Содержание
- 1 Молитва святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому
- 2 К истории почитания Трех Святителей и происхождения их праздника
- 3 Праздник трех святителей – праздник семейной святости
- 4 Икона с тремя святыми
- 5 Собор вселенских учителей и святителей Васи ́ лия Великого , Григо ́ рия Богослова и Иоа ́ нна Златоустого
- 6 Канон трем святителям: Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту
Молитва святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому
Тропарь Трём святителям, глас 4 1
Я́ко апо́столов единонpа́внии/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку всех моли́те/ миp вселе́нней даpова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: Апостолам единомысленные и вселенские учители, Владыку всего молите мир вселенной даровать и душам нашим великую милость.
Молитва Трём святителям 1
Тропарь святителю Василию Великому, глас 1 2
Во всю зе́млю изы́де веща́ние твое́,/ я́ко прие́мшую сло́во твое́,/ и́мже боголе́пно научи́л еси́,/ естество́ су́щих уясни́л еси́,/ челове́ческия обы́чаи украси́л еси́,/ ца́рское свя́щение, о́тче преподо́бне,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: По всей земле прошел голос твой, ибо приняла она слово твое: им ты истины веры богодостойно изложил, природу всего существующего изъяснил, человеческие обычаи благоукрасил, царственный священник, отче преподобный, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак святителю Василию Великому, глас 4 2
Яви́лся еси́ основа́ние непоколеби́мое Це́ркве,/ подая́ все́м некра́домое госпо́дьство челове́ком,/ запечатле́я твои́ми веле́ньми,// небоявле́нне Васи́лие, преподо́бне.
Перевод: Явился ты непоколебимым основанием Церкви, оделяя всех людей неприкосновенным достоянием и запечатывая его твоими учениями, открывающий небесное Василий, преподобный.
Молитва 1-я святителю Василию Великому 2

Молитва 2-я святителю Василию Великому
Молитва 3-я святителю Василию Великому
О, вели́кий и пресла́вный святи́телю Христо́в, всея́ вселе́нския Це́ркве учи́телю богому́дрый, правосла́вия тве́рдый испове́дниче и побо́рниче, всеблаже́нне о́тче Васи́лие! При́зри от высо́т небе́сных на нас, смире́нно к тебе́ припа́дающих, и умоли́ Го́спода Вседержи́теля, Его́же ве́рный на земли́ служи́тель был еси́, да да́рует нам ве́ры пра́выя тве́рдое и неизме́нное сохране́ние, Це́ркви святе́й послуша́ние, жития́ на́шего исправле́ние, и во всех ну́ждах, ско́рбех и искуше́ниих ско́рое поможе́ние, терпе́ние же и укрепле́ние. Пода́ждь нам твое́ свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́емии, сие́ но́вое ле́то и во вся дни богоуго́дно в ми́ре и покая́нии поживе́м и во Ца́рствии Небе́снем сподо́бимся ку́пно с тобо́ю и со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу воспева́ти и сла́вити, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 4-я святителю Василию Великому
О, вели́кий и пресвяты́й святи́телю, о́тче Васи́лие! При́зри от высо́т небе́сных на нас, раб Бо́жиих (имена), и умоли́ Го́спода, Его́же ве́рный на земли́ служи́тель был еси́, да да́рует нам ве́ры пра́выя тве́рдое и неизме́нное сохране́ние, Це́ркви Святе́й послуша́ние, жития́ на́шего исправле́ние и во всех ну́ждах, скорбе́х и искуше́ниях ско́рое поможе́ние, терпе́ние же и укрепле́ние. Пода́ждь нам твое свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́емии во вся дни богоуго́дно в ми́ре и покая́нии поживе́м и во Ца́рствии Небе́снем сподо́бимся ку́пно с тобо́ю и со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, воспева́ти и сла́вити во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тропарь святителю Григорию Богослову, глас 1 3
Па́стырская свире́ль богосло́вия твоего́/ ри́торов победи́ трубы́,/ я́коже бо глубины́ ду́ха изыска́вшу,/ и добро́ты веща́ния приложи́шася тебе́./ Но моли́ Христа́ Бо́га, о́тче Григо́рие,// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Пастырская свирель богословия твоего победила трубы риторов, ибо, как взыскавшему глубин Духа, и красота слова была дарована тебе. Но ходатайствуй пред Христом Богом, отче Григорий, о спасении душ наших.
Кондак святителю Григорию Богослову, глас 3 3
Богосло́вным язы́ком твои́м сплете́ния ри́торская разруши́вый, сла́вне,/ Правосла́вия оде́ждею, свы́ше истка́нною, Це́рковь украси́л еси́,/ ю́же и нося́щи, с на́ми зове́т твои́ми ча́ды:// ра́дуйся, о́тче, богосло́вия у́ме кра́йнейший.
Перевод: Богословским языком твоим сплетения риторов расторгнув, славный, Православия одеждой, свыше сотканной, ты Церковь облек, и, нося ее, Она взывает с нами, твоими чадами: «Радуйся, отче, богословия ум высочайший».
Молитва 1-я святителю Григорию Богослову

Молитва 2-я святителю Григорию Богослову
Молитва 3-я святителю Григорию Богослову
О, великий и преславный святителю Христов, всея Вселенския Церкве учителю богомудрый, Православия твердый исповедниче и поборниче, преблаженне отче Григорие! Призри от высот небесных на нас, смиренно к тебе припадающих, и умоли Господа Вседержителя, Егоже верный на земли служитель был еси, да дарует нам веры правыя твердое и неизменное сохранение, Церкви Святей послушание, жития нашего исправление, и во всех нуждах, скорбех и искушениих скорое поможение, терпение же и укрепление. Подаждь нам твое святое благословение, да оным осеняемии, сие новое лето, и во вся дни богоугодно, в мире и покаянии, поживем, и во Царствии Небеснем сподобимся купно с тобою и со всеми святыми Живоначальнуто Троицу воспевати и славити, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Тропарь святителю Иоанну Златоусту, глас 8 4
Уст твои́х, я́коже све́тлость огня́ возсия́вши благода́ть,/ вселе́нную просвети́:/ не сребролю́бия ми́рови сокро́вища сниска́,/ высоту́ нам смиренному́дрия показа́./ Но твои́ми словесы́ наказу́я, о́тче Иоа́нне Златоу́сте,// моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Воссиявшая как светоч огненный уст твоих благодать вселенную просветила; нестяжания сокровище для мира ты собрал, высоту смиренномудрия нам показал. Но, словами твоими нас наставляя, отче Иоанн Златоустый, моли Слово, Христа Бога, о спасении душ наших.
Кондак святителю Иоанну Златоусту, глас 6 5
От Небе́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть/ и твои́ми устна́ми вся учи́ши/ покланя́тися в Тро́ице еди́ному Бо́гу,/ Иоа́нне Златоу́сте, всеблаже́нне преподо́бне,/ досто́йно хва́лим тя:// еси́ бо наста́вник, я́ко Боже́ственная явля́я.
Перевод: Принял Ты с небес Божественную благодать и устами твоими всех учишь поклоняться единому в Троице Богу, Иоанн Златоустый, всеблаженный, преподобный, по достоинству восхваляем тебя: ибо ты наставник наш, Божественное изъясняющий.
Молитва 1-я святителю Иоанну Златоусту

О, святи́телю вели́кий Иоа́нне Златоу́сте! Мно́гая и разли́чная дарова́ния от Го́спода прия́л еси́ и, я́ко раб благи́й и ве́рный, вся да́нныя тебе́ тала́нты до́бре умно́жил еси́, сего́ ра́ди вои́стину вселе́нский учи́тель был еси́, я́ко всяк во́зраст и вся́ко зва́ние от тебе́ поуча́ется. Мы же, гре́шнии (имена), по еди́ному ки́йждо свое́ дарова́ние иму́ще, едине́ния ду́ха в сою́зе ми́ра не и́мамы, но быва́ем тщесла́вии, друг дру́га раздража́юще, друг дру́гу зави́дяще; сего́ ра́ди дарова́ния на́ша разделе́нная не в мир и спасе́ние, но во вражду́ и осужде́ние нам явля́ются. Те́мже к тебе́, святи́телю Бо́жий, припа́даем, раздо́ром обурева́еми, и в сокруше́нии се́рдца про́сим: моли́твами твои́ми отжени́ от серде́ц на́ших вся́ку зло́бу, недоброжела́тельство, го́рдость и за́висть, нас разделя́ющия, да во мно́зех у́дех еди́но те́ло церко́вное невозбра́нно пребу́дем, да по словеси́ твоему́ моли́твенному возлю́бим друг дру́га и единомы́слием испове́мы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 2-я святителю Иоанну Златоусту 4
Краткое житие святителя Иоанна Златоуста
Дни памяти 27 января/9 февраля,30 января/12 февраля (Трех святителей), 14/27 сентября, 13/26 ноября
Имел хорошее образование и был известен по всей Византии как мудрый архипастырь и умелый проповедник. За открытое обличение царицы Евдоксии в ее развращенном нраве, претерпел немало гонений. Умер в ссылке, в крайней нищете и изнеможении от болезней, однако всегда сохранял бодрость духа и упование на Господа. Святому Иоанну молятся, дабы избежать уныния и отчаяния, о помощи в христианском учении, успехе в христианской проповеди.
К истории почитания Трех Святителей и происхождения их праздника
30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества — это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В России в домовых храмах духовных школ и университетов в этот день по традиции совершается необычное последование – многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески.
Три святителя в византийских литературных источниках
Три Святителя в богослужебных книгах: Минеях, Синаксарях, Типиконах
Память Трех Святителей отмечается в греческих богослужебных книгах с 1-й половины XII в. – напр., в Уставе константинопольского монастыря Пантократора (1136 г.), основанного императором Иоанном II Комнином и его супругой Ириной, сообщается о правилах освещения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома». В мире сохранилось несколько десятков греческих рукописных Миней XII–XIV вв., содержащих службу Трем Святителям; в некоторых из них также помещена и «Похвала» Мавропода. Синаксарь встречается лишь в двух, относящихся к XIV в.
Изображения Трех Святителей
Изображения Трех Святителей известны с XI в. Одна из эпиграмм Мавропода описывает икону Трех святителей, подаренную некому архиерею Григорию. Еще одна икона Трех Святителей упоминается в Уставе константинопольского монастыря Богородицы Кехаритомени, основанного императрицей Ириной Дукеней в XII в.
Первое из сохранившихся изображений Трех Святителей находится в Псалтири, изготовленной писцом Студийского монастыря в Константинополе Федором в 1066 г., ныне входящей в состав коллекции Британского Музея. Ко второй половине XI в. относится миниатюра Лекционария (книги библейских чтений) из монастыря Дионисиу на Афоне, на которой Три Святителя предводительствуют сонму святых. В византийской храмовой декорации встречаются изображения Трех Святителей в святительском чине в алтарной апсиде со времен византийского императора Константина Мономаха (1042-1055): напр., в церкви Софии Охридской (1040-1050), в Палатинской капелле в Палермо (1143-1154). С распространением синаксарной легенды в XIV в. связано появление уникального иконографического сюжета «Видение Иоанна Мавропода» — Иоанн Евхаитский перед сидящими на тронах Тремя Иерархами в церкви Одигитрии, или Афендико, в Мистре (Пелопонесс, Греция), роспись которой датируется 1366 г.
Три святителя на славянской почве
В месяцесловы южнославянских, т.е. болгарских и сербских, Евангелий память Трех Святителей входит с начала XIV в., а в древнерусские — с конца XIV в. «Похвала» Мавропода и служба с синаксарем попадают на южнославянскую почву в XIV в., а на русскую — на рубеже XIV-XV вв. Тогда же появляются первые изображения — псковская икона Три Святителя с св. Параскевой (XVв.). В XIV-XV вв. возникают посвящения храмов Трем Святителям на Руси (напр., первый храм Трех Святителей на Кулишках существовал с 1367 г. с этим посвящением).
К происхождению праздника
Итак, образ Трех Святителей, возникший из глубин народного почитания, мог быть окончательно сформирован и официально введен в богослужебный церковный год в придворных кругах Константинополя в третьей четверти XI в. как одна из мер по борьбе с латинством. Учения Трех Святителей, их богословские сочинения и они сами воспринимались Церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Пример их собственной борьбы с современными им ересями IV в. стал актуален в церковной ситуации XI в. Поэтому был установлен праздник, сочинены каноны, стихотворные эпиграммы, «Похвала» Мавропода, появились первые изображения. Возможно, именно этот сюжет стал дополнительной причиной установления праздника Трех Святителей в Византии в царствование Алексея Комнина в конце XI века, помимо той, что изложена в позднейшей версии автора синаксаря (XIV в.), объясняющего таким образом прекращение споров о риторических достоинствах иерархов.
Праздник трех святителей – праздник семейной святости
Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст известны как великие богословы и отцы Церкви. Каждый святой являет собою пример жизни во Христе, пример для всех верующих. Без сомнения, можно очень многое сказать о жизни трех великих иерархов Православной Церкви, но хотелось бы остановить внимание на одном моменте: пристальнее всмотреться в жизнь семей, в которых родились и воспитывались святители Василий, Григорий и Иоанн. Что мы знаем о них?
Самое главное – семья каждого из великих святителей является в полном смысле этого слова святой семьей. Многие члены этих семей прославлены Церковью. В семье святителя Василия Великого – это его мать преподобная Емилия (память 1/14 января), сестры: преподобная Макрина (память 19 июля / 1 августа) и блаженная Феосевия (Феозва), диакониса (память 10/23 января), братья: святители Григорий Нисский (память 10/23 января) и Петр Севастийский (память 9/22 января). Святитель Григорий Нисский пишет: «У родителей отца имущество было отнято за исповедание Христа, а дед наш по материнской линии был казнен вследствие императорского гнева, а всё, что он имел, перешло к другим владельцам» [1] . Матерью отца святителя Василия Великого была святая Макрина Старшая [2] (память 30 мая / 12 июня). Ее духовным наставником был святитель Григорий Неокесарийский, известный также как святитель Григорий Чудотворец. Святая Макрина принимала действенное участие в воспитании будущего святителя, как он и сам об этом пишет: «Говорю о знаменитой Макрине, от которой заучил я изречения блаженнейшего Григория, сохранявшиеся до нее по преемству памяти, и которые сама она соблюдала и во мне еще с малолетства напечатлевала, образуя меня догматами благочестия» [3] .
Но главной добродетелью Василия и Емилии были их дети: «Чтобы одни и те же имели и многих и добрых детей, тому найдем, может быть, пример в баснословии. О родителях же Василиевых засвидетельствовал нам действительный опыт, что они и сами по себе, если бы не сделались родителями таких детей, довольно имели у себя похвальных качеств, и, имея таких детей, если бы не преуспели столько в добродетели, по одному благочадию превзошли бы всех… Но превосходство во всех очевидно служит к похвале родивших. А сие показывает блаженнейшее число [7] иереев, девственников и обязавшихся супружеством, впрочем так, что супружеская жизнь не воспрепятствовала им наравне с первыми преуспеть в добродетели – напротив того, они обратили сие в избрание только рода, а не образа жизни» [8] .
В такой семье воспитывался святитель Василий и его братья и сестры. Родители, избравшие путь христианской добродетели, подражая в этом своим родителям – засвидетельствовавшим свою веру мученичеством и исповедничеством, воспитали детей, явивших в своей жизни всё разнообразие христианского подвига.
Святитель Григорий Богослов писал, что, даже не будучи просвещен светом истинной веры, его отец по качествам души и высоте нравственной жизни был христианином: «Он был нашим даже прежде того, как стал членом нашего двора, ибо к нам принадлежал по своей нравственности. Ведь как многие из наших бывают не от нас, потому что жизнь делает их чуждыми общему телу, так и многие из находящихся вне Церкви бывают нашими – те, которые доброй нравственностью предваряют веру: им не хватает только имени, но они обладают самой действительностью. Из числа таковых был и мой отец – ветвь чуждая, но по жизни склоняющаяся к нам… В награду за свои нравственные качества он, как думаю, и получил веру» [12] . На семье святителя Григория исполнились слова святого апостола Павла: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 Кор. 7: 14).
У святых Григория и Нонны было трое детей: дочь Горгония, сыновья Григорий и Кесарий. Старшая сестра святителя Григория Богослова также прославлена Церковью (память 23 февраля / 8 марта). Святая Горгония повторила подвиг своей матери – обратили мужа в христианство: «Она всецело посвятила себя Богу. Но, что особенно хорошо и достойно в ней уважения, она и мужа своего склонила на свою сторону и имела в нем не строптивого господина – благого сослужителя. Мало сего: самый плод тела, то есть детей и внуков своих, она соделала плодом духа, ибо весь род и всё семейство, как единую душу, очистила и приобрела Богу… В продолжение жизни она служила для детей образцом всего доброго, а когда отозвана отселе – оставила после себя домашним волю свою как безмолвное наставление» [13] .
Воспитание детей в христианской вере – это величайший подвиг и долг каждой верующей семьи. И самое лучшее воспитание – личный пример христианской жизни, передающийся от родителей к детям, идущий из поколения в поколение. Мы видим это в семье святителя Василия Великого. Пример подвига жены-христианки, обращающей ко Христу неверующего мужа, являет нам семья святителя Григория Богослова в лице его матери и старшей сестры. Стойкость, мужество и терпение в скорбях и трудностях показывает мать святителя Иоанна Златоуста. Поэтому праздник трех великих святителей можно считать и праздником их семей, воспитавших детей, ставших столпами Церкви Христовой.
Икона с тремя святыми
Люди, не слишком сведущие в православной традиции, иногда задают вопрос: что такое икона тройная или как называется икона с тремя святыми? По всей видимости, речь идет об иконе трех святителей, на которой изображены Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст. Они внесли неоценимый вклад в становление христианского вероучения, значение которого было настолько велико, что их канонизировали в чине святителей.
История
Их жизнь и труды пришлись на сложный период в истории христианства – 4-5 века, когда между христианством как официальной религией и пережитками язычества велась непримиримая борьба. Огромный вклад внесли в нее и эти святители, который пользовались в Византии любовью и почитанием. Со временем их стали воспринимать как единое целое и в 11 веке даже установили праздник Трех Святителей. На иконах трех святых также всегда изображали вместе.

Прежде чем началась история их подвига как вероучителей, они прошли большую жизненную школу, только укрепившую твердость их веры. Полученное всеми тремя блестящее образование и жизненный опыт позволили им выносить суждения о духовной и светской жизни, основанной на христианстве либо на язычестве, и убедительно доказывать истинность христианского вероучения.
Однако и само христианское вероучение переживало нелегкие времена из-за повсеместного распространения еретических течений, борьбе с которыми посвятили свою жизнь три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Будучи епископами Византийской империи, в своих проповедях и богословских сочинениях они утверждали единство Святой Троицы, давали толкование Священному Писанию, обличали еретиков и вели активную общественную деятельность.
Огромный вклад внесли они и в богослужебный канон. Иоанну Златоусту и Василию Великому принадлежат анафоры, составляющие центральный момент в литургии, ими написаны молитвы, которые православные и сегодня читают ежедневно утром и вечером. Их произведения стали источником образов для многих последующих церковных писателей.
Своим собственным примером они доказали, что отстаиваемое ими христианское вероучение – это сочетание высокой нравственности, аскетизма и самоотверженного служения церкви и людям, для которых они стали олицетворять твердыню христианской веры. Именно это запечатлено на иконе трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста.
Описание иконы трех святителей

На Руси иконы «Три святителя» появились в конце 14 века. Их всегда изображают в полный рост, в торжественном церковном облачении. В образе этих святых старцев обращают на себя внимание их высокие лбы, признак интеллекта, учености и мудрости. В левой руке они держат Священное Писание (в других вариантах – свитки), пальцы правой сложены для благословения.
Тщательно выписаны все детали облачения, но оно не затмевает значимости ликов: каждый из них индивидуален и отмечен глубоким психологизмом.
В чем помогает икона «Три святых»

Поскольку эти три святые являются Вселенскими учителями и сами отличались выдающейся ученостью, перед иконой трех святых молятся о хорошей учебе (причем как сами учащиеся, так и их родители). Также каждому из них возносят индивидуальные молитвы:
- Святитель Григорий Богослов помогает укрепиться в Истинной Вере и обратить в нее иноверцев и тех, кто поддался еретическим заблуждениям, то есть сектантов и раскольников.
- Святитель Василий Великий помогает добиться успехов в обучении и научной работе, при проведении исследований и изысканий. Он покровительствует также тем, кто начинает свое собственное дело.
- Святитель Иоанн Златоуст помогает в избавлении как от различных физических недугов, так и от недугов душевных, особенно отчаяния.
Кроме того, перед иконой трех святителей следует непременно помолиться тем, кто собирается строить собственный дом, или перед входом в новую квартиру/дом. Молитва перед этой иконой защитит от искушений и гонений со стороны недоброжелателей или начальства.
Молитва иконе
О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии; припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и душы своя полагасте, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии, и непоколебимем даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании его Церкви Святей:
да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша;
да соблюдет Церковь свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола;
да дарует архипастырем нашим здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение:
пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление, юным благое в вере возрастание, старцам утешение, обидимым заступление, и всем вся ко временней и вечней жизни потребная, яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити Пресвятое и Великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Святые Вселенские отцы, молите Бога о нас!
Собор вселенских учителей и святителей Васи ́ лия Великого , Григо ́ рия Богослова и Иоа ́ нна Златоустого
День памяти
Житие
При императоре Алексее Комнине, который правил с 1081 по 1118 г., в Константинополе разгорелся спор, разделивший на три лагеря мужей, просвещенных в вопросах веры и усердных в стяжании добродетелей. Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. Одни выступали за то, чтобы предпочесть св. Василия двум другим, поскольку он сумел объяснить тайны природы как никто другой и был вознесен добродетелями на Ангельскую высоту. В нем, говорили его сторонники, не было ничего низменного или земного, он был организатором монашества, главой всей Церкви в борьбе с ересями, строгим и требовательным пастырем относительно чистоты нравов. Поэтому, делали вывод они, св. Василий стоит выше св. Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников.
Другая партия, напротив, защищала Златоуста, возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя ничуть не в меньшей степени, чем свт. Василий, был устремлен бороться с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к совершенствованию по евангельским заповедям. Непревзойденный в красноречии, златоустый пастырь оросил Церковь настоящей полноводной рекой проповедей. В них он толковал Слово Божие и показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям.
Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным свт. Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что свт. Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице.
Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края.
Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому (память 5 октября), сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом – едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени.
Тогда свт. Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей. Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности.
Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу – Бога Единого в трех Лицах. Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие. Через их творения мы можем также достичь высшего блаженства и вечной жизни в присутствии Бога вместе со всеми святыми.
На протяжении января мы празднуем память многих славных иерархов, исповедников и подвижников и завершаем его соборным праздником в честь трех великих святителей. Таким образом Церковь вспоминает всех святых, которые проповедовали православную веру своей жизнью или в своих сочинениях. Этим праздником мы отдаем дань почтения всей совокупности знаний, просвещенности, ума и сердца верующих, которые они получают через слово. В итоге праздник трех святителей оказывается воспоминанием всех отцов Церкви и всех примеров евангельского совершенства, которые Святой Дух порождает во все времена и во всех местах, чтобы появлялись новые пророки и новые апостолы, проводники наших душ на Небеса, утешители народа и пламенные столпы молитвы, на которых и покоится Церковь, укрепляясь в истине.
Составитель – иеромонах Макарий (Симонопетрский),
адаптированный русский перевод – изд-во Сретенского монастыря
Канон трем святителям: Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту
Святые великие святители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст — величайшие вселенские проповедники христианской веры и покаяния, усерднейшие молитвенники и строжайшие постники. Для нашего восхождения к Горнему миру особенно необходимо частое молитвенное общение со святителями Христовыми Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом, чтобы по их благодатным молитвам Господь прощал согрешения наши и неотступно помогал в нашем шествовании ко спасению. Память трем святителям Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту 30 января (12 февраля по гражданскому стилю).
Тропарь, глас 4-й
Я ко апостолом единонравнии, и вселенней учителие, Владыце всех молитеся, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость. (Дважды).
Слава, и ныне. Богородичен. И же от века утаенное, и ангелом несведомое таиньство, Тобою Богородице земным явися, Бог в неразмесне снятии воплощаемь. И крест волею нас ради восприим. Им же воскресив первозданнаго, и спасе от смерти душа наша.
КАНОН, глас 2-й
Песнь 1. Ирмос
Г рядите людие, поем песнь Христу Богу, раздельшему море, и проведшу люди, иже испусти из работы египетския, яко прославися.
Запев: С вятии велиции трие святителие: Василие Великии, Григорие Богослове и Иоанне Златоусте, молите Бога о нас (поклон) .
К ое воздаяние достолепно, нашим человецы принесется от нас благодателем, ими же во благобытие приводимся.
Запев. В итийстии языцы, и хитрости и коварьства, и вся словес сила, ныне в вину собрашася едину, и чтущих я да почитают.
Слава. С воего убо ничто же имуще стяжания, на земли небомудрии. Хранителе же явишася общаго и предстатели, общим песнем да сподобятся.
И ныне. Богородичен. Т ебе общую любочестия Всенепорочная, нашего естества вси славим, устна едина бывше, и едино согласие свершающе.
Катавасия: И збавите от бед рабы своя, святии велиции трие святителие: Василие Великии, Григорие Богослове и Иоанне Златоусте, яко вси по Бозе к вам прибегаем, вы бо молите о нас Христа Бога нашего (поклон). Г осподи помилуй (трижды с поклонами) .
Песнь 3. Ирмос
Н а камени мя веры утверди, разшири уста моя на враги моя. Возвеселибося дух мой воспевати, несть свята, яко же Бог наш, и несть праведна, паче Тебе Господи.
Запев. Т руба великая церковная, светилник просвещаяи вселенную. Проповедник, иже вещанием приемля вся концы. Великоименитыи, сподвизает собор сей Василии.
Запев. С ветел от словес и велении, ясен от жития и дел, во всех освещая всех, яко другое звездам солнце, многопетыи Богослов, днесь ублажается.
Слава. С е свет миру, мир просвещает. Се земная соль, иже землю сладит, се животу древо, беземертия плоды предлагает Златоустыи: умрети нехотящии, приидите напитаемся.
И ныне. Богородичен. И же вся от небытия в бытие сотвори, естество дав комуждо бывших. Тоя же и чающим естества воздание, весть яко же хощет. Отнюду же слышится, и Дева рождьши, кто не дивится. Катавасия.
Седален, глас 4-й. П ремудрии учителие вселенней, иже Бога славяще делы и словесы на земли, да возвеличатся днесь, яко спасению всем нам подателие.
Слава, и ныне. Богородичен. П редстательнице нератная, Богородителнице, и молитвою готовая притекающим к Тебе, от бед мя избави, не презри мене, всех заступление.
Песнь 4. Ирмос
П ришествовав от Девы, не ходатай ни ангел, но Ты Сам Господи воплощься, и спасе всего мя человека. Тем зову Ти, слава силе Твоей.
Запев. Р азумницы от нижния мудрости бывше, набдетеле славныя от вышния стяжасте. Тем же яко рабу сию, оной премудрости покористе.
Запев. (Повторяем стих).
Слава. Л юбомудрии, мудрых любителе умудрити, и глаголати научитеся вси, иже словесем чудящеся, деянию испытания, и видению от онуду воздержащеся.
И ныне. Богородичен. Я ко же позден дождь в последних ранен, водам вечным делатель, во чрево Твое вселися Непорочная, по временю хладну оскудевающим. Катавасия.
Песнь 5. Ирмос
П росвещение во тме лежащим, и спасение неначаемым Христе Спасе мой, к Тебе утренюю Царю мирныи, просвети мя сиянием си. Иного бо разве Тебе Бога не знаем.
Запев. Т ы источник благодатей Своих испити весь, дал еси Человеколюбче святым, умален никако же скудостию, и мир весь напоив, иже от чресл их божествеными струями.
Запев. Ч то ми злато, что ми богатьство и слава и могутьство: дым расходящься по воздуху, вся обходящь пламы, вся носящь. Мне богатьство многолюбно, яже учителем троица ветующая.
Слава. Т ечет река наводняема, точит алчущим безсмертное брашно, жаждущим нетленное пиво, вода жива во веки, и обдержа живы поющих, вси многотекущия жизни насытитеся.
И ныне. Богородичен. И мяше крепость на ны злоба, но не в конец. Изнеможе бо по рожестве Девыя, иже крепостию силнаго, пришедша немощию плотьскою, и силнаго злобу умертвивша. Катавасия.
Песнь 6. Ирмос
Б ездна греховная, обыде мя последняя. Но яко пророка Иону Господи, Господи возведи из истления живот мой.
Запев. С войства в Троице трие сбогословите. Нерождение Отца, Слова рождение, Духа же исхождение единаго.
Запев. Д несь дому сему явлено спасение. Два бо и три соединеных, Христос во имя Свое четыи, посреди предста сих.
Слава. Н еиспытанна на земли глубина, к небесней высоте, но от земли святыя изнесе горе небес, небесная любовь.
И ныне. Богородичен. Н ов Тя источник Дево, и вину тайнам имуще трие богогласнии. Новыми прилоги ново приводят сказание. Катавасия.
Слава, и ныне. Кондак, глас 2-й. С вященныя и боговещанныя проповедатели, верх учителей Твоих Господи, прият в наслаждение благих Твоих покоя. Труды бо их и болезни прият, паче всякаго приношения. Едине прославляяи святых Своих.
Икос. К то доволен устне отверсти, и подвигнути язык, к дыхающим огнь силою Слова и Духа. Обаче толико рещи дерзаю, яко всяко преидоша человече естество трие, многими и великими благодатьми, делом и видением, обоюду светлых прешедше. Тем же великих тех сподобил еси воздании, яко верныя Своя рабы, Едине прославляяи святых Своих.
Песнь 7. Ирмос
Б огопротивно веление, беззаконнующа мучителя, высок пламень вознесло есть. Христос же простре богочестивым детем, хлад духовныи, сыи благословен и препрославлен.
Запев. П обеждается о блаженнии, и бегает, яже прежде непостоянная ярость ересьская. Воск же тает от лица огня, инорожденно всяко веление, вашими огнедыхающими вещании, преложно является.
Запев. (Повторяем стих).
Слава. Л жу убо уклониша еллинских басней, уверением же томительство еже в человецех возлюбиша, от Него истину трие уяснивше. Сице всяк соньм верных, утвержают словесы и уверяют.
И ныне. Богородичен. В Тебе всяко проречение почи и конец прият, удивляяи глаголющих. Ис Тебе же и светлейшая, и прореченых чудеса точат Чистая, мудры являя сказатели. Катавасия.
Песнь 8. Ирмос
О теле злате небрегоша преславнии отроцы, неизменныи живыи Божии образ видевше, посреди пламене пояху. Осущественая пой Господа вся тварь, и превозношай Его во веки.
Запев. П ознаваем благочестно, и покланяемся (поклон) , равночестну Единому естеству, неприкосновенней силе. Единицу же и Троицу, яже вси сии словесы окормиша лучшими. Тако бо славити трие богословцы предаша, с ними же покланяемся Ей во веки (поклон) .
Запев. (Повторяем стих).
Слава. С нидошася трие богопроповедницы, соединиша Троицу, и неразделно всем, соблюдоша Божие естество, едину от Нея приемше неразделну славу. В хвалу едину созывающия, превозносящих Ю во вся веки.
И ныне. Богородичен. П рием еже по нас, воздав Свое Благодатель, отбеже Единаго, не пострада бо Дево, боготворит же. Но в нетление тление претворяет, паче же и страждет волею. Страстию страсть решит, яко же трие отцы нас тайно водят. Катавасия.
Песнь 9. Ирмос
Б езначалия Родителя Сын, Бог и Господь воплощься, от Девицы нам явися, омраченыя просветити, и собрати расточеныя. Тем всехвалную Богородицу величаем.
Запев с поклоном. С е ваше делание и паства, зане же велики болезни претерпесте. Во едино сошедшеся вкупе, трех вас приемше, общу имать похвалу, ваше сладкое собрание.
Запев. Н е обоюду остр мечь благодать, но трегубо остр на борющих ту предлагает, един небесокованен мечь, тремя зарями наощрен присно на брань, трисияннаго Единаго Божества.
Слава. В аше житие на небесех бяше преславнии, и плоть носяще нескверну. Иже чисто ныне живущии на земли, мы питающеся, вышняя молите, и мыслити и делати.
И ныне. Богородичен. С тесняет мя широта величии Твоих Владычице, подавляю слово отчастости, и преславно ми приходит, недоведати от благодушьства. Тем же иже толико Тя возвеличивша славим. Катавасия.
Отпуст: Г осподи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради пречистыя Твоея Матере, и святых триех святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. А минь. Г осподи помилуй (трижды) . Исходные поклоны.
Библиотека. Архив «Русской веры»
Библиотека нашего сайта — это уникальная коллекция материалов, жемчужиной которого является «Лицевой летописный свод Ивана Грозного». Кроме того, в библиотеке впервые размещён старообрядческий Архив Канцелярии архиепископа Московского и Всея Руси (РГАДА, фонд 1475).

Увлекаюсь святыми писаниями с юности. Прочел более 80 книг данной тематики.