Молитва кукше печерскому

Полное описание: Молитва кукше печерскому специально для наших уважаемых читателей.

Преподобные Ку ́ кша и Пи ́ мен постник

Дни памяти

15 марта — переходящая — Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов

23 июня — Собор Рязанских святых

5 октября — Собор Тульских святых

11 октября — Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах

Жития

Жития преподобных Кукши и Пимена постника Печерских

Пре­по­доб­ный свя­щен­но­му­че­ник Кук­ша и пре­по­доб­ный Пи­мен Пост­ник скон­ча­лись по­сле 1114 го­да. Свя­ти­тель Си­мон, епи­скоп Вла­ди­мир­ский и Суз­даль­ский (ХII; па­мять 23 мая), в по­сла­нии к пре­по­доб­но­му По­ли­кар­пу, ар­хи­манд­ри­ту Пе­чер­ско­му († 1182; па­мять 6 августа), пи­сал о пре­по­доб­ном Кук­ше: «Как мо­гу до­стой­но про­сла­вить свя­тых му­жей, быв­ших в свя­том Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, в ко­то­ром языч­ни­ки кре­сти­лись и ста­но­ви­лись ино­ка­ми, а иудеи при­ни­ма­ли свя­тую ве­ру? Но я не мо­гу умол­чать о бла­жен­ном свя­щен­но­му­че­ни­ке и чер­но­риз­це се­го мо­на­сты­ря Кук­ше, о ко­то­ром все зна­ют, что он про­го­нял бе­сов, кре­стил вя­ти­чей, дождь свел, ис­су­шил озе­ро, со­тво­рил мно­гие дру­гие чу­де­са и по­сле мно­гих мук убит был с уче­ни­ком сво­им Ни­ко­ном». Кон­чи­ну свя­щен­но­му­че­ни­ка Кук­ши про­зрел пре­по­доб­ный Пи­мен Пост­ник. Став сре­ди Ве­ли­кой Пе­чер­ской церк­ви, он гром­ко ска­зал: «Брат наш Кук­ша убит на рас­све­те!»

Вя­ти­чи, сре­ди ко­то­рых про­по­ве­до­вал и при­нял кон­чи­ну пре­по­доб­ный свя­щен­но­му­че­ник Кук­ша, жи­ли по ре­ке Оке, за­ни­ма­ли мест­ность Ор­лов­ской и Ка­луж­ской об­ла­стей. Они бы­ли языч­ни­ка­ми. Пре­по­доб­ный Нестор Ле­то­пи­сец (па­мять 9 нояб­ря), опи­сы­вая вя­ти­чей, воз­му­щал­ся их гнус­ны­ми обы­ча­я­ми и до­бав­лял, что они так жи­вут «да­же и до ны­неш­не­го дня», оста­ва­ясь незна­ко­мы­ми с За­ко­ном Бо­жи­им и тво­ря свой за­кон. Пре­по­доб­ный свя­щен­но­му­че­ник Кук­ша про­по­ве­до­вал у вя­ти­чей во вре­ме­на свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста, епи­ско­па Чер­ни­гов­ско­го (1113–1123 гг.). Он был по­гре­бен, так же, как пре­по­доб­ный Пи­мен Пост­ник, в Ближ­них пе­ще­рах (па­мять Со­бо­ра пре­по­доб­ных, по­чи­ва­ю­щих в Ближ­них пе­ще­рах – 11 октября).

Богослужения

Молитвы

Тропарь священномученику Кукше, ученику его Никону и преподобному Пимену постнику, Печерским, в Ближних пещерах, глас 3

Му́ченическою кро́вию, свяще́нне Ку́кше,/ в про́поведи Ева́нгелия со ученико́м ти блаже́нным Ни́коном, че́стне украси́выйся,/ и Пи́мене, в по́стничестве светоза́рне просия́вый,/ в еди́н день и час внидо́сте в свет незаходи́мый,/ иде́же моли́теся Го́сподеви,// да пода́ст нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Мученической кровью, иеромонах Кукша, в проповеди Евангелия с учеником твоим блаженным Никоном, с честью украсившийся, и Пимен в постничестве светозарно просиявший, в один день и час вошли вы в свет неприступный, где молитесь Господу, да подаст нам великую милость.

Кондак священномученику Кукше, ученику его Никону и преподобному Пимену постнику, Печерским, в Ближних пещерах, глас 4

Свети́ла разу́мная, соше́дшеся, хвала́ми воспое́м, лю́дие,/ просия́ли бо суть в ми́ре сем:/ Пи́мен мно́гими по́двиги,/ Ку́кша же со ученико́м Ни́коном про́поведию Сло́ва,/ и си́и трие́, единоу́мно предстоя́ще Святе́й Тро́ице,/ я́ко со́лнце сия́ют и просвеща́ют// любо́вию па́мять их восхваля́ющих.

Перевод: Светила известные, собравшись, молитвенно воспоем и восхвалим, люди, ибо они просияли в этом мире: Пимен многими подвигами, Кукша же с учеником Никоном — проповедью Слова, и они трое, единомысленно предстоя Святой Троице, как солнце сияют и просвещают всех с любовью память их прославляющих.

Молитва священномученику Кукше Печерскому

Преподобный Ку ́ кша Печерский , просветитель вятичей, иеромонах

Дни памяти

15 марта (переходящая) – Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов

23 июня – Собор Рязанских святых

5 октября – Собор Тульских святых

11 октября – Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах

Житие

Жития преподобных Кукши и Пимена постника Печерских

Пре­по­доб­ный свя­щен­но­му­че­ник Кук­ша и пре­по­доб­ный Пи­мен Пост­ник скон­ча­лись по­сле 1114 го­да. Свя­ти­тель Си­мон, епи­скоп Вла­ди­мир­ский и Суз­даль­ский (ХII; па­мять 23 мая), в по­сла­нии к пре­по­доб­но­му По­ли­кар­пу, ар­хи­манд­ри­ту Пе­чер­ско­му († 1182; па­мять 6 августа), пи­сал о пре­по­доб­ном Кук­ше: «Как мо­гу до­стой­но про­сла­вить свя­тых му­жей, быв­ших в свя­том Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, в ко­то­ром языч­ни­ки кре­сти­лись и ста­но­ви­лись ино­ка­ми, а иудеи при­ни­ма­ли свя­тую ве­ру? Но я не мо­гу умол­чать о бла­жен­ном свя­щен­но­му­че­ни­ке и чер­но­риз­це се­го мо­на­сты­ря Кук­ше, о ко­то­ром все зна­ют, что он про­го­нял бе­сов, кре­стил вя­ти­чей, дождь свел, ис­су­шил озе­ро, со­тво­рил мно­гие дру­гие чу­де­са и по­сле мно­гих мук убит был с уче­ни­ком сво­им Ни­ко­ном». Кон­чи­ну свя­щен­но­му­че­ни­ка Кук­ши про­зрел пре­по­доб­ный Пи­мен Пост­ник. Став сре­ди Ве­ли­кой Пе­чер­ской церк­ви, он гром­ко ска­зал: «Брат наш Кук­ша убит на рас­све­те!»

Вя­ти­чи, сре­ди ко­то­рых про­по­ве­до­вал и при­нял кон­чи­ну пре­по­доб­ный свя­щен­но­му­че­ник Кук­ша, жи­ли по ре­ке Оке, за­ни­ма­ли мест­ность Ор­лов­ской и Ка­луж­ской об­ла­стей. Они бы­ли языч­ни­ка­ми. Пре­по­доб­ный Нестор Ле­то­пи­сец (па­мять 9 нояб­ря), опи­сы­вая вя­ти­чей, воз­му­щал­ся их гнус­ны­ми обы­ча­я­ми и до­бав­лял, что они так жи­вут «да­же и до ны­неш­не­го дня», оста­ва­ясь незна­ко­мы­ми с За­ко­ном Бо­жи­им и тво­ря свой за­кон. Пре­по­доб­ный свя­щен­но­му­че­ник Кук­ша про­по­ве­до­вал у вя­ти­чей во вре­ме­на свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста, епи­ско­па Чер­ни­гов­ско­го (1113–1123 гг.). Он был по­гре­бен, так же, как пре­по­доб­ный Пи­мен Пост­ник, в Ближ­них пе­ще­рах (па­мять Со­бо­ра пре­по­доб­ных, по­чи­ва­ю­щих в Ближ­них пе­ще­рах – 11 октября).

Богослужения

Молитвы

Тропарь священномученику Кукше, ученику его Никону и преподобному Пимену постнику, Печерским, в Ближних пещерах, глас 3

Му́ченическою кро́вию, свяще́нне Ку́кше,/ в про́поведи Ева́нгелия со ученико́м ти блаже́нным Ни́коном, че́стне украси́выйся,/ и Пи́мене, в по́стничестве светоза́рне просия́вый,/ в еди́н день и час внидо́сте в свет незаходи́мый,/ иде́же моли́теся Го́сподеви,// да пода́ст нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Мученической кровью, иеромонах Кукша, в проповеди Евангелия с учеником твоим блаженным Никоном, с честью украсившийся, и Пимен в постничестве светозарно просиявший, в один день и час вошли вы в свет неприступный, где молитесь Господу, да подаст нам великую милость.

Кондак священномученику Кукше, ученику его Никону и преподобному Пимену постнику, Печерским, в Ближних пещерах, глас 4

Свети́ла разу́мная, соше́дшеся, хвала́ми воспое́м, лю́дие,/ просия́ли бо суть в ми́ре сем:/ Пи́мен мно́гими по́двиги,/ Ку́кша же со ученико́м Ни́коном про́поведию Сло́ва,/ и си́и трие́, единоу́мно предстоя́ще Святе́й Тро́ице,/ я́ко со́лнце сия́ют и просвеща́ют// любо́вию па́мять их восхваля́ющих.

Читайте так же:  Молитва для начала дела

Перевод: Светила известные, собравшись, молитвенно воспоем и восхвалим, люди, ибо они просияли в этом мире: Пимен многими подвигами, Кукша же с учеником Никоном — проповедью Слова, и они трое, единомысленно предстоя Святой Троице, как солнце сияют и просвещают всех с любовью память их прославляющих.

Молитва священномученику Кукше Печерскому

Житие священномученика Кукши Киево-Печерского, просветителя вятичей, и ученика его преподобномученика Никона

Святой Кукша был священноиноком Киево-Печерской Лавры, откуда в начале двенадцатого века пришел он в землю вятичей — язычников для проповеди им святого Евангелия. Вятичи — небольшое славянское племя, обитавшее в древности по берегам рек Оки и Десны, в пределах нынешних Брянской, Орловской, Калужской и Тульской областей, которые в то время представляли собой непроходимые леса и дебри. Поселившись в стране лесной и дикой, они ничем не отличались от дикарей. По свидетельству святого преподобного Нестора Летописца «они живут в лесах как всякий зверь и едят все нечистое», у них «браки не бывают, а сходятся между селами на игрища и на всякия бесовския песни и тут умыкают себе жен; имели же они и по две, и по три жены». Вятичи, проживавшие в нынешней Центральной части России удаленные от тогдашних культурных центров — Киева, Новгорода и прочих городов — значительно отставали от других славянских племен в духовной и материальной культуре. Но вот и среди них раздался голос Евангельского благовестия.

В святом сонме праведников и подвижников Киево-Печерской Лавры в древности проводил свою подвижническую жизнь блаженный Кукша, происходивший из княжеской отрасли вятичей. Ни в житии священномученика, ни в службе ему не упоминается о том, почему он, имея христианское имя Иоанн, сохранил языческое имя Кукши. Есть об этом несколько предположений, но, во всяком случае, народное имя провозвестника христианства не должно нас смущать, так как обычай иметь кроме христианского имени еще и народное сохранялся на Руси долгое время после принятия ею Православия.

Подвизаясь в непрестанной молитве, посте и бдении, этот ревнитель веры с великой скорбью взирал на то, что его соплеменники коснеют во мраке язычества и, быть может, не раз приходило ему на мысль взять на себя подвиг апостольской проповеди среди родного языческого племени. И только отдаленность страны вятичей, грубость и жестокость своевольных обитателей этой области, тяжесть апостольского подвига и нежелание расставаться со святой и дорогой обителью Печерской удерживали блаженного Кукшу от исполнения его заветной мысли.

Когда в Киеве происходило великое торжество, перенесение святых мощей мучеников князей Бориса и Глеба из старой деревянной церкви в новый каменный благолепный храм, заложенный Святославом Ярославичем и оконченный сыном его Олегом Святославичем Северским, владетелем вятичей, в Киев кроме Олега прибыл брат его Давид Святославич Черниговский и владыка Феоктист, епископ Черниговский, которые много говорили о необходимости просвещения светом Христовой веры доброго, но в то же время дикого племени вятичей.

Именно теперь святой Кукша принял решение взять на себя подвиг проповеди веры Христовой среди своих соплеменников. Из летописи известно, что святой Кукша отправился на проповедь к вятичам со своим учеником Никоном по реке Десне, так как в древности лучшими и удобнейшими путями сообщения служили реки. Из Печерского Патерика известно, что проповедь Кукши сопровождалась великими знамениями и многими чудесами, что привлекало умы и сердца наших предков к проповеднику христианской веры, свидетельствуя о Божественном посланничестве угодника Божия.

Для вятичей, добывавших средства к жизни земледелием большое значение имели благоприятные погодные условия. Известно, что во время проповеди священномученика Кукши, при случившейся долговременной засухе, местные ведуны и бабки к своему окончательному посрамлению истощили все заклинания и заговоры, чтобы вызвать благодетельный дождь, но дождя все не было. И тогда святой Кукша, помолившись Господу Богу, даровал нашим предкам столь понятное знамение всемогущества Божия, как обильный дождь на их изсохшие поля.

Но не всем была по душе деятельность Кукши. Если колдуны и чародеи даже и доныне имеют особое значение для некоторых людей, то в древние языческие времена они всецело владели душами народа. Понятно, что появление проповедников Христианства лишало их былого влияния. Вот почему языческие жрецы и поклонники всякого колдовства разжигали в себе чувство глубокой ненависти к проповедникам Истины, которые отняли у них народное доверие, и многочисленными чудесами, преимущественно же исцелением больных, привлекали к себе многих. Ревнителям старины распространение новой веры казалось крушением прежних устоев жизни. А проповедники Евангелия являлись в их глазах врагами народа, влекущими его к неизвестному и, по их мнению, худшему будущему. Эти ревнители старины и идолопоклонничества решили убить святого Кукшу и его ученика и сподвижника инока Никона. Священномученик Кукша сознавал, какую ненависть возбуждал он среди языческих жрецов, и, конечно, мог предвидеть, что эта ненависть побудит их к насилию.

Поэтому святой подвижник постом и молитвой готовил себя к мученической христианской кончине. Само собой разумеется, что пламенная любовь к людям и ревность к Богу, которая вела его к просвещению во тьме сидящих, также понудила его пренебречь опасностями дальнего пути и жизни среди не знающих законов людей, которые не вменяли себе во грех грабеж и убийство.

Так о чудесах и подвигах святого Кукши в Печерском Патерике свидетельствует святой Симеон, Епископ Владимирский: «Могу ли умолчать, говорит он, и о сем священномученике, черноризце того же Печерского монастыря, Кукше, о котором все ведают, как он бесов прогнал, вятичей крестил, дождь свел с неба, озеро изсушил и многие чудеса сотворил и, после многих мук, усечен был с учеником своим Никоном». Так закончилась многотрудная и преславная земная жизнь просветителей нашего Калужского края — священномученика Кукши и ученика его Никона. Кончину священномученика Кукши прозрел преподобный Пимен Постник. Став среди Великой Печерской церкви, он громко сказал: «Брат наш Кукша убит на рассвете!» Что сделалось с мощами святого Никона остается неизвестным, а тело святого Кукши, по его завещанию, доставлено в Киев, где и доныне Святые мощи его почивают в нетлении в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры.

Читайте так же:  Молитва о благосостояние

Память святых совершается 9 сентября (25 августа), в один день с преподобный Пименом Постником.

Молитва священно мученику Кукше.

Молитвы преподобному Кукше Одесскому

От юности мир суемудренный и лукавый оставил еси, Божественною свыше просветився благодатию, преподобне, многим терпением во временней жизни подвиг совершил еси, темже источаеши чудес благодать всем с верою приходящим к раце мощей твоих, Кукшо, преблаженне отче наш.

Кондак преподобному Кукше Одесскому, глас 8-й

Подвижника благочестия искусна, новаго исповедника веры отеческия преподобнаго Кукшу верно вси ублажим, яко пастыря истиннаго, старца благостнаго, иноков наставника, утешителя малодушных, целителя недужных, и по кончине показующаго светлость жития своего. И днесь в память его притекше, радостно возопием: яко имея дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти: радуйся, утверждение людем православным.

Молитва преподобному Кукше Одесскому от телесных и душевных болезней

Молитвы священномученику Кукше Печерскому

Мученическою кровию, священне Кукше, в проповеди Евангелия со учеником ти, блаженным Никоном, честне украсивыйся, и Пимене, в постничестве светозарно просиявый, в един день и час внидосте в свет незаходимый, идеже молитеся Господеви, да подаст нам велию милость.

Кондак священномученику Кукше Печерскому, глас 4-й

Светила разумная, сошедшеся, хвалами воспоем, людие, просияли бо суть в мире сем: Пимен многими подвиги, Кукша же со учеником Никоном проповедию Слова, и сии трие, единоумно предстояще Святей Троице, яко солнце сияют и просвещают любовию память их восхваляющих.

Молитва священномученику Кукше Печерскому на всякую потребу

Преподобномученику Кукше и Пимену Постнику, Печерским.

Тропа́рь, гла́с 3:

Му́ченическою кро́вию, свяще́нне Ку́кшо, в про́поведи Ева́нгелия со ученико́м ти́ блаже́нным, че́стне украси́выйся, и Пи́мине, в по́стничестве светоза́рне просия́вый, в еди́н де́нь и ча́с внидо́сте в све́т незаходи́мый, иде́же моли́теся Го́сподеви, да пода́ст на́м ве́лию ми́лость.

Кано́н преподо́бным, гла́с 4.

Пе́снь 1.

Ирмос: Мо́ря чермну́ю пучи́ну невла́жными стопа́ми дре́вний пешеше́ствовав Изра́иль, крестообра́зными Моисе́овыма рука́ма Амали́кову си́лу в пусты́ни победи́л е́сть.

Восхвали́ти па́мять святы́х равноче́стно кто́ возмо́жет? Честна́ бо сме́рть и́х пред Тобо́ю, я́ко друго́в Твои́х, Бо́же; оба́че а́з, ели́ко прия́х, хвалу́ и́м приношу́, и молю́ся Ти́, Влады́ко, препя́тия от мене́ отдали́в, си́лою Твое́ю укрепи́.

Ку́кшо свяще́нне со ученико́м, сосу́ди свяще́ннии су́ще, пронесо́сте и́мя Христо́во пред неве́рными, и́хже, зна́меньми и чудесы́ уди́вльше, к богоразу́мию приведо́сте. Да бу́ду и а́з сосу́д в че́сть Влады́це моему́, моли́твами ва́шими мене́, отцы́, воспомози́те.

Ва́с трие́х, Ку́кшо со ученико́м, и Пи́мине прозорли́ве, дерза́я дне́сь хвала́ми почита́ти, молю́: предста́ните Тро́ице Свято́й, о мне́ моля́щеся, я́ко да трие́х враго́в: ми́ра, пло́ти и диа́вола, изба́влься, явлю́ся до́бр во́ин, си́х победи́в.

Богородичен: Изба́вльшая челове́ки от наси́лия вра́жия пречи́стым рождество́м Твои́м, от нечи́стых помышле́ний изба́ви мя́, молю́ся, и спаси́, я́ко Человеколюби́ваго Бо́га Ма́ти.

Пе́снь 3.

Ирмос: Весели́тся о Тебе́ Це́рковь Твоя́, Христе́, зову́щи: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, и прибе́жище, и утвержде́ние.

Весели́тся вели́кая Пече́рская Ла́вра, воспита́вшая ва́с в не́дрех свои́х, преподо́бнии отцы́, и любо́вию зове́т: Ку́кши и Пи́мина ра́ди, Христе́ мо́й, бу́ди ми́ в печа́ли прибе́жище и утвержде́ние.

Мно́гим твои́м, о́тче, доброде́телем, мно́гия свы́ше да́ры после́доваху: что́ бо бо́лее, я́ко неве́рнаго в ве́ру обрати́ти? Вы́шше вои́стинну е́сть, не́жели воскреси́ти уме́ршаго.

Яко апо́стол, прише́д в неве́рныя лю́ди, зна́меньми и чудесы́ удиви́л еси́ и́х, и си́м мно́гия обрати́в к Бо́гу, приве́л еси́, Ку́кшо, от тмы́ ко све́ту. Непостоя́нна мя́ су́ща, преподо́бне, моли́твами твои́ми утверди́.

Богородичен: Апо́столом сла́во и му́чеником добро́то, сла́вы небе́сныя ча́сти не лиши́ мя, и сподо́би добро́ты тоя́, хода́тайством Пи́мина и Ку́кши, Де́во Ма́ти Отрокови́це.

Седа́лен, гла́с 2:

Да́ры любве́ святи́и Твои́ прие́мше, в же́ртву благово́нну Тебе́, Христе́, принесо́ша: Пи́мин — чистоту́ и воздержа́ние, а́ки благоприя́тну ма́слину, Ку́кша же — кро́вь, излия́нную Ева́нгелия ра́ди, а́ки гро́зд ло́зный; те́мже досто́йно че́сти небе́сныя сподо́бишася, я́ко до́брии подви́жницы.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

Еле́я любве́ Тебе́ не принесо́х, Бо́же мо́й, те́мже ни са́м ча́ю обрести́ от Тебе́ ми́лость, но бла́гости ра́ди Твоея́, Христе́ мо́й, и хода́тайством Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере поми́луй и спаси́ мя.

Пе́снь 4.

Ирмос: Вознесе́на Тя́ ви́девши Це́рковь на Кресте́, Со́лнце Пра́ведное, ста́ в чи́не свое́м, досто́йно взыва́ющи: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Воздви́гшеся бра́нию на мироде́ржца, ополчи́стеся, отцы́ всеблаже́ннии, и прогна́сте враги́ дале́че от челове́к, чудоде́йствием же ва́шим мно́гия приведо́сте ко Христу́, Ему́же пое́м: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Ка́плями благода́ти Бо́жия свы́ше ороше́н сы́й, священному́чениче Ку́кшо, о́блаки дождено́сныя своди́л еси́, и пролива́ху многоту́чныя на земли́ ка́пли; ка́плями моли́тв твои́х ороси́ и на́с, пою́щих: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Пи́мине, дея́ний челове́ческих, из дале́че быва́емых, Ду́хом Бо́жиим прови́дче, та́йная дела́ серде́ц на́ших, в забве́нии оста́вльшаяся, на па́мять на́м приведи́. Аще бо и дале́че ны́не еси́, но мо́жеши благода́тию Бо́жиею предста́тельствовати, тя́ на по́мощь призыва́ющим и пою́щим: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Богородичен: Бу́ди ми́ в печа́ли ско́рое посеще́ние, Пречи́стая Де́во, Ты́ бо ра́дость па́че естества́ родила́ еси́, посети́вшу на́с Восто́ку свы́ше, Имже просве́щшеся, — ра́дуйся, — Тебе́ прино́сим.

Пе́снь 5.

Ирмос: Ты́, Го́споди, мо́й Све́т, в ми́р прише́л еси́, Све́т Святы́й, обраща́яй из мра́чна неве́дения ве́рою воспева́ющия Тя́.

Ты́, преподо́бне Ку́кшо, е́зеро злове́рия изсуши́л еси́, и изсхо́ша му́тныя во́ды, со́лнцу благове́рия в Вя́тчанех возсия́вшу; уста́ви зло́бныя пото́ки моли́твами твои́ми и на́м, ве́рою воспева́ющим тя́.

Якоже неду́жныя сло́вом твои́м исцели́л еси́, си́це и на́с тое́южде благода́тию, от Бо́га ти́ да́нною, посети́ и посо́бствуй в неду́зех душе́вных, любо́вию па́мять твою́, Пи́мине, воспева́ющих.

Сла́ву воздади́м, лю́дие, в вы́шних су́щему Бо́гу, просла́вльшему святы́х Свои́х, и мо́лим, да моли́твами и́х сла́вы небе́сныя и мы́ не лиши́мся, ра́достно па́мять и́х воспева́юще.

Богородичен: Сла́ву Твою́ кто́ испове́сть, Чи́стая Де́во? Тя́ бо сла́вят небе́сныя си́лы, и мы́, припа́дающе, земни́и, сла́вим Тя́ и велича́ем, пою́ще: ра́дуйся, сла́во правосла́вных, Чи́стая.

Читайте так же:  Молитва иконе ПреСвятой Богородице знамение
Пе́снь 6.

Ирмос: Пожру́ Ти со гла́сом хвале́ния, Го́споди, Це́рковь вопие́т Ти́, от бесо́вския кро́ве очи́щшися, ра́ди ми́лости от ре́бр Твои́х исте́кшею кро́вию.

Пожре́ти хотя́щия мы́сленному ки́ту неве́рныя лю́ди изъя́л еси́, о́тче, святы́м креще́нием, и Це́рковь от ни́х устро́ив, очи́стил еси́ ту́ от ре́бр Спа́совых ми́лостивно исте́кшею Кро́вию.

На неду́жныя ру́ки возложа́т, — я́коже рече́ Писа́ние, — и здра́ви бу́дут. Си́це по вла́сти, от Христа́ тебе́ да́нной, сло́вом свои́м боля́щую бра́тию исцели́л еси́, и́же, отхожда́ху, сла́вяще Да́вшаго тебе́ вла́сть сицеву́ю. Те́мже и на́с, неду́гующих душе́ю, посети́ и сло́вом твои́м исцели́, Пи́мине блаже́ннейший.

Досто́йно восхвали́ти ва́с, преблаже́ннии отцы́, я́ко мно́го потруди́стеся зде́, кто́ возмо́жет? Хвали́ми же есте́ во сла́ве небе́сной, и ра́дуетеся на ло́жах ва́ших во све́те присносу́щном. Моли́теся, да и мы́ с ва́ми бу́дем, очи́стившеся от пречи́стых ре́бр Спа́совых исте́кшею Кро́вию.

Богородичен: Хва́лим Тя́, блажа́ще, христиа́нстии ро́ди, и любо́вию зове́м: Влады́чице, предста́ни погруже́нным в ти́не скве́рных де́л, а́ще бо и окаля́хом ду́ши на́ша, но Ты́ мо́жеши омы́ти на́с, искупле́нных Сы́на Твоего́ честно́ю Кро́вию.

Конда́к, гла́с 4:

Свети́ла разу́мная, соше́дшеся, хвала́ми воспое́м, лю́дие, просия́ли бо су́ть в ми́ре се́м: Пи́мин — мно́гими по́двиги, Ку́кша же со ученико́м — про́поведию сло́ва; и си́и трие́, единоу́мно предстоя́ще Святе́й Тро́ице, я́ко со́лнце сия́ют и просвеща́ют любо́вию па́мять и́х восхваля́ющих.

Пе́снь 7.

Ирмос: В пещи́ авраа́мстии о́троцы перси́дстей, любо́вию благоче́стия па́че, не́жели пла́менем, опаля́еми, взыва́ху: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.

Яко единоу́мное сосло́вие, отцы́ святи́и, а́ще и дале́че отстоя́ те́лом, но ду́хом совоку́плени, ко Го́споду востеко́сте вку́пе воспе́ти: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.

Твое́, блаже́нне Ку́кшо, со ученико́м от неве́рных Вя́тчан усече́ние, Пи́мин дале́че отстоя́, прозре́л, и велегла́сно посреде́ це́ркве Пече́рския воззва́: бра́т на́ш Ку́кша в се́й де́нь убие́н е́сть, в ча́с приноси́мыя же́ртвы; сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Ду́хом Святы́м проре́к Ку́кши и ученика́ от неве́рных убие́ние, и са́м ду́х сво́й преда́л в ру́це Бо́гу. Трие́х си́х преподо́бных ра́ди, и на́ша ду́хи приими́ в сла́ву Твою́, Го́споди.

Богородичен: Ду́ха Свята́го наше́ствием Прие́мшая во чре́ве, в ча́с, егда́ и́мамы преда́ти ду́хи на́ша Го́споду и предста́ти суди́щу Его́, хода́тайством Твои́м, предста́ни и умоли́ о на́с бла́гость Его́, ничто́же бо невозмо́жно хода́тайству Твоему́.

Пе́снь 8.

Ирмос: Ру́це распросте́р, Дании́л, льво́в зия́ния в ро́ве затче́; о́гненную же си́лу угаси́ша, доброде́телию препоя́савшеся, благоче́стия рачи́тели, о́троцы, взыва́юще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Ру́це распросте́рше к Бо́гу, о на́с, пою́щих па́мять ва́шу, моли́теся приле́жно, отцы́ богоно́снии, я́ко да ва́шим хода́тайством во све́те присносу́щном обря́щемся зре́ти Го́спода.

Ты́, священному́чениче Ку́кшо, со ученико́м ти́ честны́м, я́ко вино́ растворе́нно прине́сши кро́вь свою́, моли́ся, да изба́вимся наше́ствия враго́в, и́щущих на́шея кро́ве, и в ми́ре про́чее благослови́м Го́спода.

Пи́мине богому́дре, прови́дяй дале́че и гряду́щая провозвеща́яй, я́ко проро́к Бо́жий, от гряду́щих на ны́ за прегреше́ния зо́л изми́ ско́рым твои́м моле́нием ко Влады́це и сподо́би в небе́сных селе́ниих благослови́ти Го́спода во ве́ки.

Богородичен: Истинно прови́де Тя́ преподо́бный Бо́жий, я́ко в ми́ре живу́щим помога́еши лю́дем вы́ну; мо́лим Тя́, Влады́чице: помози́ и на́м, немощны́м, да си́лою о Тебе́ препоя́санни, возмо́жем благослови́ти Го́спода во ве́ки.

Пе́снь 9.

Ирмос: Ева у́бо неду́гом преслуша́ния кля́тву всели́ла е́сть, Ты́ же, Де́во Богоро́дице, прозябе́нием чревоноше́ния ми́рови благослове́ние процвела́ еси́. Те́м Тя́ вси́ велича́ем.

Пропове́дуемый тобо́ю, свяще́нне Ку́кшо, Христо́с неве́рующим бы́сть ка́мень претыка́ния, обличе́ние бо твое́ о злове́рии и́х в собла́зн и доса́ду вмени́ша; сего́ ра́ди бу́ии, несмы́сленно на тя́ со ученико́м твои́м напа́дше, мече́м главы́ ва́ша отсеко́ша. Те́м ва́с, я́ко за Христа́ кро́вь свою́ пролия́вших, ку́пно велича́ем.

Ты́, преблаже́нне Пи́мине, терпе́нием на Христе́ — Ка́мени себе́ утверди́в, непреткнове́нно проше́л еси́ претыка́ющаго врага́ собла́зненныя се́ти, па́че же ты́я, а́ки паучи́ну, расто́ргл еси́, и к вы́шним преше́д, наслажда́ешися ве́чныя сла́вы, те́м тя́ велича́ем.

Ду́хом совоку́пленни в вы́шних селе́ниих живу́ще, на на́с, ни́жних, призри́те, отцы́ преподо́бнии, зане́ вси́ от лю́таго борца́ в беда́х есмы́, от него́же моли́теся изба́витися на́м, я́ко па́мять ва́шу пе́сньми велича́ем.

Богородичен: От ве́ка несве́домую та́йну прие́мшая, и воплоще́нием Сло́ва Бо́жия откры́вшая ми́ру, молю́тися, Мари́е Богоневе́сто: от та́йных мои́х очи́сти мя́, да не откры́ются пред Ангелы и челове́ки в де́нь о́ный, егда́ прии́дет Сы́н Тво́й суди́ти ми́ру.

Свети́лен:

Дне́сь благонаро́читое на́м показа́ся вре́мя, в не́же пеще́ра свята́я пое́т богоно́сных, в не́йже и мы́, совоку́пльшеся, Ку́кшу со ученико́м сла́вим, Пи́мина пое́м, и Бо́га Еди́наго в Тро́ице, покланя́ющеся, восхваля́ем.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

Времена́ и ле́та во Свое́й вла́сти Положи́вшаго, в ле́то ро́ждши, безму́жная Де́во, ле́та на́ша плету́щаяся, а́ки паучи́на, моли́твами преподо́бных до́бре устро́й, да Ро́ждшагося из Тебе́ сла́вим, и Тя́ любе́зно велича́ем.

Молитва священномученику Кукше Печерскому

Кукша печерский о чем молятся

автор статьи: Маркина И.В.

Калужская земля, которую некогда населяло племя славян-вятичей, долгое время пребывавших в дикости язычества, помнит и чтит имя своего первого просветителя на пути к православной вере — Кукши Печерского. Святого, навсегда оставшегося в сердцах потомков тех, кого он крестил. Прошло 900 лет, но не забыт он и сегодня.

6 сентября 2014 года недалеко от Серенского городища в Мещовском районе Калужской области при участии митрополита Калужского и Боровского Климента был отслужен молебен и освящен Поклонный крест преподобному священномученику Кукше Печерскому.

9 сентября 2014 года в Калуге в Свято-Троицком кафедральном соборе Калужской епархии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в память о первом крестителе вятичей был отслужен молебен, а так же открыт и освящен памятник святому работы скульптора Алексея Леонова.

Но, откуда пришел Кукша в эти дикие края? Где он родился? Как приняли проповедь святого в языческой земле вятичей? Понимал ли он, на какой подвиг веры идет, на какой крестный путь вступает, отправившись к ним? И где принял Кукша свою мученическую кончину?

Читайте так же:  Самые сильные молитвы на удачу везение исполнение желаний

В те времена монастырь уже был широко прославлен и множество людей стекалось к нему для подвигов духа (Кашкаров, В. М. Очерк истории церкви в пределах нынешней Калужской епархии. Глава первая // Калужская старина. Издание Калужского церковного историко — археологического общества. – Т. 3. – Калуга: Типо-Литография Губернского Правления, 1903. – С. 45).

Племя славян — вятичей населяло территорию, находившуюся на севере Черниговского княжества. Предположительно, сам Черниговский епископ Феоктист, занимавший кафедру Черниговской епархии с 1112 по 1123 гг., пригласил Кукшу в их земли, которые, как часть Черниговского княжества, входили в состав этой епархии (Кашкаров, В. М. Очерк истории церкви в пределах нынешней Калужской епархии. Глава первая // Калужская старина. Издание Калужского церковного историко — археологического общества. – Т. 3. – Калуга: Типо-Литография Губернского Правления, 1903. – С. 46).

Бесспорно, увидев чудеса, творимые Господом по слову Кукши, многие из вятичей уверовали и приняли святое крещение.

В настоящее время обе версии гибели Кукши имеют место быть.

В 2014 году на земле вятичей в районе Серенского городища, там, где проповедовал Кукша, появилась Серенская пустынь. Так, спустя 900 лет после мученической кончины святого, под его небесным покровительством, потомки людей, обращенных им в веру Христову, построили в честь апостола вятичей скит (Пестова, Н. Прими меня, пустынька! // Царская вотчина. – 2014. — № 5. – С. 4 — 5).

Фото 1. Вид на Серенское городище. Мещовский район Калужской области.

Фото И. Маркиной. 06.09.2014.

Фото 2. Храм-часовня. Мещовский район Калужской области.

Фото И. Маркиной. 06.09.2014.

Фото 3. Поклонный крест преподобному священномученику Кукше Печерскому. Недалеко от Серенского городища. Мещовский район Калужской области.

Фото И. Маркиной. 06.09.2014.

Фото 5. Памятник преподобному священномученику Кукше Печерскому в Калуге рядом со Свято-Троицким кафедральным собором. Город Калуга.




5 октября – Собор Тульских святых

11 октября – Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах

15 марта (переходящая) – Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов

23 июня – Собор Рязанских святых

Пре­по­доб­ный свя­щен­но­му­че­ник Кук­ша и пре­по­доб­ный Пи­мен Пост­ник скон­ча­лись по­сле 1114 го­да. Свя­ти­тель Си­мон, епи­скоп Вла­ди­мир­ский и Суз­даль­ский (ХII; па­мять 23 мая), в по­сла­нии к пре­по­доб­но­му По­ли­кар­пу, ар­хи­манд­ри­ту Пе­чер­ско­му († 1182; па­мять 6 августа), пи­сал о пре­по­доб­ном Кук­ше: «Как мо­гу до­стой­но про­сла­вить свя­тых му­жей, быв­ших в свя­том Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, в ко­то­ром языч­ни­ки кре­сти­лись и ста­но­ви­лись ино­ка­ми, а иудеи при­ни­ма­ли свя­тую ве­ру? Но я не мо­гу умол­чать о бла­жен­ном свя­щен­но­му­че­ни­ке и чер­но­риз­це се­го мо­на­сты­ря Кук­ше, о ко­то­ром все зна­ют, что он про­го­нял бе­сов, кре­стил вя­ти­чей, дождь свел, ис­су­шил озе­ро, со­тво­рил мно­гие дру­гие чу­де­са и по­сле мно­гих мук убит был с уче­ни­ком сво­им Ни­ко­ном». Кон­чи­ну свя­щен­но­му­че­ни­ка Кук­ши про­зрел пре­по­доб­ный Пи­мен Пост­ник. Став сре­ди Ве­ли­кой Пе­чер­ской церк­ви, он гром­ко ска­зал: «Брат наш Кук­ша убит на рас­све­те!»

Вя­ти­чи, сре­ди ко­то­рых про­по­ве­до­вал и при­нял кон­чи­ну пре­по­доб­ный свя­щен­но­му­че­ник Кук­ша, жи­ли по ре­ке Оке, за­ни­ма­ли мест­ность Ор­лов­ской и Ка­луж­ской об­ла­стей. Они бы­ли языч­ни­ка­ми. Пре­по­доб­ный Нестор Ле­то­пи­сец (па­мять 9 нояб­ря), опи­сы­вая вя­ти­чей, воз­му­щал­ся их гнус­ны­ми обы­ча­я­ми и до­бав­лял, что они так жи­вут «да­же и до ны­неш­не­го дня», оста­ва­ясь незна­ко­мы­ми с За­ко­ном Бо­жи­им и тво­ря свой за­кон. Пре­по­доб­ный свя­щен­но­му­че­ник Кук­ша про­по­ве­до­вал у вя­ти­чей во вре­ме­на свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста, епи­ско­па Чер­ни­гов­ско­го (1113–1123 гг.). Он был по­гре­бен, так же, как пре­по­доб­ный Пи­мен Пост­ник, в Ближ­них пе­ще­рах (па­мять Со­бо­ра пре­по­доб­ных, по­чи­ва­ю­щих в Ближ­них пе­ще­рах – 11 октября).

Му́ченическою кро́вию, свяще́нне Ку́кше,/ в про́поведи Ева́нгелия со ученико́м ти блаже́нным Ни́коном, че́стне украси́выйся,/ и Пи́мене, в по́стничестве светоза́рне просия́вый,/ в еди́н день и час внидо́сте в свет незаходи́мый,/ иде́же моли́теся Го́сподеви,// да пода́ст нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Мученической кровью, иеромонах Кукша, в проповеди Евангелия с учеником твоим блаженным Никоном, с честью украсившийся, и Пимен в постничестве светозарно просиявший, в один день и час вошли вы в свет неприступный, где молитесь Господу, да подаст нам великую милость.

Свети́ла разу́мная, соше́дшеся, хвала́ми воспое́м, лю́дие,/ просия́ли бо суть в ми́ре сем:/ Пи́мен мно́гими по́двиги,/ Ку́кша же со ученико́м Ни́коном про́поведию Сло́ва,/ и си́и трие́, единоу́мно предстоя́ще Святе́й Тро́ице,/ я́ко со́лнце сия́ют и просвеща́ют// любо́вию па́мять их восхваля́ющих.

Перевод: Светила известные, собравшись, молитвенно воспоем и восхвалим, люди, ибо они просияли в этом мире: Пимен многими подвигами, Кукша же с учеником Никоном — проповедью Слова, и они трое, единомысленно предстоя Святой Троице, как солнце сияют и просвещают всех с любовью память их прославляющих.

Мученическою кровию, священне Кукше, в проповеди Евангелия со учеником ти, блаженным Никоном, честне украсивыйся, и Пимене, в постничестве светозарно просиявый, в един день и час внидосте в свет незаходимый, идеже молитеся Господеви, да подаст нам велию милость.

Кондак священномученику Кукше Печерскому, глас 4-й

Светила разумная, сошедшеся, хвалами воспоем, людие, просияли бо суть в мире сем: Пимен многими подвиги, Кукша же со учеником Никоном проповедию Слова, и сии трие, единоумно предстояще Святей Троице, яко солнце сияют и просвещают любовию память их восхваляющих.

Молитва священномученику Кукше Печерскому на всякую потребу

Кукша Печерский

Житие Преподобного священномученика Кукши Печерского, просветителя Брянского края и ученика его Преподобного Никона

(память 27 августа / 9 сентября, в Соборе Брянских Святых)

Святой Кукша был священноиноком Киево-Печерской Лавры, откуда в начале двенадцатого века (в 1115 году) пришел он в землю вятичей — язычников для проповеди им Святого Евангелия. Вятичи — наши предки, это небольшое славянское племя, обитавшее в древности по берегам рек Оки и Десны, в пределах нынешних Брянской, Орловской, Калужской и Тульской областей, которые в то время представляли собой непроходимые леса и дебри. Поселившись в стране лесной и дикой, наши предки ничем не отличались от дикарей. По свидетельству Святого Преподобного Нестора Летописца «они живут в лесах как всякий зверь и едят все нечистое», у них «браки не бывают, а сходятся между селами на игрища и на всякия бесовския песни и тут умыкают себе жен; имели же они и по две, и по три жены». Так была жалка жизнь наших предков, пока они оставались во мраке язычества.

Читайте так же:  Какие молитвы нужно читать если навели порчу

Вятичи, проживавшие в нынешней Центральной части России удаленные от тогдашних культурных центров — Киева, Новгорода и прочих городов — значительно отставали от других славянских племен в духовной и материальной культуре. Но вот и среди них раздался голос Евангельского благовестия.

В Святом сонме праведников и подвижников Киево-Печерской Лавры в древности проводил свою подвижническую жизнь блаженный Кукша, происходивший из княжеской отрасли вятичей. Ни в житии Священномученика, ни в службе ему не упоминается о том, почему он, имея христианское имя Иоанн, сохранил языческое имя Кукши. Есть об этом несколько предположений, но, во всяком случае, народное имя провозвестника христианства не должно нас смущать, так как обычай иметь кроме христианского имени еще и народное сохранялся на Руси долгое время после принятия ею Православия.

Подвизаясь в непрестанной молитве, посте и бдении, этот ревнитель веры с великой скорбью взирал на то, что его соплеменники коснеют во мраке язычества и, быть может, не раз приходило ему на мысль взять на себя подвиг Апостольской проповеди среди родного языческого племени. И только отдаленность страны вятичей, грубость и жестокость своевольных обитателей этой области, тяжесть Апостольского подвига и нежелание расставаться со Святой и дорогой обителью Печерской удерживали блаженного Кукшу от исполнения его заветной мысли.

2-го мая 1115 года в Киеве происходило великое торжество, перенесение Святых мощей Мучеников князей Бориса и Глеба из старой деревянной церкви в новый каменный благолепный храм, заложенный Святославом Ярославичем и оконченный сыном его Олегом Святославичем Северским, владетелем вятичей, Ко дню этого торжества в Киев кроме Олега прибыл брат его Давид Святославич Черниговский и Владыка Феоктист, Епископ Черниговский, которые много говорили о необходимости просвещения светом Христовой веры доброго, но в то же время дикого племени вятичей.

Именно теперь Святой Кукша принял решение взять на себя подвиг проповеди веры Христовой среди своих соплеменников. Брянский край служил передовым постом проповеднической деятельности Святого Кукши и опорой для дальнейших успехов веры Христовой в земле вятичей.

Из летописи известно, что Святой Кукша отправился на проповедь к вятичам со своим учеником Никоном по реке Десне, так как в древности лучшими и удобнейшими путями сообщения служили реки. Таким образом, с достоверностью можно предположить, что первая Евангельская проповедь Святого Кукши началась в пределах нынешнего города Брянска. Вот почему для брянцев должна быть в особенности достопамятна Равноапостольная деятельность Священномученика Кукши.

Из Печерского Патерика известно, что проповедь Кукши сопровождалась великими знамениями и многими чудесами, что привлекало умы и сердца наших предков к проповеднику Христианской веры, свидетельствуя о Божественном посланничестве угодника Божия.

Для вятичей, добывавших средства к жизни земледелием большое значение имели благоприятные погодные условия. Известно, что во время проповеди Священномученика Кукши, при случившейся долговременной засухе, местные ведуны и бабки к своему окончательному посрамлению истощили все заклинания и заговоры, чтобы вызвать благодетельный дождь, но дождя все не было. И тогда Святой Кукша, помолившись Господу Богу, даровал нашим предкам столь понятное знамение всемогущества Божия, как обильный дождь на их изсохшие поля.

Но не всем была по душе деятельность Кукши. Если колдуны и чародеи даже и доныне имеют особое значение для некоторых людей, то в древние языческие времена они всецело владели душами народа. Понятно, что появление проповедников Христианства лишало их былого влияния. Вот почему языческие жрецы и поклонники всякого колдовства разжигали в себе чувство глубокой ненависти к проповедникам Истины, которые отняли у них народное доверие, и многочисленными чудесами, преимущественно же исцелением больных, привлекали к себе многих. Ревнителям старины распространение новой веры казалось крушением прежних устоев жизни. А проповедники Евангелия являлись в их глазах врагами народа, влекущими его к неизвестному и, по их мнению, худшему будущему. Эти ревнители старины и идолопоклонничества решили убить Святого Кукшу и его ученика и сподвижника инока Никона. Священномученик Кукша сознавал, какую ненависть возбуждал он среди языческих жрецов, и, конечно, мог предвидеть, что эта ненависть побудит их к насилию.

Поэтому Святой подвижник постом и молитвой готовил себя к мученической Христианской кончине. Само собой разумеется, что пламенная любовь к людям и ревность к Богу, которая вела его к просвещению во тьме сидящих, также понудила его пренебречь опасностями дальнего пути и жизни среди не знающих законов людей, которые не вменяли себе во грех грабеж и убийство.

Так о чудесах и подвигах Святого Кукши в Печерском Патерике свидетельствует Святой Симеон, Епископ Владимирский: «Могу ли умолчать, говорит он, и о сем Священномученике, черноризце того же Печерского монастыря, Кукше, о котором все ведают, как он бесов прогнал, вятичей крестил, дождь свел с неба, озеро изсушил и многие чудеса сотворил и, после многих мук, усечен был с учеником своим Никоном». Святой Кукша был предан мучению и умерщвлен с учеником своим в пределах города Мценска (Орловская область). Так закончилась многотрудная и преславная земная жизнь просветителей нашего Брянского края — Священномученика Кукши и ученика его Никона. Что сделалось с мощами Святого Никона остается неизвестным. А тело Святого Кукши, по его завещанию, из Мценска было перенесено в город Брянск, а затем по реке Десне доставлено в Киев, где и доныне Святые мощи его почивают в нетлении в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

В 1903 году в Брянск был доставлен образ Святого Кукши с частицей его мощей. В настоящее время о местонахождении этой Святыни ничего не известно.

Молитва кукше печерскому
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here