святой Ефрем Сирин Храм Святого Архистратига Божия Михаила села Большая Глушица

Какие бывают молитвы? Чем они различаются? К кому обычно обращены молитвы? Сейчас мы послушаем молитву « Отче наш» (музыка П.Чеснокова) в исполнении мужского хора Самарской Православной Духовной Семинарии и подумаем, в чем ее смысл? Спас Вседержитель

Михаил Юрьевич Лермонтов 1814 — 1841 Заболотский П.Е. Портрет поэта М. Ю. Лермонтова. 1837. Из коллекции Третьяковской галереи.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва» 1837г Посвящено, по-видимому, Варваре Алексеевне Лопухиной, давней знакомой М.Ю.Лермонтова, женщине духовно близкой поэту, которую, по мнению исследователей, он искренне любил. Варвара Александровна Лопухина Акварель М.Ю.Лермонтова. 1835-1838

Каким чувством проникнуто стихотворение? К кому оно обращено? Как называет лирический герой Матерь Божию? Какой художественный прием употреблен поэтом и почему? Леушинская икона Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы»

Антитеза (от греческого: противопоставление) –одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.

Что же такое, на ваш взгляд, «мир упования», который нужен сердцу лирической героини? Верит ли лирический герой стихотворения в вечную жизнь? Как вы это поняли? Давайте послушаем Молитву «Царице моя Преблагая»

Царице моя Преблагая Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна. Обиду мою веси разреши ту, яко волиши; яко не имам иные помощи разве Тебе, ни иные Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Анализ стихотворения Как вы думаете, чем отличается молитва лирического героя от молитвы, услышанной нами? Почему лирический герой не просит о собственной защите? Как говорит он о своей душе? Как эпитеты раскрывают образ лирического героя?

Читайте так же:  Сильная молитва о погибшем сыне

«Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного ».) Эпитеты помогают понять душевное состояние лирического героя, его вселенское одиночество. Душа без Бога теряет родство со всем живым.

Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» 1839г. Как изменилось настроение лирического героя второго стихотворения? Какие художественные приемы помогают создать светлое настроение, которым проникнуто стихотворение? Как вы понимаете слово прелесть? Владимирская Икона Божьей Матери .

Прелесть Для светского человека « прелесть – это очарование, обаяние, привлекательность; приятные, пленяющие явления», так объясняется это слово в «Словаре русского языке» С.И. Ожегова. Для православного же христианина прелесть- это обольщение, хитрость, обман, ложь; состояние ложного духовного самосознания. Поэтому к слову прелесть никак не может быть применим эпитет «святая». Это взаимопротиворечащие понятия, так называемый оксюморон.

Лирический герой этого стихотворения не кажется одиноким странником. Он обрел веру, и душа его не «пустынна», она заполнена Благодатью Божией при обращении к молитве. Икона Божией Матери «Умиление »

Мария Алексеевна Щербатова Стихотворение написано для Марии Алексеевны Щербатовой. Вот как пишет об этом А.О. Смирнова: « Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи».

Люблю я молиться в храме Божием, в молитве покаяния и умиления спадают с души моей терния узы страстей, и мне становится так легко; и как бы умираю для мира, и мир для меня со всеми своими благами; я оживаю в Боге и для Бога, для единого Бога. Святой Праведный Иоанн Крондштадтский

Выводы Особенности молитвы как жанра лирики . Молитва — это стихотворение, в котором лирический герой обращается к Богу, Божией Матери, ставит важнейшие вопросы бытия и находит ответы на них в Богообщении. Молитва для верующего человека — это беседа с Богом, посредством которой человек очищается от греха, страстей земных. Это упование на благое разрешение всех нестроений. Это стремление приблизиться к Отцу Небесному. Ибо цель жизни человека – обожение, достижение святости.

Домашнее задание Литература. Написать сочинение – миниатюру на тему «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова». Основы православной культуры. Написать сочинение на тему «Что такое молитва для меня?»

Использованная литература 1. Будур Н.В. Православные иконы.- М., ОЛМА-ПРЕСС, 2006 2.Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах.- М. , Правда, 1988. 3.Красовский В.Е., Леденев А.В., Ситников В.П., Быков Н.Г. Большая литературная энциклопедия. — М.,ОЛМА-ПРЕСС,2003 4.Молотков С.Е. Практическая энциклопедия православного христианина.- Санкт-Петербург, Сатисъ, 2001 5. Глаголева О.В., Щеголева Е.В. Православие: полная энциклопедия для новоначальных. — М., Эксмо, 2010.

Интернет-ресурсы http://kp.md/daily/24252.5/450658/ — слайд 5 http://for3d.ru/images/product_images/popup_images/0373_13_Gospod_Vsederzhitel.jpg – слайд 7 http://penzanews.ru/images/stories/photofiles/lermontov21102011.jpg – слайд 8 http://samlib.ru/img/m/matweewa_n_w/vtvoih/ — слайд 9 http://ru-icons.ru/part3/part32/1_1_31-7.htm — слайд 10 http://www.myhealth.kz/node/39 — слайд 12 http://www.v >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал Внеклассное чтение «Молитва матери» по стихотворению Л.Петровой дан в форме презентации. В унисон словам стихотворения показаны картины известных художников.

План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе.Учитель Петрова О.Л. МОУУСОШ №1 Тема урока: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».Цели:Образовательные: Развивать навы.

Интегрированный урок литературы — основ Православной культуры. Данный материал можно использовать на уроках литературы в 7, 9 классах и на уроках Православной культуры.Цель работы: знакомство с жанром.

Урок по теме «Молитвенная лирика М.Ю.Лермонтова» в 10 классе можно закончить анализом стихотворения «Молитва». Ученики должны продемонстрировать знание основных этапов анализа стихотворного текс.

7 класс. Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел».

Мероприятие о жизни и творчестве великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. В основе композиции материал из книг и статей Ираклия Андронникова, лучшего биографа, исследователя творчества поэта.

Презентация «Молитва как жанр лирики М.Ю.Лермонтова» 9 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Биокомбинатовская средняя общеобразовательная школа посёлка Биокомбината Щёлковского муниципального района Московской области

«Молитва как жанр лирики М.Ю.Лермонтова».

Есть в поэзии М.Ю.Лермонтова особенное только ему свойственное обаяние, чистота, кристальное изображение образов, сочетание личного с общим, временное с возвышенным, небесным. Современники М.Ю.Лермонтова воспринимали его творчество как выражение своих дум и чаяний. Нас поразило разнообразие жанров его лирики, среди которых часто встречаются элегии, романсы, песни, поэмы, баллады. Читая стихи М.Ю.Лермонтова, мы обратили внимание на три стихотворения под одним названием – «Молитва», написанные в разные годы. Это и определило выбор темы нашей работы – «Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова» -рассмотреть жанр стихотворной молитвы, её место и роль в творчестве М.Ю.Лермонтова; -проанализировать его знаменитые стихотворения-молитвы.

  • рассмотреть идейно-художественное звучание произведений М.Ю.Лермонтова, остановившись на произведениях одного жанра, — поэтической молитве;
  • изучить критическую литературу, материалы Интернет сайтов по выбранной теме – «Молитва как жанр лирики в творчестве М.Ю.Лермонтова».
Презентация молитва как жанр религиозной литературы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here