Молитвы Крестного пути

Полное описание: Молитвы Крестного пути специально для наших уважаемых читателей.

Молитвы Крестного пути

KРЕСТНЫЙ ПУТЬ воссоздает в памяти верующих основные моменты страданий Спасителя. Молящиеся в единении со скорбящей Богородицей мысленно сопровождают Спасителя на Голгофу, совершая 14 стояний, размышляя о Его крестных муках и прославляя Его искупительный подвиг.

Уже в первые века христианской эры в Иерусалим из разных стран стали устремляться паломники, желавшие явственнее осознать спасительные страдания Христа. Совершая путь, по которому Иисус шел на Голгофу, они вновь переживали события Страстной Пятницы. Но не все могли посетить Святую Землю. Поэтому возник обычай изображать эпизоды Kрестного Пути в храмах — в виде 14 карин или рельефов, последовательно расположенных вдоль внутренней стены церкви. Около каждой из них проходит соответственное стояние Kрестного Пути.

Совершающие Kрестный Путь хотят сострадать Христу: духовно участвуя в Его крестных страданиях, они глубже сознают, сколько велика любовь Спасителя к нам и как мы оскорбляем Его нашими грехами. Видя Его ужасные страдания, претерпеваемые ради спасения всех людей, и Его послушание воле Небесного Отца, они учатся переносить испытания земной жизни и со смирением нести ниспосланный Богом крест.

В единении со скорбящей Богоматерью мы будем проходить тот Kрестный путь, который Ты, Христос, прошел, чтобы совершить наше искупление на Голгофе. Да наполнится наше сердце при размышлении о Твоих скорбных тайнах раскаянием в наших грехах и благодарностью к Тебе за Твою великую любовь к нам.

I СТОЯНИЕ


ИИСУСА ХРИСТА ОСУЖДАЮТ НА СМЕРТЬ

— Поклоняемся Тебе, Христос, и благословляем Тебя.
— Ибо Ты святым крестом Твоим мир искупил.

О Иисус, за наши грехи Ты принимаешь несправедливый смертный приговор от римского правителя. Сохрани души наши от греховной смерти и смилуйся над нами в час кончины.

ОТЧЕ НАШ.
РАДУЙСЯ, МАРИЯ.
СЛАВА.

— Помилуй нас, Господи.
— Помилуй нас.

II СТОЯНИЕ


НА ХРИСТА ВОЗЛАГАЮТ KРЕСТ

О Иисус, с любовью и терпением Ты принимаешь на Себя тяжелый крест. Помоги нам безропотно переносить заслуженные наказания за наши грехи.

ОТЧЕ НАШ.
РАДУЙСЯ, МАРИЯ.
СЛАВА.

— Помилуй нас, Господи.
— Помилуй нас.

III СТОЯНИЕ


ИИСУС ПАДАЕТ ПОД БРЕМЕНЕМ KРЕСТА

О Иисус, ТЫ падаешь под тяжестью креста, но поднимаешься, чтобы продолжить Свой трудный путь. Помогай нам подниматься после греховных падений и, уповая на Твое милосердие, продолжать нести ниспосланный нам крест.

ОТЧЕ НАШ.
РАДУЙСЯ, МАРИЯ.
СЛАВА.

— Помилуй нас, Господи.
— Помилуй нас.

IV СТОЯНИЕ


ХРИСТОС ВСТРЕЧАЕТ СВОЮ ПРЕЧИСТУЮ МАТЕРЬ

О Мария, Матерь Скорбящая! Твой Сын страдает из-за наших грехов. Помоги нам раскаяться в них, всем сердцем сострадая Тебе, ибо Твою душу, по предсказанию Симеона, пронзило оружие.

ОТЧЕ НАШ.
РАДУЙСЯ, МАРИЯ.
СЛАВА.

— Помилуй нас, Господи.
— Помилуй нас.

V СТОЯНИЕ


СИМОН KИРИНЕЯНИН ПОМОГАЕТ ХРИСТУ НЕСТИ KРЕСТ

«Они встретили одного Kиринеянина, по имени Симон; сего заставили нести крест Его» (Мф 27, 32)

О Иисус, добровольно идущий на страдания, Ты желаешь, чтобы мы следовали за Тобой; помоги нам нести наш крест с терпением и любовью.

ОТЧЕ НАШ.
РАДУЙСЯ, МАРИЯ.
СЛАВА.

— Помилуй нас, Господи.
— Помилуй нас.

VI СТОЯНИЕ


СВЯТАЯ ВЕРОНИKА ОТИРАЕТ ПОЛОТЕНЦЕМ БОЖЕСТВЕННЫЙ ЛИK СПАСИТЕЛЯ

Вероника видела страдания Иисуса и грубость палачей. Она не побоялась ни стражи, ни насмешек толпы. Из сострадания к Спасителю она отерла полотенцем Его лицо, покрытое кровью и потом, и на полотенце запечатлелся нерукотворный образ Страдальца. Молим Тебя, Иисус: навсегда запечатлей Твой образ в сердцах наших.

ОТЧЕ НАШ.
РАДУЙСЯ, МАРИЯ.
СЛАВА.

— Помилуй нас, Господи.
— Помилуй нас.

VII СТОЯНИЕ


ХРИСТОС ВТОРИЧНО ПАДАЕТ ПОД ТЯЖЕСТЬЮ KРЕСТА

О Иисус, Ты во второй раз падаешь под тяжестью креста. Ты простил нам грехи, в которых мы раскаялись, но мы продолжаем грешить. Прости нам эти новые падения и даруй нам мужество снова следовать за Тобою.

ОТЧЕ НАШ.
РАДУЙСЯ, МАРИЯ.
СЛАВА.

— Помилуй нас, Господи.
— Помилуй нас.

VIII СТОЯНИЕ


ХРИСТОС УТЕШАЕТ ПЛАЧУЩИХ ЖЕНЩИН

Несмотря на невыносимые страдания, Иисус думает прежде всего о бедствиях Своего народа. Научи нас, Христос, забывать о наших испытаниях и поддерживать и утешать нуждающихся в нашей помощи.

ОТЧЕ НАШ.
РАДУЙСЯ, МАРИЯ.
СЛАВА.

— Помилуй нас, Господи.
— Помилуй нас.

IX СТОЯНИЕ


ИИСУС ПАДАЕТ ПОД БРЕМЕНЕМ KРЕСТА В ТРЕТИЙ РАЗ

Обессиленный Христос еще раз падает под тяжестью креста; ведь Он несет на Себе грехи всех людей, включая и тех, кто отказывается принять спасительные плоды Его страданий. О Иисус, ценой таких мучений искупивший наши грехи, укрепи меня силою Твоей благодати, чтобя я не боялся никаких трудностей и мужественно нес свой крест до конца моего жизненного пути.

ОТЧЕ НАШ.
РАДУЙСЯ, МАРИЯ.
СЛАВА.

— Помилуй нас, Господи.
— Помилуй нас.

X СТОЯНИЕ


ИИСУСА ХРИСТА ОБНАЖАЮТ

Воины снимаю одежду с Иисуса и разделяют ее между собой. О Иисус, за наши грехи Ты уничижил Себя, терпя оскорбления и боль. Научи нас добродетельной жизни, чтобы никакими нашими поступками мы не оскорбляли Тебя, но посвящали Тебе всю нашу любовь.

ОТЧЕ НАШ.
РАДУЙСЯ, МАРИЯ.
СЛАВА.

— Помилуй нас, Господи.
— Помилуй нас.

XI СТОЯНИЕ

Читайте так же:  Какой молитвой вернуть любовь мужа

ХРИСТА РАСПИНАЮТ НА KРЕСТЕ

«Народ Мой, что сделал Я тебе? Ответь Мне. Я вознес тебя силою великую, а ты пригвоздил Меня к древу крестному».

О Иисус, как страшно Ты страдал, когда Тебя распинали!

Научи нас умервщлять и распинать нашу плоть со страстями и похотями.

ОТЧЕ НАШ.
РАДУЙСЯ, МАРИЯ.
СЛАВА.

— Помилуй нас, Господи.
— Помилуй нас.

XII СТОЯНИЕ


ИИСУС УМИРАЕТ НА KРЕСТЕ

В течение трех часов Христос пьет на кресте горькую чашу страданий. Он молится за палачей, обещает рай раскаявшемуся разбойнику, поручает нас Пречистой Своей Матери и предает Свой дух в руки Отца.

О Иисус, послушный даже до смерти, и смерти крестной! Из любви к нам Ты умер на кресте. Привлеки же нас к Себе, чтобы мы отныне умерли для греха и жили только Тобою.

ОТЧЕ НАШ.
РАДУЙСЯ, МАРИЯ.
СЛАВА.

— Помилуй нас, Господи.
— Помилуй нас.

XIII СТОЯНИЕ


ИИСУСА ХРИСТА СНИМАЮТ С KРЕСТА

Когда Иисус умер, Матерь Его приняла в Свои руки Его Тело, носящее следы страшных истязаний.

О Матерь, источник любви! Дай нам почуствовать силу Твоей скорби, чтобы мы плакали с Тобою, чтобы в сердцах наших горела любовь ко Христу и мы никогда не были равнодушны, принимая Его в Святом Причастии.

ОТЧЕ НАШ.
РАДУЙСЯ, МАРИЯ.
СЛАВА.

— Помилуй нас, Господи.
— Помилуй нас.

XIV СТОЯНИЕ


ПОГРЕБЕНИЕ ХРИСТА

Тело Господа, помазанное ароматами и обвитое плащаницей, приготовлено к погребению. Ученики несут Его в тихой печали ко гробу.

О Иисус, Твое мертвое тело полагают во гроб; наши тела также возвратятся когда-то в землю. Помоги нам жить так, чтобы в последний день мы удостоились воскресения жизни.

ОТЧЕ НАШ.
РАДУЙСЯ, МАРИЯ.
СЛАВА.

— Помилуй нас, Господи.
— Помилуй нас.

Отец Предвечный! Приносим Тебе кровь, смерть и страдания Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, и скорби сердца Пречистой Его Матери, Приснодевы Марии, умоляя Тебя о мире и преуспеянии святой Твоей Церкви, о прощении наших грехов, об обращении всех грешников на праведный путь и об упокоении оставивших наш мир. Милостиво воззри на нас и услышь нас.
Аминь.

Ты, за нас принявший муки,
О Христос, Господь и Бог наш,
Смилуйся над нами, смилуйся над нами, смилуйся над нами.

Ты, что с Ним страдала вместе,
О Мария, Матерь Божия,
Моли о нас Бога, моли о нас Бога, моли о нас Бога.

РУСКАТОЛИК.РФ

СПЕЦПРОЕКТЫ

НАС МОЖНО СЛУШАТЬ

ИЩЕТЕ БОЛЬШЕГО?

ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ

Крестный путь с краткими размышлениями

Предлагаем вашему вниманию молитву Крестного пути, традиционно совершаемую в каждую пятницу Великого поста, с краткими размышлениями, подготовленными на основе ряда итальянских, испанских и американских текстов. Они могут использоваться как в ходе общинного богослужения, так и в качестве личной молитвы.

С. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Все: Аминь.

Стояние 1. Иисуса Христа осуждают на смерть

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Люди, жизнь которых конечна, осуждают на смерть бесконечного Бога. Бога, пришедшего во плоти, чтобы принести этим людям любовь Отца. А кого мы осуждаем? Ближнего, который надоел. Мы даже не верим, что этого ближнего может исправить молитва. Мы осуждаем того, за кого умер Иисус, на чье обращение Он надеется. Так мы можем «случайно» осудить и самого Иисуса.

Господи, дай нам никого не осуждать, но терпеливо молиться за обращение наших ближних.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 2. На Иисуса Христа возлагают крест

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Мы боимся креста, боимся страданий. Мы хотим избежать страданий любой ценой, иногда даже ценой греха. Но Иисус берет на себя крест как дар от Бога. Потому что только через Его крест, через наши собственные кресты, мы можем понять бесконечную любовь Отца. Страдания помогают нам научиться прощать – ведь в этом мире страдают все – значит мы можем и должны простить страдающего грешника. Наши страдания учат нас сострадать, претворять горе в радость.

Возлагая на Себя крест, Иисус говорит нам: «даже если ты еще не можешь понять своих страданий, значения своего креста, который Бог предлагает тебе нести в каждый момент твоей жизни, все равно, возьми свой крест, неси его, потому что через твои страдания Бог покажет тебе, как сильно Он тебя любит, как сильно Он доверяет тебе».

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 3. Иисус падает под бременем креста

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Христианину легко упасть в глазах этого мира – когда мы не идем со всеми на светский праздник, если он выпадает на пятницу Великого поста, когда мы остаемся верными, в то время как люди вокруг нас ищут новых ощущений в объятиях все новых и новых партнеров, когда мы выступаем против таких обыденных для этого мира вещей, как аборт. Нам больно и страшно падать. Но унижающий сам себя возвышен будет. Падая в глазах этого мира, мы поднимаемся вместе с Богом.

Господи, дай нам всегда оставаться верными Тебе и не следовать соблазнам этого мира, потому что лучше пасть в глазах этого мира, чем пасть жертвой греха и отвернуться от Тебя.

Читайте так же:  Молитва для салона красоты

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 4. Иисус Христос встречает Свою Пречистую Матерь

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Встреча Матери и Сына… Мария не бьется в истерике, требуя, чтобы Ее родной, такой молодой и прекрасный Сын сошел с Крестного пути, чтобы пожить «для себя», чтобы жениться и нарожать внуков. Так же, как в момент Благовещения, Она смиренно и свободно принимает волю Божию. Она отдает своего Сына на смерть за нас. Она знает, что невозможное человеку возможно Богу, поэтому Oна безусловно верит, что жертва Христа не будет напрасной.

Господи, дай нам истинное обращение, преобрази нас, чтобы жертва Иисуса и Его матери не оказалась для нас напрасной.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 5. Симон Киринеянин помогает Христу нести крест

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Когда мы добровольно принимаем на себя крест, более того, когда мы принимаем на себя чужой крест, мы превосходим самих себя и вдруг оказываемся в самых глубинах Троицы, у сияющего престола Отца. Бескорыстно и полностью отдавая себя ближнему, мы обретаем истинную свободу и достоинство детей Божиих. Но если мы боимся принять страдания, то они настигают и подавляют нас своей тяжестью и бессмысленностью.

Господи, дай нам мужество добровольно участвовать в несении Твоего креста.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 6. Святая Вероника отирает платом Божественный Лик Спасителя

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Когда Иисус шел на Голгофу, не было в Нем ни вида, ни величия. Он был оплеван, покрыт синяками и запекшейся кровью. Кровь смешалась с потом… Вероника отирает платком лицо беднейшего из бедных, у которого ничего нет, и уж конечно она не надеется получить взамен ценную реликвию – Лик Христа, запечатленный на ее платке. И конечно, Вероника не ищет славы от своего поступка.

Господи, дай нам отдавать свои усилия, время и средства беднейшим из бедных, ничего не ожидая взамен.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 7. Христос второй раз падает под бременем креста

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

В Евангелии мы часто встречаемся с тем, что люди, которые просят Иисуса об исцелении или благодарят Его, «падают ниц к ногам Его». Когда человек падает перед Богом на землю, эта поза выражает надежду и благодарность. Она выражает смирение, опустошение перед милостивым всемогуществом Отца. Если же человек не хочет пасть пред Богом, то он может упасть вдали от Него, придавленный к земле своими грехами и проблемами.

Иисус постоянно, со дня Своего воплощения, дает нам пример смирения перед Отцом.

Господи, дай нам скорее пасть к Твоим ногам со смирением и благодарностью, пока мы не упали вдали от Тебя, придавленные своими грехами.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 8. Христос утешает плачущих женщин

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Иисус сказал женщинам: «не плачьте обо Мне, но плачьте о себе». Иногда мы плачем от жалости к себе или к другим. Но нет смысла плакать о других: лучше постараться им помочь. И тем более нет смысла жалеть себя. Нужно следовать примеру св. Петра, который, после своего отречения от Иисуса, «заплакал горько». Пока время еще есть, нужно горько плакать о своих грехах, чтобы у нас был шанс попасть туда, где Господь отрет последнюю слезу с наших счастливых лиц.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 9. Иисус падает под бременем креста в третий раз

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Падая, Иисус дает нам надежду: человек слаб и может падать, но он может всякий раз подниматься, даже если сверху на него давит тяжелый крест проблем и грехов. Всякий раз, когда мы грешим, мы больно и низко падаем. Пример Иисуса говорит нам: не лежи в грязи своего греха, встань, дойди до исповедальни, покайся, и ты снова, обновленный, сможешь продолжать путь… до следующего падения. Но и тогда ты тоже можешь встать, и снова, придя в себя и обратившись к Отцу, идти в Царство Божие. Сколько бы раз ты ни упал, ты не безнадежен, Иисус поднимет тебя, если ты готов разделить с Ним Крест.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 10. Иисуса Христа обнажают

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Иисуса Христа обнажают… Бог позволяет это, чтобы мы помнили о том, что нет твари, сокровенной от Бога, но все обнажено и открыто перед очами Его. Обнаженный, униженный Иисус восстанавливает наше первозданное достоинство, когда Адам и Ева были наги и не стыдились.

Читайте так же:  Молитва о спасение

Господи, дай нам сбросить с себя одежды ветхого человека, испачканного грехами, и облечься в Тебя. Дай нам не забывать очищать наши белые одежды, полученные в крещении, через таинства Церкви Твоей.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 11. Иисуса Христа пригвождают ко кресту

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Каждый мой грех разрывает плоть Иисуса. Каждый мой грех, даже самый маленький, причиняет Богу невыносимую боль. Даже если я никого не убиваю, не краду, не прелюбодействую, а «просто» завидую или «немножко» осуждаю ближнего. Каждый мой грех ограничивает мою свободу, порабощает меня, делает меня склонным совершать другие, более тяжкие грехи, делает крест моих ближних и дальних более тяжелым.

Но там, где умножился грех, стала преизобиловать благодать – Тело Твое, разрываемое на Кресте, Кровь Твоя, на нем проливаемая – очищают нас от греха, исцеляют нашу душу. Дай нам чаще прибегать к Таинству нашего спасения.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 12. Христос умирает на кресте

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Много часов кошмарного страдания, на страшной жаре, когда не хватает ни воздуха, ни воды… Жажду! — говорит Господь. Он жаждет твоей любви. Ради твоего спасения Иисус взошел на крест, ради тебя Он претерпевает эти страдания. Он любит тебя!

Он прощает тебя, убивающего Его своими грехами. Приди к Нему в таинствах Евхаристии и Покаяния! Он ждет тебя!

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 13. Иисуса Христа снимают с креста

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Молодого, красивого, но замученного человека снимают с Креста и отдают в руки Матери. Какое страдание! Потерять единственного Сына… Но потерять ли? Даже в самом страшном страдании Мария полна надежды.

Если ты потерял все – друзей, любовь и даже надежду – приди ко Кресту. Там ждет тебя любящая Мама, которая умеет терять и находить.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 14. Погребение Иисуса Христа

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Тебя, Господи, полагают в гроб и приваливают его большим камнем…

Господи, приди, отвали камень, закрывающий мою душу. Распахни ее навстречу другим, навстречу ветру и солнцу, впусти в нее свет Твоего слова. Освободи мое сердце от всего ненужного. Выброси из него все, что превращает его в могилу, ВОСКРЕСНИ в нём, завладей им полностью, измени всю мою жизнь, дай мне быть с Тобой и живи во мне, Господи!

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

С. Братья и сёстры, мы прошли в духе Крестный путь Иисуса Христа, принёсший нам спасение. Смиренно призовём бесконечное милосердие Отца, чтобы благодать Иисуса Спасителя, умершего и воскресшего, освободила и обновила мир.

С. Помолимся. Боже, всемогущий и вечный, Ты дал нам Своего единственного Сына, умершего за нас на кресте, чтобы все мы, призванные умереть с Ним, могли с Ним возродиться к жизни; дай нам войти в славу воскресения, в которой Он живёт и царствует с Тобою в единстве Святого Духа, Бог во веки веков.

Подготовила Светлана Шишкина

РУСКАТОЛИК.РФ

СПЕЦПРОЕКТЫ

НАС МОЖНО СЛУШАТЬ

ИЩЕТЕ БОЛЬШЕГО?

ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ

Богослужение Крестного пути: история и значение

Крестный путь – это характерное для Великого поста богослужение, древняя благочестивая практика, очень любимая и переживаемая многими верующими, не просто собирающая миллионы человек, но действительно завоевывающая их сердца. Эта практика, сохранившаяся на христианском Западе, характерна для традиции именно Католической Церкви, но также весьма распространена и среди англикан. В этой статье мы остановимся на истории становления этой традиции, на том, как выглядит Крестный путь, и рассмотрим ряд моментов, связанных с этим богослужением.

Однако традиции были разные, и какой-то четкой организации или литургического обустройства такого всенародного почитания не было. Лишь в 1294 г. паломник-доминик анец Рикольдо да Монтекроче описывает свое паломничество ко Гробу Господню и говорит, что он совершил его по тому пути, по которому восшел Христос, неся крест. В этом описании он представляет различные моменты своего пути, в котором подражает Иисусу Христу и называет это stationes , «стояниями». В частности, такими стояниями отмечались места, где Иисус был приговорен к смерти, встретился с плачущими женщинами, где Симона Киринеянина заставили помочь Иисусу нести крест, и другие описанные в Евангелии события, о которых сохранилась память вплоть до смерти Иисуса на кресте.

В середине XIV века происходит очень важное событие в жизни Святой Земли – туда прибывают францисканцы, которым вверяется духовное попечение над местами Страстей Господних в Иерусалиме. И тогда все начинает оформляться. Больше фиксируются места стояний. Первоначальная традиция однозначна – для того, чтобы пройти Крестным путем, нужно отправиться в Иерусалим и там физически, своими ногами пройти по следам Спасителя. Францисканцы отличались человечностью и отзывчивостью к людским нуждам. Они понимали, что далеко не всем по силам такое паломничество в Святую Землю и осуществление этого духовного подвига хотя бы один раз в жизни. Для тех людей, которые почитали Страсти Христовы, но не могли отправиться в Иерусалим или повторно совершить паломничество в Святую Землю, монахи старались организовать в духовном единении такие Крестные пути, прежде всего там, где рельеф местности напоминал Иерусалим, и монахи вместе с верующими сами переживали эти события.

Читайте так же:  Молитвы за людей которые в дороге

Возникает не только традиция такого хождения, этой благочестивой практики, но также и традиция обозначать эти места часовенками либо какими-то изображениями. А затем практика идет дальше. Мы видим, что эти стояния, отмечаемые барельефами или даже просто крестами, все чаще появляются в храмах. Так что на сегодняшний день почти обязательным атрибутом любого храма является Крестный путь.

Сначала складываются двенадцать стояний Крестного пути. Такой первый Крестный путь, состоящий из двенадцати стояний, мы находим в XVI веке в Голландии. И лишь позже, в XVII веке, добавляются еще два стояния, связанные со Снятием с Креста и с Погребением Иисуса, и Крестный Путь приобретает ту форму, которую мы сегодня называем традиционной. Эта благочестивая практика получила очень широкое распространение, так что Папам приходилось даже немного вмешиваться в этот процесс, и не то, чтобы «притормаживать» , но несколько упорядочивать его.

Говоря о распространении традиции богослужения Крестного пути, мы не можем не вспомнить святого Леонарда Порто-Маурицкого , который только в Италии в свое время установил 572 Крестных пути. С такой практикой связывались также духовные блага, которые верующие получали, потому что Папы данной им властью подтверждали, что тот, кто благочестиво и должным образом совершает такой Крестный путь, получает те же самые духовые блага, что и человек, который отправился в Святую землю и прошел именно по пути.

Если посетить так называемые кальварии (1), то можно увидеть не только традиционные четырнадцать стояний, но также различные пути, дорожки, тропинки скорбящей Богородицы, там может быть не четырнадцать стояний, и они могут быть установлены не в привычном для нас порядке. Это свидетельствует о том, что в этих местах народное творчество и почитание было живо, развивалось и отражало те настроения и те акценты, которые были характерны для данной местности, для данного круга верующих в какой-то из периодов времени.

В том, что касается традиционных стояний, важно отметить, что в них переплетаются и евангельская история, и традиция, христианское предание.

Причем интересно, что в Крестном пути отражена не вся евангельская история. В то же время есть моменты, которые в Евангелии не описываются, но присутствуют в этих стояниях. Стояний, опирающихся на евангельские тексты, всего девять. Пять стояний никак в Евангелии не отражены. Это три падения Иисуса Христа, Вероника и встреча с Пресвятой Богородицей. В последние несколько десятилетий на это начали обращать более пристальное внимание. Следствием стремления более полно отразить евангельские события стал так называемый библейский Крестный путь. Именно такая попытка переосмысления стояний Крестного пути была предпринята в 1975 году: в связи с юбилейным годом в Риме вышла в свет «Книга паломника», и там был представлен библейский Крестный путь. В 1990-х годах такой Крестный путь прошел под предстоятельство м Папы Римского Иоанна Павла II. Эту версию богослужения я представлю подробнее.

Первое стояние. Страсти Христовы начинаются с того момента, когда Иисус выходит в Гефсиманский сад. Библейский Крестный путь в основном использует Евангелие от Марка, глава 14. Те события, которые не описаны у Марка, взяты от Луки, а также один фрагмент из Евангелия от Иоанна.

Второе событие. Иисуса , Которого предает Иуда, арестовывают .

Третье стояние. Иисуса осуждает синедрион .

Четвертое стояние . От Иисуса отрекается Петр (этого нет в традиционном Крестном пути, а ведь это очень значимый момент, в том числе в дальнейшем и для Церкви).

Пятое стояние . Иисуса осуждает Пилат , умывает руки.

Шестое стояние . Иисуса бичуют и коронуют тернием .

Седьмое стояние . На Иисуса возлагают крест .

Восьмое стояние . Симон Киринеянин помогает Иисусу нести крест.

Девятое стояние . Иисус встречает плачущих иерусалимских женщин (этого нет у Марка, но есть у Луки).

Десятое стояние . Распятие Иисуса Христа .

Одиннадцатое стояние . Иисус обещает разбойнику Царство Небесное (эта сцена взята из Евангелия от Луки).

Двенадцатое стояние . Иисус на кресте, Мать и ученик (фрагмент взят из Евангелия от Иоанна. Иисус вверяет Богородицу ученику (Иоанну) и говорит ему: «Се, Матерь твоя!»).

Тринадцатое стояние . Иисус умирает на кресте .

Четырнадцатое . Иисуса погребают .

Вот таким образом по событиям, описанным в Евангелиях, можно составить Крестный путь, что и было сделано. И следует заметить, что на разных уровнях такой ход Крестного пути приобретает все бо́льшую популярность и признание.

Однако наше почитание Страстей Иисуса не заканчивается с Его погребением. Мы христиане потому, что верим: Христос воскрес, и без Воскресения Страстная Пятница, смерть Иисуса, Его погребение были бы просто поражением и не имели бы никакого смысла. По словам апостола Павла, «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор 15, 14). Поэтому люди, совершая Крестный путь, задумываются: а где же Воскресение?

И вот в середине XX века начинает складываться традиция пятнадцатого стояния Крестного пути, Воскресения Христова , что придает этому богослужению пасхальное измерение. Однако в настоящее время речь идет о том, чтобы количество стояний не увеличивалось, и можно сказать, что по большому счету это стояние не прижилось. С другой стороны, внимание именно к Воскресению Христову проявляется в заключительной молитве, где все более ярко звучит именно пасхальное измерение, которое помогает нам сквозь призму Креста смотреть на эту радость, ликование – на триумф Воскресения Христова.

Читайте так же:  Читать молитвы на удачу

В свою очередь развивается другая традиция, параллельная. Если мы так созерцаем Страсти Христовы, то почему не созерцаем то, что произошло после Воскресения Христова? Поэтому не то чтобы в противовес, скорее, в дополнение к Крестному пути рождается так называемый Светлый путь. Этот Светлый путь тоже состоит из четырнадцати стояний, основой которых также служат как сюжеты из Нового Завета, так и связанные с различными традициями и преданиями Церкви. И естественно, совершается Светлый путь прежде всего в Пасхальное время, хотя традиция эта также не предписана и, конечно же, по своему распространению с Крестным путем не сравнится.

Остановимся на очень важном вопросе, касающемся связи прохождения Крестного пути с получением индульгенций. Несмотря на то, что, действительно, сейчас мы придаем несколько меньшее значение индульгенциям, заслужено или незаслуженно, тем не менее наша католическая традиция второго тысячелетия очень тесно связана с индульгенциями. Достаточно пройти по старинному Крестному пути, чтобы обнаружить надпись на латыни или на народном языке, где зафиксировано, какая индульгенция может быть получена за то или иное стояние или за молитву у того или иного изображения.

С совершением Крестного пути всегда была и остается связанной полная индульгенция при обычных условиях. То есть для того, чтобы с помощью Крестного пути получить полную индульгенцию, верующий должен пройти по всем четырнадцати стояниям, размышляя о страданиях Христовых. Ничего не говорится о том, сколько нужно размышлять над каждым стоянием, сколько молитв и какие именно нужно прочитать на каждом стоянии, и даже о том, что проходить следует только по традиционным стояниям. Таким образом, верующий, в определенном смысле, свободен в выборе. Не регламентируется и форма изображений, а также изображения сами по себе.

Одно из условий получения индульгенции – стояния Крестного пути должны быть установлены официально францисканцем, прежде всего либо епископом, либо его представителем, настоятелем данного прихода.

Что делать, если у человека нет физической возможности посетить храм и пройти по этому установленному Крестному пути? У нас в стране это довольно частое явление. Кому-то далеко ехать, кто-то может болеть, и так далее. Но если есть возможность в другое время, не обязательно в пятницу вечером вместе со всеми, индивидуально совершить Крестный путь – хорошо. Если возможности посетить храм нет, то те же самые духовные блага и такую же индульгенцию получает человек, который в доступных ему условиях совершает размышления Крестного пути, и это благочестивое упражнение длится не менее 30 минут.

Обычно Крестный путь совершается по пятницам, прежде всего по пятницам Великого поста. Хотя может совершаться не только по пятницам, и не только в Великий Пост. В некоторых приходах это круглогодичная практика. Единственное, что может вызвать недоумение, это когда Крестный путь совершается в Светлую Пасхальную неделю и затем все пасхальное время по пятницам. Ведь если проходить в это время, то Светлым путем, потому что свет Воскресения побеждает кровь и тьму Креста и страданий.

Существует большое количество вариантов размышлений Крестного пути, да и на русском языке их, наверное, больше десятка. В крупных приходах в традиционно католических странах это размышления для разных категорий верующих, которые участвуют в Крестном Пути, – детей, молодежи, студентов, матерей, представителей различных профессий. Это делается для того, чтобы помочь человеку не просто пережить Страсти Христовы как какое-то далекое событие, но более глубоко вникнуть в духовный смысл. Потому что все это касается меня, моей жизни, моей работы, моего возраста, моей профессии, общения и тому подобного.

И последнее. Хочу сказать, что этот вид духовных упражнений, нашего благочестия, несмотря на возраст, отнюдь не устаревает. Изданное в 2002 году Руководство по народному благочестию и литургии очень большое значение придает Крестному пути и говорит о его благодатности и полезности. Не только потому, что мы вспоминаем, сопереживаем Христу, осознаем масштаб Его жертвы, и наши сердца становятся добрее, чище и так далее. Участие в богослужении Крестного пути помогает нам воспринять нашу жизнь именно как путь, на котором мы призваны следовать за Христом. Помогает нам понять тайну Креста и тайну страдания. И помогает нам ощутить себя в ситуации учеников Христовых, к которым обращен призыв Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк 8, 34). То есть переживать все эти тайны в нашей жизни и, конечно, получать обильные духовные плоды, чего я всем от всего сердца желаю во время этого Великого поста.

(1) Calvaria ( лат .) – Голгофа

о. Николай Дубинин OFMConv

Источник: Католический катехетический журнал «Радуга», №2 2011

(чтобы оформить подписку, кликните баннер)

Молитвы Крестного пути
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here