Поминальная молитва пьеса о чем

Полное описание: Поминальная молитва пьеса о чем специально для наших уважаемых читателей.

«Поминальная молитва» в Театре «МОСТ». Пронзительное откровение

Яркая пьеса Григория Горина «Поминальная молитва» относится к тем произведениям, которые зовутся шедеврами. В ней есть все: и смех, и слезы, и исторический подтекст, и выразительные характеры, и диалоги, которые хочется цитировать, и острейшая, но при этом естественная драматургия. Это эффект снежной лавины, которая начинается с пары легких снежинок, оборачивается большой бедой и низвергается с выдохом облегчения.

Почему-то принято считать, что «Поминальная молитва» — пьеса именно для большой сцены: как здесь обойтись без развеселых еврейских плясок, массовых сцен в русско-украинско-еврейской деревне Анатовке? Однако театр «МОСТ» с легкой руки режиссера Георгия Долмазяна решил поэкспериментировать, воспроизведя жизнь одной еврейской семьи в камерном пространстве.

И вот что оказалось: пьеса Горина обладает еще большим потенциалом, чем мы ожидали. Здесь можно совершенно иначе расставить акценты и получить на выходе действительно невероятно откровенное действо. В отличие от многих существующих постановок, у Долмазяна гораздо больше сакрального, глубокого. Получился спектакль не о евреях, а о Боге и любви. И в таком случае противопоставление трагического и комического выглядит еще ярче, контрастнее.

Казалось бы, как можно в такой реалистичной, понятной и, можно сказать, конкретной пьесе найти место для игровой режиссуры? Но Долмазяну удалось сделать не только исключительно проникновенный спектакль, но и насытить его зрелищными сценами и постановочными выдумками. Чего стоят, например, дырявый ботинок Менахема (Фамиль Велиев) и его манеры пройдохи – утянуть как бы невзначай рюмку в карман? Вообще у Велиева в этой роли какое-то совершенно сногсшибательное обаяние, наивно-трогательное и цепляющее.

Очень живо смотрится находка в образе Лейзера-мясника (Юрий Огульник) в сцене его прощания с Цейтл (Наталья Дедейко), когда Лейзер готовится к поцелую со своей несостоявшейся невестой.

Но если комические сцены выведены с тончайшим юмором, то сцены, полные драматизма, выделены в особый фокус. Акцент всего спектакля смещен на них, и то, что в небольшом зале зритель находится в бóльшем контакте с актерами, производит на первых глубочайшее впечатление. В отличие от множества постановок, где сцены погромов и воссоединения семьи Тевье несколько нивелированы, упрощены, то у Долмазяна они даны размашисто, укрупненно, эмоционально. Так, что зритель как будто проваливается во внутренний мир каждого героя и сопереживает ему с новой, только рожденной силой.

Сценография постановки завораживающе красива. Достаточно простые средства создают оригинальные, захватывающие дух сцены. Зритель видит всего лишь несколько деревянных скамеек, стульев, досок – как сложно из элементарного создать красивые мизансцены! Но авторам спектакля это удалось. Сквозь весь спектакль лейтмотивом проходит персонаж, названный в программке «Голос» — это то ли дух предков еврейского народа, то ли смерть, то ли (смешная догадка!) бабушка Голды, а скорее всего, все сразу. Особенное впечатление производит сцена на колокольне, и визуально, и смыслово, и актерски, и музыкально – это настоящий театральный шедевр!

Сцена смерти Голды (Людмила Давыдова) также эмоционально сильная, порождающая слезы и комок в горле, не отпускающий до конца спектакля. Голда в исполнении Людмилы Давыдовой – олицетворение дома, уюта и тепла. И от такого бытового образа в этой ключевой сцене Голда возвышается над этим бытом и ей становится доступна какая-то иная реальность. Эти сцены связаны между собой образом порхающих голубей. Ведь голубь – дух, душа, связь с Богом.

И, конечно, молочник Тевье в исполнении Евгения Никулина. Это не просто важнейший персонаж, но и отдельный мир, который вращает вокруг себя все, что происходит в его семье и Анатовке. Его искренние слезы, его смех – это отражение данной ему реальности. Чтобы не рассыпаться во вполне заслуженных комплиментах, отмечу, что Евгений Никулин словно родился в роли Тевье, как будто с самого начала Григорий Горин писал эту роль для него. И как же удачно сошлись звезды, что у зрителя есть возможность увидеть такого Тевье!

Спектакль, несмотря на обилие юмора и светлую развязку, все же больше философский – именно поэтому, в финале, когда вся семья в сборе и в начале нового, неизвестного пути, снова появляется Голда, как символ связи еврейского народа с его прошлым.

Зритель испытывает настоящий катарсис, и на поклонах не дает уйти артистам. То, что они рассказали на сцене, действительно нужно каждому из нас. Это настоящее чудо, рожденное на маленькой сцене. И, кажется, в зале никто уже не сомневается, что от этого спектакля исходит небесный свет невероятной силы.

Георгий Долмазян: «Моя «Поминальная молитва» — о любви»

На главном событии уходящего года — церемонии вручения Международной зрительской Премии «Звезда Театрала» — публика выбрала лучшие театральные работы сезона. Вручение наград состоялось по традиции в первый понедельник декабря на сцене театра Вахтангова. По итогам интернет-голосования зрителей на сайте премии в номинации «Лучший спектакль малой формы» победила «Поминальная молитва» театра МОСТ. В интервью для «Мира новостей» режиссёр Георгий Долмазян рассказал, в чем секрет успеха этой сценической версии знаменитой пьесы Горина и что было самым сложным в работе над постановкой.

Читайте так же:  Молитва о умиротворении

— Ваши спектакли были трижды номинированы на премию «Звезда Театрала». Почему победила именно «Поминальная молитва»?

— Три года назад, в 2016 году, был номинирован спектакль «Чехов», и я очень волновался. Всё утро готовил речь и был абсолютно уверен, что мы победим. В следующем году зрители выдвинули в шорт-лист премии спектакль «4 Любы. Оттепель», и на церемонии я решил поменять тактику — ничего не готовил. Тоже не сработало.

В третий раз, в этом году, я вообще ни о чем не думал. Когда объявили, что побеждает «Поминальная молитва», я был последним человеком, который это услышал. Но очень обрадовался, потому что «Звезда Театрала» — народная премия, а без зрителя театр не имеет смысла.

Для меня автор, актер и зритель — это три кита театра. Роль режиссёра — организовать их встречу и сделать так, чтобы она изменила жизнь людей. Каждому зрителю я желаю найти спектакль, через который он научится любить. У человека должна быть большая любовь.

— Как возникла идея создания «Поминальной молитвы»?

— В 93-м году я увидел «Поминальную молитву» в «Ленкоме» в постановке Марка Захарова. С этого спектакля началась моя большая влюбленность в театр: я впервые почувствовал, каким красивым и мощным он может быть. Я, конечно, не думал, что когда-нибудь поставлю «Поминальную молитву». Но пьеса Горина всегда оставалась для меня особенной.

Прошло почти 25 лет. Внезапно при выборе материала я почувствовал, что пришло время для этого произведения. Спектакль «Ленкома» уже стерся из памяти, и стало ясно: моя «Поминальная молитва» — о любви.

Когда у человека есть любовь, он ничего не боится. Беды, которые происходят в «Поминальной молитве», пережить невозможно. Героев спасает только большая любовь.

Сейчас уничтожается институт семьи, межчеловеческих отношений. Люди перестали верить во что-либо. Поэтому «Поминальную молитву» было важно поставить именно сейчас. Зрители посмотрят ее, и вдруг что-то в их мировоззрении изменится.

И потом, Григорий Горин — большой автор. За легкой формой, часто водевильной, скрываются глубокие смыслы.

— Как проходила работа над спектаклем? Что было самым сложным?

— Я распределил роли уже на первой читке. Возникли сложности только с одной — Священника. Для нее нужен был особый актер. Совершенно случайно судьба свела меня с замечательным артистом Андреем Михайловым. Нас познакомили на одном спектакле в ГИТИСе, мы вместе дошли до метро и разговорились. И я понял — вот он. Человек с чистой душой.

— Актёры не сопротивлялись, когда пришел человек со стороны?

— Андрей уже два года в театре, играет в нескольких спектаклях и по-прежнему находится в хорошем состоянии дебютанта. «Поминальная молитва» собиралась благодаря вот таким случайностям. Я очень рад, что актёры полюбили друг друга и их союз состоялся.

— Какая сцена была самой трудной с точки зрения режиссёрской работы?

— Их было две. Первая — финальная. У Горина она заканчивается ремаркой: «Все смеются и плачут». В этой сцене чего-то не хватало. Да, герои смеются и плачут, но как они могут уйти, если в этой деревне — могила матери?

Решение пришло внезапно. Когда герои еще не в дороге и уже не дома, появляется Голда, благословляет их и отпускает.

Вторая — это сцена в церкви. Я очень долго не мог найти нужное решение: не люблю, когда на сцене возникают иконы и кресты. Спектакль был почти готов, оставалась только встреча Тевье и Священника. Мы сделали прогон без этой сцены, я отпустил всех актеров. Расслабился, дал волю подсознанию… И увидел, что встреча должна происходить между крестом и алтарём — в колокольне.

— Какие следующие задачи вы ставите для себя?

— В постановке, над которой я работаю сейчас, все актёры горят одной идеей. Как писал Товстоногов, перед подготовкой к работе нужна такая доза художественного яда, чтобы ее хватило на весь постановочный период. На первой читке актёры должны забыть, кто какую роль будет играть и заразиться идеей режиссёра. Иначе спектакль не состоится.

Мы снова сталкиваемся с проблемами, но творческий яд уже есть, и он дает силы.

Поминальная молитва пьеса о чем

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Добавить иллюстрации.
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Поминальная молитва (спектакль)» в других словарях:

Поминальная молитва (телеспектакль) — Поминальная молитва Режиссёр Марк Захаров Юрий Махаев Виктор Безега В главных ролях Евгений Леонов Кинокомпания ТО «Артель» РТР … Википедия

Поминальная молитва — Режиссёр Марк Захаров В главных ролях Евгений Леонов Кинокомпания ТО «Артель» РТР Длительность 180 мин. Страна СССР … Википедия

Скрипач на крыше (мюзикл) — У этого термина существуют и другие значения, см. Скрипач на крыше. Скрипач на крыше (англ. F >Википедия

Тевье-молочник (телеспектакль) — Тевье молочник Режиссёр Сергей Евлахишвили В главных ролях Михаил Ульянов Галина Волчек Сергей Маковецкий Кинокомпания Главная редакция литературно драматических программ Ц … Википедия

Скрипач на крыше (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Скрипач на крыше. Скрипач на крыше F >Википедия

Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова — Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова … Википедия

Читайте так же:  Молитва очень мощная исполняет все желания

СамАрт — Самарский Театр центр юного зрителя «СамАрт» был образован как областной ТЮЗ в 1930. Адрес театра: г. Самара, ул. Л. Толстого, 109. Содержание 1 История театра 2 Проекты театра 3 Реконструкция здани … Википедия

Тевье-Тевель — Тев є Тевель Жанр трагикомедия Основан на пьесе «Поминальная молитва» (по мотивам произведений Шолом Алейхема) Автор … Википедия

Театр Дождей — Координаты: 59°55′03.72″ с. ш. 30°18′16.32″ в. д. / 59.9177° с. ш. 30.304533° в. д. … Википедия

Владимир Васильевич Назаров — Народный артист России Владимир Васильевич Назаров – композитор, режиссёр, музыкант. Содержание 1 Общая информация 2 Детство, отрочество, армия 3 Москва, боян, женитьба … Википедия

Поминальная молитва пьеса о чем

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Добавить иллюстрации.
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Поминальная молитва (спектакль)» в других словарях:

Поминальная молитва (телеспектакль) — Поминальная молитва Режиссёр Марк Захаров Юрий Махаев Виктор Безега В главных ролях Евгений Леонов Кинокомпания ТО «Артель» РТР … Википедия

Поминальная молитва — Режиссёр Марк Захаров В главных ролях Евгений Леонов Кинокомпания ТО «Артель» РТР Длительность 180 мин. Страна СССР … Википедия

Скрипач на крыше (мюзикл) — У этого термина существуют и другие значения, см. Скрипач на крыше. Скрипач на крыше (англ. F >Википедия

Тевье-молочник (телеспектакль) — Тевье молочник Режиссёр Сергей Евлахишвили В главных ролях Михаил Ульянов Галина Волчек Сергей Маковецкий Кинокомпания Главная редакция литературно драматических программ Ц … Википедия

Скрипач на крыше (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Скрипач на крыше. Скрипач на крыше F >Википедия

Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова — Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова … Википедия

СамАрт — Самарский Театр центр юного зрителя «СамАрт» был образован как областной ТЮЗ в 1930. Адрес театра: г. Самара, ул. Л. Толстого, 109. Содержание 1 История театра 2 Проекты театра 3 Реконструкция здани … Википедия

Тевье-Тевель — Тев є Тевель Жанр трагикомедия Основан на пьесе «Поминальная молитва» (по мотивам произведений Шолом Алейхема) Автор … Википедия

Театр Дождей — Координаты: 59°55′03.72″ с. ш. 30°18′16.32″ в. д. / 59.9177° с. ш. 30.304533° в. д. … Википедия

Владимир Васильевич Назаров — Народный артист России Владимир Васильевич Назаров – композитор, режиссёр, музыкант. Содержание 1 Общая информация 2 Детство, отрочество, армия 3 Москва, боян, женитьба … Википедия

Поминальная молитва пьеса о чем

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Добавить иллюстрации.
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Поминальная молитва (спектакль)» в других словарях:

Поминальная молитва (телеспектакль) — Поминальная молитва Режиссёр Марк Захаров Юрий Махаев Виктор Безега В главных ролях Евгений Леонов Кинокомпания ТО «Артель» РТР … Википедия

Поминальная молитва — Режиссёр Марк Захаров В главных ролях Евгений Леонов Кинокомпания ТО «Артель» РТР Длительность 180 мин. Страна СССР … Википедия

Скрипач на крыше (мюзикл) — У этого термина существуют и другие значения, см. Скрипач на крыше. Скрипач на крыше (англ. F >Википедия

Тевье-молочник (телеспектакль) — Тевье молочник Режиссёр Сергей Евлахишвили В главных ролях Михаил Ульянов Галина Волчек Сергей Маковецкий Кинокомпания Главная редакция литературно драматических программ Ц … Википедия

Скрипач на крыше (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Скрипач на крыше. Скрипач на крыше F >Википедия

Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова — Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова … Википедия

СамАрт — Самарский Театр центр юного зрителя «СамАрт» был образован как областной ТЮЗ в 1930. Адрес театра: г. Самара, ул. Л. Толстого, 109. Содержание 1 История театра 2 Проекты театра 3 Реконструкция здани … Википедия

Тевье-Тевель — Тев є Тевель Жанр трагикомедия Основан на пьесе «Поминальная молитва» (по мотивам произведений Шолом Алейхема) Автор … Википедия

Театр Дождей — Координаты: 59°55′03.72″ с. ш. 30°18′16.32″ в. д. / 59.9177° с. ш. 30.304533° в. д. … Википедия

Владимир Васильевич Назаров — Народный артист России Владимир Васильевич Назаров – композитор, режиссёр, музыкант. Содержание 1 Общая информация 2 Детство, отрочество, армия 3 Москва, боян, женитьба … Википедия

Спектакль «Поминальная молитва»

Регистрация

Продолжительность спектакля: 2 ч. 30 мин. с антрактом

Возрастная категория: 16+

Знаменитая горинская ремарка «Все смеются и плачут» буквально пронизана духом классической прозы Шолом-Алейхема с уникальной тканью еврейского юмора и человеческой мудрости.Так же, как и знаменитая на весь мир история Тевье-молочника, написанная драматургом Григорием Гориным в 1989 году.

Драма о семье и вере на фоне исторических перемен рисует картину жизни за чертой оседлости в дореволюционной России, в период начала гонений на евреев. Обаятельные жители местечка Анатовка — русские, евреи и украинцы — становятся свидетелями и участниками народных волнений, докатившихся до них с «большой земли». В патриархальный уклад их и без того небогатой и трудной жизни врываются новые трагедии. «Да, мы Богом избранный народ, но иногда выбирай кого-нибудь другого», — эти слова молочника Тевье как нельзя лучше говорят о непосильных переживаниях. Но выстоять помогают любовь, вера и природное чувство юмора. Когда уже нет слез — пора смеяться, а что нам остается еще делать?

Читайте так же:  Молитвы об упокоении души усопшего

Прочитать отзывы о спектакле и поделиться своими впечатлениями Вы можете на сайтах Афиша и Ваш Досуг

Григорий Горин — Поминальная молитва

Григорий Горин — Поминальная молитва краткое содержание

Поминальная молитва читать онлайн бесплатно

Тевье – молочник.

Голда – его жена.

Цейтл, Годл, Хава, Шпринца, Бейлке – их дочери.

Мотл – портной.

Перчик – студент.

Федор – писарь.

Менахем-Мендл – родственник Тевье, человек без определенных занятий.

Степан – плотник.

Лейзер-Волф – мясник.

Ребе.

Поп.

Урядник.

Войцек – трактирщик.

Девушка.

Мать Менахема.

Мужики, гости на свадьбе, оркестранты, соседи.

Действие происходит в начале XX века в деревне Анатовка.

«…На моей могиле в каждую годовщину моей смерти пусть оставшийся мой единственный сын, а также мои зятья, если пожелают, читают по мне поминальную молитву.

А если читать молитву у них не будет особого желания, либо время не позволит, либо это будет против их религиозных убеждений, то они могут ограничиться тем, что будут собираться вместе с моими дочерьми, внуками и просто добрыми друзьями и будут читать это мое завещание, а также выберут какой-нибудь рассказ из моих самых веселых рассказов и прочитают вслух на любом понятном им языке.

И пусть мое имя будет ими помянуто лучше со смехом, нежели вообще не помянуто…»

Шолом-Алейхем (из «Завещания»), 1915 г.

На сцене – все участники спектакля. В центре – артист, исполняющий роль Тевье. Говорит, обращаясь непосредственно в зал.

Артист-Тевье. В деревне Анатовка с давних пор жили русские, украинцы и евреи. Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на свое кладбище… Таков обычай!

Здороваясь, русские снимали шапки. Евреи шапок не снимали никогда. Обычай!

Крик петуха. Стали высвечиваться крыши домов Анатовки. Часть актеров надели картузы. Послышался колокольный перезвон. Часть актеров перекрестились.

У русских был поп. У евреев – ребе. Мудрые люди, между прочим… Знали ответы на все вопросы…

Один из артистов (обращаясь к попу). Батюшка, отчего петух по утрам поет?

Поп. Так ему Бог повелел, сын мой.

Один из артистов. Батюшка, а вот что раньше было: курица или яйцо?

Поп. А раньше, голубчик, все было…

Второй артист (обращаясь к ребе). Ребе, а почему курица не летает?

Ребе. Так ей Бог повелел!

Второй артист. Ребе, а вот почему петух стоит на одной ноге?

Ребе. Не морочь голову… Потому что если он и эту ногу уберет, то наверняка свалится…

Актер-Тевье (в зал). Умные люди были, дай Бог им здоровья. А еще в деревне был урядник. Один на всех! Потому что вера у людей может быть разная, а власть – одна.

Появляется Урядник с гусем.

Урядник. Мужики! Чей гусак без присмотра бегает: православный али иудейский?

Все задумчиво рассматривают гусака, чешут затылки.

Один из артистов. Та вроде наш…

Второй. А може, и наш…

Урядник (с угрозой). А коли хорошо подумать, мужики?

Первый и второй (вместе). Наверное, ваш, ваше благородие…

Урядник. О! Це дило! А я, дурак, гадаю: чей гусак? (Свернул гусаку шею, ушел.)

Актер-Тевье. Справедливый был человек… А еще в деревне жили Степан-плотник, Мотеле-портной, Федька-писарь и молочник Тевье-Тевль. Евреи звали его Тевье, русские – Тевлем. И было у него пять дочерей, две коровы и одна лошадь, такая старая, что могла везти телегу только с горы. А когда дорога шла на подъем, Тевье-Тевль впрягался в телегу сам. (Впрягается в телегу.) И тогда он даже снимал шапку, чтоб не липла к волосам, и со стороны уже было трудно понять, кто идет – иудей или православный. Да и, честно сказать, какая разница, если человек беден и из последних сил тащит свой воз…

Тихо зазвучала музыка. Все разошлись, оставив на сцене Тевье, который отчаянно тянул телегу и что-то бормотал себе под нос.

Ржанье коня. Тевье тащит телегу.

В конце монолога на дороге появился Перчик, молодой человек в студенческой фуражке и со связкой книг в руках. Несколько секунд с улыбкой наблюдал за Тевье.

Перчик. Между прочим, «цыц» будет «цыц»!

Тевье (оглянулся). Вы это кому, молодой человек?

Перчик. Никому! Просто говорю: и по-французски «цыц» будет «цыц». А «холера» – «холера».

Тевье. Вот как? Интересно. Не каждый день встретишь на дороге образованного человека. Откуда шагает такой умный паренек?

Перчик. Паренек шагает издалека.

Тевье. Вижу по башмакам. А если по фуражечке, то, наверное, из самого Киева?

Перчик. Верно, реб Тевье.

Тевье. А если и меня по имени знаете, стало быть, родом из здешних мест?

Перчик. Родом, реб Тевье, я из той деревни, где много вопросов задают и вопросом на вопрос отвечают.

Тевье. Значит, наш… Из Анатовки. Я и смотрю: лицо знакомое. Не иначе, думаю, отца паренька знал.

Перчик. Знали, реб Тевье.

Тевье. Кто ж таков? Чем занимался?

Перчик. Отец говорил: дело мое – табак, деньги – дым.

Тевье. Перчик-папиросник? Как же, как же… Хороший был человек, Царство ему Небесное. Сам не курил и другим не советовал… Оттого и по миру пошел со своей табачной лавкой. Но вижу, кое-что оставил, раз сын в университетах учится.

Перчик. На «кое-что» не проживешь… Поэтому иду в деревню подработать.

Читайте так же:  Какую молитву читать невесте

Тевье. Хорошее дело. В Писании сказано: «Всяк своим трудом кормится»… Только, смотрю, для деревенского труда не очень ты годен. Руки гладкие…

Перчик. Зато язык в мозолях. Им и прокормлюсь. Учительствовать буду… Детей учить… У вас есть дети?

Тевье. Этим богатством Бог не обидел. Пятеро.

Перчик. Ну вот и возьмите. Много не попрошу: харчи да ночлег.

Тевье (замялся). Харчей не жалко. Лишняя тарелка стол не перевернет. А вот ночлег… Тут подумать надо. Дочки у меня! Три – на выданье… Пусти козла в огород – он зараз научит капусту крошиться.

Перчик. Мудрый вы человек, реб Тевье. Без приговорки слова не скажете… Только ведь и я анатовский… Закон знаю: «Вошел в чужой дом – садись, где стул поставят…»

Урядник (приветливо). Здорово, Тевль!

Тевье. Здравия желаю, ваше благородие.

Урядник. Опять на тебе телега едет?

Тевье. Лошадь попросила – субботу справлять. (Урядник хохотнул.) Да и то сказать: не велика тяжесть. Господин урядник на себе всю деревню везет – и не жалуется…

Григорий Горин — Поминальная молитва

Григорий Горин — Поминальная молитва краткое содержание

Поминальная молитва читать онлайн бесплатно

Мама. Кто это?

Менахем. Степан.

Мама. Редкое имя.

Менахем. Здесь не редкое. Это деревня. Сориентируетесь, мама…

Из сарая гурьбой вываливаются Тевье, Степан, Мотл, Цейтл, Федор, Хава. Все тупо смотрят на Менахема и Маму. Скрипач испуганно замолкает.

Менахем. Здравствуйте, реб Тевье! Как говорится: а вот и мы! (Пауза.) Реб Тевье, у меня такое ощущение, что вы нам не до конца рады. Вы получили мою телеграмму?

Мотл. Получили…

Менахем. Ну?

Мотл. Что значит «ну»? Вот она, ваша телеграмма (Достает из кармана бумажку.) «ПРИЕЗЖАЙТЕ ПОЖИТЬ МЕНАХЕМ С МАМОЙ».

Менахем. Не «приезжай-те», Мотл, а «приезжа-ем»!

Мотл. Здесь… «те».

Менахем. Я не знаю, что здесь, я знаю, что писал… И потом, я получил же от вас ответ. (Достает телеграмму.) «Спасибо! Век не забудем! Семья Тевье». Вы это посылали?

Мотл. Ну…

Менахем. Что «ну»?

Мотл. Менахем, вы нормальный или нет? За что написано «спасибо»?

Менахем. Как за что? Я думал, за то, что приезжаем… (Пауза.)

Тевье (не выдержав, поднял руки к небу). Господи милосердный, и Ты хочешь, чтоб я молчал?

Смеется. За ним начинают смеяться остальные. Начинается какой-то нервный смех, перемежаемый всхлипываниями.

Степан. Ну, народ… С вами не соскучишься…

Мама (она одна плохо понимает происходящее). Меня в поезде так трясет… (Это вызывает очередной взрыв смеха.) Почему смех? Тевье, почему смех?

Тевье (утирая глаза). А что нам еще остается в этой жизни, Берта? Что еще? Играй, Йоселе…

Все смеются и плачут. Скрипач начинает играть. Медленно опускается

Григорий Горин — Поминальная молитва

Григорий Горин — Поминальная молитва краткое содержание

Поминальная молитва читать онлайн бесплатно

Урядник. О, це верно! (Захохотал.) Люблю я тебя, Тевль. Веселый ты человек! Ну, как дела? Как коммерция?

Тевье. Врагам моим такую коммерцию. Заказали дачники сыр, творог, повез им с утра, а они еще вчера в город уехали. Час в ворота стучал, пока кобель не выскочил…

Урядник. Кобель, говоришь? Ну дела. (Захохотал, но тут же стал серьезным.) Кстати. Напомнил… У меня ж тоже незадача вышла. Посылает меня с утра жинка до тебе… «Сходи, – говорит, – до Тевля, купи две головки сыра…» Я вышел, полдороги прошел, сую руку в карман – денег нема! Возвертаюсь, говорю: «Жинка, а иде деньги?» А она: «Яки деньги? Ты, – говорит, – злодей, либо их потерял, либо пропил… Тащи сыр!» Ну что скажешь? Не дура ли баба?

Тевье. Что скажу? У меня та же история… Выехал – был полон бидон сметаны, а дорогой половина утряслась… Сейчас приеду – жена в крик: иде деньги? Нема денег. Иде сметана?

Урядник. Погоди, Тевль, погоди со сметаной… Я про сыр. Ты ж мою Оксану знаешь…

Тевье. А вы мою Голду будто нет?

Урядник. Моя начнет голосить – хоть святых выноси!

Тевье. Моя начнет – вашу не слышно будет.

Урядник. Ну, одно слово – бабы, ядри их корень!

Тевье. Я бы добавил что-нибудь из Писания, но лучше не скажешь!

Урядник. Ну, что делать будем, Тевль? Советуй.

Тевье. Я так скажу: не дам два сыра – ваша голосить будет, дам два сыра – моя. Дам один! Пусть обе голосят, холера им в бок!

Урядник. О, це верно! Хороший ты человек, Тевль, хотя и еврей.

Тевье. Кому-то надо быть евреем, ваше благородие. Уж лучше я, чем вы…

Урядник. Опять верно! (Захохотал, но вдруг посерьезнел, отвел Тевье в сторону.) А это что за хлопец?

Тевье. Студент из Киева.

Урядник. Вижу, что студент. А к нам зачем? Документ у него есть?

Тевье. Его документ на носу написан. Это сын Перчика-папиросника.

Урядник. Нам все едино: папиросник – не папиросник… Документ должен быть. У нас сообчение. В Киеве беспорядки. Эти студенты да жиды народ волнуют… (Перчику.) Хлопец, вы кто?

Перчик. Человек.

Урядник. Вижу, что не лошадь! А пачпорт у вас есть? Или вид на жительство?

Перчик (указал в сторону деревни). Вот он – мой вид на жительство. Там родился, там отец лежит…

Читайте так же:  Молитва на счастье в день рождения

Урядник. Смотрю, острый вы на язык…

Перчик. Фамилия такая – Перчик!

Урядник. А не угодно ли вам, сударь, с вашей фамилией пройти в участок?

Тевье. Погодите, ваше благородие…

Урядник. Не мешай, Тевль! Тут дело серьезное… Разберемся: кто таков, откуда идет, к кому…

Тевье. Ко мне идет. Девочек моих учить… Французскому!

Урядник. Это еще зачем?

Тевье. Как зачем? У меня девицы на выданье. Ну сам посуди, ваше благородие, посватается до меня богатый человек, даст Бог, сам Ротшильд, – на каком языке ему сказать «да»?

Урядник (недовольно). Ну смотри, Тевль! Головой за него отвечаешь.

Тевье. Двумя, ваше благородие. (Протягивает две головки сыра.)

Урядник. Нет, Тевль, одной! Как договорились… (Взял головку сыра, ушел.)

Перчик. Напрасно вы перед ним шапку ломаете, реб Тевье. Не те времена. В Киеве мы добились уже кое-каких прав. Городовой нам честь отдает и обращается как положено: «Господин студент!»

Тевье. Где Киев – где мы. Не сказано ли в Писании: «Всяко место – свой порядок»!

Перчик. Не знаю я таких слов. И порядок такой – не порядок! Порядок будет, когда восторжествует свобода и когда не станет ни бедных, ни богатых.

Тевье. А кто же будет?

Перчик. Равноправные люди…

Тевье. Во как! Хорошо! Ну, с бедными я договорюсь, а с богатыми – не уверен. Куда ж их богатство денется?

Перчик. Поделим на всех поровну.

Тевье. Умный вы человек, Перчик, многому, видно, в ниверситетах научились… Только я вам так скажу: чужое поделить – не велика премудрость! Попробуй свое отдать…

Перчик. А чего у меня есть? Книжки? Пожалуйста! (Кинул книги в телегу.) Теперь они общие…

Тевье. Тогда и телега общая… Тащи.

Перчик улыбнулся, впрягся вместе с Тевье в телегу. Вдвоем они с трудом сдвигают ее с места.

Ну, как тебе, Перчик, такая новая жизнь?

Перчик. Ничего, реб Тевье. (Кряхтит.) Главное – труд и свобода.

Тевье. Труд – это точно. А насчет свободы – свободной у нас осталась пока только лошадь… Мы – тащим.

Тихо переговариваясь, увозят телегу.

Дом Тевье. Предсубботняя суета. За столом – Голда и две девочки, младшие дочери, Бейлке и Шпринца, готовят тесто для пирогов. Чуть в сторонке Хава режет лук и читает книгу, лежащую у нее на коленях.

Голда (девочкам). Смотрите сюда! Вот так крутим, вот так – бьем! (Месит тесто.) Что говорит тесто? «Я готово!» Что говорит скалка? «А не прокатиться ли нам?» Поехали! (Раскатывает тесто скалкой.) Цок, цок, дрожки, едут по дорожке!

Девочки (радостно). Цок! Цок!

Голда. Хава, кончай резать лук. Обревелась!

Хава. Книжка грустная, мама.

Голда. Какая книжка, когда в руках нож? Думаешь, грамотные не режутся. Отложи! (Встает.) Отложи, тебе говорят!

Хава. Мам, ну оставь… На самом интересном месте…

Голда (забирая книгу). На самом интересном месте вернется отец, а у нас ничего не готово… Солнце садится!

Девочки. Цок, цок, дрожки! (Балуются скалкой.)

Голда. Хватит кататься! Приехали! (Отбирает скалку.) Бог мой, что вы тут натворили?

Входит старшая дочь Цейтл с охапкой дров.

Цейтл. Ушла за водой.

Голда. Надеюсь, не к Черному морю? Уже час как нет…

Цейтл кладет дрова у печки, начинает ее разжигать. Входит Степан.

Степан. Здорово, соседи!

Голда (продолжая орудовать с тестом). Здравствуй, Степан.

Степан. Не вовремя?

Голда. Глаза есть – решай сам.

Степан. Голова трещит.

Голда. Степан, сразу говорю: в доме ни грамма.

Степан. Раскалывается башка… Ну хоть поворожи, Голда.

Голда. Степан, ты видишь, руки заняты… Суббота на носу.

Степан. К тому и говорю… Расхвораюсь – кто вам завтра коров доить будет?

Голда (перестала месить). Ох, горе мое… (Вытирает руки.) Садись на стул. (Дочери.) Хава, займись тестом…

Степан садится на стул, закрывает глаза. Голда встает сзади, простирает над ним руки, начинает что-то бормотать.

Хава. Дикость какая-то. В наш век – ворожба!

Степан. Цыц! Мать не учат!

Голда. Молчи, Степан. Думай о приятном… (Бормочет заклинание.) Цейтл, печь дымит…

Цейтл. Вижу… (Раздувает огонь.)

Степан (открыл глаза). Сырые-то потом кладут… Сперва щепочки…

Голда. Степан, думай о приятном… (Бормочет.)

Входит Годл с ведром воды.

Наконец-то… За смертью хорошо посылать.

Годл. Знаешь, мама, кого встретила? Менахем-Мендла… Родственника…

Голда. И что?

Годл. Сказал, что придет к нам…

Голда. Только его не хватало. Тебя зачем посылали: за водой или за родственником?

Степан (открыл глаза). Это какой Менахем?

Голда (с раздражением). Степан, не думай о нем. Думай о приятном…

Входит Менахем-Мендл, мужчина городского типа, в сюртуке и шляпе.

Менахем. Мир дому сему!

Голда. Спасибо на добром слове. Извините, у нас кавардак. Канун субботы.

Менахем. Все понимаю. А где Тевье?

Голда. Где бывают люди до заката? Работает.

Менахем. Все понимаю. Я тоже очень занят. (Садится.) Может быть, и хорошо, что его нет.

Голда. Извините, Менахем, не могу уделить вам минуты, лечу соседа. (Бормочет заклинание.)

Менахем. На здоровье. Он мне не мешает. (Закуривает сигару.) У вас не курят?

Голда. Теперь курят.

Менахем (взял из чашки изюм). Где вы берете такой крупный изюм?

Поминальная молитва пьеса о чем
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here