Послушание важнее поста и молитвы

Полное описание: Послушание важнее поста и молитвы специально для наших уважаемых читателей.

Послушание важнее поста и молитвы

Накануне Рождества 1997 года я была в Оптиной пустыни. День моего рождения 7 января, и я хотела причаститься в монастыре. Столько накопилось в душе вопросов, недоумений, обид, раздражений. Вспоминаю все домашние недоразумения, споры на работе. Надо помолиться на службах, исповедаться, причаститься. А из головы не выходят жизненные вопросы, житейские ситуации.

День первый
Паломникам дают послушание. Меня определили в прачечную. Руководит работами служительница монастыря Катя. Невысокая, строгая, говорит мало.
Пришла я в прачечную. Катя провела меня в комнату, где идет стирка, но пока никого нет. Здесь стоят две чугунные эмалированные ванны, до верха наполненные замоченным постельным бельем, и три стиральные машины.
– Прополоскай замоченное белье.
– Катя, так лучше два раза пропустить через машинку. Я же не смогу прополоскать хорошо! – предлагаю я. Немного постояв, Катя, молча уходит.

С ужасом смотрю на полные ванны и думаю, как бы рациональнее прополоскать. Надо переложить часть белья в другую ванну, освободить место для большого количества воды в другой. Пытаюсь вытащить пододеяльники. С водой переложить не получается. Начинаю выжимать и перекладывать. На третьем пододеяльнике спина не разгибается, а белья не уменьшилось. Выделываю разные движения, чтобы облегчить напряжение в спине и продолжаю перекладывать. Всё, место освободилось. Пускаю воду. Присела на край ванны, но спина всё равно немеет. Опять согнулась и полощу в воде простыни, наволочки, пододеяльники. Прополоснутое белье складываю на край ванны. Нет, это не дело. Сейчас всё свалится. Тазиков не видно. Открываю пустой бак стиральной машины и заполняю его прополоснутым бельем.

– Вот пять подрясников – постирайте и повесьте сушить. Завтра нужно погладить и отдать.
Мы же еле-еле успеваем первый объем работ закончить! Какие подрясники! Не выключая машины, Мария скоро развязывает узел и достает подрясники. Она вынимает первый, растягивает низ по скамейке и говорит мне:
– Бери хозяйственное мыло, вот щетка. Намочи и намыль низ подола и манжеты. И так каждый подрясник. Делай быстро один за другим, чтобы мы еще успели прокрутить их в машине с порошком и прополоскать. Я делаю. Как автомат – разложила, намочила, натерла мылом подол, манжеты – в сторону. Следующий! Разложила, намочила, натерла мылом подол, манжеты – в сторону. Следующий.

Мария с Леной освобождают одну машину, и мы запускаем первые два подрясника. Звонят колокола. Входит Катя. «На службу идите!» Никто ни слова. У нас процесс, который не прервать. Всё! Хватаем постиранные и выжатые подрясники и белье в кастрюлях, одеваемся и выходим на улицу. За нами сразу же выходит Катя, запирает дверь и говорит: «Завтра к девяти часам». Мы втроем вывешиваем подрясники и белье на веревку. Мороз. От белья идет пар. Руки стынут, прищепки падают. Развесили. Кастрюли поставили за домик.

Месяц Май. 2-й день
Послушание паче поста и молитвы

(Слово от Патерика, яко послушание боле есть постного жития и пустынного. Прол. Мая 2)

Говорят, что послушание паче поста и молитвы. Можно ли верить сему?

Так, братие, как сейчас слышали, подлинно послушание паче поста и молитвы; да иначе и не может быть. Послушание вносит в монастырь мир и тишину. А мир и тишина суть первые условия к процветанию обителей. Подумайте, что же бы было, если б в монастырях каждый захотел жить по своей воле и вышел бы из послушания настоятелю? Тогда бы ссорам и смятениям не было конца, и монахи жили бы в монастыре, как в аду. Ведь хорош только тот дом, где хозяин один; а когда хозяев много, там никогда нет ни порядка, ни лада. Так и в монастыре. Да и в монастыре это особенно. Монах всегда должен быть сосредоточен в себе, всегда должен иметь ум и сердце устремленными к Богу, всегда должен быть благоспешен к молитве. А какая тут может быть сосредоточенность, какое богомыслие, какая молитва, когда вокруг тебя самоволие и разнузданность? Тут ничего при таких условиях не может быть хорошего, а могут следовать тьма за тьмою и нечистота за нечистотою. Помните же это, братие, и держитесь послушания, как самого надежного якоря для спасения себя и других. Аминь.

Откуда взялось изречение: послушание превыше поста и молитвы?

Что сам в себе представляет из себя пост? Это ведь и есть упражнение в подчинении своей воли, воле Божией, воле Матери Церкви. Имеется в виду пост установленный Церковью. Именно с нарушения поста и началось непослушание, родившее первородный грех, а соблюдение поста это как раз и есть попытка через послушание вернуться в свободу чад Божиих, утерянную Адамом. Послушание выше поста это абсурд, масло масляное.

Послушание выше молитвы? Что такое молитва? Молитва, это средство соединения человека с Богом, средство исполнения заповеди: возлюби Бога всем сердцем! То есть автор изречения «послушание выше поста и молитвы» подготавливал для себя почву, чтобы с помощью этого изречения отменить исполнение заповеди Божией. И предотвратить своё изгнание, которое, как учит нас Евангелие и совершается именно молитвою и постом. Спаситель, во время своей земной жизни, высказал своё отношение к таким манипуляциям, обличая фарисеев: «оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (МК.7:8)

В житиях святых встречаются упоминания о том, что они употребляли это изречение, но так же несомненно и то, что они использовали его совсем не с теми целями и употребляли не в том смысле, в котором его употребляют современные фарисеи, желающие быть не пастырями овец Христовых, а их безраздельными владельцами.

Святой Серафим Саровский, наставляя дивеевских сестер, говорил о том, что нельзя отказываться от монастырского послушания, имея в виду некий физический труд, однако он же всех благословлял и на непрестанную молитву, и что всякое послушание необходимо ей сопровождать, и о том, что монахи, не имеющие внутренней молитвы, это не суть монахи, а обожжённые головешки. В его случае, говоря о том, что послушание выше молитвы, он имел в виду внешнюю молитву, вычитывание правила. Что, если монах сидит в кельи, то надо упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири, а если зовут на послушание, то (оставив это чтение) надо идти на оное (не оставляя при этом непрестанной внутренней молитвы).

Под словом послушание он ни в коем случае не имел, и не мог иметь в виду, нарушение заповедей Христа или канонов Святой Церкви.

«Без Мене не можете творити ничесоже»(Ин.15:5) говорит Христос, то есть и вторая часть исследуемой фразы «послушание выше молитвы» так же бессмысленна, как и первая, если употреблять ее в отрыве от учения Христа в целом, как его собственно и употребляют современные книжники и фарисеи, с целью добиться послушания себе в своих административных целях, далеко отстоящих от истинной цели Святой Матери Церкви, состоящей единственно в спасении душ чад Божиих, а отнюдь не в превращении их в бессловесных рабов, употребляемых для удовлетворения своих книжно-фарисейских нужд.

Без помощи Божией мы не можем делать ничего, в том числе и быть истинными послушниками, помощь же Божия подаётся в молитве, а пост, это и есть упражнение в послушании воле Божией, поэтому враг не может пребывать там, где имеет место такое сочетание добродетелей, именно поэтому он так на них и ополчился, используя свои излюбленные орудия: ложь, лукавство и лицемерие.

Читайте так же:  Молитвы Богу машине

О правильном и неправильном послушании

Послушание – дело творческое

Никто за нас не может решать наших жизненно важных вопросов, и даже в прежние времена старцы не командовали наследием Божиим. Обдумывать, на что брать благословение, должен сам человек.
Вот недавно было письмо мне, залитое слезами. Некто распорядился двум солидным супругам жить как брату и сестре, через весьма короткое время потребовал развестись, и на всё согласился с болью в сердце любящий супруг. Ну а финал такой, что у него на старости лет всё же появилась другая утешительница. Дети взрослые осудили материнский подвиг и ушли с отцом. А духовник в конце концов изгнал ее от себя. И после всего этого мне она написала подробное письмо обо всём этом с вопросом: «Что же делать?»
Дорогая моя, бездумно ныне жить нельзя. Бог правит миром, а не люди. Приказов в духовной жизни быть не может. Господь даровал человеку духовную свободу, и Он, Он сам, ни в коем случае и никогда не лишает человека ее – этой свободы.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

-Что такое послушание? И что такое правильное и неправильное послушание?

Правильное послушание — когда человек понимает, что от него хочет духовный наставник. И не только понимает, но и исполняет, оправдывая ожидания, которые на него возлагаются.

А неправильным послушанием называется все, что отходит от первого: слишком буквальное понимание или полное отсутствие инициативы и здравого смысла. Например, ночью, во время пасхальной службы подходит мать с чадом: «Он исповедовался на Вербное Воскресенье, надо ли ему сейчас исповедоваться?» Ну что можно требовать от ребенка, который толком еще не проснулся? Какие у него грехи, чтобы он их ночью исповедовал, да еще когда идет служба и время дорого, и ни в коем случае службу задерживать не надо. И мама считает, что поступает по благословению… Подвели бы, причастился – и с праздником!

Это пример совершенно неправильного понимания того, что такое послушание. А вот если велеть человеку сделать что-то, что действительно требует усилий, то найдется миллион причин, по которым человек это сделать не сможет и откажется.

— Как различать эти моменты?

Это очень трудно: вся система современного воспитания противоположна тому, чтобы научиться этому.

Суворов, который был не только великим полководцем и педагогом, но и очень глубоким христианином, обращаясь к своим солдатам, говорил: «Каждый солдат должен понимать свой маневр». При этом учил их военному искусству так, чтобы они понимали, что от них требуется: «Если я командую направо, а надо налево – меня не слушать».

Когда человек видит ситуацию и понимает, что нужно делать, понимает своего командира — это настоящее послушание, Таким подходом Суворов лишал себя права на ошибку. Он и не ошибался никогда, настолько он все продумывал, настолько знал и любил свое дело, что он не боялся инициативы солдат. Он даже хотел, чтобы солдаты проявляли разумную инициативу, ту, которая необходима в повседневности всем нам.

Суворов в такой косной структуре, какой является армия, наоборот требовал активного, сознательного участия каждого в общем деле. То есть требовал от своих солдат, начиная от рядового и до генерала, творческого отношения к делу. Настоящее послушание должно быть творческим, потому что это ни есть желание угодить и тупо формально исполнять какие-то предписания, которые человек понимает в меру своей испорченности, а быть активным, решительным, инициативным, понимать, что нужно для пользы дела.

— Чем сложно послушание, и какие Вы видите в нем сложности?

Мы очень часто люди рутинные, далекие от творчества. Не творческие, а очень ограниченные, сами себя зажимаем множеством всяческих условностей, запретов, подчас надуманных. Опять-таки речь идет о том, чтобы человек понимал свой маневр: в каком периоде своей духовной жизни он находится, что от него требуется, и какие усилия нужно приложить. Духовный руководитель может указать на какие-то ориентиры. Но проходить путь от ориентира до ориентира человек должен сам. То есть должен проявлять и решимость, и некий духовный уровень, духовный опыт, чтобы двигаться вперед по жизни. А если сводить послушание к исполнению формальных, часто надуманных предписаний, то это послушание имеет весьма относительный характер.

Смирение рождает послушание, а послушание рождает смирение

Святые Отцы говорят, что самый короткий путь к смирению, то есть к спасению – есть послушание. Чтобы двигаться и возрастать в духовной жизни, нужно учиться. В послушании человек ставит себя на место ученика, независимо от своего возраста и положения. Смирение рождает послушание, а послушание рождает смирение.

— А если, например, все внутри восстает против того, что сказал человек, которого ты должен слушаться? У тебя на это другое мнение, как быть с этим?

Во-первых, даже Сам Господь не насилует нравственную свободу человека. Настоящий духовный руководитель тоже не должен применять насилие. Иногда он должен строго сказать, предупредить, описать последствия, которые часто очень легко предугадать. Человек, находящийся в гуще событий, не всегда может представить, что может произойти. Человеку со стороны, тем более с некоторым духовным опытом всегда проще предвидеть, зная примеры многих людей, которые уже подобные ошибки совершали.

Хотя бывают очень сложные ситуации, когда действительно требуется или совет авторитетного священника с большим опытом, или благословление старца. Но в таких случаях нужно твердо понимать, что, если ты идешь получить благословление старца, если ты откажешься его исполнять, то ты тем самым активно уже, сознательно нарушаешь Волю Божью, то есть становишься противником Богу. Так что если ты не собираешься слушаться, то тогда и не спрашивай. Но если уж ты обращаешься к старцу, который видел то, что люди видеть не могут, и знал, что люди знать не могут, то есть у него действительно было глубокое Богообщение.

Когда, напротив, кто спрашивает и наперед уже желает и чает определенного решения, то это уже прелестное правило действования. В таком случае лучше не вопрошать. Когда же спрашиваешь, пусть весы сердца стоят ровно, не склоняясь ни на десно, ни на шуе, – и Господь управит.

Обращаться за советами то туда, то сюда не одобрительно. Всем советник – Богом определённый духовник, которым обычно бывает приходской священник.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский

Так что предугадать нетрудно, трудно исполнять. И Спаситель сильно загодя предупреждал Иуду, что горе тому, кто предаст Спасителя. Дело не в том, что Иуде так необходимо было предавать. Да, Господь сознательно принял на себя эти страшные страдания. Зло оказывается бессильно, когда действует снаружи, но когда действует изнутри. А Иуда же был ученик Христов, то есть зло действовало изнутри. Найти Спасителя и без помощи Иуды, указавшего на Учителя, было бы не так трудно. Не знали его маршрута? Неужели не могли какого-нибудь соглядатая пустить, чтобы он отследил, в каком доме или саду Спаситель находится?

Но так устроена жизнь. Пока изнутри не обнаружилась лазейка для зла, они не могли довести до конца свое страшное дело, только грозились. Вот и Спаситель говорил, не столько предупреждал Иуду для того, чтобы остановить, а для того, чтобы Иуда не почувствовал, что он брошен, и что Спаситель от него отрекся в самую сложную минуту. Вот Апостол Петр отрекся от Спасителя, а Спаситель от него не отрекся. Иуда Спасителя предал, а Спаситель никого не предавал. Последние слова обращения к нему: «Друже». Потому что Спаситель и его желал спасти, пусть он предал, но вот если бы Иуда так же, как и апостол Петр, пошел бы к апостолу Иоанну Богослову, он, может быть, был бы спасен, значит не покончил бы с жизнью. А оказалось, что настолько он внутренне одинок и ни на кого положиться не может, что он пошел к первосвященникам, которые только над ним посмеялись: бросил деньги и ушел удавиться.

Так вот, Спаситель всем человекам желает спастись и к познанию Истины прийти. И не ставит он вопрос так, что если ты чего-то не сделал, то уже проклят и никуда негодный, никакого дела с тобой иметь не буду.

Нарушение послушания

Что же касается нарушения послушания, то можно привести такой пример. Был такой замечательный Старец – иеромонах Павел Троицкий. Он жил в затворе, никого практически к себе не допускал, но находился в очень близком общении – интенсивной переписке – со своими близкими людьми. Так вот некое духовное чадо священника – духовного сына отца Павла намеревалось выйти замуж, и через духовника передала старцу письмо с вопросом, стоит ли это делать. Она сказала, что хочет знать волю Божью. Она уже не первый раз замужем, жизнь трудная – семьи распадались, да и возраст не такой уж и маленький. Вот приходит письмо от отца Павла – нет воли Божьей выходить замуж. Она устроила скандал, разругалась и ушла от духовника, вышла замуж, уехала, стала жить в близи одного монастыря, родился ребенок. Дело у нее дошло до того, что этот муж за ней чуть ли не с ножом гонялся. Брак распался, осталась одна с ребеночком, да и страданий пришлось хлебнуть как следует.

Но Бог не ставит клеймо, — это только мы готовы заклеймить ближнего, а Господь так не поступает, Он всем людям желает спасения.

Ищите правды

Послушание – это особое отношение пастыря и пасомого, строится оно на глубоком доверии, уважении, причем взаимном, на творчестве, на смирении, молитве, стремлении искать и находить правду Божью. В одном месте Писания, Господь, обращаясь к нам, говорит: «Ищите правды». Перестаньте делать зло, научитесь делать добро. Духовный наставник и должен помочь человеку, показать на зло, которое он делает, показать на добро, которое он может принести, решительно настоять на том, чтобы человек прекратил делать зло. Отличать добро от зла – самое трудное. Человек, который отличает, не грешит. Если это нехорошо, значит, он этого не делает, потому что Богу это неугодно.

Мы же, как правило, путаемся. Вот мне что-то нравится, значит, это по Правде Божьей, якобы.

— А как отличить то, что мне нравится, от того, что должно быть?

Но вот Спаситель говорит в Евангелии, что «блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят». Прежде всего, должны быть решительная работа и наблюдение за чистотой своей души. Если душа чистая, нет на ней никаких тяжких грехов, если человек борется, чтобы и мысли у него были чистые, живет в мире со своей совестью, с людьми, то Господь сам ему откроет. Через духовника ли, через обстоятельства жизни, или в душе проснется какое-то решение, если почувствуешь, что так и должно быть. То есть должна быть постоянная работа над собой. Если же этой работы не исполнять, грешить, не дай Бог еще и смертными грехами, тогда грех деморализует и ослепляет духовное зрение. Человек перестает различать добро и зло, и с ним происходит нечто страшное. Он не знает, как правильно жить. А раз он не знает, как правильно жить, значит, продолжает ошибаться, грешить — чем дальше, тем хуже.

Так продолжается до тех пор, пока человек не дрогнет, пока он не поймет, что он идет по пути неправедному, неугодному Богу. Пока он не начнет искать путь праведный. Если человек стремится к этому, то Господь ему и откроет.

В том-то и дело, что если душа у него чистая, голос совести не заглушен приходящими обстоятельствами, человек молится, стремится искать Правду Божью, то Господь ему ее откроет тогда, когда он будет к этому готов, способен ее воспринять. Так что, Господь милостив, и если мы ищем Правду Божью, то мы ее найдем. Самый короткий путь – путь послушания. Послушания опытному духовнику или не шибко опытному, но тому, кого Господь тебе поставил. Что такое послушание? Можно привести наглядную воображаемую картинку. Представьте себе, что мамочка приходит из магазина и приносит какие-то гостинцы, выкладывает их. Вот прибегают детишки, хватают конфетки, мандаринчики и с удовольствием их едят. Это один вариант. Мамочка довольна, она же доставила деткам удовольствие.

Другой вариант чуть-чуть отличается от первого. Они подбегают к мамочке, спрашивают, можно ли взять. Конечно можно, я для вас купила, но это уже совсем другое. Точно также, но только спросил, можно ли. Вот он взял по послушанию. Вот так и мы. Очень часто можем даже очевидную вещь просить.

В первом случае со стороны ребенка есть некий эгоистический поступок, во втором же – это и уважение к мамочке, и благодарность к ней, нежелание выйти из ее воли, то есть не делать ничего, чтобы делалось без ее ведома. Очевидно, что для меня это принесено, но он вопросом демонстрирует, что он мамочкой не пользуется, как кухаркой или служанкой, которая принесла чего-то из магазина, а для него его мамочка – это личность. Он к ней относится с уважением, поэтому ничего себе не позволяет.

Русь-Фронт

Православный информационный вестник

Новое видео

Тематические статьи

Фотогалерея

Опрос

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?

Результаты опроса

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?

Публикации

Рубрики

Обзор СМИ

модернизм

| информация | новости | происшествия | военное обозрение | катастрофы | человек и закон | редакция |

Почему послушание выше поста и молитвы?

Редко кто знает тайну послушания. Послушливый велик пред Богом . Он подражатель Христу, Который дал нам в Себе образ послушания. Послушливую душу любит Господь и дает ей Свой мир, и тогда все хорошо, и ко всем она чувствует любовь.

Послушливый все упование свое возложил на Бога, и потому душа его всегда в Боге, и Господь дает ему Свою благодать, и эта благодать учит душу всякому добру, и дает силы пребывать в добре. Он видит зло, но оно не прикасается к его душе, ибо с ним благодать Святого Духа, которая хранит его от всякого греха, и он в мире и легко молится Богу.

Душу послушливого любит Дух Святой, и потому он скоро познает Господа и получит дар сердечной молитвы.

Послушливый предался воле Божией, и за это даруется ему свобода и покой в Боге, и он молится чистым умом, а гордые и непослушливые не могут чисто молиться, хотя бы и много подвизались. Они не знают ни того, как действует благодать, ни того, простил ли им Господь грехи. А послушливый ясно знает, что Господь простил ему грехи, потому что слышит он в душе своей Духа Святого.

* * *
Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Даже Господь был послушлив. Гордые и самочинные не дают в себе жить благодати, и потому никогда не имеют мира душевного, а в душу послушливого легко входит благодать Святого Духа и дает ему радость и покой.

Все ищут покоя и радости, но мало кто знает, где найти эту радость и покой, и что требуется, чтобы достигнуть его. Вот уже тридцать пять лет, как я вижу одного монаха, который всегда весел душою и приятен лицом, хотя он и старый. И это потому, что он любит послушание, и душа его предалась на волю Божию, и он ни о чем не имеет заботы, но душа его возлюбила Господа и созерцает Его.

Кто носит в себе хотя бы малую благодать, тот с радостью подчиняется всякому начальству. Он знает, что Бог управляет и небом, и землею, и преисподнею, и им самим, и его делами, и всем, что есть в мире, и потому всегда бывает покоен.

Послушливый предался воле Божией и не боится смерти, потому что душа его привыкла жить с Богом и возлюбила Его. Он отсек свою волю, и потому ни в душе, ни в теле не имеет такой брани, которая мучит непокорного и своевольного.

Истинный послушник ненавидит свою волю и любит своего духовного отца, и за это получает свободу молиться Богу чистым умом, и душа его свободно, без помыслов, созерцает Бога и в Нем покойна. Он скоро приходит в любовь Божию ради смирения своего и за молитвы своего духовного отца.

* * *
Наша жизнь простая, но мудрая. Божия Матерь сказала Преподобному Серафиму: «Дай им (монахиням) послушание, и кто соблюдает послушание и мудрость, те будут с тобою и близ Меня».

Видите, как просто спасение. Но мудрости надо учиться долгим опытом. Дается она от Бога за послушание. Послушливую душу любит Господь, а если любит, то чего бы ни попросила душа у Бога, даст ей. Как раньше, так и теперь Господь слушает молитвы наши и исполняет прошения.

* * *
Почему Святые Отцы послушание ставили выше поста и молитвы? Потому, что от подвигов без послушания рождается тщеславие, а послушник все делает, как ему сказано, и не имеет повода гордиться. Кроме того послушливый отсек свою волю во всем и слушает своего духовного отца, и потому ум его свободен от всякой заботы и чисто молится. У послушливого на уме один Бог и слово старца, а у преслушника ум занят разными делами и осуждением старца, и потому не может он созерцать Бога.

Видел я одного послушника, который нес тяжелое послушание. Он имел сердечную молитву, и Господь давал ему слезы плакать за весь мир; и Игумен Андрей сказал ему: «Тебе это дано за послушание».

Послушанием хранится человек от гордости; за послушание дается молитва; за послушание дается и благодать Святого Духа. Вот почему послушание выше поста и молитвы.

Если бы ангелы (падшие) сохранили послушание, то пребыли бы на небесах и пели бы славу Господню. И если бы Адам сохранил послушание, то и он, и род его пребыли бы в раю.

Но и ныне возможно вернуть себе рай покаянием. Господь много нас любит, несмотря на наши грехи, лишь бы мы смирялись и любили врагов.

Послушание выше поста и молитвы

Моя знакомая не верила в Бога, но и не отрицала, пока не заболела. Врачи у нее ничего не находили и считали ее симулянткой. Здоровье ухудшалось с каждым днем. Родственники посоветовали сходить в церковь и рассказать о своем состоянии священнику. Священник посоветовал ей поститься, исповедаться, причащаться. Она так и сделала. Почувствовала себя на много лучше, силы прибавлялись, здоровье улучшалось. Ей захотелось узнать больше о христианстве, так как понятия ни о чем не имела. Никогда не была в монастырях, в святых местах, на св. источниках. Ей посоветовали недельку пожить в монастыре, потрудиться, помолиться, узнать монашеский образ жизни. Она осталась там, постилась, молилась, а вот слушаться было сложно. Если ей священник говорил, что-то сделать она обязательно с ним спорила. Потом она осознавала, что его надо слушаться. Просила прощения, а на второй день делала то же самое. Ей было стыдно, но измениться она не могла сама. Когда она это поняла, попросила священника о помощи, что бы быть послушной. Он ответил, что надо потерпеть немного, скоро все изменится.

И правда, через некоторое время и она стала четко выполнять его поручения. Но до этого было много протестов. Вот, например, на праздник Ильи пророка решили посетить святой источник, до которого было сорок километров. Священник поручил ей проводить женщину с больными ногами до трассы, остановить частную легковую машину и отправить ее на источник. Она помогла ей дойти до трассы и стала останавливать легковые машины. Какие угодно машины останавливались, но только не легковые. Прошел час, полтора, а женщина не соглашалась ехать на другой машине. И говорила, что тебе батюшка сказал, на какой машине ехать? На частной, вот и останавливай частную. Уже темнело, у моей знакомой закончилось терпение. И она сказала женщине, ну и сиди, жди частную машину, а я пойду и скажу отцу, что машины не останавливаются. И, что ты не хочешь ехать на другой машине. И ушла, оставив на трассе эту женщину. Когда священник пришел на трассу, этой женщины там уже не было. Ну, думает моя знакомая, куда она делась за пятнадцать минут?

Утром они встретились на св. источнике и она ей говорит: «Ты только ушла, подъехала легковая машина, и водитель спросил, куда бабушка тебе надо? Я сказала. Он довез меня прямо до источника и денег не взял». Вот так-то. Я запомнила рассказ знакомой на всю жизнь.

Даже, после этого случая ей все равно было трудно слушаться. Вот второй пример. Нужно было клеить обои на стенку отштукатуренную глиной. Монашка подошла к моей знакомой и говорит, что им двоим, священник поручил это сделать. Знакомая посмотрела на стену, и говорит, кто же на глину клеит обои? Намажешь клеем на глину, приклеишь обои, а завтра они «шубой» все станут. Сначала надо стенку подготовить. Пусть высохнет, а потом клеить.

На, что монашка ответила, раз ты такая умная — не делай, а мне отец сказал, я и буду делать. Тут и священник подошел. Ты опять споришь? Знакомая объяснила ему, если нужно выполнить послушание, я наклею. А если, что бы было качественно, то я считаю надо так-то и так-то. Он согласился с ее мнением. Потом ей легче было выполнять послушание, высказывая свое мнение и находить согласие. Так, что очень трудно дается послушание.

Духовные наставники по послушанию судят о духовном состоянии человека. В, будущем, этому человеку легче будет приобрести смирение и терпение. Которое, очень тяжело дается. Гордыня мощно сопротивляется. Знаю по себе. Когда нет, не нужного умствования, человек выполняет то, чему учат его наставники и приобретает свой личный опыт. Ему не надо поститься и усердно молиться, что бы найти ответ на ту или иную ситуацию. Но, а когда нет послушания, тогда молись, постись и проси, что бы получить ответ на тот или иной жизненный вопрос. Это тоже полезно потому, что придет время и у тебя не будет наставника. И тогда придется самому принимать правильные решения.

Послушание выше поста и молитвы. Таким путем легче идти. А поститься и молиться трудновато, но зато потом легче ориентироваться в жизни. Ты знаешь, что надо делать, что бы принять правильное решение. Выбор всегда остается за человеком. Дерзайте. Приобретайте во всем личный опыт. Я встречала людей которые занимались йогой по пять лет. Но пороки так и не уходили. А какие там прекрасные методики, комплексы упражнений, интересная информация. Просто восхитительно. Но нужно сорок дней подряд выполнять комплекс упражнений , чтобы избавиться от какого ни будь одного порока. Редко у кого хватало терпения на сорок дней. Следовательно порок оставался в человеке. Хотя он вегетарианец и много занимается, а сознание меняется медленно и не значительно. Выполняет много комплексов, но не по сорок дней, такой и результат.

Почему послушание выше поста и молитвы?

– Почему послушание считается паче поста и молитвы?

На вопрос отвечает протоирей Михаил Шаталов

– Я сколько ни искал, у кого ни спрашивал, так и не нашел ссылочки, кто же сказал, что «послушание паче поста и молитвы». А пост и молитва – разве не послушание? Чепуха получается: «послушание паче послушания». Зачем противопоставлять одно другому?

Мне кажется, это излюбленное высказывание 1990-х, когда нужны были руки в храмах, монастырях, всё надо было возрождать, возводить, строить – тогда послушание и подняли на стяг.

Пришел в церковь – живи по заповедям! Конечно, надо советоваться с опытными людьми – с теми, кто живет опытно, применяет в своей жизни заповеди Евангелия и правила Святых Отцов. Слышал от одного батюшки: Священник – это профессионал высокого класса. Я могу, конечно, быть профессионалом высокого класса, служить красиво, проповедовать, а опытно духовной жизнью могу не жить.

Очень трудный вопрос – пастырство. Столько здесь дров наломано! Конечно, задача священника как старейшины – пасти стадо. Конечно, лучше человеку по духовным вопросам посоветоваться со священником, потому что он постоянно занимается своим делом, есть образование, опыт. Только священнику нужно быть очень аккуратным в вопросах духовного руководства. Господь через всякого человека может до нас достучаться. А что священник? Он просто человек. Конечно, ему благодать дается в таинстве священства. Но свт. Игнатий говорил: когда формы чисто монашеского послушания переносят в приходскую жизнь – это «кривляние и пагубное актерство».

Обязательно должно быть послушание в нашей жизни: и отцу-настоятелю, и обычному батюшке, и жене и чадам, и всем-всем, всякому человеку ближнему. Но как в монастыре – невозможно. В миру нужно самому принимать решения – возникает ответственность, а это тоже послушание перед многими людьми.

Я против слепого послушания, которое порой принимает самые неприятные формы на приходах между некоторыми верующими и некоторыми священниками. Часто усматривается в этом корысть священнослужителей или тщеславие. На самом деле часто люди вынуждают священника быть таким – это искушение очень сильное.

Не надо ничего искать. Послушание у всех есть, просто мы его не замечаем и не исполняем. Бегают в поисках послушания по старцам, по каким-то особым батюшкам или даже по простым батюшкам. А дома муж и или жена есть – так и слушайся! «А он пьяница», «А батюшка у нас слишком простой», «Духовник у меня не такой»… Это послушание? Избавление от гордости житейской? Да это, наоборот, раздувание этой гордости.

Сколько можно ссылаться на Варсонофия Великого? «Воля Божья видна в складывающихся обстоятельствах нашей жизни». Какого еще послушания искать? У всех родители есть – послушание. Идем в школу, там учителя – еще послушание. Представители власти, друзья, коллеги, начальники – перед всеми обязанности, перед всеми послушание. Зачем искать-то искусственно? Поиск как можно более продвинутого духовника, наставника, старца – это убегание от своего креста, от своего послушания.

Нам все кажется, как будто у нас есть одна жизнь в семье, другая жизнь на работе, третья жизнь на улице, четвертая – в транспорте, пятая – еще где-то, а самая главная жизнь – в церкви, в отношениях с батюшкой. Но жизнь – одна и та же.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кто сказал что послушание превыше поста и молитвы

(Слово от Патерика, яко послушание боле есть постного жития и пустынного. Прол. Мая 2)

Говорят, что послушание паче поста и молитвы. Можно ли верить сему?

Так, братие, как сейчас слышали, подлинно послушание паче поста и молитвы; да иначе и не может быть. Послушание вносит в монастырь мир и тишину. А мир и тишина суть первые условия к процветанию обителей. Подумайте, что же бы было, если б в монастырях каждый захотел жить по своей воле и вышел бы из послушания настоятелю? Тогда бы ссорам и смятениям не было конца, и монахи жили бы в монастыре, как в аду. Ведь хорош только тот дом, где хозяин один; а когда хозяев много, там никогда нет ни порядка, ни лада. Так и в монастыре. Да и в монастыре это особенно. Монах всегда должен быть сосредоточен в себе, всегда должен иметь ум и сердце устремленными к Богу, всегда должен быть благоспешен к молитве. А какая тут может быть сосредоточенность, какое богомыслие, какая молитва, когда вокруг тебя самоволие и разнузданность? Тут ничего при таких условиях не может быть хорошего, а могут следовать тьма за тьмою и нечистота за нечистотою. Помните же это, братие, и держитесь послушания, как самого надежного якоря для спасения себя и других. Аминь.

Что сам в себе представляет из себя пост? Это ведь и есть упражнение в подчинении своей воли, воле Божией, воле Матери Церкви. Имеется в виду пост установленный Церковью. Именно с нарушения поста и началось непослушание, родившее первородный грех, а соблюдение поста это как раз и есть попытка через послушание вернуться в свободу чад Божиих, утерянную Адамом. Послушание выше поста это абсурд, масло масляное.

Послушание выше молитвы? Что такое молитва? Молитва, это средство соединения человека с Богом, средство исполнения заповеди: возлюби Бога всем сердцем! То есть автор изречения «послушание выше поста и молитвы» подготавливал для себя почву, чтобы с помощью этого изречения отменить исполнение заповеди Божией. И предотвратить своё изгнание, которое, как учит нас Евангелие и совершается именно молитвою и постом. Спаситель, во время своей земной жизни, высказал своё отношение к таким манипуляциям, обличая фарисеев: «оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (МК.7:8)

В житиях святых встречаются упоминания о том, что они употребляли это изречение, но так же несомненно и то, что они использовали его совсем не с теми целями и употребляли не в том смысле, в котором его употребляют современные фарисеи, желающие быть не пастырями овец Христовых, а их безраздельными владельцами.

Святой Серафим Саровский, наставляя дивеевских сестер, говорил о том, что нельзя отказываться от монастырского послушания, имея в виду некий физический труд, однако он же всех благословлял и на непрестанную молитву, и что всякое послушание необходимо ей сопровождать, и о том, что монахи, не имеющие внутренней молитвы, это не суть монахи, а обожжённые головешки. В его случае, говоря о том, что послушание выше молитвы, он имел в виду внешнюю молитву, вычитывание правила. Что, если монах сидит в кельи, то надо упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири, а если зовут на послушание, то (оставив это чтение) надо идти на оное (не оставляя при этом непрестанной внутренней молитвы).

Под словом послушание он ни в коем случае не имел, и не мог иметь в виду, нарушение заповедей Христа или канонов Святой Церкви.

«Без Мене не можете творити ничесоже»(Ин.15:5) говорит Христос, то есть и вторая часть исследуемой фразы «послушание выше молитвы» так же бессмысленна, как и первая, если употреблять ее в отрыве от учения Христа в целом, как его собственно и употребляют современные книжники и фарисеи, с целью добиться послушания себе в своих административных целях, далеко отстоящих от истинной цели Святой Матери Церкви, состоящей единственно в спасении душ чад Божиих, а отнюдь не в превращении их в бессловесных рабов, употребляемых для удовлетворения своих книжно-фарисейских нужд.

Без помощи Божией мы не можем делать ничего, в том числе и быть истинными послушниками, помощь же Божия подаётся в молитве, а пост, это и есть упражнение в послушании воле Божией, поэтому враг не может пребывать там, где имеет место такое сочетание добродетелей, именно поэтому он так на них и ополчился, используя свои излюбленные орудия: ложь, лукавство и лицемерие.

Прежде всего послушание – Богу

– Честно говоря, мне не совсем понятна ситуация, когда человек ради послушания может давать себе послабления в посте и молитве, потому что не понимаю, кто потребует от человека послушания именно в этом, кто сопрягает послушание с несоблюдением поста и молитвы.

Эти слова связаны с послушанием не людям, а Богу. Безусловное послушание Богу для человека выше любой другой добродетели, в этом заключается абсолютно всё: и пост, и молитва, и любые другие подвиги. И эти добродетели ведут человека к послушанию Богу. Потому что посредством поста человек умерщвляет свои страсти, посредством молитвы человек к Богу обращается и старается соединиться с Ним. А послушание Богу – это то, что соединяет человека с Богом. Ведь и отпадение от Бога произошло через непослушание, и естественно, через послушание мы к Богу возвращаемся.

Послушание людям угодно Богу лишь постольку, поскольку оно бывает сопряжено с послушанием Ему

Послушание людям угодно Богу лишь постольку, поскольку оно бывает сопряжено с послушанием Ему, нашему Творцу. Но если мы пребываем в послушании человеку ради человека, то такое послушание, безусловно, к Богу нас не приближает, оно, наоборот, нас отдаляет. И здесь нужно быть очень внимательным, чтобы уважать действительно Бога, а не человека и ни в коем случае не путать одного с другим. А такая ошибка достаточно часто совершается.

О мере подвига советуйся с духовником

Над всеми обстоятельствами превалирует любовь

– Так и понимать эти слова. Любовь выше закона. Милосердие выше справедливости. Враги даны нам для того, чтобы мы научились любить. Еда – лишь средство для того, чтобы образумить свою душу. И если мы начнем строить козью морду тем, кто, не зная о нашем постничестве, накрыл стол, желая нас утешить, мы причиним вред и им, и себе. Если же мы начнем специально ходить по гостям, чтобы, ссылаясь на эти слова, поесть вволю, ущерб будет тот же самый.

Послушание – это проявление свободы

– Если кто-то в угоду послушанию сокращает пост и молитву, то надо спросить, а кого и что он слушает.

Сейчас очень много людей с надорванным здоровьем. Возможно, речь идет о послушании врачу, который говорит, что вам не полезен строгий пост, вы заболеете. Тогда, конечно, нужно выбрать пост себе по силам. Пост – это не направление в больницу, а средство нашего духовного совершенствования и возрастания. И если ваше здоровье не позволяет вам поститься по всей строгости устава, поститесь в меру сил своих. Но очень легко сказать, что раз я немощный и больной, то я могу совсем не поститься. Это крайность и некая расслабленность, которая никакого отношения к словам о послушании, посте и молитве не имеет.

А преподобный Иоанн Лествичник говорит о духовном послушании, и нам, мирянам, на самом-то деле трудно себе и представить, что это такое. Он говорит о положении, когда жизнью монахов управляют старцы, каким он был сам, которым нечто в духовной жизни открыто.

Представить себе в нашей обыденной жизни такую дилемму: послушание или молитва – мне трудно. В монастырях – может быть, но там другая дисциплина, и монахи идут в монастырь, давая обет послушания. Так что это в первую очередь касается тех, кто выбрал такой подвиг в своей жизни.

Но можно себе представить ситуацию, когда действительно человек должен действовать по послушанию. Если он послушается, будет хорошо, не послушается, будет плохо. Но все дело в том, кто накладывает это послушание. Если это какой-то самонадеянный человек, пусть даже в священном сане, то он может только навредить своему пасомому.

Убегать за псевдопослушание от поста, потому что тебе не хочется поститься, – это искажение духовной жизни

И еще нужно иметь в виду, что послушание – это проявление свободы. Ты свободно подчиняешься, ты понимаешь, что, исполняя послушание, ты пытаешься творить волю Божию. А если твоя совесть протестует, ты можешь, полагаясь на голос своей совести, поступить иначе. Но тут надо всё очень взвешивать, потому что духовная жизнь сложна, и речь идет о невидимой брани, о каких-то незримых вещах и проблемах, и нам, людям грешным и страстным, очень легко запутаться в собственных представлениях и заблуждениях. Можно переспросить, можно еще раз обратиться к духовнику, можно искать какого-то духовно опытного священника, желательно старца, чтобы спросить у него, так ли ты должен поступать или нет. Но это касается сложных вопросов духовной жизни, и встречаются они достаточно редко. А убегать за псевдопослушание от поста, потому что тебе не хочется поститься по всей строгости устава, – это некое малодушие и искажение духовной жизни.

Благочестиво каждому человеку иметь духовного наставника

– Абсолютно правильно придерживаться в духовной жизни советов и благословений духовника. Если, конечно, эти советы и благословения не противоречат здравому смыслу и христианской вере – в таком случае за разъяснением нужно обратиться к другим пастырям.

Вообще очень хорошо и благочестиво каждому человеку иметь духовного наставника. Чаще всего это просто батюшка храма, в который вы ходите, человек, которому вы доверяете. Мы спрашиваем у духовника совета в затруднительных для нас ситуациях, когда самостоятельно решение не принять.

В отношении поста самой правильной я считаю ситуацию, когда мы сами думаем, какую меру поста можем принять, учитывая наши силы, здоровье и прочие обстоятельства. И уже определив себе меру поста, мы идем с этим к духовнику. Духовник может одобрить наше решение, может как-то его подкорректировать, но помните: по-настоящему только вы сами реально знаете меру ваших сил и возможностей.

Считаю очень неразумным, когда священник навязывает свою меру поста людям. Это приводит как к психологическим срывам, так и к проблемам со здоровьем.

Пост и молитва – это тоже послушание

Почему же произнесены были эти слова?

Во-первых, послушание превыше самовольных духовных подвигов, чрезмерного поста и непосильного молитвенного правила. Если христианин, не посоветовавшись с духовником, без благословения, принимает на себя какие-то подвиги, то есть опасность, что он подорвет свои силы и в итоге станет не способен ни к посту, ни к молитве. Послушание – это добродетель, помогающая здраво относиться к любому христианскому деланию.

Послушание обладает великой силой и наделяет этой силой молитвенное делание христианина

Из Пролога вспоминается история о двух монахах, родных братьях, один из которых стал постником, а другой отличался великим послушанием. Однажды им пришлось молиться об умершем человеке, так вот тот воскрес по молитве именно преуспевшего в послушании брата. Таким образом, послушание обладает великой силой и наделяет этой силой молитвенное делание христианина.

Подлинное послушание ни в коей мере не отменяет ни поста, ни молитвы, а только делает их более сильными.

Призыв к совершенству обращен ко всем нам

Воля Божия открывается в Его Церкви, в Священном Писании и Предании, в правилах церковной жизни

Научись послушанию, тогда и молитва, и пощение будут к пользе

– Как мне кажется, это слова были сказаны с той целью, чтобы поумерить тщеславные подвиги монастырской братии, совершаемые в ущерб возложенным на них обязанностям. Выводить эту фразу за монастырскую ограду я бы не рискнул, уж очень много это порождает кривотолков. Яркий пример – ситуация, описанная в вопросе.

Послушание важнее поста и молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here