Молитвы Священника перед литургией

Полное описание: Молитвы Священника перед литургией специально для наших уважаемых читателей.

Молитвы Священника перед литургией

ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ЛИТУРГИИ
PREPARATIO AD MISSAM

МОЛИТВА СВ. АМВРОСИЯ МЕДИОЛАНСКОГО
ORATIO S. AMBROSII

МОЛИТВА СВ. ФОМЫ АКВИНСКОГО
ORATIO S. THOMAE AQUINATIS

Всемогущий, Вечный Боже,
ныне приступаю я к таинству
Единородного Сына Твоего,
Иисуса Христа, Господа нашего;
приступаю как недугующий – к Целителю жизни,
как отверженный – к Источнику милости,
как незрячий – к сиянию вечного Света,
как нищий и обездоленный – к Владыке земли и неба.
Прошу Тебя, Господи,
по неизречённой Твоей благости,
удостой меня исцеления недугов,
омой раны души моей,
просвети ослепленный мой взор,
ниспошли одеяние нищете моей,
дабы вкусить мне Ангельского хлеба,
принять Царя Царствующих,
и Господа Господствующих;
даруй мне, Боже, великое смирение,
сокрушение о грехах,
непорочную веру,
и чистоту помышлений,
во спасение души моей.
Удостой меня, Боже,
не только принятия
Тела и Крови Господней,
но познания сущности
и силы великого Таинства.
Боже мира и кротости,
даруй принять мне
Единородного Твоего Сына,
пречистой Девой рождённого
Иисуса, Господа нашего,
дабы воистину приобщиться мне
таинственному Телу Христову
и стать частицею Плоти Его.
О возлюбленный Отче,
ныне, на путях земных моих странствий,
я обретаю Сына Твоего,
в Таинстве Вина и Хлеба сокрытого;
удостой же меня, Владыка,
в вечности созерцать
светлый лик Его неприкровенный,
ибо Он живёт и царствует с Тобою
во веки веков.
Аминь.

МОЛИТВА ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЕ МАРИИ
ORATIO AD BEATAM MARIAM VIRGINEM

О Мать любви и милосердия,
благословенная Дева Мария,
я, смиренный и недостойный грешник,
к Тебе прибегаю
всей душой и всем сердцем
и о великой милости молю Тебя;
ибо Ты предстояла
Сладчайшему Сыну Твоему
в скорбный час крестных Его страданий.
Удостой же меня, убогого грешника,
вместе со всеми священниками Церкви Святой,
служение своё совершающими,
предстояния Твоего пред Господом,
дабы, укреплённые Твоим милосердием,
принесли мы жертву благоприятную
пред ликом единой и нераздельной Троицы.
Аминь.

ВЫРАЖЕНИЕ НАМЕРЕНИЯ СОВЕРШИТЬ ЛИТУРГИЮ
FORMULA INTENTIONIS

Я, священник Церкви Христовой,
желаю совершить Божественную Литургию
и причаститься Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа,
по обряду Святой Римской Церкви,
во славу Бога всемогущего
и всей Церкви Торжествующей,
за всех и каждого,
кто вверил себя моим молитвам
и во имя благоденствия
Святой Римской Церкви.
Аминь.

Радость и мир, исправление жизни, время истинного покаяния, милость и утешение Святого Духа и усердие в добрых деяниях да ниспошлёт нам Господь всемилостивый и всемогущий. Аминь.

БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ ПОСЛЕ БОЖЕСТВЕЕНОЙ ЛИТУРГИИ
GRATIARUM ACTIO POST MISSAM

МОЛИТВА СВ. ФОМЫ АКВИНСКОГО
ORATIO S. THOMAE AQUINATIS

Благодарение приношу Тебе,
Господи, Святой Отче, всемогущий и вечный Боже,
ибо грешному и недостойному слуге Своему
Ты ниспослал причащение истинного Тела
и драгоценной Крови Иисуса Христа, Господа нашего.
Молю Тебя: святое причастие
до не будет мне в суд или осуждение,
но во спасение и прощение грехов моих;
да станет оно мне оружием веры
и щитом доброй воли.
Да истребит оно грехи и вожделения плоти моей,
дабы возросли во мне любовь и терпение,
смирение, кротость и послушание;
святое причастие Твоё
да оградит меня от врагов видимых и невидимых,
да умиротворит волнения плоти и ума.
Да соединит меня с Тобою, Единым и Истинным Богом,
и да завершит блаженством жизненный путь мой.
Допусти меня, грешного, к небесной Твоей Трапезе,
где Ты Сам пребываешь с Единородным Сыном Твоим
и Духом Святым,
ибо Ты истинный свет и вечная радость,
полнота изобилия и нескончаемое блаженство Святых Твоих.
Молю Тебя через Христа Господа нашего.

МОЛИТВЕННОЕ ПРИЗЫВАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ИСКУПИТЕЛЯ
ASPIRATIONES AD SS.MUM REDEMPTOREM

Душа Христова, освяти меня.
Тело Христово, спаси меня.
Кровь Христова, утоли жажду мою.
Вода ребра Христова, омой меня.
Страдания Христовы, укрепите меня.
О благой Иисусе, услышь меня.
В ранах Твоих сокрой меня.
Не дай мне отпасть от Тебя.
От злого врага защити меня.
В час смерти моей призови меня,
и повели мне придти к Тебе,
дабы со всеми Святыми прославить Тебя
во веки веков. Аминь.

Приими, Господи, всю мою волю,
приими всякое помышление, желание и чувство.
Всё, что у меня есть и чем обладаю,
даровано мне Тобою;
возвращаю Тебе дар Твой,
предаю его в руки Твои,
об одном лишь взывая к Тебе:
милость и любовь Твоя
да останутся со мною
и да пребудут вовеки.

МОЛИТВА К ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ РАСПЯТОМУ
ORATIO AD IESUM CRUCIFIXUM

Ныне, о благой и сладчайший Иисусе,
преклоняю колени пред Крестом Твоим
и пламенеющей душою моею
призываю и молю Тебя:
благоволи укрепить в моём сердце
животворную веру, надежду и любовь;
подай мне покаяние истинное о грехах,
ниспошли мне стремление неустанное
к исправлению жизни моей,
ибо со скорбью великой
и в сердечном сокрушении
я взираю на пять Твоих ран,
созерцая мысленным взором
великие Твои страдания.
В час сей, Господи,
размышляю о том, что вижу очами моими,
вспоминаю слова древние,
что Пророк Твой Давид
вложил в уста Твои:
“Они пронзили руки и ноги Мои;
можно было исчислить все кости Мои”.
(ср. Пс. 21: 17)

МОЛИТВА, ПРИПИСЫВАЕМАЯ КЛИМЕНТУ XI, ПАПЕ РИМСКОМУ
ORATIO SUB NOMINE CLEMENTIS XI

Верую, Господи, — да будет тверже вера моя.
Надеюсь – да будет крепче надежда моя.
Люблю – да будет пламенней любовь моя.
Скорблю – да будет сильнее скорбь моя.

Поклоняюсь Тебе – Первому из первых.
Стремлюсь к Тебе – Последнему пределу.
Хвалу пою Тебе – Источнику милости.
Взываю к Тебе – вечному Защитнику.

Мудрость Твоя да направит меня.
Справедливость – да хранит меня.
Милосердие – да утешит меня.
Сила – да защитит меня.

Помыслы мои – да будут о Тебе.
Слова мои – да будут они о Тебе.
Дела мои – да будут согласны с волей Твоей.
Путь жизни моей – да будет он от Тебя.

Желаю того, что желаешь Ты.
Желаю, ибо желаешь Ты.
Желаю так, как желаешь Ты.
Желаю, пока желаешь Ты.

Читайте так же:  Молитва перед едой

Молю Тебя, Господи:
просвети разум мой,
воспламени волю мою,
очисти сердце моё,
освяти душу мою.

Даруй мне:
оплакать мимоидущие горести,
отвратить грядущие искушения,
одолеть греховные стремления,
укрепить должные добродетели.

Ниспошли мне, Господи:
любовь к Тебе,
преодоление себя,
милосердие к ближнему,
презрение к миру.

Да обрету я послушание старшим,
да буду опорою младшим,
да стану утешением друзей,
да научусь прощению врагов.

Удостой меня, Господи,
укротить плоть мою строгостью,
любостяжание – щедростью,
гнев мой – кротостью,
хладность мою – горением.

Ниспошли мне, Отче,
разумность в решениях,
твёрдость в опасностях,
терпение в бедствиях,
непревзношение в благоденствии.

Дай мне, Господи Боже,
внимание в молитве,
воздержание за трапезой,
ревность в служении,
твёрдость в намерении.

Пошли мне, Владыка, попечение неустанное
о чистоте души моей,
об умеренности жизни моей,
о благочестии дел моих,
о святости пути моего.

Удостой меня стремления вечного
к укрощению плоти моей,
к сохранению милости Твоей,
к служению уставам Твоим,
к обретению спасения.

Даруй мне, Отче, познать
сколь тщетно всё земное,
сколь велико небесное,
сколь мимолётно временное,
сколь нескончаемо вечное.

Помоги мне, Господи,
преступить через смерть,
миновать осуждение,
избежать преисподней,
обрести бессмертие.

Молю Тебя
через Христа Господа нашего.
Аминь.

МОЛИТВА ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЕ МАРИИ
ORATIO AD BEATAM MARIAM VIRGINEM

О Мария, Дева и Матерь пресвятая,
ныне причастился я Святых Тайн
возлюбленного Сына Твоего,
Тобою непорочно зачатого,
рождённого и вскормлённого Тобою,
покоившегося в нежных объятьях Твоих.

К Тебе взываю, о Мать милосердия:
испроси у Сына Твоего
оставление грехов моих;
молись обо мне,
дабы верно я служил Ему;
предстательствуй за меня,
дабы обрести мне жизнь вечную;
в Царстве Небесном да буду славить Его с Тобою
во веки веков. Аминь.

Как молиться во время Литургии

Об этом писал духовным чадам из ссылки священномученик Серафим (Звездинский +1937), епископ Дмитровский. Человек уникальной веры и мужества, высокой духовности. Вся его жизнь, вплоть до мученической кончины, преисполнена горением веры, Христовой любовью и благодатью Святого Духа.

В тюрьмах и лагерях он всегда благодарил Господа за все испытания, которые выпали на его мученическую жизнь. Глядя на лик святителя, общаясь с ним, даже безбожные тюремные стражи НКВД смирялись перед епископом, а некоторые просили его помолиться о близких.

Наставляя своих духовных чад, владыка более всего призывал их как можно чаще приобщаться Тела и Крови Господней на Божественных литургиях.

Житие священномученика рассказывает о том, что в ссылке Божественную литургию владыка совершал ежедневно; весь круг богослужебный вычитывал неопустительно. Днем он уединялся на молитву в ближний лес. Здесь у него были пустынька и круглый холмик-кафедра. «В праздники – соборное богослужение: епископ, четыре сослужащих протоиерея, игумен и священник. Владыка обычно за всенощной читал канон. Сделали ковер с орлом, митру, панагию с камушками, дикирий и трикирий деревянные, работы местных зырян (жители Коми). Они приходили в умиление: “О, Господи, о, Господи”, – говорили по-русски и прикладывали руки к груди…»

Из писем святителя Серафима Дмитровского духовным чадам:

На 3-м и 6-м часе

«Чтобы легче и нерассеяннее стоять Литургию, старайся так молиться: во время чтения часов поминай усопших и живых. Это поминовение вознесется с поминовением священнослужителя к небу и даст великую отраду душам поминаемых. Здесь не играет роли, поминаешь в алтаре около жертвенника, у двери в алтарь или в церкви – Господь всюду услышит».

В начале Литургии

«Когда начинается Литургия словами: «Благословенно Царство…», помолись о том, чтобы Господь сподобил и тебя Царствия небесного. Во время первой мирной ектинии помолись, чтобы дал тебе Господь мир Свой на сегодняшний день. Ничто так благотворно не действует на душу, как мирное состояние, и врагу спасения особенно оно досадительно. Ему всячески хочется нарушить его, вывести человека из мирного устроения, внести ссоры, раздражение, злобу, досаду, ропот. Оттого, молясь о ниспослании мира на душу, чувствуй себя как на дощечке среди бушующих волн, почувствуй свою безпомощность и проси помощи от Господа.

Когда поют антифоны, священнослужитель читает молитвы о сохранении Церкви, и ты помолись о том же, а также, чтобы Господь избавил город, в котором ты живешь, он неверия, ереси, разделения.

Пред малым входом читает священник молитву: “Сотвори со входом нашим входу святых Ангелов бытии, сослужащих нам”. В это время наполняет Церковь безчисленное множество Ангелов. И ты помолись своему Ангелу хранителю, чтобы он встал около тебя и помолился с тобой: Святый Ангел хранитель, помилуй меня и посети меня в сей час и помолись со мною и за меня».

Чтение Апостола и Евангелия

«Во время чтения апостольского послания и Евангелия невидимо для нас возжигается Ангелами безконечное множество свечей. Священностужитель читает молитву: Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыка, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение. В это время помолись, чтобы и тебе послал Господь Свой Божественный свет, и воссиял бы он в сердце твоем».

На ектениях

«Следующая ектения сугубая, когда на каждое прошение лик поет “Господи помилуй…” трижды. Эта ектения представляет всю земную жизнь Господа, когда за Ним шли толпы народа с воплями: “Помилуй нас!” Проведи перед глазами всех: и хананеянку, и слепца, и прокаженного. Всею душою припав к Господу, почувствуй себя прокаженной, и бесноватой, и слепой. Уцепись мысленно за края ризы Господа и умоляй о помиловании, хорошо повергнуться ниц перед иконой. Возглас после ектении дает надежду, что услышит Господь твой вопль по великой милости Своей: яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу…

Во время ектении об оглашенных помолись о неверующих. Может быть, есть у тебя родные или знакомые неверующие. Помолись, чтобы Господь смилостивился над ними и просветил души их светом веры. Затем поблагодари Господа за то, что ты сам лишь по Его промыслу находишься в числе верных».

«Иже херувимы» и Великий вход

«Херувимская песнь есть моление Господа в Гефсиманском саду. Здесь проведи перед собою весь Гефсиманский подвиг Господа, Его молитву до пота кровавого, Его страдания за грехи людей. Вспомни, что и ты прошел перед глазами Господа со всеми твоими падениями и грехами. Почувствуй, что и за тебя перестрадал Господь в ту ночь. Особенно сознай полное свое недостоинство, чем ты платишь Господу за то, что Он тебе сделал, и проси Его о помиловании. Как Господь был послушен воле Отца Своего, так и ты вручи себя в волю Господа и решись терпеливо нести посланный тебе крест.

Читайте так же:  Православие по соглашению молитва

Во время Великого входа, изображающего распятие Господа, проси Его и тебя помянуть в Царствии небесном. При возгласе “Мир всем!”, изображающем вход Господа в ад для спасения почивших и находившихся там до Его пришествия, помолись так: Вниди, Господи, в ад души моей и спаси мя. Когда слышишь возглас “Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», помолись, чтобы Господь вложил в тебя светлую любовь и дал любить всех, особенно тех, кого ты не любишь или обижаешь, и тех, кто тебя обижает и не любит. На возгласе «Станем добре, станем со страхом…” – помолись, чтобы вложил в тебя Господь страх Свой, чтобы всегда помнить присутствие Господа.

При возгласе “Благодарим Господа…” – особенно благодари. В это время священнослужитель читает молитву, которая вспоминает все благодеяния Господа людям, благодарит за них и за совершаемую Литургию. И каждый обязан за это благодарить, и в частности за то, что Господь дал лично ему, какими милостями осыпал.

Во время “Тебе поем” надо вспомнить грехи свои особенно тяжкие и просить прощения за них у Господа.
Если так простоишь Литургию со всем вниманием и усердием, то непременно получишь пользу».

Подготовление священнослужителей к совершению Божественной литургии

Св. Православная Церковь особенно строго требует, чтобы священнослужители достойно «приуготовляли» себя к совершению ими святейшего таинства Причащения.

Служение священником литургии без приготовления, хотя бы даже и при соборном служении, ни в каком случае не допускает­ся, не следует этого допускать даже и для диаконов.[42]

В физическом отношении от совершителя таинства требуется, чтобы все тело его было чисто, одежда — не рваная, прилична и опрятна, лицо и руки вымыты, голова причесана, ногти обре­заны, усы подстрижены, зубы вычищены еще с вечера. Если нужно «измыть» уста утром, то следует делать это с большой осторож­ностью, чтобы не проглотить воды, что, впрочем, в случае не­чаянности, не может служит препятствием к приобщению (Уч. изв.; сравни 16 пр. Тимофея Александр.).

В духовном отношении от готовящегося к совершению таинст­ва требуется, чтобы он возбудил в себе молитвенное настроение и приобрел искреннее желание совершить Св. Таинство и при­частиться Христовых Тайн. Для этого священнослужители обя­зываются выполнить так называемое «правило», положенное Ус­тавом перед совершением Литургии.

Священнослужитель, готовящийся к совершению литургии, должен:

1. Совершить или выслушать вечерню и утреню. (Для свя­щенника должны быть прочитаны тайные светильничные и утрен­ние молитвы, диакону их читать не нужно).

2. Вычитать определенные каноны, положенные на каждый день:

2) Божией Матери.

4) Св. Ангелу Хранителю.

С п а с и т е л ю:
а) На воскресенье канон Иисусу Сладчайшему
Понедельник
Среду
Субботу
б) На вторник и четверг канон покаян. ко Господу Иисусу
в) На Пятницу Кресту
Б о ж и е й М а т е р и:
а) На воскресенье понедельник вторник четверг пятницу канон молебный ко Пресвя­той Богородице: «Воду прошед. «
б) На среду канон Одигитрии
в) На субботу канон Акафиста (неотложно)
«Д н е в н о й»:
На понедельник Архангелам и Ангелам
На вторник Предтече
На четверг св.Апостолам и Свят.Николаю
На субботу всем святым

4) Св. Ангелу Хранителю на каждый день (только в понедельник — по желанию).

3. Канон и молитвы ко Святому Причащению. Если кто по каким-либо причинам, независящим от него, не может выполнить воего правила, то обязан дочитать его после литургии, но мо­литвы ко Причащению непременно должны быть прочитаны перед литургией.

Кроме этого, от готовящегося к совершению литургии тре­буется, чтобы он соблюдал себя от всего того, что может препятствовать ему совершению св. Таинства, это:

1) Запрещение в служении от архиерея;

2) Смертный грех на душе,

4) Вкушение пищи после полуночи,

5) Женатый священник должен накануне воздержаться от супружеских отношений.

5) Препятствием могут также послужить особые состояния духа, которые священник должен стираться искоренить: а) уныние, б) тоскливость.

6) Ноконец, осквернение во сне.

В последнем случае, если священнослужителю совесть под­сказывает, что виноват в этом он сам (дал повод накануне скверными мыслями или разговорами, неумеренностью в пище или излишним сном) без исповеди не должен приступать к со­вершению таинства. Напротив, если совесть ни в чем не уко­ряет, а искушение последовало от сатаны, то при необходимос­ти без предосуждения может приступать к священнодействию (4 пр. св. Дион. Александр)., предварительно прочитав пра­вило от осквернения.

Как должен поступать при совершении литургии диакон, служащий без приготовления

1. Он не выходит со священником перед царскими вратами для чтения входных молитв.

2. Не берет обычного начала у священника перед «Благос­ловенно Царство», а только тихо произносит: «Благослови, владыко, и, получив благословение, целует руку священника, и выходит на амвон для произнесения, «Благослови, Владыко» и ектении.

3. После Великого входа не обращается к священнику за молитвою о себе, равно также и священник к нему (ибо это касается общего служения, в котором нужна взаимная молитва), а только таким образом, как и при начале Литургии, испрашивает благословение, говоря: «Благослови, владыко», и, получив благословение отходит на свое место для дальнейшего священнослужения.

4. При возгласе священника: «Победную песнь . » — диакон не поднимает звездицы, вместо него делает это сам священник.

5. При освящении св. Даров не подходит к св. Трапезе и не поднимает св. Дары при возгласе: »Твоя от Твоих. », а только по освящении св. Даров совершает каждение во время «Достойно есть».

6. Не выносит св. Даров и не возглашает: «Со страхом Божиим. «

«От такого образа действования, как установившегося у нас по требованию чувства благоговения к великому и страшному священнодействию, не следовало бы отступать никому из диаконов, без надлежащего приготовления участвующих в совер­шении Литургии» (Рук. д.с.п. 1888, 16, Ц.В. 1890, 44. Ряз. Е.В., 15) См. об этом прот. С.Булгаков, Настольная книга свящ. цер.служ. Киев, 1913, изд. 3-е, стр. 914-915).

Читайте так же:  Молитва наказать обидчика еврейская

Л И Т У Р Г И Я по чину святых Иоанна Златоуста и Василия Великого

Литургия условно разделяются на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.

Совершению проскомидии предшествуют входные молитвы и облачение священнослужителей.

Входные молитвы

Перед началом литургии, утром, в назначенное время свя­щеннослужители, подготовившиеся накануне к совершению Боже­ственной литургии, приходят в храм и, став пред царскими вратами, трижды осеняют себя крестным знамением, совершив три поклона, читают входные, то есть приготовительные к совершению литургии молитвы, стоя с покрытой головой (в скуфье или камилавке) до чтения тропаря «Пречистому Твоему образу. «

Диакон: «Благослови, владыко».

Священник: «Благословен Бог наш, всегда ныне и присно, и во веки веков».

Диакон: «Аминь. Царю Небесный. Трисвятое по Отче наш».

Священник: «Яко Твое есть Царство. «

Далее оба читают: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас. «

»Слава: Господи, помилуй нас. «

»И ныне: Милосердия двери отверзи нам. »

Потом, подойдя к иконе Христа Спасителя, молятся, читая тропарь:

«Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий. » Сделав поклонение иконе Спасителя, они целуют ее. Затем, подойдя к иконе Пресвятой Богородицы, совершают поклонение иконе и также целуют ее, читая тропарь:

»Милосердия сущи источник. »

Став снова пред царскими вратами и преклонив главы, они, в сознании своего недостоинства и немощи, устами священника возносят Господу молитву, прося укрепляющей и восполняющей помощи Божией к совершению Божественной литургии:

«Господи, ниспосли руку Твою с высоты святого жилища Твоего. «

Чинопоследование Божественной литургии изложено в Служеб­нике, но краткие и сжатые выражения Служебника часто тре­буют разъяснений, в которых указывалось бы на основании издревле существующей литургической практики, что именно, когда и как должен делать священнослужитель, совершающий литургию.

По сложившейся практике, приготовившийся литургисать священнослужитель входит в алтарь, совершает, по Уставу, два земных или поясных поклона пред престолом, целует его, совершает третий поклон, возлагает на себя епитрахиль, снимает покрывало с престола и северной дверью выходит из алтаря на солею для совершения входных молитв. (Если со­вершают литургию несколько священнослужителей, то старший надевает епитрехиль, остальные — в рясах).

По произнесении этой мопитвы священнослужители кланяются друг другу и, обратившись лицом к молящимся, кланяются им, делают по одному поклону к северной и южной стороны солеи (хором певчих), произнося: «Простите, и благословите, отцы и братие», и входят в алтарь при чтении с 8-го по 13-й сти­хи 5-го псалма:

«Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. «

1. Чтением этого псалма они выражают свое благоговение пред святостью храма Божия, молясь, чтобы Господь исправил их путь к достойному совершению Святой Евхаристии.

2. В дни Недели Святой Пасхи и в отдание Пасхи после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе. » принято читать: «Предварившия утро. «, «Во гробе плотски. «, «Слава» — «Яко живоносец, яко рая краснейший. «, «И ныне» -»Вышняго освященное. «, «Пречистому Твоему образу. «, далее — в обычном порядке. От Антипасхи (Недепя о Фоме) до отдания Пасхи после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе. » следует читать Трисвятое по «Отче наш. «, Далее — обычный порядок.

«Царю Небесный. » в это время не читается — до дня Святой Троицы (Пятидесятницы).

В первый день Святой Пасхи входные молитвы читаются до так называемой пасхальной полунощницы, когда пасхальные молитвословия читать еще рано, а «Царю Небесный» на полунощнице уже не читается, — входные молитвы начинаются со «Святый Боже».

Поспедовзние облачения.

Войдя в алтарь южной (правой) дверью после входных мо­литв, священнослужители благоговейно совершают троекратное поклонение пред престолом, целуют Евангелие, Крест, а также престол, воздавая честь этим Самому Господу. После этого они начинают облачаться в священные одежды.

Священник берет подризник, а диакон — стихарь, и, делая три поклона к горнему месту, каждый говорит про себя: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя».

Облачение диакона

Диакон подходит к священнику и, держа в правой руке стихарь и орарь, говорит ему, преклонив главу: «Благослови, владыко стихарь со орарем».

Священник, благословляя, произносит: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Диакон говорит: »Аминь», целует крест, изображенный на стихаре, и благоговейно облачается в стихарь, произнося: «возрадуется душа моя о Господе. «

Затем он берет орарь и, поцеловав изображенный на нем крест, возлагает его на левое плечо. После целования крес­та на поручах диакон возлагает их себе на руки при чтении на правую руку:

«Десница Твоя, Господи, прославися в крепости. » — на левую руку: «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя. »

Облачение священника

Держа в левой руке подризник (стихарь), священник, пос­ле троекратного поклонения к горнему месту, благословляет подризник, произнося:

«Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Облачаясь в подризник, он читает ту же молитву, что и диакон (на стихарь): «Возрадуется душа моя о Господе. » и также предварительно целует крест на подризнике. (Вообще, при облечении священника в каждую священную одежду он бла­гословляет ее и целует изображенный на ней крест).

При возложении на себя епитрахили священник читает: «Бла­гословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя. «

После епитрахили священник обычно надевает, если имеет на них благословение, набедренник и палицу со словами: «Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне. «

Затем, опоясуя себя поясом; он читает: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою. «

Надевая поручи, священник читает то же, что и диакон: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости. «

«Руце Твои сотвористе мя и создасте мя. » При облачении в фелонь священник читает: «Священницы Твои, Господи, облекутся в правду. » .

Во все одежды полностью, как для служения литургии, свя­щенник также облачается на пасхальную заутреню, на пасхальную вечерню, в вечерню Великого пятка — перед выносом Плаща­ницы, на утрене Великой субботы, пред крестным ходом с Плащаницей, на утренях 1 августа, 14 сентября и Крестопоклон­ную Неделю (перед выносом Честнаго и Животворящего Креста).

Читайте так же:  Католические молитвы на ночь

Однако положенные при этом молитвы в то время не читают­ся, кроме как перед облачением на пасхальную заутреню, так как в данном случае это облачение есть и предлитургийное.

Не читаются молитвы на облачение и перед служением ли­тургии Преждеосвященных Даров (только «Господу помолимся» перед каждой одеждой).

П Р О С К О М И Д И Я

Понятие о проскомидии

«Проскомидией называется первая часть литургии, из кото­рой, чрез особые священнодействия, из принесенных хлебов и вина приготовляется веществе для Святой Евхаристии и при этом совершается поминовение членов Церкви Христовой — Не­бесной и земной».

От древнего обычая приносить в храм хлеб и вино для таинства Святой Евхаристии первая часть литургии и называ­ется проскомидией — приношением. Хлеб, требуемый для Свято­го Таинства, должен быть чистым, пшеничным, замешенным прос­той водой, и квасным (т.е. не пресным, а вскисшим, приготов­ленным на дрожжах).

На проскомидии употребляются в настоящее время в Русской Православной Церкви пять хлебцев, именуемых просфорами. По внешнему виду просфора должна быть кругловидной и двухсоставной, в таинственное ознаменование двух естеств в Господе Иисусе Христе — Божеского и человеческого, с изображением на ней (обычно) креста, в знак того, что эта просфора назначена для священного употребления; по сторонам креста она имеет надпись:

ИС. ХС. = Иисус Христос

НИ. КА. = Победитель (побеждает)

Просфора со знаком креста употребляется для изъятия Агнца на проскомидии. На других просфорах могут быть изображения Божией Матери или святых.

Просфоры для проскомидии приготовляются несколько больше других: просфор, выпекаются просфоры особо назначенными для этого церковнослужителями.

Вино должно быть виноградным, красным. Вино соединяется с водой, в воспоминание Крови и воды, истекших из прободенного ребра Спасителя во время Его страданий. (Никаких фрук­товых соков вместо виноградного вина употреблять, не положено).

fr_aleksver

Записки священника

Молим Тя, Отче Святый, о душах верных преставльшихся, яко да будет им во избавление, спасение, отраду и вечное веселие сие великое благочестия таинство. Господи Боже мой, буди им днесь всецелое и совершенное утешение от Тебе, Хлеба Истиннаго, Живаго, с небесе сшедшаго и дающаго живот мирови от Плоти Твоея Святыя, Агнца нескверна, вземлющаго грехи мира. Напой их потоком благости Твоея, от прободеннаго Твоего ребра на Кресте истекшим, да тем возвеселени радуются во хвале и славе Твоей Святей.

Молю, Господи, благость Твою, да приидет на Хлеб сей и Чашу сию исполнение Божества Твоего, да снийдет такожде, Господи, Святаго Твоего Духа образ невидимый и непостижимая слава, якоже прежде на жертвы отцев схождаше, Иже и приношения сия наша да сотворит Тело и Кровь Твою, и мене, недостойнаго служителя Твоего, толикое совершати научит таинство, яко да благоприятне и милостивне приимеши от рук моих Жертву во спасение всех живых и мертвых.

Молитвы Священника перед литургией

This entry was posted on Четверг, Июнь 22nd, 2017 and is filed under Проповеди.

М олитва святителя Амвросия Медиоланского пресвитером, готовящимся к служению Святыя Литургии

А рхиерею Истинный Иисусе Христе, Духом Твоим научи мя, недостойного раба Твоего, егоже в чин священства, не по делом моим, но по Твоей милости призвал еси, Божественное священнодействие совершати с благочестием и благоговейным страхом .

Л юбителю чистоты и целомудрия, погаси в плоти моей весь пламень страстный, да чистым сердцем возмогу Тебе принести жертву хваления со страхом и трепетом, слез излиянием, в радости духовней и веселии Божественном. Очисти мое сердце от нечистых, мерзких, праздных и вредных помышлений. Избави меня от духа гордыни, тщеславия, зависти, блуда и нечистоты.

П риими, Господи, жертву о Церкви Святей Твоей и о всем мире, научи нас молитися, призри на скорби людей, плененных воздыхания, страдания убогих, нужды путешествующих, немощных скорби, старых немощи, рыдания младенец, обеты дев, воздыхания вдов, сирот умиление и молитвы рабов Твоих в храме сущих.

О тче Святый, да будет душам верных преставльшихся во избавление, спасение, отраду и вечное веселие сие великое благочестия таинство.

М олю, Господи, благость Твою, да приидет на Хлеб сей и Чашу сию исполнение Божества Твоего, да снидет Святого Духа образ невидимый, Иже и приношения сия наша сотворит Тело и Кровь Твою, и да будет ми Причастие сих Таинств во освящение и обож е ние, сладость, исцеление всякого недуга, всегдашнее хранение души и тела здравие.

О тжени от мене ненавидящих мя, да, Тобою огражден, с Тобою вниду в вечное Твое царствие, идеже лицем к лицу Тебе узрим, и тогда насыщуся, внегда явит ми ся слава Твоя, в нейже царствуеши со Отцем и Святым Духом во веки. А минь.

[Источник: Служебник. Изд. МП, М, 1977, ч. 2-я, с. 589-596 ]

Символ Веры

Облачение перед Литургией

1/Temp/moz-screenshot.png» />1/Temp/moz-screenshot-1.png» />

Облачение священнослужителей перед Литургией происходит торжественнее, чем перед другими службами. Обычно священник благословляет свои богослужебные одежды (чаще всего: епитрахиль, фелонь и поручи) и возлагает на себя без чтения специальных молитв. Перед Литургией священник облачается во все присвоенные его чину одежды, причем над каждой он читает соответствующую молитву, составленную из текстов Священного Писания. Нелишним является заметить, что во все одежды священник облачается еще в следующих случаях: 1) на пасхальную заутреню, как указано, «во весь светлейший сан;» 2) на пасхальную вечерню, 3) на вечерню Великой Пятницы, перед выносом Плащаницы и на трех утренях в году (1-го августа, 14-го сентября и Крестопоклонной недели) перед выносом Честного Креста. Но молитвы тогда все же не читаются, разве только перед облачением на заутреню, так как это же бывает и облачением на Литургию, которая следует непосредственно за утреней.

Это облачение происходит торжественнее, чем перед всеми другими
службами, ибо сопровождается чтением особых молитв над каждой одеждой.
В то время, как обычно священник лишь благословляет свои одежды и притом
надевает на себя только одну епитрахиль и поручи, а в более
торжественные моменты еще фелонь, перед литургией он облачается в
полное облачение, состоящее из:

1.подризника,
2.епитрахили,
3.пояса,
4.поручей,
5.фелони,
а если он награжден 6.набедренником и 7.палицей, то надевает и их.

Читайте так же:  Молитва заступница усердная

В полное облачение священник облачается еще: 1. на Пасхальную заутреню
(«во весь светлейший сан»), как сказано в Триоди Цветной, 2. на вечерню
в первый день Пасхи, 3. на вечерню Великого пятка и 4. на трех утренях
в году перед выносом креста: на Воздвижение Креста Господня 14
сентября, на Происхождение честных древ 1 августа и в неделю
Крестопоклонную.
Но во всех этих случаях священник только
благословляет одежды и возлагает их на себя молча. Перед литургией же
он на каждую одежду произносит особые молитвенные слова, указанные в
служебнике (служебник — это книга, в которой излагаются неизменяемые
части ежедневного богослужения, причем именно то, что должны
произносить и делать священники и диаконы. Служебник содержит в себе
последование вечерни, утрени, литургии св. Иоанна Златоуста, литургии
св. Василия Великого, литургии Преждеосвященных Даров и дополнительные
отделы)

Почему и зачем так?

чтобы отделиться не
только от других людей, но и от самих себя, ничего не напомнить в себе
другим похожего на человека, занимающегося обыкновенными житейскими
делами.

И произнося:
«Боже! Очисти мя грешнаго и помилуй мя!»

священник и диакон берут в руки одежды.

Сначала облачается диакон: испросив благословение у иерея, надевает стихарь
блистающего цвета, во знаменование светоносной ангельской одежды и в
напоминание непорочной чистоты сердца, какая должна быть неразлучна с
саном священства, произнося при надевании его:

«Возрадуется
душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия
одея мя, яко жениху возложи ми венец, и яко невесту, украси мя красотою
«.

(Т.е., «Возрадуется
душа моя о Господе, ибо он облек меня в ризу спасения, и одеждою
веселия одел меня, как на жениха возложил на меня венец, и как невесту
украсил меня украшениями
«).

Затем берёт, поцеловав, «орарь»
— узкое длинное лентие, принадлежность диаконского звания, которым
подаёт он знак к начинанию всякого действия церковного, воздвигая народ
к молению, певцов к пению, священника к священнодействию, себя к
ангельской быстроте и готовности во служении.
Ибо звание диакона,
что звание ангела на небесах, и самым сим на него воздетым тонким
лентием, развевающимся как бы в подобие воздушного крыла, и быстрым
хождением своим по церкви изобразует он, по слову Златоустаго,
ангельское летание. Лентие это он, поцеловав, набрасывает себе на плечо.

После этого диакон одевает «поручи» (или нарукавницы), думая в этот момент о всетворящей, содействующей силе Божией; одевая правую, он говорит:

«Десница
Твоя, Господи, прославися в крепости: десная Твоя рука, Господи,
сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты
«.

(Т.е., «Правая
рука Твоя, Господи, прославилась силою: правая рука Твоя, Господи,
сокрушила врагов, и множеством Твоей славы уничтожила противников
«).

Одевая
левую, думает о самом себе как о творении рук Божьих и молит у Него же,
его сотворившего, да руководит его свышним Своим руководством, говоря
так:

«Руце Твои сотвористе мя и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим«.

(Т.е., «Руки Твои сотворили меня и создали меня: вразуми меня и я научусь Твоим заповедям»).

Священник облачается таким же образом.
В начале благословляет и надевает стихарь (подризник), сопровождая это теми словами, какими сопровождал и диакон;
но,
вслед за стихарём, надевает уже не простой одноплечный орарь, но
двухплечный, который, покрыв оба плеча и обняв шею, соединяется обоими
концами на груди его вместе и сходит в соединённом виде до самого низа
его одежды, знаменуя этим соединение в его должности двух должностей —
иерейской и диаконской. И называется он уже не орарём, а «епитрахилью».
Надевание епитрахили знаменует излияние благодати на священника и
поэтому сопровождается это величественными словами Писания:

«Благословен
Бог изливаяй благодать Свою на священники Своя яко миро на главе,
сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его
«.

(Т.е., «Благословен
Бог, изливающий благодать Свою на Своих священников, как миро на
голову, стекающее на бороду, бороду Аарона, стекающее на края одежды его
«).

Затем надевает поручи с теми же словами, что говорил и диакон, и опоясывает себя поясом
поверх подризника и епитрахили, чтобы не препятствовала ширина одежды в
совершении священнодействий и чтобы этим выразить готовность свою, ибо
препоясывается человек, готовясь в дорогу, приступая к делу и подвигу:
препоясывается и священник, собираясь в дорогу небесного служения, и
смотрит на пояс свой, как на крепость силы Божией, его укрепляющей, для
чего и произносит:

«Благословен Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои яко елени, и на высоких поставляяй мя«.

(Т.е., «Благословен
Бог, дающий мне силу, сделавший путь мой непорочным и мои ноги быстрее
оленьих и поднявший меня на вершину. /Т.е. к Престолу Божьему/
«).

Наконец, надевает иерей «ризу» или «фелонь», верхнюю всепокрывающую одежду, знаменующую всепокрывающую правду Господню со словами:

«Священницы
Твои, Господи, облекутся в правду, и преподобнии Твои радостию
возрадуются всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь
«.

(Т.е., «Священники
Твои, Господи, оденутся в праведность, и святые Твои радостью
возрадуются всегда, теперь и постоянно, и во веки веков. Истинно так
«.)

Иодетый таким образом в орудия Божии, священник предстоит уже иным
человеком: каков он ни есть сам по себе, как бы ни мало был достоин
своего звания, но глядят на него все стоящие во храме, как на орудие
Божие, которым управляет Дух Святый.

Священник и диакон оба омывают руки, сопровождая сие чтением 25-го псалма, от 6 до 12 стиха:

«Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой» и пр.

Сделав по три поклона перед жертвенником, в сопровождении слов:

«Боже! Очисти мя грешнаго и помилуй мя» и пр.,

священник
и диакон поднимаются омытые, усветлённые, подобно сияющей одежде своей,
ничего не напоминая в себе подобного другим людям, но уподобляясь
скорее сияющим видениям, чем людям.

Молитвы Священника перед литургией
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here