Содержание
Одигитрия Сумельская (Панагия Сумела)
Примерно в 50 км. к югу от Трабзона на высоте 1200 м на склонах утеса находится (кажется, будто волшебным образом висит) исторический духовный центр православных христиан Понта – монастырь Панагия Сумела, частично вырубленный в скалах. Монастырь также широко известен всему миру как обитель Богородицы Черной горы.
Достаточно крутой подъем по каменистой тропинке среди отвесных скал занимает минимум 40-50 минут. Оно того стоит, ведь это своего рода путешествие во времени – переправа сразу в IV век. Именно тогда греческие монахи Варнава и Софроний основали здесь православный монастырь. Причем место указала им сама Матерь Божья.
Лик, написанный святым Лукой, стоял на голом скалистом уступе. Да еще на приличной высоте. Как тут затевать строительство?
Согласно древним источникам, в 385 году иноки Варнава и Софроний пришли в один из храмов Афин поклониться чудотворной иконе Богородицы, написанной, по преданию, евангелистом Лукой. Тут они неожиданно услышали голос Богородицы. Она велела монахам следовать за иконой до самого Понта, остановиться у горы Мела и основать там новую обитель.
Затем два ангела подняли бесценный лик, и потрясенные монахи двинулись за ним. После долгих скитаний Варнава и Софроний оказались у Черной горы. Там они обнаружили лик, написанный святым Лукой, он стоял на голом скалистом уступе. Да еще на приличной высоте. Как тут затевать строительство? Поблизости нет даже источника воды. Но вновь явилась Богородица и сказала, что вода будет. И действительно из скалы над пещерой вдруг забил живительный чудотворный источник. Он существует и поныне.
Камень за камнем – так и построили Варнава с Софронием храм, вокруг которого стал формироваться монастырь. В Понтийском царстве, а затем и в Трапезундской империи он всегда пользовался благосклонностью византийских монархов.
Впоследствии именно на горе Мела короновались на трон представители династии Комнинов. Даже после того как турки уничтожили христианскую державу, монастырь процветал! Такова была воля султана Османской империи Селима Великолепного в XVI веке. Есть легенда о том, как однажды во время охоты султан неожиданно оказался у подножия Черной горы и увидел на ней богато украшенный христианский монастырь и церковь с сияющим золотом крестом. В ярости повелитель велел верным янычарам немедленно сравнять с землей святыню «неверных».
Но не успел он произнести и последнее слово, как тут же свалился с коня и забился в предсмертных судорогах. Впрочем, небеса его пощадили, и едва ли не на следующий день султан был вынужден даровать Сумельскому монастырю все прежние привилегии и свою благосклонность.
В целом же обитель не знала больших бед вплоть до трагических событий насильственного переселения в Грецию. Икону Панагии Сумелы, равно как и другие ценности, турецкое правительство вывезти разрешило, но с тех времен об этом монастыре почти все забыли.… Пока честнее называть это святое место «культурными развалинами»…
Так и не возвращенная до сих пор к жизни обитель с ослепленными ликами святых объявлена национальным памятником Турции. Однако пока честнее называть это святое место «культурными развалинами», а потому не лучшим земным прибежищем ангелов с печальными глазами…
15 августа 2010 года в день празднования Успения Божией Матери (Константиноапольская Православная Церковь живёт по новому стилю) в монастыре впервые за 90 лет была отслужена Божественная литургия, на которую прибыли тысячи православных паломников из разных стран.
Пою святым
Страницы
среда, 9 мая 2018 г.
Паломнику на Кипре
Иконы Пресвятой Богородицы, пещеры подвижников, обители, храмы и другие интересные места Кипра
По просьбе хороших людей разыскивала разные сведения (в основном это кусочки, переведенные с новогреческого из разных книг) — по мере сил буду систематизировать и публиковать, начну с наименее известных
Левкосия (Никосия) и окрестности
Икона Пресвятой Богородицы Хрисоспилеотисса (Златопещерная)
Там, где близ городка Като Девтера кончается обрывом одна равнина, начинается другая. В этой природной отвесной стене некогда чудесным образом обрели икону Богородицы. Величествен вид, открывающийся отсюда на окрестности до самого Махераса.
Прибыв в Като Девтеру, паломнику хорошо бы найти не только пещеру, но и саму чудотворную икону, которая пребывает в иконостасе храма свт. Николая, стоящего неподалеку. От образа проистекает множество исцелений. Вот лишь некоторые из них: полное исцеление десятилетнего мальчика от рака IV степени, от опухолей, исцеление парализованной четырехлетней девочки, избавление десятилетней Анастасии от болезни желудка, перед который были бессильны врачи, прекращение кровотечения. В знак этих и других чудес, которые записываются очевидцами, у иконы и чудотворного списка в пещере можно видеть множество подвесок.
Современный вид пещеры Пресвятой Богородицы |
Почитание образа на Кипре велико. По просьбе о. Харлампия Николаидиса известный греческий песнописец иеромонах Афанасий Симонопетрский составил молебный канон Богородице Златопещерной. Присылая свою работу на Кипр, о. Афанасий писал в сопроводительном письме: «Великую радость чувствую я в это мгновение, закончив с помощью благодати Богородицы Златопещерной молебный пред ее иконой канон. Признаюсь, что впервые за все мое песнотворческое служение мне потребовалось для составления молебного канона так мало часов». Вот несколько строк из канона:
«Скалу, Пресвятая, обретши,
иже в Девтере живущии,
в ней узреша честную икону Твою,
временем потаенную,
юже сим чудом ты показала еси,
о Хрисоспилеотисса,
нам прибежище».
Есть мнение, что в золотой пещере подвизался святой Ираклидий Кипрский.
Адрес: Кипр, Като Девтера.
Празднование в день Успения Пресвятой Богородицы. В эти дни, с 14 по 17 августа, икону переносят из храма свт. Николая в пещеру.
Абсолютные координаты
храма: 35.086468, 33.277933 , пещеры: 35.091844, 33.282442.
Время для посещений
С ноября по февраль:
с 9:00 до 12:00, с 15:00 до 17:00.
С марта по май и с сентября по октябрь:
с 8:30 до 12:00, с 16:00 до 18:00.
С июля по август:
с 8:30 до 12:00, с 17:00 до 19:00.
Икона Пресвятой Богородицы «Мати чад» (Мана тон Пэдион)
В храме священномученика Киприана в Менико хранится чудоворная икона Божией Матери, именуемая «Мати чад», написанная в 1848 году и находившаяся в одноимённой церкви.
История основании этой церквушки, расположенной между селами Менико и Палиометохо, передается из рода в род. Местность эту когда-то называли Аркигьози, по имени царя этой области, и здесь стояли два его дворца. Однажды царица гуляла вокруг них с двумя царевичами. Дорогой она встретила какого-то вельможу и увлеклась беседой. Мальчики отошли от нее и заблудились. Все неустанно искали их.
Царевичи вернулись через несколько дней домой и на вопрос царицы, где они были столько времени, отвечали: «О нас заботилась мама всех людей. Ты наша мама и любишь нас. Но есть мама, которая любит детей всего мира».
Царица попросила, чтобы ей показали, где они прятались, и они привели ее на то место, где теперь построена маленькая церквушка в честь иконы «Мати чад».
Некоторые прибавляют к этой повести, что царевичи спасались от преследования, а Мать-Богородица чудесным образом питала их.
Но на этом история не закончилась.
Некий пастух из местных имел обычай отдыхать на камне, над которым теперь стоит храм. В течение трех дней он слышал голос, говоривший: «Зачем ты кладешь меня под голову?» В последний день пастух поднял камень, под которым обрел икону, и вновь услышал голос: «Я Пресвятая, Мати чад, это образ Мой. Постройте церковь в семи шагах от впадины/пещеры».
Так и сделали. Но возраст здания, которое перестраивалось много раз, сейчас определить уже трудно.
До сих пор эта церковь особенно почитается. Здесь и теперь совершается множество чудес. Многие желают крестить своих чад именно в этом храме, желая сделать Пресвятую Богородицу попечительницей о них. Сюда же приезжают с молитвой родители больных и ослабленных детей.
Молятся они и перед иконой, которая теперь пребывает в большом храме соседнего Менико.
Богоматерь изображена по пояс по иконографическому типу Одигитрии, обращенной влево. Она держит Христа левой рукой, в правую поднимает в молитву. На голове у Богородицы — золотая корона. В нижней части иконы изображена пещера, высеченная в бело-охристой скале. Само изображение пещеры согласуется с устным преданием, а сцена, которую мы видим там, возможно, изображает какое-то из происшедших чудес.
Престольный праздник в честь иконы Пресвятой Богородицы «Мати чад» отмечается с большим торжеством в четверг Светлой седмицы.
Тропарь, глас 4:
Яко чадолюбивая Мати, хранящая чада своя, защищаеши неотступно и укрепляеши чада вся Твоею благодатию, Мати чад, якоже мудре наречеся, о дивная, Пренепорочная Богородице: Прибежище бое си и Предстательство чтущих Тя.
Лимассол и окрестности
Панагия Амасгу (икона Пресвятой Богородицы, именуемая также Амасготисса, Хрисамасготисса)
С древних времен сохранился лишь соборный храм, где до сих пор видны дивные фрески, датируемые XI — XVI веками. История этого храма началась около 1000 года от Рождества Христова, когда время расцвета кипрского монашества и местной школы агиографии подходило к концу. В те благословенные времена основаны обители: Киккская, Махерасская, Трикуккии, Троодитиссы, Хрисорояитиссы, Честного Предтечи Месапотаму и другие[2].
Самые ранние из фресок — праздничный цикл. Из них особенно хорошо сохранилось Сретение. К XIV относят сцену Причастия преподобным Зосимой святой Марии Египетской и изображения мученицы Варвары и Апостолов. В XVI веке храм украсился фреской Введения во храм Пресвятой Богородицы и иконостасом.
От основания обитель была мужской. Последним монахом считается митрополит Киттийский Мелетий, несправедливо обвиненный по ложному доносу и оставивший свою митрополию, чтобы проводить здесь подвижническую жизнь, един ко Единому Богу взирая. Он скончался в 1870 году и был погребен близ Омодоса.
Монастырские владения и многочисленные подворья ушли с молотка с 1950 по 1973 годы. На месте обители остались руины.
Но и тогда не оскудел ручеек благочестивых паломников в это святое место. Они желали поклониться чудотворному образу Пресвятой Богородицы Амасгу, которая подавала и подает дивные знамения верным, к Ней притекающим.
По-разному разъясняют название этой иконы. Одни полагают, что оно происходит от словосочетания Панагия Дамаску[3], которое с течением лет превратилось сначала в Амаску, а затем — и в Амасгу. Но священник и жители села Монагри считают: в основе названия лежит слово «глаза» – «матья», на кипрском диалекте произносимое как «аммадкья». Считается, что икона имеет благодать исцелять болезни глаз, и потому издревле именовалась Аммадриотисса, а затем, со временем, стала Амасготиссой.
Первые восстановительные работы начались в шестидесятых годах XX века, но отреставрировать соборный храм и удивительные фрески, что украшали его, добровольцам оказалось не под силу. С 1969 по 1972 год работали под руководством профессоров-исследователей Кипра и Гарварда и обучались у них.
С помощью благодати Божией и молитвами Предстательницы обительи Пресвятой и Всепетой Богородиц, благословением митрополита, под духовным окормлением архимандрита Епифания и содействием многих людей, с 1991 года в монастыре стали совершаться Божественные Литургии и он стал действовать как женский общежительный.
Множество трудностей еще предстояло преодолеть, но помощью Божией, которая никогда не оставляла, и трудами многих людей, обитель преобразилась, обретя благолепие и силу к служению.
Первые сестры — Епифания, которая ныне несет игуменское послушание, и Софрония, которая после двух лет искуса в монастыре Честного Предтечи поселилась в возобновляемом монастыре Амасгу к славе в Троице Бога и радости верных людей Божиих.
Абсолютные координаты парковки у монастыря: 34.798615, 32.909085.
[3] То есть Дамаска, сирийского города.
Икона Пресвятой Богородицы «Амиру»
Великое чудо Богородицы Амиру
Автобус с водителем Панайотисом вышел из Левкосии[1] в утренние часы двадцатого октября 1971 года. В нем ехали десять женщин и 14 девочек четырнадцати-пятнадцати лет поклониться священной обители Амиру Лимассольской епархии. Дорогой, за двенадцать миль до деревни Нису, одна из девочек заплакала, ничего не говоря. На вопросы она не отвечала, лишь плакала и делала знаки руками. Наконец, удалось понять, что она внезапно потеряла голос и была неутешна. Все встревожились происшедшим. Одни предлагали, как только достигнут Лимассола, проконсультироваться у врача. Другие возражали, что это лишь трата времени, что нужно продолжать путь к обители, и все временно и пройдёт.
Достигнув монастыря, вышли из автобуса и пробежали в храм, где все преклонили колени и пели разные тропари, прося Богородицу возвратить голос ребёнку. Вместе со всеми перед иконой встала на колени и девочка.
Не прошло и десяти минут, как произошло чудо. Все услышали, как страдалица воскликнула: «Богородица моя, благодарю Тебя!» Развязался язык, голос вернулся к великой радости всех окружающих, пришедшего Панайотиса и еще четырех человека из Апсиу.
Зажгли свечи, приложились к иконам и напились воды из святого источник в ста ярдах от церкви. Набрав ее с собой, возвратились в Платию, где, радуясь, рассказали о чуде, которому стали свидетелями.
Икона Пресвятой Богородицы Иаматики (Целительница)
Found on: https://www.ix-andromeda.com/larnaca/panagia-eleousa-kellia.html
Ларнака и окрестности
Оазис в селении Келлиа
Καωνὼν Παρακλητικος εἰς τὴν Ὑπεραγίαν Θεοτόκον Ἐπονομαζομένη Χρυσαμασγώτισσαν. — Κύπρος, Ἱερὰ Μονὴ Παναγίας Ἀμασγοῦς, 2005. — σσ. 48.
Пою святым
Страницы
четверг, 28 августа 2014 г.
Икона Божией Матери Троодитисса: тропарь, кондак, краткие сведения
Празднование 15/28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы
Тропарь, глас 1. Подобен: Пустынный житель:
Творение монаха Герасима
Б ожéственную Твою икóну, Богорóдице Всеп é тая,/ юже Троодитúссою благочéстно именуем,/ припáдающе, слáвим,/ выну приéмлющии благодáть Твою;/ темже с трéпетом вопиéм,/ смирéннии слузи Твои:/ слава благостыни Твоей, Чистая,/ слава чудесéм Твоим,// слава Твоему о нас заступлéнию, Пренепорочная.
Кондак, глас 4. Подобен: Вознесыйся на Крест:
Творение монаха Герасима
Т роодóсстей, Дéво, икóне Твоéй,/ ярости иконобóрческия избéгшей,/ припáдаем, благоговéюще, раби Твои;/ тую бо сéмо/ богомудрый инок пренесé,/ зде и утвердúся божéственная обúтель Твоя,/ юже, Богорóдице/ прúсно от всякия беды хранú// заступлéнием Твоим.
Преподобный Порфирий Афонский с иконой Пресвятой Богородицы «Троодитисса» |
Краткие сведения Троодос, или „Тридорожье“ — горная гряда в сердце Кипра. Монастырь Божией Матери Троодитиссы стоит невдалеке от высочайшей вершины, над облаками.
В VIII веке Византийскую империю сотрясала ересь иконоборчества. Не довольствуясь распространением своей прелести и победой над властителями, еретики ополчились на православных, а особенно на монашествующих, злобно преследуя их. Не только обители, но и места уединенные в любое время могли быть внезапно преданы огню, а иконы — истреблены.
Тогда многие покидали места своих подвигов, многие пускались в далекие и опасные странствия, спасая святые образы. Скитальцы селились по берегам Кипра и других островов Средиземноморья, достигали Крыма и южных пределов русской земли, там основывали обители и скиты и зажигали ревность к монашескому пути во многих сердцах. Святые же образы, скрытые в расщелинах и пещерах, позднее явились и прославились многими чудесами.
Один из малоазийских монахов, спасаясь от ярости иконохульников, также взял икону и переместился с ней на юг острова Кипра, в обитель святителя Николая, которую теперь называют кошачьей. Здесь прожил он долго, пока Пресвятая Богородица, явившись, не повелела ему переселиться в Троодосские горы, в место, которое Она укажет Сама.
Послушный воле своей Госпожи, старец взял драгоценную ношу и пустился в долгий, опасный путь. Он шел от окрестностей Лимассола к самой вершине Троодосской горы Хионистры, Снежной горы, по бездорожью, звериными тропами, непроходимыми дебрями, где и теперь обитает множество скорпионов и ядовитых змей. Странствие завершилось у пещеры, из которой лился дивный свет. В ней и поселился старец, оберегая святыню.
Троодос, Швейцария под кипрским небом |
Пещера, природное углубление в горном монолите на высоте 1350 метров, сохранилась. Над входом нависает каменный козырек, защищая внутреннее пространство от ураганов и ливней.
Местные жители берегут предания о святой иконе. Одно из них повествует, как некий пастух из деревни Афамес каждую ночь видел на троодосскими вершинами чудный свет и однажды решил отправиться в место явления вместе с друзьями. Три часа они шли, пока не достигли пещеры, из которой лился свет. Тогда и была обретена икона Пресвятой Богородицы, перед которой горела негасимая лампада. Удивленные и потрясенные, поселяне решили постороить в окрестностях пещеры маленький храм и поместить туда образ. Но строительство остановилось, не успев и начаться, ибо все, сооруженное днем, ночью таинственным образом разрушалось. Разбивались даже кувшины, наполненные водой из соседней горной речушки.
Много позже, на заре XVIII века, эти края посетил русский странник, монах Василий Барский. Он назвал обитель у притока горной речушки Диаризос райским монастырем — так умиленно пели в окрестностях птицы, такое спокойствие дарили густые леса. Французский геолог Альберт Горди, побывав здесь, писал, что Троодитисса — кусочек Швейцарии под сирийским небом.
Вместе с народом святого кипрского острова монастырь претерпел разорения и пожары, но всякий раз возрождалась вновь.
И пещера все эти века не оставалась без паломников и почитателей. В 1949 году в ней трудились два монаха из монастыря Троодитиссы — Кирилл и Кириак. Расширяя пещеру, они обрели два старинных захоронения и глиняные сосуды XVI века. Значит, и в те времена в пещере селилсь отшельники, ища уединения и созерцания. По преданию, сама пещера была посвящена Преображению Господню.
Через Троодосскую икону Пресвятая Богородица всегда подавала милости: исполняла прошения и врачевала. Считается, что образ имеет благодать помогать бездетным женщинам обрести счастье материнства.
Вот одно из многих чудес.
Некто Иоанн с женой прибыл в Троодос, чтобы усердно помолиться перед иконой о дарованнии чада, так как супруги были бездетны. Молясь у святого образа, они дали обет: если родится сын, они отдадут его в монастырь, чтобы он стал монахом. Молитва была услышана. Родившегося мальчика крестили в монастыре. Он подрастал, а родителям становилось тошно при мысли о расставании с ним. Тогда они решили как бы „выкупить“ любимого сына, освободив себя от обета, для чего приготовили богатейший вклад и принесли его в монастырь. В миг, когда родители сообщали монахам о решении, со свода сорвался камень, устремившись к ребенку, который стоял прямо под ним. Но Богородица подоспела на помощь: икона Ее наклонилась и приняла удар на себя. Таким сильным был этот удар, что камень застрял в доске с обратной стороны, где находится и поныне. Потрясенный мальчик объявил родителям, что хочет остаться и быть здесь монахом. Камень же почитают как одну и святыней монастыря.
Монастырь Пресвятой Богородицы Троодитиссы, 1897 г. |
Еще одно чудо связано с другой святыней. В XIX веке некая благочестивая жена, посетив обитель, молилась пред святым образом об исцелении от бесплодия и была услышана. В другой раз посетив обитель она, в знак благодарности, оставила у иконы свой кожаный пояс. Через этот пояс, который пробыл близ иконы долгое время, Пресвятая Богородица подает исцеления от бесплодия и других болезней. По просьбе богомольцев его и теперь выносят из алтаря, чтобы опоясать больных. Ныне в обители 14 монахов, их послушания — иконопись, служение Божию храму, возделывание земли. Пещеру, где была обретена икона, найти несложно: нужно всего лишь пройти несколько десятков метров в сторону Платреса, а затем подняться лестницей в гору.
Престольный праздник обители — 15 августа, на Успение Пресвятой Богородицы (в России этот праздник приходится на 28 августа).
Вход в соборный храм обители, где хранится чудотворная икона. |
Источники и литература:
1. Святой монастырь Богородицы Троодитиссы. Кипр, 2013.
2. Тропарь и кондак переведены по тексту, напечатанному на обороте иконы, издаваемой Троодосским монастырем.
3. Богородичные иконы Кипра. Кипр, 2013 г.
Молитва иконе троодитисса
Подробное описание: Молитва иконе троодитисса — с детальным описанием, специально для Вас!
Пою святым
Страницы
четверг, 28 августа 2014 г.
Икона Божией Матери Троодитисса: тропарь, кондак, краткие сведения
Празднование 15/28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы
Тропарь, глас 1. Подобен: Пустынный житель:
Творение монаха Герасима
Б ожéственную Твою икóну, Богорóдице Всеп é тая,/ юже Троодитúссою благочéстно именуем,/ припáдающе, слáвим,/ выну приéмлющии благодáть Твою;/ темже с трéпетом вопиéм,/ смирéннии слузи Твои:/ слава благостыни Твоей, Чистая,/ слава чудесéм Твоим,// слава Твоему о нас заступлéнию, Пренепорочная.
Кондак, глас 4. Подобен: Вознесыйся на Крест:
Творение монаха Герасима
Т роодóсстей, Дéво, икóне Твоéй,/ ярости иконобóрческия избéгшей,/ припáдаем, благоговéюще, раби Твои;/ тую бо сéмо/ богомудрый инок пренесé,/ зде и утвердúся божéственная обúтель Твоя,/ юже, Богорóдице/ прúсно от всякия беды хранú// заступлéнием Твоим.
|
Преподобный Порфирий Афонский с иконой Пресвятой Богородицы «Троодитисса» |
Краткие сведения Троодос, или „Тридорожье“ — горная гряда в сердце Кипра. Монастырь Божией Матери Троодитиссы стоит невдалеке от высочайшей вершины, над облаками.
В VIII веке Византийскую империю сотрясала ересь иконоборчества. Не довольствуясь распространением своей прелести и победой над властителями, еретики ополчились на православных, а особенно на монашествующих, злобно преследуя их. Не только обители, но и места уединенные в любое время могли быть внезапно преданы огню, а иконы — истреблены.
Тогда многие покидали места своих подвигов, многие пускались в далекие и опасные странствия, спасая святые образы. Скитальцы селились по берегам Кипра и других островов Средиземноморья, достигали Крыма и южных пределов русской земли, там основывали обители и скиты и зажигали ревность к монашескому пути во многих сердцах. Святые же образы, скрытые в расщелинах и пещерах, позднее явились и прославились многими чудесами.
Один из малоазийских монахов, спасаясь от ярости иконохульников, также взял икону и переместился с ней на юг острова Кипра, в обитель святителя Николая, которую теперь называют кошачьей. Здесь прожил он долго, пока Пресвятая Богородица, явившись, не повелела ему переселиться в Троодосские горы, в место, которое Она укажет Сама.
Послушный воле своей Госпожи, старец взял драгоценную ношу и пустился в долгий, опасный путь. Он шел от окрестностей Лимассола к самой вершине Троодосской горы Хионистры, Снежной горы, по бездорожью, звериными тропами, непроходимыми дебрями, где и теперь обитает множество скорпионов и ядовитых змей. Странствие завершилось у пещеры, из которой лился дивный свет. В ней и поселился старец, оберегая святыню.
Троодос, Швейцария под кипрским небом |
Пещера, природное углубление в горном монолите на высоте 1350 метров, сохранилась. Над входом нависает каменный козырек, защищая внутреннее пространство от ураганов и ливней.
Местные жители берегут предания о святой иконе. Одно из них повествует, как некий пастух из деревни Афамес каждую ночь видел на троодосскими вершинами чудный свет и однажды решил отправиться в место явления вместе с друзьями. Три часа они шли, пока не достигли пещеры, из которой лился свет. Тогда и была обретена икона Пресвятой Богородицы, перед которой горела негасимая лампада. Удивленные и потрясенные, поселяне решили постороить в окрестностях пещеры маленький храм и поместить туда образ. Но строительство остановилось, не успев и начаться, ибо все, сооруженное днем, ночью таинственным образом разрушалось. Разбивались даже кувшины, наполненные водой из соседней горной речушки.
Много позже, на заре XVIII века, эти края посетил русский странник, монах Василий Барский. Он назвал обитель у притока горной речушки Диаризос райским монастырем — так умиленно пели в окрестностях птицы, такое спокойствие дарили густые леса. Французский геолог Альберт Горди, побывав здесь, писал, что Троодитисса — кусочек Швейцарии под сирийским небом.
Вместе с народом святого кипрского острова монастырь претерпел разорения и пожары, но всякий раз возрождалась вновь.
И пещера все эти века не оставалась без паломников и почитателей. В 1949 году в ней трудились два монаха из монастыря Троодитиссы — Кирилл и Кириак. Расширяя пещеру, они обрели два старинных захоронения и глиняные сосуды XVI века. Значит, и в те времена в пещере селилсь отшельники, ища уединения и созерцания. По преданию, сама пещера была посвящена Преображению Господню.
Через Троодосскую икону Пресвятая Богородица всегда подавала милости: исполняла прошения и врачевала. Считается, что образ имеет благодать помогать бездетным женщинам обрести счастье материнства.
Вот одно из многих чудес.
Некто Иоанн с женой прибыл в Троодос, чтобы усердно помолиться перед иконой о дарованнии чада, так как супруги были бездетны. Молясь у святого образа, они дали обет: если родится сын, они отдадут его в монастырь, чтобы он стал монахом. Молитва была услышана. Родившегося мальчика крестили в монастыре. Он подрастал, а родителям становилось тошно при мысли о расставании с ним. Тогда они решили как бы „выкупить“ любимого сына, освободив себя от обета, для чего приготовили богатейший вклад и принесли его в монастырь. В миг, когда родители сообщали монахам о решении, со свода сорвался камень, устремившись к ребенку, который стоял прямо под ним. Но Богородица подоспела на помощь: икона Ее наклонилась и приняла удар на себя. Таким сильным был этот удар, что камень застрял в доске с обратной стороны, где находится и поныне. Потрясенный мальчик объявил родителям, что хочет остаться и быть здесь монахом. Камень же почитают как одну и святыней монастыря.
Монастырь Пресвятой Богородицы Троодитиссы, 1897 г. |
Еще одно чудо связано с другой святыней. В XIX веке некая благочестивая жена, посетив обитель, молилась пред святым образом об исцелении от бесплодия и была услышана. В другой раз посетив обитель она, в знак благодарности, оставила у иконы свой кожаный пояс. Через этот пояс, который пробыл близ иконы долгое время, Пресвятая Богородица подает исцеления от бесплодия и других болезней. По просьбе богомольцев его и теперь выносят из алтаря, чтобы опоясать больных. Ныне в обители 14 монахов, их послушания — иконопись, служение Божию храму, возделывание земли. Пещеру, где была обретена икона, найти несложно: нужно всего лишь пройти несколько десятков метров в сторону Платреса, а затем подняться лестницей в гору.
Престольный праздник обители — 15 августа, на Успение Пресвятой Богородицы (в России этот праздник приходится на 28 августа).
Вход в соборный храм обители, где хранится чудотворная икона. |
Источники и литература:
1. Святой монастырь Богородицы Троодитиссы. Кипр, 2013.
2. Тропарь и кондак переведены по тексту, напечатанному на обороте иконы, издаваемой Троодосским монастырем.
3. Богородичные иконы Кипра. Кипр, 2013 г.
МОНАСТЫРЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ТРООДИТИССЫ
Описание
А теперь поговорим подробнее о названии монастыря, его истории и святынях.
Полное название обители – Монастырь Пресвятой Богоматери Троодитиссы. Это именование Богородицы происходит от названия горного массива Троодос. Это искаженный перевод греческого словосочетания «три дороги». Дороги вели из трех главных кипрских городов к вершине горного хребта, где и сходились. Изначально икона называлась «Троодиотисса», но позднее утвердилась сокращенная форма.
ЛЕГЕНДА ОБ ОСНОВАНИИ ОБИТЕЛИ
По преданию многие монастыри Кипра возникли как укрытие для чудотворных икон в период иконоборчества. Тогда, в VIII веке, многие святыни были вывезены в отдаленные провинции Византии, где сохранялись старые традиции. Подобным образом появились Киккос, Махерас, Хрисороятисса, храм Богоматери Аракосской . Аналогичная история связана и с основанием Монастыря Пресвятой Богоматери Троодитиссы.
По легенде византийский монах привез на Кипр икону, которую впоследствии назвали «Троодитисса». Сначала спаситель святыни поселился в старой, основанной еще в IV веке, обители св. Николая (кошек), недалеко от современного Лимассола, где провел несколько лет. Затем Богородица сама показала ему дорогу в Троодосские горы, явив огненный столб над одной из вершин. Следуя за огненным знаком, монах достиг пещеры, где и поселился. Его пристанище находилось к северу-востоку от современной обители, над дорогой, ведущей в деревню Платрес. В этой пещере он и провел остаток своих дней.
Спустя несколько лет после смерти монаха Богородица вновь явила свою волю: Ее икона должна находиться в храме, который надлежало построить. Вот как это исполнилось. Пастух из обезлюдившей теперь деревни Афамес каждую ночь видел в горах чудесное зарево. Он отправился на поиски источника света и обнаружил, что исходит он из пещеры, где находится чудесная икона. Жители деревни, потрясенные находкой, решили построить в честь иконы храм. Но начало строительства не было успешным – все, что созидалось днем, таинственным образом разрушалось ночью. Даже кувшины, наполненные водой из протекающей поблизости реки, разбивались. Стало ясно, что место для постройки выбрано неправильно. Однажды утром на том месте, где сейчас стоит монастырь, рабочие обнаружили кувшин, наполненный водой. Это было принято за знамение – Богоматерь сама указала место будущей обители. На этот раз строительство закончилось успехом, а на месте чудесным образом найденного сосуда заструился источник. До сих пор паломники набирают из него воду и увозят с собой.
Известно, что обитель Богородицы Троодитиссы существует с давних времен, но сведения о ее истории до начала XVIII века крайне скудны. Сохранились только имена нескольких игуменов и устные свидетельства о разорении и поджоге монастыря турками. Главная икона монастыря чудом была спасена от пожара.
Василий Григорович-Барский, посетивший эти места в 1735 году, оставил достаточно подробное описание обители. Он увидел « маленький бедный монастырь с тесными строениями расположенный в прекрасном и безмолвном месте в горах Троодоса… Рядом находились три источника, благодаря которым обитель не испытывала недостатка в чистой воде… Особенно хорошо тут летом – густой лес и пение птиц, уединение и безмолвие. Здесь могли бы жить не только иноки, но и отшельники. К сожалению, сейчас тут живет только один иеромонах с послушником.»
Видео (кликните для воспроизведения). |
В монастырь Троодитисса с давних пор приезжают люди молиться о рождении детей, с этим обрядом связаны две святыни храма – икона Богоматери Троодитиссы и чудотворный пояс.
Редкие Богослужебные тексты
здесь выкладываются редкие Богослужебные тексты, переводы Богослужебных текстов на церковно-славянский язык. Пока еще не все они утверждены Боголсужебной комиссией. Публикуем только службы, тропари, кодаки и акафисты.
икона БМ Троодитисса. Тропарь, кондак, история
Пред иконой Божией Матери Троодосской
Празднование 15/28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы
Тропарь, глас 1. Подобен: Пустынный житель:
Творение монаха Герасима
Боже=ственную Твою ико=ну, Богоро=дице Всепе=тая,/ ю=же Троодити=ссою благоче=стно имену=ем,/ припа=дающе, сла=вим,/ вы=ну прие=млющии благода=ть Твою=;/ те=мже с тре=петом вопие=м,/ смире=ннии слу=зи Твои=:/ сла=ва благосты=ни Твоей, Чистая,/ слава чудесе=м Твоим, слава Твоему о нас заступле=нию, Пренепорочная.
Кондак, глас 4. Подобен: Вознесыйся на Крест:
Творение монаха Герасима
Троодо=сстей, Де=во, ико=не Твое=й,/ я=рости иконобо=рческия избе=гшей,/ припа=даем, благогове=юще, раби= Твои;/ ту=ю бо се=мо/ богому=дрый и=нок пренесе=,/ зде и утверди=ся боже=ственная оби=тель Твоя,/ ю=же, Богоро=дице/ при=сно от всякия беды= храни= заступле=нием Твоим.
Еще одно чудо связано с другой святыней. В XIX веке некая благочестивая жена, посетив обитель, молилась пред святым образом об исцелении от бесплодия и была услышана. В другой раз посетив обитель она, в знак благодарности, оставила у иконы свой кожаный пояс. Через этот пояс, который пробыл близ иконы долгое время, Пресвятая Богородица подает исцеления от бесплодия и других болезней. По просьбе богомольцев его и теперь выносят из алтаря, чтобы опоясать больных. Ныне в обители 14 монахов, их послушания — иконопись, служение Божию храму, возделывание земли. Пещеру, где была обретена икона, найти несложно: нужно всего лишь пройти несколько десятков метров в сторону Платреса, а затем подняться лестницей в гору.
Престольный праздник обители — 15 августа, на Успение Пресвятой Богородицы (в России этот праздник приходится на 28 августа).
Источники и литература:
1. Святой монастырь Богородицы Троодитиссы. Кипр, 2013.
2. Тропарь и кондак переведены по тексту, напечатанному на обороте иконы, издаваемой Троодосским монастырем.
3. Богородичные иконы Кипра. Кипр, 2013 г.
Перевод: 2014 год
Увлекаюсь святыми писаниями с юности. Прочел более 80 книг данной тематики.