Содержание
О Молитве. Выбранные места из переписки с новоначальным
Спрашивая меня о молитве, ты вынуждаешь говорить меня о том, о чем я говорить не вправе. Глупо рассуждать, и тем более учить молиться, человеку, который сам еще не освоил и самые начальные азы этого делания. Поэтому то, что я пишу, пишу вынужденно и говорю не о себе конечно, а о том что слышал и понял из опыта других, более сведущих в этом, людей. Пишу это все, скорее, в назидание себе, как пожелания, относящиеся ко мне.
Борись с тем, что называется «вычитать правило», проговорить слова в таинственное «никуда», где Кто-то есть, и успокоить себя тем, что ты «вычитала» напечатанные в молитвослове буквы.
Первое условие молитвы – понимание того, Кому ты говоришь и что. Не начинай молитвенное правило «с ходу», дай хоть немного времени себе на то, чтобы посмотреть «в глаза Богу», стать перед Ним, почувствовать Его Присутствие, сдуть с ума всякие помыслы, а из сердца разные впечатления. Уединиться в своей душе с Ним и лишь потом неспешно, медленно, начинай произносить слова…
Молись вслух. Ты должна слышать слова, которые говоришь Богу. Для новоначальных (а мы ими будем пожизненно) это весьма важное правило. Что касается ритма и скорости чтения молитв, то они подбираются индивидуально. Общее правило — молиться умом и сердцем. Ум должен вникать и понимать слова молитвы, а сердце чувствовать то, что говорит ум. Ум – это понимание содержания и смысла, а сердце — это чувствование сказанного. Поэтому скорость чтения молитв не должна быть слишком быстрой (тогда сердце не будет успевать за умом чувствовать произносимое), но и не слишком медленной (чтобы ум не стал рассеиваться). Читать молитвы вслух — это вовсе не значит читать их громко. Главное, чтобы ты себя слышала.
Скорость чтения может быть подобна капле воды, медленно капающей в подземной мещере. Звук ее падения отражается сильным эхом в тишине сердечного мира. Этот монотонный, медленный ритм ударяет о камень нашего духовного сердца, и оно начинает медленно просыпаться, чувствуя живительную влагу произносимых слов.
Иногда слова молитвы похожи на журчание ручья. Ты говоришь, а сердце плывет вслед за произносимыми словами. Реже это гейзер – мощная струя вверх — крик, вопль, стон, — здесь уже сердце само кричит, вопиет и стучит, что есть мочи. Так бывает, когда в душу пришла боль, отчаяние, падение, беда. Но все это скорее исключение.
Первое правило, самое распространенное. Слушай внимательно сердцем то, что ты говоришь Богу, вчувствуйся в эти слова. Тогда молитва становится живым общением с Тем, кому ты это говоришь..
Но сердце далеко не всегда просыпается от наших слов. Оно у нас мертвое. Поэтому часто молчит, реже — холодно слушает, иногда вяло отвечает. Это ничего, не отчаивайся от этого окамененного нечувствия. Здесь важны постоянство, усердие и труд. Придёт время и за этот молитвенный подвиг Бог вдохнет жизнь и в сердце. Тогда по Благодати оно проснётся, заговорит и станет живым. Душа придет в умиление, потекут слезы, на сердце придет сладостная радость чувства Бога. Тогда можно отложить молитвослов в сторону и говорить то, что просит сердце, а иногда достаточно его слушать, плакать и молчать перед Богом.
Умиление никогда не появится от вычитки в полузабытьи и полупонимании произносимых кем-то написанных слов. Но, испытав это чувство, важно чтобы его поиск не превратился в смысл молитвы. Это искушение. Сладость молитвы, если она не растворена чувством покаяния, глубочайшим смирением — есть прелесть, духовное самообольщение. Главное условие молитвы — это смирение, покаяние, чувство своей греховности.
Ранее я не уделял должного внимания поклонам (земным и поясным) во время молитвы, но позже понял, что это серьёзная ошибка. Если тело не потрудилось в молитве, то, как пишут Отцы, такая молитва подобна недоношенному младенцу. Не забывай совершать поклоны, благоговейно и неспешно. Положение тела во время молитвы – это проекция чувств нашей души. Оно может быть повернуто ниц, перед Спасителем, может стоять коленопреклонённым, может лежать у ног Божиих, или стоять с благоговейным трепетом. Но важно, чтобы тело всегда участвовало в молитвенном делании.
Не гонись за количеством слов, за «правилом». Каждый раз, становясь на молитву, сделай ее свиданием с Любимым. Наши отношения с Богом возможны только в категориях любви, брака, семьи. Не забывай, что ты говоришь не только со своим Творцом, но и с Аввой, буквально Папой, Папочкой, который полюбил тебя такой любовью, что самое дорогое предал на смерть и страдания ради тебя. Ты говоришь с Его Сыном, который умирал, страдал, мучился, чтобы нас спасти. Держи в уме, что все это было ради тебя одной. Так и есть на самом деле. Если бы ты одна была во власти тьмы, Он и ради тебя претерпел бы то же самое. Не думай о всех, думай только о своих личных отношениях с Богом.
Понимай все то, о чем говориться в Евангелии, применимо только к себе самой, больше ни к кому. Обращаясь к Божией Матери, вспоминай, что именно ты удочерена Ей у Креста Спасателем, и именно ты самая любимая ее дочь, потому что ее Сын умер ради тебя. Молясь святым, помни, что они и есть твои самые настоящие друзья, которые значительно более живые, чем все твои знакомы. Дружба с ними самая настоящая и любят они тебя не за что-то, а только потому, что ты одно из Божьих чудес, чудо неповторимое и единственное.
Каждая молитва твоя пускай будет интимной Встречей, сокровенной беседой, открытием сердца. Стань перед Богом и поговори с Ним. Прочитай что-либо из того, что бы хотела сказать по молитвослову, и обязательно что-то от себя. О себе, о детях, о близких и дальних, о друзьях и врагах, о упокоении умерших, поговори с Ним, как ребенок с любящими и любимыми родителями. Проси, благодари, говори с Ним сердцем.
В идеале, для нас, я думаю, было бы хорошо, чтобы мы молитве уделяли два-три часа в день. Утром, днем и вечером. Я понимаю, что это часто невозможно, тяжело, и я сам очень и очень далек от этого идеала. Но если будет получаться до часа уделять молитве в начале дня, и в конце — уже очень хорошо.
В отношении вечернего правила есть такая распространённая ошибка: сделаю все дела, доделаю то и то, и пред сном помолюсь.
Не слушай этих помыслов. Не помолишься! Тысячи раз меня убедили в том, что не помолишься. Может и попытаешься, через силу, через усталость, что-то невнятно, и хоть как-то. Но не получиться потом, перед сном это сделать так, как ты бы хотела. Выделяй время для молитвы по возможности раньше, когда еще есть силы, когда ум бодр, когда сердце чувствует, когда ты не падаешь от усталости, и не хочешь спать. Я заметил, что лучше найти время для вечернего правила между 20 и 22 часами. С утра конечно хорошо молиться до того, как все проснулись, но если не успеешь отдохнуть за ночь, день может быть тяжелым и нервным. Тут нужно все делать с рассуждением. За ночь тело должно успевать восстановить силы.
Поэтому так важно для нас расписание дня. Или хотя бы регламентированное время, выделенное на молитву. Все дела делай когда хочешь, а вот время молитвы не отдавай никому и ничему. Потому что потеряешь и то и другое. Это опыт.
Молитва — это главное, что должно у тебя быть. Я понял – все, что мы можем получить от Бога, дается нам исключительно через молитву. Молитва — это наше Все. Остальное только примыкает к ней. Благодать, даруемая в церковных таинствах, также Дар молитвы.
Если уж так получилось, что усталость валит и ноги не держат, пожалуйста – мое благословение — молись сидя. Сядь так, что бы тебе было удобно, не смущайся от того, что молишься сидя. Читай и внимай словам молитвы, так как я писал об этом ранее. Лучше держать в уме и сердце молитву сидя, чем думать о ногах, и чувствовать как болит спина. Во время болезни – молись лежа. И когда ложишься спать, про себя повторяй Иисусову молитву. Только проснулась — сразу же перекрестись, поблагодари Бога за прошедшую ночь, попроси благословение на предстоящий день. Не дай помыслам от лукавого влезть между тобой и Богом в самом начале дня. Я заметил неоднократно, для демонов важно — отравить начало нашего дня.
Молитвенное правило можно менять, чувствуй, что просит душа. Если слова молитвы уже не чувствует сердце , они стали «заезженными», нужно найти новые слова. Вообще молитвенное правило нужно варьировать, подбирать то, что созвучнее для души. Можно сделать выборку из Псалтыри, подобрать созвучные душе акафисты и каноны, важно, чтобы произносимые тобой слова были созвучны тому, что чувствует твое сердце.
Молитвенные правила, взятые из опыта святых отцов, это реанимационные приборы, призванные оживить наше сердце, чтобы запустить его. Как только появляется умиление, капает слеза, душа просыпается, значит сердце запустилось, заработало. Тогда уже сердечный массаж внешних слов не нужен, оно уже и так забилось. По большому счету, мы все время своей жизни должны ходить вот с таким, живым сердцем, но оно у нас спит, умерло, и только иногда оживает от Благодати Божией за подвиг молитвы.
Правда бывает, что оживает сердце от горя и скорби. Но такое оживление его и болезненно и неестественно. В нем много плотского, человеческого, страха, отчаяния, и прочь. Конечно, это средство смиряет, но только до тех пор, пока есть эта боль.
Бывает что смиряет и грех. Когда видишь себя в нечистоте, душа плачет, кается, повергается перед Богом. Как это не парадоксально, по этой причине, грешники бывают иногда впереди праведников, на пути к Богу. Самое страшное состояние души – самодовольство. А для души, видящей себя во грехах, это невозможно.
Когда хотя бы капля Благодати входит в сердце, все преображается. В душу входит мир и покой. Эта Благодать не дается без пота и усердия.
Но ее стяжание — есть главный смысл существования человека на Земле. Мы все, хоть как-то издалека, чувствовали этот мир. Иначе бы не искали Бога. Поэтому так тяжело что-либо доказать людям, далеким от этого чувства. Для человека, не вкусившего сладости Духа Святаго, христианская жизнь – это сплошное безумие. Они будут считать тебя «православнутой», «ударившейся в веру» и прочь. Не обращай на это внимания.
Кроме молитвы, важно чтение Священного Писания Нового Завета. Но и его нужно читать сердцем, с душевным проживанием прочитанного. Тогда и оно будет действовать на душу так же, как и искренняя молитва. От него также в душу может прийти умиление и мир. Если есть возможность, читай Новый Завет с утра, чтобы была пища для размышления на предстоящий день. Время, выделенное для этого чтения, можно отнести ко времени молитвы. Это тоже общение с Богом, сидение у Его ног, слушание Его и апостольских поучений.
Все было бы правильно дополнить чтением Святых Отцов.
Но только тех, слова которых ложатся на сердце, входят туда, как живая вода. Их можно читать как и Новый Завет, снова и снова перечитывая, и каждый раз находя в них что-то новое и полезное для себя. Но это чтение должно быть созвучно с нашей жизнью, с нашим духовным опытом. У каждого он свой. Мои любимые друзья в плане вот такой тихой беседы с настоящими людьми о настоящем, это преп. Исаак Сирин, авва Дорофей, преп. Макарий Египетский, и т. п. Их слова — есть некий концентрат Божественной мудрости, поэтому пить его нужно по капельке, смакуя, проживая душой прочитанное.
Многое сказанное там относится к очень высоким нотам духовной жизни, но их всегда, в той или иной степени, можно применить и к нашей жизни. Занимай их словами любую свободную минуту жизни, тем более, что сейчас это все уже есть и в интернете, в том числе и начитанное на аудио-файлы. Готовишь есть – слушай он-лайн, едешь в машине, скачай на флэшку. Ничего, что многое пройдет мимо ушей, но что-то все-таки и останется, это лучше чем ничего. Ну, и конечно, перед сном хотя бы страничку прочесть глазами со вниманием.
Все остальное уже относиться к вниманию к себе. Наблюдай зорко за движениями своего сердца, что входит в ум, что в чувства, куда сердце клонится. Чтение святых Отцов, как камертон, дает душе правильную тональность, настраивает на духовное восприятие жизни и самой себя.
Будем же держаться сего, и пусть Господь Своею милостью спасет нас, грешных.
Дух молитвы новоначального
Дух молитвы новоначального
Молитва есть возношение прошений наших к Богу.
Основание молитвы заключается в том, что человек – существо падшее. Он стремится к получению того блаженства, которое имел, но потерял, и потому – молится.
Приготовлением к молитве служат: непресыщенное чрево, отсечение попечений мечом веры, прощение от искренности сердца всех обид, благодарение Богу за все скорбные случаи жизни, удаление себя от рассеянности и мечтательности, благоговейный страх, который так свойственно иметь созданию, когда оно будет допущено к беседе с Создателем своим по неизреченной благости Создателя к созданию.
Первые слова Спасителя к падшему человечеству были: Покайтеся, приближися бо Царствие Небесное 55 . Посему, доколе не войдешь в это Царство, стучись во врата его покаянием и молитвою.
Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит о ней Бог. Он не уничижит дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно 56 .
Спаситель мира называет блаженными нищих духом, т. е. имеющих о себе самое смиренное понятие, считающих себя существами падшими, находящимися здесь, на земле, в изгнании, вне истинного своего отечества, которое – небо. Блаженни нищии духом, молящиеся при глубоком сознании нищеты своей, яко тех есть Царство Небесное 57 . Блаженни плачущии в молитвах своих от ощущения нищеты своей, яко тии утешатся 58 благодатным утешением Святаго Духа, которое состоит в Христовом мире и в любви о Христе ко всем ближним. Тогда никто из ближних, и злейший враг, не исключен из объятий любви молящегося; тогда молящийся бывает примирен со всеми тягостнейшими обстоятельствами земной жизни.
Господь, научая нас молитве, уподобляет молящуюся душу вдовице, обижаемой соперником, приседящей неотступно судии беспристрастному и нелицеприятному 59 . Не удаляйся расположением души при молитве от этого подобия.
Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом 60 , говорит пророк, а другой пророк говорит от лица Божия: На кого воззрю, точию на кроткаго, и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих 61 .
Печаль мысли о грехах есть честный дар Божий; носящий ее в персях своих с должным хранением и благоговением носит святыню.
Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней диавола.
Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму.
Заключай ум в произносимых словах молитвы, и сохранишь его во внимании. Имей глаза на устах или закрытыми: этим будешь способствовать соединению ума с сердцем. Произноси слова с крайнею неспешностию, и будешь удобнее заключать ум в слова молитвы: ни одно слово твоей молитвы не будет произнесено, не будучи одушевлено вниманием.
Ум, заключаясь в слова молитвы, привлекает сердце в сочувствие себе. Это сочувствие сердца уму выражается умилением, которое есть благочестивое чувство, соединяющее в себе печаль с тихим, кротким утешением.
Умиление – дар Божий, ниспосылаемый пребывающим и претерпевающим в молитвах 62 , постоянно возрастающий в них, руководствующий их к духовному совершенству.
Ум, предстоя внимательною молитвою пред невидимым Богом, должен быть и сам невидим, как образ невидимого Божества: т. е. ум не должен представлять ни в себе, ни из себя, ни пред собою никакого вида – должен быть совершенно безвидным. Иначе: ум должен быть вполне чужд мечтания, сколько бы ни казалось это мечтание непорочным и святым.
Во время молитвы не ищи восторгов, не приводи в движение твоих нервов, не горячи крови. Напротив – содержи сердце в глубоком спокойствии, в которое оно приводится чувством покаяния: вещественный огнь, огнь естества падшего, отвергается Богом. Сердце твое нуждается в очищении плачем покаяния и молитвою покаяния; когда же оно очистится, тогда Сам Бог ниспослет в него Свой всесвятый духовный огнь.
Не нарушает тишины сердечной и Божественный огнь, если он низойдет в сердечную горницу, когда в ней будут собраны ученики Христовы – помыслы и чувствования, заимствованные из Евангелия. Этот огнь не опаляет, не горячит сердца, напротив того, орошает, прохлаждает его, примиряет человека со всеми людьми и со всеми обстоя тельствами, влечет сердце в неизреченную любовь к Богу и ближним.
Рассеянность окрадывает молитву. Помолившийся с рассеянностию ощущает в себе безотчетливую пустоту и сухость. Постоянно молящийся с рассеяностию лишается всех плодов духовных, обыкновенно рождающихся от внимательной молитвы, усваивает себе состояние сухости и пустоты.
Мечтательность в молитве еще вреднее рассеянности. Рассеянность делает молитву бесплодною, а мечтательность служит причиною плодов ложных: самообольщения и, так называемой святыми Отцами, бесовской прелести.
Внимательная молитва, чуждая рассеянности и мечтательности, есть видение невидимого Бога, влекущего к себе зрение ума и желание сердца.
Плоды истиной молитвы: святой мир души, соединенный с тихою, молчаливою радостию, чуждою мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движений.
Душа тогда пребывает в верности к Богу, когда удаляется всякого слова, дела и помышления греховного.
За терпение и постоянство получаем дар молитвы.
Молитва есть высшее упражнение для ума.
Молитва есть глава, источник, мать всех добродетелей.
Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся, т. е. все потребности для временной жизни, приложатся вам 63 .
Приноси Богу смиренную молитву о совершаемых тобою добродетелях и благочестивых подвигах: очищай, совершенствуй их молитвою и покаянием.
Предай Богу дух, душу и тело твои, а от Него прими святую молитву, которая, по учению апостола и Вселенской Церкви, есть действие в человеке Святаго Духа, когда Дух вселится в человека 64 .
Смирение есть единственный жертвенник, на котором дозволено человекам при носить молитвенные жертвы Богу, – единст венный жертвенник, с которого мо литвен ные жертвы приемлются Богом; молитва есть мать всех истинных, божественных добродетелей. Невозможно, невозможно никакое духовное преуспеяние для того, кто отверг смирение, кто не озаботился вступить в священный союз с молитвою. Упражнение молитвою есть завещание апостола: непрестанно молитеся, говорит нам апостол 65 . Упражнение молитвою есть заповедь Самого Господа, заповедь, соединенная с обетованием: просите, приглашает нас Господь, повелевает нам Господь, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам 66 .
«Научи меня молиться». О молитве оптинских старцев
В Калужской области, в сердце России расположилась знаменитая Введенская Оптина пустынь. В период XVIII-XX веков в этом монастыре просияла целая плеяда подвижников благочестия. Оптинские старцы имели самое разное социальное происхождение и хорошо понимали душу народа. Поэтому их духовное наследие так важно для нас. Одним из самых известных оставленных ими духовных памятников стала «молитва оптинских старцев».
История появления знаменитой молитвы
В 1918 году большевики закрыли Оптину пустынь, но монахи расходиться не стали. Они назвали себя «сельскохозяйственной артелью» и под видом такой житейской хитрости смогли прослужить в обители ещё пять лет. В 1923 году была закрыта и артель. Последним старцам Оптиной пришлось скитаться по городам и весям Калужской области, находя приют в домах благочестивых мирян.
Примерно в эти годы, когда Евангелия и молитвословы изымались и уничтожались, а издание новых духовных книг было под запретом, и родилась «молитва оптинских старцев». Духовные чада старцев спрашивали их, как им следует молиться в отсутствии молитвословов, и получали в ответ короткие простые прошения. По структуре и содержанию, «молитва» очень похожа на прошения святителя Иоанна Златоуста на каждый час дня и ночи, содержащиеся в вечернем правиле.
«Конкретные слова, вполне вероятно, подобрали и сложили в единый текст последователи и духовные чада оптинских монахов-изгнанников. Но смысл и дух молитвы исходили, безусловно, от этих монахов. Более того, старцы, скорее всего, были знакомы с текстом этой молитвы и благословляли своих чад пользоваться им и распространять дальше», – говорил журналистам экскурсовод Оптиной пустыни иеромонах Исаакий (Гусев).
Духовный камертон современного христианина
«Молитва оптинских старцев» долгое время распространялась в рукописном варианте и имеет несколько версий. Они отличаются по размеру и даже имеют вариации в названиях. Но общий смысл молитвы всегда остаётся одинаковым. В большинстве её прошений человек призывается к надежде на Бога. К доверию к Его святой воле и благому промыслу о нас.
В древние времена императоры Рима бросали христиан на съедение диким зверям. Пытали и мучили их. Но Церковь не исчезала, а лишь росла на крови своих мучеников. «Молитва оптинских старцев» появилась во времена глубокой скорби и, вместе с тем, глубокого возрождения Церкви. С началом большевистских гонений, все слабые духом бежали из Церкви. Зато в оставшихся в Ней исповедниках и новомучениках лишь обострились духовные дары. Именно поэтому составленная ими «молитва» так проникновенна.
Безымянные составители «молитвы» не имели перед собой церковной литературы, но имели в сердцах Духа Святого. Поэтому их лаконичные прошения и оказались духовно гениальными. Каждое из них предельно понятно нам. И каждое из них наполнено глубоким смыслом, который находит живой отклик в наших душах. «Молитва оптинских старцев» служит «духовным камертоном», благодаря которому каждый из нас может правильно настроить свой внутренний диалог с Господом.
Почему мы просим Бога именно об этом?
«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день». «Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой». Несколько раз «молитва» напоминает верующему о благом промысле Божием. Не всё, что случается в нашей жизни, может нам нравиться. Человеку приходится претерпевать определённые лишения и испытания. Но они не даются Богом для того, чтобы сломить человека. Если он правильно примет и переживёт их, то сможет развить свою личность и приблизиться к Богу.
«Руководи моею волею…». «Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой». На первый взгляд, кажется, что это правило только для монахов. Но на самом деле умение отсекать свою волю и с доверием предаваться в волю Господа – это всегда самый правильный путь в Царство Небесное. Для живущих по воле Божией не страшны никакие напасти, ведь «у вас и волосы на голове все сочтены» (Лк. 12:7).
Господь всегда позаботится о тех, кто твёрдо надеется на Него.
А вот это прошение «молитвы» напоминает горячим новоначальным христианам, что любые духовные подвиги без любви не приносят никакой пользы. И что иногда мир в семье важнее, например, чем постное меню за обедом: «Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая».
Духовенство о «молитве оптинских старцев»
Многие пастыри наших дней рекомендуют «молитву оптинских старцев» Её советует верующим, например, протоиерей Андрей Ткачёв: «В этой молитве Оптинские старцы как бы советуют человеку быть внимательным к каждому дню и полагаться на Бога – это главный лейтмотив всего там сказанного. Она руководствует человека по прожитому дню, по проживаемому дню. С утра до вечера».
Известный проповедник протоиерей Дмитрий Смирнов на вопрос о том, когда «молитву оптинских старцев» можно читать, ответил так: «Когда её можно читать? Да когда хотите! Хоть каждый час из двадцати четырёх». Некоторые священники своим прихожанам благословляют даже прибавлять «молитву оптинских старцев» к личному ежедневному утреннему правилу.
Оптинские старцы принимали в своём монастыре тысячи паломников. К каждому из них они подходили со вниманием и любовью, пробуждая в душах верующих покаяние и желание достигнуть христианского совершенства. Сегодня, четырнадцать старцев Свято-Введенской Оптиной пустыни почитаются в лике святых. Вы можете вместе с нами молитвенно обращаться к ним со своими нуждами. Как словами их молитвы, так и своими собственными.
О молитве
Статьи, заметки, размышления, посвященные разговору с Богом — молитве.
Дыхание души
Фразу апостола Павла «непрестанно молитесь», кажется, знают все православные христиане. Однако, насколько она сегодня нами понимается и исполняется? Попробуем вдумчиво поговорить о «матери всех добродетелей» — молитве. Драгоценный дар Молитва
Достучаться до Небес
Как за одно утро поднять на молитву половину мира? Знала бы я, что только за это утро всё перевернется с ног на голову, кардинально изменив мое мироощущение в целом… 16
Молитва Господня: самые важные слова
Каков Отец православных христиан? Чего на самом деле стоит просить у Бога? И где в словах молитвы Господней – наша присяга на верность Небесному Отечеству? Наш Отец «Отче наш». Первые
Почему так много икон Богородицы?
О Пресвятой Богородице, матери Иисуса Христа, так или иначе слышали все. В русской православной традиции Святая Дева всегда особо почиталась верующими людьми. К ее заступничеству зачастую в истории прибегали и
Папа римский изменил текст молитвы “Отче наш”
Папа римский Франциск утвердил третье издание книги “Миссал”, определяющей порядок проведения мессы, сообщает католическое издание Avvenir. Отмечается, что в книге изменен текст молитвы “Отче наш”. Слова “Не введи нас во искушение”
О молитве: 5 богословских мнений
А вы знаете, зачем подавать записки в храм? А какая молитва может оказаться во вред? И в чем польза непрестанной молитвы? Сегодня на эти вопросы ответят православные святые, подвижники и
Псалом 90: под защитой Бога
Защита от стрел, василисков и полуденного беса: о чем повествует самый известный среди христиан псалом? Попробую простым языком рассказать, как Бог дает защиту в обмен на надежду, и почему не
Церковная записка — такая простая и … непонятная?
Сегодняшняя статья родилась из многочисленных вопросов знакомых новоначальных христиан, которым непонятно, зачем подаются церковные записки, как их правильно писать и в чём разница между заказной запиской, молебном и панихидой. Если
Панихида по усопшим: наша помощь умершим
Смерть не ставит точку в жизни человека, но открывает ему дорогу к вечности. Загробный мир становится местом испытаний и ожидания Страшного Суда. Облегчить участь души усопшего могут только живые люди.
Исихазм: да будет Свет!
Как стать подобным Иисусу Христу? Что такое Фаворский свет? И в кого можно превратиться, если не молиться? В Неделю Григория Паламы поговорим о том, как с помощью простых слов можно
Иоакимо — Анновский храм Можайска
Официальный приходской сайт
О молитве: краткий сборник советов и практических рекомендаций
Преподобный Иоанн Лествичник называет молитву матерью и вместе с тем царицей добродетелей, так как молитва – это средство Богообщения. Недаром в древности монахи зачастую приветствовали друг друга одним вопросом: «Как молитва?», ведь молитва – это барометр духовной жизни человека.
Цель молитвы
Молитва – общение и единение человека с Богом, дверь в Царство Божие, источник всех добродетелей, путь к Богу, пища души, средство исполнения Заповедей, главное дело жизни, высочайшая форма человеческого бытия, разрушительница скорбей, мать исправления жизни и очищения от грехов, путеводитель сквозь искушения, показатель духовного возраста.
- Молитва бывает личная и общественная (в данной статье рассматривается только личная молитва). Молиться можно о себе и о ближних: живых и усопших, друзьях и врагах…
- В молитве обращаются как к Единому Богу, так и к каждому из Лиц Пресвятой Троицы; Богородице, Ангелам, святым.
- По содержанию молитвы условно можно разделить на просительные, благодарственные, покаянные и славословия.
- По качеству молитвы можно выделить три ступени:устную (гласную), умную (в уме) и сердечную.
- По времени совершения молитва может быть периодческая и непрестанная (одна из её форм –Иисусова молитва).
- Молитва может быть как словесной, так и созерцательной, то есть совершаемой в безмолвном предстоянии перед Богом.
ПЕРИОДЫ В МОЛИТВЕ
- Молитве новоначальных свойственны лёгкость и особое возвышенное чувство, Сам Бог обильно дарует человеку Свою благодать (она называется призывающей).
- Затем наступает период молитвенного охлаждения, когда уже требуются человеческие усилия. Эти периоды сравнивают с младенчеством, когда новорождённого сначала носят на руках, но с возрастанием требуют от него усилий для того, чтобы он и сам учился ходить.
- Третий период – период вновь благодатной, нерассеянной и тёплой молитвы.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВИЛЬНОЙ МОЛИТВЫ
ПОЧЕМУ ГОСПОДЬ ИНОГДА ДОЛГО НЕ ИСПОЛНЯЕТ НАШИХ МОЛИТВ?
- Когда мы просим того, что нам не полезно.
- Когда мы молимся небрежно.
- Чтобы удержать нас на молитве, если нам нужна конкретная помощь, а не Бог.
- Потому, что ещё не пришло время.
- Чтобы даровать нам ещё больше, вознаградив за терпение.
О ВНИМАНИИ В МОЛИТВЕ
СЛЕДСТВИЯ НЕВНИМАНИЯ В МОЛИТВЕ
- Без внимания молитва превращается в молитвословие.
- Невнимательная молитва – лицемерие перед Богом: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко от Меня» (Мк. 7:6).
- Чем заняты наши мысли, помимо Бога, тому мы и молимся: людям, вещам, событиям.
- Обычная лукавая мысль при невнимательной молитве: главное – вычитать определённое количество молитвословий. Поэтому лучше принять установку – невнимательная молитва фактически не прочитана, так как и молитвой не является.
УСЛОВИЯ ПРАВИЛЬНОЙ МОЛИТВЫ
Готовность души
- Нераскаянные грехи и страсти являются препятствием для общения с Пресвятым Богом.
- Условием искренней молитвы является покаяние и смирение души. Следует постараться наполнить душу раскаянием и любовью.
- Злопамятность делает молитву бесплодной.
- Душа должна быть наполнена доверием ко Творцу, готовностью принять Его волю.
Место совершения молитвы
- Идеально молиться в уединенном помещении, по возможности защищенном от внешних шумов. (При отсутствии такового помещения некоторые подвижники молились даже в шкафу.)
- Если такого уединенного помещения нет, то молиться можно, закрывшись в ванной или даже в туалете. (Кстати, при освящении квартиры не пренебрегаем священником и туалет.)
Время совершения молитвы
- «Господь даёт молитву молящемуся» – свидетельствуют св. отцы. Количество переходит в качество, Господь даёт чистую молитву тому, кто приоритетом в своих делах ставит общение с Ним, упорно борется с рассеянностью и ленью.
- Установить чёткий режим дня, чтобы не молиться сквозь сон.
- Не стоит стремиться к количеству (вычитать всё правило) за счёт качества молитвы. Можно отмерить по будильнику строго определённое время для молитвы, чтобы не спешить.
- Утром молятся до завтрака. Вечером неподготовленный человек не должен молиться слишком поздно.
- Уединению и вниманию в молитве способствует бдение (ночная и ранне-утренняя молитва).
Отсутствие внешних раздражителей
- Заранее позаботьтесь о том, чтобы вас ничто не отвлекало.
- Лучше всего молиться, когда окружающие уже (ещё) спят.
- Следует отключать у мобильный телефон на время молитвы. Не переводить сигнал в виброрежим, а отключать звук совсем или унести телефон в дальнее помещение.
- По возможности нужно убрать из поля зрения раздражители, например, занавесить окна.
Концентрация ума
- Молитва – это время духовной борьбы, внимание – один из необходимых её этапов.
- Желательно не начинать молитву сразу, а постоять или присесть перед началом в тишине, стараясь отключиться от забот и суеты, отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов (это важнейший пункт достижения внимательной молитвы. ).
- Лучше стоять перед иконами, желательно, чтобы они были большие и хорошо писанные. Перед ними хорошо затеплить свечу или лампаду.
- Произнесение слов молитвы должно быть совершенно отчётливым, каждое слово должно проговариваться без комканья или проглатывания окончаний.
- Особенно поначалу важна неторопливость. Окончание молитв не следует ускорять.
- Стараться держать в памяти всё произносимое предложение.
- Не делать больших пауз между молитвами.
- Дремота и рассеянность изгоняются земными поклонами. Задумался – сделай земной поклон.
- Не молиться заунывно, делать акцент в молитвенных прошениях.
- Читать по одной фразе с паузами между ними.
- Можно закрыть глаза (дверь для внешних впечатлений) во время молитвы.
- Не следует тараторить, стремиться побыстрее «вычитать правило» (держа в уме следующие дела), медленное чтение молитвословий упрощает контроль за вниманием! Темп молитвы должен позволять осознавать каждое произнесённое слово.
Воспитание дисциплины ума
- Молитва отражает наше духовное состояние, рассеянность в молитве является следствием рассеянности ума.
- Нужно искать причины рассеянности и постепенно избавляться от них, раскручивая, как клубок (не поздно молиться, молиться днём, понимать содержание молитвословий, молиться Иисусовой молитвой…). Чистота жизни, борьба со страстями влияет на качество вашей молитвы.
- Навык дициплины ума приходит через чтение Нового Завета и святых отцов. Такое чтение уже является разновидностью молитвы и средством воспитания внимания, оно упорядочивает ум и даёт иную глубину в отношении к Богу.
Про себя или гласно?
- Для лучшего сосредоточения и понимания смысла молитвословий новоначальные должны безусловно практиковать устную (то есть, устами) – гласную молитву, молиться про себя (умом) только при других.
- Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Никто из желающих преуспеть в молитве да не дерзает легко мыслить и судить о молитве, произносимой устами и гласом при внимании ума, как о делании малозначащем, не заслуживающем уважения. Если святые Отцы говорят о бесплодии устной и гласной молитвы, не соединенной со вниманием, то из этого не должно заключать, чтобы они отвергали или уничижали и самую устную молитву. Нет! Они только требуют при ней внимания. Внимательная устная и гласная молитва есть начало и причина умной. Внимательная устная и гласная молитва есть вместе и молитва умная. Научимся сперва молиться внимательно устной и гласной молитвой, тогда удобно научимся молиться и одним умом в безмолвии внутренней клети».
- При невозможности молиться вслух приемлемо делать это шёпотом.
Участие тела в молитве
Какие молитвословия использовать. Объём молитвословий. Молитва своими словами
Начало и окончание молитвы
- Перед началом молитвы нужно остановить поток мыслей и образов в уме, постоять некоторое время в тишине, постаравшись ощутить вечность, отсутствие времени. Естественно, что это не имеет ничего общего с медитацией (см. по ссылке о различии молитвы и медитации).
- Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом.
- Св. отцы рекомендуют начинать молитву с обращения к Богу о помощи в достижении угодной Ему молитвы.
- Сосредоточиться нужно сразу с начальных молитв, а не быстро проговаривать их, как «необходимое вступление».
- Прошения следует завершать оговоркой «да будет воля Твоя», так как мы не можем быть уверены, что в нашем падшем состоянии просимое будет во благо, то есть, согласно с волей Божьей.
- Не будем забывать о благодарении, о котором Сам Господь напомнил нам в притче о десяти прокаженных.
Опасности и искушения в молитве
- Не следует впадать в уныние, а тем более совсем переставать молиться из-за трудностей в обретении внимания. Для Господа важны не столько результаты, сколь наше усердие и искренность. Даже святые подвижники до конца дней вели жесточайшую борьбу за правильную молитву.
- Однако от нас требуется готовность к испытаниям: к тому, что мы вступаем в духовную битву и тьма помыслов и искушений окружит нас в этот момент, «как тучи мошек».
- Следует убрать все образы из памяти, избегать восторженности в молитве, душевная, эмоционально-чувственная сфера не должна превалировать над умом. Нельзя пытаться искусственно искать сладостные ощущения и переживания, воспалять воображение, так как это прямой путь к духовной прелести.
- Чередование периодов сухой и тёплой молитвы свойственно не только новоначальным.
- Не стоит стесняться лишний раз «побеспокоить» или «отвлечь» Творца Вселенной. Ведь Бог всемогущ и не имеет нужды в отдыхе. Также неверно считать прошение более «низким» видом молитвы, чем остальные три. Прошение свидетельствует о нашем доверии Богу, признании Его всемогущества, надежде на Него, уверенности в Его любви к нам.
- Нехорошо мирянам пренебрегать служением ближним ради достижения спокойствия в молитве.
При потере внимания
- Каждый раз при потере внимания просите Господа: «Господи, научи нас молиться!».
- При отвлечении внимания – продолжайте чтение ещё медленнее и внимательнее, возвратившись к тем словам, которые удержались в памяти.
РЕБЁНОК И МОЛИТВА
- Следует выбрать наиболее яркие и несложные молитвы и подробно разобрать их вместе с ребёнком.
- Полезно научить дитя кратким молитвам на разные случаи жизни, чтобы молитва не замыкалась для него стенами спальни.
- Очень важна семейная молитва до и после еды.
- Дети обязательно должны молиться и своими словами.
- Сделайте ребёнку небольшой помянник, чтобы он молился за близких.
- Иконы должны занимать почётное место в детской комнате и не должны быть маленького размера. Хорошо иметь в иконостасе икону святого покровителя вашего ребёнка.
- Детям лучше молиться вместе с родителями.
- Дети должны привыкнуть к регулярности молитв, но при этом молитва не должна им надоедать.
- По мере взросления детей рассказывайте им в доступной форме об основах искусства молитвы.
Источник: из личных дневников «Азбуки Веры»
Увлекаюсь святыми писаниями с юности. Прочел более 80 книг данной тематики.