Молитвы Ефрему сирину

Полное описание: Молитвы Ефрему сирину специально для наших уважаемых читателей.

Молитва прп. Ефрема Сирина

Моли́тва Ефре́ма Си́рина – покаянная молитва, составленная в IV в. преподобным Ефремом Сириным (сирийцем), которая читается на богослужениях Великого поста:

Го́споди и Влады́ка живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. (Земной поклон)
Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. (Земной поклон)
Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь. (Земной поклон)
Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго. (12 раз, с поясными поклонами)
(Молитва читается полностью ещё раз с одним земным поклоном в конце) .

Живота моего — жизни моей; Даждь — дай; Ей, Господи — О, Господи; Даруй мне зрети — дай мне видеть, осознавать; Яко — поскольку; Еси — есть.

В Великом посту эта молитва читается в храме на Часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило. По субботам и воскресениям эта молитва не читается
В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз. Начинаются особые богослужения Страстной седмицы.

В Рождественский пост молитва прп. Ефрема Сирина читается во дни, когда совершается вседневное богослужение, не отмеченное в Типиконе знаком. См. Типикон. Месяцеслов: 14 ноября.

Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Великого поста?

Авторство молитвы принадлежит великому христианскому подвижнику, святому преподобному Ефрему Сирину.

В своё время Ефрем был призван к служению Богу особым вмешательством свыше — Сверхъестественным Откровением.

До этого времени он вёл довольно легкомысленную, в нравственном отношении, вольготную жизнь. Однажды его посадили в темницу по ложному обвинению в соучастии в краже скота, который, в действительности, был расхищен дикими волками.

Здесь его посетил некий таинственный муж, который засвидетельствовал, что хотя в настоящее время он, Ефрем, содержится в камере незаслуженно, однако высшая справедливость в этом всё-таки есть.

Муж посоветовал ему задуматься и освежить память, после чего узник-Ефрем, последовав совету, вспомнил, как однажды, он, ради бесшабашной забавы и юношеской шалости, выпустил из загона корову, принадлежавшую бедняку. В результате корову настиг хищный зверь, отчего и без того трудная, скорбная жизнь бедняка наполнилась дополнительными трудностями и страданиями. Тогда виновник не понёс наказания.

Затем Ефрему было обещано тем же мужем, что справедливость относительно того дела, по которому он обвинен, восторжествует, что и произошло. Истинный преступник был выявлен и наказан (им оказался пастух, не уследивший за стадом), а Ефрем был отпущен на свободу.

После этого случая он стал иначе смотреть и на свою личную жизнь, и на Божественный Промысл в целом, а затем, отложившись от суеты мира, обратился к подвижничеству.

Тема глубокого покаяния и благодарности Богу за все Его милости переживалась в сердце святого всю его дальнейшую жизнь.

Особый смиренный, покаянный настрой, характерный для истинного последователя Христова, выражен им и в молитве, известной под его именем.

Эта молитва хотя и кратко, но вместе с тем ёмко и выразительно отображает одни из наиболее важных прошений, с которыми верующим, сознающим свою духовную нищету, стремящимся преодолеть страсти и пороки, необходимо обращаться к своему Господу, Подателю жизни и всяческих благ ( Иак.1:17 ).

В дни поста её уместно читать потому, что в этот период христианин должен прилагать особые усилия к преображению своей жизни. Но это достижимо лишь при содействии Божьем ( Ин.15:5 ). Поэтому мы и молим Его о прощении, просим помощи в тех, в частности, прошениях, которые очерчены текстом молитвы святого Ефрема.

Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Рождественского поста?

Настольная книга священнослужителя: «Сопоставляя великопостное богослужение с богослужением Рождественского поста, следует отметить, что по Церковному уставу в некоторые его дни положено петь «Аллилуиа», то есть строй богослужения в эти дни в точности соответствует великопостному: часы, молитва Ефрема Сирина, поклоны. Всего по Уставу петь «Аллилуиа» в течение Рождественского поста положено одиннадцать раз: 19, 26 и 29 ноября и 1, 2, 3, 8, 14, 16, 18 и 19 декабря. Богослужение в эти дни, так же как и во время Великого поста, носит существенно покаянный характер.

В течение Рождественского поста положен также целый ряд торжественных служб. В чередовании праздничных и покаянных дней и заключается существенная особенность богослужения Рождественского поста, отличающая его от других дней церковного года, и в особенности от Великого поста».

Что означают слова: «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми»? Неужели Господь является подателем духа грехов и страстей?

Молитвы Ефрема Сирина

Когда верующий пребывает в смятении и сомневается в правильности своих поступков или вообще не задумывается об их последствиях, стоит остановиться, оценить свою жизнь и обратиться с молитвой Ефрема Сирина.

Путь к новой жизни — покаяние

Хотя Ефрем Сирин родился и воспитывался родителями христианами, в пору юности он не отличался богобоязненностью и смирением. Сам он признавал, что нередко совершал неблаговидные поступки, отличался грубостью и раздражительностью, нередко незаслуженно обижал людей словесно и физически, а также не был лишен многих пороков.

Трудно сказать, как бы сложилась его судьба, если бы однажды, попав в чрезвычайную ситуацию, во сне не услышал голос, который предложил ему взвесить и оценить все то, что им было совершено, и состояние людей, которых он обидел.

Размышления Ефрема Сирина привели к глубокому покаянию, после чего стал отшельником и всю оставшуюся жизнь оплакивал свои грехи, за что получил имя «учителя сокрушения».

Для тех, кто хочет стать на праведный путь, раскаявшись в своих грехах, поможет молитва святого Ефрема Сирина, которую читают в течение Великого Поста (чтение начинается за неделю до начала поста – во вторник Сырной седмицы) до Великой среды Страстной седмицы, кроме субботы и воскресенья, поэтому ее нередко называют Великопостной.

Текст молитвы «Владыка живота моего» (Великопостной)

Го́споди и Влады́ко живота́ моего́! Дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. (Земной поклон)

Дух же целому́дрия, смиренному́дрия,терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. (Земной поклон)

Ей, Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, яко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь. (Земной поклон)

Бо́же, очи́сти мя, гре́шного. (12 раз с поясными поклонами)

И ещё раз читается вся молитва полностью с одним земным поклоном в конце.

Небольшая по объему, она отразила пороки, свойственные человеку и прошение Господу помочь от них освободиться и наполниться добродетелью и верой. Нередко молитву преподобного Ефрема Сирина называют покаянной. Она позволяет духовно прозреть и попросить Божьей милости и наставления на путь истинный.

Как правильно читать молитву?

Великопостную молитву Ефрема Сирина, текст которой произносится в церкви, читает священник, который стоит лицом к Царским вратам. Если посещать храм нет возможности, ее можно читать в домашних условиях, соблюдая ряд правил.

Важно, чтобы все слова прошения молящийся произносил от чистого сердца, с глубоким осознанием смысла каждого слова и верой, что Господь услышит его просьбы, размеренно и без пауз. При этом после каждой строчки – земной поклон. После этого молитву нужно прочитать от начала до конца еще раз с одним земным поклоном по окончании чтения.

Читайте так же:  Молитва перед началом обучения

Тексты молитв преподобному Ефрему Сирину

Тропарь, глас 8

Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Ефре́ме о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню и стенаниями из глубины плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Ефрем, отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак, глас 2

Час при́сно прови́дя Суда́,/ рыда́л еси́ го́рько, Ефре́ме, я́ко любобезмо́лвный,/ де́лателен же был еси́ в де́лех учи́тель, преподо́бне.// Те́мже, о́тче всеми́рный, лени́выя воздвиза́еши к покая́нию.

Перевод: Всегда помня о Судном часе, рыдал ты горько, Ефрем, как любитель безмолвия и деятельный в подвигах учитель, преподобный. Потому, отче всему миру известный, нерадивых ты побуждаешь к покаянию.

Величание

Ублажа́ем тя,/ преподо́бне о́тче Ефре́ме,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́вниче мона́хов// и собесе́дниче А́нгелов.

Молитва первая

О, уго́дниче Христо́в, о́тче наш Ефре́ме! Принеси́ моли́тву на́шу к ми́лостивому и всеси́льному Бо́гу и испроси́ нам, раба́м Бо́жиим (имена), у бла́гости Его́ вся я́же на по́льзу душа́м и телесе́м на́шим, ве́ру пра́ву, наде́жду несумне́нну, любо́вь нелицеме́рну, кро́тость и незло́бие, во искуше́ниях му́жество, в злострада́ниях терпе́ние, во благоче́стии преспе́яние, да не во зло обрати́м дары́ Всеблага́го Бо́га. Не забу́ди, чудотво́рче святы́й, и святы́й храм (дом) сей и прихо́д наш: сохрани́ и соблюди́ их моли́твами твои́ми от вся́каго зла. Ей, свя́тче Бо́жий, сподо́би нас кончи́ну благу́ю улучи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́дити, да просла́вим ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

Молитва третья

Молитвы преподобному Ефрему Сирину

Тропарь, глас 8 *

Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Ефре́ме о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню и стенаниями из глубины плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Ефрем, отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак, глас 2 *

Час при́сно прови́дя Суда́,/ рыда́л еси́ го́рько, Ефре́ме, я́ко любобезмо́лвный,/ де́лателен же был еси́ в де́лех учи́тель, преподо́бне.// Те́мже, о́тче всеми́рный, лени́выя воздвиза́еши к покая́нию.

Перевод: Всегда помня о Судном часе, рыдал ты горько, Ефрем, как любитель безмолвия и деятельный в подвигах учитель, преподобный. Потому, отче всему миру известный, нерадивых ты побуждаешь к покаянию.

Молитва 1-я

О, уго́дниче Христо́в, о́тче наш Ефре́ме! Принеси́ моли́тву на́шу к ми́лостивому и всеси́льному Бо́гу и испроси́ нам, раба́м Бо́жиим (имена), у бла́гости Его́ вся я́же на по́льзу душа́м и телесе́м на́шим, ве́ру пра́ву, наде́жду несумне́нну, любо́вь нелицеме́рну, кро́тость и незло́бие, во искуше́ниях му́жество, в злострада́ниях терпе́ние, во благоче́стии преспе́яние, да не во зло обрати́м дары́ Всеблага́го Бо́га. Не забу́ди, чудотво́рче святы́й, и святы́й храм (дом) сей и прихо́д наш: сохрани́ и соблюди́ их моли́твами твои́ми от вся́каго зла. Ей, свя́тче Бо́жий, сподо́би нас кончи́ну благу́ю улучи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́дити, да просла́вим ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2-я **

Молитва 3-я **

Краткое житие

День памяти 28 января/10 февраля

Подвижник и духовный писатель, живший в IV в. С юных лет оставил мир и удалился к отшельникам, после того, как попал в тюрьму по ложному обвинению. После, уже будучи христианином, еще раз подвергся клеветническому обвинению в совращении девицы, однако Богом был оправдан пред людьми. Немало сил приложил к борьбе против арианской ереси, написал много толковательных и нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений. Заступник всех невинно оклеветанных и притесненных, наставник иночества, податель смирения и целомудрия.

Молитвы о ненавидящих и обидящих нас

Для большинства наших современников, странно звучит утверждение, что нужно молиться за тех людей, которые принесли нам какой-то вред, нанесли обиду или даже ненавидят нас. Даже многие верующие люди не понимают, зачем нужно молиться за таких людей. Если разобраться, то станет ясно, как молитва о ненавидящих и обидящих нас изменяет в лучшую сторону жизнь самих молящихся.

Гнев – негативное чувство, разрушающее человека изнутри, ухудшающее его физическое и душевное здоровье. Независимо от того, справедлива обида или нет, нужно попытаться помириться с обидчиком. Если этого сделать не удаётся, то следует попытаться забыть об этом, отпустить ситуацию.

Значение молитвы

Христианский способ преодоления неприязни к обидчикам заключается в молитве за них, но не всем он доступен. Преимущества такого отношения к обидам следующие:

  • человек приобретает мир в душе, перестаёт терзаться неприятными мыслями;
  • он учиться прощать людей, не замечать их недостатков;
  • человек приносит в свою жизнь больше радости, добрых дел, время на которые появляется, потому что он перестаёт тратить время на переживания и обиды.

Значение молитвы о ненавидящих и обидящих нас в православной вере трудно переоценить: оно составляет его первооснову. Христианская заповедь о любви является ведущей. Иисус Христов заповедовал нам любить не только наших ближних, но и врагов: «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…» (Евангелие от Матфея 5: 44, 45). Прощение обид ближним, молитва за них приближают человека к идеалу христианской жизни – Царству Небесному. Большинству людей это кажется недостижимым христианским подвигом, но начинать надо с малого – стараться не принимать близко к сердцу неприятные слова других людей, ведь все люди ошибаются.

Молитва за обидевших и ненавидящих нас может читаться дома или в храме, где можно заказать молебен об умножении любви. Существует несколько видов подобных молитв, они обращены ко Господу, Божией Матери, святым.

Почему надо молиться за ненавидящих и обидящих нас?

В конце ежедневного вечернего правила для отходящих ко сну содержится молитва, начинающаяся словами: «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче».

Сделано это не просто так: согласно христианскому учению, человек всегда должен быть готов ко встрече с Богом, к тому, что его жизнь в любой момент может окончиться.

Это может случиться и во сне, поэтому так важно не уйти с обидами на ближних в сердце. Если они будут прощены, то Господь простит и наши собственные грехи.

Молитва к Божией Матери

Богородица всегда была ближе всех к своему Сыну – Иисусу Христу, она больше всех переживала за Него при Его земной жизни и во время страданий и смерти. Именно поэтому был составлен акафист Божией Матери «Умягчение злых сердец». Одноимённая икона изображает Богородицу без Младенца, её грудь пронзена 7 стрелами, иное название иконы – «Семистрельная». Искренняя молитва к Богородице приносит умиротворение в душу, смягчает самое ожесточенное сердце, помогает простить обидчиков. Немаловажно, что сильная молитва способна изменить обидчиков в лучшую сторону.

Текст молитвы Божией Матери «Умягчение злых сердец»

О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущая ко Иже из Тебе рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва об обидчиках Ефрема Сирина

Ефрем Сирин – один из известнейших христианских богословов, жил в 4 веке. Он прославился своими многочисленными сочинениями, в которых выступает как мудрый учёный и проповедник. Большое внимание Ефрем Сирин уделял толкованию Священного Писания и поэтическим гимнам. В своих проповедях он призывал к терпению, смирению, любви к ближним, борьбе с унынием. Ефрем Сирин известен как автор ключевой молитвы Великого Поста «Господи и Владыко живота моего…». Также многие верующие читают молитву Ефрема Сирина о ненавидящих и обидящих, в которой говорится о призвании милости Божией на всех людей, делающих нам зло. Ефрем Сирин был канонизирован в лике преподобных, день его памяти – 10 февраля.

Читайте так же:  Молитвы про любовь к парню

Текст молитвы Ефрему Сирину

Помилуй, Господи, ненавидящих меня и завидующих мне! Помилуй, Господи, клевещущих на меня и наносящих мне обиды! Ничего злого не сотвори с ними за недостойнаго раба Своего; но по неизреченному милосердию Своему и по безмерной благости Своей ни в этой жизни, ни в будущем веке да не потерпят они зла за меня, грешнаго! Освяти их милостью Своей и осени благодатью Своей, Всеблагой, потому что пред всеми благословен Ты во веки веков. Аминь.

Сильные молитвы о тех, кто нас оскорбил

Тропарь, глас 4

О распенших Тя моливыйся, Любодушне Господи, и рабом Твоим о вразех молитися повелевый, ненавидящих и обидящих нас прости, и от всякаго зла и лукавства к братолюбному и добродетельному настави жительству, смиренно мольбу Тебе приносим; да в согласном единомыслии славим Тя, Единаго Человеколюбца.

Кондак, глас 5

Якоже первомученик Твой Стефан о убивающих его моляше Тя, Господи, и мы припадающе молим: ненавидящих всех и обидящих нас прости, во еже ни единому от них нас ради погибнути, но всем спастися благодатию Твоею, Боже Всещедрый.

Молитва пред иконой Божией Матери «Умиление»

Приими, всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честные дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь Сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом и сподобихомся святаго Тела Его и пречистыя Крове Его; темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго; но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва Ефрема Сирина: смена координат

Сегодня на вечерней службе в храмах начинают читать молитву Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Значит ли это, что Великий Пост уже наступил? Нет. О литургическом месте, смысле и поэтике великопостной молитвы рассказывают священник Феодор Людоговский и поэт Ольга Седакова.

Молитва прп. Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю,
даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков.
Аминь.

Греческий текст:
Κύριε και Δέσποτα τῆς ζωῆς μου,
πνεῦμα ἀργίας, περιεργίας, φιλαρχίας και ἀργολογίας μή μοι δῷς·
Πνεῦμα δὲ σωφροσύνης, ταπεινοφροσύνης, ὑπομονῆς και ἀγάπης χάρισαί μοι τῷ σῷ δούλῳ·
Ναί, Κύριε βασιλεῦ,
δώρησαί μοι τὸ ὁρᾶν τὰ ἐμὰ πταίσματα και μὴ κατακρίνειν τὸν ἀδελφόν μου·
ὅτι εὐλογητὸς εἶ εἰς τοὺς αἰῶνας τῶν αἰώνων.
᾿Αμήν.

Молитва с великим метанием
Почему великопостную молитву Ефрема Сирина начинают читать в разгар масленицы?

Священник Феодор Людоговский:
– Молитва преподобного Ефрема Сирина († ок. 379 г.; память 28 января / 10 февраля) читается, как обычно говорят, Великим постом. Это верно, но здесь нужно сделать две поправки.

Во-первых, эта молитва должна возглашаться не только во время Великого поста, но и, согласно Уставу, в некоторые дни прочих многодневных постов – а именно в те дни, когда в начале утрени (после шестопсалмия и великой ектении) поется Аллилуия (а не Бог Господь, как это бывает, к примеру, на всенощном бдении под воскресенье).

Во-вторых, первый раз молитва прп. Ефрема читается еще до наступления Великого поста, в среду и пятницу сырной седмицы. К этой седмице, на которой мы уже не едим мяса, зато каждый день можем угощаться молочными продуктами и яйцами, приурочен русский языческий праздник – масленица.

Языческий дух масленицы за века изрядно повыветрился, однако и «воцерковить» его тоже не удалось. Судите сами: в то время как мы дружно поедаем блины и устраиваем разнообразные забавы, в храме в среду и пятницу совершаются постовые, по форме и по содержанию, службы.
В эти два дня не положено литургии (верный признак поста!) и, как и далее в течение всего великопостного периода, читаются ветхозаветные пророчества – и впервые звучит молитва сирийского подвижника.

С другой стороны, следует отметить, что во все субботы и воскресенья Великого поста молитва преподобного Ефрема Сирина в храме не читается, поскольку эти дни в богослужебном отношении постовыми не являются: в течение всего года по субботам и воскресеньям служится полная (а не преждеосвященная) литургия, причем, за исключением Великой Субботы, совершается она не вечером (как должна по уставу совершаться литургия свт. Григория Двоеслова), а в обычное время, утром – а это как раз указывает на непостовой характер дня.

Молитва преподобного Ефрема Сирина имеет два вида варианта «исполнения».

Первый вариант, более полный, выглядит таким образом. Священник выходит на авмон (царские врата закрыты) и, повернувшись к алтарю лицом, произносит: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми», – и делает земной поклон (или, как это нередко называется в богослужебных книгах, «великое метание»).

Далее он читает вторую часть молитвы: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему», – и делает еще один земной поклон. Наконец, читает третью часть, вновь делая поклон: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Одновременно со священником делают поклоны и все прихожане.

После этого следуют 12 поясных («малых») поклонов, обычно сопровождаемых молитвой «Боже, очисти мя грешнаго!». Далее священик вновь читает молитву прп. Ефрема – на сей раз сразу полностью, делает еще один земной поклон, а хор поет «Аминь».

Второй вариант чтения молитвы прп. Ефрема – с тремя земными поклонами, но без поясных и без повторения молитвы в конец.

Читайте так же:  Молитва чтобы мужа домой тянуло

До никоновских реформ текст молитвы выглядел несколько иначе: «Господи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене. Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь».

При чтении молитвы с 16 поклонами все поклоны были, согласно действовавшему тогда Уставу, земными. Именно таким образом эта молитва читается и в наши дни у старообрядцев.

Скромная молитва
Молитва Ефрема Сирина не просит о мирных и премирных благах, о спасении, о блаженстве, о каких-то особых духовных дарах. Она не просит даже о прощении. Она просит о духовном труде.

Рассказывает Ольга Седакова:
Перевод греческого текста молитвы.

– Молитва преп. Ефрема Сирина должна была быть написана на сирийском языке. Сирийского текста не сохранилось. История греческого текста молитвы, его разных списков и церковнославянских переводов – особая область. Изложить ее квалифицированно мог бы тот, кто этим занимался профессионально. Мы ограничиваемся дословным переводом греческого текста и комментариям к отдельным его словам. Читатель заметит, что между церковнославянским переводом и греческим текстом есть некоторые различия.
Господи и Владыка жизни моей!

Духа праздности (безделья) 1 , многоделанья (суетливости) 2 , властолюбия 3 и пустословия не дай 4 мне.

Дух же целомудрия, 5 скромности 6 , терпения 7 и любви даруй (по милости) мне, рабу Твоему.

Воистину, Господи, Царь!

Даруй мне видеть мои ошибки 8 и не выносить суд 9 брату моему, ибо Ты благословен вовеки.

SUB SPECIE POETICAE
Молитве преп. Ефрема Сирина принадлежит особое место в традиции русского благочестия 10 . А.С.Пушкин из «множества божественных молитв» выбирает ее:
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой.

Молитве преп. Ефрема Сирина посвящено много прекрасных толкований и комментариев. Моя задача, как обычно, – посмотреть на нее с точки зрения поэтики. Сила этой молитвы, несомненно, связана и с красотой ее построения – совершенно особой красотой.

Прежде всего, того, о чем у нас шла речь в предыдущих комментариях как о самых общих свойствах литургического песнопения: богатства аллюзий и цитат, «извития словес», изощренной символики, игры контрастами и парадоксальными столконовения слов – всего этого в ней просто нет. Нам еще не пришлось говорить о звуковом строе гимнографии, но здесь и это не так существенно. В греческом оригинале созвучия и почти рифменные сближения слов заметнее – особенно в стихе:
πνεῦμα ἀργίας, περιεργίας, φιλαρχίας και ἀργολογίας,
да и в следующем:
σωφροσύνης, ταπεινοφροσύνης, ὑπομονῆς και ἀγάπης.

В славянском тексте первая же пара слов:
праздности, уныния
нисколько не созвучных, говорит нам, что всякая звуковая и морфологическая игра осталась в стороне. Аскетизм, даже минимализм внешних художественных средств только усиливает обращенность этих прошений. Они не отвлекаются на уточнения и украшения.

И вместе с тем, эту молитву никак нельзя назвать безыскусной. Просто ее художественное решение лежит глубже всего, о чем мы говорили: это общая композиционная идея. Ее можно определить так: сплошная симметрия или мотив парности.

Этот ритм вводит уже первое обращение: Господи и Владыко… Второе обращение также содержит в себе пару: Господи, Царю! Ритм мысли задан.

Первая часть молитвы (до второго воззвания) состоит из двух симметричных прошений: о помощи в освобождении от некоторых дурных свойств, пороков – и о даровании некоторых необходимых благих свойств, добродетелей. Тех и других называется по четыре. Каждое из них достойно глубокого размышления (размышления об отдельных пороках и добродетелях, перечисленных в этом ряду, и составляют обычно посвященные молитве проповеди и беседы). Но нас сейчас интересует само это число – четыре. Если посмотреть на близкую, по существу, молитву свт. Иоанна Златоуста «По числу часов…», можно понять, что и тех, и других свойств могло быть разное число; варианты и разночтения греческих и славянских текстов говорят о возможности другого состава пороков и добродетелей. Выбор четырех и четырех – это решение, которое стоит обдумать.

Наконец, последнее прошение также представляет собой двойную симметричную фигуру: зреть собственные прегрешения – и не осуждать ближнего 11 .

И эта четность, симметричность производит свое действие. Мы чувствуем в этом что-то необычное. Мы привыкли, что в литургических текстах господствует число три (яко Твое есть сила и слава и царство; примеры можно умножать). Три – формообразующее для храмового искусства число.

Мы неосознанно ждем троичности в построении молитвенного текста. Но здесь ее не слышно! Я не хочу обращаться к числовой символике, которая, несомненно, важна в храмовом искусстве (и вообще в искусстве Средневековья) – но поиски и толкования которой всегда склоняют к лишним фантазиям.

Вероятно, достаточно того, что четверка прямее всего отсылает к четырем сторонам света, то есть создает впечатление вселенского пространства. Человек, произносящий одно за другим эти четыре весомейшие слова, чувствует себя как бы в центре, от которого простираются четыре конца света.

Он просит дать ему измениться так, как если бы он хотел переменить один мир на другой: мир с координатами праздность – уныние – любоначалие – празднословие на мир, «концы» которого целомудрие – смиренномудрие – терпение – любовь. Не углубляясь далее в символику, можно сказать, что построение, в основе которого лежит число три, создает впечатление цельности и собранности, а то, что построено на двух и четырех, – открытости. И эта открытость и заключает в себе, как мне кажется, глубокий образ постного времени.

Параллельное парное построение, как известно, – свойство библейских текстов. Гимнография отличается более сложными фигурами симметрии: хиазмом, прежде всего. И в нашей молитве есть один простой хиазм – и действие его очень сильно. Это перекрестная синтаксическая фигура.

Мы условно разделили молитву на две части. Каждая начинается с обращения. Два первых прошения первой части, о которых мы говорили, начинаются перечислениями и кончаются глаголом (не даждь, даруй). Вторая часть, которая содержит в себе третье прошение, начинается с глагола: даруй.

И только затем следует предмет просьбы (вновь двойной, как мы говорили: видеть свои прегрешения – и не осуждать брата). Эта перемена мест глагола создает впечатление того, что последнее прошение – как бы финал, нечто еще более значительное, чем первые два. Последнее – и не осуждати брата моего – звучит как предел всех этих молений, как цель тех изменений, о которых просит молящийся.

Я говорила о том, какой неожиданной силой обладает первое воззвание молитвы, Владыко живота моего. Слово Владыка открывает свой страшный и простой смысл: не мироздание, не ангелы, не небесные воинства – вся моя, вот эта жизнь в Его власти.

С той же неожиданной силой звучит слово брат в конце молитвы. Привычное по множеству христианских употреблений, слово брат оживает здесь как прямая, несимволическая реальность – брат мой. «Я», о котором мы говорили как о необычном моменте общей молитвы, в конце концов, как свою последнюю цель видит неосуждение другого. И это не просто другой, а брат мой (способность видеть в другом брата – тоже дар и плод духовного труда).

Если вдуматься, поразительна скромность этой молитвы. Она не просит о мирных и премирных благах, о спасении, о блаженстве, о каких-то особых духовных дарах. Она не просит даже о прощении. Она просит о духовном труде. Высшим даром себе молящийся видит способность различать собственное несовершенство и не выносить приговора другому. Сила и интенсивность прошения дает понять, что собственными силами человек этого достичь не может.

Читайте так же:  Молитва чтоб вернуть мужчину

Как замечает в своем труде о Ефреме Сирине Аверинцев, «магнит, у которого был бы только один полюс, – вещь невозможная». В силе молитвы Ефрема Сирина действует напряжение двух полюсов: космического величия личного, один на один, предстояния перед Владыкой, которое передает весь ритм молитвы, – и почти нечеловеческой скромности желания.

С.С. Аверинцев противопоставлял риторичности греческой поэзии Византии другой принцип композиции, который он наблюдал в поэзии Ефрема Сирина. Он описал его как логику медитации, то есть вовлеченности в текст, который создается как бы сам, развивая собственные символы. Риторическое построение предполагает дистанцию автора от текста, его власть над изложением.

Автор решил, чем дело кончится и каким путем он поведет его к этому концу. В неожиданности перехода от первой части молитвы ко второй, в «прикровенности» того смысла, который этим руководит, мы видим действие такой медитативной логики. Аверинцев называет ее еще логикой пророческого текста.

В этом смысле центральный мотив молитвы, который как бы сам себя развивает, – это владычество Бога, которое признает над собой человек. Этот мотив появляется трижды: в первом и втором обращении (Господь, Владыка, Господь, Царь) и в именовании себя рабом (даруй ми рабу Твоему). Слово раб оживает здесь так же, как Владыка и брат 12 .

Наконец, завершение молитвы – яко благословен еси – можно увидеть как своего рода обратную перспективу: обыкновенно псалмы, молитвы, песнопения начинаются с благословения Бога. За ним уже, за прославлением следуют прошения. Здесь благословением все кончается.

Молитвы преподобному Ефрему Сирину

Дни памяти: 28 января

Краткое житие святого

Ефрем Сирин родился около 306 года н.э. в городе Низибии. Отдалённые предки его были из числа беднейших социальных слоёв, живших на подаяние. Родители же смогли сколотить небольшое состояние и в подаянии больше не нуждались, но по прежнему были бедны.

В детстве и юности Ефрем Сирин имел достаточно скверный характер: ссорился со всеми, был вспыльчив и горяч. Он часто совершал необдуманные поступки, к примеру, как то раз взял и выпустил из загона корову бедного крестьянина. На улице было холодно, корова замерзла и стала добычей хищных зверей. Поступок этот так и остался тайной для окружающих, но не для Бога, который некоторое время спустя преподал Ефрему урок.

По просьбе родителей отправился как то раз Ефрем в город и пришлось ему заночевать в лесу с пастырем овец. По недосмотру овцы стали добычей волков, но в рассказ Ефрема о произошедшем владельцы отары не поверили, и обвинили его в сговоре с ворами, которые похитили скот. Не виновного Ефрема на время разбирательства посадили в тюрьму.

Шанс понести наказание за не совершённое деяние был очень велик и Ефрем не мог понять, за какие прегрешения страдает он невиновный. И тогда стал являться во сне ему таинственный муж и советовать вспомнить всё, что успел натворить Ефрем в жизни. Так вспомнил Ефрем о корове, за смерть которой не понёс никакого наказания, хотя должен был, и понял, что нынешнее заключение — есть воздаяние за тот уже подзабытый поступок.

Глубоко раскаялся Ефрем, переосмыслил своё отношение к жизни и, после того как был оправдан и отпущен, сделался он отшельником.

Ефрем удалился в окрестные горы и вскоре стал учеником знаменитого аскета Иакова Низибийского, вместе с которым принял участие в Первом Никейском Соборе и спас родной город от осаждавших его войск персидского царя Сапора.

Преподобный Ефрем был в послушании у святого Иакова до самой его кончины в 350 году, после чего, ведомый Святым Духом, перебрался в город Едессу: по преданию именно там находился образ «Спас Нерукотворный» и проповедовал после Вознесения Господня апостол Фаддей.

В городе преподобный Ефрен Сирин пробыл несколько лет: много читал, неустанно молился и занимался распространением веры среди язычников, коих было много в то время в Едессе.

Как то раз беседу преподобного с язычниками услышал старец из расположенного неподалеку монастыря. Он поразился уму Ефрема и узнав, что тот желает присоединиться к местному иночеству, с радостью отвёл его на гору, где в то время жили многие великие подвижники. Там познакомился Ефрем Сирин с подвижником Иулианом и, получив Божье благословение, приступил к толкованию Священного Писания.

Ефрем Сирин стал вести активную просветительскую деятельность: составлял молитвы и песнопения, боролся против многочисленных еретических учений, наставлял людей на путь истинной веры. Вокруг преподобного стали собираться ученики, с одним из которых преподобный вскоре отправился в Египет, чтобы увидеть подвиги великих пустынников. Будучи принят желанным гостем Ефрем Сирин получил большое удовольствие от общения с ними, особенно с выдающимся иноком Паисием Великим.

На обратном пути в Едессу Ефрем решил осуществить ещё одно своё желание — встретиться с Василием Великим, жившим в Кесарии Каппадокийской. В рамках встречи, состоявшейся в храме, святые Ефрем и Василий обсудили важнейшие животрепещущие вопросы православия. По легенде во время визита Василий хотел посвятить Ефрема до пресвитера, но тот, посчитав себя недостойным иерейства, принял лишь сан диакона.

Вернувшись в родные края Ефрем Сирин собирался до конца своих дней пребывать в уединении, предаваясь общению с Богом. Но Всевышний распорядился иначе, и вскоре преподобному вновь пришлось помогать людям: во время поразившего Едессу страшного голода Ефрем Сирин убеждал богачей помогать бедным.

После преподобный удалился в пещеру, где и прожил до самой своей смерти. В 373 году он мирно отошёл к Господу.

С какими просьбами обращаются к Ефрему Сирину

В юности преподобный Ефрем Сирин, как и многие мальчишки в его возрасте, был горячим, несдержанным и порывистым. Он часто ссорился, совершал неразумные поступки. И даже сомневался в Божьем промысле. Всё изменилось после несправедливого обвинения в краже и заточения на время разбирательства в тюрьму. За решеткой к Ефрему Сирину пришло понимание, что нужно что-то менять в своей жизни. Он искренне раскаялся и вручил себя промыслу Божию.

После освобождения преподобный стал вести отшельнический образ жизни, получил от Господа дар сердечного сокрушения и постоянных слёз. Он радовался совершённым Господом чудесам и оплакивал людские грехи. Он обладал настолько чистой душой, что даже на дне её не могло появиться дурных помыслов.

Ефрем Сирин является ярким примером того, как простой человек может стать хозяином своего духа. К нему и обращаются за помощью в те минуты, когда одолевают такие недуги, как гнев, злоба, уныние и любоначалие — излишняя любовь к власти. Жены часто молятся преподобному для вразумления сердитых мужей и наступления мира в семье.

Молитвы Ефрему Сирину читают и при таком заболевании, как депрессия. А также для смягчения нервозного или чрезмерно раздражительного характера.

Молитвы преподобному Ефрему Сирину

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо Крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи бессмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобне Ефреме, дух твой.

Иной тропарь преподобному Ефрему Сирину, глас 8-й

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Ефреме, отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Читайте так же:  Молитва от колдовства и порчи

Кондак преподобному Ефрему Сирину, глас 2-й

Час присно провидя суда, рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный, делателен же был еси в делех учитель, преподобне. Темже, отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию.

Величание преподобному Ефрему Сирину

Ублажаем тя, преподобне отче Ефреме, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

О угодниче Христов, отче наш Ефреме! Принеси молитву нашу к милостивому и всесильному Богу и испроси нам, рабам Божиим (имена), у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим: веру праву, надежду несумненну, любовь нелицемерну, кротость и незлобие, во искушениях мужество, в злостраданиях терпение, во благочестии преспеяние. Да не во зло обратим дары Всеблагого Бога. Не забуди, чудотворче святый, и святый храм (дом) сей и приход наш: сохрани и соблюди их молитвами твоими от всякого зла. Ей, святче Божий, сподоби нас кончину благую улучити и Царствие Небесное унаследити, да прославим дивнаго во святых Своих Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и держава, во веки веков. Аминь.

Куда бегу от Тебя, Господи наш? В какой стране скроюсь от лица Твоего? Небо — престол Твой, земля — подножие Твое, в море путь Твой, в преисподней владычество Твое. Если близок уже конец мира, то не без щедрот Твоих будет кончина.

Знаешь Ты, Господи, что неправды наши велики; и мы знаем, что велики щедроты Твои. Если не умилостивят Тебя щедроты Твои, погибли мы за беззакония наши. Не оставь нас, Господи, Господи; потому что вкушали мы Плоть и Кровь Твою.

Когда дела каждого подвергнутся испытанию пред Тобою, Господи всяческих, — в это последнее время не отврати, Господи, лица Твоего от исповедавших святое Имя Твое. Отче, Сыне и Душе Святый, Утешителю, спаси нас и сохрани души наши!

Умоляем благость Твою, Господи, отпусти нам вины наши, презри беззакония наши; отверзи нам дверь щедрот Твоих, Господи, да приидут к нам времена мирные, и по щедротам Твоим милостиво приими молитву нашу, потому что кающимся, Господи, Ты отверзаешь дверь.

Молитва покаянная преподобного Ефрема Сирина

Огромной популярностью среди верующих пользуется покаянная молитва Ефрема Сирина — короткая, но очень выразительная. В ней, всего в 5 строчках, перечисляются как основные душевные недуги — праздность, уныние, любоначалие, празднословие, так и основные прошения, с которыми верующий человек должен обращаться к Богу: «целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми».

Полный текст покаянной молитвы такой:

Господи и Владыко живота моего,

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю!

Даруй ми зрети моя прегрешения,

И не осуждати брата моего

Яко благословен еси во веки веков.

После про себя читать 12 раз: «Боже, очисти мя, грешнаго», — с поясными поклонами. И затем ещё раз покаянную молитву, но уже с одним земным поклоном — в конце текста.

Покаянная молитва Ефрема Сирина считается великопостным символом и читается в храме на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило.

В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва преподобного Ефрема Сирина читается в последний раз. Начинаются особые богослужения Страстной седмицы.

Как правильно молиться?

Молитва — это не просто слова, сказанные в минуты радости или, напротив, печали. Нет! Молитва — это нечто большее, а именно восхождение ума и сердца к Богу, принятие духа Божия ещё на земле. Сила молитвы чрезвычайно велика. По словам святителя Димитрия Ростовского: «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников». Стоит только помнить, что помогает молитва лишь в том случае, если молящимся соблюдается ряд правил.

Самым главным для успешной молитвы является правильный настрой. Во время молитвы нельзя злится, спешить, отвлекаться на посторонние предметы и помыслы: нужно настроиться лишь на общение с Богом. Как замечал Силуан Афонский: «Если кто молится Господу, а думает о другом, то такой молитвы не послушает Господь».

Чтение стоит совершать со вниманием к каждому произнесённому слову. Вы должны вникнуть в смысл молитвы и затем передать это знание своей душе; в противном случае молитва до Господа просто не дойдёт, ведь как говорят верующие люди «потому как не от множества слов, а от трезвенности ума зависит услышание».

Молитва должна быть кристально честной: в ней не должно быть ничего двусмысленного, искусственного.

Не воспринимайте святых, к которым обращаетесь за помощью, как идолов, всемогущих божков. Святые — это прежде всего наши небесные друзья, которые могут помочь в нашем продвижении на пути ко спасению И лишь после — те, кто помогает нам в конкретных житейских вещах.

Закончив молитву не стоит сразу же приступать к обыденным делам. Постойте немного, подумайте о произнесённых словах, но главное постарайтесь сохранить то состояние разума и души, которое достигли во время молитвословия.

И последнее. Как писал преподобный Никодим Святогорец: «Знай, что нельзя преуспеть в молитве без преуспевания вообще в христианской жизни. Необходимо, чтобы на душе не лежало ни одного греха, не очищенного покаянием; и если во время молитвенного труда сделаешь что-нибудь, смущающее совесть, спеши очиститься покаянием, чтобы мог ты дерзновенно воззреть ко Господу.».

Явленные чудеса преподобного Ефрема Сирина

Как-то имел некий член клира Низибийской церкви порочную связь с дочерью знатного господина. Девица от него забеременела, и по совету виновника позора переложила ответственность за случившееся на полного тёзку его — преподобного Ефрема Сирина.

Преподобный не стал оправдываться, смиренно доверившись Господу Богу, и когда отец пострадавшей вручил ему младенца на воспитание — отказываться не стал.

Но история на этом не закончилась. Испросив благословения епископа Ефрем Сирин взошёл с младенцем на амвон и заклиная того именем Иисуса заставил сказать имя настоящего отца. Вымолвив трижды: «Ефрем, церковный эконом», младенец умер, а все присутствовавшие при чуде стали просить у преподобного прощения.

Чудо о спасении души блудницы

Недалеко от города Едессы, куда Ефрема Сирина привёл Святой Дух, встретил он женщину дурного поведения, проще говоря — блудницу, принявшую соблазнять преподобного на грех. Святой сделал вид, что принимает предложение и сказал: «Иди за мною», но вместо того чтобы искать уединённое место, привёл блудницу на многолюдную городскую площадь. Та удивилась и спросила преподобного: «Как можно здесь остановиться, когда кругом столько народу! Разве не стыдно?». На что святой ответил: «Несчастная! Ты боишься человеческих взглядов, но почему ты не страшишься очей Господа, Который видит все и Который в последний день будет судить все наши дела и все наши мысли, даже самые потаенные?». Блудница вникла сказанному, раскаялась в своих прегрешениях и тогда преподобный Ефрем Сирин отвёл её туда, где она могла трудиться ради своего спасения.

Молитвы Ефрему сирину
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here