Какую молитву читают в конце службы

Полное описание: Какую молитву читают в конце службы специально для наших уважаемых читателей.

Что за молитву поют все вместе на службе в храме (см.)?

Ходила в церковь на службу и чувствовала себы просто неловко, когда все молились вслух хором, а я даже не знала слов. Знаю только «Отче наш. » и «Богородица Дева. » Кто знает — помогите, пожалуйста!

В православных храмах можно петь очень много молитв (но поскольку народ их зачастую не знает, то поют в основном Символ веры, «Отче наш», «Достойно есть» — последнее в честь Пресвятой Богородицы).

Символ веры должен знать наизусть каждый христианин. Если бы Вы выполняли то, что положено делать всем православным людям (то есть, молились бы прилежно ежедневно — утром и вечером), то уже знали бы Символ веры наизусть, поскольку он помещен среди утренних молитв в православном молитвослове.

Так что, обзаведитесь такой вот прекрасной книгой (вышеназванным сборником молитв) — и побыстрее исправляйте положение: учитесь молиться по нему ежедневно. Можете на первых порах петь Символ веры прямо по молитвослову во время службы (в этом нет ничего зазорного!) — так будет даже легче его запомнить. И молитва «Достойно есть» тоже имеется в этой книге. Она короткая, запомнить её совсем просто!

Если Вы были на службе утром, вернее всего была Литургия, а значит пели Символ веры.

И, хотя часто Символ веры называют молитва Верую, по большому счету, Символ веры — не молитва,

а исповедание основ своей веры.

То есть, православный христианин на вопрос «во что ты веришь»,

должен ответить именно текстом Символа веры:

  1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
  2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
  3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
  4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
  5. И воскресшаго в третий день по Писанием
  6. И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
  7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца
  8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
  9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
  10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
  11. Чаю Воскресения мертвых
  12. И жизни Будущаго Века. Аминь.

Если же Вы были на вечернем субботнем богослужении, то вернее всего, все пели

«Воскресение Христово видевше. «:

Воскресение Христово видевше, Поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняимся, Христе, и Святое воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем, приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову воскресению. Се бо прииде Крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его; распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

:

Еще часто, например перед молебном, всем миром поют «Царю небесный»:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины,

Иже везде сый и вся исполняяй,

Сокровище благих и жизни Подателю,

прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны,

и спаси, Блаже, души наша.

Как называются молитвы, которые в храме на службе поются вместе с прихожанами?

отвечает диакон Димитрий Половников

Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, как называются молитвы , которые в храме на службе поются вместе с прихожанами?

Обычно, прихожане поют хором в храме следующие молитвы:

Символ веры

Символом веры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8.И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых,

12. и жизни будущаго века. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш – эта молитва дана самим Иисусом Христом (Матф. 6:9-13), и, в сокращеннном виде, (Лук. 11:2-4).

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Воскресение Христово видевшее

Воскресение Христово видевшее – эта молитва поется за воскресным Всенощным бдением

Читайте так же:  Молитва на субботу на торговлю

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, Имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению; се бо прииде Крестом радость всему миру; всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его, распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Царю небесный

Царю небесный – это стихира из службы в день святой Троицы с 14 века начинает почти все церковные службы

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю! Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Как заканчивается служба в храме

Православные люди регулярно молятся дома и посещают службы в храме, совместно восхваляя Господа Иисуса Христа. Спасение христианину дарует церковь, поэтому не избегайте совместных служб.

В богослужении есть внутренняя логика, предполагающая начало и завершение действа в отведенное время. Необходимо узнавать концы православных служб, чтобы действовать в унисон с остальными прихожанами.

Молитва и ее значение в православии

Православная традиция наделяет молитву важной добродетелью — бесстрастностью. Перечитайте Евангелие, в котором звучит важная мысль Сына Божия. Эта мысль сводится к отстранению всего суетного на периферию человеческого сознания.

Во время чтения молитв из разума изгоняются:

Эмоциональные всплески мешают осознанности, четкому пониманию роли храма в нашей жизни. Подобную ошибку уже совершали коринфские христиане, пытавшиеся изливать чувства на нескольких языках и заниматься пророчествами. Этих людей призывал к благоразумию апостол Павел. Святой рекомендовал читать молитвенные тексты с умом, контролируя свои действия.

Значение молитв в православии очень велико. Хвалы Господу возносятся утром и вечером, совместно и поодиночке. Когда мы поем совместно с церковным хором или возносим благодарственные речи Отцу и Сыну, то очищаемся внутреннее, готовимся стойко переносить любые испытания. Обращали внимание, что диакон размеренно читает святые тексты? Подобное занятие не терпит суеты, чрезмерных восторгов или пролитий слез. Господь даровал вам разум, пользуйтесь им.

Совместные молитвы в храме

В храмах совместной молитве придается особое значение. Церковь — это не сборище одиноких верующих, это единый организм, действующий в общем духовном порыве. Совместная молитва — это инструмент единения с Богом, который незримо присутствует в любом храме.

Помните, что существуют церковные таинства, проводить которые может лишь священнослужитель. Чтением молитв подобные таинства не ограничиваются.

Общая молитва наиболее актуальна во время великих богослужений. Верующие поклоняются не только Иисусу Христу, но и Богородице, а также известным святым, внесшим существенный вклад в развитие христианства. Если кто-то из прихожан отвлекается от службы, остальные продолжают молиться. И в этом кроется сила коллективных песнопений Богородице и другим святым.

Вот основные моменты в церковных службах, на которые стоит обратить внимание:

  1. Восхваления Святому Духу возносят священник и диакон (второй выступает в роли помощника).
  2. Молитву произносят специально подготовленные люди — чтецы.
  3. Пение также присутствует в православной традиции.
  4. Если Богородицу славят не совсем понятными для вас словами — проявите терпение и внимательность. Вскоре смысл дойдет до вас.
  5. Подпевать хору не возбраняется, только старайтесь не мешать остальной пастве.
  6. Известен также мирянский чин — служба суточного круга (здесь участие священника не требуется).

Богослужебные молитвы

Существуют молитвенные действия двух типов. К первому относятся службы, проводимые внутри храмов только священнослужителями. Молитва, которую читают прихожане со своим пастырем, относится к числу совместных богослужений. Текст должен произноситься без ошибок, так что постарайтесь выучить его наизусть. Среди подобных молитв стоит отметить:

  • «Отче наш…»;
  • Символ Веры;
  • обращение к причастному стиху;
  • песнь о Воскресении Христовом;
  • возгласы на службах во время Пасхи.

К категории богослужебных молитв относятся тропари, стихиры и кондаки. Подобные тексты можно читать и в домашних условиях, но лучше делать это, присоединившись к верующим в храме.

А знаете ли вы, какими молитвами занимается только священник? Вот их перечень:

  • светильничные;
  • для осуществления треб либо таинств;
  • Ефрема Сирина;
  • Евхаристическая.

Значение служения в храме

Молиться Богородице можно и дома — тогда не придется ждать конца богослужения. Так почему же совместными молитвами интересуется столь огромное количество верующих людей?

Икона «Царь Славы».

Всё просто — Господь рассматривает Церковь как единый организм. Иисус и Богородица завещали нам любить ближних, а ближние собираются в храме. Православных христиан молитва сближает, настраивает на общий лад. Кроме того, совместные устремления позволяют сделать службу более эффективной.

Духовные наставники рекомендуют следить за временем, поскольку дьявол искушает нас иллюзиями «чрезмерной продолжительности» служб. В среднем, молитвами мы занимаемся не более 8-10 минут ежедневно. Кто-то славит Богородицу, кто-то — святого покровителя. Важно держать эти действия под контролем, даже если вы отправились на службу в церковь.

Вот еще несколько причин, по которым стоит находиться в храме:

  1. Чувство единения с Богом и другими людьми.
  2. Возможность пообщаться со священником и другими прихожанами (когда служба закончится).
  3. Близость к священным реликвиям.
  4. Приятная умиротворяющая атмосфера.

Порядок проведения богослужений

Совместная молитва в храме читается по распорядку, в строго отведенное время. Регламентирует службу церковный устав. В церквях и монастырях много молитв, и читаются они ежедневно.

День в храме условно делится на три части:

  1. Утренняя служба.
  2. Божественная литургия (основная часть).
  3. Вечернее богослужение (то, которое начинается в районе 18.00-19.00).
Читайте так же:  Молитва для снятия колдовства

Стоит отметить, что четких хронологических границ на службах не существует. Всё зависит от текущего времени суток, а вот продолжительность мероприятия канонами не ограничивается. Поэтому не стоит интересоваться у прихожан концами богослужений — четких ответов вы не получите. Лучше подумайте о Богородице или жертве Иисуса, пострадавшего за наши грехи — вот кто действительно умел терпеть. Если же вы хотите представить приблизительные границы служб, то ориентируйтесь на полтора-два часа. В ряде случаев молитва может растянуться на три часа.

Попав в храм, вы должны различать службу годичную, седмичную и суточную. Во всех случаях священники читают молитву той же Богородице неоднократно. Суточные богослужения замыкаются в кольцо на протяжении суток, аналогичная картина повторяется с седмичными и годичными циклами. В ежедневных мероприятиях существует базовая основа, регламентированный порядок действий. Прочие ритуалы строго не оговариваются.

Интересуясь молитвами, обратите внимание на следующие детали:

  1. Суточный круг. События из биографии Спасителя соответствуют каждому часу цикла. Приближаясь к храму, вы должны хоть немного разбираться в жизненном пути Иисуса. Также стоит поинтересоваться Богородицей.
  2. Седмичный круг. Здесь Священная История связывается с определенными днями недели, и эта связь отражается на каждой прочитанной молитве.
  3. Годовой круг. Здесь стоит рассматривать не только жизнь самого Иисуса, но и биографии его сподвижников (апостолов), а также святых. Важная роль отводится и Богородице. Каждое событие связывается с конкретным днем года.

Интересуясь православным храмом, учитывайте важную деталь — здесь существует понятие богослужебных суток.

Любую молитву начинают произносить вечером — такой порядок именуется вечерней службой. Следующий этап — утреня, после чего наступает время Божественной Литургии. В воскресные и праздничные дни все компоненты объединяются, и прихожане участвуют во всенощном бдении.

Особое внимание стоит уделить Литургии, в рамках которой проводится одно из ключевых православных таинств — Евхаристия. Тут молитвой дело не ограничивается, поскольку священник организует сложный ритуал, наполненный глубоким символизмом. Речь идет о Причащении. Верующие вкушают хлеб и вино — эти продукты ассоциируются с плотью и кровью Спасителя.

Евхаристия. Таинство причастия.

В Литургии можно выделить три главных компонента:

  1. Проскомидия (Святые Дары должны быть подготовлены к освящению).
  2. Литургия оглашенных (на данном этапе поются псалмы, люди славят Иисуса и Богородицу, озвучиваются выдержки из Писания, поминаются молитвами усопшие родственники).
  3. Литургия верных (Дары подвергаются освящению, происходит само таинство, верующие причащаются).

Молитвы для проведения службы

Важное место в Литургии занимает Евхаристическая молитва. Текст, именуемый анафорой, произносится священником над Дарами — делается это в пределах алтаря тайно. Современные храмы не позволяют полностью скрыть происходящее, поэтому некоторые возгласы служителя достигают ушей прихожан. В самом начале действа зажигается свет, а по окончании таинства свечи должны быть погашены.

Подготовка к Анафоре

Стоит отметить, что молитв в православии очень много, и перечислять их тексты можно до бесконечности. Верующие преклоняются перед Богородицей, апостолами и значимыми фигурами святых. Так, на всенощном бдении читаются следующие тексты (приведены лишь некоторые):

  • «Девятый час»;
  • «Малая вечерня»;
  • «Великая ектения»;
  • «Лития»;
  • «Благословение хлебов».

Есть свои особенности и в утренней молитве. Тут может восславляться Богородица, Иисус либо кто-то из апостолов, но существует определенный набор текстов, без которых не обойтись. Вот лишь некоторые примеры:

  • «Шестопсалмие»;
  • «Великая ектения»;
  • «Всякое дыхание»;
  • «Воскресение Христово»;
  • «Канон».

Помимо всего перечисленного в утренних службах участвуют стихиры и выдержки из тропаря. Ныне и присно будет существовать молитва «Окончание утрени», известная как «Великий отпуст». Помимо этого используются кондаки для первого молитвенного часа.

Чем завершается служба

После вечери, прославления Иисуса и Богородицы, в православных храмах отправляется повечерие. Суть этого мероприятия сводится к общественным молитвенным действиям, напоминающим пастве о сошествии Иисуса в ад. Здесь важно вспомнить, что человек освободился от власти Сатаны и теперь должен почитать Господа.

С наступлением полуночи начинается так называемая полуношница — третье богослужение суточного цикла. А вот утреня служится непосредственно перед рассветом и плавно перетекает в часы, коих насчитывается шесть. Все перечисленные процессы имеют строгую последовательность и собственные окончания. Чтобы разобраться в нюансах, посещайте церковь, читайте духовную литературу и разговаривайте со священниками.

Порядок проведения службы в православной церкви последовательность

Если в тот день было бдение, то стихословия кафизмы не бывает.

«Господи, воззвах» поется в глас стихир Октоиха, и читаются псалмы 140-й, 141-й и 129-й до стиха «Аще беззакония нáзриши, Господи» и затем стихиры Октоиха – 3 и святому – 3 со стихами псалма; «Слава» – святому, если есть наряду, «И ныне» – Богородичен Октоиха по гласу «Славы» и по дню (в конце Минеи месячной); если же «Славы» святому нет, то «Слава, и ныне» – Богородичен или Крестобогородичен (под среду и пятницу) наряду в Минее.

Во время пения стихир иерей или диакон кадит алтарь, иконостас, лики (клиросы), народ и храм, после чего возвращается к царским вратам, кадит их и две местные иконы – Спасителя и Божией Матери, входит в алтарь южной дверью и, покадив престол спереди, отдает кадило; если кадил диакон, то он кадит после всего и иерея. По последней стихире – «Свете тихий» и прокимен дню. «Сподоби, Господи, в вечер сей». Ектения «Исполним вечернюю молитву» пред царскими вратами.

На стиховне стихиры Октоиха со стихами «К Тебе возведох», «Помилуй нас, Господи», «Слава» – святому, если есть наряду, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы» и по дню (в конце Минеи), а если «Славы» святому нет, то «Слава, и ныне» – Богородичен или Крестобогородичен в Минее наряду. «Ныне отпущаеши», Трисвятое, «Отче наш» и по возгласе иерея «Яко Твое есть Царство» – тропарь святому, «Слава, и ныне» – Богородичен отпустительный во глас тропаря святому и по дню (в конце Минеи). Если тропаря святому наряду нет, то общий святителю, или мученику, или преподобному. Ектения сугубая «Помилуй нас, Боже», полная, пред царскими вратами. По ектении иерей или диакон, стоя на том же месте, возглашает: «Премудрость». Лик: «Благослови». Иерей: «Сый благословен». Лик: «Аминь. Утверди, Боже». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Лик: «Честнейшую». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже». Лик: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей, обратясь к народу, творит отпуст полный. Лик – многолетие.

Читайте так же:  Молитвы ПреСвятой Матронушки

Затем иерей входит в алтарь, закрывает завесу царских врат, снимает фелонь и возгласом «Благословен Бог наш» начинает повечерие малое. Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся» (трижды), псалом 50-й и прочее. Повечерие читается среди церкви пред амвоном. По «Слава в вышних» – канон Богородичный в Октоихе наряду. Ирмосы – по одному разу, тропари – сколько есть. По каноне «Достойно есть», Трисвятое, «Отче наш». По возгласе иерея тропари храму, если храм Христов или Богородичный, потом дню и общие рядовые: если храм Христов, то на повечерии во вторник и четверг тропарь храму оставляется во весь год, а читаются в эти дни сначала дню – «Спаси, Господи, люди Твоя», потом храму Богородицы или святого, затем общие рядовые, и следуют прочие чтения повечерия; отпуст краткий пред царскими вратами. Заканчивается повечерие ектенией «Помолимся о Великом Господине».

Полунощница вседневная. Иерей в одной епитрахили перед престолом возглашает: «Блогословен Бог наш». Чтец. «Аминь. Слава Тебе, Боже наш», «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Приидите, поклонимся» и псалом 50-й, затем 17-я кафизма вся без стихословия. «Верую во Единаго Бога». Отпуст краткий пред царскими вратами и ектения «Помолимся о Великом Господине».

Утреня вседневная. По окончании полунощницы иерей входит в алтарь, облачается в фелонь, отверзает завесу царских врат, принимает кадило и, кадя, возглашает: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся» и читает 19-й и 20-й псалмы; по псалмах и Трисвятом – тропари «Спаси, Господи». Во время чтения псалмов и тропарей иерей кадит алтарь, весь храм, лики и народ. По окончании чтения тропарей иерей, стоя пред престолом с кадильницей, произносит ектению «Помилуй нас, Боже», краткую, состоящую из трех прошений. Иерей: «Помилуй нас, Боже». Лик: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Еще молимся о Великом Господине». Лик: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Еще молимся за всю братию и за вся христианы». Лик: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей возглас: «Яко милостив». Лик: «Аминь». «Именем Господним благослови, отче». Иерей, творя кадилом знамение креста, возглашает: «Слава Святей», и чтец читает шестопсалмие среди церкви пред амвоном. Иерей, отдав кадило, молится пред престолом. После трех первых псалмов иерей, выйдя из алтаря, пред царскими вратами читает тайно утренние молитвы по Служебнику. Ектения великая произносится пред царскими вратами.

«Бог Господь, и явися нам» возглашается со стихами, так же, как прокимен, а клир поет «Бог Господь» во глас тропаря рядовому святому. Тропарь святому (дважды), «Слава, и ныне» – Богородичен от менших (отпустительные Богородичны в конце Минеи). Стихословятся две рядовые кафизмы, иногда три, по указанию Устава. По кафизмах ектений малых не бывает, а после стихословия читаются или поются седальны Октоиха с Богородичнами или Крестобогородичнами наряду. Затем – псалом 50-й.

На 3-м и 6-м часах тропарь и кондак те же, что и на 1-м часе.

На Божественной литургии антифоны вседневные «Благо есть» (в Ирмологии и в Апостоле в конце). Если святому положена на Блаженнах песнь канона, тогда читаются изобразительны «Благослови, душе моя, Господа» и Блаженны Октоиха – на 4 и святому, песнь 3-я – на 4. Вход с Евангелием.

Во время входа на Божественной литургии не следует возглашать диакону или иерею велегласно: «Господу помолимся», чтобы клир отвечал: «Господи, помилуй», а вход должен происходить во время чтения или пения 3-го антифона или Блаженн, и «Господу помолимся», как и молитва входа, говорится вполголоса. Такой же вход бывает на вечернях, на которых читается Евангелие. Так вход совершался в Большом Успенском соборе в Москве, да и Служебник и Чиновник ясно указывают говорить «Господу помолимся» едва слышно.

Входное: «Приидите, поклонимся. Во святых дивен Сый поющия Ти: аллилуиа» (единожды).

По входе тропари храму Христову или Богородицы, дню и храму святого, святому рядовому; затем кондак храму Христову, дню, храму святого, рядовому святому, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – кондак храму Богородицы, а если его нет, то «И ныне» – «Предстательство христиан». Если среда или пятница, то тропари «Спаси, Господи», затем храму Богородицы и храму святого и рядовому святому; кондаки дню «Вознесыйся на Крест»; храму святого, рядовому святому, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – храму Богородицы (храму Христову в эти дни тропарь и кондак не полагаются). Если же храм только Христов, то тропари храму, дню, рядовому святому; кондаки дню, рядовому святому, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – храму Христову. Если же храм только святого, то по входе тропари дню, храму святого, рядовому святому; кондак в среду и пяток дню, а в прочие дни храму святого, рядовому святому, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – «Предстательство христиан». Прокимен, Апостол, Евангелие и причастен дню; если положено святому, то после дневного читается и святому, Аллилуиа – пред Евангелием одному святому. Показанный здесь общий порядок вседневного служения является образцом для всех дней недели, кроме воскресенья, если в эти дни не случится праздника Господня, Богородицы, великого святого и храмового, имеющих бдение и полиелей.

Читайте так же:  Заговоры и молитвы на день рождения

Утреня: что поется и читается на этой службе

Утреня

В Древней Церкви утреня соверша­лась в те часы, в которые Христос родился и воскрес. И если начало вечерни, первой службы суточного круга, соответствовало творению мира и грехопадению человека, то начало утрени утверждает пришествие в мир Сына Божьего.

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» — эти слова воспели ангелы в ночь Христова Рожде­ства, а теперь ими начинается утреня.

В храме гаснут светильники, и в тишине и тем­ноте, словно в преддверии рассвета, читается шестопсалмие (3, 37, 62, 87, 102, 142 псалмы).

Бог пришел в мир, где человек изнемогал под гнетом греха и богооставленности, в мир, где по­следней надеждой оставалось упование на Божью помощь, Его заступничество и милосердие. Эту на­дежду выражает шестопсалмие, в котором скорбь и сетование о преследовании праведника череду­ются с радостью о Боге: «Благослови, душе моя, Господа».

На середине шестопсалмия священник, симво­лизируя обещанного Ветхим Заветом Ходатая — Христа Спасителя, выходит из алтаря и, став перед царскими вратами, тихо читает двенадцать (по чис­лу часов ночи) молитв.

Священник перед царскими вратами

Утреня являет переход от вечера к утру, от заката к рассвету, ведь с пришествием Христа ночь прошла, а день приблизился. Зажигаются светильники, возно­сится великая ектения, и диакон возглашает пророче­ские стихи о пришествии Христа, которыми когда-то встречали Христа Бога, когда Он входил в Иеруса­лим, чтобы там принести Себя в жертву: «Бог Господь и явися (явился) нам, благословен Грядый во имя Господне». Их подхватывает хор, а диакон произно­сит пророческие стихи из 117-го псалма.

За пророчествами Ветхого Завета следуют пес­нопения новозаветной Церкви: тропари праздника или, если это воскресная служба, один из восьми (по числу гласов) воскресных тропарей.

В богослужении всенощного бдения есть свой особый ритм: его создает чередование чтения и пе­ния, молитвы и слушания Писания.

В древнем мире ночь разделялась на четыре стражи — этому соответствуют четыре части утре­ни: шестопсалмие, кафизмы с Евангелием, канон, хвалитные стихиры с ектениями.

На воскресной утрене вычитываются 2-я и 3-я ка­физмы, содержащие пророчества о предшествующих Воскресению страданиях и крестной смерти. Мы уже отметили, что на богослужении ветхозаветные чте­ния завершаются церковными молитвословиями. Это обозначает, что весь Ветхий Завет исполняется в Господе Иисусе Христе, а также и то, что без веры в Господа Ветхий Завет не может быть правильно принят и истолкован.

После кафизм положены малая ектиния и се­дален — так называется тропарь, темой которого в воскресные дни является смерть и Воскресение Христовы.

Начинается самая торжественная часть утрени — полиелей. Это радостная песнь, состоящая из сти­хов 134-го и 135-го псалмов, воспевающих милость Божью: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Госпо­да. Аллилуия».

Выход на полиелей

Слово «полиелей» означает «многомилостивый». (В пост полиелей заменяют «непорочны» — пение 118-го псалма.) Царские врата отверзаются, и духо­венство выходит из алтаря в центр храма. Древние псалмы продолжаются молитвами Церкви, в дни воскресные это творения преподобного Иоанна Да­маскина, воскресные тропари.

Начиная с Недели о блудном сыне (подготови­тельной к Великому посту), поется 136-й псалом — воспоминания о временах вавилонского пленения: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом». Вавилонский плен израильского народа — истори­ческое событие, символизирующее пленение чело­века грехом.

Каждение на полиелее

Блаженным, то есть счастливым, человеком в псалме назван тот, кто отсекает греховные по­мыслы тогда, когда они еще только «младенцы» и не выросли до совершенного греха, отсекает, раз­бивая их о Камень веры — Господа Иисуса Христа.

От центра храма, где на аналое находится ико­на празднуемого события, Воскресения или празд­ника, начинается каждение. Сейчас его совершает не диакон, а священник (как и в начале всенощно­го бдения, что подчеркивает важность момента). В праздники Господские, Богородичные или чтимых святых звучит величание — краткий стих, который поочередно поют священнослужители и хор.

После очередной малой ектении следует древ­нейшее церковное песнопение — ипакóи (это слово означает «слушать, откликаться»). Тема воскресных ипакои — Воскресение и Жены Мироносицы, первые получившие весть о восстании Христа из мертвых.

Чтение Евангелия на утрене

Хор поет антифон или же тропарь Господского и Богородичного праздника. Как правило, антифон выражает, с одной стороны, наше бедственное по­ложение, а с другой — надежду на Божью помощь: «От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой!»

Несколько молитвословий, а также возгласов священника и диакона предшествуют чтению Еван­гелия. В двунадесятые праздники священник зачи­тывает соответствующий празднику евангельский отрывок — зачало. В дни воскресные звучат один­надцать зачал о событиях Воскресения.

Весть о Воскресении продолжают песнопения Пасхи: «Воскресение Христово видевше». В это вре­мя диакон, стоя на амвоне лицом к молящимся, приподнимает Евангелие, что символизирует при­сутствие воскресшего Христа среди нас.

С ликованием о воскресшем Христе соединяет­ся печальное знание о греховной немощи человека, исполняется (полностью читается или частично по­ется) 50-й псалом.

Все, кто собрался в храме, прикладываются к Евангелию, то есть целуют его, потому что че­рез Благую Весть явлено наше избавление от греха и спасение. Как знак Божье­го милосердия совершается помазание елеем. О Божьей милости Небесного Отца говорит и возглас священ­ника: «Милостью и щедро­тами Единородного Твоего Сына».

Читайте так же:  Молитва чтобы человек нашелся живым

Явление Евангелия на утрене

Затем начинается ка­нон: хор поет ирмос, пред­шествующий каждой песне, и катавасию, заверша­ющую песнь; чтецы читают тропари и припевы — краткие прославления и молитвенные обращения. Песни канона (вторая пропускается) перемежаются малыми ектениями (после 3, 6 и 9 песен). Ирмосы со­относятся с Ветхим Заветом, ведь в их основе лежат библейские песни Моисея (1 и 2 ирмосы), пророчи­цы Анны (3 ирмос), пророков Аввакума (4), Исаии (5), Ионы (6), трех отроков (7 и 8). Образцом для 9-го ирмоса послужила песнь святого праведного Заха­рии, связанная с рождением сына — Иоанна Крести­теля, последнего пророка Ветхого Завета, а также Песнь Пресвятой Богородицы. Тропари же канона обусловлены уже новозаветной тематикой.

Воскресный канон обычно состоит из соедине­ния сразу нескольких канонов: Воскресного, Кресто­воскресного, Богородичного и канона святому.

Восьмая песнь отличается тем, что каждый тро­парь в ней начинается словом «благословите», и по­тому ее заканчивает не возглас: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков», а: «Благословим Отца и Сына и Святого Духа Госпо­да». Тему благословения продолжает припев следу­ющей далее катавасии: «Хвалим, благословим, по­клоняемся Господеви».

После восьмой песни следует прославление Бо­городицы, приведшей в мир Свет Отца — Христа Спасителя. Диакон, начиная последнее, четвертое на всенощном бдении, каждение, выходит из алта­ря и, став перед иконой Богородицы в иконостасе, возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!» Этот момент Богослужения посвящен особому прославлению Девы Марии, хор исполняет молитвословие «Честнейшую херувим и Славней­шую без сравнения серафим, сущую Богородицу Тя величаем», перемежая это пение стихами, которые когда-то, в ответ на приветствие святой праведной Елизаветы, произнесла Богородица. Совершается каждение всего храма.

Диакон перед иконой Богородицы

Девять — ангельское число, и малая ектения после 9-й песни завершается возгласом: «Яко Тя хвалят вся Силы Небесныя».

Свят Господь Бог наш — этот возглас диакона звучит в дни воскресные, его повторяет хор, а диа­кон возглашает стихи.

За третьей песней следовал седален, за шестой — кондак, а за девятой — светилен (ведь «Бог есть свет!») или в дни воскресные — ексапостиларий (это слово означает «посылаю» и соответствует миссии, возложенной воскресшим Христом на апостолов). Ексапостиларий связан с воскресным евангельским чтением и является его богословским и молитвен­ным осмыслением.

Хор исполняет радостные стихиры на «хвалитех» — стихи, которые «стоят» на хвалитных псалмах (148–150): «Всякое дыхание да хвалит Господа! Хвалите Го­спода с Небес, хвалите Его в вышних!»

На словах «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков» (напомним, что в обиходе подобный возглас называют «Слава и ныне», а половину просто «Славой») открываются цар­ские врата, и священник обращает к Небесному Богу Отцу возглас: «Слава Тебе, показавшему нам Свет!»

Если богослужение совершалось ночью, то дан­ному возгласу могут сопутствовать проникающие в храм первые лучи восходящего солнца, но главный смысл возгласа всегда одинаков: Солнцем, освещаю­щим нашу жизнь и согревающим нас, является Господь.

Возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет!»

Хор поет великое славословие. Его открыва­ют те же слова, что уже прозвучали в самом начале утрени, — это весть о явлении Спасителя, Его Рожде­стве: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в чело­вецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кла­няем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея». Славословие, начавшееся с ан­гельского пения, замыкают также слова ангелов — пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» и тропарь праздника или один из двух поочередно звучащих воскресных тропарей. В том же порядке, что и в конце вечерни, возносятся две ектении: сугубая и просительная.

В конце утрени звучит священное имя Бога, с которым Он открылся в Ветхом Завете при неопа­лимой купине: «Сый (так на церковнославянском звучит «Сущий») благословен Христос Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Этим возгласом утверждается, что Христос и есть Тот Самый Бог, Который таинственно являл Себя в Завете Ветхом, а в совершенстве отрылся в Новом.

Всенощное бдение завершается молитвенным обращением к нашей Заступнице, приведшей Суще­го Бога в мир: «Пресвятая Богородице, спаси нас!», славословием: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!» и отпустом, в котором в числе святых упоминаются святые праведные Иоаким и Анна, родители Девы Марии, от Которой пришел в мир Христос.

После этого служат первый час, уже не имею­щий такого торжественного характера, как вечерня и утреня. После трех псалмов и молитв священник выходит на солею и, встав перед иконой Спасителя, произносит молитву, основанную на евангельском откровении: «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир, да знаменуется на нас свет Лица Твоего, да в нем узрим свет неприступный».

Так завершается тема света, которая звучала на протяжении всего всенощного бдения: свет Божьей любви воссиял нам в Рождестве Христовом и доныне освещает нашу жизнь.

И наконец, предваряя малый, краткий, отпуст, поется кондак Благовещения: «Взбранной Воеводе победительная».

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои,́ Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестная.

Молитвенное участие во всенощном бдении долж­но подготовить нас к участию в самой главной службе Православной Церкви – литургии и в самом главном церковном таинстве – Причащении.

Какую молитву читают в конце службы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here