На горе елеонской молитва

Полное описание: На горе елеонской молитва специально для наших уважаемых читателей.

Елеонская гора

Елеонская гора (гора маслин, масличная) ( Зах. XIV, 4 , Лк. XIX, 37 ) – одна из Иудейских гор, лежащих к в. от Иерусалима, от которого отделяется долиной Кедронской ( Ин. XVIII, 1 ). Несомненно, что она получила свое название от оливковых или масличных деревьев, в обилии росших около нее еще с глубокой древности и вековые экземпляры которых доселе еще можно видеть на западном склоне горы в саду Гефсиманском. (См. Гефсимания).

Об Елеонской горе в первый раз упоминается в трогательном библейском повествовании о бегстве Давида из Иерусалима по случаю возмущения сына его Авессалома: Давид пошел на гору Елеонскую, говорит свящ. писатель, шел и плакал, голова у него была покрыта, он шел босой. ( II Цар. XV, 30 и сл.). Кроме сего, она прямо называется горой Елеонской еще один раз в В. З., именно в книге пр. Захарии: и станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима к востоку ( Зах.XIV, 4 ).

Впрочем, есть и другие места в Свящ. Писании, в которых на нее указывается, то как на гору, которая пред Иерусалимом ( III Цар. XI, 7 ), то она называется масличной горой ( 4Цар. XXIII, 13 ), то горой, которая на восток от города ( Иез. XI, 23 ).

Но особенно часто упоминается о горе Елеонской в свящ. книгах Нового Завета: и пришли в Вифанию, к горе Елеонской ( Мф. XXI, 1 ) и воспев пошли (Господь и апостолы) на гору Елеонскую ( Мф.XXVI, 30 ), Иисус же пошел на гору Елеонскую ( Ин. VIII, 1 ), тогда они (т. е. апостолы) возвратились с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути ( Деян. I, 12 ) и др.

Настоящее название горы Донебел-Эль-Тур, и на ней стоит небольшое селение Тур, с церковью Вознесения.

С горы Елеонской, возвышающейся над Иерусалимом почти на 200 футов, открывается прекрасный, величественный вид на город. При подошве горы протекает Кедронский поток, на запад от него мусульманское кладбище, а на восток – иудейские гробницы. Почти напротив врат св. Стефана находится церковь в честь Успения Божией Матери с ее гробницей, а несколько далее к в. лежит Гефсимания. Тропинка, извивающаяся по горе по направлению к югу, приводит к гробницам пророков, затем обращается по направлению к северу к селению Тур и церкви Вознесения, близ которых возвышается минарет с величественным видом на окрестности, как-то: на Иерусалим, на поток Кедронский, на Иордан, Мертвое море, за которым темной линией тянутся горы Моавские. Чрез Елеонскую гору доселе еще лежит дорога в Вифанию.

Сколько священных, торжественных воспоминаний из земной жизни нашего Господа соединено с этою горой для каждого христианина! Ни одно наименование в Свящ. Писании не возбуждает в нас с ранних лет детства столько трогательных и умилительных чувств, как гора Елеонская. Эта гора так тесно связана с частной земной жизнью Спасителя, что мы не можем ни читать о ней, ни смотреть на нее без чувств самого глубокого благоговения и любви. На эту гору Господь часто ходил со Своими учениками в ночное время ( Ин. VIII:1, XVIII:2 ) для молитвы и телесного успокоения; здесь, в виду Иерусалима, Он скорбел о несчастной, грядущей судьбе Его; беседовал с учениками о чудесных будущих событиях, о конце видимого мира, разрушении св. града, о страданиях, гонениях и, наконец, о полном торжестве и победе Своих последователей ( Мф. XXIV ). Здесь изрек Он две чудные свои притчи: о десяти девах и о пяти талантах ( Мф. XXV ). Сюда, в сад Гефсиманский, пошел Он с учениками Своими после Тайной вечери и молился здесь об удалении от Себя чаши страданий: Отче Мой! Если возможно да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты ( Мф. XXVI, 39 ). И когда смерть и ад крестной смертью были побеждены, Он вывел их (т. е. учеников) из города до Вифании и благословил их, вознесся на небо с горы Елеонской ( Лк. XXIV, 50, 51 , Деян. I, 12 ).

В недавнее время (в 1885 или 1886 г.) Православное палестинское общество, состоящее под председательством Е. И. В. Великого Князя Сергея Александровича, воздвигло на крутом склоне горы Елеонской русский православный храм в честь св. равноап. Марии Магдалины и в поминовение покойной государыни императрицы Марии Александровны. Храм этот очень красивой наружности и архитектуры.

Беседа Господа на горе Елеонской

(см.: Мф, гл. 24–25; Мк 13, 1–36; Лк 21, 5–36)

Признаки конца мира и Второго Пришествия Христова

В тот же день вечером, возвращаясь из храма, ученики обратили внимание Иисуса: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» В ответ Господь сказал: «Все это будет разрушено и камня на камне здесь не останется». Когда они по дороге в Вифанию взошли на Елеонскую гору, с которой открывается величественный вид на Иерусалим, ученики спросили Иисуса: «Скажи нам, когда это будет? И какие будут признаки конца мира и Твоего пришествия?» Господь указал им следующие знаки:

«Народ восстанет на народ, и царство на царство, и будет голод, болезни и землетрясения. Вас будут предавать на мучения и убивать, и вас будут ненавидеть все за имя Мое, но претерпевший же до конца спасется. По причине умножения грехов во многих охладеет любовь. Евангелие Царствия будет проповедано по всему миру, как свидетельство для всех народов, и только тогда наступит конец.

На святом месте будет мерзость идолопоклонства. И тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне и никогда больше не будет. Тогда лжехристы и лжепророки будут своими ложными знамениями и чудесами прельщать людей, и если удастся, то и верующих. Но Второе Пришествие Сына Божия будет не тайным и прикровенным образом. Оно будет, как молния, которая видна во мгновение во всех концах земли. Сын Человеческий (то есть Господь Иисус Христос) явится во славе, и Ангелы Его громогласною трубой соберут к Нему всех людей».

Читайте так же:  Боже упокой душу молитва

Призывы к бодрствованию. Притча о десяти девах

«Но о том, когда это будет, не знает никто, ни Ангелы небесные, а только один Отец Мой. И поэтому бодрствуйте и ждите, потому что не знаете, в который час придет ваш Господь.

Если бы хозяин дома знал, в котором часу придет вор, то он сторожил бы свой дом и не дал бы вору проникнуть в него. Поэтому и вы будьте готовы, потому что Сын Человеческий придет тогда, когда вы Его не ждете».

Ожидая прихода Христа, необходимо должным образом подготовиться к Его приходу. Господь рассказал такую притчу:

«Небесное Царство будет подобно десяти девам, участвующим в свадебной процессии. С зажженными светильниками они должны были встречать жениха. Пять из них были мудрыми, а другие пять неразумными. Неразумные девы взяли светильники, но не взяли для них масла, а умные вместе со светильниками взяли и масло в кувшинах. Жених задержался, и они все заснули. Около полуночи раздался крик: “Жених идет! Выходите встречать его!” Девы проснулись и поправили свои светильники. Глупые стали просить мудрых: “Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут”. “Нет, — ответили те, — если мы поделимся с вами маслом, то не хватит ни вам, ни нам. Пойдите лучше к торговцам и купите себе”. Когда же глупые девы пошли покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. Позже вернулись и остальные девы и стали просить: “Господи! Господи! Открой нам!” Но жених ответил: “Истину говорю вам: я не знаю вас”». Елей, который каждый человек должен приготовить к приходу Спасителя, — это добрые дела. Без этого елея — добрых дел — человек навечно останется во мраке греха и лишит себя радости общения со Своим Господом.

Притча о талантах

Бог каждому человеку вручает Свои дары, которыми тот должен послужить Богу и ближним. Господь пояснил это в притче:

Талант, то есть дар Божий, это не только какие-либо наши исключительные способности. Все, что мы имеем — время, силы, здоровье, — имеем от Бога и за то, как мы распорядимся этими дарами, будем отвечать на Страшном Суде перед Богом.

Притча о Страшном Суде

О том, как будет проходить Страшный Суд над всем человечеством, Господь рассказал в притче:

Эта беседа произвела на апостолов огромное впечатление. Ожидание Второго Пришествия Христова вдохновляло их на проповедь и укрепляло в испытаниях. Апостолы ожидали пришествия Христова и готовили себя к нему. Ей, гряди, Господи Иисусе! — этой молитвой Христу заканчивает апостол Иоанн Богослов Апокалипсис, последнюю книгу Священного Писания.

Прошло несколько десятилетий после этой беседы Спасителя со Своими учениками, и в 70 году, после восстания иудеев и кровопролитной войны, Иерусалим был взят римскими войсками, и храм был стерт с лица земли. Так исполнились пророческие слова Спасителя о том, что на том месте не останется камня на камне. Разрушение Иерусалима и храма было страшным испытанием для всех иудеев.

Конец святого города они переживали как конец мира, но христиане, помнящие пророческие слова Христа, воспринимали происходящее как прообраз будущих событий. В каждом столетии христиане бодрствуют и готовят себя к встрече с Господом, понимая, что Господь по Своему милосердию откладывает пока приход, оставляя нам время для покаяния. Только бы Он придя не застал нас неготовыми!

Монастырь Малая Галилея на горе Елеон

Монастырь Малая Галилея или монастырь Мужей Галилейских представляет собой довольно большой участок земли на самой вершине Елеонской горы с большой оливковой рощей. Там располагается резиденция Патриарха Иерусалимского и большой двухэтажный храм. На территории участка имеется ещё один небольшой храм в честь Благовещения Божией Матери архангелом Гавриилом за три дня перед Успением. В большом храме находится также усыпальница иерусалимских патриархов.

Монастырь принадлежит Иерусалимской православной церкви.

Содержание

История

Так названо это место на Елеонской горе потому, что в евангельские времена здесь существовала гостиница для приходивших на праздники в Иерусалим галилеян. Здесь нередко бывали апостолы Христовы; в связи с этим предание говорит, что именно тут явился им Господь по Воскресении Своем, когда «они подали Ему часть печеной рыбы и мед» (Лк. 24). В память этого в обширном саду, обнесенном стеной, стоит открытая часовня, ниже уровня земли, с двухсторонней иконой, изображающей учеников, окруживших Воскресшего. На стене надпись, повествующая означенное евангельское событие.

Два отрезка древних колонн, стоящих тут же, хранятся здесь с тех времен, когда неверные не допускали христиан молиться на месте. Вознесения; они перенесены из «Имвомона», где стояли в память явления апостолам двух Ангелов при Вознесении Господнем.

В то время службы совершались в построенном тут же большем храме, восстановленном в недавнее время. При храме большое здание является в настоящее время резиденцией Иерусалимского патриарха.

С другой стороны сада у стены маленькая церковь стоит на месте молитвы Пречистой Богоматери, где Она по Вознесении Господнем возносилась к Нему душой, где и получила извещение о Своем к Нему отшествии — о Своем; преставлении. Малый храм без иконостаса, на полу местами следы древней мозаики.

Современное состояние

Насельников в обители совсем немного: отец Анфим – настоятель и две три прислуживающие ему сестры. К главному храму ведет длинная аллея, среди большой рощи оливковых деревьев. Названо это место Малой Галилей не случайно. Ещё в ветхозаветные времена сюда на праздники приходили именно жители Галилеи — галилеяне. Здесь они останавливались, чтобы потом идти на молитву в иудейский Храм.

Рядом с большим храмом находится недостроенная колокольня. В зелени деревьев утопает часовня, на месте явления Господа своим ученикам, описанного в шестом воскресном Евангелии (Лк, гл. 24, 36-53), когда Спаситель ел перед учениками рыбу и мёд. Красивая икона под стеклом напоминает о Евангельском событии, а за ней находится престол, где периодически совершается богослужения, молебны. За престолом ступеньки ведут вниз к двум древним колонам с изображением креста – остатки древнего храма византийского периода.

Храмы

  • Церковь в честь явления воскресшего Христа ученикам в Галилее
  • Храм в честь Благовещения Божией Матери архангелом Гавриилом за три дня перед Успением
  • Храм святителя Николая (нижний)
Читайте так же:  Сильные молитвы от сглаза

Святыни

  • Распятие, стоявшее до пожара 1808 года на Голгофе в Храме Гроба Господня
  • Икона св. Иоанна Дамаскина в алтаре храма Малой Галилеи
  • Иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» и «Федоровская»

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: Ruba el-Adawiya st., Olive Mt., Jerusalem, Israel

Проезд: На центальной улице Масличной горы, приблизительно посередине между русским Вознесенским монастырем и немецкой больницей Августа-Виктория (там и там находятся самые высокие колокольни Иерусалима).

Паломнику

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Икона св.Иоанна Дамаскина в алтаре храма Малой Галилеи

Беседа Господа на горе Елеонской

(см.: Мф, гл. 24–25; Мк 13, 1–36; Лк 21, 5–36)

Признаки конца мира и Второго Пришествия Христова

В тот же день вечером, возвращаясь из храма, ученики обратили внимание Иисуса: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» В ответ Господь сказал: «Все это будет разрушено и камня на камне здесь не останется». Когда они по дороге в Вифанию взошли на Елеонскую гору, с которой открывается величественный вид на Иерусалим, ученики спросили Иисуса: «Скажи нам, когда это будет? И какие будут признаки конца мира и Твоего пришествия?» Господь указал им следующие знаки:

«Народ восстанет на народ, и царство на царство, и будет голод, болезни и землетрясения. Вас будут предавать на мучения и убивать, и вас будут ненавидеть все за имя Мое, но претерпевший же до конца спасется. По причине умножения грехов во многих охладеет любовь. Евангелие Царствия будет проповедано по всему миру, как свидетельство для всех народов, и только тогда наступит конец.

На святом месте будет мерзость идолопоклонства. И тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне и никогда больше не будет. Тогда лжехристы и лжепророки будут своими ложными знамениями и чудесами прельщать людей, и если удастся, то и верующих. Но Второе Пришествие Сына Божия будет не тайным и прикровенным образом. Оно будет, как молния, которая видна во мгновение во всех концах земли. Сын Человеческий (то есть Господь Иисус Христос) явится во славе, и Ангелы Его громогласною трубой соберут к Нему всех людей».

Призывы к бодрствованию. Притча о десяти девах

«Но о том, когда это будет, не знает никто, ни Ангелы небесные, а только один Отец Мой. И поэтому бодрствуйте и ждите, потому что не знаете, в который час придет ваш Господь.

Если бы хозяин дома знал, в котором часу придет вор, то он сторожил бы свой дом и не дал бы вору проникнуть в него. Поэтому и вы будьте готовы, потому что Сын Человеческий придет тогда, когда вы Его не ждете».

Ожидая прихода Христа, необходимо должным образом подготовиться к Его приходу. Господь рассказал такую притчу:

«Небесное Царство будет подобно десяти девам, участвующим в свадебной процессии. С зажженными светильниками они должны были встречать жениха. Пять из них были мудрыми, а другие пять неразумными. Неразумные девы взяли светильники, но не взяли для них масла, а умные вместе со светильниками взяли и масло в кувшинах. Жених задержался, и они все заснули. Около полуночи раздался крик: “Жених идет! Выходите встречать его!” Девы проснулись и поправили свои светильники. Глупые стали просить мудрых: “Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут”. “Нет, — ответили те, — если мы поделимся с вами маслом, то не хватит ни вам, ни нам. Пойдите лучше к торговцам и купите себе”. Когда же глупые девы пошли покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. Позже вернулись и остальные девы и стали просить: “Господи! Господи! Открой нам!” Но жених ответил: “Истину говорю вам: я не знаю вас”». Елей, который каждый человек должен приготовить к приходу Спасителя, — это добрые дела. Без этого елея — добрых дел — человек навечно останется во мраке греха и лишит себя радости общения со Своим Господом.

Притча о талантах

Бог каждому человеку вручает Свои дары, которыми тот должен послужить Богу и ближним. Господь пояснил это в притче:

Талант, то есть дар Божий, это не только какие-либо наши исключительные способности. Все, что мы имеем — время, силы, здоровье, — имеем от Бога и за то, как мы распорядимся этими дарами, будем отвечать на Страшном Суде перед Богом.

Притча о Страшном Суде

О том, как будет проходить Страшный Суд над всем человечеством, Господь рассказал в притче:

Эта беседа произвела на апостолов огромное впечатление. Ожидание Второго Пришествия Христова вдохновляло их на проповедь и укрепляло в испытаниях. Апостолы ожидали пришествия Христова и готовили себя к нему. Ей, гряди, Господи Иисусе! — этой молитвой Христу заканчивает апостол Иоанн Богослов Апокалипсис, последнюю книгу Священного Писания.

Прошло несколько десятилетий после этой беседы Спасителя со Своими учениками, и в 70 году, после восстания иудеев и кровопролитной войны, Иерусалим был взят римскими войсками, и храм был стерт с лица земли. Так исполнились пророческие слова Спасителя о том, что на том месте не останется камня на камне. Разрушение Иерусалима и храма было страшным испытанием для всех иудеев.

Конец святого города они переживали как конец мира, но христиане, помнящие пророческие слова Христа, воспринимали происходящее как прообраз будущих событий. В каждом столетии христиане бодрствуют и готовят себя к встрече с Господом, понимая, что Господь по Своему милосердию откладывает пока приход, оставляя нам время для покаяния. Только бы Он придя не застал нас неготовыми!

77 снов Богородицы

Страницы

понедельник, 16 апреля 2012 г.

Сны Пресвятой Богородицы продолжение

Сон Богородицы

В поднебесной, при Луне,
В святой стороне Божия Матушка спала,
Ночевала и сон чуден видала
Будто к Ней Ее сыночек зашел,
К лебяжьей постели подошел и спрашивает:
— Матушка Моя, ты спишь? Или не спишь?
— Не сплю, Я все вижу и все слышу, Сыночек Мой
Ходишь Ты, сыночек, меж горами,
Меж разбойниками и врагами,
Вот они Тебя окружили и поймали,
Руки, ноги Твои, Сынок,
К кресту прибивали,
На кресте Тебя распинали,
Острым копьем Твои ребра ломали,
Уксус пить в битые губы давали.
Петр и Павел на эти муки глядели,
В жалости зарыдали, не стерпели.
— Петр и Павел, не плачьте,
Не глядите на Мои муки,
А берите Мои молитвы в свои руки,
По свету идите и говорите.
Кто умеет, пусть молится,
Кто не знает, пусть учится.
Ибо кто этот сон будет знать,
В тяжкую минуту читать,
Тому будет Сам Иисус Христос помогать,
Смерть остановит, врагов разобьет,
На Свои руки возьмет,
И тот человек дольше других проживет.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читайте так же:  Молитва Николаю Чудотворцу о прощении

Сон Пресвятой Богородицы

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь. Да будет мне мать Пресвятая Богородица. Ты в горах спала, ночевала. Приснился ей сон, страшный и жуткий. Что Иисуса на три дерева распятили. Купоросом поили, терновый венок на голову клали. И этот сон я несу Христу на престол. Тут шел Иисус Христос через тридевять земель. Нес животворящий крест. Иисус Христос, спаси и сохрани. Благослови меня своим крестом. Матушка, Пресвятая Богородица, Укрой меня своим покрывалом. Избавь меня, раба Божьего (имя), От всех ненастей, напастей и болезней. От змея ползучего, от зверя бегучего. От грозы, от засухи, от наводнения. От всех врагов видимых и невидимых. От сумы, от тюрьмы, от судов. Тут шел Николай Чудотворец, Нес спасительный поклон, Чтоб спасти меня, раба Божьего (имя), От всех ненастей, напастей и болезней, От змея ползучего, от зверя бегучего, От грозы, от засухи, от наводнения. От всех врагов видимых и невидимых. От сумы, от тюрьмы, от судов. Иисус Христос, Матушка Пресвятая Богородица, Николай Чудотворец, Прошу вас … (здесь своими словами изложить свою просьбу) Аминь. Аминь. Аминь».
СОН БОГОРОДИЦЫ НА СЛОЖНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
ЧИТАЮТ ЕГО 10 ЗОРЬ КРЯДУ

Икона Богородицы «Тучная Гора». Опыт созерцания

И сны бегут, и правда обнажилась.

Простая перекладина креста.

Последний знак последнего листа, —

И книга жизни в вечности закрылась.

(мать Мария (Скобцова))

Отрок-Царь в багряно-золотом гиматии, с патрицианским клавом на белом, словно снег (Мк.9:3), хитоне, восседает как Судия.

В шуйце, левой руке Отрока, свиток, с которого будут скоро сняты все печати. Отрок взирает на землю, на которой стоит Церковь Его.

«Се, вся земля населена есть и молчит» (Зах.1:11)

Свиток перевязан четырехкратно, ибо в четырех концах вселенной, земли обитаемой и населенной, проповедано было Евангелие Сына Божия.

Черты складок опоясания, прилегающие к шуйце Судии и Отрока, Сына Божия, образуют фигуру серпа. Настал День Господень, День последней жатвы… Господин жатвы (Мф. 9:38) взирает на землю.

«И обратихся и возведох очи мои и видех, и се, серп летящь». (Зах.5:1) – пишет один из последних пророков Израиля, Захария, писавший о суде Бога над Израилем и народами.

Жатва Его – конец века (Мф.13:39), конец земного и погруженного в тление мира, который тает от лица Божия, от лица Христа, ибо «светлый огнь» Его Божества, пронизывающего Плоть Его человеческую, сияет новой зарей над уставшим и дряхлым миром.

И гиматий Сына Человеческого, Сына Мариина, горит божественным золотом, через которое проступает алый цвет Его крови — светлым Божества огнем и нас озари! (Ирмос 7-ой песни воскресного канона, 3-го гласа)

Гора Божия, воплощенная в образе стройной, возвышающейся фигуры Богоматери – библейский символ Церкви Божией, которая, по слову пророка Исайи, откроет свет Эммануила всем народам земли.

“И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы” (Исаия 2:2)

Образ Исайи раскрывается в иконе дважды – и в самом образе Богоматери, держащей Сына Божия, пришедшего на Сион, Свою святую гору, и в образе храма Божия, что стоит на скале Духа.

Десница Богоматери бережно держит этот нерукосечный камень (Дан.2:44), увенчанный Крестом Сына Её – держит напротив Самого Младенца, что восседает на Ее деснице. Скала — символ Духа, действующего во Христе Воскресшем (Рим. 8:11; 1 Петр. 3:19), и живущего в Церкви Христовой.

Пророк Захария, говоривший в своей книге о многочисленных видениях, явленных ему во время строительства Второго Храма, во время возвращения ветхозаветной Церкви из Вавилонского плена, произносит и слова, повторенные Иисусом Христом во тьме Гефсиманской ночи, и слова которыми Евангелисты будут описывать Страсти Христовы:

«И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет,- не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников (Зах.11:12); «Порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых» (Зах. 13:7); «воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах.12:10); И будет в тот день: не станет света, светила удалятся (Зах.14:6).

Все эти пророчества принято было относить ко Дню Господню, Дню Суда и торжества Бога.

Ветхозаветная церковь готовилась к Дню Господню, чтобы достойно, как казалось в то время верующим, встретить его. Строгость поста, исполнение предписаний Закона…

И на этом фоне звучит обличение пророка:

«И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?… производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем (Зах.7:6;9-10).

Да, так и будет судить людей Христос –

«Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:34-36).

Митрополит Антоний Сурожский говорил в одной из своих проповедей, посвященной этим словам Христа:

«Были ли вы человечны на земле? Когда перед вами стояло горе — подумали ли вы о том, чтобы утешить? Когда был голод, и холод, и тоска, и оставленность, и заключенность в тюрьме, и плен болезни — что вы сделали: пожалели или нет?»

Читайте так же:  Святая бригитта молитва

Он – Благой Судия, Он – Пастырь, пришедший к нищим духом, а не к «исполнившим все заповеди» праведникам:

«И буду пасти овец, обреченных на заклание, овец поистине бедных» (Зах.11:7).

Они разделят с Ним Его Крест, а не попытаются купить у Него Царствие своими «праведными» делами. И они узнают Его, коснувшись ран от гвоздей на руках Его…

«И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь — Бог мой!» (Зах. 13:9)

Неслучайно скала с увенчанной крестом церковью в руке Богоматери напоминает еще и преломленный хлеб – ибо в Таинстве Евхаристии приходит к замершей в молчании земле Сын Божий.

Да молчит вся земля пред лицем Его (Авв.2:20)

В Великую Субботу гимн повторяет эти слова пророка, показывая их новую, безграничную глубину:

Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным.

(Да умолкнет всякая плоть и да стоит со страхом и трепетом, ни о чем земном не помышляя: ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит, чтобы заклаться и дать Себя в пищу верным).

Христос благословляет Церковь на скале Духа, благословляет Хлеб, который Сам приносит, как Иерей, в этой Церкви.

И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку (Зах.14:4)

Гора тучная, гора, на которую сошел дождь – яркий образ псалма 67-го (ст.16-17).

Свт. Афанасий Великий говорил об этом псалме:

«В этом псалме пророк изображает пришествие Господне, низложение мысленных врагов и окончание духовного плена; а также учит, что Господь есть изведший древле сынов израильских из Египта. Сверх сего приявшим проповедь обещает дарование Духа Святого, присовокупляет утешение и Апостолам обетованием избавления от всякой скорби, постигшей их за проповедь»

В некоторых изводах иконы в складках риз Младенца угадываются очертания чаши, из которой, от чрева Его, струями золотого гиматия текут потоки живой воды, обещанной Христом в Евангелии (Ин.7:38).

«И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима» (Зах.14:8)

Христос обновляет тех, кто ждал Его, кто рад Ему, кто сострадал Ему – обновляет возлюбленных Своих и мир Свой.

И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино. (Зах. 14:9

Отрок делает шаг – Он грядет.

«Я есмь Альфа и Омега, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8)

«Христос грядет! Маранафа!» – это возглас ранних христиан запечатлен в словах Откровения Иоанна Богослова, и полон пасхальной радости. Наш Бог идет переплавить мир – и нам уже знакома заря новой жизни, познанной нами в преломлении Его Хлеба.

И прекрасные слова пасхальной службы, взятые из 67-го псалма, где речь идет о Божией Горе – плодоносной, напоенной дождем Духа Горе Тучной, скоро будут воспеты нами, встречающими Воскресшего из гроба:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его (67:1)

Успение Богородицы на Святой Земле – от Сионской горы к Гефсимании

Наследие крестоносцев

Диакон Александр Занемонец

В Иерусалиме есть два места, связанных с Успением Пресвятой Богородицы. Обычно мы сегодня называем Храмом Успения то, что является местом её погребения. Это церковь в Гефсимании, которая изначально была древнееврейской погребальной пещерой.

Елеонская гора, у подножия которой находится Гефсимания, – это древнейшее место погребения. Сегодня паломники тоже могут видеть древнееврейское кладбище и внизу Кедрона, и по склонам Елеонской горы.

Есть на Елеоне и обширное раннехристианское общественное погребение, которое принадлежит Русскому Гефсиманскому монастырю, в традиции его принято называть гробницами пророков. Посетив эти гробницы, можно представить, как выглядело место погребения Пресвятой Богородицы изначально.

Это была большая погребальная пещера – скорее всего, не просто семейная, а разделенная между определенным количеством семей.

Именно такая общественная гробница внутри еврейского кладбища на Елеонской горе в свое время становится византийским храмом. В нем были выделены места погребения Пресвятой Богородицы, её родителей Иоакима и Анны, а также праведного Иосифа. Место погребения Пресвятой Богородицы мы называем кувуклией, как и место Гроба Господня.

В настоящее время эта пещера, преобразованная в храм, выглядит так, как её оформили крестоносцы. Они хоть и не очень долго присутствовали в Иерусалиме, но энтузиазма и средств у них было достаточно, и храмы на святых местах по большей части были ими либо построены, либо перестроены. Поэтому сегодня место погребения Пресвятой Богородицы представляет собой романский храм. Точнее, это даже не собственно храм, а крипта храма, который находился выше и был разрушен в конце XII века Салах ад-Дином, мусульманским полководцем, захватившим у крестоносцев Иерусалим.

Эта огромная крипта древнего храма в настоящее время поделена между двумя христианскими конфессиями: одна часть принадлежит православным, Иерусалимскому Патриархату, а другая – Армянской Апостольской Церкви.

Богослужения совершаются попеременно представителями этих Церквей. Православное богослужение проходит ежедневно перед Иерусалимской иконой Божией Матери. Она находится за кувуклией, за местом погребения Пресвятой Богородицы, и её киот становится престолом. С левой стороны – жертвенник, и каждый день ранним утром кем-то из иерусалимского православного духовенства совершается божественная литургия, в которой нередко принимают участие и паломники.

В настоящее время именно этот храм становится центром празднования Успения Пресвятой Богородицы на Святой Земле. Но, напомню, он не есть место её Успения, но место погребения. Как место Успения всегда воспринималась византийская церковь на Сионской горе. Она называлась «Святой Сион» и находилась на месте дома Иоанна Богослова, у которого жила Божия Матерь.

Храм Успения Богородицы на горе Сион

Переплетение традиций и эпох

В свое время апостолы шли с телом Пресвятой Богородицы с Сионской горы вдоль стен старого города к месту погребения в Гефсимании. В византийскую эпоху традиция почитания памяти Богоматери, богослужебное последование и крестные ходы учитывали, что есть эти два места.

Читайте так же:  Молитва за упокой души отца

На вершине Сионской горы был большой храмовый комплекс, который охватывал и место дома Иоанна Богослова, и Успения, а также Сионскую горницу – сегодня это разные здания. Этот комплекс претерпел разрушения в конце византийского пребывания на Святой Земле, затем вовсе оказался вне стен Старого города и находился в запустении.

В XIX столетии различные христианские церкви приобретали для себя те или иные места в Иерусалиме. Немецкие протестанты купили участок на Елеонской горе, а для немцев-католиков при посредничестве императора Вильгельма II в ходе его визита в Иерусалим в 1898 году приобретается вершина Сионской горы.

Храм, который был возведен здесь в это время, многими сегодня воспринимается как древний, потому что построен он совершенно не в модерновых традициях, даже применительно к той эпохе. Когда мы с паломниками посещаем крипту находящегося тут монастыря – место, устроенное в память Успения Пресвятой Богородицы, – то сначала проходим через храм. Он интересен тем, что украшен мозаичными изображениями, многие из которых вполне соответствуют православным канонам. Здесь сказывается то, что монашеская община, которая тут помещалась и помещается сегодня, относится к Бенедиктинскому ордену.

На протяжении первой трети своей полуторатысячелетней истории этот орден был православной общиной, которая восходит к святому Бенедикту Нурсийскому, современнику Саввы Освященного, представителю той же восточной монашеской традиции. Поэтому храм выглядит в каком-то смысле даже отчасти православным.

И вот крипта этого храма устроена как место, вблизи которого преставилась Пресвятая Богородица. Посередине такое условное погребальное ложе со статуей Божией Матери, вполне в западной традиции, конечно. Над ним – мозаичные изображения Христа и святых жен Ветхого Завета. Это очень интересно, потому что Богородица, можно сказать, завершает женскую ветхозаветную святость. С нее начинается уже новозаветная женская святость, которую мы меньше, наверное, знаем, чем мужскую, но которая ничуть не менее значима.

На стенах крипты – различные изображения Пресвятой Богородицы, изображения Успения. Некоторые являются вполне каноничными, некоторые являются копиями православных икон, некоторые – совершенно новые.

Может быть, эта крипта храма по своему расположению отображает место Успения Богородицы достаточно условно. Но поскольку вершина Сионской горы воспринималась как место дома Иоанна Богослова и место Успения с первых веков, можно считать, что эта традиция, восходящая действительно к апостольскому поколению, является подлинной.

Вынос образа Пресвятой Богородицы из Гефсиманской часовни. Фото: orthodox-jerusalem.ru

«Как Господь мог молиться в католическом храме?»

При паломничестве на Святую Землю стоит посетить и место Успения, и место погребения Пресвятой Богородицы. Хотя тот факт, что храм на Сионской горе является католическим, православных паломников иногда смущает. Как и в целом то, что на Святой Земле не все святые места находятся в ведении православных: некоторые – в ведении представителей иных христианских конфессий, а некоторые и вовсе в ведении мусульман или иудеев.

Например, сейчас на месте древней византийской церкви в Гефсиманском саду стоит католический храм. Камень, который находится у его алтаря, почитается как место молитвы Господа в Гефсимании. И нередко паломники меня спрашивают: «А как же Господь мог молиться в католическом храме?» Конечно же, тогда храма не было, был Гефсиманский сад, была Сионская гора. Но люди, особенно те, которые болезненно воспринимают инославных и иноверцев, порой изумляются: как это святое место может быть в католическом владении?

Понятно, что православную литургию мы можем совершить только в православном храме. Далеко не везде в местах, принадлежащих иноверцам, мы можем совершить даже какое-то краткое богослужение – скажем, на Храмовой горе или у Стены плача.

В то же время внутри храма Гроба Господня диаконы различных христианских Церквей – и православные греческие в том числе – кадят не только свои престолы, но и престолы других конфессий. Этот факт очень важен. Казалось бы, для нас это странно – кадить католический престол или армянский. Но как-то и не приходится обычно в своей русской практике. А в храме Гроба Господня почитается само место и то, с чем оно связано, независимо от того, кому в настоящее время это принадлежит. И православное духовенство совершает каждение армянских и католических престолов в этих местах, в храме Гроба Господня, точно так же, как и православных.

Но это совершенно не удивительно, потому что исторически владение теми или иными местами внутри храмов менялось. То, что сегодня православное, недавно могло ещё быть не православным, а то, что сегодня не православное, пару столетий назад могло быть православным. Это менялось очень легко, особенно во времена мусульманского правления. Какая-то чёткость здесь появилась со времен статус-кво, с середины XIX столетия.

У Гробницы Пресвятой Богородицы. Фото: orthodox-jerusalem.ru

«Странные, но гостеприимные»

Поэтому совершенно невозможно сказать, что это место православное, а это не православное. Как раз в паломнической традиции это очень заметно. Об этом можно прочесть в изданной мною недавно книге «Русские на Святой Земле», которая уже продается в православных книжных магазинах. В частности, там идет речь о том, что средневековые православные паломники посещали святые места независимо от того, в чьем владении они на тот момент находились.

Первым текстом, касающимся русского паломничества на Святую Землю, является «Хождение игумена Даниила». Это начало XII века, игумен Даниил был здесь в годы правления крестоносцев. И на Фаворе он останавливается в католическом бенедиктинском монастыре.

Описывая свои впечатления, игумен иногда отмечает странные, с его точки зрения, особенности инославной веры. Но при этом добавляет, что бенедиктинцы – приятные и гостеприимные люди. Более того – он со своими спутниками, прощаясь с братией этого монастыря, берёт благословение у тамошнего игумена. То есть даже для людей, относящихся к духовенству, которые были в курсе разделения православных и католиков, казалось нормальным взять благословение у бенедиктинского игумена.

Мы сейчас это не практикуем, но для русских XII века это было нормально. И этот жест игумена Даниила для современных паломников может быть поучителен. Конечно, не в том плане, чтобы они сегодня брали благословение у бенедиктинского игумена, а как пример уважительного отношения к инославным.

На горе елеонской молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here