Осипов о молитве читать

Полное описание: Осипов о молитве читать специально для наших уважаемых читателей.

О ком молиться?

Газета «Дари добро 11/08-14»

Наш почётный гость – известный богослов, профессор Московской Духовной Академии, которого любят студенты, читатели и слушатели, — Алексей Ильич ОСИПОВ. Мы попросили его ответить на вопросы, которые волнуют многих верующих.

— Алексей Ильич, можно ли в православном храме молиться о некрещёных?

— Странный вопрос. О некрещёных в православной церкви молятся за каждым богослужением, когда произносят ектенью: «Еще молимся о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея». Кто «во властех и воинстве», мы точно не знаем, но можем с уверенностью говорить, что там есть представители не только разных религий, но и атеисты и, может быть, даже сатанисты. А вспомните хотя бы послереволюционное время жестоких гонений советских властей на Церковь! Тем не менее, с амвона церковного верующие призывались и теперь призываются молиться о всех их.

Сам Господь на кресте молился о настоящих антихристах: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают»? Это разве не заповедь для христиан?!

Так что молиться за всех можно и должно и дома, и в храме.

— Традиционно считается, что за некрещёных надо молиться мученику Уару, который после своей смерти вымолил из ада некрещёных родственников почитавшей его женщины.

— Прежде всего, Церковь не знает такой традиции. Это просто народное верование. Хотя в истории и сохранилось несколько сообщений о подобных случаях. Известный русский литургист святой епископ-исповедник Афанасий (Сахаров) в отношении молитв за неправославных христиан писал: «Относительно поминовения Ваших усопших родителей. Прежде всего, я полагаю, что дети всегда обязаны молиться о своих родителях, каковы бы они ни были, хотя бы они были изверги, хулители и гонители веры. Я уверен, что св. мученица Варвара молится о своем отце, убившем ее.

Если молитва преп. Макария Египетского о язычниках доставляла им некую отраду, тем паче молитва православных детей принесет отраду неправославным родителям.

По просьбе благочестивой царицы Феодоры отцы Церкви совершали усиленные моления о ее муже, яром иконоборце и гонителе Православия Феофиле — и получили откровение, что по их молитве и по вере Феодоры Феофилу даровано прощение.

Поэтому еще Святейшим Синодом был одобрен особый чин панихиды об усопших неправославных. Он начат был печатанием в 1917 г., но не закончен. В 1934 или 1935 году митр. Сергием был разослан по епархиям составленный им чин панихиды по неправославным».

Более того, свт. Афанасий считал, что подавая помянник на панихиду, имена неправославных можно ставить среди православных, а если эти имена иностранные, то, чтобы не смущать людей, изменять их на созвучные им православные («например, вместо «Анция» — «Андрея»). «Господь, — писал он, — знающий, о ком Вы молитесь, именно тому лицу, которое Вы имели в виду, окажет милость по Вашей молитве». Однако в отношении поминовения на Проскомидии он рассудил таким образом: «Раньше и я поминал на Проскомидии неправославных, а теперь пришел к убеждению, что лучше этого не делать»1.

Так что дело не в мученике Уара и не в его храме. Церковь всегда молится о всех независимо от того, крещёные они или некрещёные, верующие или неверующие. Ибо основная истина Православия заключается в том, что Бог есть любовь. Поэтому о врагах Христос заповедует молиться. «Любите врагов ваших, добро творите ненавидящим вас, добро творите обижающим вас». И с креста Он молился о своих распинателях: «Отче, не вмени им в грех. Они не знают, что делают». И первомученик Стефан, когда его побивали камнями, молился о своих убийцах: «Господи, не поставь им это в грех».

И второе. Когда ученики Христа не пускали к нему младенцев, он вознегодовал и сказал: «Пустите ко мне детей. Таковых есть Царство Небесное». Каких «таковых»? Крещёных? Нет, тогда таинства крещения ещё не было. И более того, Он прибавил: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное». Оказывается, условием спасения является не само по себе крещение, а детская чистота души, без которой и с крещением «не войдёте в Царство Небесное».

Да и посмотрите, кто крестил апостолов? Крещение Иоанново – это вовсе не таинство Крещения. А чтобы Господь крестил своих апостолов, об этом нигде ничего не сказано. А благоразумного разбойника кто крестил? Но Христос сказал: «Сегодня же будешь со мной в Раю».

Это также нужно помнить, чтобы правильно относиться к крещению. Оно не пропуск в рай, без которого вход в него запрещен. Господь сказал: «Кто не имеет веры, осужден будет». «Веры» — то есть праведной жизни. Поэтому множество крещеных, но своей жизнью отрекающихся от Христа, погибнет, а многие некрещеные, начиная с ветхозаветных людей, праведно живя, спасутся. Нигде Господом не сказано: кто не крещён — погибнет. Зато множество раз Он подвергал осуждению фарисеев, лицемеров, книжников, законников и прочих, которых в не меньше и после пришествия Христова.

— Я тоже это пережил. Священники приводили такое суждение: поскольку умер безгрешный младенец, то он будет избавлен от адских мук, но не получит вечное блаженство в Царстве Небесном, потому что некрещёный. Его душа будет находиться где-то на периферии ада. Сердце разрывалось оттого, что в православном храме нельзя даже свечку поставить и записку подать о безгрешном младенце…

— В Послании патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере 1723 года говорится даже, что некрещеные младенцы подлежат «вечному наказанию… и не спасаются». Так три патриарха «исправили» Самого Христа, сказавшего: «Таковых есть Царство Небесное». Вот, до чего можно дойти, следуя ложному католическому учению о т.н. первородном грехе. Отсюда, забыв святых отцов, к сожалению, и мы часто питаемся.

Читайте так же:  Молитва на тибетском

Это точка зрения законников, которых осудил Христос в Евангелии. Над некрещеными младенцами, как удостоенными Самим Христом Царства Небесного, конечно же, нужно совершать молитвословие, но другое, не общее покаянное, ибо они безгрешны. Уверен, что такой молитвенный чин будет в Церкви.

— Относится ли это к младенцам, убитым во время аборта; ведь они безымянные? Старица Антония предлагала крестить их задним числом, давать им имена и усиленно молиться за них. По рассказам свидетелей, в результате такой практики у них (женщин?) необыкновенно улучшались здоровье и жизнь в семье, и они считали это подтверждением правильности выбранного пути. А как Вы относитесь к советам старицы Антонии?

— К большому сожалению, у нас всё чаще можно встретить, когда пожилых верующих женщин, не имеющих никакого знания святых отцов, но берущих на себя смелость давать советы и отвечать на любые вопросы жизни, начинают называть старицами. А они от своего ума делают такие «открытия», которые прямо противоречат основным христианским истинам веры и часто приносят легковерным людям большие беды.

В данном случае, во-первых, Церковь запрещает кого-либо крестить задним числом и давать им имена. Тем более, что имя в молитве не имеет никакого значения для Бога. Он знает, о ком мы молимся.

Во-вторых, молиться нужно не за младенцев, о которых сам Господь сказал: «Таковых есть Царство Небесное», а за матерей, совершивших такой грех. Да и рассудите сами, кто за кого может молиться: они, жители Царства Божия о нас, или мы грешные о них?

В-третьих. Об уровне развития души абортированных младенцев мы ничего не знаем. Это для нас тайна. Поэтому о них нам разумнее было бы молчать, а не фантазировать и не смущать простодушных матерей, предлагая им вместо искреннего раскаяния делать (не по правилам церковным) столько-то поклонов, вычитывать такие-то молитвы, будто бы избавляющие их от греха.

— Алексей Ильич. Сейчас в Новороссии украинцы убивают русских и наоборот. Торжествует мировая закулиса, сумевшая заставить славян истреблять друг друга. А может ли быть правым делом участие в гражданской войне? Могут ли её участники спасать свои души?

— Прежде всего, я не согласен, что «украинцы убивают русских и наоборот». К сожалению, там и те, и другие убивают и своих, и других. Затем, нельзя такие вопросы ставить в столь общей форме. Это всё равно, что рассуждать: убийцы спасутся или нет? Но какие? Убийца по злобе погибнет, также согрешит и солдат на войне, если не будет убивать противника, ибо он совершит грех предательства. Сергий Преподобный послал монахов Александра и Андрея на Куликово поле конфетки давать? Кто первый вышел на бой с Челубеем?

— Александр Пересвет. Победив «непобедимого» богатыря Челубея, он необыкновенно поднял дух русских воинов, но умер от страшной раны. Потом погиб и Андрей Ослябя, успев отправить на тот свет многих татар. Но Преподобный Сергий благословил монахов на защиту Отечества. А в гражданской войне православные истребляют друг друга…

— Вот я и говорю, что в общей форме этот вопрос не имеет смысла. Попытаюсь разъяснить. Армия и каждый солдат — это только инструмент в руках власти. И война с обеих сторон ведется с ней, а не с солдатами. И убийство солдат противника есть не что иное, как одна из необходимых мер борьбы с властью противника, которая рассматривается как преступная. Поэтому такое убийство не рассматривается в Православии как грех. Преподобный Сергий Радонежский не для совершения же смертного греха отправил двух монахов на Куликовскую битву. И Тарас Бульба Гоголя, расстреляв даже собственного сына, совершил нравственный подвиг, а не убийство.

В условиях гражданской войны, защищая Отечество, ее участники должны сами по своему разуму и по своей совести определить для себя истинную власть и, соответственно, бороться против власти преступной. А Бог видит, насколько честно каждый это делает.

— Два ближайших храма, в которых я люблю молиться, построили… на деньги мусульман: церковь Николая Чудотворца в Отрадном и церковь Уара в Вёшках. Повлияет ли такая благотворительность на посмертную участь иноверцев?

— Только Господь Бог может ответить на этот вопрос. Но знаем, что «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». И каждый человек, оказывающий милость другим, тем самым, прежде всего, оказывает пользу, самому себе. Неважно, кто он: огнепоклонник, мусульманин, христианин, буддист. Все, кто проявляет милосердие, тем самым поступают по Богу и, следовательно, соответственно расположению своего сердца получат благо от Него.

— Ещё. Мусульмане из какой-нибудь башкирской деревни, когда видят злодеяния земляка, собираются вместе, проклинают его – и он через некоторое время умирает от непонятной болезни или несчастного случая. Иудеи читают особую молитву о нехорошем политическом деятеле – и он тоже умирает. А почему в Православии нет проклятия?

— У них своя вера, они по своей совести и поступают. Церковь же никого не проклинает, ибо любовь – основной закон христиан.

— Но разве мы должны любить врагов Отечества? Мы уничтожаем их материальным оружием – почему же нельзя применять оружие духовное, например, предать анафеме тех, кто считает себя православным?

— Надо понимать, что такое проклятие. Проклятие как выражение сердца, наполненного злобою, является грехом, преступлением. И совсем другой имеет оно смысл, когда речь идет об отвержении того, что неприемлемо, что опасно с христианской точки зрения. В этом случае причиной является не злоба, а несогласие, неприятие, отторжение. То есть мы можем что-то отвергать, не имея злобы, предостерегая себя или других от зла. Этот смысл имеет анафема, или отлучение человека от Церкви. Она анафематствует, то есть объявляет, что такой-то христианин отныне не является ее членом, поскольку он разрушает основы ее веры и жизни. Но Церковь никому не желает ни зла, ни смерти.

Читайте так же:  Как молитва действует на организм

— На Юго-Восток Украины направляют фашистские орды Порошенко, Яйценюк и другие иуды, которые продались Америке и уничтожают свой народ. В окружении сотен охранников они чувствуют себя безнаказанными. Но есть и Божий суд. Можно ли предавать анафеме таких деятелей, если они крещёные?

— Анафеме предаётся человек, который называет себя членом Церкви, но хулит ее, Христа. А анафематствовать кого-то за политическую деятельность было бы странно.

— А как нам относиться к призывам священников греко-латинской Церкви «убивать москалей, не жалея патронов»?

— Можно только сожалеть об этом. Они этим отрекаются от христианства.

— Трудно спасти свою душу воинам, которые убивают друг друга в гражданской войне. А какова посмертная участь тех, кто отказывается воевать против своего народа? Харьковские журналисты рассказали мне, что таких отказников зверски убивают головорезы «правого сектора». У ребят вырезают органы для продажи на Запад, а тела бросают в ямы и закапывают около дорог, не ставя опознавательных знаков.

А вспомните двух спецназовцев из «Беркута», которые в Львове отказались встать на колени перед сатанистами из «правого сектора» (большинство спецназовцев встали), отказались служить антинародной власти: их увели в подвал, забросали бутылками с горючей смесью и сожгли заживо. Можно ли считать таких воинов мучениками, погибшими за веру и Отечество, которые сподобились жизни вечной? Или их жертва была напрасной?

— Нет ничего напрасного перед Богом. Нет ничего случайного. Но мучеником называют только того человека, которого казнят, если он не отрекается от своей веры. Если же его убивают по другой причине, то этот термин к нему не прилагается, хотя он мог совершить и великий подвиг и, возможно, свят перед Богом. Такой в лучшем случае может быть назван страстотерпцем.

— В гражданской войне есть герои, которые погибли, защищая народ, о которых будут молиться благодарные соотечественники. Хочется верить, что народные герои получат вечное блаженство в Царстве Небесном. В отличие от предателей своего народа, которые обогащаются на страданиях и смерти соотечественников.

— Да. Блаженны те, которые, как сказал Христос, отдали жизнь свою за друзей своих.

1. Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова). М. 2001. С. 273.

Осипов о молитве читать

6. Правильная молитва

Указанные мысли имеют прямое отношение к пониманию важнейшего христианского делания — молитвы. Святитель Игнатий, говоря согласно со всеми святыми, что «молитва есть мать добродетелей и дверь ко всем духовным дарам» (2; 228), настоятельно указывает на условия, при соблюдении которых только она является таковой. Несоблюдение их, оказывается, делает молитву или бесплодной, или даже средством глубокого падения подвижника. Некоторые из этих условий хорошо известны. Кто не прощает других, тот не будет прощен. «Кто молится устами, а о душе небрежет и сердца не хранит, такой человек молится воздуху, а не Богу, и всуе трудится, потому что Бог внимает уму и усердию, а не многоречию», — говорит очень почитаемый святителем Игнатием русский подвижник священноинок Дорофей. (2; 266).

Особое внимание Святитель уделяет условиям совершения молитвы Иисусовой. В силу большого значения ее для каждого христианина сделаем краткую выписку из замечательной статьи святителя Игнатия «О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником».

«В упражнении молитвой Иисусовой есть свое начало, своя постепенность, свой конец бесконечный. Необходимо начинать упражнение с начала, а не с середины и не с конца…

Начинают с середины те новоначальные, которые, прочитав наставление… данное отцами-безмолвниками… необдуманно принимают это наставление в руководство своей деятельности. Начинают с середины те, которые без всякого предварительного приготовления усиливаются взойти умом в сердечный храм и оттуда воссылать молитву. С конца начинают те, которые ищут немедленно раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочие благодатные действия ее.

Должно начинать с начала, то есть совершать молитву со вниманием и благоговением, с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтобы эти три качества постоянно соприсутствовали молитве… Особенное попечение, попечение самое тщательное должно быть принято о благоустроении нравственности сообразно учению Евангелия… Единственно на нравственности, приведенной в благоустройство евангельскими заповедями… может быть воздвигнут… невещественный храм богоугодной молитвы. Тщетен труд зиждущего на песце: на нравственности легкой, колеблющейся» (I, 225-226).

Из этой цитаты видно, насколько внимательным и благоговейно осторожным должно быть отношение к молитве Иисусовой. Она должна совершаться не как-нибудь, а правильно. В противном случае, упражнение в ней не только перестает быть молитвой, но и может погубить христианина. В одном из писем свт. Игнатий говорит, каким должен быть настрой души при молитве: «Сегодня я прочитал то изречение Великого Сисоя, которое мне всегда особенно нравилось, всегда было мне особенно по сердцу. Некоторый инок сказал ему: «Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога». Преподобный Сисой отвечал ему: «Это не велико; велико будет то, когда ты сочтешь себя хуже всей твари». Высокое занятие, — продолжает Святитель, — непрестанное памятование Бога! Но эта высота очень опасная, когда лествица к ней не основана на прочном камне смирения» (IV, 497).

(В связи с этим следует отметить, что «признак непрестанности и самодейственности в совершении Иисусовой молитвы отнюдь не является признаком ее благодатности, потому что не гарантирует … тех плодов, которые всегда указывали на ее благодатность». «… духовная борьба, результатом и целью которой является приобретение СМИРЕНИЯ … подменяется у некоторых иной (промежуточной) целью: приобретением непрестанной и самодвижной Иисусовой молитвы, которая … не является конечной целью, а лишь одним из средств ее достижения» . [6])

Читайте так же:  Молитва на трудолюбие

Осипов о молитве читать

6. Правильная молитва

Указанные мысли имеют прямое отношение к пониманию важнейшего христианского делания — молитвы. Святитель Игнатий, говоря согласно со всеми святыми, что «молитва есть мать добродетелей и дверь ко всем духовным дарам» (2; 228), настоятельно указывает на условия, при соблюдении которых только она является таковой. Несоблюдение их, оказывается, делает молитву или бесплодной, или даже средством глубокого падения подвижника. Некоторые из этих условий хорошо известны. Кто не прощает других, тот не будет прощен. «Кто молится устами, а о душе небрежет и сердца не хранит, такой человек молится воздуху, а не Богу, и всуе трудится, потому что Бог внимает уму и усердию, а не многоречию», — говорит очень почитаемый святителем Игнатием русский подвижник священноинок Дорофей. (2; 266).

Особое внимание Святитель уделяет условиям совершения молитвы Иисусовой. В силу большого значения ее для каждого христианина сделаем краткую выписку из замечательной статьи святителя Игнатия «О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником».

«В упражнении молитвой Иисусовой есть свое начало, своя постепенность, свой конец бесконечный. Необходимо начинать упражнение с начала, а не с середины и не с конца…

Начинают с середины те новоначальные, которые, прочитав наставление… данное отцами-безмолвниками… необдуманно принимают это наставление в руководство своей деятельности. Начинают с середины те, которые без всякого предварительного приготовления усиливаются взойти умом в сердечный храм и оттуда воссылать молитву. С конца начинают те, которые ищут немедленно раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочие благодатные действия ее.

Должно начинать с начала, то есть совершать молитву со вниманием и благоговением, с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтобы эти три качества постоянно соприсутствовали молитве… Особенное попечение, попечение самое тщательное должно быть принято о благоустроении нравственности сообразно учению Евангелия… Единственно на нравственности, приведенной в благоустройство евангельскими заповедями… может быть воздвигнут… невещественный храм богоугодной молитвы. Тщетен труд зиждущего на песце: на нравственности легкой, колеблющейся» (I, 225-226).

Из этой цитаты видно, насколько внимательным и благоговейно осторожным должно быть отношение к молитве Иисусовой. Она должна совершаться не как-нибудь, а правильно. В противном случае, упражнение в ней не только перестает быть молитвой, но и может погубить христианина. В одном из писем свт. Игнатий говорит, каким должен быть настрой души при молитве: «Сегодня я прочитал то изречение Великого Сисоя, которое мне всегда особенно нравилось, всегда было мне особенно по сердцу. Некоторый инок сказал ему: «Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога». Преподобный Сисой отвечал ему: «Это не велико; велико будет то, когда ты сочтешь себя хуже всей твари». Высокое занятие, — продолжает Святитель, — непрестанное памятование Бога! Но эта высота очень опасная, когда лествица к ней не основана на прочном камне смирения» (IV, 497).

(В связи с этим следует отметить, что «признак непрестанности и самодейственности в совершении Иисусовой молитвы отнюдь не является признаком ее благодатности, потому что не гарантирует … тех плодов, которые всегда указывали на ее благодатность». «… духовная борьба, результатом и целью которой является приобретение СМИРЕНИЯ … подменяется у некоторых иной (промежуточной) целью: приобретением непрестанной и самодвижной Иисусовой молитвы, которая … не является конечной целью, а лишь одним из средств ее достижения» . [6])

Осипов о молитве читать

6. Правильная молитва

Указанные мысли имеют прямое отношение к пониманию важнейшего христианского делания — молитвы. Святитель Игнатий, говоря согласно со всеми святыми, что «молитва есть мать добродетелей и дверь ко всем духовным дарам» (2; 228), настоятельно указывает на условия, при соблюдении которых только она является таковой. Несоблюдение их, оказывается, делает молитву или бесплодной, или даже средством глубокого падения подвижника. Некоторые из этих условий хорошо известны. Кто не прощает других, тот не будет прощен. «Кто молится устами, а о душе небрежет и сердца не хранит, такой человек молится воздуху, а не Богу, и всуе трудится, потому что Бог внимает уму и усердию, а не многоречию», — говорит очень почитаемый святителем Игнатием русский подвижник священноинок Дорофей. (2; 266).

Особое внимание Святитель уделяет условиям совершения молитвы Иисусовой. В силу большого значения ее для каждого христианина сделаем краткую выписку из замечательной статьи святителя Игнатия «О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником».

«В упражнении молитвой Иисусовой есть свое начало, своя постепенность, свой конец бесконечный. Необходимо начинать упражнение с начала, а не с середины и не с конца…

Начинают с середины те новоначальные, которые, прочитав наставление… данное отцами-безмолвниками… необдуманно принимают это наставление в руководство своей деятельности. Начинают с середины те, которые без всякого предварительного приготовления усиливаются взойти умом в сердечный храм и оттуда воссылать молитву. С конца начинают те, которые ищут немедленно раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочие благодатные действия ее.

Должно начинать с начала, то есть совершать молитву со вниманием и благоговением, с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтобы эти три качества постоянно соприсутствовали молитве… Особенное попечение, попечение самое тщательное должно быть принято о благоустроении нравственности сообразно учению Евангелия… Единственно на нравственности, приведенной в благоустройство евангельскими заповедями… может быть воздвигнут… невещественный храм богоугодной молитвы. Тщетен труд зиждущего на песце: на нравственности легкой, колеблющейся» (I, 225-226).

Читайте так же:  Молитвы от измен мужа неувядаемый цвет

Из этой цитаты видно, насколько внимательным и благоговейно осторожным должно быть отношение к молитве Иисусовой. Она должна совершаться не как-нибудь, а правильно. В противном случае, упражнение в ней не только перестает быть молитвой, но и может погубить христианина. В одном из писем свт. Игнатий говорит, каким должен быть настрой души при молитве: «Сегодня я прочитал то изречение Великого Сисоя, которое мне всегда особенно нравилось, всегда было мне особенно по сердцу. Некоторый инок сказал ему: «Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога». Преподобный Сисой отвечал ему: «Это не велико; велико будет то, когда ты сочтешь себя хуже всей твари». Высокое занятие, — продолжает Святитель, — непрестанное памятование Бога! Но эта высота очень опасная, когда лествица к ней не основана на прочном камне смирения» (IV, 497).

(В связи с этим следует отметить, что «признак непрестанности и самодейственности в совершении Иисусовой молитвы отнюдь не является признаком ее благодатности, потому что не гарантирует … тех плодов, которые всегда указывали на ее благодатность». «… духовная борьба, результатом и целью которой является приобретение СМИРЕНИЯ … подменяется у некоторых иной (промежуточной) целью: приобретением непрестанной и самодвижной Иисусовой молитвы, которая … не является конечной целью, а лишь одним из средств ее достижения» . [6])

Осипов о молитве читать

Игумен Никон (Воробьев)

О началах жизни

Издательство Московской Патриархии

Русской Православной Церкви

Составитель, автор предисловия и комментариев профессор МДА А.И. Осипов

Рекомендовано к публикации

Русской Православной Церкви

Никон (Воробьев), игумен

М 17 О началах жизни / Сост.: А. И. Осипов. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. — c. —

Нам всегда дорога память о наших родных и близких, особенно мы отмечаем их юбилейные даты. Что касается наставников духа, то это повод еще раз вспомнить их житие, подвиги, мысли, советы, назидания. Так и теперь, когда исполняется 50 лет со дня кончины игумена Никона (Воробьева), скромного, немногим известного в лихие для верующих времена приходского батюшки, но «последнего из могикан» православной веры, сохранившего и передавшего нам самое главное в христианстве — святоотеческое наследие духовной жизни.

Значение таких людей для последующих поколений в Церкви неоценимо. Игумен Никон, преодолев долгий и трудный путь исканий Истины, ее глубоко драматического обретения, антихристианских репрессий сталинского режима, последующих тяжелых гонений на Церковь, не просто сохранил и приумножил своей подвижнической жизнью полученный талант веры, но и с любовью поделился им в своих беседах, письмах, проповедях со всеми теми, кто искал и ищет этой драгоценной Жемчужины (см.: Мф. 13: 45–46).

Предлагаемая книга представляет собой избранные мысли игумена Никона о вере и жизни в Православии. Наставления расположены по темам в алфавитном порядке, что позволяет быстро сориентироваться в содержании. Книга предназначена для широкого круга читателей.

© Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013

© А. И. Осипов, составление, предисловие, комментарии, иллюстрации, 2013

Широкое обращение в настоящее время к вере отцов — Православию — не всегда, к сожалению, увенчивается правильным его пониманием. Очень часто под Православием подразумевают только его внешнюю сторону: богослужения, таинства, обряды, церковную дисциплину, правила и прочее, что является лишь его «одеждой», необходимыми вспомогательными средствами к усвоению Православия, но не им самим. Сущность Православия — в его назначении, его цели, которая заключается в указании человеку правильного пути к достижению Царства Божия, находящегося, по слову Христову, внутри человека, в его сердце (Лк. 17:21). Но Царство открывается лишь нищим духом и чистым сердцем (Мф. 5:3,8), а не надеющимся на свои подвиги и добрые дела.

Что же такое духовная жизнь в Православии?

Ответу на данный вопрос и посвящена эта книга, куда вошли избранные места из писем, записных книжек, сохранившихся фрагментов бесед одного из замечательных подвижников нашей Церкви XX века игумена Никона (Воробьева)[1]. Если попытаться кратко выразить основную мысль этого собрания, то можно сказать следующее.

Православная, или правильная, духовная жизнь, в отличие от множества ее искажений, в своем существе скрыта от посторонних взоров, ибо она протекает в сердце человеческом. Эта жизнь приводит верующего прежде всего к видению своей личной греховности и познанию глубокой поврежденности человеческой природы. Как писал преподобный Петр Дамаскин: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской». Такое видение приводит человека к познанию необходимости Спасителя, т. е. истинной вере во Христа. И по мере этого познания искренно трудящемуся христианину открываются красота и радость Царства Божия, уготованного человеку от создания мира.

Предлагаемый очерк о жизни игумена Никона и его глубоко пропитанные святоотеческим духом мысли — это еще один голос Священного Предания Церкви. В наше духовно смутное время наставления батюшки помогают лучше понять духовную жизнь и те опасности, которые в ней кроются, понять, что есть Православие.

«Я искренне всегда стремился к Богу»

Игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьев) родился в 1894 году в крестьянской семье села Микшино, Бежецкого уезда, Тверской губернии. Он был вторым ребенком. Всего в семье было шестеро детей, все — мальчики[2]. В детстве Коля, кажется, ничем не отличался от своих братьев, разве только особой честностью, послушанием старшим и удивительной сердечностью, жалостью ко всем. Эти черты он сохранил на всю жизнь.

После начальной школы, которую Коля окончил блестяще, отец сумел устроить его в реальное училище в Вышнем Волочке. И здесь он сразу же обратил на себя внимание своими исключительными и разносторонними способностями. Коля обнаружил прекрасные математические дарования, был великолепным стилистом. Он не раз говорил, что ему всегда легко было писать сочинения. Это видно и по его письмам, которые он писал, как правило, сразу, без черновиков. Пел (тенором) в хоре, играл на альте, выступал в разных программах на школьных мероприятиях, прекрасно чертил и рисовал. Младшие братья рассказывали, что его рисунки еще при них висели в классах в качестве образцовых. При переходе из класса в класс он неизменно получал награду первой степени (похвальный лист и книгу).

Читайте так же:  Молитва от ссоры в семье

Алексей Ильич Осипов

Профессор Московской Православной Духовной Академии

Святоотеческое учение о молитве Иисусовой и «Откровенные рассказы странника»

Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

– Без молитвы нет христианства. Без молитвы вообще нет религии! Потому что молитва – это и есть связь с Богом, о котором говорит само слово «религия», что в переводе на русский язык и означает: связь, соединение.

В данном случае я хотел бы привести два примера. И первый – это «Откровенные рассказы странника», третье издание которого осуществил Феофан Затворник в 1883 году, и который через десять лет напишет: «Не смотри в эту книгу, чтобы не попасть в прелесть».

Чем характеризуется эта книга? Моментальным взлетом к вершинам духовной жизни. Речь идет буквально о неделях. Человек задается вопросом: «Как же это можно непрестанно молиться?» И вдруг встречает старца, который дает ему правило: три тысячи молитв Иисусовых! Сначала трудно, потом – ничего. Исполнил. Старец ему: «А теперь – шесть тысяч!» Еще проходит неделя. Старец говорит: «Теперь – двенадцать тысяч!» После очередной недели: «А теперь – сколько угодно!»

Тот, кто никогда даже и не пытался заниматься молитвой Иисусовой, может подумать: «Ну, и что – три тысячи?» А ты сделай хотя бы сто! И тогда увидим, что это такое!

Святоотеческое наставление, которое выразил Игнатий Брянчанинов, в данном случае говорит определенно: «Сначала сто молитв Иисусовых и при этом – со вниманием, благоговением и покаянием. Рассеялся? Повтори. Не считай, что ты прошел этот узелок, если сам был в Америке». Сто молитв – и, причем, говорится это монашествующим, то есть тем, кто имеет к этому возможность: уединение, спокойствие. Потом дай отдохнуть уму, потому что наш ум не приучен к этому – наше внимание рассеивается и легко ускользает. И только потом двигайся дальше. А тут сразу – три тысячи! Двенадцать тысяч он уже сделал до захода солнца! И всё это – с такой скоростью!

Почему я об этом говорю? Я бы, наверное, никогда этим и не занялся, но однажды меня пригласили в католический монастырь в Бозе и попросили сделать доклад как раз на тему Иисусовой молитвы. И я сделал доклад на основе сравнения учения об Иисусовой молитве святителя Игнатия Брянчанинова и «Откровенных рассказов странника». И вы сами посмотрите и сопоставьте, что пишет святитель Игнатий, ссылаясь на святых отцов, и что пишет этот странник.

Там есть целый ряд вещей, которые принципиально уводят человека от правильной духовной жизни. Сама цель – как непрестанно молиться и само покаяние, как таковое – исчезла. Всё внимание обращается на появляющуюся сладость. Почувствовал голод, начинаю молиться – и голод проходит. Замерз, начал молиться – и холод уходит. Ну и так далее. Но всё это – внешнее! В книге говорится, что всё внимание надо опускать ниже сердца, а это категорически запрещено делать, потому что наше внимание способствует приливу крови в то место, куда мы его направляем. И опыт старцев говорит, что ниже сердца опускать внимание ни в коем случае нельзя, потому что раздражается центр самых низменных страстей. И некоторые, не зная этого, бросали молитву Иисусову и даже начинали ее хулить. Другие же – впадали в сладости, не понимая, чем она вызывается. То есть – впадали в прелесть! А этот странник, наоборот – опусти свое внимание ниже и твори молитву!

Святые отцы категорически запрещают искать так называемое «место сердечное». В духовной жизни того, кто долгие годы проводит в молитве, возникает момент, когда ум соединяется с сердцем. То есть происходит тот поразительный акт, который невозможно предвидеть и никак нельзя самому вызвать. Об этом много писали святые отцы, причем, говорили: ни в коем случае не вздумай искать это место сердечное для того, чтобы соединить свой ум с ним, иначе впадешь в руки дьявола. А что говорится в «Откровенных рассказах странника»? Ищи место сердечное! Опять наоборот!

Сама по себе – книга очень увлекательная. Я помню, когда я прочитал ее лет в шестнадцать – семнадцать, то потом целый день занимался молитвой Иисусовой. Но на большее меня не хватило. То есть книга очень увлекает, а поэтому мало кто смотрит на суть учения, изложенного в ней, и куда она направляет внимание человека.

В связи с этим еще раз повторю: критерием истинности духовного развития является всё более открывающееся видением своей греховности, а также видение того, что я сам не могу исцелить в себе эту греховность. Отсюда и искренность обращения ко Христу. То есть познание своей греховности является критерием того, что я – на правильном пути. Так же, как человеку больному – великое благо, если он поверит, что он действительно болен. Почему благо? Потому что только тогда он начнет лечиться!

Без познания своей греховности невозможна христианская духовная жизнь, потому что христианство – это есть лечебница, а не предмет и не место мистических наслаждений.

Осипов о молитве читать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here