Содержание
- 1 Молитвы апостолу Варфоломею
- 2 Житие и страдания святого апостола Варфоломея
- 3 Православные молитвы ☦
- 4 3 сильных молитвы святому апостолу Фоме
- 5 Апостол Варфоломе ́ й (Нафана ́ ил) , апостол от 70-ти Варна ́ ва (Иоси ́ я) , епископ
- 6 Апостол Варфоломей
- 7 Апостол Варфоломе ́ й (Нафана ́ ил)
- 8 Молитвы святым
- 9 Возвращению мощей святого апостола Варфоломея.
Молитвы апостолу Варфоломею
Тропарь апостолам
Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Тропарь апостолам Варфоломею и Варнаве
Язык огнедохновен в силе Духа приемше,/ во плоти пришедшее Слово проповедасте всюду,/ Его же ради ов во главу усечен,/ ов же камением побиен,/ и есте апостольскому лику украшение,/ Варфоломее и Варнаво,/ темже память вашу почитаем и просим:// молите Христа Бога подати нам грехов оставление.
Кондак апостолу Варфоломею
Явился еси великое солнце вселенней/ учений сияньми и чудес страшных, световодя почитающия тя,// Варфоломее, Господень апостоле.
Молитва апостолу Варфоломею
О, преславный Апостоле Христов Варфоломее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елея же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильный! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков. Аминь.
Житие и страдания святого апостола Варфоломея
Святой апостол Варфоломей был один из числа двенадцати апостолов Христовых. По принятии Святого Духа, сошедшего на апостолов в виде огненных языков ( Деян.1:13, 2:1–4 ), святому Варфоломею выпал жребий, вместе с апостолом Филиппом, идти на проповедь Евангелия в Сирию и в Малую Азию. Туда они оба и отправились – то проповедуя вместе, то расходясь отдельно по разным городам, то вновь сходясь и приводя людей ко спасению через веру в Иисуса Христа.
Проповедуя Евангелие в Малой Азии, святой Филипп на некоторое время отделился от святого Варфоломея и обращал ко Христу диких и непокорных жителей Лидии и Мизии 3825 . В это время святому Варфоломею, проповедовавшему Христа в соседних городах, было повеление от Господа идти на помощь ко святому Филиппу. Присоединясь к нему, святой Варфоломей вместе с ним единодушно подвизался в апостольских трудах и подвигах. За Филиппом следовала еще и сестра его – девица Мариамна, и все вместе они стали служить делу спасения рода человеческого. Проходя города Сирии и Мизии и благовествуя слово Божие, они претерпевали от неверных многие напасти, биение и скорби, были заключены в темницы, избиваемые камнями, но несмотря на все гонения, благодатью Божиею, оставались живы для предстоящих трудов по распространению веры Христовой.
В одном из лидийских селений они встретили возлюбленного ученика Христова, святого Иоанна Богослова, и вместе с ним отправились в страну Фригийскую. Войдя в город Иераполь 3826 , они проповедовали там Христа. Этот город был переполнен идолами, которым поклонялись все его жители; между другими ложными божествами была там одна громадная ехидна 3827 , для которой был построен особый храм; туда ей приносили пищу и совершали многочисленные и разнообразные жертвоприношения; безумцы почитали также и других гадов и ехидн. Святой Филипп, прежде всего, вместе со своей сестрой вооружился молитвой на ехидну, в чем помогал им и святой Иоанн Богослов, который был в то время с ними. Все они вместе молитвой, как бы копьем, победили ту ехидну и силой Христовой, умертвили ее. После сего Иоанн Богослов разлучился с ними, предоставив им Иераполь для проповедания слова Божия, а сам пошел в другие города, распространяя повсюду святое благовествование. Святой же Филипп с Варфоломеем и Мариамной оставались в Иераполе, усердно стараясь уничтожить мрак идолопоклонства, дабы воссиял на заблудших свет познания истины; над этим они и трудились день и ночь, уча неверных слову Божию, вразумляя неразумных и направляя заблудших на путь истинный.
В том городе жил один человек, по имени Стахий, бывший слепым уже сорок лет. Святые апостолы, силой молитвы, просветили его телесные очи, а проповедью Христовой просветили его душевную слепоту. Крестив Стахия, святые пребывали в его доме. И пронеслась по всему городу молва, что слепой Стахий прозрел. К его дому стали собираться толпы народа. Святые апостолы поучали всех, стекавшихся к ним, вере во Христа Иисуса. Приносили туда и многих больных, и всех святые апостолы исцеляли молитвой и изгоняли бесов, так что большое число людей уверовало во Христа и крестилось.
Тогда начальник города велел снять одежду со святого Филиппа, думая, что в ней заключаются чары колдовства, но, сняв с него одежду, ничего не нашли. Также поступили и со святым Варфоломеем, – и в его одеждах не нашли ничего. Когда же они с тем же намерением приблизились к Мариамне, чтобы снять одежду и обнажить ее девическое тело, внезапно она в глазах их превратилась в огненный пламень, и нечестивцы со страхом отбежали от нее. Святые апостолы осуждены были правителем на распятие.
После погребения Апостола Филиппа, святой Варфоломей с блаженной девой Мариамной пробыли несколько дней в Иераполе, утверждая в вере Христовой вновь основанную церковь, а затем отправились каждый в свой путь. Святая Мариамна направилась в Ликаонию и здесь, среди успешного благовествования слова Божия, мирно преставилась ко Господу 3829 . А святой Апостол Варфоломей отправился в Индийские страны, где и пробыл довольно продолжительное время, трудясь в благовестии Иисуса Христа, проходя по городам и селениям и исцеляя болящих Его именем. Посветив своей проповедью многих из язычников и устроив церкви, он перевел на их язык Евангелие от Матфея, которое носил с собой и передал им. У них же он оставил Евангелие, написанное на еврейском языке, которое по прошествии ста лет и было принесено в Александрию Пантеном, философом христианским 3830 . Из Индии святой Варфоломей отправился в Великую Армению 3831 . При его появлении здесь идолы или, лучше сказать, бесы, обитавшие в идолах, умолкли, громко прокричав последние слова, что Варфоломей их мучит и скоро изгонит. И действительно, не только из идолов, но и из людей изгонялись нечистые духи при одном уже приближении апостола; и ради этого многие обращались ко Христу.
У царя той страны Полимия была бесноватая дочь, устами которой бес взывал: «Варфоломей и отсюда гонишь ты нас!»
Царь, услышав об этом, приказал немедленно найти Варфоломея; и когда апостол Христов пришел к беснующейся, бес тотчас бежал от нее, и царевна получила исцеление. После этого царь, желая отблагодарить святого, послал к нему верблюдов, навьюченных золотом, серебром, жемчугом и другими драгоценными дарами. Апостол же, исполненный нищеты духовной (ср. Мф.5:3 ), ничего из присланного не оставил у себя, отослав все обратно к царю со словами: «Я не эти вещи приобретаю, а ищу душ человеческих, и если приобрету их и введу в небесные селения, то явлюсь великим купцом перед Господом».
Царь Полимий, умилившись такими словами, уверовал во Христа со всем своим домом, принял крещение от самого святого апостола вместе с царицей и исцелевшейся дочерью своей и со множеством вельмож и великим числом людей из народа: ибо до десяти городов и больше приняли тогда, по примеру царя, святое крещение.
Спустя довольно продолжительное время жестокие гонители, овладевшие той страной, помраченные идолобесием, слыша от других и сами видя чудеса, совершавшиеся от мощей святого, не желая познать Божию силу, взяли те святые мощи в оловянной раке и ввергли их в море. Оловянная же рака, плывя по воде подобно легкой ладье, пристала к острову Липару. 3834 Тамошний епископ Агафон, узнав по откровению во сне о том, что к их острову приплыли святые мощи, вышел с клиром и со всем народом на берег моря. Увидав мощи святого апостола, епископ и все пришедшие сильно удивились, как оловянная рака не потонула в воде, но легче лодки проплыла столь далекий морской путь. И все прославили Бога, творящего столь дивные и чудные дела Свои. Взяв раку со святыми мощами, они с великой радостью перенесли ее с псалмопениями в свою церковь 3835 .
Не подобает умолчать и о следующем, находящемся в житии преподобного Иосифа Песнописца, сказании о святом апостоле Варфоломее.
Так сказал святой Апостол Варфоломей и стал невидим, а преподобный Иосиф, ощутив в себе благодать премудрости, исполнился неизреченной радости и благодарения. С того времени начал он писать церковные гимны и каноны, которыми украсил праздник не только святого апостола Варфоломея, но и многих святых, по преимуществу же почтил он многими канонами Пречистую Богоматерь и святителя Николая. Обильно украсил он святую Церковь песнопениями, за что и получил наименование песнописца. За все сие Христу Спасителю нашему слава со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.
Кондак, глас 4:
Явился еси великое солнце вселенней, учений сияньми и чудес страшных, световодя почитающыя тя, Варфоломее Господень Апостоле.
Лидия и Мизия – северо-западные области Малой Азии.
Православные молитвы ☦
3 сильных молитвы святому апостолу Фоме
Оглавление:
Молитвы святому апостолу Фоме об укреплении веры
«О, благознамени́тый и сла́вный апо́столе Христо́в Фомо́! Егда́ на коне́ц веко́в к челове́ком прише́дый Бог избра́ тя в ученики́ Своя́ и даде́ ти власть боля́щия исцеля́ти, прокаже́нныя очища́ти, ме́ртвыя воскреша́ти, бе́сы изгоня́ти, тогда́ не сих ра́ди, но наипа́че любо́вию прилепи́лся еси́ ко Христу́, жела́нием вожделе́в да́же до сме́рти сле́довати по Нем. Сего́ ра́ди, а́ще попуще́нием Боже́ственным и не зрел еси́ со ины́ми ученики́ воскре́сшаго Спа́са, а́ще и отре́клся еси́ ве́ровати сему́, до́ндеже вложи́ши перст свой в я́звы гвозди́нныя и вложи́ши ру́ку свою́ в ре́бра Его́, оба́че испо́лни Госпо́дь проше́ние се́рдца твоего́ и непрело́жно па́ки ве́ру твою́ утверди́. Те́мже мо́лим тя: отве́рзи нам о́чи ве́ры, да плотски́м неви́димая явя́тся нам; пода́ждь нам наде́жду на снисхожде́ние Бо́жие, да отча́яние грехо́вное не пожре́т ны; откры́й нам блаже́нство любве́, я́же крепка́ есть, я́ко смерть, и еди́на возмога́ет над то́ю, да порабо́тавше Христу́ на земли́, воздви́гнем и мы себе́ кро́вы Небе́сныя и с тобо́ю и все́ми святы́ми просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.»
Молитвы святому апостолу Фоме от искушений диавольских
«О святы́й апо́столе Христо́в Фомо́! Мо́лим тя: сохрани́ и соблюди́ нас моли́твами твои́ми от искуше́ний диа́вольских и паде́ний грехо́вных и испроси́ нам, раба́м Бо́жиим (имена), свы́ше по́мощь во вре́мя неве́рия, да не преткне́мся о ка́мень собла́зна, но неукло́нно ше́ствуем спаси́тельным путе́м за́поведей Христо́вых, до́ндеже дости́гнем о́ных блаже́нных оби́телей ра́йских. Ей, апо́столе Спа́сов! Не посрами́ нас, но бу́ди нам помо́щник и покрови́тель во всем житии́ на́шем и помози́ нам благоче́стно и богоуго́дно житие́ сие́ вре́менное сконча́ти, христиа́нскую кончи́ну получи́ти и до́браго отве́та сподо́битися на Стра́шнем Суде́ Христо́ве; да просла́вим великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.»
Молитвы святому апостолу Фоме об исцелении
«О святы́й уго́дниче Бо́жий, апо́столе Фомо́! По́двигом до́брым подвиза́вся на земли́, восприя́л еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чтим святу́ю па́мять твою́. Ты же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и помощи́ нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́каго зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.»
Апостол Варфоломе ́ й (Нафана ́ ил) , апостол от 70-ти Варна ́ ва (Иоси ́ я) , епископ
Дни памяти
13 июля — Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов
17 января — Собор 70-ти апостолов
Жития
Святой апостол Варфоломей (из числа 12-ти апостолов Христовых) был родом из Каны Галилейской. После Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы ему и апостолу Филиппу (память 14 ноября) выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь. Святому апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна. Проходя города Сирии и Мизии, они перенесли много скорбей и напастей, их побивали камнями, заключали в темницы. В одном из селений они встретились с апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию. В городе Иераполе силой своих молитв они уничтожили громадную ехидну, которой язычники поклонялись как божеству. Святые апостолы Варфоломей и Филипп с сестрой свою проповедь подтверждали многими знамениями.
В Иераполе жил человек, по имени Стахий, бывший 40 лет слепым. Когда он получил исцеление, то уверовал во Христа и крестился. Молва об этом разнеслась по городу, и к дому, где жили апостолы, стеклось множество народа. Больные и бесноватые освобождались от своих недугов, многие крестились. Начальник города приказал схватить проповедников и бросить в темницу, а дом Стахия сжечь. На суде языческие жрецы выступили с жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным богам. Считая, что волшебная сила заключается в одежде апостолов, правитель приказал сорвать её. Дева Мариамна предстала в их глазах, как огненный факел, и никто не смел коснуться ее. Святых приговорили к распятию. Апостол Филипп был вознесен на крест вниз головой. Началось землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Прочие испугались и бросились снимать апостолов с креста. Так как апостол Варфоломей был подвешен невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили этот город.
О святом апостоле Варфоломее упоминается в житии Иосифа песнописца († 883, память 4 апреля). Получив от одного человека часть мощей апостола Варфоломея, преподобный Иосиф принес их в свою обитель близ Константинополя и построил во имя апостола церковь, в которой положил часть его мощей. Преподобный Иосиф горел желанием составить в честь святого хвалебные песнопения и усердно молил Бога даровать ему способность к составлению их. В день памяти апостола Варфоломея преподобный Иосиф увидел его в алтаре. Тот подозвал Иосифа, взял с престола Святое Евангелие и возложил ему на грудь со словами: «Да благословит тебя Господь, песнопения твои да усладят вселенную». С того времени преподобный Иосиф начал писать гимны и каноны и украсил ими не только праздник апостола, но и дни памяти многих других святых, составив около 300 канонов. Святители Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрский и некоторые другие учители Церкви считают апостола Варфоломея за одно лицо с Нафанаилом (Ин.1:45-51, 21:2).
7 сентября (25 августа ст.ст.) – перенесение мощей
Перенесение мощей апостола Варфоломея было в конце VI века. Его апостольская деятельность и мученическая кончина воспоминаются Церковью 11 июня. Апостол Варфоломей пострадал за Христа в Албане Армянской (ныне Баку) в 71 году, где и находились его святые мощи. От мощей святого апостола происходили многочисленные чудеса, и много неверных обращалось ко Христу. При императоре Анастасии (491–518) мощи апостола Варфоломея были принесены во вновь построенный город Анастасиуполь (или Дару) и находились там до конца VI века.
Апостол Варфоломей
Святой апостол Варфоломей родом из Каны Галилейской, из числа 12-ти апостолов Христовых. После Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы ему и апостолу Филиппу (память 14 ноября) выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь. Святому апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна. Проходя города Сирии и Мизии, они перенесли много скорбей и напастей, их побивали камнями, заключали в темницы. В одном из селений они встретились с апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию. В городе Иераполе силой своих молитв они уничтожили громадную ехидну, которой язычники покланялись как божеству. Святые апостолы Варфоломей и Филипп с сестрой свою проповедь подтверждали многими знамениями.
В Иераполе жил человек, по имени Стахий, бывший 40 лет слепым. Когда он получил исцеление, то уверовал во Христа и крестился. Молва об этом разнеслась по городу, и к дому, где жили апостолы, стеклось множество народа. Больные и бесноватые освобождались от своих недугов, многие крестились. Начальник города приказал схватить проповедников и бросить в темницу, а дом Стахия сжечь. На суде языческие жрецы выступили с жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным богам. Считая, что волшебная сила заключается в одежде апостолов, правитель приказал сорвать её. Дева Мариамна предстала в их глазах, как огненный факел, и никто не смел коснуться ее. Святых приговорили к распятию. Апостол Филипп был вознесен на крест вниз головой. Началось землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Прочие испугались и бросились снимать Апостолов с креста. Так как апостол Варфоломей был подвешен невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили этот город.
О святом апостоле Варфоломее упоминается в житии Иосифа песнописца (+ 883, память 4 апреля). Получив от одного человека часть мощей апостола Варфоломея, преподобный Иосиф принес их в свою обитель близ Константинополя и построил во имя Апостола церковь, в которой положил часть его мощей. Преподобный Иосиф горел желанием составить в честь святого хвалебные песнопения и усердно молил Бога даровать ему способность к составлению их. В день памяти апостола Варфоломея преподобный Иосиф увидел его в алтаре. Тот подозвал Иосифа, взял с престола святое Евангелие и возложил ему на грудь со словами: «Да благословит тебя Господь, песнопения твои да усладят вселенную». С того времени преподобный Иосиф начал писать гимны и каноны и украсил ими не только праздник Апостола, но и дни памяти многих других святых, составив около 300 канонов. Святители Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрской и некоторые другие учители Церкви считают апостола Варфоломея за одно лицо с Нафанаилом (Ин. 1, 45 — 51; Ин. 21, 2).
Апостол Варфоломе ́ й (Нафана ́ ил)
Дни памяти
13 июля – Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов
Житие
Святой апостол Варфоломей (из числа 12-ти апостолов Христовых) был родом из Каны Галилейской. После Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы ему и апостолу Филиппу (память 14 ноября) выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь. Святому апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна. Проходя города Сирии и Мизии, они перенесли много скорбей и напастей, их побивали камнями, заключали в темницы. В одном из селений они встретились с апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию. В городе Иераполе силой своих молитв они уничтожили громадную ехидну, которой язычники поклонялись как божеству. Святые апостолы Варфоломей и Филипп с сестрой свою проповедь подтверждали многими знамениями.
В Иераполе жил человек, по имени Стахий, бывший 40 лет слепым. Когда он получил исцеление, то уверовал во Христа и крестился. Молва об этом разнеслась по городу, и к дому, где жили апостолы, стеклось множество народа. Больные и бесноватые освобождались от своих недугов, многие крестились. Начальник города приказал схватить проповедников и бросить в темницу, а дом Стахия сжечь. На суде языческие жрецы выступили с жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным богам. Считая, что волшебная сила заключается в одежде апостолов, правитель приказал сорвать её. Дева Мариамна предстала в их глазах, как огненный факел, и никто не смел коснуться ее. Святых приговорили к распятию. Апостол Филипп был вознесен на крест вниз головой. Началось землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Прочие испугались и бросились снимать апостолов с креста. Так как апостол Варфоломей был подвешен невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили этот город.
О святом апостоле Варфоломее упоминается в житии Иосифа песнописца († 883, память 4 апреля). Получив от одного человека часть мощей апостола Варфоломея, преподобный Иосиф принес их в свою обитель близ Константинополя и построил во имя апостола церковь, в которой положил часть его мощей. Преподобный Иосиф горел желанием составить в честь святого хвалебные песнопения и усердно молил Бога даровать ему способность к составлению их. В день памяти апостола Варфоломея преподобный Иосиф увидел его в алтаре. Тот подозвал Иосифа, взял с престола Святое Евангелие и возложил ему на грудь со словами: «Да благословит тебя Господь, песнопения твои да усладят вселенную». С того времени преподобный Иосиф начал писать гимны и каноны и украсил ими не только праздник апостола, но и дни памяти многих других святых, составив около 300 канонов. Святители Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрский и некоторые другие учители Церкви считают апостола Варфоломея за одно лицо с Нафанаилом (Ин.1:45-51, 21:2).
7 сентября (25 августа ст.ст.) – перенесение мощей
Перенесение мощей апостола Варфоломея было в конце VI века. Его апостольская деятельность и мученическая кончина воспоминаются Церковью 11 июня. Апостол Варфоломей пострадал за Христа в Албане Армянской (ныне Баку) в 71 году, где и находились его святые мощи. От мощей святого апостола происходили многочисленные чудеса, и много неверных обращалось ко Христу. При императоре Анастасии (491–518) мощи апостола Варфоломея были принесены во вновь построенный город Анастасиуполь (или Дару) и находились там до конца VI века.
Молитвы святым
Память: 11 / 24 июня, 30 июня / 30 июля (Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов), 25 августа / 7 сентября (Перенесение мощей)
Апостол Варфоломей — образец прямоты, честности и духовной рассудительности, был родом из Каны Галилейской, после Пятидесятницы ему и апостолу Филиппу выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Его молитвенно просят вразумить лжецов и неверующих, о помощи при глазных, психических и кожных заболеваниях, бесновании. Небесный покровитель миссионеров и апологетов.
Апостол Варфоломей. Икона
Тропарь апостолу Варфоломею (Нафанаилу), глас 3
Апостоле святый Варфоломее, моли Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.
Кондак апостолу Варфоломею (Нафанаилу), глас4
Явился еси великое солнце вселенней учений сияньми и чудес страшных, световодя почитающия тя, Варфоломее, Господень Апостоле.
Молитва апостолу Варфоломею (Нафанаилу)
О преславный Апостоле Христов Варфоломее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елея же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильный! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков. Аминь.
Возвращению мощей святого апостола Варфоломея.
Тропа́рь, гла́с 3:
Апо́столи святи́и, моли́те ми́лостиваго Бо́га, да прегреше́ний оставле́ние пода́ст душа́м на́шим.
Кано́н свята́го апо́стола Варфоломе́я, гла́с 4.
Пе́снь 1.
Ирмос: Отве́рзу уста́ моя́, и напо́лнятся Ду́ха, и сло́во отры́гну Цари́це Ма́тери, и явлю́ся, све́тло торжеству́я, и воспою́, ра́дуяся, Тоя́ чудеса́.
Прече́стна ка́меня тя́ живота́ Ка́мень показа́, на не́мже созда́ Це́рковь Свою́, Варфоломе́е, апо́столе Госпо́день. Те́мже тя́ чти́м и ублажа́ем.
Вели́ким научи́лся еси́, су́щим па́че ума́ и смы́сла, Прему́дрость обре́т Ипоста́сную, объюро́дил еси́ е́ллинов му́дрость, умудри́в концы́ Боже́ственными уче́нии.
Мертве́ц погребе́нный, мо́ря ше́ственник бы́л еси́, Боже́ственным повеле́нием повину́яся, и, я́ко со́лнце к за́паду, от восто́ка, апо́столе, приспе́л еси́, просвеща́я его́.
Богородичен: По́лный истощева́ется, Преве́чный начина́ется, от Де́вы Богоотрокови́цы ражда́емь, Его́же пропове́дал еси́ во двою́ существу́, во еди́ной же Ипоста́си, богоблаже́нне.
Пе́снь 3.
Ирмос: Твоя́ песносло́вцы, Богоро́дице, живы́й и незави́стный Исто́чниче, ли́к Себе́ совоку́пльшия, духо́вно утверди́, в боже́ственней Твое́й сла́ве, венце́в сла́вы сподо́би.
Кре́пко утеше́ние тя́ обрето́ша, и све́т, и лю́тых избавле́ние, Варфоломе́е прему́дре, и́же пре́лестию содержи́мии и безбо́жия мра́ком умовре́дно обложе́ннии.
Уста́ бы́л еси́ Бо́га Сло́ва, от у́ст во́лка лука́ваго лю́ди изба́вил еси́, сла́вне, приводя́ к Зижди́телю твоему́ ба́нею креще́ния, Варфоломе́е апо́столе.
Язы́ком твои́м о́гненным попали́в пре́лести ве́щь го́рькую, олядене́вшая, прему́дре, сердца́ обнови́л еси́ и де́лати небе́сныя ра́зумы устро́ил еси́.
Богородичен: Из Тебе́ па́че сло́ва Бо́г Сло́во роди́тися благоизво́ли пло́тию, Девома́ти Чи́стая, ученика́ избра́в и служи́теля при́снаго, Варфоломе́я сла́внаго.
Седа́лен Варфоломе́я, гла́с 3.
Бога́тство некра́домо Це́ркви, сто́лп непоколеби́мь благоче́стия, Варфоломе́е, показа́лся еси́, апо́столе, в мо́ри же стезю́ творя́, пучи́ну боже́ственных источа́еши исцеле́ний, достосла́вне. Христа́ Бо́га моли́ дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.
Пе́снь 4.
Ирмос: Неизсле́дный Бо́жий сове́т, е́же от Де́вы, воплоще́ния Тебе́, Вы́шняго, проро́к Авваку́м усмотря́я, зовя́ше: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Рече́ния коне́ц прия́ша проро́ческая: све́т бо язы́ком в снабде́ние, богогла́сный по́йде учени́к, просвеща́я вся́ вселе́нныя концы́.
Заре́ю просвеща́емь богонача́льною, Боже́ственным прича́стием, вторы́й све́т яви́лся еси́, служи́в перводе́тельно на́с ра́ди Обнища́вшему пло́тию, сла́вне.
Изба́ви твое́ ста́до грехо́вныя бу́ри, и бе́д, и скорбе́й сопроти́вных, наставля́я на́с при́сно ко приста́нищем, сла́вне, спаси́тельным благода́тию.
Богородичен: Яко несказа́нное премно́гое бога́тство милосе́рдия ро́ждши несказа́нно, обнища́вшия ны́ грехо́м, Пречи́стая, Боже́ственными дарова́нии обогати́.
Пе́снь 5.
Ирмос: Ужасо́шася вся́ческая о Боже́ственней сла́ве Твое́й: Ты́ бо, неискусобра́чная Де́во, име́ла еси́ во утро́бе над все́ми Бо́га, и родила́ еси́ Безле́тнаго Сы́на, все́м, воспева́ющим Тя́, ми́р подава́ющая.
Но́ги стяжа́в красны́ пропове́данием, все́м блага́я благовести́л еси́, все́м ми́р, блаже́нне, пропове́дал еси́, вражды́ дре́вния отчужди́в Боже́ственными уче́нии Спа́са, апо́столе.
Сло́во твое́ цельба́ бы́сть прие́мшим зми́я я́д смертоно́сный, Варфоломе́е, земля́ же паде́ся нечести́вых проро́чески, веща́нием прему́дрых уче́ний твои́х.
Мертве́ц многодне́вный, жи́знь источа́я незави́стную, хребты́ носи́мь морски́ми, Варфоломе́е, с боже́ственными му́ченики, безме́рныя пучи́ны проше́д, во о́стров Липа́рский устреми́лся еси́, апо́столе.
Богородичен: Истинно сла́влю Тя́, Бо́жию Ма́терь Пречи́стую, ра́дуйся, Тебе́ зову́, я́ко Ангел, Благослове́нная Обра́дованная, слы́шание и глаго́лание стра́шно, стра́нно прия́телище Влады́це тва́ри.
Пе́снь 6.
Ирмос: Боже́ственное сие́ и всечестно́е соверша́юще пра́зднество, богому́дрии, Богома́тере, прииди́те, рука́ми воспле́щим, от Нея́ ро́ждшагося Бо́га сла́вим.
Заря́ со́лнца, возсия́вшаго ми́ру, пло́тию бы́л еси́, светоно́сными твои́ми уче́нии, апо́столе, отгоня́я но́щь ле́сти многобо́жную.
Лю́дем Бо́жие спасе́ние уясни́л еси́, пло́ти подо́бием я́вльшагося за мно́гую бла́гость, Варфоломе́е, пропове́дниче язы́ков и апо́столе.
Пу́ть мо́ря име́л еси́ и стези́ в вода́х сотвори́л еси́, и позна́шася твоя́ в си́х стопы́ Ду́хом, я́коже Дави́д прорече́, блаже́нне апо́столе.
Богородичен: Хра́м сла́вы была́ еси́ и две́рь Све́та яви́лася еси́, гора́ присе́нная, зна́меньми проро́ческими пева́ема, Де́во Ма́ти Богора́дованная.
Конда́к, гла́с 4.
Яви́лся еси́ ве́лие со́лнце Це́ркви, уче́ний сия́нием и чудесы́ стра́шными просвеща́я пою́щия тя́, Варфоломе́е, Госпо́день апо́столе.
Якоже со́лнце многосве́тлое, проше́д ми́р и се́й луча́ми слове́с твои́х просве́щь, заше́л еси́, у́мер му́ченически, и исходя́щими от гро́ба твоего́ сия́нии тму́ страсте́й отгна́л еси́. Те́мже тя́ и́же за́вистию одержи́мии, и к за́падом со́лнца отгна́вше, страстоно́сче, отпуща́ют, по мо́рю ходя́ща. Узре́жеся в тебе́ превели́ко чу́до, от пла́вающаго стра́шно глубины́ мо́ря, е́же чу́дными освяти́ся твои́ми ше́ствовании, Варфоломе́е, Госпо́день апо́столе.
Пе́снь 7.
Ирмос: Не послужи́ша тва́ри богому́дрии, па́че Созда́вшаго, но, о́гненное преще́ние му́жески попра́вше, ра́довахуся, пою́ще: препе́тый отце́в Госпо́дь и Бо́г, благослове́н еси́.
Объюроде́вшее зло́бою, пресла́вне, челове́чество, сла́дкою со́лию исцели́л еси́ слове́с твои́х и пе́ти уве́рил еси́: препе́тый отце́в Госпо́дь и Бо́г, благослове́н еси́.
Яко не́бо превысо́ко, бы́в, сла́ву Бо́жию мы́сленно высо́ким гла́сом пропове́дуеши, я́ко боже́ственный апо́стол, Ему́же зове́м: препе́тый отце́в Госпо́дь и Бо́г, благослове́н еси́.
Изтка́в Боже́ственныя благода́ти ри́зу, блаже́нне, оде́ял еси́ обнаже́нныя лю́те зло́бою зми́я и пе́ти уве́рил еси́: препе́тый отце́в Госпо́дь и Бо́г, благослове́н еси́.
Богородичен: Предста́тельницу Тя́ и сте́ну необори́мую обогати́вшеся, Богороди́тельнице Чи́стая, раби́ Твои́, всегда́ ве́рою вопие́м Ти́: ра́дуйся, мо́сте, к Бо́гу преводя́й от земли́, Благослове́нная.
Пе́снь 8.
Ирмос: Отроки благочести́выя в пещи́ Рождество́ Богоро́дичо спасло́ е́сть, тогда́ у́бо образу́емое, ны́не же де́йствуемое, вселе́нную всю́ воздвиза́ет пе́ти Тебе́: Го́спода по́йте, дела́, и превозноси́те Его́ во вся́ ве́ки.
Струя́ми наводня́емь боже́ственными, я́коже из Еде́ма река́, изше́л еси́ напои́ти подсо́лнечную уче́нии твои́ми и преле́стныя во́ды изсуша́я благода́тию, — Го́спода по́йте, — зовы́й, — и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Сло́во, я́ко боже́ственна богосло́ва слове́с вы́шших научи́в тя́, я́коже стрелу́ небе́сную, ми́ру посла́, уязвля́я собо́ры вра́жия, сла́вне, и спаса́я ве́рою пою́щия и превознося́щия Его́ во ве́ки.
Иска́пая, я́коже гора́, яви́лся еси́, Боже́ственную сла́дость, достохва́льне, мо́ре же име́л еси́ стезю́ по сме́рти, Боже́ственными си́лами пла́вая, сего́ непотопля́емь пучи́ною, тя́ доринося́щим, до́блий страда́льче.
Богородичен: Зако́нов естества́ утаи́вшися, и ражда́еши и пребыва́еши Присноде́ва: Сло́во бо родила́ еси́, Челове́ка бы́вша за премно́гую бла́гость, Ему́же вси́ зове́м: Го́спода по́йте, дела́, и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Пе́снь 9.
Ирмос: Вся́к земноро́дный да взыгра́ется, Ду́хом просвеща́емь, да торжеству́ет же безпло́тных умо́в естество́, почита́ющее свяще́нное торжество́ Богома́тере, и да вопие́т: ра́дуйся, Всеблаже́нная Богоро́дице, Чи́стая Присноде́во.
Приво́дит пра́здник па́мяти твоея́ дне́сь апо́стольский ли́к, му́ченицы ра́дуются и пра́ведных все́х чи́нове. Ве́рнии же, пе́сньми тя́ почита́ем и вопие́м: от вся́кия на́с печа́ли, учениче́ Христо́в, изба́ви.
Кресто́м блаже́нную кончи́ну, сла́вне, прие́м, сообра́зен бы́л еси́ страсте́м Учи́теля твоего́ и прича́стник све́тлости и Боже́ственныя сла́вы, при́сно со Ангелы Тому́ предстоя́ и неизрече́ннаго све́та сподобля́емь.
Пресве́тлая и благонаро́читая па́мять твоя́ на́м возсия́, все́х просвеща́ющи, Христо́в самови́дче, Варфоломе́е му́дре, в не́йже мо́лим тя́: помяни́ все́х на́с, супротивле́ния вся́каго и обстоя́ния моли́твами твои́ми на́с избавля́я.
Богородичен: Умертви́ на́ша плотска́я мудрова́ния, Богороди́тельнице Чи́стая, уста́ви страсте́й на́ших бу́рю, ути́ши смуще́ние и помышле́ньми утверди́ боже́ственными, Чи́стая, сердца́ ве́рою чту́щих Тя́, Предста́тельнице на́ша непосты́дная.
Свети́лен.
Све́та прия́телища, непреме́нныя зари́ невече́рняго дне́, светолу́чныя мо́лнии, Варфоломе́я и Ти́та, ве́рнии, сла́вим вси́.
Богородичен: Кре́пким Твои́м покро́вом от наве́та вра́жия на́с, Чи́стая, Твоя́ рабы́, сохрани́ вся́ невре́дны: Тя́ бо и́мамы еди́ну прибе́жище в напа́стех.
Молитва апостолу Варфоломею
О, пресла́вный апо́столе Христо́в Варфоломе́е, ду́шу за Христа́ преда́вший и кро́вию твое́ю па́жить Его́ удобривший! Услы́ши ча́д твои́х моли́твы и воздыха́ния, се́рдцем сокруше́нным ны́не приноси́мыя. Се́ бо беззако́ньми омрачи́хомся, и того́ ра́ди беда́ми, я́коже ту́чами, обложи́хомся, еле́я же до́браго жития́ обнища́хом зело́, и не возмо́жем проти́витися волко́м хи́щным, и́же расхища́ти насле́дие Бо́жие де́рзостно тща́тся. О, си́льный! Понеси́ не́мощи на́ша, не отлуча́йся ду́хом от на́с, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия, но кре́пким заступле́нием твои́м на́с защити́, да поми́лует Госпо́дь все́х на́с моли́тв твои́х ра́ди, да истреби́т же рукописа́ние безме́рных грехо́в на́ших, и да сподо́бит со все́ми святы́ми блаже́ннаго Ца́рствия и бра́ка А́гнца Своего́, Ему́же че́сть и сла́ва, и благодаре́ние и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Увлекаюсь святыми писаниями с юности. Прочел более 80 книг данной тематики.