Коленопреклоненная молитва в воскресенье

Полное описание: Коленопреклоненная молитва в воскресенье специально для наших уважаемых читателей.

Коленопреклонение – почему мы не встаем на колени по воскресным дням?

Коленопреклонение – почему мы не встаем на колени по воскресным дням?

Стояние на коленях (коленопреклонение) — молитвенная поза, символизирующая смирение и покорность Богу. Коленопреклонение во время молитвы было уже известно в Ветхом Завете (молитва царя иудейского Манассии, — прибавление к 36-й главе 2 кн. Паралипоменон) и из него перешёл в христианскую церковь, в которой практикуется со времени Апостолов. Так, первомученник Стефан пред своею смертию «преклонь колена, возопи гласом велим» (Деян. 7, 60); равным образом и Ап. Петр пред воскрешением Тавифы «преклон колена, помолися» (Деян. 9, 40). Являясь выражением указанных чувств, коленопреклонение имело место прежде всего на литургии, — после удаления из храма оглашенных и готовящихся к просвещению. Возбуждая к молитве оставшихся верных, диакон, — по свидетельству литургии VIII кн. Апостольских Постановлений — возглашал: «одни вернии преклоним колена».

Петровский А.В.

К сожалению, в наше время действительно мало кто знает о церковных правилах, указывающих на коленопреклонение, а также и о том, что в воскресные дни (так же как и во дни великих Господских праздников и во всю Пятидесятницу — от праздника св. Пасхи до дня св. Троицы) — коленопреклонение отменяется. Об этой отмене коленопреклонений говорит целый ряд церковно-канонических правил. Так 20-ое правило Первого Вселенского Собора гласит:

«Понеже суть некоторые, преклоняющие колена в день Господень (т. е. воскресение), и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях всё одинаково было, угодно Святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу».

Шестой Вселенский Собор в своём 90-м правиле нашёл нужным ещё раз решительно запретить коленопреклонение в воскресные дни, причём обосновал это запрещение тем, что этого требует «честь воскресения Христова» то есть, что поклоны, как выражение чувства покаянной скорби, несовместимы с праздничным торжеством в честь такого радостного события, как воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых. Вот это правило:

«От Богоносных Отец наших канонически предано нам, не преклоните колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею Воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем Воскресение».

В этом правиле особенно характерно Выражение: «Да не пребываем в неведении». Очевидно Св. Богоносные Отцы наши не считали вопрос преклонения или непреклонения колен в день воскресный несущественным или маловажным, как это ныне многие, к сожалению, считают, игнорируя это правило: они сочли нужным особым каноническим правилом совершенно точно указать, с какого именно момента Богослужения недопустимо коленопреклонение и с какого оно вновь разрешается. Согласно этому правилу коленопреклонение отменяется с так наз. «вечернего входа» на вечерне в субботу и до вечернего входа на вечерне в воскресение. Вот почему нет ничего удивительного в том, что на вечерне в первый день Св. Троицы, хотя он всегда бывает в воскресение, читаются три молитвы Св. Василия Великого с коленопреклонением. Эти молитвы и читаются, как раз после вечернего входа на вечерне, что вполне согласно с требованием вышеизложенного 90-го правила VI Вселенского Собора.

Св. Пётр, Архиепископ Александрийский и мученик, пострадавший за Христа в 311 г. по Р. Хр., правила которого включены в общеобязательный для всех верующих церковный канон и содержатся в «Книге Правил», наряду с другими правилами Св. Отцов, в своём 15-м правиле, объясняя, почему христиане постятся в среду и пяток, в заключение говорит:
«Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради Воскресшего в оный: в сей день и колена преклоняти мы не прияли»

А великий вселенский учитель и святитель Василий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской, живший в IV веке по Р. Хр., правила которого в количестве 92-х также включены в Книгу Правил и пользовались всегда особенным авторитетом и уважением, в 91-ом правиле, заимствованном из 27-ой главы его книги о Св. Духе, «К Амфилехию», весьма глубоко и, можно сказать, исчерпывающе объясняет, почему коленопреклонение отменяется в дни, когда мы празднуем воскресение Христово. Вот полностью его глубоко назидательное разъяснение этого древнего церковного обычая:

Надо вникнуть в смысл этого постановления церковного, чтобы понять, сколько в нем глубочайшего значения и назидания, коим в наше время многие не хотят пользоваться, предпочитая свое собственное мудрование голосу Св. Церкви. Общий упадок религиозного и церковного сознания в наши дни повёл к тому, что современные христиане как-то перестали, в большинстве своём, ощущать воскресный день, как день радости, как Пасху, которую мы празднуем еженедельно, а потому и не чувствуют, какой несообразностью, каким диссонансом с ликующими песнопениями этого дня является преклонение колен.

Правила совершения поклонов

Поклоны являются символическими действиями, которыми выражаются чувства почтения Высочайшему Существу – Богу. Они употребляются в Христианской Церкви с древних времен. Поклоны надо совершать неторопливо, сообразуясь с определенными словами молитвы. Различаются поклоны великие (земные) и малые (поясные). При совершении земных поклонов человек должен пасть ниц и коснуться коленями и челом пола, а при поясных – наклонить голову и коснуться пола пальцами.
Читайте так же:  Молитвы перед иконой почаевская

То есть поклон – символическое действие, преклонение главы и тела, выражающее смирение и благоговение перед Богом. Бывают поклоны великие, называемые также земными, – когда молящийся становится на колени и прикасается главой земли, и малые, или поясные, – поясное преклонение главы и тела.

Не положены уставом земные поклоны в дни воскресные (20-е правило 1-го и 90-е правило 6-го Вселенских Соборов) и великих праздников, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, также причастникам в день причащения

Обычай совершать земные поклоны появился в древние библейские времена. Так молился Соломон при освящении Иерусалимского храма (см.: 3 Цар. 8: 54), Даниил в плену вавилонском (см.: Дан. 6: 10) и другие ветхозаветные праведники. Этот обычай был освящен Господом нашим Иисусом Христом (см.: Лк. 22: 41) и вошел в практику христианской Церкви (см.: Деян. 12: 60; Еф. 3: 14).

Чаще всего коленопреклонения совершаются Великим постом. Коленопреклонение и восстание, по объяснению святителя Василия Великого, знаменует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа.

Малые поклоны совершаются при всех храмовых и домашних молитвословиях. На богослужении, когда священник благословляет рукой, малый поклон делается без крестного знамения.

Великие постовые поклоны – троекратные земные поклоны, сопровождаемые крестным знамением и чтением молитвы св. Ефрема Сирина, разделенной на три стиха.

Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием истово, чинно, неторопливо и своевременно. Поклоны, коленопреклонения надо совершать по окончании каждого краткого прошения ектении или молитвословия, а не во время его чтения или пения. Недопустимо класть поклоны одновременно с совершением крестного знамения.

О ПОКЛОНАХ НА БОГОСЛУЖЕНИИ

Следует творить следующие крестные знамения без поклонов, крестные знамения с поясными поклонами и крестные знамения с земными поклонами:

— при начальном возгласе каждой службы — 3 поясных поклона;
— на всяком Трисвятом; «Приидите, поклонимся…»; «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», — 3 поклона;

исключения: а) в первой части утрени, до шестопсалмия, полагаются только крестные знамения без поклонов; б) на Аллилуиа (трижды), во время кафисм в воскресенье и праздничные дни поклоны оставляются;

— на «Отче наш…» (в начале) — поклон;
— в конце «Достойно есть…» (или Задостойника) – поклон;
— при пении, чтении тропарей, кондаков, стихир, когда слова выражают поклонение, надо творить поклон;
— на каждом прошении за всеми ектениями — по поклону;
— на каждом иерейском возгласе — по поклону.

О ПОКЛОНАХ ВО ВРЕМЯ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ

В начале шестопсалмия, при троекратном «Слава в вышних Богу» — 3 крестных знамения (без поклонов!);

— в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» – 3 крестных знамения (без поклонов!);
— во время полиелея, при первом и последнем величании (которые поются священнослужителями на середине храма) – по земному поклону;
— на «Слава Тебе Господи…» перед чтением Евангелия и после чтения – по поклону;
— перед целованием святого Евангелия или святой иконы – 2 поклона;
— после целования – 1 поклон;
— на каноне, при всех припевах всех девяти песен – по поклону;
— на «Величит душа моя Господа», в конце каждой «Честнейшей» – по поклону;
— на «Слава Тебе, показавшему нам свет» перед великим славословием — поклон;
— после великого славословия на Трисвятом – 3 поклона.

О ПОКЛОНАХ ВО ВРЕМЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

Кроме этих поклонов существуют еще и следующие:

При возгласах «Мир всем» или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», когда священник благословляет народ, – преклонить голову, без крестного знамения;

— при отпусте без Креста – преклонить голову, без крестного знамения;

— при чтении Евангелия – стоять с преклоненной головой;

— при каждении – отвечать кадящему поклоном, без крестного знамения;

— при возгласе «Главы ваша Господеви приклоните» – преклонить голову;

— при отпусте с Крестом – поклон с крестным знамением;

— при осенении молящихся Крестом, Евангелием, иконой или Чашей — поклон с крестным знамением;

— при осенении молящихся свечами или рукою – поклон без крестного знамения.

Общение на Damian.ru

теперь в интернете

  • Список форумов‹Общение на все темы‹Традиции, обряды, правила
  • Изменить размер шрифта
  • Версия для печати
  • FAQ
  • Вход

Коленопреклонения в воскресные и праздничные дни

Коленопреклонения в воскресные и праздничные дни

Ф Сергей » 08 июл 2009, 10:15

Re: Коленопреклонения в воскресные и праздничные дни

Ф Сергей » 12 июл 2009, 11:43

Re: Коленопреклонения в воскресные и праздничные дни

Вячеслав » 12 июл 2009, 17:46

Отец настоятель однажды сказал, что от Пасхи до Пятидесятницы на колени вставать не надо. А в остальном, по-моему, никак не решается, кто хочет — тот стоит на коленях, кто не хочет — не стоит. Личное дело каждого и я ни разу не видел, чтобы кто-то кого-то порицал за это. Космодамианский храм довольно просторный, поэтому все желающие вполне могут встать на колени, во многих других храмах места куда как поменьше, народу бывает битком, поэтому на колени не встанешь при всем желании.

А, вообще, по-моему, этот вопрос далеко не самый важный и, думаю, не стоит слишком серьезно воспринимать реплики таких чрезмерно больших ревнителей, как прихожане, которых Вы описали.

Re: Коленопреклонения в воскресные и праздничные дни

Вячеслав » 12 июл 2009, 17:52

Re: Коленопреклонения в воскресные и праздничные дни

Ф Сергей » 12 июл 2009, 21:11

Re: Коленопреклонения в воскресные и праздничные дни

Вячеслав » 12 июл 2009, 23:25

Re: Коленопреклонения в воскресные и праздничные дни

Ф Сергей » 13 июл 2009, 07:44

Re: Коленопреклонения в воскресные и праздничные дни

Liza » 14 июл 2009, 17:24

Ого! )) Мне всегда казалось, что по воскресеньям там народу битком, поэтому на колени вставать не стоит. Хотя я даэже у нас в храме встречала любителей. Мне просто кажется, что если много людей, то становиться на колени вообще не стоит, потому что можно кого-нибудь случайно достаточно сильно толкнуть, даже если великий пост или пятидесятница.

Читайте так же:  Заговор или молитва чтобы кредит дали

А вот насчет коленопреклонения в праздник в полупустом храме — я думаю, что в этом ничего такого уж преступного нет. Хотя, по собственному опыту знаю, есть такая вещь, если не знаешь надо вставать на колени или нет, то обычно следуешь примеру большинства )) вот видимо таким образом в некоторых местах и получаются «массовые коленопреклонения», ничем не объяснимые.

Вот почти что в тему. Найдено на просторах интернета:
«Габаритные схемы размещения молящихся»

Re: Коленопреклонения в воскресные и праздничные дни

Вячеслав » 14 июл 2009, 23:57

Вы просто, наверное, не бывали там, где битком Битком — это когда невозможно перекреститься из-за тесноты, и в пяти сантиметрах от твоего лица чья-то спина или бабушкин платок, а на твоих ногах переодически кто-то топчется. В Косьме я такое видел на последнее Рождество, а по воскресеньям, вроде, ощутимо полегче (хотя я не каждую воскресную службу бываю в Косьме).

Да даже если и знаешь, все равно не удобно отрываться от коллектива

Особенно исправно все поклоны выполняются Великим Постом, на Преждеосвященной Литургии — все кланяются много и, наверное, как надо.

Re: Коленопреклонения в воскресные и праздничные дни

Вячеслав » 14 июл 2009, 23:59

Re: Коленопреклонения в воскресные и праздничные дни

Ф Сергей » 15 июл 2009, 11:38

Вячеслав писал(а): Да даже если и знаешь, все равно не удобно отрываться от коллектива

Re: Коленопреклонения в воскресные и праздничные дни

Liza » 15 июл 2009, 11:57

Re: Коленопреклонения в воскресные и праздничные дни

Ф Сергей » 15 июл 2009, 12:29

Re: Коленопреклонения в воскресные и праздничные дни

Ruslan & Ludmila » 16 июл 2009, 15:46

Mне кажется у каждого из нас есть общая задача — помогать людям приходить ко Христу.

С этой точки зрения подавая хороший пример тем же коленоприклонением мы можем подвигнуть других учавствовать в Литургии более полно.

Одна опасность в том что бы быть «не как все» — гордыня (ака вот какой я хороший — один стою на коленях. ) .
Помню я как то донимал своего духовника может мне стоит не пить воды 24 часа перед причастием и т.д и т.п.
Он ответил вопросом на вопрос: «Зачем ты это делаешь? Из любви ли к Господу?»

Второй вопрос я часто задаю себе — будет ли это служением или «медвежьей услугой» для Господа.
Например, если абсолютно нет места, то мне кажется лучше преклонить колени мысленно, чем расталкиват «соседей» слева и справа мешая им молится и обозляя людей

Ну или если батюшка категорически против — я бы не стал обострять ситуацию. Если причастники только прикланяют колени, может можно быть одним из них каждую неделю?

Re: Коленопреклонения в воскресные и праздничные дни

Ф Сергей » 19 июл 2009, 09:26

Ruslan & Ludmila писал(а): Mне кажется у каждого из нас есть общая задача — помогать людям приходить ко Христу.

Re: Коленопреклонения в воскресные и праздничные дни

Ф Сергей » 19 июл 2009, 09:53

Re: Коленопреклонения в воскресные и праздничные дни

Андрей К » 14 янв 2010, 22:16

Просматривал правила Вселенских соборов. Вспомнил эту тему.

Правило 90 IV Вселенского собора:

От богоносных отец наших канонически передано нам, не преклонять колени в дни воскресные, ради чести воскресения Христа.

так же см. Правила I Вселенского собора 20 о не преклонять колени в дни воскресные и во все дни пятидесятницы.

О поклонах при Богослужении

О поклонах при всяком богослужении*

Следует творить следующие крестные знамения без поклонов, крестные знамения с поясными поклонами и крестные знамения с земными поклонами:

— при начальном возгласе каждой службы — 3 поясных поклона;

— на всяком Трисвятом; «Приидите, поклонимся…»; «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», — 3 поклона;

исключения: а) в первой части утрени, до шестопсалмия, полагаются только крестные знамения без поклонов; б) на Аллилуиа (трижды), во время кафисм в воскресенье и праздничные дни поклоны оставляются;

— на «Отче наш…» (в начале) — поклон;

— в конце «Достойно есть…» (или Задостойника) – поклон;

— при пении, чтении тропарей, кондаков, стихир, когда слова выражают поклонение, надо творить поклон;

— на каждом прошении за всеми ектениями — по поклону;

— на каждом иерейском возгласе — по поклону.

О поклонах во время всенощного бдения

В начале шестопсалмия, при троекратном «Слава в вышних Богу» — 3 крестных знамения (без поклонов!);

— в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» – 3 крестных знамения (без поклонов!);

— во время полиелея, при первом и последнем величании (которые поются священнослужителями на середине храма) – по земному поклону;

— на «Слава Тебе Господи…» перед чтением Евангелия и после чтения – по поклону;

— перед целованием святого Евангелия или святой иконы – 2 поклона;

— после целования – 1 поклон;

— на каноне, при всех припевах всех девяти песен – по поклону;

— на «Величит душа моя Господа», в конце каждой «Честнейшей» – по поклону;

— на «Слава Тебе, показавшему нам свет» перед великим славословием — поклон;

— после великого славословия на Трисвятом – 3 поклона.

О поклонах во время Божественной Литургии

За всеми ектениями на всех прошениях — по поклону; исключение: на прошениях, предназначенных для молитвы оглашенных, как то: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» и «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» поклон творить не следует;

Читайте так же:  Молитва митрополиту черниговскому феодосию

– на всех иерейских возгласах — по поклону;

— после малого входа, во время пения «Приидите, поклонимся» — поклон;

— на возгласе «Яко Свят еси, Боже наш» — крестное знамение без поклона;

— на «Господи, спаси благочестивыя» – поклон;

— на возглас диакона «И во веки веков» — поклон без крестного знамения;

— на Трисвятом – 3 поклона;

— на «Слава Тебе, Господи…» перед чтением Евангелия и после него – по поклону;

— при великом входе, когда священник возглашает «Вас и всех православных христиан» — поклон без крестного знамения;

— по окончании Херувимской песни, во время пения «Аллилуиа» – 3 поклона;

— в начале Символа веры – крестное знамение без поклона;

— в конце Символа веры, на «…чаю воскресения мертвых…» – поклон;

— на «Милости мира», на каждом возгласе диакона или священника — поясной поклон;

— на возгласе «Благодарим Господа», при пении «Достойно и праведно есть покланятися…» – земной поклон;

— при Господних словах: «Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…» — по глубокому поясному поклону;

— по освящении Св. Даров (т. е. перед пением «Достойно есть» или Задостойника) – земной поклон;

— после «Достойно есть» или Задостойника – поклон;

— на «Отче наш», в начале — земной поклон;

— на «Отче наш» в конце (при словах «…избави нас от лукаваго») — поклон;

— на возгласе «Святая святым» — 3 поклона или земной поклон;

— при первом явлении Св. Даров, на возгласе «Со страхом Божиим…» — земной поклон;

— после чтения молитвы ко Причастию «Верую, Господи, и исповедую…», все причастники, прежде того как подойти к Св. Чаше, — земной поклон, а непричащающиеся – поясной;

— при втором явлении Святых Даров, на возгласе «Всегда, ныне и присно…» все непричащавшиеся – земной поклон, а причащавшиеся – поясной;

— при чтении заамвонной молитвы стоять с преклоненной головой.

Кроме этих поклонов существуют еще и следующие:

При возгласах «Мир всем» или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», когда священник благословляет народ, – преклонить голову, без крестного знамения;

— при отпусте без Креста – преклонить голову, без крестного знамения;

— при чтении Евангелия – стоять с преклоненной головой;

— при каждении – отвечать кадящему поклоном, без крестного знамения;

— при возгласе «Главы ваша Господеви приклоните» – преклонить голову;

— при отпусте с Крестом – поклон с крестным знамением;

— при осенении молящихся Крестом, Евангелием, иконой или Чашей — поклон с крестным знамением;

— при осенении молящихся свечами или рукою – поклон без крестного знамения.

Текст приводится по изданию: Патриарший Православный календарь. Наставления святых отцов о молитве. 2008. Автор-составитель Е.Ю. Голов. Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. 5-9 февраля.

* Правила о земных поклонах не относятся к воскресным дням.
Подробнее: О недопустимости земных поклонов в дни воскресные.

О запрете коленопреклонений в воскресенье

Опубликовал администратор в блоге «администратор». Просмотры: 4656

О несоответствии практики коленопреклонения каноническому праву Православной Церкви

От редакции:
Как известно, земные поклоны в воскресные дни запрещены решениями двух Вселенских соборов. В России эти решения зачастую игнорируются и иногда это пытаются обосновать туманными фразами о том, что запрещены какие-то другие поклоны, а не земные, или они разрешены, но без молитвы. Этот вопрос подробно рассмотрен на нашем сайте: https://azbyka.ru/m-poklon
Мы попросили Алексея Алёхина, учащегося богословского факультета университета Аристотеля в Салониках, рассказать о греческой практике совершения земных поклонов в воскресные дни.

В первом послании к Коринфянам святой апостол Павел говорит о том, что в Церкви: «всё должно быть благопристойно и чинно» (1Кор.14:40). Таким чином в Церкви являются канонические правила Апостолов, Вселенских соборов и святых отцов. Ревность не по разуму (Рим.10:2), не руководимая церковными правилами, может привести человека к прелести и ереси, когда он делает произвольный выбор под руководством собственных идей и желаний. Например выбор совершать земные поклоны в воскресные дни, в то время как правила Вселенских соборов это запрещают.

В своем труде «О Святом Духе» святитель Василий Великий объясняет нам причину, по которой в воскресный день не должны совершаться земные поклоны: «В первый день седмицы совершаем молитвы, стоя прямо, но не все знаем тому причину. Ибо не только, как совоскресшие со Христом и обязанные искать вышних, в воскресный день прямым положением тела во время молитвы напоминаем себе о дарованной нам благодати, но и потому сие делаем, что этот день, по-видимому, есть как бы образ ожидаемого нами века.«

В воскресный день, как в день радости, не положено совершать земные поклоны не только для молитвы, но и в других обстоятельствах, так архиепископ Петр Александрийский в своем 15 каноническом правиле говорит: «Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради воскресшаго в оный. В сей день и колена преклоняти мы не прияли.«

Не смотря на это, часть христиан, по причине вышеописанной ревности не по разуму, продолжала склонять колена в воскресные дни. С целью ввести общий чин в церковное богослужение первый Вселенский собор своим 20 правилом установил: «Поскольку суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу.«

Однако, это Правило судя по-всему продолжало быть не до конца понятным некоторым православным, для чего 90 Правило Шестого Вселенского собора уточнило в какие именно часы надо прекращать преклонение колен и то, что колена не преклоняются не только для молитвы: «От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в олтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера«

Читайте так же:  Молитва чтобы муж сильно жену любил

Тем не менее и по сей день, в том числе в Греции существуют как миряне, так и священнослужители, частное мнение которых идет вразрез с Правилами Вселенских соборов.

В качестве аргументации некоторые греческие авторы приводят 10 правило св. Никифора Исповедника: «По воскресным дням и в течение всей пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонять колена, прикладываясь к св. иконам.«

По-гречески это правило звучит так: «Πρέπει νὰ κλίνῃ τινὰς γόνυ χάριν ἀσπασμοῦ ἐν τῇ Κυριακῇ καὶ ἐν ὅλῃ τῇ Πεντηκοστῇ, ὄχι ὅμως καὶ νὰ κάμνῃ τὰς συνήθεις γονυκλισίας»

Γονυκλισία, означающая «земной поклон» переведена на русский просто как «поклон», а κλίνῃ γόνυ — «преклонение колен» в данном случае не означает земного поклона. Десятое правило св. Никифора может быть переведено так: «Должно склонять колена ради приветствия (ἀσπασμός = приветствие с поклоном, целование в т.ч. икон) по воскресным дням и в течение всей Пятидесятницы, однако не делать обычных земных поклонов»

Таким образом, десятое правило св. Никифора о земных поклонах говорит однозначно — они запрещены. А «преклонение колен» в этом правиле означает благоговейное склонение тела, однако без припадания на землю.

Вообще говоря, на практике в Греции есть другая проблема. Неканоничные земные поклоны — это скорее реалии русского благочестия. Греки же не только не стоят на коленях, но и вообще преимущественно сидят во время богослужения, вставая лишь в отдельные его моменты (Великий и Малый Вход, чтение Евангелия, Символа веры, Отче наш). Особенно нелепо это выглядит, когда все встают для чтения Символа веры и сразу же после прочтения садятся, в то время как звучат слова диакона: «Στῶμεν καλῶς· στῶμεν μετὰ φόβου» — «Станем добре, станем со страхом . «, т.е. по-русски «Давайте стоять хорошо, стоять со страхом. «

Поэтому греческие учебники по литургике и статьи в интернет делают акцент не на вопросах коленопреклонения, а на том, что надо стоять во время службы и фраза свт. Василия: «В первый день седмицы совершаем молитвы, стоя прямо» анализируется не с точки зрения «стоя прямо, а не коленопреклоненно», а «стоя прямо, а не сидя». Поэтому грекам вполне есть чему поучиться у славян.
Главное же и нам, в своей ревности и благочестии, не выходить за установленные оросами Вселенских соборов пределы, чтобы как словесной пастве находиться внутри ограды Церковной, под охранением доброго Пастыря (Ин.10:14), Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Когда креститься, когда кланяться… 1

Когда креститься, когда кланяться…
Или: Внешнее благочестие. Часть 1

Несколько дней назад совершаем Великий вход. У меня в руках Чаша, диакон держит дискос. Хор поет умилительные песнопения, прихожане благоговейно взирают на нашу процессию. Кто-то из прихожан встает на колени. Другие чувствуют себя неловко, потому что не знают, как себя вести. Кто-то тоже опускается на колени, кто-то принимает согбенное положение. Иные просто, растерявшись, поглядывают по сторонам – как вести-то себя правильно.
Произношу положенные молитвы, вхожу в алтарь и думаю: как же плохо у нас знают прихожане Устав поведения в храме. Лукавый услужливо подбрасывает мысли на эту тему. Стараюсь отогнать их, всецело сосредоточившись на молитве. Но даю себе слово подумать об этом на досуге и написать об этом очерк. Этот очерк – перед вами.

Итак, молитвенные жесты. В какое время прихожанин должен осенять себя крестным знамением (то есть креститься), а в какое время должен кланяться? Об этом – наш сегодняшний разговор.

Самый хороший совет, который можно дать человеку, совершенно незнакомому с Уставом богослужения и с правилами поведения во время богослужения, – это следить за тем, как ведут себя священник и диакон. Они крестятся и кланяются – и прихожане должны. Они встают на колени – и прихожанам нужно преклонить колени. Даже одно наблюдение за тем, что и как делают священнослужители, за короткое время позволит усвоить культуру поведения за богослужением и ответит на многие вопросы. Странно, но и прихожане со стажем иной раз не знают, как правильно себя вести за богослужением. Это говорит о том, что прихожане не смотрят и не думают над тем, что и как делают священнослужители. Я имею в виду, что и как делают на службе. Потому что в жизни прихожане как раз очень внимательно следят за батюшками – на какой машине он ездит, как одета его жена и дети и многое другое.
А надо бы быть внимательными к тому, что и как делает священник не в своей мирской жизни – лишь Бог судья всякому человеку, а за богослужением, потому что тут священник представляет собой не обычного человека, а служителя Божьего.
Впрочем, мы отвлеклись.
Поговорим на нашу тему: молитвенное поведение за богослужением.


Длительное коленопреклонение во время чтения особых молитв за вечерней, в День Святой Троицы.

Поклоны
Существует три вида поклонов:
1. Простое преклонение головы;
2. Поясной поклон: мы склоняемся в пояснице. Если следовать строгим правилам, то во время поясного поклона мы должны наклоняться вперед настолько, чтобы коснуться пальцами пола.
3. Земной поклон: Мы встаем на колени и преклоняемся головой до земли. Потом встаем.

В соответствии с правилами церковного Устава во время богослужения употребляются в соответствующих случаях все три типа поклонов. В какое время – какие, мы сейчас расскажем:

Читайте так же:  Молитвы к ПреСвятой Богородице вернуть любовь мужа

Преклонение головы
Краткое преклонение головы никогда не сопровождается крестным знамением, мы просто преклоняем голову или легко наклоняем корпус:

А. На слова священника Мир всем; Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием...; Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.
Б. На слова церковных песнопений: припадем, поклонимся.
В. Всякий раз, когда священник благословляет не Крестом, а рукой. Когда же священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, или в другие моменты, следует перекреститься и после этого сделать поясной поклон)
Г. Всякий раз, когда священник (или архиерей) благословляет свечами.
Д. Всякий раз, когда тебя кадят. Каждением диакон (или священник) выражает человеку почтение как образу Божию. В ответ мы кланяемся диакону (или священнику). Исключение – в ночь Святой Пасхи. Тогда священник кадит с Крестом в руке и приветствует всех возгласом Христос Воскресе. Вот тут нужно сначала перекреститься, а потом поклониться.


За священнослужителями преклоняют колени и все богомольцы.

Длительное преклонение головы
При возгласах диакона: Главы ваша Господеви преклоните и Главы наша Господеви преклоним. При этих словах следует наклонить голову и стоять так все то время, пока читается молитва.
Е. Мы преклоняем голову во время Великого входа, тогда, когда процессия священнослужителей останавливается на амвоне.
Ж. Во время чтения Святого Евангелия.

Поясной поклон
Всегда перед поясным поклоном мы осеняем себя крестным знамением!
Осенив себя крестным знамением, мы склоняемся в поклоне:
А. После каждого прошения диаконской ектении, в то время, когда хор поет Господи, помилуй или Подай, Господи.
Б. После каждого возгласа священника, которым тот завершает ектению.
В. Всегда при пении хором: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Г. На каждое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (во время Литургии).
Д. После пения Честнейшую Херувим.
Е. При чтении акафистов – на каждом кондаке и икосе; при чтении канонов на вечерней службе – перед каждым тропарем.
Ж. Перед началом и после окончания чтения Евангелия, при пении хора: Слава Тебе, Господи, Слава Тебе.
З. Перед началом пения Символа Веры (на Литургии).
И. Перед началом чтения Апостола (на Литургии).
К. Всякий раз, когда священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, во время пения Многолетия и в прочих случаях).
Л. Всякий раз, когда благословляют Чашей, Крестом, Святым Евангелием и иконой.
М. В начале пения молитвы Отче наш.
Н. Проходя мимо царских врат внутри храма, мы также должны перекреститься и поклониться.

Мы сказали о том, когда земные поклоны отменяются. Что же сказать про то, когда они, наоборот, положены?
Всех случаев, когда земные поклоны положены, не привести, их много. Важно вот что: всегда, когда молящихся призывают положить земной поклон, этот поклон делают сами священнослужители. Таких случаев много в Великом посту. Смотрите за священниками – и не ошибетесь.


Прекрасная древняя традиция: ставить свечи перед иконами. Возжигая свечу, мы мысленно воздаем дань любви Первообразу, то есть тому, кто на иконе изображен.

Стояние на коленях
Сразу скажу, что в православной традиции не принято молиться, стоя на коленях. Этого не знают и иные батюшки. Смотришь, иной раз начинается Евхаристический канон – и все в алтаре встают на колени и остаются в таком положении. Друзья: молиться на коленях – это обычай Католической Церкви. В Православии встают на колени на краткое время:
А. Во время перенесения святыни (например, на Литургии Преждеосвященных Даров – когда во время этой Литургии положено вставать на колени, читайте в фотоальбоме https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/liturgija-prezhdeosvjashhennykh-darov-08079
Б. Слушают раз в году коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы;
В. Встают на колени во время молитвы (например, после молебна), когда диакон (или священник) к этому призвал: Преклоньше колена, помолимся.
Г. Можно встать на колени, когда мимо проносят особо чтимую святыню, например Чудотворную икону, мощи.
Но просто так на колени в храме не встают и, тем более, не остаются в таком положении продолжительное время.

Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона
А. Во время чтения шестопсалмия. Оно читается во время утрени, которая может служиться утром, а может вечером. Также шестопсалмие всегда совершается во время всенощного бдения, то есть в субботу вечером и накануне праздничных дней.
Шестопсалмие состоит из шести псалмов. В середине, после трех псалмов, чтец провозглашает:
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь
.
Шестопсалмие совершается в глубокой тишине и благоговении. Эти шесть избранных псалмов говорят об ожидании человечеством Мессии – Спасителя. Тишина здесь обозначает то состояние, в котором пребывало древнее человечество накануне Пришествия Христова: сосредоточенное ожидание избавления от греха.
Б. При начале пения Символа веры;
Г. В начале чтения Апостола, Евангелия (на Литургии, на Всенощном бдении);
Д. При начале чтения паремий (на всенощном бдении перед большим праздником)
Е. При произнесении священником слов Силою Честнаго и Животворящаго Креста (эти слова встречаются в некоторых молитвах).


В ночь Святой Пасхи священник кадит верующих и приветствует их возгласом: Христос Воскресе! Верующие отвечают: Воистину Воскресе! Осеняют себя крестным знамением и кланяются в ответ.
Коленопреклоненная молитва в воскресенье
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here