Содержание
Даосские посты
Даосские молебны
Даосские молебны (гункэ) являются обязательной повседневной ритуальной практикой даосских монахов. Традицию их проведения связывают с полулегендарным основателем школы Совершенной истины Ван Чуняном (XII в. н.э.). До провозглашения КНР в суточный круг священнослужений большинства монастырей включалось три молебна. В настоящее время число их сократилось до двух — утреннего (цзаотань гункэ) и вечернего (ваньтань гункэ). Однако в некоторых современных даосских обителях ежедневно проходит 3, 4 и даже 5 молебнов продолжительностью от 30 до 60 минут каждый. Возглавляет молебен Высокий достопочтенный (гаогун), исполняющий роль связующего звена с сакральными сферами. Ритмическое чтение канонических текстов возложено на наставников канона (цзинши). Большое значение в ритуале имеет инструментальное сопровождение при чтении даосских канонов. Оно появилось в период правления династии Северная Вэй (420-534 гг.) и связано с именем даоса Коу Цяньчжи, который впервые ввел музыку в служебную даосскую практику гор Хаошань по примеру конфуцианского ритуала. Музыка, убранство храмовых палат, облачение священнослужителей во время службы способствуют погружению даосов в особое созерцательное состояние слияния с окружающим миром вплоть до ощущения полного растворения в нем.
Вечерний молебен, подобно утреннему, начинается приглашением Смотрителя. Канонические тексты, читаемые на нем, — «Сокровенная книга-основа, спасающая обездоленных и грешных» («Цзюку бацзуй мяо цзин»), «Книга-основа обретения Дао и восхождения на Небо» («Шэнтянь дэдао цзин») и «Книга-основа освобождения от несправедливых обвинений и греха» («Цзеюань бацзуй цзин»). Кроме того, на вечерней службе читается ряд «совершенных речений». Матушки северного ковша, Трех чиновников, Люйцзу, Цюцзу, Сацзу, Линьгуаня, Цзюку и др. Наиболее часты в служебном обиходе «совершенные речения» Матушки северного ковша и Цзюку После установления на Небесный алтарь поминальной таблички Небесного достопочтенного спасения от бед Тайи совершается обряд «поминовения одинокого» (цзигу): даосы призывают Небесного достопочтенного Тайи, моля его о спасении душ (хунь) усопших Вечерний ритуал «Кружения Небесных достопочтенных», в отличие от утреннего, совершается в обратном направлении — с запада на восток По окончании утреннего и вечернего молебнов раздаются удары цин и унцзы. Примечательно, что не только участие, но и присутствие на молебнах дозволено только даосским монахам. Молебны расцениваются даосами как важнейший инструмент в практике самосовершенствования, внутренний алхимический процесс.
Священные тексты и основные догмы даосизма
В основе даосизма лежит догмат:
? жизнь — это иллюзия;
? смерть — это возвращение к истинному бытию бессмертной души (дао).
Чжуан-цзы — знаменитая даосская книга притч. По «Чжуан-цзы», жизнь и смерть лишь ступени всеобщей метаморфозы. Человек-микрокосм, как и универсум, вечен: со смертью его физического тела дух растворяется в мировой «пневме». Бессмертие достигается путем слияния с дао как источником жизни с помощью религиозного созерцания, дыхательного и гимнастического тренинга, сексуальной гигиены, алхимии и т.п.
Отшельники-даосы уединялись на лоно природы и стремились слиться с нею для достижения гармонии. Достижение бессмертия и в минимальном варианте долголетия предусматривало, во-первых, «питание духа». Человек рассматривался даосами обиталищем многочисленных духов, скоплением божественных сил. Этой системе телесных духов соответствовала иерархия небесная. Духи на небе вели счет добрых и плохих дел и определяли, срок жизни человека, призывали блюсти заповеди, быть добродетельным. Во-вторых, условием долголетия является «питание тела» — соблюдение строжайшей диеты (идеально для даосских мудрецов — питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы) и дыхательная гимнастика, привлекающая в организм животворящий эфир.
В трактате Дао-дэ цзин (сер. III в. до н.э.) излагаются основы даосизма, философии Лао-цзы. В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется же Дао через свою эманацию — через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает.
Сочинение Лао-Цзы «Дао-де дзин», которое он оставил после себя, относится к наиболее сложным для понимания книгам на свете. В 81 главе ее, в большинстве очень коротких, повествуется о Дао и Де. Первые три главы содержат общие вступительные мысли, 4-37-я повествуют о принципе, лежащем в основании всего сущего, 38-52-я — о нравственности, 53-80-я — о политике, 81-я — заключение. В этой книге содержатся возвышенные идеи, нравственные понятия и полностью отсутствуют магические элементы. Преобладающей формой изложения в Дао-де являются противопоставления, где легко постижимое и труднодоступное соединены вместе.
Слово «дао» можно перевести как «путь», «дорога». Дао представляет основной принцип всего существующего, мировой порядок и истинный метод. Не имея начала, Дао древнее Шанди, он независим и носит в себе самом закон, тогда как Небо согласуется с ним и подчиняется ему. Он все проникает, не изменяясь; он отец и мать всего сущего. Первый раздел книги начинается выяснением разницы между вечным Дао и Дао, как его можно представить словами. С одной стороны, Дао представлен не имеющим имени, неосязаемым, неисчерпаемым; это пустота, он все и в то же время — ничто. С другой стороны, он основа мира и получает особое имя, когда начинает проявлять творческую силу; он питает все, не пытаясь господствовать, все делает, не будучи деятельным. Всякой вещи положено определенное время для роста и созревания, по истечении которого она приходит в ветхость и возвращается к своему началу. Вечно длится только «ничто», и в нем-то и заключается все.
Лао-цзы видит в добродетели проявление истинной природы человека. Познание Дао возводится в степень принципа морали. При этом оно не должно ограничиваться стремлением к книжной мудрости, так как требуется интуитивное познание бытия. Многознание Лао-цзы считает вредным, так как это отвлекает человека от его внутренней жизни. Отречься от мира, правда, не требуется, но искать путь к небу предлагается не в суете мирской, а у себя дома. Тремя самыми существенными качествами человека названы сострадание, бережливость и смирение.
О политике в Дао-де изложены своеобразные мысли. Она играет лишь подчиненную роль по отношению к морали. Добродетельный человек, признающий Дао, и есть лучший правитель. На долю государства выпадает не много положительных задач. На войну Лао-цзы смотрит враждебно, пренебрегает материальным успехом, многие установления признает бесполезными, невысоко ставит внешние признаки приличия. В государстве должно быть Дао — тихо и спокойно все должно идти своим чередом и как бы само собой; забота о спокойствии — первая обязанность гражданина. Правители по мере сил должны заботиться о том, чтобы в народе не было излишних желаний и стремлений, что дает повод к беспокойству и суете. Политика, следовательно, состоит в том, чтобы погрузиться в состояние покоя, в котором сердце оставалось бы свободным для познания Дао.
Хотя даосизм заимствовал свое название от принципа, введенного Лао-цзы, связь его с последним весьма отдаленная. Магика даосизма не имеет корней в «Дао-де дзин». Принципы даосизма как религии описаны в книгах, созданных в XV столетии, — трактате «О поступках и возмездии» и книге «О тайном благословении». Поскольку религиозный мистицизм Лао-цзы далеко опередил свое время, то в руках его последователей он очень скоро выродился в светскую магию. Учение Лао-цзы о возвращении в Дао дало повод стремиться к достижению бессмертия нравственным путем или посредством магических эликсиров.
Практический даосизм
Даосская традиция является одной из самых древних в мире, имеет тысячелетнюю историю – и этот возраст подтвержден историческими сведениями. И то, что эта традиция дошла до наших дней, свидетельствует о ее эффективности и надежности.
В наше время в Китае известно великое множество различных систем совершенствования, но, так или иначе, их можно отнести к одному из нижеприведенных направлений:
- оздоровительный или медицинский Цигун,
- жесткий Цигун,
- Даосская школа,
- Буддийская школа или
- Конфуцианская школа.
Школа Чжэнь Дао относится к Даосской традиции, но в тоже время она придерживается идеи «единства трех учений», где три учения – это Даосизм, Буддизм и Конфуцианство. Это означает, что последователи Школы Чжэнь Дао признают общность идей в этих традициях, несмотря на некоторые различия в подходах к практике.
На протяжении многих веков философия этих трех доктрин влияла на мышление китайцев и практически на все сферы их жизни. Политика, наука, медицина, психология, живопись, музыка, литература, дизайн и военное искусство несут на себе глубокий отпечаток этих учений. Несмотря на то, что известность даосизма, буддизма и конфуцианства с каждым годом растет, на русском языке пока еще очень мало адекватных и серьезных исследований, которые бы освещали их достаточно глубоко.
Одна из сложностей проведения исследований заключается в том, что многие философские тексты этих учений написаны на вэньяне, который зачастую не так легко понять даже самим китайцам, не говоря уже о европейцах. Помимо этого, как и в любой сфере, здесь есть своя особая терминология и символический язык, истинное значение которого сложно понять не будучи посвященным в само учение.
В древнекитайском языке нет склонений, спряжений, конкретного времени и рода; наблюдается частое отсутствие союзов; значение слова сильно зависит от контекста, который иногда сложно уловить без особых специализированных знаний. Поэтому, перевод и толкование текста очень сильно зависит от конкретного человека и его понимания (и непонимания) учения, текст которого он читает. В итоге, смысл возможных вариантов переводов может быть как достаточно похожим, так и сильно различным. Это мы можем увидеть на примере имеющихся переводов трактата «Дао Дэ Цзин», коих на русском языке существует больше десятка.
Исторически даосизм относят к мудрецу Лао-цзы ( 老子 ), который жил примерно в 5-3 вв. до н.э. и написал трактат «Дао Дэ Цзин» ( 道德经 ). Можно смело говорить о том, что это наиболее известный даосский текст во всем мире и существует множество вариаций его перевода.
Второй исторической фигурой, с которой связывают возникновение даосизма, является император Хуан-ди ( 黃帝 ), согласно легендам живший в 26 в. до н.э. Это, как вы понимаете, было очень давно. Император Хуан-ди является мифологической персоной и доказать факт его существования невозможно, поскольку даже самую раннюю китайскую письменность, называемую цзягувэнь ( 甲骨文 ) или «надписи на черепаховых панцирях», относят к 14 — 11 вв. до н.э. Но, откровенно говоря, любого преданного последователя даосизма мало волнуют эти исторические нюансы и нестыковки, а мифологическая составляющая учения играет зачастую большую роль, чем реальные исторические факты. По этой причине даосизм иногда еще могут называть «Хуан-Лао сюэ» ( 黃老学 — Учение Хуан [Ди] и Лао [Цзы]).
Развитие человека может проходить по одному из Трех Путей: низшему (совершение добрых дел), среднему (совершение религиозных ритуалов) или высшему (медитация и духовные практики). Даже если вы просто хотите укрепить здоровье, ищите смысл жизни, хотите избавиться от стресса, познать себя и т.д., вам в любом случае придется развиваться, так как развитие подразумевает изменение себя, а именно изменение себя и принесет перемены в вашу жизнь.
В Школе Чжэнь Дао изучают путь Внутренней Алхимии как основной высший метод совершенствования, а вот изучению методов Среднего Пути (даосских церемоний, ритуалов и молитв) внимание не уделяется. Поэтому данная школа изначально рассчитана на людей с высокими способностями. Под высокими способностями подразумевают:
- развитый ум, для того чтобы уметь анализировать полученную информацию;
- умение преодолевать большие трудности, с которыми ученик столкнется при практике;
- способность проникать в изначальную истинную суть наставлений Учителя;
- возможность открывать свое сердце и сознание для восприятия новых знаний, т.е. быть «пустым сосудом»;
- обладать огромной силой воли и терпением и т.п.
Долгое время школы такого уровня были закрытыми, а знания передавались лишь избранным ученикам, в отличие от Низшего и Среднего Пути, которые достаточно широко распространены в Китае. Только в середине 80-х годов ХХ века произошел некий перелом, и в это время несколько школ Внутренней Алхимии частично обнародовали свои знания, а их представители начали открыто обучать техникам, которые веками хранились в тайне. И Школа Чжэнь Дао является одной из них.
Традиционное название для Школ Практического Даосизма является Дао Цзя ( 道家 ), что в дословном переводе означает «даосская семья», а вот для Религиозного Даосизма в основном используется название Дао Цзяо ( 道教 ), что означает — «даосское религиозное учение».
Таким образом, Практический Даосизм ( 道家 ) – представляет собой древнюю систему методов самосовершенствования, проверенную многими поколениями практикующих, с глубочайшими практическими методами (Внутренняя Алхимия) и теоретически-философским учением, касающимся всех аспектов гармоничного развития человека. Это достаточно сложное искусство и требует большой самоотдачи от практикующего.
За тысячелетнюю историю существования даосизма возникло множество школ и всевозможных методов самосовершенствования. Некоторые из этих школ имели очень широкую известность и влияние, например, «Путь Небесных Наставников» ( 天师道 ) или «Цюаньчжэнь» ( 全真教 ), а о некоторых мало кто знал, кроме небольшой группы посвященных.
Существует множество искусств, которые были разработаны даосскими мастерами, и в наше время некоторые из них начинают обретать все большую известность. Наибольшую популярность обрел Цигун (стоит отметить, что цигун бывает не только даосский, да и само это слово для обозначения различного рода психофизических практик начало использоваться лишь в середине прошлого столетия).
Помимо Цигуна, в даосской традиции есть и методы работы с телом, которые называются Дао Инь ( 導引 ), дыхательные упражнения Туна ( 吐纳 ), мастерство сна ( 睡功 ), а также наиболее «мистический» и таинственный раздел Внутренняя алхимия ( 内丹 ).
Школа Чжэнь Дао не является религиозной ( 道教), а представляет собой систему Практического Даосизма ( 道家 ), потому ее может изучать любой человек, независимо от его вероисповедания и национальности. Данное направление можно сравнить с наукой, и также как разные научные дисциплины имеют свой предмет изучения, например: для химии это органические и неорганические вещества, для математики – это числа, то для Практического Даосизма таким предметом является сам человек, его тело, энергия и сознание, то, как он взаимодействует с Миром, и какое место в нем занимает.
Школа Чжэнь Дао дает вам возможность продвигаться по Пути совершенствования тела и духа на столько далеко, на сколько вы готовы, начиная от простого укрепления здоровья и заканчивая полной реализацией своего потенциала в этой жизни. Вот основные этапы Пути, которые вам доступны в школе Чжэнь Дао:
Использование даосизма в китайском варианте коммун
Гуцуляк О.Б. Использование даосизма в китайском варианте коммунистической доктрины // Вісник Дніпропетовського університету. – 2013. – Т.21, №9/2. – Серія Філософія. Соціологія. Політологія. – Вип. 23 (4). – С.150-158.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАОСИЗМА В КИТАЙСКОМ ВАРИАНТЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ
Гуцуляк О.Б. Использование даосизма в китайском варианте коммунистической доктрины
Рассматривается философско-мировоззренческая основа формирования национального варианта китайской коммунистической идеологии, где делается вывод о значительном влиянии на неё даосской традиции. Анализируется использование даосских принципов в идеологической практике КПК в 20-70-х гг. ХХ в., в легитимации ею своего властного положения, а также явление конкурентной борьбы правящего режима с неодаосскими сектами за влияние в мировоззренческой сфере.
Ключевые слова: Мао Цзэдун, коммунизм, даосизм, неодаосизм, диалектика, КНР, КПК.
Религиозный даосизм
→ Даосизм
Религиозный даосизм в начале средних веков разделяется на философское и религиозное направление, что связано с крушением империи Цино и Хань, войнами и междоусобицами. В даосизм проникают древние божества, и формируется их иерархия; возрождается практика молитв и медитации, ведущих к бессмертию (сянь).
Большое развитие получила и алхимия (создание «золотой пилюли бессмертия»), совершенствовались практика йоги и медитации. Этот новый даосизм стали называть религиозным даосизмом (дао цзяо), чтобы отличить его от учения Лао-цзы и Чжуан-цзы, стремящихся лишь к долголетию. У китайцев долголетие ценится как знак того, что человек идет по «Дао – пути неба и земли», подчиняется естественному порядку вещей, принимая все радости и невзгоды как должное.
В формировании даосизма значительную роль сыграли и такие древние мыслители, например Ле-цзы и автор эклектического труда «Хуайнань-цзы», а также школа «Пути истинного единства» и более поздние школы – «Высшей чистоты» и «Пути совершенной истины». В современном Китае чисто религиозный даосизм сходит на нет, а из некогда крупных школ сохранились лишь две: «Путь совершенной истины» и «Путь истинного единого». В религиозном даосизме (Дао цзяо) особое значение придавалось поискам бессмертия.
К бессмертию шли чeрез медитации, ритуальную практику, алхимию и философию. Направление даосизма (Дао цзяо) складывалось из деятельности многочисленных сект, групп и школ. Так в 12 веке, в основном сформировался канон даосских текстов «Дао Цзан».
В некоторых школах основное внимание уделяется достижении гармонии космических потоков инь и ян при помощи ритуального действа; другие больше внимания уделяется занятиям медитативной практикой, дыхательными упражнениями и экспериментами по установлению контроля над разумом над телом.
В среде китайцев, сохраняющих верность традициям, религиозный даосизм и сегодня играет организующую роль во многих народных празднествах, а служители культа по прежнему практикуют врачевание и экзорцизм: совершают обряд изгнания злых духов, стремятся установить контроль над опасным переизбытком силы Ян, чтобы таким образом сохранить гармонию на космическом, социальном и индивидуальном уровнях.
Однако управление энергетическими потоками и обретение бессмертия доступны лишь немногим адептам и учителям. Бессмертие практикуется буквально –обретение нетленного тела, состоящего из некой субстанции, либо символически – как достижение внутренней свободы и раскрепощенности духа.
Ритуалы и обряды Даосизма
→ Даосизм
Для религии даосизм характерны красочные празднества, культ предков, вера в мир духов и магические ритуалы, связанные со всеми сферами жизни — от покупки дома до лечения недугов. В этой религии существуют разного рода обряды, праздники и собрания. Принадлежность к определенному роду или семье здесь символизирует ритуалы жизненного цикла и жертвоприношения предкам, а связи человека с обществом — празднование Нового года, ритуалы обновления и многочисленные культы, которые посвящены важнейшим божествам.
Смысл многочисленных религиозных обрядов и ритуалов — стремление достичь гармонии фундаментальных сил — инь и ян в природе, человеке и обществе. В домах для защиты от злых духов вывешивались амулеты с изображением символов инь и ян в окружении восьми триграмм ( триграммы — это восемь комбинаций из прерванных инь и сплошных ян линий.) Особенно популярны они были перед празднованием китайского Нового года, когда люди старались очистить свои дома от влияния силы инь и обеспечить покровительство силы ян на весь предстоящий год.
В конце января — начале февраля китайцы начинают подготовку к встрече Нового года. В домах делают генеральную уборку, развешивают везде украшения красного цвета ( считается что они приносят счастье), дарят детям новую одежду и игрушки. Празднование Нового года продолжается несколько дней. Магазины и различные предприятия не работают, люди гуляют на улице, устраиваются фейерверки. Символом мощи небес и высшего проявления силы ян является летящий по небу дракон. Вообще, согласно народным поверьям, драконы являлись повелителями дождя и могли принимать самые разные обличья, например, превращались в облака, прекрасную женщину или источник. Одним из важных практических элементов, связанных с повседневной религиозной жизнью людей является фэн-шуй ( или геомантия). Фэн-шуй – это умение определять благоприятные для живых и умерших места обитания, где свободно движутся потоки жизненной энергии ци.
Советы по выбору наиболее благоприятных мест дают геоманты, пользующиеся большой популярностью. Дома и поселения должны возводиться по этим правилам, взаимодействие которых порождает мир во всем многообразии его форм и обеспечивает гармонию сил инь и ян. Наиболее известными и популярными божествами в даосизме являются Цзао-ван и Шоусин. Цзао-ван — это божество домашнего очага, он и его супруга постоянно присматривают за жизнью членов семьи. Согласно поверью, результаты своих годовых наблюдений они докладывают в Новый год на небеса государю Юйди. В народной религии Юйди — верховный владыка, которому подчинена вся вселенная: земля, небо, подземный мир, а также все духи и боги. Божество Шоусин — это божество долголетия.
Его изображали в виде старика, держащего в одной руке посох, к которому привязана тыква- горлянка (символ процветания потомства) и бумажный свиток(символ долголетия), а в другой руке- персик, также являющийся символом долгой жизни, внутри которого сидит вылупившийся птенец.
ДАОСИЗМ
[кит. дао-цзя, дао-цзяо], философско-религ. течение в традиц. Китае, одно из его главных «трех учений» наряду с конфуцианством и буддизмом.
В «Гуань-цзы» дао трактуется как естественное состояние «семенной», «тончайшей», «эссенциальной», «подобной духу» (цзин, лин) пневмы (ци), к-рая не дифференцирована ни «телесными формами» (син), ни «именами/понятиями» (мин), а потому «пустотно-небытийна» (сюй у). В «Хуайнань-цзы» «отсутствие/небытие» представлено в качестве «телесной сущности» дао и деятельного проявления тьмы вещей. Дао, обнаруживающееся в виде «хаоса», «бесформенного», «единого», здесь определяется как «стягивающее пространство и время» и между ними находящееся нелокализованно.
Один из идейных мостов от исходного Д. к его последующей ипостаси проложил Ян Чжу, акцентировавший значимость индивидуальной жизни: «То, что делает все вещи разными,- это жизнь; то, что делает их одинаковыми,- это смерть» («Ле-цзы», гл. 7). Обозначение его концепции автономного существования — «для себя» или «ради своего я» (вэй во), когда «собственное тело, несомненно, главное в жизни» и для пользы Поднебесной нет смысла «лишаться даже единого волоска»,- стало синонимом эгоизма, к-рый конфуцианцы противопоставляли неупорядоченному, нарушающему этико-ритуальную благопристойность.
2-м этапом была основная часть «Дао дэ цзина», в к-рой предпринята попытка постичь неизменные законы всеобщих изменений во Вселенной. В главном произведении 3-го этапа — «Чжуан-цзы» — закреплена мысль о равнозначности изменяющегося и неизменного, жизни и смерти, «я» и «не-я», что логически толкало Д. к самоисчерпанию философского подхода и стимулированию религ. установки. В дальнейшем философия Д. сыграла существенную роль в формировании «учения о таинственном» (сюань-сюэ) и неоконфуцианства.
Исчезнувшие почти на 2 тыс. лет собственные тексты хуанлао-сюэпай, посвященные диалектике естественного пути (дао) и искусственного закона (фа) изменений и превращений согласно действиям космических сил ян — инь (см. ст. Ян и инь) и персоноцентричного «недеяния», неожиданно были найдены в 1973 г. в могильнике Мавандуй (близ г. Чанша, пров. Хунань), датируемом приблизительно 168 г. до Р. Х. При раскопках были обнаружены манускрипты на шелке «Четырех канонов Хуан-ди»: «Цзин фа» («Канонические законы», или «Канон: законы»), «Цзин» («Канон», варианты названия: «Ши да цзин» — Десять великих канонов, «Ши лю цзин» — Шестнадцать канонов), «Чэн» (Обозначения), «Дао юань» (Исток пути) и примыкающего к 1-му списку мавандуйского «Дао дэ цзина» «Цзю чжу» («Девять правителей», вариант названия: «И Инь Цзю чжу» — Девять правителей И Иня), в к-ром упомянут «План (ту) девяти правителей», также найденный в захоронении. Все они переведены на английский язык (Five Lost Classics. 1997), а «Четыре канона Хуан-ди» — на франц. (J. Decaux, 1989), совр. кит. (Юй Мин-гуан, 1993; Чэнь Гу-ин, 1995) и частично на рус. («Каноны Желтого Владыки». 2003) языки. Их открытие и публикация имели не только научное, но и общекультурное значение, даже породив на Тайване новый культ Желтого императора, основанный на них как на сакральных текстах.
При определении числа последователей Д. синологи сталкиваются с трудностями, вызванными разницей в критериях статистических исследований и особенностями самого Д. По приблизительной оценке, их число составляет ок. 20 млн чел. (данные за 1998).
Даосский пантеон
Совр. исследователь Д. Фань Эньцзюнь выделил основные его группы. К 1-й относятся: божества Небес (тяньшэнь), Земные достопочтенные (дичжи) — божества земли, домашнего очага, колодца, определенных местностей, городов, рек, лесов, морей и т. д. Многие из них первоначально имели человеческую природу, а затем стали божественными людьми (шэньжэнь). Божественные призраки (жэньгуй чжи шэнь) — это предки (в т. ч. семейные), покровители ремесел и школ, полулегендарные герои. Божеств человеческого организма (жэньти чжи шэнь), по даосским представлениям, ок. 36 тыс.; часть их неблагорасположена к человеку (напр.: три червя (саньшишэнь), воплощающие сребролюбие, чревоугодие и любострастие, препятствуют достижению бессмертия). Ежегодно в день рождения человека они поднимаются на Небо и докладывают обо всех его прегрешениях. Даос, идущий по пути самосовершенствования, должен «запереть» их в своем теле, бодрствуя в течение 24 часов, читая канонические тексты и произнося соответствующие заклинания. Постоянство такой практики позволяет достичь их полной нейтрализации.
2-я группа — Божества преисподней (дифу шэньлин). В кит. традиции существуют представления о 2 загробных мирах с горами Тайшань пров. Шаньдун и Фэндушань пров. Сычуань. Великий владыка вост. пика Тайшань (Тайшань дунюе Дади) определяет срок жизни и посмертную судьбу души, а Великий владыка Фэнду (Фэнду Дади) ведает духами и призраками умерших. Как и Небо, преисподняя насчитывает 36 уровней, каждому из них соответствуют определенные божества.
3-я группа бессмертных. Среди них различают: небесных — те, кто заняли место среди небесных божеств, земных — те, кто находятся на «знаменитых горах» или в «пещерных чертогах» и освободились от трупа, т. е. обрели бессмертие через смерть и воскресение.
4-я группа — истинные люди (чжэнь жэнь), постигнувшие истину (дао), но не стремившиеся к телесному бессмертию.
Даосские монастыри
Даосские праздники
Условно даосские праздники делят на 3 группы. К 1-й относятся общедаосские торжества, отмечаемые приверженцами всех направлений и составляющие основу служебного годичного круга. Это праздники Трех начал (Неба, Земли, Воды), Нефритового императора (верховного владыки, главы бессмертных, к-рый после сошествия на землю совершает инспекцию всей Поднебесной, вознаграждая достойных и взыскивая с нерадивых), Рождения бессмертного Вэньчана (покровителя образования и просвещения) и др. Праздники 2-й группы присущи определенной даосской школе. Так, в столичном Байюньгуане, родовой обители ветви Луньмэн школы Совершенной истины, с особой пышностью 19 дней празднуется рождение ее основателя — праведника Цю Чанчуня (1148-1227). Среди монахов бытует предание, что в ночь с 18-го на 19-й день первого лунного месяца Цю Чанчунь, спускаясь на землю, посещает их обитель. Встреча с ним приносит удачу и счастье. К 3-й группе относятся местные праздники, представляющие собой включение в Д. локальных культов и традиций. Примерами таких праздников являются торжества в честь бессмертных — покровителей городов (чэнхуан). В Пекине это Ян Шушань, в Сучжоу пров. Цзянсу — Хуан Се и т. д.
Даосские посты
Цель постов — очищение тела, помыслов, обретение счастья, долголетия и бессмертия. Они проводятся во время праздников и памятных дней, в дни поминовения предков, во время паломничества, перед серьезными жизненными решениями и т. д. Неотъемлемой частью поста является и созерцательная практика. В течение всего поста полагается совершать как можно больше благих поступков и делать пожертвования.
Даосские ритуалы
Моления являются обязательной повседневной ритуальной практикой, служащей инструментом самосовершенствования. Участие в молениях или присутствие на них дозволено только даосским монахам. В наст. время число молебнов было сокращено до 2: утреннего и вечернего. Утренний молебен символизирует рождение всего сущего и направлен на обретение покоя и порядка в сердцах молящихся и в окружающем их мире. Вечерний молебен посвящен спасению душ умерших и выражению благодарности предкам. Возглавляет молебен Высокий достопочтенный (гаогун), исполняющий роль связующего звена с сакральными сферами. Ритмическое чтение канонических текстов возложено на наставников канона (цзинши). Службу предваряют удары в барабан. 8 Великих управляющих (главы управлений монастыря) в ритуальных одеяниях направляются в покои смотрителя и вместе с ним шествуют в Великий зал. Там каждый занимает определенное место. Высокий достопочтенный вслед за смотрителем воскуряет благовония и начинает молебен. Большое значение в ритуале имеет инструментальное сопровождение при чтении даосских канонов.
Даосские притчи
Даосизм — китайское традиционное учение о «пути вещей», в котором есть элементы религии и философии.
Основными источниками даосизма считаются мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая.
Даосские притчи приоткрывают завесу тайны учения даосизма, саму суть учения Лао Цзы, Джуан Цзы и многих других неизвестных мастеров, чьей путеводной звездой было и остается понимание того, что все изменяющиеся вещи мира в своей глубине есть единое, вечное начало в котором только и можно найти истинный покой, умиротворение и незыблемую радость бытия.
ДАОСИЗМ
Человек тогда лишь достигает личной гармонии, когда принимает природу и неизбежность
Дао дэ цзин
Даосизм, возможно, является самой древней и самой глубокой, но и наиболее трудной для понимания религией в мире, хотя это скорее концепция жизни и философская система, нежели религия в том смысле, как этот термин трактует западный человек. В своей чистой форме даосизм содержит многое из того, что достойно всяческого одобрения. Он развивает те же мысли, что свойственны и современной западной науке. Существенен и его вклад в развитие медицинских теорий. Утверждая необходимость гармонии с природой, даосизм дополняет конфуцианство, проповедующее гармонию в обществе.
К сожалению, даосизм со временем несколько снизил свой ценностный уровень, трансформировавшись в формы, содержащие элементы суеверий и политеистической религии; он стал ассоциироваться с анимизмом, алхимией, черной магией и поисками эликсира бессмертия — практиками, отличными от ученого подхода Лао-цзы, считающегося его основателем. Возможно, сильнейший удар по чистоте даосизма нанес буддизм, проникший в Китай из Индии в своей северной форме Махаяны в VI веке и придавший учению даосов характер организованной религии.
Лао-цзы (также возможно написание Лаоцзы), который обычно изображается с персиком бессмертия в своей руке, жил в VI веке до нашей эры и был современником Конфуция.’ Хотя именно Лао-цзы считается основателем даосизма, возможно, ряд его заповедей был сформулирован одним из легендарных императоров Хуанди, или «Желтым императором».
Имя Лао-цзы, означающее «старый» или «старый ребенок», восходит к древней легенде, повествующей о странных обстоятельствах рождения этого мудреца.
Однажды ночью, в 666 году до н. э., некая женщина испытала столь сильное потрясение при виде падающей звезды, что забеременела. Спустя шестьдесят два года она родила седовласого сына, который с первого дня своего появления на свет уже мог говорить. Это был Лао-цзы. Темы звезды — предвестницы какого-либо события и зачатия без участия мужчины встречаются и в легендах других народов мира. В определенной степени они являются отражением влияния астрологии на жизнь людей в те давние времена, а также свидетельствуют о том, что у человеческой веры нет границ.
В возрасте 160 лет, перед самой своей смертью, Лао-цзы написал книгу, состоящую из 5000 иероглифов и послужившую источником вдохновения для создания Дао дэ цзин, или «Книги Пути и Добродетели». Именно этот трактат считается первичным и основным даосским текстом, хотя имеются и другие книги, известные под общим названием Taoist Patrology. Около 300 г. до н. э., спустя двести лет после составления Дао дэ цзин, даосский ученый Чжуан Чжоу написал трактат Чжуан-цзы, в котором дается толкование постулатов даосизма. Эта книга также считается стержнем даосской философской мысли.
Но в учении даосов есть одна непостижимая загадка: оно побуждает людей к поиску Дао, или «Пути», но не дает четкого определения, как его можно достичь. Лао-цзы говорит: «Те, кто говорят, что могут объяснить Дао, не понимают его, а те, кто понимают его, не объясняют ничего». И невольно можно задаться вопросом, не функционировал ли когда-либо даосизм как некое закрытое братство, похожее на некоторые тайные общества, действовавшие в свое время на Западе. Однако при всей своей загадочности даосизм, безусловно, служит основным источником постижения гармонии, являющейся главной целью и смыслом жизни многих и многих китайцев.
Буду благодарен, если поделитесь этой статьей:
Спасибо Вам за добавление этой статьи в:
: » title=»Добавить в Twitter»>
По вопросам индивидуальных консультаций целителя обращайтесь.
Мы будем рады Вам помочь
Увлекаюсь святыми писаниями с юности. Прочел более 80 книг данной тематики.