Содержание
Освящение квартиры: инструкция по применению
Освящение квартиры и машины – пожалуй, одна из самых распространенных треб в наши дни. Просят освятить разные люди, по разным причинам, с разным отношением к происходящему. Кто-то хочет, «чтобы всё было хорошо», у кого-то «барабашки завелись» или «покойники снятся». Есть и такие, которые понимают, что освящение квартиры, равно как и всякой вещи, – это не универсальное решение проблем, а Божие благословение.
Что-то случилось
Это категория людей, у которых что-то произошло, что-то, по их мнению, очень важное. Реальный случай из священнической практики: звонит очень взволнованная женщина и говорит, что у нее дома бесы. Иду освящать, внутренне готовясь к чему-то страшному. Но ничего особенного не вижу.
– В чем же заключается проблема? – спрашиваю я.
– Знаете, ночью лопнули трубы, и так страшно было. Тут явно без бесов не обошлось.
Поговорили, освятил квартиру и объяснил, что в первую очередь надо жить нормальной духовной жизнью – исповедоваться, причащаться, а там Господь сам всё управит.
И таких случаев бывает множество. Как-то раз освящал квартиру, жильцам которой «снились покойники». Такого количества оккультных предметов на один квадратный метр не видел давно: несколько домовых, куча жаб с деньгами во рту, подковки и всё это на фоне подмигивающих со стен «глаз Фатимы». Да и сами жильцы не причащались лет 15.
Перед тем, как освящать это жилье, пришлось провести серьезную «профилактическую беседу», после которой домовые полетели в мусорное ведро, а жильцы исповедовались.
«Что-то случившиеся» – это люди, которые понимают, что есть Бог, что есть духовная жизнь, но прибегают к ним только как к средству защиты от чего-то очень нехорошего в своей жизни. Это категория людей с товарно-денежным отношением к Богу и Церкви: «Ты, Господи, дай нам, обереги нас, защити нас, а мы тебе… ну, свечку поставим». Примерно так.
Сюда же можно отнести людей, которым надо «почистить квартиру». Эту категорию людей можно узнать по первому же вопросу, будь то звонок по телефону или разговор в храме: «Нам бы надо почистить квартиру». Борются с порчей, сглазом, дурной энергетикой.
Печально, что эта категория людей зачастую отличается «религиозной всеядностью». В своем желании «почистить квартиру» они могут обращаться и к священнику, и к шаману, и еще много к кому.
Кстати, именно эти люди пытаются всеми возможными путями освятить свою квартиру несколько раз. Именно поэтому несколько раз уточняю перед освящением, не освящалась ли квартира раньше. Да и не мешает посмотреть по сторонам – вдруг висят крестики от прошлого освящения.
Чтобы было хорошо
Это категория гораздо более радостных людей. Как правило, они купили новую квартиру или машину и идут в храм, чтобы батюшка освятил их новое приобретение. Освятил для того, чтобы все действительно было хорошо: машина не попадала в аварии, дом был полной чашей и так далее.
С этими людьми приятнее общаться, хотя бы потому, что они на позитиве, в отличие от людей, у которых «что-то случилось».
Таким людям освящаю с радостью. С радостью и осторожностью. Осторожностью, потому что стараюсь подчеркнуть в проповеди, что само по себе освящение – это далеко не самое главное. Говорю, что Господь освящает вещи и предметы, но самое главное, что нужно освятить – самого себя. А освящается человек церковной жизнью, жизнью со Христом и во Христе, то есть с помощью Церкви и таинств.
Иногда просят освятить, чтобы было хорошо в семье. Тоже не отказываю этим людям, но в таком случае приходится быть в роли семейного психолога – рассказываю, что семья – это терпение, взаимопонимание. Бывает, что напоминаю слова апостола Павла, которые читаются во время таинства Брака. Искренне надеюсь, что у кого-то реально «стало хорошо» после освящения квартиры или машины.
Потому что это правильно
Есть такие люди, которые прекрасно понимают, что освящение квартиры или машины – это правильно. Ведь если мы – православные люди, то должны освящать и самого себя, и то, что нас окружает. Будь то дом, машина, квартира и так далее. Но нужно понимать, что подобное освящение – это не универсальное решение всех проблем, а Божие благословение, и человек сам должен идти навстречу к Богу.
К сожалению, людей с таким пониманием меньше, чем, например, тех, кто освящает квартиру после того, как «что-то случилось», и «чтобы все было хорошо». Но такие люди есть, и это, как правило, люди воцерковленные, участвующие в таинствах и понимающие, что и зачем.
Эти люди прекрасно понимают слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, который писал, что обряды освящения «вызываются крайней потребностью самой природы или естества стихий и потребностью самих людей, живущих в воздушном пространстве и имеющих непрестанную нужду в водной стихии. Вся природа, все стихии непрестанно оскверняются и растлеваются человеческими грехами и темными и лукавыми духами, живущими в воздухе и порождающими в нем всякие тлетворные веяния и болезни. Является неотложная потребность церковного освящения и оздоровления этих стихий».
Кому отказать
В церковном обществе периодически начинается дискуссия на тему того, освящать или не освящать тем людям, которые далеки от Церкви. Считаю, что освящать. Освящать и говорить с ними. Ведь если человек пришел в храм и хочет освятить квартиру или машину, пусть даже по какой-то странной причине, то он уже переступил порог храма, он уже пришел. А дальше уже работа священника, который должен с этим человеком поговорить, объяснить ему, затронуть струны его души и привести его в храм.
Опять же, история из священнической практики. Освящал квартиру очень хорошим людям. Но переступив порог этой квартиры, сразу же увидел огромное количество всякой эзотерики. Мы долго говорили, я объяснял православное понимание порчи и сглаза, объяснял, почему разного рода суеверия несовместимы с православием, и в итоге они все-таки все это сняли. Но именно на освящении квартиры они первый раз услышали, что быть православным – это, как оказалось, ходить в храм не просто чтобы поставить свечку, а ходить в храм на Исповедь и Причастие. Они узнали, что быть православным – это жить достаточно напряженной духовной жизнью. Не знаю, стали ли они прихожанами какого-то храма, но искренне надеюсь, что хотя бы часть из сказанного отложилась у них в сердце.
А когда не освящать? Нельзя освящать то, что уже было освящено ранее. Нельзя освящать, если человек открыто говорит о своих нецерковных воззрениях и если открыто говорит, что его цель – это эзотерическое «получение хорошей энергетики».
Кстати, об этом прекрасно сказал святитель Феофан Затворник:
«Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другие, включая святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».
Ответная реакция
Освящение, любая благодать от Бога, любая святыня – это призыв Бога к человеку. Призыв идти к Нему навстречу. Когда освящаю машины, то всегда говорю, что освящение машины – это всегда призыв проявлять свое христианское мировоззрение. Не просто повесить крестики и иконки, но постараться там, где можно, уступить кому-то, где можно, не подрезать и так далее. И самое главное – оказывать посильную помощь. Освятили машину, а потом на пустой трассе увидели машину, застрявшую в снежном заносе. Остановитесь, возьмите трос и помогите бедному человеку. Ведь Вы же освятили свою машину, получили благодать от Бога, а теперь пришло время ее реализовывать и идти навстречу Богу.
Инструкция по применению
Современное общество очень любит писать и читать инструкции. Наверное, так удобнее и понятнее. Поэтому тоже решил сделать небольшую инструкцию по освящению.
- Освящение – это не универсальное решение всех проблем Вашей жизни. Освящение какой-либо вещи – это посвящение ее Богу, т.е. мы должны стремиться служить Богу с помощью этой вещи. Если это квартира, то жить в ней по-христиански, если машина, то постараться помочь ближнему и т.д.
- Первое, что надо освятить – самого себя. Все мы, православные христиане, призваны к святости. Жить нормальной духовной жизнью: исповедоваться, причащаться – это главная задача православного человека, а затем уже идет освящение всех материальных предметов.
- Освящение материальных предметов должно быть. Православный человек должен стремиться освящать свое жизненное пространство, конечно же, в пределах разумного.
- Любое благословение – это призыв Бога к человеку. Господь посылает Свою благодать, освящает материальные предметы, но призывает, чтобы человек сам шел к Нему навстречу.
- Христианское освящение несовместимо с язычеством в любой его форме. В доме и в машине у православного христианина не может быть никаких языческих символов: ни подковок, ни домовых, ни знаков Зодиака. Все это несовместимо с православием.
Молитва на освящение здания






Как правильно самим освятить свой дом?
Здравствуйте, уважаемый о.Олег.
Не могли бы Вы дать практическое руководство, как правильно самим освятить свою квартиру, дом, рабочее место, свечи и т.д. Когда зажигаешь свечу, она должна догореть до конца? Если свечу потушишь, можно ли её зажигать вторично?
Ответ отца Олега Моленко:
Жилище полным освящением может освятить лишь истинный православный священник. Если таковой не доступен или отсутствует по обстоятельствам отступления, то любой верный может освящать свое жилище и вещи, в т.ч. свечи, окроплением святой Богоявленской (Крещенской водой). При этом для освящения дома можно читать молитву «Да воскреснет Бог. «, 90 псалом и «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, окроплением воды сея священныя в бегство да обратится всякое лукавое бесовское действо, аминь».
Можно прочесть и такую молитву: «Господи Боже, Владыко Вседержителю, благослови, молим Ти ся, жилище сие и вся рабы Твоя, живущие в нем, яко да охраняеми Тобою, пребудут в мире, любви и согласии: благослови их, яко да исполняюще волю Твою святую, обитают зде до старости своея и узхрят сыны сынов своих: благослови их радостьми, веселием и изобилием, яко да утешают неимущих: благослови их долголетием, яко да угождающе Тебе, Владыце, Создателю и Спасителю, по милости Твоей внидут живущие в сем жилище и во Царствие Твое Небесное, уготованное всем творящим повеления Твоя. Услыши нас Всемилостиве, и благослови жилище сие и живущих в нем: яко да всегда хвалят Тя, Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Дом также освящается нашими личными ежедневными молитвами особенно Иисусовою молитвою читаемою вслух.
На освящение всякой вещи по обычном начале — Трисвятое по Отче наш — читается молитва: «Создателю и содетелю человеческого рода, дателю благодати духовныя, подателю вечного спасения: Сам Господи, посли Духа Твоего Святаго на вещь сию (при этом называем вещь, например: «свечи сии»), яко да вооружена силою небесного заступления, хотящим ю (ее) употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению, и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь». Затем кропят вещь трижды святой Крещенской водой со словами: «Благословляется и освящается вещь сия окроплением воды сия священныя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».
Для тех, кому трудно еще разуметь славянский оборот речи, можно русифицировать вышеуказанные молитвы.
Богоявленскую воду в отсутствие священников и храмов можно брать в ночь Богоявления из любого природного источника с чистой водой при троекратном пении тропаря празднику Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе Господи . « Наилучшее время для набора святой воды между 12 и 2 часами ночи по местному (не переведенному) времени. Вода эта будет не растлеваться, ибо является Богом освященной Богоявленской водой. Запастись нужно с расчетом на один год (от 10 до 30 литров на одного человека).
Что касается возжигания свечей, то их можно возжигать по мере надобности и тушить, когда эта надобность прошла, или есть нужда заняться чем-то другим. Делать это можно столько раз, сколько потребуется. Если ставишь свечу за какого-то конкретного человека (например, за его благополучный перелет), или в честь праздника, то должно (соблюдая противопожарные меры предосторожности) дать догореть ей до конца.
Молитва на освящение здания







Богослужения мирянским чином
Молитва на освящение всякой вещи
Старший:
М олитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.
Братия:
А минь.
Братия:
Ц арю Небесный: (трижды) или от Пасхи до Вознесения: «Христос воскресе из мертвых»
Чтец:
Т рисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш:
Старший читает молитву:
С оздателю и содетелю человеческого рода, дателю благодати духовныя, подателю вечного спасения: Сам Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию (при этом называем вещь, например: «свечи сии» или “елей сей”) , яко да вооружена силою небесного заступления, хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению, и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем.
Братия:
А минь.
Старший кропит вещь трижды святой Крещенской водой со словами:
Б лагословляется и освящается вещь сия (при этом называем вещь) окроплением воды сия священныя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Братия:
Д остойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Братия:
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй. Благослови.
Старший:
В оскресый из мертвых Господи Иисусе Христе Сыне Божий, молитвами Пречистыя Своея Матере, святаго Апостола любви Иоанна Богослова и прочих святых и всехвальных Апостол, святаго (имя святого данного дня), святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец.
Братия:
А минь.
Чин благословения и освящение икон
Старший:
М олитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.
Братия:
А минь.
Братия:
Ц арю Небесный: (трижды) или от Пасхи до Вознесения: «Христос воскресе из мертвых»
Чтец читает обычное зачало:
Т рисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Господи, помилуй (12 раз). Слава, и ныне: Приидите, поклонимся:(трижды)
Далее при освящении иконы Святой Троицы чтец читает 66-й псалом, Спасителя — 88-й, Богородицы — 44-й, святых — 138-й.
Братия:
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Старший кропит крестообразно святой водой иконы, произнося:
О свящается образ сей благодатию Пресвятаго Духа, окроплением воды сея священныя во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
После этого при освящении икон поются тропари и кондаки в честь изображенного на иконе (праздника или святого). Затем бывает отпуст.
Чин благословения нового дома
Жилище полным освящением может освятить лишь истинный православный священник. Если таковой не доступен или отсутствует по обстоятельствам отступления, то любой верный может освящать свое жилище окроплением святой Богоявленской (Крещенской водой). Богоявленскую воду в отсутствие священников и храмов можно брать в ночь Богоявления из любого природного источника с чистой водой при троекратном пении тропаря празднику Богоявления (глас 1): «Во Иордане крещающуся Тебе Господи, / троическое явися поклонение, / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленного Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе «. Наилучшее время для набора святой воды между 12 и 2 часами ночи по местному (не переведенному) времени.
Перед началом на каждой стене дома (восточной, западной, южной и северной) необходимо начертать крест. Например, схимнический :

В доме заранее поставляется стол, покрытый хорошей чистой скатертью, на него ставится сосуд со святой водой, освещенный елей в небольшом сосуде, полагаются Евангелие, Крест и возжигаются свечи в подсвечниках.
Старший:
М олитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.
Братия:
А минь.
Братия:
Ц арю Небесный: (трижды) или от Пасхи до Вознесения: «Христос воскресе из мертвых»
Чтец читает обычное зачало:
Т рисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Господи, помилуй (12 раз). Слава, и ныне: Приидите, поклонимся:(трижды)
Чтец читает псалом 90:
Ж ивый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.
Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от cлoвece мятежна.
Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,
От вещи во тме преходяшия, от сряща, и беса полуденнаго.
Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится,
Обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши.
Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.
Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему,
Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою,
На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.
Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.
Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его,
Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Братия поет тропарь восьмого гласа:
Я коже Закхеову дому Твоим, Христе, входом спасение бысть, сице и ныне входом священных служителей Твоих, и с ними святых Твоих ангел, мир Твой подаждь дому сему и милостиво благослови его, спасая и просвещая всех, жити хотящих в нем.
Старший, став лицом к востоку, читает молитву:
Г осподи Боже, Владыко Вседержителю, благослови, молим Ти ся, жилище сие и вся рабы Твоя, живущие в нем, яко да охраняеми Тобою, пребудут в мире, любви и согласии: благослови их, яко да исполняюще волю Твою святую, обитают зде до старости своея и узхрят сыны сынов своих: благослови их радостьми, веселием и изобилием, яко да утешают неимущих: благослови их долголетием, яко да угождающе Тебе, Владыце, Создателю и Спасителю, по милости Твоей внидут живущие в сем жилище и во Царствие Твое Небесное, уготованное всем творящим повеления Твоя. Услыши нас Всемилостиве, и благослови жилище сие и живущих в нем: яко да всегда хвалят Тя, Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Старший окропляет святой водой все стены дома, говоря:
В о имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, окроплением воды сея священныя, в бегство да претворится все лукавое бесовское действо, аминь.
Окропивши все, старший помазывает елеем стены дома, где был начертан крест, в середине его, сперва на восточной стене дома, потом на западной, засим на северной и, наконец, на южной, произнося:
Б лагословляется дом сей помазанием святаго елея сего, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.
По окончании помазания елеем, возжигают свечи пред каждым крестом, на каждой стене.
Братия поет стихиру, на глас пятый:
Б лагослови, Господи, дом сей, и исполни его земных Твоих благ, и в нем благочестно жити хотящих от всякаго злаго обстояния поврежденных сохрани, и всякое изобилие небеснаго и земнаго Твоего благословения тем даруй и, яко щедр, помилуй, по велицей Твоей милости.
Стаpший:
О т Луки Святаго Евангелия чтение.
Братия:
С лава Тебе, Господи, слава Тебе. -поклон-
Теперь старший становится лицом к востоку и читает Евангелие от Луки (19, 1 — 10)
1 П отом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Братия:
С лава Тебе, Господи, слава Тебе. -поклон-
Чтец читает псалом 100:
М илость и суд воспою Тебе, Господи ;
Пою и разумею в пути непорочне; когда при идеши ко мне? Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего.
Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную; творящыя преступление возненавидех.
Не прильпе мне сердце строптиво; уклоняющагося от мене лукаваго не познах.
Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях; гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях.
Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною; ходяй по пути непорочну, сей ми служаше.
Не живяше посреде дому моего творяй гордыню; глаголяй неправедная не исправляше пред oчима моима.
Во утрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие.
Братия:
Г осподи, помилуй. (12 раз) – читается вместо просительной ектеньи
Братия:
Д остойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Братия:
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй. Благослови.
Старший:
В оскресый из мертвых Господи Иисусе Христе Сыне Божий, молитвами Пречистыя Своея Матере, святаго Апостола любви Иоанна Богослова и прочих святых и всехвальных Апостол, святаго (имя святого данного дня), святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец.
Братия:
А минь.
Молитва на освящение здания
Квартира наша неосвященная. Живем нормально. Обязательно ли надо освятить ее?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Чтобы жизнь христианина протекала в благоденствии и приносила спасительные плоды, она должна соответствовать воле Божией. Внешним знаком подаваемой человеку благодати Святого Духа является благословение. Бог благословляет не только человека, но и все важнейшие его начинания: учение, создание семьи, воспитание детей, работу и все его добрые дела. Благословение должно быть испрошено и на дом, в котором нам предстоит жить. Для этого в Церкви установлен специальный чин благословения нового дома. В народе обычно этот молебен называется освящением дома. Хотя совершает его священник, освящает всегда Бог. Это означает, что Господь благословляет дом и семью для жизни в согласии с Божественными заповедями.
После возгласа «Благословен Бог наш…» и начальных молитв читается 90-й псалом. Он был написан пророком Давидом по случаю избавления от трехдневной моровой язвы. В греческой Псалтири он имеет название, указывающее как на автора, так и на характер этого псалма: «Хвалебная песнь Давида». Главная тема псалма: Бог есть Заступник и надежное Прибежище всех уповающих на Него. Эту священную песнь отличают возвышенность мысли, горячая вера, живость чувства, яркость образов и поэтичность языка. Псалмопевец уверенно и утешительно возвещает: «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: “Прибежище мое и защита моя – Бог мой, на Которого я уповаю!”» (Пс. 90: 1–2). 90-й псалом испытан многими поколениями христиан как сильное оружие против демонов.
Затем поется или читается тропарь. Священник молит Господа Спасителя: «Как с Твоим входом пришло спасение дому 3акхея, так и теперь, со входом Твоих священнослужителей и с ними Твоих святых ангелов, пошли Твой мир и этому дому и милостиво благослови его, спасая и просвещая всех, желающих в нем жить». Преподав «мир всем», священник призывает всех присутствующих преклонить головы, чтобы внимать словам молитвы. Обратившись к Господу, благословившему дом Лавана с поселением в нем Иакова и дом Потифара с поселением в нем Иосифа, благословившему дом Аведдара внесением в него Ковчега Завета и даровавшему спасение дому Закхея в дни пришествия во плоти Господа Иисуса Христа, священник просит: «Сам благослови и дом сей, и в нем жити хотящих страхом Твоим огради, и невредимых от сопротивных сохрани, и благословение Твое с высоты жилища Твоего низпосли им, и благослови и умножи вся благая в доме сем».
Далее священник читает молитву на освящение масла, которым будут помазаны изображения крестов на стенах. Согласно Священному Писанию, елей является символом Святого Духа (см.: Зах. 4; 2 Кор. 1: 21 и след.; 1 Ин. 2: 27). Изобилие масла воспринималось как Божие благословение (см.: Втор. 7: 13). Православная Церковь восприняла библейское значение елея как символа света (см.: Мф. 25: 1–13), милосердия, врачевания (см.: Лк. 10: 34) и благословения.
Освятив масло, священник окропляет весь дом святой водой, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, окроплением воды сея священныя, в бегство да претворится все лукавое бесовское действо. Аминь». Это имеет духовно очистительное значение.
Затем священник помазывает маслом с четырех сторон стены дома, где были начертаны или наклеены перед началом молебна кресты. Помазуя, он произносит: «Благословляется дом сей помазанием святаго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Это самая главная часть чина благословения дома. Кресты, изображенные на стенах соответственно четырем сторонам света, являются как бы духовными стражами жилища. Кресты эти надо сохранить даже тогда, когда в квартире будет производиться ремонт.
После помазания читается Евангелие от Луки. Повествование о посещении Спасителем дома мытаря Закхея очень назидательно. Каждый христианин должен стремиться к тому, чтобы и его дом посетил Господь. Чтобы сподобиться этой радости, надо исправить свою жизнь и стремиться жить по евангельским заповедям.
После чтения Евангелия совершается каждение всего дома. Оно имеет не только символическое значение, оно является реальным очищающим действием. Освящение дома не повторяется. Бог благословил дом. Желание получить повторное благословение будет проявлением нашего маловерия. Живущие в доме могут регулярно окроплять жилище святой водой. На Руси был благочестивый обычай кадить свои дома. При этом надо использовать не кадило, которым пользуются священнослужители, а кацею – кадильницу с ручкой. Сейчас этот обычай возрождается. Обходя комнаты в доме и совершая кадилом крестное знамение, обычно произносят 90-й и 100-й псалмы, а также читают молитвы: «Отче наш», «Царю Небесный», «Богородице Дево, радуйся», «Взбранной Воеводе победительная», «Да воскреснет Бог».
В конце молебна священник молит Бога послать каждому из живущих в доме «ангела Своего милостива, соблюдающа и сохраняюща их от всякаго зла и наставляюща к деланию всех добродетелей и ко исполнению святых Христовых заповедей».
Из собственного опыта знаю, что для многих приход в их дом священника – событие особое. Они с волнением ждут этого дня. Очень важно, чтобы и сам священник придавал этому большое значение. Он имеет возможность в свободной домашней обстановке оказать присутствующим духовную помощь. В современных семьях можно встретить людей невоцерковленных. К таким надо относиться с особой чуткостью. И если они проявляют интерес к беседе, то надо вести ее, не жалея времени и сил. Убеждался, что такое миссионерство приносит нередко плоды.
Об освящении жилища, учреждений и средств транспорта
священник Олег Нецветаев
Предварительное слово^
В последнее время все чаще люди обращаются с просьбой освятить жилище (квартиру, комнату или частный дом), транспортное средство (автомобиль, лодку, катер и т.п.), общественные или производственные здания и помещения (офисы, служебные кабинеты, учебные классы, магазины и т.п.). Очень хорошо, что люди перестали бояться или стесняться приглашать священника для того, чтобы он совершил молитву по частной потребности православного человека. Это необходимо, но очень важно правильно понимать цель освящения, цель молитвенного действа и, приглашая священника для подобного частного богослужения, не относиться к освящению, как к какому-то магическому ритуалу, а быть участниками богослужения, присоединять свой молитвенный голос к молитве священника.
Молитва — это общение человека с Богом, и каждое такое общение жизненно важно для человека, тем более, когда молится православный священник не один, а с пригласившим его православным христианином: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18, 20 ). В это надо крепко верить, это надо хорошо понимать, перед этим надо благоговеть.
Освящение жилища^
Постараемся объяснить, что происходит в результате освящения жилища или какой-либо полезной вещи. Но хочу сразу же оговориться, что настоящему пониманию должна предшествовать вера. Если бы доказательство бытия Божия можно было вывести подобно математической формуле, то, поверьте, это было бы давно уже сделано. «Истина не доказуется, она показуется». Но как показать что-либо слепому?
Св. Василий Великий писал, что «не познать Творца из созерцания мира — значит ничего не видеть в ясный полдень».
Дополним это высказывание словами прп. Иоанна Дамаскина: «… знание того, что Бог существует, всеяно в нас естественным образом. А так как злоба лукавого против естества человеческого настолько возымела силу, что даже низвела некоторых в неразумнейшую и худшую из всех зол бездну гибели: до утверждения, что Бога нет, показывая безумие которых Давид говорил: Рече безумен в сердце своем: несть Бог…»
Современный человек очень глубоко затянут в водоворот мирских житейских проблем, слишком сильно увлечен соблазнами мира сего, поэтому ему трудно разглядеть очевидное.
Мир наш сотворен Господом Богом, и человек, живущий в этом мире, также сотворен Им. Сотворенный Господом мир очень сложен и многообразен. Есть мир видимый и мир невидимый, но это не два отдельных мира, это один мир и он един. Человек, живущий в данный момент, принадлежит этому миру, т.е. и миру видимому, и миру невидимому. Не будем вдаваться в подробности взаимодействия мира видимого и мира невидимого. Скажем только, что пока человек живет, он преимущественно принадлежит миру видимому, когда он умирает, то принадлежит преимущественно миру невидимому (хотя употреблять слова «живет» или «умирает» не совсем правильно, ведь Господь дал человеку Жизнь Вечную. Другое дело, какова будет эта жизнь в Вечности? Она может быть нестерпимой мукой, нескончаемой погибелью для тех, кто отверг Бога, отверг Христа, отвернулся от Света и предпочел тьму греха: и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов ( Мф. 13:42 ). Но иное ожидает тех, кто уверовал, кто умом и сердцем увидел истину и потянулся к ней:
… тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф. 13:43 ).
И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей ( Ин. 10:28 ). При переходе человека от жизни к смерти надо говорить, скорее, об изменении качества жизни, а не об окончании жизни как таковой. Подобно тому, как при рождении ребенка изменяется качество его жизни, а не сама жизнь, т.е. жизнь переходит из внутриутробного качества в качество внеутробное, жизнь ребенка продолжается, и мир, которому он принадлежит, остается прежним, только рамки его расширились (до рождения младенца его мир ограничивался материнской утробой, хотя ребенок не был абсолютно изолирован и от остального мира, и связь с внешним миром осуществлялась через мать).
Создавая мир видимый и человека, Господь Бог создал сначала невидимый мир, а в нем — Ангелов, т.е. бесплотных духов, наделенных разумом, свободной волей и могуществом. Слово «Ангел» означает «Вестник», «потому что Бог посылает их возвещать волю Свою. Так, например, Гавриил послан был предвозвестить Пресвятой Деве Марии зачатие Спасителя» («Пространный христианский катехизис». М., Синодальная типография, 1914, с. 22).
А теперь продолжим разговор об Ангелах. Итак, когда-то часть Ангелов во главе с сатаною (люцифером) воспротивилась Богу, не признала Его благость и верховную абсолютную власть и вследствие этого лишилась Царства Света, пала во тьму и стала бесами (демонами). Это падшие ангелы. Для них покаяние невозможно. Раз нарушив волю Божию, не исполнив ее, отпав от Господа, эти бесплотные духи перестали быть «вестниками Божественной воли», а стали проводниками своей собственной, противной Богу, воли. Падшие ангелы во главе с сатаной (евр. «противящийся») или диаволом (греч. «клеветник») находятся в постоянной вражде с Господом и человеком. И вражда эта будет продолжаться до конца времен. В Священном Писании (в книгах и Ветхого Завета, и Нового Завета) об этой вражде, об опасности, исходящей от бесов, об их происках и искушениях, которым подвергается человек, говорится постоянно. Но, к сожалению, очень часто люди пренебрегают этой опасностью, относятся к существованию самих бесов более чем легкомысленно, представляют их в виде всем привычных образов из литературы, или считают их существование «преданием старины глубокой», относятся к ним как к мифам или «бабушкиным сказкам», иные по своему маловерию и легкомыслию пытаются заигрывать с ними.
Примеров приоткрытия Господом невидимого мира очень много, это случается и в современной жизни с обычными и грешными людьми. Не надо стремиться людям заглянуть за грань невидимого. Кому надо, Господь открывает, а кому не надо, тому не следует искусственно пытаться туда проникнуть, это очень опасно для человека. Нам, грешным, надо твердо уяснить, что мы постоянно находимся во вражеском окружении. Причем, говоря о враге, нужно понимать абсолютную степень смысла этого слова. Это враг, с которым не может быть перемирия или примирения, от которого не следует ждать жалости и снисхождения. Это враг, цель которого — погубить человека, ввести человеческую душу в преисподнюю, где будет тьма и скрежет зубов ( Мф. 22:13 ). В то же время не следует и панически бояться бесов. Надо правильно понимать законы этого мира и следовать этим законам. А какие это законы? Это Закон Божий. Следовать этому Закону трудно, но не невозможно.
Те люди, которые зовут священника в свой дом, чтобы освятить его, имеют в той или иной мере веру, иначе они не стали бы звать его. Что же происходит, когда священник приходит в незнакомое жилище и приступает к исполнению своих обязанностей? Он начинает молиться. Чинопоследование освящения жилища включает в себя ряд молитв и священнодействий. Не будем вдаваться в подробности того и другого. Обратим внимание на суть.
Представим себе, что батюшка освящает квартиру в доме, который только что сдан строителями. Счастливые новоселы не знают, как шло строительство этого дома, и что за люди непосредственно возводили и благоустраивали это здание. Тем более не знают они, каков невидимый мир, в океане которого находится их жилище. А ведь «…есть земля сатанинская, где живут, ходят и покоятся темные силы и лукавые духи, и есть светоносная земля Божества, где ходят и упокоеваются полки Ангелов и святых духов», — говорит св. Макарий Великий.
Жизненный опыт нам говорит, что вряд ли при закладке этого многоквартирного дома совершался молебен. То есть строители, а до них и проектировщики не испросили на свой труд благословение Божие. Но сказано псалмопевцем: Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие ( Пс. 126 ). Безбожник возразит, что дом-то все равно построен, и построен неплохо. Да, дом построен, потому что Господь благ и милостив, несмотря на безверие и безбожие нашего народа. А насчет того, что построен неплохо, тут можно и усомниться, зная нашу действительность.
При освящении жилья священник в молитве призывает благодать Божию на дом сей, просит благословить это жилище и тех, кто будет жить в нем. Во всех молитвах чинопоследования это благословение испрашивается у Господа: «…мир Твой подаждь дому сему, и милостиво благослови его, спасая и просвещая всех жити хотящих в нем» (тропарь на освящение дома); «Сам (Господи) и ныне зде жити восхотевшия от всякаго зла невредимы соблюди, благословляя их и обиталище сие…» (молитва 1-я чинопоследования); «Сам (Господи) благослови и дом сей, и в нем жити хотящих невредимых от сопротивных сохрани, и благословение. Твое с высоты жилища Твоего низпосли им, и благослови и умножи вся благая в доме сем» (молитва тайная чинопоследования); «Благослови, Господи, дом сей, и исполни его земных Твоих благ и всякое изобилие небеснаго и земнаго Твоего благословения тем даруй, и яко Щедр, помилуй, по велицей Твоей милости» (стихира на благословение жилища). Кроме того, в молитве на освящение елея испрашивается Божие благословение и на самое место, на котором построен дом. И непосредственно при помазании освященным елеем ниспосылается Божие благословение: «Благословляется дом сей помазанием святаго елея сего, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». Вот ради чего приглашается в дом священник.
Божие благословение невозможно купить в магазине, с рук на рынке, его нельзя получить нигде, кроме как через православного священника. Господь послал Своих учеников-Апостолов на служение, сообщив им благодать Святаго Духа в День Пятидесятницы. Через свв. Апостолов благодать Святаго Духа передана их преемникам — православному священству: Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго ( Деян. 8:17-18 ).
Но я совсем не хочу сказать, что не надо освящать свои жилища людям. Обязательно надо. Освящение дома — условие, необходимое для мирной и благополучной жизни в доме, но недостаточное. Вся жизнь человека должна быть одухотворена, связь человека со своим Отцом Небесным должна ощущаться постоянно, надо стремиться к этому, а это совсем непросто. Надо стремиться постоянно общаться с Господом, а освящение квартиры — лишь краткий миг такого общения, зачастую даже не ощущаемый человеком и не сознаваемый им.
Освящение учреждений и предприятий^
Труднее бывает рядовому труженику, который попадает в чуждый ему коллектив. Сам, по своей воле, он не может пригласить священника, вокруг работают люди без духовного стержня, безразличные к вере, порой, враждебно настроенные, бывают инославные, инородцы. Такому православному надо особенно усилить молитву, церковную и домашнюю, и научиться совершать молитву на рабочем месте (может быть, и в уме). Также надо стремиться переменить место работы, искать что-то другое, чтобы духовные стремления такого человека не вступали в противоречие с окружающей действительностью на работе. Человеку невозможно раздвоиться. Если искренне верующий человек во время Великого Поста вместе со всем православным людом постится, а на работе в этот период празднуют 23 февраля или 8 марта (дни, которые очень часто приходятся не просто на дни Великого Поста, а именно на первую седмицу Поста), то душевный дискомфорт такому человеку обеспечен. К сожалению, мы живем практически в безбожной стране, хотя многие и считают себя православными. Поэтому верующему человеку непросто найти свое место в мирской жизни, но надо к этому стремиться и усиленно молить Господа и Пресвятую Богородицу устроить его жизнь, а Господу все возможно.
Освящение транспортных средств^

Увлекаюсь святыми писаниями с юности. Прочел более 80 книг данной тематики.