Содержание
- 1 Что делать, если человек упустил молитву ‘Ид?
- 2 Обязательность праздничной молитвы
- 3 Праздничная молитва в Мемориальной мечети
- 4 Праздничная молитва по мазхабу имама Абу Ханифы
- 5 Десятое Зуль-Хиджжа – это день совершения праздничной молитвы Жертвоприношения (салятуль-‘Ид)
- 6 Что нужно успеть сделать до праздничного намаза Ураза-байрам?
- 7 Ахкамы праздничной молитвы (Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха)
Что делать, если человек упустил молитву ‘Ид?
от К Исламу Сен 10, 2010
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Ученые разногласили относительно того, кто упустил праздничную молитву по какой-либо причине, является ли узаконенным или же желательным для него ее возмещать или нет? Большинство имамов считало, что эту молитву не обязательно возмещать, однако можно и желательно.
Среди тех, кто считал, что возмещение этой молитвы нежелательно, так как на это нет никакого указания от пророка (мир ему и благословение Аллаха), был имам аль-Музани и др., а также шейхуль-Ислам Ибн Таймия.
Однако большинство ученых опиралось на действия сподвижников и саляфов, которые возмещали пропущенную, праздничную молитву двух праздников (‘Идайн).
‘Убайдуллах ибн Аби Бакр ибн Анас рассказывал: “Когда Анас упустил праздничную молитву, он повелел своему вольноотпущеннику Ибн Абу ‘Утайбе приготовить место для молитвы, затем собрал членов своей семьи, и совершил вместе с ними праздничную молитву подобно той, которую совершают жители городов, с такбирами”. аль-Бухари 1/241.
И этот поступок был известен и распространен среди саляфов:
Мухаммад ибн Сирин рассказывал: “Они (саляфы) считали желательным, если человек пропускал молитву двух праздников, отправиться в пустынное место и совершить эту молитву так, как ее совершает имам”. аль-Байхакъи 3/305.
‘Икрима говорил: “Жители деревни, (которые упустили молитву ‘Ид) собираются вместе и делают эту молитву так, как и имам”. аль-Байхакъи 3/305.
Т.е. упустившие праздничную молитву делают ее также, как и имам: в два рака’ата, вслух, с дополнительными такбирами.
Однако от Ибн Мас’уда передается, что он говорил: “Пусть тот, кто упустил праздничную молитву с имамом, совершит четыре рак’ата”. Ибн Аби Шайба 2/19. Достоверность подтвердили хафиз Ибн Раджаб и хафиз Ибн Хаждар.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Передается, что Ахмад объединил мнение Ибн Мас’уда и Анаса и сказал, что если молитву ‘Ид совершают те, кто ее упустил джама’атом, то они делают два рак’ата, как имам, что сделал Анас. А если упустивший ‘Ид намаз молится один, то совершает четыре рак’ата, как сказал Ибн Мас’уд”. См. “Фатхуль-Бари” 9/78.
Но, несмотря на достоверность иснада сообщения от Ибн Мас’уда, оно является прерванным, так как аш-Ша’би, передавший это сообщение от Ибн Мас’уда, не застал его, о чем говорили имам ад-Даракъутни, аль-Хаким и др. Поэтому шейх аль-Альбани назвал это сообщение прерванным. См. “Ируауль-гъалиль” 3/121.
По этой причине более правильным является то, что упущенную праздничную молитву следует совершать в два рака’ата, как ее изначально узаконил пророк (мир ему и благословение Аллаха), и как ее возмещал Анас.
Имам аш-Шафи’и говорил: “Мы говорим: Если кто-то будет возмещать молитву ‘Ид, то пусть делает ее так, как делает имам, произнося семь такбиров в первом рака’ате, и пять во втором, до чтения Корана”. См. “Ма’рифату-Ссунан уаль-асар” 5/103.
Имам Ибн Къудама говорил: “Тот, кто желает возместить молитву ‘Ид, то он делает как пожелает – хочет делает ее один, хочет делает ее с джама’атом. Когда имама Ахмада спросили: «Где следует ему (упустившему ‘Ид) молиться?» Он ответил: «Где пожелает, хочет на месте проведения праздничной молитвы, или где пожелает»”. См. “аль-Мугъни” 2/290.
Т.е. человек может совершить пропущенную праздничную молитву где пожелает.
Ученые Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом говорили: “Кто упустил праздничную молитву и желает ее возместить, тот совершает ее так, как она совершается изначально, но без хутбы после нее. И это говорили имам Малик, аш-Шафи’и, Ахмад, ан-Наха’и, и другие ученые. И основа в этом вопросе хадис: «Когда будете идти на молитву, то делайте это спокойно и с достоинством. И то, что вы застали – молитесь, а что упустили – возместите». А также то, что передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, что когда он упустил праздничную молитву, он повелел своему вольноотпущеннику Ибн Абу ‘Утайбе приготовить место для молитвы, затем собрал членов своей семьи, и совершил вместе с ними праздничную молитву подобно той, которую совершают жители городов, с такбирами. А если кто пришел на праздничную молитву, когда имам дает хутбу (после завершения молитвы ‘Ид), то пусть послушает хутбу, а затем возместит молитву Ид, чтобы собрать два блага (за хутбу и молитву ‘Ид)”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 8/306.
Спросили шейха Абдуль-Азиза ар-Раджихи: «Если я упустил молитву Ид и стал ее совершать джама’атом с братьями, то мне читать ее вслух?»
Он ответил: “Совершай эту молитву, читая вслух, как она и совершается”. См. “Фатауа аль-мутанаууи’а” № 22.
Таким образом, тот, кто упустил молитву ‘Ид, может ее возместить, если желает, однако не обязан этим. И он может сделать ее в одиночку или с теми, кто также ее не совершил. И следует делать ее в два рака’ата, читая вслух и произнося дополнительные такбиры. И совершать упущенную молитву ‘Ид можно где пожелает молящийся.
Обязательность праздничной молитвы
от К Исламу Ноя 15, 2010
Среди ученых есть разногласие относительно обязательности совершения праздничной молитвы. Большинство ученых считало, что эта молитва не является обязательной. И при этом они опирались на обобщенные хадисы, что Аллах вменил в обязанность только пять молитв. Что же касается мнения Абу Ханифы, а также одного из мнений аш-Шафи’и и Ахмада, и некоторых маликитов, то оно состоит в том, что праздничная молитва является обязательной для всех мусульман. См. “аль-Инсаф” 2/240, “ас-Сайлюль-джарар” 1/315.
Сторонники этого мнения считали, что совершение праздничной молитвы является обязательным (уаджиб) как для мужчин, так и для женщин, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал выходить на эту молитву всем: детям, старикам, мужчинам и женщинам. Ибн ‘Аббас рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал своим дочерям и женам выходить на молитву двух праздников (Жертвоприношения и Разговения)”. Ахмад 1/231, Ибн Абу Шайба 2/182. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 2115.
Также от Умм ‘Атыйи сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал выходить на эту молитву всем женщинам и даже тем, у которых были месячные. Она рассказывала: “Я слышала, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть молодые девушки, и сидящие за занавесками, а также женщины, у которых месячные, выходят из своих домов и принимают участие в благих делах и обращениях верующих к Аллаху со своими мольбами, однако тем, у которых начались месячные, желательно держаться в стороне от места молитвы [1] ». аль-Бухари 324, Муслим 2/605.
Ибн ‘Аббас также рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал своим дочерям и женам выходить на праздничные молитвы”. Ахмад, Ибн Маджах, ат-Табарани. Хадис достоверный. «Сахих аль-джами’» 4888.
Шейх Сыддыкъ Хасан Хан говорил: “Из числа доказательств тому, что праздничные молитвы являются обязательными, служит то, что если праздничная совпадает с пятничной молитвой в один день, то пятничная молитва уже не является обязательной. А то, что не является обязательным в своей основе, никак не может отменить обязательное предписание!” См. “ар-Раудату-ннадийя” 1/142.
И действительно, если бы праздничная молитва не обладала таким же статусом, то она не отменяла бы обязательность совершения пятничной молитвы. Зайд ибн Аркъам рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил праздничную молитву, а после этого, когда настало время пятничной молитвы, он сказал: «Кто желает совершить эту молитву, пусть совершит»”. Абу Дауд, 3/407, Ибн Маджах 1/415. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн аль-Мадини, аль-Хаким, имам аз-Захаби, хафиз аль-Бусайри, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. “аль-Мугъни” 2/385, “Тальхисуль-хабир” 2/178, “Ируауль-гъалиль” 2/135.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Мы пришли к заключению, что праздничная молитва является обязательной для каждого (фардуль-‘айн), как это сказал Абу Ханифа и другие. И это одно из мнений имама аш-Шафи’и и одно из мнений мазхаба Ахмада. Что касается слов:“Праздничная молитва фардуль-кифая [2] ”, то это далеко от того, чтобы быть истиной! Поистине, она является одним из величайших обрядов Ислама, и людей на нее собирается больше, чем на пятничную молитву, в ней установлен такбир. И утверждение, что она фардуль-кифая, не является правильным”. См. “Маджму’уль-фатауа” 23/161.
Имам аш-Шаукани сказал: “Знай, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не оставлял праздничную молитву, и повелевал людям выходить на нее, и повелевал даже сидящим за занавесками девушкам и даже тем, у которых были месячные. И говорил, что тем женщинам, у которых не было платка (джульбаба), должны одолжить его им их подруги. Все это свидетельствует о том, что праздничная молитва является твердо установленным обязательством для всех мусульман”. См. “Сайлюль-джарар” 1/315.
Шейх ‘Абдуллах аль-Бассам, упоминая мнения ученых, относительно положения праздничной молитвы, сказал: “Существует и другое мнение имама Ахмада, что совершение праздничной молитвы является обязательным для каждого, обязательность которой вытекает из аята и того, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) даже женщинам повелевал совершать эту молитву. Это мнение выбрал шейх Такъийуддин (Ибн Таймия), это и есть правильное мнение”. См. ”Таудых аль-ахкам“ 2/388.
[1] Речь идет о не совершении молитвы, а не о запрете нахождения рядом с другими женщинами в месте, отведенном для праздничных молитв, как на это указывает версия имама Муслима: «Однако те, у кого месячные, пусть не совершают молитвы». Муслим 2093. См. также “Фатхуль-Бари” 9/58, Ибн Раджаба.
[2] Фардуль-кифая – обязанность, которую если совершит группа людей, снимается с остальных.
Праздничная молитва в Мемориальной мечети
Дата записи: 08.06.2018 г.
Длительность: 07:07
О чем?
Шамиль Аляутдинов о праздничном намазе в Московской Мемориальной мечети. Он поясняет административные моменты о проведении мероприятия в мечети.
Как совершается праздничный намаз читайте здесь.
- Аят дня
- Хадис дня
Мы в социальных сетях:
© 1999 — 2019 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью
Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.
Праздничная молитва по мазхабу имама Абу Ханифы
Праздничные молитвы Уразы-байрама и Курбан-байрама необходимы (ваджиб) для тех, кому обязательна (фарз) пятничная молитва, причем с теми же условиями, за исключением проповеди, являющейся для них сунной. В отличие от проповеди пятничной молитвы, проповедь праздничной молитвы – сунна, и она исполняется после самой молитвы. Соответственно, если она будет пропущена или совершена до молитвы, это навлечёт серьёзную вину, но праздничная молитва всё равно будет действительной, и её не повторяют.
В День разговения (1-го Шавваля) рекомендуется (мустахаб) съесть нечётное количество фиников или чего-нибудь иного (сладкого); как говорится в хадисе, Пророк e в день Фитра ел финики – в нечётном количестве.
Совершить купание, нанести благовония, использовать зубную палочку (сивак), надеть лучшую одежду, отдать милостыню разговения (фитр-садака) – эта милостыня на самом деле является необходимой (ваджиб). Сунной же является её раздача до ухода к месту моления, как и в случае со всеми иными действиями, перечисленными выше, в частности приёмом пищи, что основывается на возможностях человека, перед тем как направиться в место моления. Человеку следует пойти пешком, тихо произнося такбиры до начала праздничной молитвы, а возвращаться (домой) ему следует другой дорогой, в отличие от такбиров Дня жертвоприношения, которые произносятся громко на пути к месту моления.
В любом случае является неугодным исполнение добровольных молитв в мечети (месте совершения праздничной молитвы), равно как и их исполнение дома перед праздничной молитвой. То есть совершение добровольных молитв в месте моления как до, так и после праздничного намаза, а также исполнение их заранее дома является несколько неугодным. Совершение же их дома после этого не считается неугодным, а является рекомендуемым.
Время молитвы начинается с момента, когда солнце взошло на одну длину (или две длины) копья (над горизонтом, то есть после времени, когда исполнение молитв неугодно), и длится до зенита (заваля). Если имеется уважительная причина, её можно отложить до следующего дня. Кроме того, её можно отложить до зенита (заваля) следующего дня (но не позже этого), если имеется уважительная причина, например сильный дождь или недостаточная видимость полумесяца. Если молитва отложена без уважительной причины, она недействительна.
Совершают эту молитву следующим образом:
Принимается намерение на исполнение праздничной молитвы. Последователь принимает дополнительное намерение на то, чтобы быть им. Далее (после открывающей тахримы) имам и молящиеся произносят открывающую мольбу (сана), после чего все они произносят три дополнительных такбира, поднимая руки для каждого из них. Каждый такбир необходим (ваджиб), а поднимание рук для каждого такбира как для открывающей тахримы является сунной. При такбире поясного поклона руки не поднимают.
Затем имам тихо проговаривает «Аузу» и «басмала» и потом читает «Фатиху» и суру (громко). Предпочтительно, чтобы этой сурой была «Саббихысми раббикяль-аля…». Далее он совершает поясной поклон (и завершает ракаат, как обычно).
Встав на второй ракаат, он начинает с «басмалы» (тихо), далее следуют «Фатиха» и (предпочтительно) сура «Гашия» (обе читаются громко). Затем в этом втором ракаате он исполняет три дополнительных такбира (все они – ваджиб), поднимая руки для каждого из них.
После молитвы имам проводит две проповеди, в которых обучает (собравшихся) правилам милостыни разговения.
Правила (Дня) жертвоприношения (10-го Зуль-хиджи) аналогичны правилам (Дня) разговения, но (со следующими исключениями): еду откладывают (то есть рекомендуется отложить приём пищи до завершения молитвы) до завершения молитвы; такбиры по дороге (к молитве, а также месту моления) произносят громко; в проповеди обучают правилам жертвоприношения (рекомендуется (мустахаб), хотя и не является необходимым (ваджиб), даже для совершающего жертвоприношение, не стричь ногти и волосы в первые десять дней Зуль-хиджи), а также такбирам трёх дней после Праздника жертвоприношения (ташрик-такбирам). Ташрик-такбирам следует также обучить на проповеди пятничной молитвы до праздника, поскольку необходимо (ваджиб) произносить их, начиная с фаджра Дня Арафата (дня, предшествующего празднику), как разъяснено выше.
Эту праздничную молитву можно откладывать вплоть до трёх дней, если имеется уважительная причина. Она действительна до зенита (заваля) 12-го Зуль-хиджи даже без уважительной причины, хотя в таком случае задержка будет считаться неправильным поступком. При наличии уважительной причины вины за это не будет.
Согласно имаму (Абу Ханифе), ташрик-такбиры необходимы (ваджиб) от фаджра (дня) Арафата до асра Нахра (то есть дня праздника) после (то есть от фаджра 9-го числа до асра 10-го, дня праздника, всего в течение восьми молитв. Для исполнения требования их следует произносить сразу после каждой молитвы без перерыва на не связанные с ней действия, например, уход из мечети или разговор, даже если это происходит случайно или по забывчивости) каждой обязательной (фарз) молитвы, исполненной в коллективе без неугодности как для имама, так и для его последователей в каждом коллективе.
Двое учеников, Абу Юсуф и Мухаммад, считали, что эти такбиры необходимы (ваджиб) даже для молящегося в одиночку, путника и жителя деревни (то есть для каждого, кто должен совершать предписанные ежедневные молитвы), и что их следует произносить до асра пятого дня после Дня Арафата. Таково мнение, согласно которому поступают. Их следует произносить от фаджра 9-го до асра 13-го числа, всего в течение 23 молитв. Их нужно произносить один раз сразу после каждой обязательной (фарз) молитвы, включая пятничную и, если такова обычная практика местных мусульман, праздничную молитву, но не после витра, сунна– и добровольных молитв. Их должен произносить каждый: как мужчина, так и женщина, как молящийся в коллективе, так и молящийся в одиночку. Женщинам, впрочем, следует произносить их тихо.
Если имам забудет произнести их, последователю всё равно нужно это сделать. Опоздавший на коллективную молитву произносит их после восполнения пропущенных им ракаатов.
Нет вреда в том, чтобы произносить такбиры после (самой) праздничной молитвы. Они (ташрик-такбиры) заключаются в том, чтобы сказать:
«Аллахﷻ Велик. Аллах ﷻ Велик. Нет Бога, кроме Аллаха ﷻ. Аллах ﷻ Велик. Аллах ﷻ Велик. И вся хвала Аллаху ﷻ!»
Рекомендуется добавить:
Аллах ﷻ воистину Велик, обильная хвала Аллаху ﷻ Слава Аллаху ﷻ и хвала утром и вечером. Нет Бога, кроме Него одного. Он исполнил Своё обещание и дал победу Своему рабу, усилил Своих воинов, и Он один разбил конфедератов. Нет Бога, кроме Него. И мы поклоняемся лишь Ему, практикуя религию лишь ради Него, даже если это ненавистно неверующим. О Аллах I! Благослови нашего господина Мухаммада e, семью нашего господина Мухаммада e, сподвижников нашего господина Мухаммада e, жён нашего господина Мухаммада e и обильно ниспошли всем им мир!
Подражание стоянию паломников Дня Арафата не является богослужением. Соответственно, не следует делать этого, ведь это не из сунны, а является нововведением, а потому совершенно неугодно (макрух-тахриман).
(Ибн Абидин. «Радд мухтар», 2:165; «Мараки Саадат», стр. 99)
Полосу подготовил
мухаммад фарук азимов
Десятое Зуль-Хиджжа – это день совершения праздничной молитвы Жертвоприношения (салятуль-‘Ид)
Умм ‘Атыйя рассказывала: «Я слышала, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Пустьмолодые девушки, и сидящие за занавесками, а также женщины, у которыхмесячные, выходят из своих домов и принимают участие в благих делах иобращениях верующих к Аллаху со своими мольбами, однако тем, у которыхначались месячные, желательно держаться в стороне от места молитвы[4]». аль-Бухари 324, Муслим 2/605.
Ибн ‘Аббас рассказывал: «ПосланникАллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал своим дочерям и женамвыходить на молитву двух праздников (Жертвоприношения и Разговения)”. Ахмад 1/231, Ибн Абу Шайба 2/182. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха” 2115.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Мыпришли к заключению, что праздничная молитва является обязательной длякаждого (фардуль-‘айн), как это сказал Абу Ханифа и другие имамы. И этоодно из мнений имама аш-Шафи’и и одно из мнений мазхаба Ахмада. Чтокасается слов:«Праздничная молитва фардуль-кифая[5]”,то это далеко от того, чтобы быть истиной! Поистине, она является однимиз величайших обрядов Ислама, и людей на нее собирается больше, чем напятничную молитву, в ней установлен такбир. И утверждение, что онафардуль-кифая, не является правильным”. См. «Маджму’уль-фатауа” 23/161.
Время праздничной молитвы
Времяпраздничной молитвы начинается с того момента, когда солнце восходитнад горизонтом на высоту копья. То есть сразу же после того, какпройдет время, порицаемое для молитв. И длится ее время до тех пор,пока солнце не достигнет пика зенита, то есть начало времени обеденноймолитвы. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 3/486, «Шархуль-мумти’» 5/156.
О дозволенности поздравления друг друга после праздничной молитвы
Джубайр ибн Нафир рассказывал: «Когдасподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) встречались в деньпраздника, они говорили друг другу: «Да примет Аллах от нас и от вас”. ат-Табарани 22/52. Хафиз Ибн Хаджар и имам ас-Суюты назвали иснад хорошим. См. «Фатхуль-Бари” 2/517.
«Такъаббаля-Ллаху ина уа минкум”.
Мухаммад ибн Зияд рассказывал: «Ябыл вместе с Абу Умамой аль-Бахили и другими сподвижниками пророка (мирему и благословение Аллаха), и они, возвращаясь с праздничной молитвы,говорили друг другу: «Да примет Аллах от нас и от тебя”. Аль-Байхакъи в «Сунан аль-кубра” 3/320. Имам Ахмад, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани назвали иснад хорошим.
Адхам рассказывал: «Мыговорили ‘Умару ибн ‘Абдуль-Азизу в дни двух праздников:«Такъаббаля-Ллаху мина уа минк, о повелитель правоверных!», а онотвечал тем же и не порицал этого”. Аль-Байхакъи. См. в «аль-Хауи” 1/112, имама ас-Суюты.
‘Али ибн Сабит рассказывал: «Однаждыя спросил имама Малика о словах людей в день ‘Ида: «Такъаббаля-Ллахумина уа минк», и он сказал: «Это дело всегда было у нас, и мы не видимв этом ничего плохого!” Имам Ибн Хиббан в «ас-Сикъат” 9/90.
Также сообщается, что имам Ахмад о поздравлении в день ‘Ида говорил: «Так поступали сподвижники и об этом говорили ученые”. См. «аль-Инсаф” 5/381.
Тотфакт, что сообщения от саляфов относительно вида поздравленияупоминаются в установленном варианте, а именно: «Такъаббаля-Ллаху минауа минк». И это указывает на то, что не следует заменять этот видприветствия на какой-либо иной вид.
Чтокасается распространенного вида поздравления: «Куллю ‘ам уа антум бихайр”, «Ид мубарак” и т.п., то такой вид поздравления не передается ниот кого из сподвижников и их последователей (таби’ун), и нет этомуникакого основания в Исламе, как сказал шейх аль-Альбани. Сл.»Сильсилятуль-худа уа-ннур” 52.
О недозволенности соблюдения поста в дни Разговения и Жертвоприношения
Абу Са’ида аль-Худри рассказывал: «ПосланникАллаха (мир ему и благословения Аллаха) запрещал соблюдать пост двухдней: в день Разговения и в день Жертвоприношения”. Аль-Бухари 3/280, Муслим 2/577.
Пророк (мир ему и благословения Аллаха) говорил: «Я запрещаю вам соблюдать пост в дни праздников Разговения и Жертвоприношения». Абу Я’ля. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2517.
Имам ан-Науауи и шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказали: «В том, что пост в дни праздников Разговения и Жертвоприношения является запретным, единогласны все ученые”. См. «Шарх Сахих Муслим” 8/15, «ар-Раудату-ннадийя” 1/566.
О ночных молитвах в ночи праздников Разговения и Жертвоприношения
Этодеяние, как выстаивание ночных молитв в ночь Жертвоприношения иРазговения, которое считают весьма желательным некоторые мусульмане, неимеет достоверной основы. Нет ни одного достоверного указания отпророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников ни словами,ни поступками на законность этого.
Чтоже касается некоторых хадисов, которые указывают на достоинство ночныхмолитв в эти дни, то они не достоверные! Сообщается, что пророк (мирему и благословение Аллаха) якобы сказал: «Тот, кто выстоял вмолитвах ночь Разговения и ночь Жертвоприношения, то его сердце неумрет в тот день, когда будут умирать сердца».
Этоти ему подобный хадис приводят Ибн Маджах 1782, ат-Табарани 1/57 иаль-Байхакъи 3/319. Все версии данного хадиса не достоверны, в ихиснадах множество слабых и отвергаемых передатчиков. Среди них ‘Умарибн Харун, Ибрахим Мухаммад, Ибн аль-Уалид, Мараун ибн Салим. По этойпричине эти хадисы отвергли мухаддисы, среди которых имам Ибн ‘Ади,имам ан-Науауи, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз Ибн Хаджар, хафизаль-‘Иракъи, хафиз аль-Бусайри, имам ас-Суюты, шейх аль-Альбани, атакже ученые Постоянного комитета (аль-Ляджна ад-даима) во главе сшейхом Ибн Базом. См. «аль-Камиль” 5/372, «аз-Зауаид” 1/549,»ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 521, 5163, «Фатауа аль-Ляджна” №11029.
Что нужно успеть сделать до праздничного намаза Ураза-байрам?
Вопрос: Скажите, пожалуйста, что нужно сделать и как себя вести до праздничного намаза Ураза-байрам. И объясните, как правильно совершать этот намаз? (Аноним)
Ответ: Согласно сунне, перед тем как отправится на молитву в день праздника разговения, желательно съесть что-нибудь сладкое. Предпочтительнее всего съесть нечётное количество фиников, на что указывает соответствующий хадис: «В день разговения Посланник Аллаха (мир ему и благословение) никогда не выходил (из дома на праздничную молитву), не съев несколько фиников». В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк обычно съедал нечётное количество фиников (аль-Бухари).
В день праздника необходимо совершить полное омовение, очистить полость рта, умаститься благовониями, надеть свою лучшую одежду и направиться в мечеть, повторяя про себя слова «Аллаху Акбар» и проявляя радость. Кроме того, перед молитвой следует раздать закат разговения (закат аль-фитр).
Передается, что в дни праздников Ибн Умар всегда надевал свои лучшие одежды (аль-Байхаки), а направляясь на молитву в дни праздников разговения и жертвоприношения, Ибн Умар повторял такбир вслух, пока не приходил к месту молитвы, где он продолжал повторять его до прихода имама (аль-Байхаки, ад-Даракутни).
Ни перед молитвой, ни после неё не следует совершать никаких добровольных молитв до возвращения домой. Передают, что однажды Пророк (мир ему), которого сопровождал Билял, пришёл на праздничную молитву в день разговения и совершил молитву на два ракаата, не помолившись ни до, ни после неё (аль-Бухари).
Праздничные молитвы
Проведение особых молитв в день праздника разговения (Ид аль-Фитр или Ураза-Байрам-в первый день месяца Шавваль) и в день праздника жертвоприношения (Ид аль-Адха или Курбан-Байрам-на десятый день месяца зуль-хиджжа) было вменено в обязанность мусульманам сразу же после Хиджры.
В день разговения и в день жертвоприношения Пророк (мир ему) всегда выходил к месту молитвы и первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он вставал перед людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления (аль-Бухари).
Участие в праздничных молитвах обязательно для каждого, кому предписано участвовать в пятничных молитвах, поскольку Пророк (мир ему) сам принимал участие в этих молитвах и повелел людям являться на них. В день праздника сподвижникам всегда велели являться на молитву. Приходили даже девушки и женщины, у которых были месячные и садились за занавесками. Они стояли сзади, произнося слова «Аллаху Акбар» и, обращаясь к Аллаху с мольбами, так же, как и другие, надеясь на благодать этого дня и очищение от грехов (аль-Бухари).
В тех случаях, когда день праздника выпадает на пятницу, проводятся как праздничная, так и пятничная молитвы, поскольку первая не может служить заменой второй.
Как следует проводить праздничную молитву
Подобно пятничной, праздничная молитва является коллективной и состоит из двух ракаатов. Перед праздничной молитвой не возглашается ни азан, ни икамат (аль-Бухари).
Тому, кто пропустит праздничную молитву, не следует возмещать её в одиночестве. По возможности он должен принять участие в такой молитве под руководством другого имама, так как праздничную молитву разрешается проводить в разных местах.
Во время праздничной молитвы обязательно произносить больше такбиров, чем обычно, а именно, по три такбира во время каждого ракаата. После дуа «ас-сана» первого ракаата имам, за которым должны последовать все собравшиеся, произносит такбир в первый раз. Произнося такбир, имам, за которым должны последовать все собравшиеся, произносит такбир в первый раз. Произнося такбир, имам должен каждый раз поднимать и опускать руки и хранить молчание между такбирами, пока такбир произносят другие участники молитвы.
Во время второго ракаата имам после чтения «аль-Фатихи» и суры произносит три такбира. Так делал ибн Масъуд и многие другие сподвижники. Передается, что проводя праздничные молитвы, Ибн Масъуд произносил такбир девять раз: сначала он четыре раза произносил такбир перед чтением Корана (такбир ат-тахрима и три такбира праздничного намаза), потом произносил его один раз, потом совершал поясной поклон, потом переходил к чтению Корана во время второго ракаата, потом четыре раза произносил такбир, а потом совершал поясной поклон (муснад Абдур-Раззак). و الله أعلم بالصواب
Ахкамы праздничной молитвы (Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха)
1. Как сподвижники и саляфы поздравляли друг друга с праздником
Сказал Джубейр Ибн Нуфейр, один из табиинов:
كان أصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا التقوا يوم العيد يقول بعضهم لبعض: تقبل الله منا ومنك
«Сподвижники Посланника Аллаха, мир ему, когда встречались в день Ид а, говорили друг другу: «Да примет Аллах от нас и от вас!» /Такаббаля Ллаху минна уа минкум/
Источник: «Аль-Джуз фи ат-тахния», 33, Ибн Хаджар аль-Аскалани назвал иснад хорошим
Сказал имам аль-Аджурри:
هُوَ فِعْلُ الصَّحَابَةِ وَقَوْلِ الْعُلَمَاءِ
«Это действие сподвижников, и слово ученых»
Источник: «Аль-Инсоф», 4/153
Сказал имам Абу Дауд:
سَمِعْتُ أَحْمَدَ، » سُئِلَ عَنْ قَوْلِهِمْ يَوْمَ الْعِيدِ: تَقَبَّلَ اللَّهُ مِنَّا وَمِنْكَ؟ ، قَالَ: أَرْجُو أَنْ لَا يَكُونَ بِهِ بَأْسٌ «.
«Я слышал, как Ахмад Ибн Ханбаль был спрошен о слове некоторых людей в день праздника: «Такаббаля Ллаху минна уа минк» (Да примет Аллах от нас и от тебя), и он ответил: «Надеюсь, что в этом нет проблем»
Источник: «Масаиль Аби Дауд», стр. 89
2. Желательность дарить подарки на Ид
Подарки детям или друг другу на 2 праздника Ислама являются узаконенными и той вещью на которой сложилась традиция мусульман.
И это с нескольких сторон:
1. То что сам по себе подарок — дозволенная и хорошая вещь, и это ещё более вырастает в дни праздников мусульман — дни когда желательно выявление радости и поздравления друг другу, и дарение подарков тоже входит сюда
2. Передал имам Абдуль Малик Ибн Хабиб аль Андалуси (174 — 238 г.х.) ид жма мусульман на считание хорошим «аль-ахтар» — подарков которые дети дарят своим учителям на праздники Ид , заворачивая их в сверточки, сказав о них:
لم يزل مستحسنا فعله في أعياد المسلمين
«Не переставало считаться хорошим делать такие подарки в праздники мусульман»
Источник: «Аль Джами фи кутуб адаб аль муаллимин», Адиль аль Хамдан, стр. 353
И если это о подарке детей учителю — то что же говорить о подарках самим детям?
3. Пришло от Аиши, что она сказала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вошел ко мне в то время, когда у меня находились две девушки рабыни, певшие песню о том чем похвалялись друг перед другом ансары в день битвы Авс против Хазрадж, и они не были профессиональными певицами». И вошел Абу Бакр и резко спросил меня: «Свирель шайтана в доме у Пророка?!» Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повернулся к нему и сказал: «Оставь их, о Абу Бакр, ведь у каждого народа есть свой праздник, а это наш праздник«. аль-Бухари, Муслим
Сказал имам Ибн Роджаб в шархе этого хадиса:
الرخصة للجواري في يوم العيد في اللعب والغناء بغناء الأعراب. وإن سمع ذلك النساء والرجال
«В этом хадисе довод на дозволенность для рабынь в день праздника играть и петь песни бедуинов, даже если это слышат и мужчины и женщины»
Источник: «Фатх аль бари», 8/426
И если это так, то если для детей в день праздника чтобы порадовать их было дозволено то, что обычно нежелательно и запретно, то что же говорить про то что желательно и обычно?
Таким образом желательно дарить им подарки и радовать их, и нет проблем дарить подарки и не только детям.
3. Желательно совершение полного омовения перед отправкой на молитву ‘ Ид
Сказал имам Ибн аль-Мунзир:
ذِكْرُ الِاغْتِسَالِ يَوْمَ الْعِيدِ رُوِّينَا عَنْ عَلِيِّ بْنِ أَبِي طَالِبٍ، أَنَّهُ كَانَ يَغْتَسِلُ فِي الْفِطْرِ وَالْأَضْحَى، وَكَانَ ابْنُ عُمَرَ يَغْتَسِلُ يَوْمَ الْفِطْرِ قَبْلَ أَنْ يَغْدُوَ يُسْتَحَبُّ ذَلِكَ، وَلَيْسَ بِوَاجِبٍ يَأْثَمُ مَنْ تَرَكَهُ
«Раздел о совершении полного омовения (гусля) в день Ид а
Нам передали от Али Ибн Аби Толиба, что он делал гусль в день Ид аль Фитр и Ид аль Адха. И Ибн Умар совершал полное омовение перед выходом на праздничную молитву..
И это — желательно, и не является обязательством которое кто оставит будет в грехе»
Источник: «Аль-Авсат», 4/293
И Ибн Абдуль Барр передал единогласное мнение факихов саляфов о желательности этого, см. «Аль-Истизкар», 2/378
4. Сунна — нарядно одеваться и душиться, выходя на праздничную молитву
Сказал имам Абу Бакр Ибн аль-Мунзир:
قَالَ أَبُو بَكْرٍ: وَيُسْتَحَبُّ أَنْ يَلْبَسَ فِي الْعِيدَيْنِ مِنْ صَالِحِ ثِيَابِهِ كَمَا يَلْبَسُ فِي الْجُمُعَةِ، وَرُوِّينَا عَنِ ابْنِ عُمَرَ أَنَّهُ كَانَ يُصَلِّي الْفَجْرَ يَوْمَ الْعِيدَيْنِ عَلَيْهِ ثِيَابُ الْعِيدِ
وَقَالَ مَالِكٌ: سَمِعْتُ أَهْلَ الْعِلْمِ يَسْتَحِبُّونَ الزِّينَةَ وَالتَّطَيُّبِ فِي كُلِّ عِيدٍ، وَكَانَ الشَّافِعِيُّ يَسْتَحِبُّ ذَلِكَ
«Желательным является чтобы человек одевал на молитвы двух праздников что-то из своих хороших одежд, подобно тому как одевает на джума-молитву.
Нам передали от Ибн Умара, что он молился фаджр в день двух молитв, и на нём уже были одеты одежды для ‘ Ид а
Сказал Малик: «Я слышал ученых, как они считали желательным нарядно одеваться и душиться для праздничной моитвы»
И аш Шафии также считал это желательным»
Источник: «Аль-Авсат», 4/304
5. Сунна — выходить на молитву ‘Ид пешком
Передал имам Ат Тирмизи с хорошим иснадом от Али Ибн Аби Толиба, что он сказал:
مِنَ السُّنَّةِ أَنْ تَخْرُجَ إِلَى الْعِيدِ مَاشِيًا . قَالَ أَبُو عِيسَى هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ. وَالْعَمَلُ عَلَى هَذَا الْحَدِيثِ عِنْدَ أَكْثَرِ أَهْلِ الْعِلْمِ يَسْتَحِبُّونَ أَنْ يَخْرُجَ الرَّجُلُ إِلَى الْعِيدِ مَاشِيًا وَأَنْ وَيُسْتَحَبُّ أَنْ لاَ يَرْكَبَ إِلاَّ مِنْ عُذْرٍ
«Из Сунны — выходить на праздничную молитву пешком»
Скажу я, Абу Иса (ат-Тирмизи): «Это хороший хадис, и по нему действуют большинство ученых, они считают желательным выходить на праздничный намаз пешком.. и желательно не садиться на средства передвижения, кроме как при оправдании»
Источник: «Джами ат Тирмизи», 2/417
6. Награда за выход на молитву Ид аль Адха равняется награде добровольного хаджа
Сказал имам Абдур-Раззак ас-Сан’ани в своем «Мусаннафе»:
عَنِ ابْنِ التَّيْمِيِّ، عَنْ أَبِيهِ، عَنْ مِحْنَفِ بْنِ سُلَيْمٍ، وَكَانَتْ لَهُ صُحْبَةٌ قَالَ: «خُرُوجُ يَوْمِ الْفِطْرِ يَعْدِلُ عُمْرَةً، وَخُرُوجُ يَوْمِ الْأَضْحَى يَعْدِلُ حَجَّةً»
«От Ибн ат Тейми, от его отца (Сулейман Ибн Тархан, один из больших табиинов), от Михнафа Ибн Сулейма, сподвижника Пророка, мир ему, что он сказал: «Выход на молитву Ид аль Фитр равняется (в награде) Умре, а выход на молитву Ид аль Адха равняется хаджжу»
См. «аль-Мусаннаф», 5666, и все передатчики иснада достоверные
7. Азан и икамат на праздничную молитву — нововведение
Сказал имам Ибн Роджаб аль Ханбали:
ولا خلاف بين أهل العلم في هذا، وأن النبي — صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — وأبا بكر وعمر كانوا يصلون العيد بغير أذان ولا إقامة قال مالك: تلك السنة التي لا اختلاف فيها عندنا واتفق العلماء على أن الأذان والإقامة للعيدين بدعة ومحدث.
«Нет разногласий среди ученых в этом — что Пророк, мир ему, и Абу Бакр и Умар молились праздничную молитву без азана и икамата.
Сказал Малик: «В этой Сунне у нас нет разногласий»
И ученые единогласны что азан и икамат для праздничных молитв — нововведение и внесенное в религию»
Источник: «Фатх аль Бари», 7/72
8. Праздничная молитва делается ДО хутбы а не после
Распространенное нововведение — читать праздничную хутбу до молитвы. Это противоречит Сунне Пророка, мир ему, и является скверным новшеством.
Передал аль-Бухари, от Джаира, что Пророк в ид аль-фитр начал с молитвы до хутбы. (Бухари, 958, Муслим, 885)
И ввел молиться после хутбы — Марван, и сподвижники очень порицали его за это новшество.
Сказал имам Абу Умар Ибн Абдуль Барр: «Достоверно и утверждено от Пророка, мир ему, и от праведных халифов, наставленных на прямой путь после него — что они молились до хутбы в два праздника, и не делали азан и икамат.
И на этом — фетва всех факихов в Хиджазе, Ираке, и это мазхаб Малика, Аш-Шафии, Абу Ханифы, и их последователей, ас-Саури, аль-Аузаи, Хасана ибн Хай, УбейдуЛлаха ибн Хасан, Усмана аль-Битти, Ахмада ибн Ханбаля, Исхака ибн Рахавейхи, Аби Саура, Аби Убейда, Дауда аз-Зохири, и ат-Табари — все они не считают, что в молитве двух праздников можно делать азан и и камат, и молятся до хутбы» см. «Аль-Истизкар», 2/10-11
Увлекаюсь святыми писаниями с юности. Прочел более 80 книг данной тематики.