Содержание
Молитва далмата исетского
О, предивный старче и сокровенный молитвенниче, нелестный наставниче и неленостный подвижниче, преподобне отче наш Далмате! Ныне дерзаем отверзти скверныя и нечистыя наша уста, дабы сотворити к тебе молитву.
Оле таковаго безумия! Ибо видим, яко пути твои не суть пути наша и наша пути не твои суть пути. Кий Иеремия обрящется, дабы оплакать падение наше, или кий Моисей — дабы обличить отступление наше? Возлюбили бо есмы всякую неправду и беззаконие, яко же и святый Павел написа: в последния дни настанут времена люта. Будут во человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горди, хульницы, родителем противящиися, неблагодарнии, неправеднии, нелюбовни, непримирительни, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче нежели боголюбцы, имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися (2 Тим. 3: 1-5). Еще и пророк Давид рече, яко оскуде преподобный. Воистину на хребте нашем делаша грешницы и словеса беззаконник премогоша нас.
Что убо сотворим? Будем ли ясти и пити, ибо завтра умрем? Но како дерзнем тогда нарещися христианы? Ибо падати и лежати, рекут святии отцы, прилично суть токмо единым бесовом; нам же ли невозможно восстати. Аще же невозможно сие у человек, но не у Бога, — вся бо возможна суть у Бога. И един некий от древних рече: никако оставит ны Господь Вседержитель и Матерь Божия, аще ли же ни, вскую тогда и житии нам.
Да не пояст ны отчаяния огнь, отче многочудне. Веруем, яко всесильными твоими молитвами, а Владычицы нашея Пресвятыя Богородицы предстательством и заступлением очистит Господь нечестие наше.
Тако и ныне просим тя, отче, умоли Царицу Небесную, да исходатайствует нам у Сына Своего и Бога нашего всякую добродетель: смиренномудрие, терпение, братолюбие, наипаче — дабы приложил нам Господь веру и подал бы дерзновение во исповедании святаго Православия пред лицем грядущаго антихриста; да отженет от нас Господь всякую скверну греховную: уныние, леность, нерадение, дерзость, лицемерие, братоненавидение, непослушание и прочии греси. Да предстояще ныне твоим честным мощем и святей иконе, яко тебе самому сущу, не уподобимся оным отступльшим иудеем неблагодарным, иже созида гробы пророк и исполниша меру отцев своих, избивших пророки.
Несмы достойны уже нарещися чадами твоими, преподобне, ибо расточили есмы имение отчее, живя блудно, но приими ны, яко наемников в вертограде твоем. Да пришедше во единонадесятый час обрящем мзду вместе с первыми и тако прославим Милосерднаго Бога нашего, Единаго во Святей Троице, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
О чем молятся чудотворцу далмату исетскому
Москва, 5 февраля 2013 года
![]() |
Архиерейский Собор утвердил общецерковное почитание преподобного Далмата Исетского, основателя Свято-Успенского мужского монастыря в Зауралье.
Как сообщил Собору председатель Синодальной комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий в своем докладе, 30 мая 2012 года комиссия рассмотрела вопрос прославления в лике общероссийских святых преподобного Далмата и пришла к единодушному мнению, что для общецерковного прославления есть все основания. Подвижник XVII века был прославлен в лике местночтимых святых Курганской епархии в 2004 году. За прошедшие годы почитание преподобного Далмата вышло далеко за пределы Курганской епархии. Частицы мощей преподобного в настоящее время находятся в десятках храмов различных епархий.
![]() |
Портрет XVIII века |
Преподобный Далмат (1594-1697; в миру Димитрий Иванович Мокринский) родился в городе Березове. Жил в Тобольске и состоял на государевой службе. Уволившись со службы, он ушел в Невьянский монастырь, где принял постриг с именем Далмат. За свою начитанность и глубокую веру преподобный Далмат пользовался таким уважением братии, что они намеревались поставить его строителем монастыря. Но, не желая этой чести, стремясь к уединению, он тайно покинул Невьянский монастырь, выбрав местом подвига уединенное место — высокий обрывистый холм. Первым жилищем его стала пещера около ключа. Земли, на которых поселился преподобный, принадлежали татарскому мурзе Илигею, который дважды пытался изгнать его из своих владений. Но однажды ночью Илигею во сне явилась Богородица и повелела ему не трогать старца.
В 1651 году преподобный Далмат обратился к царю Алексею Михайловичу с челобитной о пожаловании земель монастырю. К этому времени преподобным Далматом с братией были построены деревянная часовня, кельи и ограда, но им суждено было простоять недолго — кочевники разорили монастырь, сожгли постройки, на пепелище была найдена невредимой только икона Успения Пресвятой Богородицы. С тех пор эта икона почитается защитницей и покровительницей Далматовского монастыря. Вскоре вокруг преподобного Далмата собрались сподвижники, и монастырь возродился. В 1659 году по указу царя были установлены границы монастырской вотчины.
В 1662-1664 годах обитель вновь подверглась опустошительным набегам кочевников, но была вновь отстроена. Преподобный Далмат пережил тяжелые годины бедствий и испытаний. Несколько раз он был близок к смерти, дважды на его глазах монастырь был уничтожаем до основания и дважды снова возрождался.
![]() |
Свято-Успенский монастырь в 1912 году. |
Преподобный Далмат, не искавший по своему смирению славы, до самой смерти оставался простым иноком, несмотря на то, что был основателем и устроителем монастыря. Однако авторитет преподобного был настолько велик, что его слово при разногласиях было решающим. Он всегда был сторонником строгого соблюдения канонов, и никакие обстоятельства не могли заставить его отступить от них. В таком же духе он наставлял и монастырскую братию.
Почил преподобный Далмат 25 июня 1697 года в возрасте 103-х лет и был погребен в монастыре на месте первой часовни, когда-то сожженной кочевниками. Еще при жизни преподобный Далмат изготовил себе гроб, который долгие годы хранился в сарае. На месте захоронения преподобного Далмата была сооружена деревянная часовня, которая стала главной святыней монастыря.
Братия монастыря бережно хранила память о преподобном, и его вещи — келейную мантию и клобук, а также шлем и кольчугу, подаренные мурзой Илигеем в знак примирения. Преподобный Далмат почитался в народе покровителем воинов, и перед отправкой в армию молодые люди обычно приходили к его гробнице, надевали на себя кольчугу и шлем.
Память прп. Далмата совершается 25 июня/8 июля и 24 июля/6 августа.
День святого Исаакия почитается среди православных. Он отличился произведением некоторых чудес и не раз помогал нуждающимся своими молитвами и наставлениями. Не удивительно, что даже после его смерти люди не перестают обращаться к нему за помощью.
Есть мнение, что он был сирийским отшельником. Во времена гонений он скрывался в пустыне. Там он услышал голос с небес, который повелел ему отправляться в Константинополь.
С того момента житие Исаакия Далматского очень изменилось. Царь как раз собирался в поход. Святой приходил несколько раз и молил о прекращении гонения христиан. В таком случае Господь будет всегда и во всем помогать ему. Только тот отмахнулся и велел схватить старца и кинуть в плохо пахнущее болото. Из него никому не удавалось выбраться, но 2 ангела спасли его. После этого он вернулся к императору и предрек разгром его войск в битве, а также погибель в огне.
Разъяренный властелин отдал приказ поместить его в темницу до того момента, когда он вернется. Но не судилось им снова встретится. Сбылось все, о чем он говорил.
Вести о нем дошли до Константинополя. Новый властелин велел выпустить заключенного и принял, как подобает самому дорогому гостю в своем дворце. Он выявил желание отправится назад в пустыню, но благочестивые богачи начали упрашивать его не покидать их. Взамен на это он попросил построить ему келью. Она была в пригороде.
К нему постоянно шли целые толпы паломников со своими молитвами. Через некоторое время вокруг нее образовали монастырь. Там святой прожил до конца своих дней. перед кончиной он созвал своих учеников и назначил приемника. После кончины его останки были погребены в алтаре храма св. Стефана. Есть упоминания в некоторых летописях о том, что частица мощей хранится на Афоне в скиту Новая Фиваида.
Дни памяти Исаакия Далматского выпадают на:
О, предивный старче и сокровенный молитвенниче, нелестный наставниче и неленостный подвижниче, преподобне отче наш Далмате! Ныне дерзаем отверзти скверныя и нечистыя наша уста, дабы сотворити к тебе молитву.
Оле таковаго безумия! Ибо видим, яко пути твои не суть пути наша и наша пути не твои суть пути. Кий Иеремия обрящется, дабы оплакать падение наше, или кий Моисей — дабы обличить отступление наше? Возлюбили бо есмы всякую неправду и беззаконие, яко же и святый Павел написа: в последния дни настанут времена люта. Будут во человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горди, хульницы, родителем противящиися, неблагодарнии, неправеднии, нелюбовни, непримирительни, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче нежели боголюбцы, имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися (2 Тим. 3: 1-5). Еще и пророк Давид рече, яко оскуде преподобный. Воистину на хребте нашем делаша грешницы и словеса беззаконник премогоша нас.
Что убо сотворим? Будем ли ясти и пити, ибо завтра умрем? Но како дерзнем тогда нарещися христианы? Ибо падати и лежати, рекут святии отцы, прилично суть токмо единым бесовом; нам же ли невозможно восстати. Аще же невозможно сие у человек, но не у Бога, — вся бо возможна суть у Бога. И един некий от древних рече: никако оставит ны Господь Вседержитель и Матерь Божия, аще ли же ни, вскую тогда и житии нам.
Да не пояст ны отчаяния огнь, отче многочудне. Веруем, яко всесильными твоими молитвами, а Владычицы нашея Пресвятыя Богородицы предстательством и заступлением очистит Господь нечестие наше.
Тако и ныне просим тя, отче, умоли Царицу Небесную, да исходатайствует нам у Сына Своего и Бога нашего всякую добродетель: смиренномудрие, терпение, братолюбие, наипаче — дабы приложил нам Господь веру и подал бы дерзновение во исповедании святаго Православия пред лицем грядущаго антихриста; да отженет от нас Господь всякую скверну греховную: уныние, леность, нерадение, дерзость, лицемерие, братоненавидение, непослушание и прочии греси. Да предстояще ныне твоим честным мощем и святей иконе, яко тебе самому сущу, не уподобимся оным отступльшим иудеем неблагодарным, иже созида гробы пророк и исполниша меру отцев своих, избивших пророки.
Несмы достойны уже нарещися чадами твоими, преподобне, ибо расточили есмы имение отчее, живя блудно, но приими ны, яко наемников в вертограде твоем. Да пришедше во единонадесятый час обрящем мзду вместе с первыми и тако прославим Милосерднаго Бога нашего, Единаго во Святей Троице, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
Молитва далмата исетского
О, предивный старче и сокровенный молитвенниче, нелестный наставниче и неленостный подвижниче, преподобне отче наш Далмате! Ныне дерзаем отверзти скверныя и нечистыя наша уста, дабы сотворити к тебе молитву.
Оле таковаго безумия! Ибо видим, яко пути твои не суть пути наша и наша пути не твои суть пути. Кий Иеремия обрящется, дабы оплакать падение наше, или кий Моисей — дабы обличить отступление наше? Возлюбили бо есмы всякую неправду и беззаконие, яко же и святый Павел написа: в последния дни настанут времена люта. Будут во человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горди, хульницы, родителем противящиися, неблагодарнии, неправеднии, нелюбовни, непримирительни, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче нежели боголюбцы, имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися (2 Тим. 3: 1-5). Еще и пророк Давид рече, яко оскуде преподобный. Воистину на хребте нашем делаша грешницы и словеса беззаконник премогоша нас.
Что убо сотворим? Будем ли ясти и пити, ибо завтра умрем? Но како дерзнем тогда нарещися христианы? Ибо падати и лежати, рекут святии отцы, прилично суть токмо единым бесовом; нам же ли невозможно восстати. Аще же невозможно сие у человек, но не у Бога, — вся бо возможна суть у Бога. И един некий от древних рече: никако оставит ны Господь Вседержитель и Матерь Божия, аще ли же ни, вскую тогда и житии нам.
Да не пояст ны отчаяния огнь, отче многочудне. Веруем, яко всесильными твоими молитвами, а Владычицы нашея Пресвятыя Богородицы предстательством и заступлением очистит Господь нечестие наше.
Тако и ныне просим тя, отче, умоли Царицу Небесную, да исходатайствует нам у Сына Своего и Бога нашего всякую добродетель: смиренномудрие, терпение, братолюбие, наипаче — дабы приложил нам Господь веру и подал бы дерзновение во исповедании святаго Православия пред лицем грядущаго антихриста; да отженет от нас Господь всякую скверну греховную: уныние, леность, нерадение, дерзость, лицемерие, братоненавидение, непослушание и прочии греси. Да предстояще ныне твоим честным мощем и святей иконе, яко тебе самому сущу, не уподобимся оным отступльшим иудеем неблагодарным, иже созида гробы пророк и исполниша меру отцев своих, избивших пророки.
Несмы достойны уже нарещися чадами твоими, преподобне, ибо расточили есмы имение отчее, живя блудно, но приими ны, яко наемников в вертограде твоем. Да пришедше во единонадесятый час обрящем мзду вместе с первыми и тако прославим Милосерднаго Бога нашего, Единаго во Святей Троице, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
Молитва далмата исетского
О, предивный старче и сокровенный молитвенниче, нелестный наставниче и неленостный подвижниче, преподобне отче наш Далмате! Ныне дерзаем отверзти скверныя и нечистыя наша уста, дабы сотворити к тебе молитву.
Оле таковаго безумия! Ибо видим, яко пути твои не суть пути наша и наша пути не твои суть пути. Кий Иеремия обрящется, дабы оплакать падение наше, или кий Моисей — дабы обличить отступление наше? Возлюбили бо есмы всякую неправду и беззаконие, яко же и святый Павел написа: в последния дни настанут времена люта. Будут во человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горди, хульницы, родителем противящиися, неблагодарнии, неправеднии, нелюбовни, непримирительни, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче нежели боголюбцы, имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися (2 Тим. 3: 1-5). Еще и пророк Давид рече, яко оскуде преподобный. Воистину на хребте нашем делаша грешницы и словеса беззаконник премогоша нас.
Что убо сотворим? Будем ли ясти и пити, ибо завтра умрем? Но како дерзнем тогда нарещися христианы? Ибо падати и лежати, рекут святии отцы, прилично суть токмо единым бесовом; нам же ли невозможно восстати. Аще же невозможно сие у человек, но не у Бога, — вся бо возможна суть у Бога. И един некий от древних рече: никако оставит ны Господь Вседержитель и Матерь Божия, аще ли же ни, вскую тогда и житии нам.
Да не пояст ны отчаяния огнь, отче многочудне. Веруем, яко всесильными твоими молитвами, а Владычицы нашея Пресвятыя Богородицы предстательством и заступлением очистит Господь нечестие наше.
Тако и ныне просим тя, отче, умоли Царицу Небесную, да исходатайствует нам у Сына Своего и Бога нашего всякую добродетель: смиренномудрие, терпение, братолюбие, наипаче — дабы приложил нам Господь веру и подал бы дерзновение во исповедании святаго Православия пред лицем грядущаго антихриста; да отженет от нас Господь всякую скверну греховную: уныние, леность, нерадение, дерзость, лицемерие, братоненавидение, непослушание и прочии греси. Да предстояще ныне твоим честным мощем и святей иконе, яко тебе самому сущу, не уподобимся оным отступльшим иудеем неблагодарным, иже созида гробы пророк и исполниша меру отцев своих, избивших пророки.
Несмы достойны уже нарещися чадами твоими, преподобне, ибо расточили есмы имение отчее, живя блудно, но приими ны, яко наемников в вертограде твоем. Да пришедше во единонадесятый час обрящем мзду вместе с первыми и тако прославим Милосерднаго Бога нашего, Единаго во Святей Троице, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
8 июля
Чтения Священного Писания и Богослужебные указания
Богослужебные указания ►
1 Кор. 2:9 — 3, 8 (зач. 127). Мф. 13:31-36 (зач. 53). Прмц.: 2 Кор. 6:1-10 (зач. 181). Лк. 7:36-50 (зач. 33), или блгвв. кнн.: Гал. 5:22 — 6, 2 (зач. 213). Мф. 4:25 — 5, 12 * (зач. 10). * Чтения блгвв. кн. Петра и кн. Февронии читаются, если им совершается служба.
Богослужения
Каноны
Акафисты
Тропари, кондаки, молитвы и величания
В среду, св. Кресту
Тропарь в среду, св. Кресту, глас 1
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами православным христианам, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.
Кондак в среду, св. Кресту, глас 4
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.
Преподобномученице Февронии деве
Тропарь преподобномученице Февронии деве, глас 4
А́гница Твоя́, Иису́се, Февро́ния/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди,/ я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю,/ но, я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́.// Тоя́ моли́твами, я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Агница Твоя, Иисусе, Феврония взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но, прими меня как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши.
Кондак преподобномученице Февронии деве, глас 6
Женише́ мой, сладча́йший Христе́, — взыва́ше Февро́ния, —/ не тру́дно ми тещи́ во след Тебе́,/ и́бо сла́дость любве́ Твоея́ ду́шу мою́ наде́ждею впери́/ и красота́ ми́лости Твоея́ се́рдце мое́ услади́/ испи́ти ча́шу страда́ний по Тебе́,/ да досто́йну мя в черто́зе с му́дрыми де́вами ликовствова́ти о Тебе́ сопричте́ши./ Те́мже, преподо́бная страстоте́рпице,/ почита́юще по́двиги трудо́в твои́х, мо́лим тя:// моли́ не затвори́тися и нам черто́га две́рем.
Перевод: Жених мой, сладчайший Христос, — взывала Феврония, — не трудно мне бежать вслед за Тобой, ибо сладость любви Твоей душу мою надеждой окрыляет и блаженство милости Твоей сердце мое услаждает, испить чашу страданий за Тебя, чтобы Ты удостоил причислить меня к мудрым девам (Мф.25:1-13) в Чертоге (Небесном) торжествовать о Тебе. Потому, преподобная страстотерпица, почитая подвиги трудов твоих, молим тебя: моли о том, чтобы и для нас не затворились двери Чертога.
Благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам
Тропарь благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам, глас 8
Я́ко благочести́ваго ко́рене пречестна́я о́трасль был еси́,/ до́бре во благоче́стии пожи́в, блаже́нне Пе́тре,/ та́ко и с супру́жницею твое́ю прему́дрою Февро́ниею,/ в ми́ре Бо́гу угоди́вше, и преподо́бных житию́ сподо́бистеся./ С ни́миже моли́теся Го́сподеви,/ сохрани́ти без вреда́ оте́чество ва́ше,// да вас непреста́нно почита́ем.
Перевод: Как от благочестивого корня драгоценною отраслью был ты, блаженный Петр, прекрасно во благочестии пожив, то и с супругою своею, премудрою Февронией, вы в мире Богу угодили, и преподобных жития сподобились. С ними молитесь Господу сохранить без вреда Отечество ваше, дабы мы вас непрестанно почитали.
Кондак благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам, глас 8
Ми́ра сего́ княже́ние и сла́ву вре́менну помышля́я,/ сего́ ра́ди благоче́стно в ми́ре пожи́л еси́, Пе́тре,/ ку́пно и с супру́жницею твое́ю прему́дрою Февро́ниею,/ ми́лостынею и моли́твами Бо́гу угоди́вше./ Те́мже и по сме́рти неразлу́чно во гро́бе лежа́ще,/ исцеле́ние неви́димо подава́ете,/ и ны́не Христу́ моли́теся// сохрани́ти град же и лю́ди, и́же вас сла́вящих.
Перевод: Княже́ние и славу мира сего временной считая, благочестиво в мире пожил ты, Петр, вместе с супругою твоею, премудрою Февронией, милостынею и молитвами Богу угодив. Потому и по смерти во гробе покоясь неразлучно, вы исцеления невидимо подаете, и ныне Христу моли́тесь, сохранить город и людей, вас славящих.
Молитва благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам
Молитва вторая благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам
О, уго́дницы Бо́жии, благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние, к вам прибега́ем и к вам со упова́нием кре́пким мо́лимся: вознеси́те о нас, гре́шных (имена), святы́я моли́твы ва́ши ко Го́споду Бо́гу и испроси́те у бла́гости Его́ вся благопотре́бная душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мо, в до́брых де́лех преуспе́яние. И хода́тайствуйте нам у Царя́ Небе́снаго житие́ благополу́чное и до́брую христиа́нскую кончи́ну. Ей, чудотво́рцы святи́и! Не пре́зрите моли́тв на́ших, но бу́дите о нас при́снии предста́телие ко Го́споду, и сподо́бите нас по́мощию ва́шею спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати, да славосло́вим неизрече́нное человеколю́бие Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва третья благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам
* если молебен совершается для готовящихся вступить в брак, то молитва читается с этого места до конца абзаца в следующей редакции:
наипа́че же хотя́щим сою́зом бра́чным сочета́тися да́руйте моли́твами ва́шими целому́дрие, друг ко дру́гу ве́рность и любо́вь в сою́зе ми́ра, единомы́слие душ и теле́с, пребыва́ние незазо́рное и в жи́зни ве́чней неувяда́емый вене́ц сла́вы Небе́сныя.
Преподобному Далмату Исетскому, чудотворцу
Тропарь преподобному Далмату Исетскому, чудотворцу, глас 2
Ди́вный и сла́вный уго́дниче Христо́в,/ сла́вы и по́честей вся́ческих бе́гая,/ в пусты́ни Исе́тской всели́лся еси́,/ созида́я в моли́твах оби́тель твою́, а́ки сте́ны Иерусали́мския,/ засту́пничеством Цари́цы Небе́сныя чу́десно обре́л еси́,/ стра́хом Бо́жиим к стопа́м твои́м поверга́я бы́вшаго врага́// и вно́вь воздви́гни сердца́ на́ша, отступле́нием оскверне́нныя.
Перевод: Удивительный и прославляемый угодник Христов, славы и почестей всяческих избегая, ты поселился в Исетской пустыни, воздвигая в молитвах обитель твою, как стены Иерусалимские (Пс.50:20), защиту Царицы Небесной чудесно обрел ты, страхом Божиим к ногам твоим повергая бывшего врага, и вновь возвыси сердца наши, отступлением (от веры) оскверненные.
Ин тропарь преподобному Далмату Исетскому, чудотворцу, глас 4
По́двигом до́брым подвиза́вся,/ посто́м, бде́нием моли́твою и любо́вь Христо́ву стяжа́л еси́,/ чу́дным же заступле́нием Бо́жия Ма́тере/ угро́зы неве́рных ни во что же вмени́в,/ я́ко свети́ло на тве́рди Небе́сней просия́л еси́,/ преподо́бне о́тче наш Далма́те,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Подвигом настоящим подвизался, постом, бдением, молитвой ты обрел любовь Христову, под чудесной же защитой Божией Матери с угрозами иноверцев не считаясь, как светило на Небесах просиял ты, преподобный отче наш Далмат, моли Христа Бога о спасении наших душ.
Кондак преподобному Далмату Исетскому, чудотворцу, глас 2
Моли́твами и ве́рою оби́тель свою́ огради́вый,/ зе́млю Исе́тскую изря́дно преобрази́вый,/ блаже́нным успе́нием честно́е ста́рчество запечатле́вый,/ явле́нием моще́й твои́х на́с не оста́вивый,/ о́тче на́ш преподо́бне Далма́те,// и ны́не предста́ни и заступи́ чту́щих святу́ю па́мять твою́.
Перевод: Молитвами и верой обитель свою защитивший, землю Исетскую значительно преобразивший, блаженным успением почтенное старчество запечатлевший, явлением мощей твоих нас не оставивший, отче наш преподобный Далмат, и сейчас помоги и защити почитающих святую память твою.
Ин кондак преподобному Далмату Исетскому, чудотворцу, глас 4
От ю́ности Христа́ возлюби́вше,/ су́етная мирска́я и мудрова́ния презре́л еси́,/ му́жески же в пусты́ню всели́вшеся,/ вся напа́сти вра́жия победи́л еси́/ до́брый и во́ин Христо́в яви́лся еси́./ Помина́й нас, ве́рою чту́щих тя,// Далма́те преблаже́нне.
Перевод: С юности Христа возлюбив, суетой мирской и мудрованиями ты пренебрег, с мужеством поселился в пустыни, все вражеские нападения победил и явился хорошим воином Христовым. Вспоминай нас, с верой почитающих тебя, Далмат преблаженный.
Молитва преподобному Далмату Исетскому, чудотворцу
Мысли свт. Феофана Затворника
Отчего так случилось, что Симон-фарисей чтит Господа и приглашает Его к себе, но тут же увидев, что Он благосклонно допускает к Себе и грешницу, соблазняется и начинает думать: «если бы Он был пророк. » ( Лк.7:39 ) ? Оттого, что захлопотался об угощении и за хлопотами оставил здравое рассуждение о порядках Божиих. Эти две области, житейская и духовная, совсем не схожи по своим свойствам и законам. Между тем, ум наш, чем очень займется, по законам того и судить начинает.
По житейским порядкам с явною грешницею нельзя иметь общение; Симон так и судит, забыв, что покаяние всех делает чистыми и грешников равняет с праведниками. Он думает, что грешнице не следует тут быть и что Спаситель, если не отгоняет ее, то потому, верно, что не знает, кто она; от этой мысли тотчас родилась и другая: если не знает, то какой же Он пророк? Словом-то он не сказал этого, а только подумал, и наружно ни в нем, ни в его хлопотах, как доброго хозяина, не произошло никакой перемены, но Господь видел его сердце и по сердцу его сделал ему вразумление. Он внушил ему, что грешникам-то и место около Него и что грешница, прилегшая к Нему сердцем, больше почтила Его, чем он, почтивший Его только угощением. Внешнее вводит человека в неприятное Господу чувство праведности, а внутреннее всегда держит его в чувствах своего непотребства пред лицом всеведущаго Господа.
Притча дня
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
— Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?
Господь отвечал:
— Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.
8 июля
Чтения Священного Писания и Богослужебные указания
Богослужебные указания ►
1 Кор. 2:9 — 3, 8 (зач. 127). Мф. 13:31-36 (зач. 53). Прмц.: 2 Кор. 6:1-10 (зач. 181). Лк. 7:36-50 (зач. 33), или блгвв. кнн.: Гал. 5:22 — 6, 2 (зач. 213). Мф. 4:25 — 5, 12 * (зач. 10). * Чтения блгвв. кн. Петра и кн. Февронии читаются, если им совершается служба.
Богослужения
Каноны
Акафисты
Тропари, кондаки, молитвы и величания
В среду, св. Кресту
Тропарь в среду, св. Кресту, глас 1
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами православным христианам, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.
Кондак в среду, св. Кресту, глас 4
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.
Преподобномученице Февронии деве
Тропарь преподобномученице Февронии деве, глас 4
А́гница Твоя́, Иису́се, Февро́ния/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди,/ я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю,/ но, я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́.// Тоя́ моли́твами, я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Агница Твоя, Иисусе, Феврония взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но, прими меня как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши.
Кондак преподобномученице Февронии деве, глас 6
Женише́ мой, сладча́йший Христе́, — взыва́ше Февро́ния, —/ не тру́дно ми тещи́ во след Тебе́,/ и́бо сла́дость любве́ Твоея́ ду́шу мою́ наде́ждею впери́/ и красота́ ми́лости Твоея́ се́рдце мое́ услади́/ испи́ти ча́шу страда́ний по Тебе́,/ да досто́йну мя в черто́зе с му́дрыми де́вами ликовствова́ти о Тебе́ сопричте́ши./ Те́мже, преподо́бная страстоте́рпице,/ почита́юще по́двиги трудо́в твои́х, мо́лим тя:// моли́ не затвори́тися и нам черто́га две́рем.
Перевод: Жених мой, сладчайший Христос, — взывала Феврония, — не трудно мне бежать вслед за Тобой, ибо сладость любви Твоей душу мою надеждой окрыляет и блаженство милости Твоей сердце мое услаждает, испить чашу страданий за Тебя, чтобы Ты удостоил причислить меня к мудрым девам (Мф.25:1-13) в Чертоге (Небесном) торжествовать о Тебе. Потому, преподобная страстотерпица, почитая подвиги трудов твоих, молим тебя: моли о том, чтобы и для нас не затворились двери Чертога.
Благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам
Тропарь благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам, глас 8
Я́ко благочести́ваго ко́рене пречестна́я о́трасль был еси́,/ до́бре во благоче́стии пожи́в, блаже́нне Пе́тре,/ та́ко и с супру́жницею твое́ю прему́дрою Февро́ниею,/ в ми́ре Бо́гу угоди́вше, и преподо́бных житию́ сподо́бистеся./ С ни́миже моли́теся Го́сподеви,/ сохрани́ти без вреда́ оте́чество ва́ше,// да вас непреста́нно почита́ем.
Перевод: Как от благочестивого корня драгоценною отраслью был ты, блаженный Петр, прекрасно во благочестии пожив, то и с супругою своею, премудрою Февронией, вы в мире Богу угодили, и преподобных жития сподобились. С ними молитесь Господу сохранить без вреда Отечество ваше, дабы мы вас непрестанно почитали.
Кондак благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам, глас 8
Ми́ра сего́ княже́ние и сла́ву вре́менну помышля́я,/ сего́ ра́ди благоче́стно в ми́ре пожи́л еси́, Пе́тре,/ ку́пно и с супру́жницею твое́ю прему́дрою Февро́ниею,/ ми́лостынею и моли́твами Бо́гу угоди́вше./ Те́мже и по сме́рти неразлу́чно во гро́бе лежа́ще,/ исцеле́ние неви́димо подава́ете,/ и ны́не Христу́ моли́теся// сохрани́ти град же и лю́ди, и́же вас сла́вящих.
Перевод: Княже́ние и славу мира сего временной считая, благочестиво в мире пожил ты, Петр, вместе с супругою твоею, премудрою Февронией, милостынею и молитвами Богу угодив. Потому и по смерти во гробе покоясь неразлучно, вы исцеления невидимо подаете, и ныне Христу моли́тесь, сохранить город и людей, вас славящих.
Молитва благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам
Молитва вторая благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам
О, уго́дницы Бо́жии, благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние, к вам прибега́ем и к вам со упова́нием кре́пким мо́лимся: вознеси́те о нас, гре́шных (имена), святы́я моли́твы ва́ши ко Го́споду Бо́гу и испроси́те у бла́гости Его́ вся благопотре́бная душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мо, в до́брых де́лех преуспе́яние. И хода́тайствуйте нам у Царя́ Небе́снаго житие́ благополу́чное и до́брую христиа́нскую кончи́ну. Ей, чудотво́рцы святи́и! Не пре́зрите моли́тв на́ших, но бу́дите о нас при́снии предста́телие ко Го́споду, и сподо́бите нас по́мощию ва́шею спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати, да славосло́вим неизрече́нное человеколю́бие Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва третья благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам
* если молебен совершается для готовящихся вступить в брак, то молитва читается с этого места до конца абзаца в следующей редакции:
наипа́че же хотя́щим сою́зом бра́чным сочета́тися да́руйте моли́твами ва́шими целому́дрие, друг ко дру́гу ве́рность и любо́вь в сою́зе ми́ра, единомы́слие душ и теле́с, пребыва́ние незазо́рное и в жи́зни ве́чней неувяда́емый вене́ц сла́вы Небе́сныя.
Преподобному Далмату Исетскому, чудотворцу
Тропарь преподобному Далмату Исетскому, чудотворцу, глас 2
Ди́вный и сла́вный уго́дниче Христо́в,/ сла́вы и по́честей вся́ческих бе́гая,/ в пусты́ни Исе́тской всели́лся еси́,/ созида́я в моли́твах оби́тель твою́, а́ки сте́ны Иерусали́мския,/ засту́пничеством Цари́цы Небе́сныя чу́десно обре́л еси́,/ стра́хом Бо́жиим к стопа́м твои́м поверга́я бы́вшаго врага́// и вно́вь воздви́гни сердца́ на́ша, отступле́нием оскверне́нныя.
Перевод: Удивительный и прославляемый угодник Христов, славы и почестей всяческих избегая, ты поселился в Исетской пустыни, воздвигая в молитвах обитель твою, как стены Иерусалимские (Пс.50:20), защиту Царицы Небесной чудесно обрел ты, страхом Божиим к ногам твоим повергая бывшего врага, и вновь возвыси сердца наши, отступлением (от веры) оскверненные.
Ин тропарь преподобному Далмату Исетскому, чудотворцу, глас 4
По́двигом до́брым подвиза́вся,/ посто́м, бде́нием моли́твою и любо́вь Христо́ву стяжа́л еси́,/ чу́дным же заступле́нием Бо́жия Ма́тере/ угро́зы неве́рных ни во что же вмени́в,/ я́ко свети́ло на тве́рди Небе́сней просия́л еси́,/ преподо́бне о́тче наш Далма́те,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Подвигом настоящим подвизался, постом, бдением, молитвой ты обрел любовь Христову, под чудесной же защитой Божией Матери с угрозами иноверцев не считаясь, как светило на Небесах просиял ты, преподобный отче наш Далмат, моли Христа Бога о спасении наших душ.
Кондак преподобному Далмату Исетскому, чудотворцу, глас 2
Моли́твами и ве́рою оби́тель свою́ огради́вый,/ зе́млю Исе́тскую изря́дно преобрази́вый,/ блаже́нным успе́нием честно́е ста́рчество запечатле́вый,/ явле́нием моще́й твои́х на́с не оста́вивый,/ о́тче на́ш преподо́бне Далма́те,// и ны́не предста́ни и заступи́ чту́щих святу́ю па́мять твою́.
Перевод: Молитвами и верой обитель свою защитивший, землю Исетскую значительно преобразивший, блаженным успением почтенное старчество запечатлевший, явлением мощей твоих нас не оставивший, отче наш преподобный Далмат, и сейчас помоги и защити почитающих святую память твою.
Ин кондак преподобному Далмату Исетскому, чудотворцу, глас 4
От ю́ности Христа́ возлюби́вше,/ су́етная мирска́я и мудрова́ния презре́л еси́,/ му́жески же в пусты́ню всели́вшеся,/ вся напа́сти вра́жия победи́л еси́/ до́брый и во́ин Христо́в яви́лся еси́./ Помина́й нас, ве́рою чту́щих тя,// Далма́те преблаже́нне.
Перевод: С юности Христа возлюбив, суетой мирской и мудрованиями ты пренебрег, с мужеством поселился в пустыни, все вражеские нападения победил и явился хорошим воином Христовым. Вспоминай нас, с верой почитающих тебя, Далмат преблаженный.
Молитва преподобному Далмату Исетскому, чудотворцу
Мысли свт. Феофана Затворника
Подобно Царствие зерну горчичному и закваске. Маленькое горчичное зерно разрастается в большой куст; закваска проникает все замешанное тесто и делает его вскисшим. Тут, с одной стороны, образ Церкви, которая сначала только состояла из апостолов и нескольких других лиц, потом разрослась и сделалась многочисленнейшею, проникла все человечество; с другой – образ духовной жизни, раскрывающейся в каждом человеке.
Первое зернышко ее – намерение и решимость спасаться чрез богоугождение по вере в Господа Спасителя. Эта решимость, как бы ни была крепка, похожа на малую точку. Вначале она обнимает только сознание и самодеятельность; из этого развивается потом вся деятельность духовной жизни. Сама в себе она размножается в движениях и силе, и мужает, а в отношении к душе, начинает проникать ее во всех ее силах – в уме, воле, чувстве, и исполняет их собою, делает вскисшими по своему духу, проникает и весь состав естества человеческого: и тело, и душу, и дух, в котором зарождается.
Притча дня
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
— Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?
Господь отвечал:
— Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.

Увлекаюсь святыми писаниями с юности. Прочел более 80 книг данной тематики.