Феофан затворник о молитве Иисусовой читать

Полное описание: Феофан затворник о молитве Иисусовой читать специально для наших уважаемых читателей.

О непрестанной молитве
Поучения святителя Феофана Затворника

составитель игумен Феофан (Крюков)

Аннотация

Издание задумано как продолжение книги «О молитве Иисусовой: Поучения свт. Феофана Затворника» (М., «Даниловский благовестник», 2001).

«Делание молитвы Иисусовой не есть непрестанная молитва, а только подспорье к ней», – писал святитель Феофан. «Чего ищут молитвою Иисусовою? Того, чтоб канул в сердце благодатный огонь и началась непрестанная молитва, чем и определяется благодатное состояние».

Мысли и наставления святителя Феофана о непрестанной молитве, извлеченные из его творений и писем, составляют содержание нашей книги. Что есть непрестанная молитва? Каковы степени восхождения к ней и условия достижения ее? Что такое соединение ума с сердцем? Как согласовать «неотходное к Богу чувство» и наши повседневные дела? Каким должно быть молитвенное правило, ориентированное на непрестанную молитву? Какие опасности подстерегают человека на пути стяжания непрестанной молитвы? – В предлагаемой книге читатель найдет ответы на эти и другие важные вопросы духовной жизни.

«Извольте все сие сообразить, и взять в руководство, и почаще прочитывать, чтобы поновлять в памяти, как должно действовать» Свт. Феофан Затворник

Навык к Иисусовой молитве – средство, а не существо дела

Иисусова молитва не есть непрестанная молитва, но лишь подспорье к ней

Пришло желание учиться молитве Иисусовой. Бог благословит! Но делание молитвы Иисусовой не есть непрестанная молитва, а только подспорье к ней. Непрестанная молитва есть дар благодати. и о сем молиться надо: «Господи, даруй мне непрестанно Тебе молиться!» Состоит сия молитва не в словах, а в чувстве к Богу неотходном. О сем чувстве и заботиться должно и его возгревать. (10, 111) 1

Кто останавливается на одной Иисусовой молитве, тот останавливается на полдороге

Говорят: «Стяжи молитву Иисусову», т.е. молитву внутреннюю. Молитва Иисусова есть хорошее к внутренней молитве средство, но сама по себе не внутренняя, а внешняя молитва. Которые навыкают ей, хорошо очень делают. Но если на одной на ней останавливаются, а дальше нейдут, то они останавливаются на полдороге.

При молитве Иисусовой Богомыслие все же необходимо: иначе это сухая пища. Хорошо, у кого навязло на языке имя Иисусово. Но можно при этом совсем не помнить о Господе и даже держать мысли, противные Ему. Следовательно, все зависит от сознательного и свободного к Богу обращения и труда держать себя в этом с рассуждением. (6, 19)

Дело не в словах, а в вере и чувстве

Делание молитвы Иисусовой просто: стать вниманием в сердце пред лицем Господа и взывать к Нему: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя!» Дело не в словах, а в вере, сокрушении и предании себя Господу. С сими чувствами можно предстоять Господу и без слов. и это будет молитва. (6, 224)

Бывает, и молитва Иисусова есть, и теплота есть, а молитвы настоящей нет

Навык молитвенный не вдруг образуется. а требует долгого труда и претруждения себя. Вот в сем-то труде образования молитвенного навыка лучше всего помогают Иисусова молитва и сопровождающая ее теплота. Заметь, отец, что они есть средства, а не самое дело. Возможно, и молитва Иисусова есть, и теплота есть, а молитвы настоящей нет. Как это ни странно, а бывает так! (7, 63)

Не все, имеющие навык к Иисусовой молитве, вкушают плодов ее

Велика сила этой молитвы, по изображению св. отцов; а между тем на деле видим, что не все, имеющие навык к ней, причастны этой силе, не все вкушают от плодов ее. От чего это? От того, что сами хотят забрать в свое владение то, что принадлежит дарованию Божию и есть дело благодати Господней. Начать повторять эту молитву утром, вечером, ходя и лежа, за делом и на досуге есть наше дело: на это не требуется особой помощи Божией. Трудясь все в том же порядке, можно самому дойти до того, что язык и без нашего сознания все будет повторять эту молитву. Может последовать за этим и некое умирение помыслов, и даже своего рода сердечная теплота: но все это будет, как замечает в «Добротолюбии» инок Никифор, дело и плод наших усилий. Остановиться на этом значит то же, что удовольствоваться уменьем попугая произносить известные слова, даже такие, как «Господи, помилуй». Плод от этого такой: будешь думать, что имеешь, тогда как ровно ничего не имеешь. Это и случается с теми, у кого во время навыкновения этой молитве, поколику то зависит от нас, не раскрывается сознание того, в чем существо ее. (14, 167)

Существо дела – установиться в памяти Божией

Существо дела в том, чтоб «установиться в памяти Божией, или ходить в присутствии Божием». Можно всякому сказать: «Как хочешь, только добейся до этого. Иисусову ли молитву творить. поклоны ли класть, в церковь ли ходить. что хочешь делай, только добейся до того, чтобы быть всегда в памяти Божией». Помню, в Киеве я встретил человека, который говорил: «Никаких приемов не употреблял я и молитвы Иисусовой не знал, а все, что тут пишется, было и есть. А как, я и сам того не знаю. Бог дал!»

Это – что Бог дал или даст – иметь надо в цели, чтобы не смешать самодельщины с даром благодати. (6, 17–18)

Навык к Иисусовой молитве должен быть с мыслию о Господе

Навыкай творить молитву Иисусову, чтобы навязла на язык, но всегда с мыслию о Господе. Если при сем ко Господу воздыхать из сердца будешь, это будет умная молитва, а не слова молитвы Иисусовой. (7, 58)

Иные забывают о вопиянии из сердца и пусты бывают от благодати

Я против того говорю, что иные совсем забывают о вопиянии из сердца.

Вся забота у них о словах и положении тела, и, отчитав в сем положении известное число молитв Иисусовых с поклонами, опочивают на сем с некиим самомнением и осуждением ходящих в церковь на общую уставную молитву. Иные весь век так проживают и пусты бывают от благодати. (10, 189–190)

Одно повторение слов Иисусовой молитвы ничего не значит

Молитва Иисусова не талисман какой. Сила ее от веры в Господа и глубокого с Ним сочетания сердца и ума. При таких расположениях призываемое имя Господа оказывается многодейственным. Одно повторение слов ничего не значит. (15, 133)

Что есть непрестанная молитва – О непрестанной молитве. Поучения святителя Феофана Затворника – игумен Феофан (Крюков).

Номер источника и страницы (см. Библиографию на с. 102).

О молитве Иисусовой словесной, умно и сердечно совершаемой. Святитель Феофан Затворник

1) «Об устной. В сокращенном слове она говорится так: «Господи помилуй». «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго», а в полном так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». В начале она произносится большею частию принужденно и неохотно, и по мере упражнения и себя к ней принуждения, если только есть решительное намерение посредством молитвы с помощью Божией благодати умалить всесторонния страсти, она от частаго в ней упражнения, по мере умаления страстей, время от времени будет делаться легче, приятнее и желательнее. При устной молитве всевозможно стараться держать разум в словах молитвы, говорить неспешно, все внимание сосредоточивая в мыслях, выражаемых словами, а когда ум будет увлекаться в посторонния мысли, без смущения опять вводить его в слова молитвы. Неразсеянность уму дается не скоро, и не тогда как захотим, а когда смиримся и когда Бог благоволит. Сей Божий дар временем не определяется, ниже количеством молитв, а сердечным смирением и Христовой благодатию и всегда ним себя к ней понуждением. Из устной внимательной молитвы бывает переход к молитве умной, которая называется так тогда, когда одним умом к Богу устремляемся или зрим Бога.
Читайте так же:  Какие молитвы помогают в бизнесе

2) «Об умной молитве. При умной молитве необходимо должно держать внимание в сердце пред Господом. По мере нашаго усердия и смиреннаго тщания в молитве дарует Бог первое дарование уму нашему — собранность и сосредоточенность в молитве. Когда внимание к Господу делается неотходным, то оно есть внимание благодатное; а наше собственное внимание всегда бывает принужденное. От такой умной молитвы бывает переход к сердечной внутренней молитве, если только есть опытный учитель, очень удобный и свободный. Когда чувствами сердца с Богом бываем, а любовь к Богу сердце дополняет, тогда такая молитва носит название сердечной.

Буди вам известно, что умносердечная молитва приходит в сердце иным скоро, а иным не скоро. Я знаю трех лиц: одному пришла, как только было сказано в самый этот час; другому пришла через шесть месяцев; третьему — через десять месяцев; а одному великому старцу — через два года. И это почему так бывает одному Богу только известно.

Еще ведайте, что прежде истребления страстей молитва бывает иная и иная по очищении сердца от страстей: первая есть помощница при очищении сердца от страстей; а вторая есть как бы некий духовный залог будущаго блаженства. Делайте так: когда почувствуете вхождение ума в сердце и воздействие молитвы: то давайте полную свободу такой молитве, удаляя все неблагоприятное ей; и пока она будет — ничего другаго не делайте. Когда же не чувствуете такаго влечения, тогда молитесь молитвою устною с поклонами, стараясь всячески внимание держать в сердце пред лицем Господа. Разогреется сердце и при таком образе молитвования. Трезвитесь и бодрствуйте, а особенно во время умносердечной молитвы. Никто так Богу не благоугоден, как тот, кто занимается правильно умносердечной молитвою. Когда вам неудобно, или времени нет упражняться в молитве, то всевозможно храните в себе при всяком вашем занятии молитвенный дух, т.е. имейте в памяти Бога и всячески напрягайтесь умными очами зреть Его пред собою со страхом и любовию, и, чувствуя Его пред собою сущим, с благоговейной покорностью во всех своих делах предавайте себя Его вседержительству, всемогуществу, всезрительству и всеведению так, чтобы во всяком вашем деле, слове и помышлении памятовался Бог и Его святая воля.

Вот в чем состоит сокращенно дух молитвенный. Необходимо должно сей дух иметь любителю молитвы, и насколько возможно всегдашним сердечным вниманием подводить свое разумение под Божие хотение и всецело предать себя Божию разуму и Божию хотению.

— Всячески надо стоять против духа произвольности, или желания и позывов действовать, ничем не стесняясь. Сей дух нашептывает: это мне не под силу, на это у меня времени недостает, или за это браться мне еще не время, надо погодить, или — обязанности послушания препятствуют, и многое подобное. Кто слушает его, тот никогда не навыкнет молитве. — В содружестве с сим духом состоит дух самооправдания, который приступает и начинает действовать после того, как кто-либо, увлекшись духом произвольнаго самочиния, сделает что-либо такое, за что совесть безпокоит его. Тогда дух самооправдания разныя употребляет извороты, чтобы обмануть совесть, и неправость свою выставить правостию.

— Бог да сохранит вас от сих злых духов.

(№ 844. письмо 937. вып. 5. стр. 11.)

Святитель Феофан Затворник о молитве Иисусовой

О молитве Иисусовой словесной, умно и сердечно совершаемой

1) Об устной. В сокращенном слове она говорится так: «Господи помилуй». «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго», а в полном так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». В начале она произносится большею частию принужденно и неохотно, и по мере упражнения и себя к ней принуждения, если только есть решительное намерение посредством молитвы с помощью Божией благодати умалит всесторонния страсти, она от частаго в ней упражнения, по мере умаления страстей, время от времени будет делаться легче, приятнее и желательнее. При устной молитве всевозможно стараться держать разум в словах молитвы, говорить неспешно, все внимание сосредоточивая в мыслях, выражаемых словами, а когда ум будет увлекаться в посторонния мысли, без смущения опять вводить его в слова молитвы. Неразсеянность уму дается не скоро и не тогда как захотим, а когда смиримся и когда Бог благоволит. Сей Божий дар временем не определяется, ниже количеством молитв, а сердечным смирением и Христовой благодатию и всегдашним себя к ней понуждением. Из устной внимательной молитвы бывает переход к молитве умной, которая называется так тогда, когда одним умом к Богу устремляемся или зрим Бога.

2) Об умной молитве. При умной молитве необходимо должно держать внимание в сердце пред Господом. По мере нашаго усердия и смиреннаго тщания в молитве дарует Бог первое дарование уму нашему — собранность и сосредоточенность в молитве. Когда внимание к Господу делается неотходным, то оно есть внимание благодатное; а наше собственное внимание всегда бывает принужденное. От такой умной молитвы бывает переход к сердечной внутренней молитве, если только есть опытный учитель, очень удобный и свободный. Когда чувствами сердца с Богом бываем, а любовь к Богу сердце дополняет, тогда такая молитва носит название сердечной.

Буди вам известно, что умносердечная молитва приходит в сердце иным скоро, а иным не скоро. Я знаю трех лиц: одному пришла как только было сказано в самый этот час; другому пришла через шесть месяцев; третьему — через десять месяцев; а одному великому старцу — через два года. И это почему так бывает одному Богу только известно.

Еще ведайте, что прежде истребления страстей молитва бывает иная и иная по очищении сердца от страстей: первая есть помощница при очищении сердца от страстей; а вторая есть как бы некий духовный залог будущаго блаженства. Делайте так: когда почувствуете вхождение ума в сердце и воздействие молитвы: то давайте полную свободу такой молитве, удаляя все неблагоприятное ей; и пока она будет — ничего другаго не делайте. Когда же не чувствуете такаго влечения, тогда молитесь молитвою устною с поклонами, стараясь всячески внимание держать в сердце пред лицем Господа. Разогреется сердце и при таком образе молитвования. Трезвитесь и бодрствуйте, а особенно во время умносердечной молитвы. Никто так Богу не благоугоден, как тот, кто занимается правильно умносердечной молитвою. Когда вам неудобно, или времени нет упражняться в молитве, то всевозможно храните в себе при всяком вашем занятии молитвенный дух, т.е. имейте в памяти Бога и всячески напрягайтесь умными очами зреть Его пред собою со страхом и любовию, и, чувствуя Его пред собою сущим, с благоговейной покорностью во всех своих делах предавайте себя Его вседержительству, всемогуществу, всезрительству и всеведению так, чтобы во всяком вашем деле, слове и помышлении памятовался Бог и Его святая воля.

Читайте так же:  Молитва на прозрение

Вот в чем состоит сокращенно дух молитвенный. Необходимо должно сей дух иметь любителю молитвы, и насколько возможно всегдашним сердечным вниманием подводить свое разумение под Божие хотение и всецело предать себя Божию разуму и Божию хотению.

• Всячески надо стоять против духа произвольности, или желания и позывов действовать ничем не стесняясь. Сей дух нашептывает: это мне не под силу, на это у меня времени недостает, или за это браться мне еще не время, надо погодить, или — обязанности послушания препятствуют, и многое подобное. Кто слушает его, тот никогда не навыкнет молитве. — В содружестве с сим духом состоит дух самооправдания, который приступает и начинает действовать после того, как кто-либо, увлекшись духом произвольнаго самочиния, сделает что-либо такое, за что совесть безпокоит его. Тогда дух самооправдания разныя употребляет извороты, чтобы обмануть совесть, и неправость свою выставить правостию.

• Бог да сохранит вас от сих злых духов.

Молитва Иисусова

С вами, конечно, было, что иной раз неудержимо Богу молиться захочется. Припомните, что при этом было на душе, и старайтесь всякий раз, как становитесь на молитву, воспроизводить то в душе и так Богу молиться молитвою Иисусовой. Это воспроизведение будет возбуждать молитву Иисусову, а молитва сия поддерживать тот молитвенный строй. В этом весь секрет успеха в творении молитвы Иисусовой.

Для занятия молитвою Иисусовой определите особое время от утренняго и вечерняго молитвословия. Раза два становитесь до обеда, раза два после обеда, всякий раз творя сто молитв Иисусовых — с поклонами поясными при маленьких узелках и земными — при больших.

Положив так, неотложно исполняйте каждый день, ничем не отговариваясь. Став на молитву, тотчас воспоминайте, что Господь близ есть и видит, и слышит, и желает дать вам, что для вас спасительно.

Постоянство в исполнении — главное условие успеха. Успех не вдруг покажется. Для сего потребуется месяцы и годы. Потому нечего отчаяваться в успехе, когда не скоро оказываются плоды труда. Не надо желудок наполнять пищею, пусть чувствуется пустота там, — и сну поблажать не должно. Не должно и развлечений допускать — и смехов и балагурства. Держать себя всегда, как бы находились в присутствии царя. Если будете внимательно все делать, само дело научит многому.

Молитва Иисусова

Ваш навык в молитве Иисусовой то же, что латы или панцырь.

Молитва сия одна есть всеоружие духовное, против всякаго нападения пригодное. Облеките сию молитву смирением и крепким упованием на милостиваго Бога, и Господа нашаго Иисуса Христа, всем хотящаго спастися, и всех скоро спасающаго.

Когда упование на Бога крепко и молитва сильна, тогда врагу нет подступа. Святой Исаак Сирианин в одном месте изображает такое состояние неприступным небесным осенением, к которому враг и приступить боится, потому что опален будет. Благослови Господи труды ваши над собою — благим успехом.

В псалмах поется: вся «слава дщери царевы внутрь». Там да будет для вас всякая радость и всякое утешение!

Сила молитвы Иисусовой

Молитва Иисусова есть как и всякая другая. Она сильнее всех только всесильным именем Иисуса, Господа, Спасителя, когда оно призывается с верою полною, теплою, не колеблющеюся, — что Он близ есть, все видит и слышит, и тому, чего просят вседушно внимает и готов исполнить и даровать просимое. Упование такое не посрамляет. Если замедляется иногда исполнение, это зависит от неготовности еще просящаго принять просимое.

Чувство недостоинства пред Богом и молитва

Вы писали, что становитесь на молитву, начинаете творить молитву Иисусову, — и бросаете, считая себя недостойной стоять умно пред Господом. я тут не пойму, в чем дело. Надобно не только когда на молитве стоим, но и всегда пред Господом ходить так, как бы в глаза Ему смотря или под очами Его находясь. Ибо так это и есть. А вы вон как. Только что мысль станет пред Господа — вы бежать.

Если бы Господь запретил являться пред Себя, конечно, в вашем действии было бы нечто дельное; но когда Господь Сам есть приближаяйся, от всех требует приближения к Себе, то какой смысл в вашем действовании? Это вы во второй раз пишете. Извольте бросить это. А стараться приобретать навык неотходно стоять пред Господом. Как проснетесь, до того как заснете, и во все время со страхом и трепетом и со всем вниманием и к себе и к Господу.

О количестве молитв Иисусовых

Монах из обители П. хорошо делает, что трудится в молитве Иисусовой. Но не забывает ли он, что дело не в словах и не в количестве молитв Иисусовых, а в навыке быть всегда в памяти о Господе. Количество хорошо выдерживать, чтоб не разлениться, но главное, чтоб при сем мысли и чувства были святыя. Плод молитвы главный — не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение. Их постоянно надо возгревать и с ними жить, и ими дышать.

Брат сей сказал, что даже не понимает, что это за благоговейнство и страх Божий. Это очень дурно. Пред Царем кто может стоять без страха?! Не тем ли паче пред Богом! — В Киеве, в Лавре, был брат, который говаривал: «смотрите, с Богом-то не станьте за панибрата». Уж не эта ли беда у брата того? — Не дивно, когда у него плод молитвы определяется только теплотою и сладостью. Это — сластолюбие духовное. Главное — страх Божий и дух сокрушен. Теплота и сладость хороши в деле духовном; но не ими надо определять цену деланий духовных.

Вы говорите, что иногда забываете счет молитв по четкам. Беда не велика. Когда есть припадания к Господу, яко присущему, со страхом и упованием, это лучше всякаго выполнения числа молитв.

О искуственных приемах совершения Иисусовой молитвы

Вопрос верно относился к молитве Иисусовой. Сколько нагородили прибаутков о святой сей молитве?! — А дело просто: веруешь ли, что Господь Иисус Христос есть единый Спаситель твой? — Если веруешь, взывай к Нему: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». А мудрецы мудреныя про веру забыли, а все внимание остановили на словах; тут у них пошли сказки и про язык, и про губы, и про дыхание, и про голову с бородою, и про сидение.

О молитве Иисусовой

Ныне с молитвою Иисусовой не знать как обращаются. Сколько напридумали прибаутков! — А о существе дела совсем забывают. Оттого выходит, что одни только на словах и останавливаются, твердят: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», но без всякой мысли и чувства. Я называю их шепотниками, или шептунами. Другия останавливаются на ноздренном дыхании и сопят. Это сопуны. Показались еще какия-то такия, которыя, будто не имея сил остановить внутренняго движения, начинают кричать: «Иисусе. Иисусе. Ии. Ии. » Это кликуши.

Читайте так же:  Молитвы читаемые в день рождения

А дело молитвы сей просто: стань умом в сердце пред лицем Господа и взывай: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», или только: «Господи помилуй». «Милостивый Господи, помилуй мя, грешнаго». или другими какими словами. Сила совсем не в словах, а в мыслях и чувствах. На этом и стойте, и все прибаутки отвергайте, и сами и других тому учите.

Католический взгляд на молитву умную

. взялся переводить нечто. Дошло до статей о молитве. Темная какая-то путаница! И остановился. Латиняне умную молитву не по — нашему понимают. Она у них богомыслие, заключаемое молитвою. А это хотя очень плодотворное упражнение, но не есть молитва. Молитва — особое упражнение от Богомыслия.

Святитель Феофан Затворник молитва церковная

Церковная молитва

Трудитесь. Труд все преодолевает с Божией помощию.

Когда исполняете правило святаго Пахомия, то дома только это делайте, а в церкви идет уже правило, т. е. служба. И с своим туда примешиваться не след. В церкви внимайте тому, что читается и поется, и сообразныя с тем держите мысли и чувства. Когда неразборчиво читают, свою молитву говорите Господу, или только мысленно с благоговением возноситесь к Нему, с поклонами. Старайтесь за всякой службой довесть сердце до разогревания, и по выходе из церкви блюсти его.

Все сие вы уже делаете. Я только напоминаю, утверждая, что так и должно.

Вы поминаете про поклоны. Поклоны надо класть. Ими подогревать надо сердце, когда оно станет охладевать. Поклоны — телесная работа. С ними надо соединять мысль о Боге и чувство к Нему.

Церковная молитва

Как у вас идет дело в церкви, очень радостно. Помоги вам Господи всегда так себя чувствовать. И что бывает по возвращении домой — дома, исправно. Умудряйте свое внутреннее не отдавать на волю внешняго.

О церковной молитве

В церкви иной раз ни поемое, ни читаемое или не слышится, или не понимается; в таком случае — стойте пред Господом и творите молитву Иисусову. В церкви каждое действие имеет свой смысл. Кто за сим смыслом следует своим разумением и пониманием, тот непрестанно будет получать питательныя для духа влияния из другаго мира. и по окончании Богослужения выйдет из церкви, как выходят из-за стола, богато и разнообразно сервированнаго.

• Поклоны при Иисусовой молитве оставляются на произвол и усердие. На малых узлах кладите поясной поклон, а на больших земной. Сколько? Сколько душе угодно, однако же определив это однажды навсегда. Лучше время определить для сей молитвы: четверть часа, или больше, или меньше.

• Ночь самое лучшее время для молитвы. особенно полночь.

• Отказаться от употребления мяса можно; но можно ограничиться и вкушением меньшаго количества.

• Акафисты и каноны хорошо читать, как положено. Посмотрите «в следованной псалтири», в конце. Псаломщик поможет вам. Но не набирайте много. Можно их заменить поклонами с молитвой Иисусовой. И это тоже посмотрите. И это бывает лучше. Можно на правиле молиться коротенькими молитовками святаго Златоуста, что стоят в ряду молитв на сон, произнося каждую 5-10-15. и более раз. Еванглие читать сидя можно, но не умаляя благоговения. Сколько читать псалтири? Сколько душе угодно. Одну кафизму — две три. или несколько псалмов. Петь псалмы — значит «читать их нараспев», как например в церкви пропевают после: «Господи воззвах. «, на вечерне. Почаще говеть очень хорошо, но как это устроить, смотрите сами. На какия службы церковныя ходить позволяет ваша гимназическая служба, ходите, а на какия не можете ходить, за те дома исправляйте поклоны с молитвой Иисусовой, как положено также в следованной псалтири.

Церковная молитва избавление от скорбей

Святая церковь молится об избавлении от скорбей, потому что научилась сему из псалтири, преисполненной воззваниями о сем. Выходит, такова воля Божия. Молитесь и вы о сем, исполняя сию волю Божию.

Спаситель наставляет, что многими скорбями подобает внити в Царствие Божие. И извольте держать в мысли, когда находят скорби, что вам Господь дорогу в царствие Свое пролагает, или даже более — берет за руку и ведет. Потому не упирайте ногами и не кричите, а благодушно и с благодарностью переносите скорби.

О молитве Иисусовой в храме

Спрашиваете: следует ли принуждать ум творить молитву Иисусову в храме, когда на душе мирно, безмятежно и когда ум при этой тишите внимает тому, что читается и поется? Следует стоять в присутствии Божием и в чувстве к Богу, чтобы вы ни делали. Так и в храме. Вы в другом письме написали: «в храме, при слушании молитв, у меня лучше идет молитва Иисусова». Молитва сия оживляет и поддерживает внимание к Богу с соответственными чувствами.

Молитва за самоубийц

Молиться ли за самоубийц?! Церковь не велит, как же сыны и дщери будут молиться? Мысль что можно молиться о тех, кои удостоены церковных похорон, разрешает молитву, предполагая, что разрешившия церковное погребение не признали убийцу убившим себя сознательно.

Мне иногда думается, что можно молиться дома в своей частной молитве. Нр тут проглядывает покушение показать, что милосерднее церкви и даже Самаго Бога. Довольно ограничиться жалением о нем, предавая участь его безмерному милосердию Божию.

Молитва за иноверцев и самоубийц

Спрашиваете, молиться ли за иноверцев? За самоубийц.

Делайте, как Церковь велит. Так и тем, кои просят о сем, отвечайте.

Поминовение иноверцев

Святая Церковь не знает иноверцев и не поминает их, но, пока они живы, молится обще об обращении их. У иноверцев свои поминатели есть. Туда пусть обращается хотящий их поминать.

Частныя лица — родныя, приятели — могут у себя молиться о них, творя это, как дело любви, и опираясь на что-либо достойное в поминаемых.

Феофан Затворник — О МОЛИТВЕ

Феофан Затворник — О МОЛИТВЕ краткое содержание

О МОЛИТВЕ читать онлайн бесплатно

Святитель Феофан Затворник

Молитвенное правило

Молитвенное правило

На молитвенном правиле приутруждать себя надо. В монастыре святаго Саввы на каждую молитву Иисусову кладут поясной поклон, а после каждаго десятка земной. Так и вам можно. Положить, — известное число молитв говорить стоя, без поклонов. Это есть в правиле отца Серафима. Как впрочем применитесь. Только утруждать себя надо, хоть в меру. А то льгота малая поведет к большой, и все можно разорить. Когда станете на правило, а голова разсеянничает, так что с нею не управишься, понудить ея надо к порядку, сначала какими-либо мыслями остепеняющими: ибо это значит, что страх отошел и душа стала неукротимою. Если это не поможет, возьмитесь читать какия-либо молитвы, и читайте со вниманием, пока соберется в себя ум. Когда станет он в строй, тогда начинайте поклоны. Кладущий поклоны с разсеянною головою есть трость, ветром колеблемая. Впрочем, этот блаженный труд сам научит вас, как в каком случае действовать.

Читайте так же:  Молитва в помощь учащемуся

(n 708. письмо 719. вып.4. стр. 123.)

Молитвенное правило

Молитвенное правило держите, как есть; только в механизм обратить поостерегитесь. Форма пустая — что есть? Надо душу в нея влагать. И богомыслия не забывайте, и чтения, и телеснаго труда. Да и ничего не надо забывать. Труженнический путь есть. Внимать надо, трезвиться и бодрствовать. Помоги вам Господи во всем.

( n 813. письмо 719. вып.4. стр. 125.)

Дорожное молитвенное правило

Спрашиваете об исполнении правила. Уж теперь какое правило? Дорога! Пришлось поклонник положить, хорошо; а не пришлось, так и быть. Лежа про себя что-либо поговорите Господу. Где тут, утомившись, правило справлять? Когда воротитесь на свое место, тогда все пойдет своим чередом.

( n 811. письмо 699. вып. 4. стр. 125.)

О правиле

Что касается до правила, то относительно сего этак думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, — коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до разшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего. «Боже милостив буди…» Еще: иногда все время, назначенное для правила, можно провесть в читании однаго псалма на память, составляя из всякаго стиха свою молитву. Еще — иногда можно все правило провесть в молитве Иисусовой с поклонами… А то из таго, другаго и третьяго понемногу взять. Богу сердце нужно (Притч. 23,26), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно. Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь.

Все сие пишу вам по-книжному. У вас сколько опытов! Из них выбирайте, что найдете пригожим.

(Письмо к отцу Архимандриту Задонскаго Святаго Тихона Монастыря Димитрию. 21 февраля 1881 г.)

(n 815. письмо 2. вып. 1. стр. 126.)

Что делать, когда молитва нейдет на ум?

Что делать, когда молитва нейдет на ум? Если это домашняя молитва, то можно немножко — на несколько минут отложить ея… Если и после нейдет… нудьте себя исполнить молитвенное правило насильственно, напрягаясь и понимать глаголимое и чувствовать… похоже на то, как, когда дитя не хочет поклониться, его берут за чуб и нагинают.

( n845.письмо 113. вып.1. стр. 128.)

Поспешность в чтении молитвеннаго правила

Беспокоит совесть вашу поспешное совершение молитвословий… И правильно. Зачем врага слушаете? Это враг гонит вас… скорей, поскорей… От этаго вы и никакаго плода от молитвы не ощущаете… Но положите себе законом не спешить… Но так произносить молитвы, чтобы ни одно слово не произносилось без сознания смысла и по возможности и чувства… Наложите на себя труд сей с решительностью главнокомандующаго, чтобы отнюдь никакаго не пораждалось возражения против сего… Враг внушает, то надо и другое надо, а вы ответьте: без тебя знаю, поди прочь…

Посмотрите как пойдет молитва… А то у вас молитвословие только есть, а молитвы нет. Питает же душу одна молитва… Вот вы и чувствуете себя неудовлетворенною…

По часам сличите, сколько времени пройдет, если не станете спешить… и увидите, что несколько минут. А ущерб от поспешности какой!!

( n 814. письмо 763. вып.5. стр. 1.)

Руководственныя указания к благоговейно-молитвенному чтению правила

Собираетесь вычитывать правило… Добре! Выполняя свое правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение: чтобы это получалось,

1) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… близко к тому. В древности все читаемыя молитвы брались из псалмов.

( № 807. письмо 773. вып.5. стр.З.)

О молитвенном правиле

Как вы положили действовать относительно молитвы — добре. Попекитесь так устроиться и навыкнуть. Правило молитвенное есть безопасная ограда молитвы… Молитва есть внутреннее дело, а правило молитвенное внешнее.

Но как без тела человек не полный человек, так и без правила молитвеннаго молитва не полна. То и другое надо иметь по силе исполнять. Неотложный закон внутренне молиться всегда и везде. Молитвословие же не может быть без определеннаго «времени, места и меры». Определение сих трех составляет правило молитвенное. И тут руководитель — благоразу мие; когда, где, сколько стоять на молитве, и какия употреблять молитвы… всякий может определять по своим обстоятельствам, увеличать, умалять, передвигать время и место… все направлять к тому, чтобы внутренняя молитва совершаема была как следует. Относительно же внутренней молитвы одно правило: «непрестанно молиться».

(№810. письмо 947. вып.6. стр.96.)

Наставление о молитвенном правиле и душеспасительном чтении

Милость Божия буди с вами!

С удовольствием отвечаю… Правило ваше хорошо и утреннее и вечернее. Требуете решения, как читать Евангелие и Апостол, — по главе подряд, или, как указывается в церкви, по зачалам? Как вы уже привыкли читать по-церковному, то и продолжайте так… Постарайтесь… размышлять и запоминать. Вместо Фомы Кемпийскаго изберите для чтения другую книжку нашаго писателя… какия у вас есть такаго рода книги. Вместе сделаем выбор.

Жития святых в Четь-Минеи хорошо читать; хоть мы так не можем жить, но обязаны подражать им в возможном и даже через силу. В каждом житии предлагается общий очерк жизни святаго дня… Из общаго обзора сих очерков увидите, что у всех святых обще было, и из сего сделайте заключение: стало быть то и другое необходимо.

Акафиста достаточно и одного… Но лучше будет читать Акафист Божией Матери. Канон на исход души можно не вводить в правило.

О чтении Евангелия и Апостола уже сказано… Если читать по зачалам, то, прочитав положенное утром, к вечеру ничего не останется; разве разделить: Утром прочитать зачало из Евангелия, а вечером из Апостола. Читать по главе — много. Поклоны по произволу. Если не имели сего в правиле, то кладите пред началом молитвословия утренняго и вечерняго по 50 поклонов поясных, малых и 5 земных, на большом узле — большой поклон по четкам. То же и в конце правила. При поклонах — ма ленькия молитовки… Главная Иисусова. Потом Божией Матери, своей Святой и другим чтимым. Сколько на каждое лицо поклонов — назначьте сами, чтобы в совокупности вышло 50… Примерно — Спасителю 30, Божией Матери 15, другим святым 5.

Феофан Затворник — О МОЛИТВЕ

Феофан Затворник — О МОЛИТВЕ краткое содержание

О МОЛИТВЕ читать онлайн бесплатно

3 января 1893 г.

Когда уж очень утомитесь, то лежите и молитесь… храня дух спокойный… То, что у вас бывает, что тянет к Господу… блюдите… С этим можно и одним жить и спасаться.

( № 694. письмо 539. вып.3. cmp.209.)

Ключ молитвы

Если можете быть неотходно с Господом; то другаго чего и искать нечего. В этом все дело, да живот наш весь сокровенен будет со Христом в Боге. Имея теперь внешний покой, избавляетесь от целой половины препятствий к тому. Другая половина — внутри. И эта тотчас сама собою устраняется, коль скоро на сердце падет какоелибо чувство к Господу; и если такое чувство не отходит, то все внутри мешающее быть с Господом, отступает само собою. Если б кто спросил: как всегда быть с Господом, можно смело отвечать: имей чувство к Господу, — и будешь с Господом. Я, кажется, вам об этом писал. А как чувство иметь? Думается, одно воспоминание о Господе уже приводит в движение чувство к Нему. Если к сему приложить помышление о том, что Он есть, и что сделал и делает для нас, то не знаю, чье сердце останется не тронутым. Потому очень праведно святыя отцы почитают богомыслие, или созерцание свойств и действий Господа ключом молитвы… и молитвы непрестанной. Потому что от сего чувство к Богу оживает… и с Господом соединяет.

Читайте так же:  Самая сильная молитва от проклятия

( № 724. письмо 1026. вып.6. стр.78.)

Быть с Господом отрада для души

Милость Божия буди с вами!

Сколько уже раз сознаете вы обязанность внушаемую вам совестию: быть с Господом, ничего Ему не предпочитая. Память об этом верно не отходит у вас! Да будет и дело сие в силе у вас. В этом, ведь, и цель ваша. Когда мы с Господом, то и Господь с нами. И светло все. В комнате, когда все окна открыты и солнце светит, светло, светло бывает.

Но закройте одно окно, потемнеет, а когда все закроются, совсем темно станет. Так и с душею.

Когда она вся всеми силами и чувствами обращена к Господу, в ней все светло, радостно и покойно. Когда же обратит на что-либо другое кроме Господа свое внимание и чувство, светлость сия умаляется. Больше вещей занимают душу, большая тьма входит… А там и совсем темно. Мысли не столько омрачают, сколько чувства; однократное увлечение чувств, не столько, сколько пристрастие к чему-либо. Больше всего омрачает грех делом. Да хранит вас Господь и Владычица Небесная и Ангел Хранитель.

( № 696. письмо 519. вып.3. стр. 162. )

Молитва и духовное горение сердца

Если сердца ваше согревается при чтении обычных молитв, то этим способом и возгревайте сердечную к Богу теплоту. Молитва Иисусова, если ея механически творить, ничего не дает, как и всякая другая молитва, языком только проговариваемая.

Попробуйте при молитве Иисусовой поживее помыслить, что Господь Сам близ есть и предстоит душе вашей и внимает тому, что в ней происходит. В душе же при сем пробудите жажду спасения и уверенность, что кроме Господа неоткуда ожидать нам спасения. Затем вопийте к Нему, мысленно пред собою зримому: «Г.И.Х.С.Б. п.н.» или «Милостивый Господи, спаси меня имиже веси судьбами». Дело совсем не в словах, а в чувствах к Господу.

Духовное горение сердца к Господу есть любовь к Нему. Она загорается от прикосновения Господа к сердцу. Как Он весь есть любовь; то прикосновение Его к сердцу тотчас и возжигает любовь к Нему. А от любви — горение сердца к Нему. Вот это и должно быть предметом искания. Творение молитвы Иисусовой есть только орудие к тому, или лучше только труд, показывающий сильное желание души обресть Господа.

На языке пусть будет молитва Иисусова, в уме предзрение Господа пред собою, в сердце — жажда Бога, или общения с Господом. Когда все сие будет постоянно, тогда Господь, видя, как нудите себя, подаст просимое. Извольте все сие сообразить и взять в руководство и почаще прочитывать, чтоб поновлять в памяти, как должно действовать.

( № 821. письмо 1338. вып.8. стр. 157.)

Молитва что «ручеек» журчит

Вспомнили вы молитовку краткую… Добре сказал вам иерей Божий, что не надобно забывать сие. Трудитесь не прерывать ея, — и она так утвердиться, что сама будет повторяться, — и будет у вас «ручеек журчать», как выражался старец Парфений Киевопечерский. А из древних некто сказал: как когда воры, подошедши к дому, чтобы прокрасться в него для кражи, услышат, что там внутри говорит кто-нибудь, не решаются пролезть в него, так, когда враги наши подкрадываются к душе, чтобы обокрасть ея и слышат, что там журчит маленькая молитовка, то ходят около, а в середку боятся идти.

К маленькой единой молитовке, можете прибавить 24 молитовки, что стоят в ряду молитв на сон, и затвердив их, часто приговаривать: оне обнимают внутреннюю духовную жизнь во всем объеме. У нас в церковных службах очень много разсеяно кратких молитовок. Замечайте и затверживайте. И будете всегда носить в себе молитвенник… который и прочитывать можете на всяком месте владычества Господня…

Да благословит вас Господь великим благословением.

Всего хорошаго и отраднаго желаю вам. Спасайтесь!

Ваш доброхот Е.Феофан.

( № 762. письмо 979. вып.6. стр.94.)

О молитве

У святых отцев и особенно у святаго Исаака Сирианина, указывается и другая степень даемой или находящей молитвы. Выше показанной стоит у него молитва, которую он назвал экстазом или восхищением. И тут тоже находит дух молитвенный; но увлекаемая им душа заходит в такие созерцания, что забывает свое внешнее положение, не разсуждает, а только созерцает, и невластна править собою, или разорить свое состояние. Помните, в отечниках пишется, что кто-то стал на молитву пред своею вечернею трапезою, а опомнился уже утром. Вот это и есть молитва в восхищении или созерцательная. В иных она сопровождалась просветлением лица, светом вокруг; в иных подъятием от земли. Святой Апостол Павел в этом состоянии восхищен был в рай. И пророки святыя в нем находились, когда взимал их дух.

Подивитесь, какая великая милость Божия к нам грешным. Мало кто потрудится; и чего сподобляется? Всяко трудящимся можно смело говорить: трудитесь; есть из-за чего!

Оздоравливайте поскорее, и в дальняя простираться устремитесь.

( №712. письмо 746. вып.4. стр. 103.)

О молитве

Спрашиваете о молитве. Встречаю у отцев, что молясь надо изгонять все образы из головы. Я так и стараюсь делать, напрягаясь стоять в том убеждении, что Бог везде есть… есть и тут, где я, где моя мысль, и мое чувство. — Совсем от образов освободиться не имею успеха… но они все более и более испаряются. Верно есть термин, когда они совсем исчезнут.

В молитвах готовых много есть образов представления Бога, — судя по сему надо полагать, что, имея такия представления, не погрешаем. Но лучше напрягаться до помышления о Боге, более близком к тому как Он есть. Когда явится молитва чувства, тогда образы исчезают, а в силе только одно чувство. Умственная же молитва трудно отрешается от образов и картин. Но труд все преодолеть может.

С тем, что в голове бывает тяжело от молитвы с чувством, — не знаю, как быть. Молитва чувства освежает… а это у вас что-либо особенное. Пройдет. Но молитва чувства есть настоящая молитва… Богу — сердце, по приказанию Его: «Сыне, даждь Ми сердце!» Господь все подает нужное. Молитесь Ему о вразумлении как быть с тем, или другим. И Он подаст. Благослови вас Господи! Спасайтесь.

Феофан затворник о молитве Иисусовой читать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here