Преподобный дорофей пустынник египетский молитва

Полное описание: Преподобный дорофей пустынник египетский молитва специально для наших уважаемых читателей.

ДОРОФЕЙ

[греч. Δωρόθεος] († кон. IV в.), прп., пустынник Египетский (пам. 16 сент.). Происходил из Фиваиды (В. Египет), ок. 328 г. поселился в т. н. Келлиях близ Александрии, на зап. берегу Нила. Палладий, еп. Еленопольский, описывает в «Лавсаике» аскетические подвиги Д., свидетелем к-рых он стал, придя за наставлениями в пещеру, где старец подвизался в течение 60 лет. Согласно рассказу Палладия, Д. вел суровый образ жизни: в полуденный зной он собирал камни в пустыне близ моря и строил келлии для отшельников. Д. никогда не ложился спать, только во время работы или за столом он ненадолго смыкал глаза: ночью он вил веревки из финиковых ветвей и плел корзины, за к-рые получал средства для пропитания. Раз в день Д. ел немного хлеба, овощей и пил воду. Однажды Палладий увидел в колодце змею и испугался, что вода отравлена. Д. осенил воду крестным знамением и сказал, что там, где крест, ничего не может злоба сатаны.

Повествование о Д. было заимствовано из «Лавсаика» визант. историками Созоменом (V в.), Кассиодором (VI в.) и Никифором Каллистом Ксанфопулом (XIV в.).

Во 2-й пол. XII в. рассказ Палладия был включен в состав древнерус. нестишного Пролога под 16 сент. Впосл. под этой датой Русская Церковь стала отмечать память Д. Некоторые исследователи приводят более точную дату кончины Д.- 395 г.

Дорофей Египетский, пустынник, пресвитер, преподобный

Преподобный Дорофей Египетский – пустынножитель, в течение 60 лет подвизался в Скитской пустыне.

Преподобный Дорофей, пустынник Египетский, был родом из Фиваиды и подвизался в пустыне близ Александрии.

60 лет пребывал старец в одной пещере, проводя суровое житие, отличающееся трудолюбием и строгостью к своей плоти.

После совершения своих молитвословий он в полуденный зной шел собирать камни на берег моря и строил келлии для других пустынников. По ночам святой плел корзины, за которые получал все необходимое для пропитания. Пища преподобного Дорофея состояла из хлеба и скудных трав, и принимал он ее один раз в сутки. Спать преподобный никогда не ложился.

Однажды преподобный Дорофей послал своего ученика за водой, но тот вернулся без воды, сказав, что в колодце он увидел змею и что вода в колодце теперь отравлена. Преподобный Дорофей сам пошел к колодцу, зачерпнул воды, перекрестил ее и выпил, сказав: «Где крест, там совсем не вредит бесовская сила».

Что бы ни делал преподобный, он всегда имел сердечную молитву. Скончался преподобный Дорофей в конце IV века.

Память преподобного Дорофея пустынника

Память 16 сентября

Преподобный Дорофей происходил из Фиваиды и имел пребывание в пустыне близ Александрии, на месте, называвшемся «Келлиями отшельническими» 5839 . Палладий, епископ Еленопольский 5840 , бывший в юности своей самовидцем его постнических трудов, повествует о нем следующее.

Шестьдесят лет пребывал старец в одной пещере, проводя весьма суровое житие; он каждый день во время полуденного зноя, бродя около моря, собирал камни и созидал из них келлии, отдавая их тем, кто не мог сооружать их. Я же, говорит Палладий, однажды сказал ему:

– Для чего ты, отче, в такой старости мучишь свое тело в лютом зное?

А он отвечал мне:

– Для того, чтобы не оно меня мучило, но я бы замучил его.

Ел он каждый день в меру, лишь сухой хлеб и немного пустынной зелени, один раз в день, также в меру вкушал и воды. Бог свидетель, что никто не видел его ни ложившимся на рогоже, ни спящим; в продолжение ночи он сидя плел корзины из финиковых ветвей и, продавая их, на то покупал себе пищу. И подумал я, не при мне ли только живет он столь сурово, и, желая узнать о всей его жизни, вопрошал многих учеников его, всегда ли так строго его житие. И поведали мне, что он из детства ведет такую жизнь, и по своему обычаю никогда не спал, разве лишь, делая что-нибудь или вкушая пищу, смежал иногда очи, так что много раз и хлеб выпадал из его уст во время еды. Когда же мы однажды принуждали его хотя немного поспать на рогоже, он, как бы пожалев нас, сказал нам:

– Если вы когда-нибудь уговорите уснуть ангела, то уговорите и меня.

В некоторый же день он послал меня – повествует Палладий – около девятого часа к своему колодезю, чтобы я принес к его трапезе небольшой сосуд воды. И вот прилучилось, что когда я приступил к колодезю и нагнулся, то увидел в нем аспида 5841 , – и из страха совсем не почерпнул воды, но, побежав, возвратился к нему, возвестив о виденном и говоря:

– Погибли мы, отче, ибо я видел аспида в колодезе.

Преподобный же, немного улыбнувшись и покачав головою, сказал мне:

– Если бы диавол захотел во все колодези и во все источники водные ввергнуть ехидн, аспидов и других ядовитых гадов, то ты никогда бы не пил воды и умер бы от жажды.

Сказав сие, он встал и сам пошел к колодезю и, почерпнув воды, знаменовал ее крестным знамением, и вкусил от нее, говоря:

– Где крест, там совсем не вредит бесовская сила 5842 .

Фиваида – область знаменитого в древности города Фивы; этим же именем назвался вообще весь Верхний (южный) Египет по имени главного города Фивы. Келлиями отшельническими называлась одна из пустынь египетских, на западной стороне реки Нила.

Читайте так же:  Молитва при венчании слова

Палладий Еленопольский (368–430 гг.), ученик прп. Дорофея, уроженец Галатии, в 388 году прибыл в Александрию, откуда потом удалился в близлежащую пустыню, где подвизался и прп. Дорофей, и потом переселился в Вифлеем. В 399 году избран в епископа Еленопольского в Вифинии в Малой Азии. После того император Аркадий сослал его, как сторонника св. Иоанна Златоуста в Верхний Египет, откуда в 408 г. он перемещен в Антиною, а в 412 г. составил собрание жизнеописаний святых и сказаний о них, которое в честь его назвал «Лавсаиком».

Аспид или василиск – одна из самых ядовитых змей, яд которой смертоносен; обычна в песчаных пустынях Аравии, Египта, Сахары.

Лавсаик, гл. 2. – Прп. Дорофей преставился в конце IV века в царствование Феодосия Великого (379–395 гг.).

Преподобный Дорофе ́ й Палестинский , авва

День памяти

Житие

Пре­по­доб­ный ав­ва До­ро­фей был уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Иоан­на Про­ро­ка в па­ле­стин­ском мо­на­сты­ре ав­вы Се­ри­да в VI ве­ке.

В мо­ло­до­сти он усерд­но изу­чал на­у­ки. «Ко­гда учил­ся я внеш­не­му уче­нию, – пи­сал ав­ва, – то вна­ча­ле весь­ма тя­го­тил­ся я уче­ни­ем, так что, ко­гда при­хо­дил брать кни­гу, то шел как бы к зве­рю. Но ко­гда стал я при­нуж­дать се­бя, то Бог по­мог мне, и я так при­вык, что не знал, что ел, что пил, как спал, от теп­ло­ты, ощу­ща­е­мой при чте­нии. Ни­ко­гда не мог­ли за­влечь ме­ня за тра­пе­зу к ко­му-ли­бо из дру­зей мо­их, да­же не хо­дил к ним и для бе­се­ды во вре­мя чте­ния, хо­тя лю­бил я об­ще­ство и лю­бил то­ва­ри­щей мо­их. Ко­гда от­пус­кал нас фило­соф. я от­хо­дил ту­да, где жил, не зная, что бу­ду есть, ибо не хо­тел тра­тить вре­ме­ни для рас­по­ря­же­ния на­счет пи­щи». Так впи­ты­вал пре­по­доб­ный ав­ва До­ро­фей книж­ную пре­муд­рость.

С еще боль­шей рев­но­стью по­свя­тил он се­бя ино­че­ско­му де­ла­нию, ко­гда уда­лил­ся в пу­сты­ню. «Ко­гда при­шел я в мо­на­стырь, – вспо­ми­нал пре­по­доб­ный, – то го­во­рил се­бе: ес­ли столь­ко люб­ви, столь­ко теп­ло­ты бы­ло для внеш­ней муд­ро­сти, то тем бо­лее долж­но быть для доб­ро­де­те­ли, – и тем бо­лее укре­пил­ся».

Од­ним из пер­вых по­слу­ша­ний пре­по­доб­но­го До­ро­фея бы­ло встре­чать и устра­и­вать при­хо­див­ших в оби­тель бо­го­моль­цев. Ему при­хо­ди­лось бе­се­до­вать с людь­ми раз­но­го по­ло­же­ния, нес­ши­ми все­воз­мож­ные тя­го­ты и ис­пы­та­ния, бо­ри­мы­ми раз­но­об­раз­ны­ми ис­ку­ше­ни­я­ми. На сред­ства од­но­го бра­та пре­по­доб­ный До­ро­фей вы­стро­ил боль­ни­цу, в ко­то­рой сам при­слу­жи­вал. Сам свя­той ав­ва так опи­сы­вал свое по­слу­ша­ние: «В то вре­мя я толь­ко что встал от бо­лез­ни тяж­кой. И вот при­хо­дят стран­ни­ки ве­че­ром, – я про­во­дил с ни­ми ве­чер, а там по­гон­щи­ки вер­блю­дов, – и им при­го­тов­лял я нуж­ное; мно­го раз слу­ча­лось, что ко­гда от­хо­дил я спать, встре­ча­лась дру­гая нуж­да, и ме­ня бу­ди­ли, – а за­тем при­бли­жал­ся час бде­ния». Чтобы бо­роть­ся со сном, пре­по­доб­ный До­ро­фей упро­сил од­но­го бра­та бу­дить его к служ­бе, а дру­го­го не поз­во­лять дре­мать во вре­мя бде­ния. «И по­верь­те мне, – го­во­рил свя­той ав­ва, – я так ува­жал их, слов­но от них за­ви­се­ло мое спа­се­ние».

В те­че­ние 10 лет пре­по­доб­ный До­ро­фей был ке­лей­ни­ком у пре­по­доб­но­го Иоан­на Про­ро­ка. Еще и преж­де он от­кры­вал ему все по­мыс­лы, а но­вое по­слу­ша­ние со­еди­нил с со­вер­шен­ным пре­да­ни­ем се­бя в во­лю стар­ца, так что не имел ни­ка­кой скор­би. Бес­по­ко­ясь, что он не ис­пол­нит за­по­ведь Спа­си­те­ля о том, что мно­ги­ми скор­бя­ми по­до­ба­ет вой­ти в Цар­ство Небес­ное, ав­ва До­ро­фей от­крыл этот по­мысл стар­цу. Но пре­по­доб­ный Иоанн от­ве­тил: «Не скор­би, те­бе не о чем бес­по­ко­ить­ся, кто на­хо­дит­ся в по­слу­ша­нии у от­цов, тот на­сла­жда­ет­ся без­за­бот­но­стью и по­ко­ем». Пре­по­доб­ный До­ро­фей счи­тал сча­стьем для се­бя слу­жить ве­ли­ко­му стар­цу, но все­гда был го­тов усту­пить эту честь дру­гим. Кро­ме от­цов оби­те­ли ав­вы Се­ри­да, пре­по­доб­ный До­ро­фей по­се­щал и слу­шал на­став­ле­ния и дру­гих совре­мен­ных ему ве­ли­ких по­движ­ни­ков, в том чис­ле и пре­по­доб­но­го ав­вы Зо­си­мы.

По­сле кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Иоан­на Про­ро­ка, ко­гда ав­ва Вар­са­ну­фий при­нял на се­бя со­вер­шен­ное мол­ча­ние, пре­по­доб­ный До­ро­фей оста­вил мо­на­стырь ав­вы Се­ри­да и ос­но­вал дру­гую оби­тель, ино­ков ко­то­рой окорм­лял до са­мой кон­чи­ны.

Пре­по­доб­но­му ав­ве До­ро­фею при­над­ле­жит 21 по­уче­ние, несколь­ко по­сла­ний, 87 во­про­сов с за­пи­сан­ны­ми от­ве­та­ми пре­по­доб­ных Вар­са­ну­фия Ве­ли­ко­го и Иоан­на Про­ро­ка. В ру­ко­пи­сях из­вест­ны так­же 30 слов о по­движ­ни­че­стве и за­пись на­став­ле­ний пре­по­доб­но­го ав­вы Зо­си­мы. Тво­ре­ния ав­вы До­ро­фея ис­пол­не­ны глу­бо­кой ду­хов­ной муд­ро­сти, от­ли­ча­ют­ся яс­ным, от­то­чен­ным сти­лем, про­сто­той и до­ступ­но­стью из­ло­же­ния. По­уче­ния рас­кры­ва­ют внут­рен­нюю жизнь хри­сти­а­ни­на, по­сте­пен­ное вос­хож­де­ние его в ме­ру воз­рас­та Хри­сто­ва. Свя­той ав­ва ча­сто об­ра­ща­ет­ся к со­ве­там ве­ли­ких свя­ти­те­лей: Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, Гри­го­рия Бо­го­сло­ва, Гри­го­рия Нис­ско­го. По­слу­ша­ние и сми­ре­ние, со­еди­нен­ные с глу­бо­кой лю­бо­вью к Бо­гу и ближ­ним, яв­ля­ют­ся те­ми доб­ро­де­те­ля­ми, без ко­то­рых невоз­мож­на ду­хов­ная жизнь, – эта мысль про­ни­зы­ва­ет все по­уче­ния ав­вы До­ро­фея.

В из­ло­же­нии вез­де ощу­ти­ма лич­ность пре­по­доб­но­го До­ро­фея, ко­то­ро­го его уче­ник, пре­по­доб­ный До­си­фей (па­мять 19 фев­ра­ля), оха­рак­те­ри­зо­вал так: «К под­ви­зав­шей­ся с ним бра­тии он от­но­сил­ся со стыд­ли­во­стью, сми­ре­ни­ем и при­вет­ли­во, без гор­до­сти и дер­зо­сти; ему бы­ли свой­ствен­ны доб­ро­ду­шие и про­сто­та, он усту­пал в спо­ре, – а ведь это на­ча­ла бла­го­го­ве­ния, доб­ро­же­ла­тель­ства и то­го, что сла­ще ме­да – еди­но­ду­шия, ма­те­ри всех доб­ро­де­те­лей».

По­уче­ния ав­вы До­ро­фея яв­ля­ют­ся на­чаль­ной кни­гой всту­пив­ших на путь ду­хов­но­го де­ла­ния. Про­стые со­ве­ты, как по­сту­пить в том или дру­гом слу­чае, и тон­чай­ший ана­лиз по­мыс­лов и дви­же­ний ду­ши яв­ля­ют­ся на­деж­ным ру­ко­вод­ством для тех, кто ре­шил опыт­ным пу­тем чи­тать тво­ре­ния ав­вы До­ро­фея. Ино­ки, на­чав чи­тать эту кни­гу, не рас­ста­ют­ся с ней всю жизнь.

Тво­ре­ния ав­вы До­ро­фея на­хо­ди­лись во всех мо­на­стыр­ских биб­лио­те­ках и непре­стан­но пе­ре­пи­сы­ва­лись. На Ру­си его кни­га; ду­ше­по­лез­ных по­уче­ний и от­ве­тов пре­по­доб­ных Вар­са­ну­фия Ве­ли­ко­го и Иоан­на Про­ро­ка по ко­ли­че­ству спис­ков бы­ла са­мой рас­про­стра­нен­ной, на­ря­ду с «Ле­стви­цей» пре­по­доб­но­го Иоан­на и тво­ре­ни­я­ми пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма Си­ри­на. Из­вест­но, что пре­по­доб­ный Ки­рилл Бе­ло­зер­ский († 1427, па­мять 9 июня), несмот­ря на мно­го­чис­лен­ные обя­зан­но­сти игу­ме­на, соб­ствен­но­руч­но пе­ре­пи­сал по­уче­ния ав­вы До­ро­фея вме­сте с «Ле­стви­цей» пре­по­доб­но­го Иоан­на.

Читайте так же:  Молитвы за детей перед школой

По­уче­ния ав­вы До­ро­фея от­но­сят­ся не толь­ко к ино­кам: во все вре­ме­на эту кни­гу чи­та­ли все, кто стре­мил­ся ис­пол­нить за­по­ве­ди Спа­си­те­ля.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Свт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День шестнадцатый.

Память преподобнаго Дороѳея пустынника.

П реподобный Дороѳей происходилъ изъ Ѳиваиды и имѣлъ пребываніе въ пустынѣ близъ Александріи, на мѣстѣ, называвшемся «Келліями отшельническими» [1]. Палладій, епископъ Еленопольскій [2], бывшій въ юности своей самовидцемъ его постническихъ трудовъ, повѣствуетъ о немъ слѣдующее.

Ш естьдесятъ лѣтъ пребывалъ старецъ въ одной пещерѣ, проводя весьма суровое житіе; онъ каждый день во время полуденнаго зноя, бродя около моря, собиралъ камни и созидалъ изъ нихъ келліи, отдавая ихъ тѣмъ, кто не могъ сооружать ихъ. Я же, говоритъ Палладій, однажды сказалъ ему:

— « Д ля чего ты, отче, въ такой старости мучишь свое тѣло въ лютомъ зноѣ?»

А онъ отвѣчалъ мнѣ:

— « Д ля того, чтобы не оно меня мучило, но я бы замучилъ его».

Ѣ лъ онъ каждый день въ мѣру, лишь сухой хлѣбъ и немного пустынной зелени, одинъ разъ въ день, также въ мѣру вкушалъ и воды. Богъ свидѣтель, что никто не видѣлъ его ни ложившимся на рогожѣ, ни спящимъ; въ продолженіе ночи онъ сидя плелъ корзины изъ финиковыхъ вѣтвей и, продавая ихъ, на то покупалъ себѣ пищу. И подумалъ я, не при мнѣ ли только живетъ онъ столь сурово, и, желая узнать о всей его жизни, вопрошалъ многихъ учениковъ его, всегда ли такъ строго его житіе. И повѣдали мнѣ, что онъ издѣтства ведетъ такую жизнь, и по своему обычаю никогда не спалъ; иногда лишь, дѣлая что-нибудь или вкушая пищу, смежалъ очи, такъ что много разъ и хлѣбъ выпадалъ изъ его устъ во время ѣды. Когда же мы однажды принуждали его хотя немного поспать на рогожѣ, онъ, какъ бы пожалѣвъ насъ, сказалъ намъ:

— « Е сли вы когда-нибудь уговорите уснуть ангела, то уговорите и меня».

— « П огибли мы, отче, ибо я видѣлъ аспида въ колодезѣ».

П реподобный же, немного улыбнувшись и покачавъ головою, сказалъ мнѣ:

— « Е сли бы діаволъ захотѣлъ во всѣ колодези и во всѣ источники водные ввергнуть ехиднъ, аспидовъ и другихъ ядовитыхъ гадовъ, то ты никогда бы не пилъ воды и умеръ бы отъ жажды».

С казавъ сіе, онъ всталъ и самъ пошелъ къ колодезю и, почерпнувъ воды, знаменовалъ ее крестнымъ знаменіемъ, и вкусилъ отъ нея, говоря:

Примѣчанія:
[1] Ѳиваида — область знаменитаго въ древности города Ѳивы; этимъ же имененемъ назывался вообще весь Верхній (южный) Египетъ по имени главнаго города Ѳивы. Келліями отшельническими называлась одна изъ пустынь Египетскихъ, на западной сторонѣ рѣки Нила.
[2] Палладій Еленопольскій (368-430 г.), ученикъ преп. Дороѳея, уроженецъ Галатіи, въ 388 году прибылъ въ Александрію, откуда потомъ удалился въ близлежащую пустыню, гдѣ подвизался и преп. Дороѳей, и потомъ переселился въ Виѳлеемъ. Въ 399 году избранъ въ Епископа Еленопольскаго, въ Виѳиніи, въ Малой Азіи. Послѣ того императоръ Аркадій сослалъ его, какъ сторонника св. Іоанна Златоуста въ Верхній Египетъ, откуда въ 408 г. онъ перемѣщенъ въ Антиною, а въ 412 году возвращенъ на свою каѳедру, въ Еленополь. По просьбѣ Каппадокійскаго префекта Лавса, въ 420 г. онъ составилъ собраніе жизнеописаній святыхъ и сказаній о нихъ, которое въ честь его назвалъ «Лавсаикомъ».
[3] Аспидъ или василискъ — одна изъ самыхъ ядовитыхъ змѣй, ядъ которой смертоносенъ; обычна въ песчанныхъ пустыняхъ Аравіи, Египта, Сахары.
[4] Лавсаикъ, гл. 2-я. — Преп. Дороѳей † въ концѣ IV вѣка въ царствованіе Ѳеодосія Великаго (379-395).

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 323-324.

Преподобный Дорофей, пустынник Египетский

День памяти: 16 / 29 Сентября

Преподобный Дорофей, пустынник Египетский, уроженец Фиваидской области в Египте, подвизался 60 лет в Скитской пустыне, на западной стороне реки Нила. Палладий, епископ Еленопольский, автор знаменитого Лавсаика, бывший в молодых годах учеником преподобного Дорофея, оставил свои воспоминания о нем. Преподобный Дорофей вел суровый, аскетический образ жизни. После совершения своих молитвословий он в полуденный зной шел собирать камни на берег моря и строил келлии для других пустынников. По ночам святой плел корзины, за которые получал все необходимое для пропитания. Пища преподобного Дорофея состояла из хлеба и скудных трав пустыни. Пищу он принимал один раз в сутки и один раз пил немного воды. Спать преподобный никогда не ложился. Лишь иногда дремал он за работой или во время приема пищи. Однажды преподобный Дорофей послал своего ученика за водой, но тот вернулся без воды, сказав, что в колодце он увидел змею и что вода в колодце теперь отравлена. Преподобный Дорофей сам пошел к колодцу, зачерпнул воды, перекрестил ее и выпил, сказав: «Где крест, там совсем не вредит бесовская сила». Преподобный Дорофей мирно скончался в преклонном возрасте.

Читайте так же:  Молитва помощь в торговле Иоанну Сочавскому

ПРЕПОДОБНЫЙ КУКША ОДЕССКИЙ

Преподобный Кукша Одесский

Память 16 / 29 сентября в день обретения мощей в 1994 году, 11 / 24 декабря в день кончины (Укр.), в Соборах Новомучеников и исповедников Российских, Галицких, Киевских и Одесских святых

В миру Величко Косьма Кириллович, родился 12 / 25января 1875 года в селе Арбузинка Херсонского района Николаевской губернии у благочестивых родителей Кирилла и Харитины, и наречен был во святом крещении Косьмою. Мать Косьмы Харитина в своей юности желала быть монахиней, но родители благословили ее на замужество. Харитина молилась Богу, чтобы хоть один из ее чад сподобился подвизаться в иноческом чине. Косьма с малых лет возлюбил молитву и уединение. Еще с юности у преподобного было сострадание к людям, особенно к больным, страждущим. За это враг спасения человеческого всю жизнь ополчался на него. Известно следующее событие отроческих его лет. У Косьмы был двоюродный брат, одержимый нечистым духом. Косьма поехал с ним к одному старцу, изгонявшему бесов. Старец исцелил юношу, а Косьме сказал: «За то только, что ты привез его ко мне, враг будет мстить тебе — ты будешь гоним всю жизнь».

В Святой Земле и на Афоне

В 1895 году Косьма отправился с паломниками во Святую Землю. Прожив в Иерусалиме полгода осмотрев в Палестине все святые места, Косьма на обратном пути посетил Святую гору Афон. Здесь он особенно воспылал желанием подвизаться в монашестве. Однако прежде нужно было вернуться домой и получить благословение родителей. Мать с радостью и благодарением Богу восприняла решение сына, отца же пришлось долго уговаривать слезно умолять, прежде чем он отпустил сына. Напутствуя в дорогу, мать благословила Косьму Казанской иконой Божией Матери с которой преподобный не расставался всю свою жизнь, и которая положена была ему во гроб после кончины.

В 1896 году Косьма прибыл на Афон и поступил послушником в русский Свято-Пантелеимоновский монастырь. Ревностно исполнял возложенное на него настоятелем монастыря послушание просфорника.

В 1897 году мать Косьмы Харитина направлялась в паломничество во Святую Землю. Когда корабль с путешественниками сделал остановку у берегов Афона, Харитина письменно просила настоятеля монастыря благословить посетить Святую Землю и Косьме. Благословение было получено — так родительница еще раз увидела сына.

В Иерусалиме с Косьмой произошло два события, которые предзнаменовали служение преподобного: когда путешествующие были у Силоамской купели, Косьму толкнули, и он упал в воду, а когда паломники были в храме Воскресения Христова, на него опрокинулась средняя лампада горевшая при Гробе Господнем и вылился весь елей. Так как существует обычай погружаться в воду Силоамской купели особенно бесплодным женщинам, первой из которых Господь даровал чадородие, люди смеялись, говоря, что теперь у Косьмы будет много детей, что и сбылось — в духовном смысле. В случае с лампадой, люди быстро окружили Косьму и, собирая руками стекающий по его одежде елей, благоговейно помазывались им, что также указало на обилие благодати, которая будет изливаться от преподобного к людям.

Через год Косьма был направлен на полтора года нести в порядке очередности послушание у Гроба Господня. Вернувшись на Афон, Косьма был назначен на послушание гостинника в странноприимную для паломников, где подвизался 11 лет. Прилежно исполняя это послушание столь долгое время, Косьма стяжал благодушное терпение и смирение. Вскоре послушник Косьма был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта / 5 апреля 1904 года — в монашество с наречением имени Ксенофонт.

В 1912-1913 годах на Афонской горе возникла на самое короткое время имяславническая смута. Отец Ксенофонт никакого отношения к этому учению не имел, но греческие власти, боясь распространения смуты, потребовали выезда с Афона многих русских монахов, в том числе и его.

В Киево-Печерской Лавре

В 1913 году монах Ксенофонт стал насельником Киево-Печерской лавры.

Во время Первой Мировой войны вместе с другими монахами он был направлен на нелегкое послушание брата милосердия в санитарный поезд, ходивший по линии Киев — Львов. В это время проявились в нем редкие душевные качества и добродетели: терпение, сострадание и любовь в служении тяжелобольным и раненым.

Преподобный Кукша Одесский

По возвращении в Лавру отец Ксенофонт нес послушание в Дальних пещерах: заправлял и зажигал лампады над святыми мощами, переоблачал святые мощи, следил за чистотой и порядком. Очень хотел принять схиму, но ему отказывали из-за молодости.

В 56 лет он неожиданно тяжело заболел, как думали, безнадежно. Решено было немедленно постричь умирающего в схиму, что было совершено 8 апреля 1931 года с наречением Кукшей, по имени священномученика Кукши, чьи мощи покоятся в Ближних пещерах. После пострига отец Кукша стал поправляться и вскоре совсем выздоровел.

3 апреля 1934 года отец Кукша был рукоположен в сан иеродиакона, а 3 мая того же года — иеромонаха.

После закрытия Киево-Печерской Лавры служил до 1938 года в Киеве в церкви на Воскресенской Слободке.

В 1938 году был арестован и приговорен к 5 годам лагерей в городе Вильма Молотовской области, на изнурительных лесоповалочных работах, а после отбытия этого срока — к 3 годам ссылки в Соликамской области, в деревне близ города Кунгура. Взяв благословение у епископа в Соликамске, он часто совершал богослужение в соседнем селе.

Читайте так же:  Молитвы прославления Господа

По окончании срока ссылки в 1947 году возвратился насельником в Киево-Печерскую лавру, где нес послушание свечника в Ближних Пещерах. С этих лет все больше людей стремятся у него исповедаться и получить душеспасительные советы и назидание. Это не осталось без внимания властей, и в 1951[144] году он был переведен в Почаевскую лавру.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ ИКОНЫ МОЛИТВЫ

МОЛИТВА перед началом всякого дела: ЦАРЮ НЕБЕСНЫЙ УТЕШИТЕЛЮ, ДУШЕ ИСТИНЫ, ИЖЕ ВЕЗДЕ СЫЙ И ВСЯ ИСПОЛНЯЙ, СОКРОВИЩЕ БЛАГИХ И ЖИЗНИ ПОДАТЕЛЮ, ПРИИДИ, И ВСЕЛИСЯ В НЫ, И ОЧИСТИ НЫ ОТ ВСЯКИЯ СКВЕРНЫ, И СПАСИ, БЛАЖЕ, ДУШИ НАША.

Стена

Храни всех участников сайта и православных христиан Господь, Матерь Божия и святые, их же память мы сегодня отмечаем.

Приветствую присоединившегося к сайту Илью

Храни всех участников сайта и православных христиан Господь, Матерь Божия и святые, их же память мы сегодня отмечаем.

Приветствую присоединившуюся к сайту Матрену Васильевну.

Храни всех участников сайта и православных христиан Господь, Матерь Божия и святые, их же память мы сегодня отмечаем.

Приветствую присоединившегося к сайту Георгия

Храни всех участников сайта и православных христиан Господь, Матерь Божия и святые, их же память мы сегодня отмечаем.

Приветствую присоединившуюся к сайту Екатерину Кузнецову.

Храни всех участников сайта и православных христиан Господь, Матерь Божия и святые, их же память мы сегодня отмечаем.

Приветствую присоединившуюся к сайту Наталию.

Храни всех участников сайта и православных христиан Господь, Матерь Божия и святые, их же память мы сегодня отмечаем.

Приветствую присоединившегося к сайту ЮК.

Храни всех участников сайта и православных христиан Господь, Матерь Божия и святые, их же память мы сегодня отмечаем.

Приветствую присоединившегося к сайту valery zhukov .

Мы празднуем день ангела, то есть день христианской нашей жизни), нам с особым удовольствием вспомнить о жизни будущего века (Символ веры), для которого мы и на свет произошли, и живем на этом свете. Так смотрите же: близки ли вы к своей цели – к Царству Небесному или еще далеки Собрали ли вы запас добрых дел? Каковы ваши вера, надежда и любовь? В день ангела лучше всего подумать об этом, самое удобное время испытать свою веру, надежду и любовь» (Иоанн Кронштадтский, святитель. Творения. Дневник. 1860–1861. М., 2005. Т. 3. С. 189–190).

В этот день можно заказать в храме благодарственный молебен или дома помолиться.

Тропарь, глас 4-й

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Всещедрый.

Богородице, христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, Едина вскоре предстательствующая.

Молитва в День именин:

Благодарим Тя, Господи Боже наш, о всех благодеяниях Твоих яже от перваго возраста до настоящего в нас, недостойных рабех Твоих (имена), бывших, ихже вемы и не вемы, о явленных и неявленных, яже делом бывших и словом: возлюбивый нас якоже и Единороднаго Твоего Сына о нас дати изволивый, сподоби и нас достойны быти Твоея любве. Даждь словом Твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоея силы, и аще что хотяще или нехотяще согрешихом, прости и не вмени, и сохрани душу нашу святу, и представи ю Твоему Престолу, совесть имущу чисту, и конец достоин человеколюбия Твоего; и помяни, Господи, всех призывающих имя Твое во истине, помяни всех, блага или сопротивная нам хотящих: вси бо человецы есмы, и всуе всяк человек; темже молимся Тебе, Господи, подаждь нам Твоего благоутробия велию милость.

В день именин, кроме благодарения Богу, принято читать молитвы своему святому покровителю, память которого в этот день Церковь празднует. Если молитву найти не удается, то – своими слова. Самое главное – теплота и искренность. Надо постараться в этот день причаститься Святых Таин.

Храни всех участников сайта и православных христиан Господь, Матерь Божия и святые, их же память мы сегодня отмечаем.

Приветствую новую участницу сайта Светлану Зайцеву.

Храни всех участников сайта и православных христиан Господь, Матерь Божия и святые, их же память мы сегодня отмечаем.

Приветствую присоединившихся к сайту Илью, Николая, Сергея.

Храни всех участников сайта и православных христиан Господь, Матерь Божия и святые, их же память мы сегодня отмечаем.

Приветствую присоединившуюся к сайту Olwen.

Храни всех участников сайта и православных христиан Господь, Матерь Божия и святые, их же память мы сегодня отмечаем.

Приветствую присоединившуюся к сайту Виктора Славнова.

Храни всех участников сайта и православных христиан Господь, Матерь Божия и святые, их же память мы сегодня отмечаем.

Приветствую присоединившуюся к сайту Сергея Пуйтова.

Преподобный дорофей пустынник египетский молитва

Дорофей пустынник Египетский — Дорофей (умер в конце IV века) пустынник Египетский. Почитается как преподобный, память в православной церкви совершается 29 сентября (16 сентября по старому стилю). Дорофей был одним из фивадских отшельников, проживавшим в так назыаемых «Келлиях … Википедия

Пустынник Египетский Дорофей — Дорофей (умер в конце IV века) пустынник Египетский. Почитается как преподобный, память в православной церкви совершается 29 сентября (16 сентября по старому стилю). Дорофей был одним из фивадских отшельников, проживавшим в так назыаемых «Келлиях … Википедия

Дорофей, пустынник — Дорофей (умер в конце IV века) пустынник Египетский. Почитается как преподобный, память в православной церкви совершается 29 сентября (16 сентября по старому стилю). Дорофей был одним из фивадских отшельников, проживавшим в так назыаемых «Келлиях … Википедия

Читайте так же:  Молитву девицы о супружестве

Пустынник Дорофей — Дорофей (умер в конце IV века) пустынник Египетский. Почитается как преподобный, память в православной церкви совершается 29 сентября (16 сентября по старому стилю). Дорофей был одним из фивадских отшельников, проживавшим в так назыаемых «Келлиях … Википедия

Дорофей — (греч. Δωρόθεος) греческое Род: муж Этимологическое значение: «Дар божий» Иноязычные аналоги: англ. Dorotheus … Википедия

Дорофей — я, муж.Отч.: Дорофеевич, Дорофеевна; разг. Дорофеич.Производные: Дорофейка; Дороха; Дороша; Дороня; Дора (Доря).Происхождение: (От греч. doron дар и theos бог.)Именины: 10 янв., 3 марта, 18 июня, 3 сент., 16 сент., 29 сент., 21 окт., 18 нояб., 20 … Словарь личных имен

ДОРОФЕЙ — [греч. Δωρόθεος] († кон. IV в.), прп., пустынник Египетский (пам. 16 сент.). Происходил из Фиваиды (В. Египет), ок. 328 г. поселился в т. н. Келлиях близ Александрии, на зап. берегу Нила. Палладий, еп. Еленопольский, описывает в «Лавсаике»… … Православная энциклопедия

Отшельничество — У этого термина существуют и другие значения, см. Раки отшельники … Википедия

Отшельник — Два «саду», индуистских отшельников, возле храма Пашупатинат в Катманду место для отшельничества в буддизме Отшельничество, анахоретство аскетическое отречение по различным убеждениям от мирской жизни с максимальным ограничением внешних связей и … Википедия

Отшельники — Два «саду», индуистских отшельников, возле храма Пашупатинат в Катманду место для отшельничества в буддизме Отшельничество, анахоретство аскетическое отречение по различным убеждениям от мирской жизни с максимальным ограничением внешних связей и … Википедия

Преподобный дорофей пустынник египетский молитва

Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Сентябрь

Память преподобного Дорофея пустынника

Память 16 сентября

Преподобный Дорофей происходил из Фиваиды и имел пребывание в пустыне близ Александрии, на месте, называвшемся «Келиями отшельническими» 1. Палладий, епископ Еленопольский 2, бывший в юности своей самовидцем его постнических трудов, повествует о нем следующее.

Шестьдесят лет пребывал старец в одной пещере, проводя весьма суровое житие; он каждый день во время полуденного зноя, бродя около моря, собирал камни и созидал из них келии, отдавая их тем, кто не мог сооружать их. Я же, говорит Палладий, однажды сказал ему:

– Для чего ты, отче, в такой старости мучишь свое тело в лютом зное?

А он отвечал мне:

– Для того, чтобы не оно меня мучило, но я бы замучил его.

Ел он каждый день в меру, лишь сухой хлеб и немного пустынной зелени, один раз в день, также в меру вкушал и воды. Бог свидетель, что никто не видел его ни ложившимся на рогоже, ни спящим; в продолжение ночи он сидя плел корзины из финиковых ветвей и, продавая их, на то покупал себе пищу. И подумал я, не при мне ли только живет он столь сурово, и, желая узнать о всей его жизни, вопрошал многих учеников его, всегда ли так строго его житие. И поведали мне, что он из детства ведет такую жизнь, и по своему обычаю никогда не спал, разве лишь, делая что-нибудь или вкушая пищу, смежал иногда очи, так что много раз и хлеб выпадал из его уст во время еды. Когда же мы однажды принуждали его хотя немного поспать на рогоже, он, как бы пожалев нас, сказал нам:

– Если вы когда-нибудь уговорите уснуть ангела, то уговорите и меня.

В некоторый же день он послал меня – повествует Палладий – около девятого часа к своему колодезю, чтобы я принес к его трапезе небольшой сосуд воды. И вот прилучилось, что когда я приступил к колодезю и нагнулся, то увидел в нем аспида 3, – и из страха совсем не почерпнул воды, но, побежав, возвратился к нему, возвестив о виденном и говоря:

– Погибли мы, отче, ибо я видел аспида в колодезе.

Преподобный же, немного улыбнувшись и покачав головою, сказал мне:

– Если бы диавол захотел во все колодези и во все источники водные ввергнуть ехидн, аспидов и других ядовитых гадов, то ты никогда бы не пил воды и умер бы от жажды.

Сказав сие, он встал и сам пошел к колодезю и, почерпнув воды, знаменовал ее крестным знамением, и вкусил от нее, говоря:

– Где крест, там совсем не вредит бесовская сила 4.

1 Фиваида – область знаменитого в древности города Фивы; этим же именем назвался вообще весь Верхний (южный) Египет по имени главного города Фивы. Келиями отшельническими называлась одна из пустынь египетских, на западной стороне реки Нила.

2 Палладий Еленопольский (368-430 гг.), ученик прп. Дорофея, уроженец Галатии, в 388 году прибыл в Александрию, откуда потом удалился в близлежащую пустыню, где подвизался и прп. Дорофей, и потом переселился в Вифлеем. В 399 году избран в епископа Еленопольского в Вифинии в Малой Азии. После того император Аркадий сослал его, как сторонника св. Иоанна Златоуста в Верхний Египет, откуда в 408 г. он перемещен в Антиною, а в 412 г. составил собрание жизнеописаний святых и сказаний о них, которое в честь его назвал «Лавсаиком».

3 Аспид или василиск – одна из самых ядовитых змей, яд которой смертоносен; обычна в песчаных пустынях Аравии, Египта, Сахары.

4 Лавсаик, гл. 2. – Прп. Дорофей преставился в конце IV века в царствование Феодосия Великого (379-395 гг.).

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Преподобный дорофей пустынник египетский молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here