Еврейская молитва после еды

Полное описание: Еврейская молитва после еды специально для наших уважаемых читателей.

Какие молитвы говорят перед едой?

Кто может мне написать молитву, которую говорят перед едой (Brachot). Русскими буквами на иврите.

Спасибо!
Гольдштейн Оксана, Берлин

Отвечает рав Бенцион Зильбер

По поручению рава Бен-Циона Зильбера посылаем Вам текст благословений (брахот), которые произносят перед едой, набранный русскими буквами.

Перед тем, как есть хлеб, омывают руки (льют из ковшика 2 раза на правую и 2 раза на левую) и говорят: БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ АШЕР КИДШОНУ БЭ-МИЦВОСОВ ВЭ-ЦИВОНУ АЛЬ НЭТИЛАС ЙОДОИМ (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Освятивший нас Своими заповедями и давший нам повеление об омовении рук).

Перед тем, как есть хлеб: БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ А-МОЙЦИ ЛЭХЕМ МИН А-ОРЕЦ (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Взрастивший хлеб из земли).

Перед тем, как есть пищу, приготовленную из пшеницы, ячменя, ржи, овса и полбы (по мнению многих, также из риса), кроме хлеба: БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ МИНЭЙ МЭЗОНОЙС (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Сотворивший разнообразные виды пищи, которые насыщают).

Перед тем, как пить виноградное вино или виноградный сок: БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ ПРИ А-ГОФЕН (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Сотворивший плод виноградной лозы).

Перед тем как есть фрукты, которые растут на дереве (включая, например, вишню): БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ ПРИ А-ЭЦ (…Сотворивший плод дерева).

Перед тем, как есть плоды земли (овощи и всё, что растёт на земле, включая, например, ананасы, а также бананы, т.к. банан не считается деревом, а значит, его плоды – плоды земли): БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ ПРИ А-АДОМО (…Сотворивший плод земли).

Перед тем, как есть другие виды пищи или пить другие напитки (мясо, рыба, яйца, молочные продукты, воду и т.д.): БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ ШЭ-А-КОЛЬ НИ h ЙА БИ-ДВОРОЙ (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, по Чьему слову возникло всё).

МОЛИТВА ЗА ЗДОРОВЬЕ «МИШЕБЕРАХ»

В субботу
В будний день

Молитва за здровье во времена Талмуда. Молитва мудреца

Говорится в Талмуде: «Каждый, у кого есть больной в доме, должен пойти к мудрецу, чтобы тот просил о милосердии для него». Это изречение породило обычай, распространившийся у евреев — просить мудреца молиться за больных.

Объясняя, почему в этом случае необходимо обратиться к другому человеку, не полагаясь на собственную молитву, Хатам-Софер приводит следующий пример. Известно, что еврейский народ представляет собой единый организм, в котором функцию мозга выполняют именно те, кто всю свою жизнь посвятил изучению Тopы. Известно, что человеческий организм устроен так, что все сигналы о неполадках в какой-нибудь части тела сначала поступают в мозг, который мобилизует силы, помогающие заболевшему органу выздороветь. В частности, в этом случае подключаются, например, органы речи, чтобы человек мог обратиться к врачу за помощью. Точно так же мы сообщаем мудрецу Торы о нашей беде, чтобы он, подобно головному мозгу, принял сигнал бедствия и мобилизовал силы, необходимые для выздоровления. Кроме того, грехи, совершенные человеком, не дают его молитве достигнуть Небес, а потому молитва праведника доходит до Всевышнего быстрее и легче, чем молитва обыкновенного человека.

Молитва общины

Со временем распространился обычай благословлять больных публично в синагоге во время чтения Торы, произнося молитву «Мишеберах», особенно в Шабат. Смысл этого обычая — пробудить милосердие свыше, так как община в этот момент занята изучением Торы, и это делает ее молитву равноценной молитве мудреца.

Кроме того, также как и молитву мудреца Всевышний никогда не отвергает молитвы, произнесенной «миньяном» («Миньян» — это 10 еврейских мужчин старше 13 лет). Даже в том случае, когда отдельный еврей вовсе не заслуживает того, чтобы на Небесах прислушались к его молитве, — если он молится в «миньяне», его молитва становится желанной Всевышнему в любое время.

Как это делается

Молитву «Мишеберах» просят прочитать «Габая» (старосту) или «Шамеша» (служку) синагоги и берут на себя обязательство выделить определенную сумму на «цдаку» (пожертвование), о чем упоминается при чтении молитвы.

Эта молитва читается над свитком Торы в день, когда в синагоге читают Тору.

Как заказать чтение «Мишеберах» в Петербурге

Заказать молитву можно в часы работы Информационного отдела, на ресепшн в холле Синагоги. А если хотите заказать непосредственно тому, кто ее будет читать, шамесу Синагоги, это можно сделать в часы работы Малой синагоги. Уточнить как это сделать можно по телефону 713-8186.

В каких случаях читается «Мишеберах»

«Мишеберах» читают за больного или нуждающегося в поддержке.

«Мишеберах» читают для того, у кого родились сын или дочь: когда отца вызывают к Торе, читают «Мишеберах» («Тот, Кто благословил. ») за здоровье роженицы и ребенка.

«Мишеберах» читают для каждого, кто поднимается к Торе, прочитывают «Мишеберах», но в этом случае текст немного отличается по содержанию. У вызванного к Торе также есть возможность заказать прочтение этой молитвы за кого он пожелает: за членов его семьи, за руководителей государства, за солдат израильской армии, за тех, кто молится в этой синагоге.

Текст молитвы «Мишеберах»

В субботу

Тот, кто благословил наших отцов — Аврагама, Ицхака и Яакова, Моше и Агарона, Давида и Шломо, — благословит и больного (или больную — произносится его/ее имя), сына (или дочь — произносится имя его/ее матери); [благословит] , поскольку (произносится имя того, кто обещает дать пожертвование) , сын (произносится имя его отца), обещал дать пожертвование ради его (или ее) благополучия; сегодня — суббота, и не должны звучать в этот день жалобы; исцеление вскоре наступит. И скажем: Амен!

В будний день

Тот, кто благословил наших отцов — Аврагама, Ицхака и Яакова, Моше и Агарона, Давида и Шломо, — исцелит и больного (или больную — произносится его/ее имя), сына (или дочь — произносится имя его/ее матери); [ благословит], поскольку (произносится имя того, кто обещает дать пожертвование), сын (произносится имя его отца), обещал дать пожертвование ради его (или ее) благополучия. И в награду за это святой бог, благословен он, преисполнится сострадания к больному (или больной) и вернет ему (или ей) здоровье, и излечит его (или ее) , и укрепит его (или ее) , и вернет ему (или ей) жизненные силы, и вскоре пошлет ему (или ей) с небес полное исцеление: всем двумстам сорока восьми частям его тела и тремстам шестидесяти пяти его жилам (или всем частям ее тела и всем ее жилам) , — ему (или ей) вместе со всеми больными в народе израиля — исцеление душе и исцеление телу. И скажем: Амен!

Читайте так же:  Бой с тенью слова молитвы

Комментарии к тексту молитвы

«Тот, кто благословил наших отцов — Аврагама. »
Мы как бы напоминаем Творцу что Его союз с этими родоначальниками еврейского народа распространяется, по условиям договора, и на их потомков.

Произносится имя матери больного. Имя матери, а не отца. Это максимально связывает человека с этим телесным миром.

Есть еще одно объяснение почему в этой молитве упоминается имя матери. Поскольку физическое благополучие зависит от духовного здоровья, а оно — от того, насколько верно человек оценивает свои поступки, что в свою очередь связано с женским началом Бина — понимание, — в молитве о выздоровлении упоминают имя матери больного. Во всех остальных случаях в еврейской традиции принято наряду с именем человека упоминать имя его отца, поскольку у евреев родовая (но не национальная) принадлежность определяется по отцовской линии.

«. Обещал дать пожертвование . »
Пожертвование способствует оправданию человека на Небесном суде.

«Всем двумстам сорока восьми частям его тела и тремстам шестидесяти пяти его жилам. »
248 органов и 365 связок между ними насчитывает традиционная еврейская медицина в человеческом теле. В Торе ровно 248 «разрешающих» и ровно 365 «запрещающих» заповедей (итого 613). С этим связана идея о том, что физическое состояние человека зависит от исполнения заповедей.

ВЕЧЕРНЯЯ ТРАПЕЗА ШАББАТА

Тора предписывает нам в Субботу получать наслаждение от вкусной еды и питья. Мудрецы установили три субботние трапезы: первую совершают в пятницу вечером, вторую в субботу днем, третью — ближе к вечеру. Субботняя еда должна быть особенно вкусной и красивой. Во время трапезы принято произносить слова Торы и петь субботние песни.

Шалом Алэйхэм

После молитвы все собираются за столом и хором поют молитву «Шалом Алейхем». Сказано в Талмуде, что, когда в пятницу вечером еврей возвращается из синагоги, к нему приходят два ангела. Если они видят зажженные свечи, накрытый стол и подготовленный к шабату дом, они говорят: «да будет так же в следующий шабат». Этих ангелов мы и приветствуем песней «Шалом Алэйхем».

Шалом алэйхэм малахэй hашарэт малахэй эльон
Мимэлэх малхэй hамлахим haкадош барух hу (3 раза)
Мир вам, ангелы-служители, посланцы Всевышнего, Святого Царя царей, благословен Он! (3 раза)

Боахэм лэшалом малахэй hашалом малахэй эльон
Мимэлэх малхэй hамлахим haкадош барух hу (3 раза)
Входите с миром, ангелы мира, посланцы Всевышнего, Святого Царя царей, благословен Он! (3 раза)

Бархуни лэшалом малахэй hашалом малахэй эльон
Мимэлэх малхэй амлахим haкадош барух hу (3 раза)
Пожелайте мне мира, ангелы мира, посланцы Всевышнего, Святого Царя царей, благословен Он! (3 раза)

Цэтхэм лэшалом малахэй hашалом малахэй эльон
Мимэлэх малхэй амлахим haкадош барух hу (3 раза)
Удалитесь с миром, ангелы мира, посланцы Всевышнего, Святого Царя царей, благословен Он! (3 раза)

Эшэт Хаиль

После молитвы «Шалом алейхем» поют гимн женщине — хозяйке, которая на протяжении всей недели занималась домом и готовилась к святому шабату. В честь нее произносят строки из «Мишлей» — поучений, написанных царем Шломо. Также говорят наши мудрецы, что этот гимн иносказательно повествует о любви Израиля к Торе.

На иврите первые буквы строк «Эшэт Хаиль» идут в алфавитном порядке.

Кидуш в пятницу вечером

Сказано в Торе: «Помни день субботний, чтобы освятить его». Учат наши мудрецы: помнить и освящать субботу следует посредством Кидуша.

Кидуш — это молитва, которую произносят над бокалом вина или виноградного сока. В тексте Кидуша упоминаются два важнейших события: Сотворение мира и исход евреев из Египетского рабства.

Кидуш произносит хозяин дома или один из мужчин. Присутствующие внимательно слушают и отвечают «амен» на все благословения. Вечерний Кидуш положено делать стоя.

«Совершающему Кидуш обещано долголетие» («Пиркей-де-раби Элиэзер»).

В Кидуше семьдесят слов — в соответствии с числовым значением ивритского слова «Яин» («Вино»), которое также составляет семьдесят.

Омовение рук и благословение на субботние халы

После Кидуша говорят благословение на субботние халы. На стол кладут две халы — в память о двойной порции мана (чудесного хлеба, который посылал евреям Всевышний), выпадавшей накануне субботы в те времена, когда евреи странствовали по пустыне. Халы принято накрывать салфеткой — чтобы во время Кидуша халы не обиделись, «увидев», что им предпочли вино. Второе объяснение: ман, выпадавший в пустыне, был словно упакован в два слоя небесной росы сверху и снизу — точно так же мы кладем халы на скатерть и накрываем сверху салфеткой.

Перед благословением на халы следует совершить омовение рук. Берут кружку с водой и трижды поливают на каждую руку в таком порядке: правая-левая, правая-левая, правая-левая. После этого вытирают руки полотенцем и произносят благословение на омовение рук:

Барух ата Адо-най Эло-hэйну мэлэх hаолам ашэр кидшану бэмицвотав вэцивану аль нетилат ядаим!
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас заповедями Своими и заповедавший нам омовение рук!

После этого нельзя разговаривать до того момента,как будет произнесено благословение на хлеб и съеден первый кусочек халы. Когда все собираются за столом, глава семьи берет халы и произносит на них следующее благословение:

Барух ата Адо-най Эло-hэйну мэлэх hаолам hамоци лэхэм мин hаарэц!
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, выводящий хлеб из земли!

Читайте так же:  Молитва для снятия колдовства

Затем глава семьи отламывает халу, обмакивает ее в соль и раздает кусочки халы всем присутствующим. Теперь субботнюю трапезу можно начинать!

После трапезы читают благодарственную молитву «Биркат Амазон»

Тора предписывает нам в Субботу получать наслаждение от вкусной еды и питья. Мудрецы установили три субботние трапезы: первую совершают в пятницу вечером, вторую в субботу днем, третью – ближе к вечеру. Субботняя еда должна быть особенно вкусной и красивой. Во время трапезы принято произносить слова Торы и петь субботние песни.

Молитва после еды (Биркат амазон)

Из свода законов «Кицур Шулхан Арух»

1. Сказано в Торе: «И будешь есть, и насытишься, и благословишь Г-спода, Б-га твоего, за прекрасную страну, которую Он дал тебе» (Дварим, 8:10). Слова эти — основа закона, предписывающего нам произносить благодарственную молитву после еды — «Биркат амазон». Мудрецы установили, что человек должен читать «Биркат амазон» каждый раз, когда он съел минимум казаит (27 г) хлеба. Если он съел хлеба меньше, чем казаит, но насытился, так как вместе с хлебом ел другую пищу (например, мясо или рыбу), читать «Биркат амазон» все же не нужно (но надо произнести заключительное благословение, соответствующее тому виду пищи, которую он ел с хлебом).

2. Не убирают со стола хлеб и скатерть, пока не прочли «Биркат амазон». Хлеб, лежащий на столе во время чтения «Биркат амазон», указывает на изобилие в доме: здесь ели хлеб, и он еще остался. Это гарантирует изобилие в будущем, притягивая благословение Всевышнего, которое не осеняет пустое место.

3. Перед чтением «Биркат амазон» в будни принято убирать со стола ножи или прикрывать их. Стол подобен храмовому жертвеннику, который, согласно указанию Торы, строят только из неотесанных камней (Шмот, 20:22). Смысл этого объясняет Талмуд: железо укорачивает жизнь человека, а жертвенник создан для того, чтобы ее продлевать; поэтому безнравственно использовать то, что укорачивает жизнь человека, для строительства того, что ее продлевает.

И сказали мудрецы наши: «В те времена, когда существовал Храм, жертвенник искупал грехи человека; сейчас же искупает грехи человека стол, за которым он ест» (при условии, что он ест ради служения Всевышнему, как было сказано выше, 31:2). Кроме того, стол служит для исполнения важной заповеди гостеприимства, благодаря которой Шхина осеняет еврейский дом.

В субботу и праздники ножи можно оставить на столе. Железо — это выражение мощи Эйсава, согласно полученному им благословению от отца его, Ицхака: «Мечом твоим ты будешь жить» (Брейшит, 27:40). Но в субботу и праздники сила Эйсава, который ненавидит Яакова, ослабевает, и потому железо уже не представляет угрозы.

4. «Биркат амазон» не читают стоя или во время ходьбы, а только сидя и на том месте, где ели.

5. Прежде, чем приступить к чтению «Биркат амазон», надевают шляпу и пиджак, тем самым подчеркивая важность этой заповеди. Принято также подпоясываться пояском (гартлом). Читают не торопясь, осмысливая значение слов, с чувством благоговейного страха пред Всевышним.

Читая «Биркат амазон», нельзя одновременно заниматься какой бы то ни было работой.

6. Первое из четырех благословений, входящих в «Биркат амазон, составил Моше-рабейну, второе — Йеошуа бин Нун после того, как евреи вступили в Эрец-Исраэль, третье — Давид и Шломо. Посреди каждого из этих трех благословений, входящих в «Биркат амазон», нельзя прерываться даже для того, чтобы ответить на «Кадиш», «Барху» и «Кдушу». Четвертое благословение добавили во II в. н. э. мудрецы Мишны.

7. В заключительной части «Биркат амазон» слова «Милосердный — Он благословит отца моего. и мать мою» произносят все: и сам хозяин, и гости, и даже тот, у кого нет родителей, — так как, согласно Каббале, это фраза имеет также такой скрытый смысл, который относится ко всем евреям в равной степени.

8. У хасидов принято начинать этот отрывок с упоминания «ребе»: «Милосердный, Он благословит нашего господина, наставника и учителя. » и т. д.

9. Все присутствующие за столом, читая «Биркат амазон», должны заканчивать каждое благословение чуть раньше ведущего, чтобы ответить ему «амен». Однако в последнем благословении не принято отвечать «амен» ни после слов: «. И да не лишит Он нас всех благ Своих вовеки», ни в заключение всех фраз, начинающихся: «Милосердный — Он. «.

10. «Биркат амазон» можно произносить все время, пока чувствуешь сытость после еды. Но поскольку это ощущение у разных людей различно, не следует читать «Биркат амазон» позже, чем через час с четвертью после еды. Если после основной трапезы долго сидят за десертом, это считается продолжением все той же трапезы (хотя лучше десерт не затягивать).

11. «Биркат амазон» надо читать на том же месте, где ели; если встали и ушли, то для прочтения «Биркат амазон» следует вернуться. Однако если это правило нарушили и ушли так далеко, что для возвращения на то же место потребуется больше времени, чем допустимый перерыв между едой и чтением «Биркат амазон», разрешается его прочитать там, где находятся в этот момент.

12. Если в комнате присутствует нееврей, в заключительной части «Биркат амазон» после слов «Он благословит всех нас. » добавляют «сынов завета».

Поминальная молитва Изкор

Объяснение; тексты; транслитерации.

Изкор (или Азкарат-Нешамот), поминальная молитва за усопших, произносится в синагогах четыре раза в году после чтения Торы в праздничные дни: в Йом-Кипур, в Шмини-Ацерет, в последний день праздника Песах и во второй день праздника Шавуот. Главным поминовением является совершаемое в Йом-Кипур, поскольку этот день — день искупления как для живых, так и для мертвых.

Главная часть молитвы Изкор — даваемое про себя обещание сделать после праздника пожертвование в честь покойного. Давая цдоку, мы физически совершаем доброе дело в этом материальном мире — то, что сам умерший уже сделать не в состоянии. Тем не менее, когда это делается кем-то в память о нем, душа его получает дополнительную заслугу и духовное вознесение.

Читайте так же:  Молитва чтоб муж ушел из дома

Согласно обычаю, во время произнесения молитвы Изкор, те, у кого живы оба родителя, должны выйти из зала синагоги. Тот, у кого кто-то из родителей умер менее года тому назад, остается в синагоге, но не произносит Изкор за этого родителя.

Текст молитвы Изкор

За отца (или другого мужчину):

Да вспомнит Бог душу отца моего, наставника моего (или же: мужа моего; сына моего; брата моего; дядю моего; деда моего) еврейское (если есть) имя покойного > сына еврейское (если есть) имя его матери>, отошедшего в мир иной, — в награду за то, что я, не связывая себя обетом, дам ради него пожертвование. В заслугу этого да будет пребывать душа его в обители вечной жизни вместе с душами Авраама, Ицхака и Яакова, Сары, Ривки, Рахель и Леи, и с душами других праведников и праведниц, обитающих в Ган-Эдене, и скажем: омейн!

Изкор Э-ло-им нишмат аба мори (или же: баали (за мужа); бни (за сына); ахи (за брата); доди (за дядю); зкейни (за деда)) еврейское (если есть) имя покойного > бар еврейское (если есть) имя его матери> шэ-алах лэ-оламо баавур шэ-бли нэдэр этэн цдака баадо. би-схар зэ тэ-эй нафшо црура би-црор а-хаим им нишмат Авраам, Ицхак вэ-Яаков, Сара, Ривка, Рахел вэ-Лэйа вэ-им шэар цадиким вэ-цидканийот шэ-бэ-ган эдэн. вэ-номар амейн!

За мать ( или другую женщину):

Да вспомнит Бог душу матери моей, наставницы моей (или же: жены моей; дочери моей; сестры моей; тети моей; бабушки моей) еврейское (если есть) имя покойной > дочери еврейское (если есть) имя ее матери>, отошедшей в мир иной, — в награду за то, что я, не связывая себя обетом, дам ради нее пожертвование. В заслугу этого да будет пребывать душа ее в обители вечной жизни вместе с душами Авраама, Ицхака и Яакова, Сары, Ривки, Рахель и Леи, и с душами других праведников и праведниц, обитающих в Ган-Эдене, и скажем: омейн!

Изкор Э-ло-им нишмат ими морати (или же: ишти (за жену); бити (за дочь); ахоти (за сестру); додоти (за тетю); зкенти (за бабушку)) еврейское (если есть) имя покойной > бат еврейское (если есть) имя ее матери> шэ-алха лэ-олама баавур шэ-бли нэдэр этэн цдака баада. би-схар зэ тэ-эй нафша црура би-црор а-хаим им нишмат Авраам, Ицхак вэ-Яаков, Сара, Ривка, Рахел вэ-Лэйа вэ-им шэар цадиким вэ-цидканийот шэ-бэ-ган эдэн. вэ-номар амейн!

После этого произносят:

Отец милосердия, обитающий в высотах, по великой милости Своей пусть с состраданием вспомнит Он благочестивых, прямодушных и непорочных — все общины святых, отдавших свои жизни во имя освящения Имени Его. Стремительны, как орлы, и могучи, словно львы, были они, исполняя волю Творца своего, желание своего Создателя. Да вспомнит Б-г наш благосклонно и их, и всех праведников мира и отомстит за пролитую кровь рабов своих. Как записал в Торе Моше, избранник Б-га: «Ликуйте, все колена народа Его! Ибо отомстит Он за кровь рабов Своих, обрушит возмездие на их врагов и утешит землю свою и народ свой». И написано пророками, рабами Твоими: «»И прощу я, но крови (народа моего) не прощу», — сказал Г-сподь, обитающий в Сионе». И в святых Писаниях сказано: «Зачем, чтобы народы говорили: «где же Б-г их?» Пусть станет известно об этом народам, и да увидим мы это своими глазами: отмщение за пролитую кровь рабов твоих». И сказано: «Ибо Он взыскивает за кровь и помнит о ней, не забывает стоны страдальцев». И сказано: «Будет судить Он народы за великое множество убитых ими, покарает правителей могущественных государств, которые гордятся тем, что пьют из реки изобилия, протекающей по их земле».

Ав арахамим шохэн мэромим, бэрахамав аацумим, У йифкод бэрахамим, ахасидим вэайешарим вэатмимим, кэилот акодэш шемасру нафшам аль кдушат Ашем, анээавим вэанэимим бэхайейэм, увэмотам ло нифраду. Миншарим калу, умэарайот гавэру, лаасот рэцон конам вэхэфэц цурам. Йизкэрэм Эло-эйну летова, им шъар цадикэй олам, вэйинком никмат дам авадав гашафух. Какатув бэторат Моше иш Аэлоим: арнину гойим амо, ки дам авадав йиком, вэнакам яшив лецарав, вэхипэр адмато амо. Вэаль йедэй авадэха анэвийм катув леймор: вэникэти дамам ло никэти, Вадонай шохэн бэцийон. Увэхитвэй акодэш нээмар: лама йомру агойим айе Эло-эйэм, йивада багойим леэйнэйну никмат дам авадэха гашафух. Вэомэр: ки дорэш дамим отам захар, ло шахах цаакат анавим. Вэомэр: ядин багойим мале гвийот махац рош аль эрэц раба. Минахаль бадэрэх йиштэ, аль кэн ярим рош.

После еды

«ЗИМУН»

Женщины, евшие за одним столом, тоже могут совершить «зимун» для себя – потому что они тоже обязаны читать «Биркат гамазон»: ведь эта заповедь не связана с каким-то определенным временем и ее исполняют каждый раз, когда едят хлеб. Однако для совершения «Зимуна» женщины к мужчинам не присоединяются.

Есть обычай, придающий чтению «Биркат гамазон» особую красоту и торжественность: читать эту молитву, держа в руке бокал вина. Обычно так поступают в субботу и в праздники, на трапезе в честь обрезания или бракосочетания. Делается это в таком порядке: наливают бокал вина, дают его ведущему, и тот держит его в правой руке все время, пока читает «Биркат гамазон». Закончив чтение, он произносит благословение «творящий плод виноградной лозы», пьет вино (и дает пригубить всем присутствующим), а затем произносит заключительное благословение «за виноградную лозу и за плод виноградной лозы» (об этого рода благословениях мы будем говорить ниже).

«БИРКАТ ГАМАЗОН»

Закончена трапеза, и теперь настает время благодарить Вс-вышнего за то, что Он дал нам еду. Принято читать (или чаше – петь) отрывок из книги Тегилим перед тем, как приняться за «Биркат гамазон». В будни это гл. 137: «У рек Вавилонских сидели мы и плакали, вспоминая Сион». В субботы же, в праздники и во время трапезы по какому-либо радостному поводу (например, на свадьбе) читают гл. 126: «Песнь на ступенях Храма: Когда возвращал Г-сподь из плена детей Сиона, мы были как во сне».

Читайте так же:  Молитва о заступничестве к ПреСвятой Богородице

Непосредственно перед «Биркат гамазон» следует омыть руки, испачканные во время трапезы. Это омовение называется «маим ахроним» (букв, «последняя вода») – в отличие от омовения перед едой, которое называется «маим ришоним» (букв, «первая вода»).

Как уже было упомянуто выше, чтение «Биркат гамазон» – заповедь, записанная в Торе. «Биркат гамазон» состоит из трех благословений, опирающихся на текст самой Торы, к которым после разрушения Второго Храма мудрецы добавили четвертое благословение -в память о погребении погибших в Бейтаре.

Первое благословение «Биркат «гамазон» – это благодарность Вс-вышнему за пищу, которую мы ели. Это т. н. «длинное» благословение: оно начинается с формулы «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш. » и заканчивается ею: «Благословен Ты, Г-сподь, питающий всех».

Второе благословение называется «благословением о стране»: в нем мы благодарим Вс-вышнего за то, что Он вывел нас из Египта, дал нам Тору и Страну Израиля. Все это обобщает заключение: «Благословен Ты, Г-сподь, за то, что дал нам землю и пищу!»

В дни Хануки и Пурима к этому благословению добавляется особая молитва «За чудеса. ». Это та же самая вставка, которой дополняется в эти дни молитва «Шмонэ-эсрэ» (как упоминалось выше), – благодарность Вс-вышнему за то, что Он совершил эти чудеса для народа Израиля.

Третье благословение по своему жанру ближе к молитве, чем два предыдущих: «О, смилуйся, Г-сподь, Б-г наш, над Израилем, народом Твоим, и над Иерусалимом, городом Твоим. И не допусти, Г-сподь, Б-г наш, чтобы зависели мы от благодеяний, от одолжений людских, – но пусть лишь рука Твоя, наполненная благами, щедрая, святая и несущая изобилие, дарует нам пропитание. И восстанови Иерусалим, святой город, вскорости, в наши дни! Благословен Ты, Г-сподь, восстанавливающий по милости Своей Иерусалим! Амен!»

К этому благословению по субботам, в рош-ходеш и по праздникам мы добавляем специальные молитвы. В субботу – «Да будет угодно Тебе, Г-сподь, Б-г наш, укрепить нас. », а в рош-ходеш, праздники (включая «холь-гамоэд») и в Рош-Гашана – «Да поднимется и придет. ». Те, кому Галаха разрешает есть в Иом-Кипур (например,, больные и дети), также говорят здесь вставку «Да поднимется и придет. » и упоминают в ней «день Иом-Кипур».

Четвертое благословение называется «Добрый и творящий добро»: «добрый» – потому что сотворил чудо, и погибшие в Бейтаре были похоронены, «творящий добро» – потому что чудесным образом их тела не пострадали, несмотря на длительное время, прошедшее со дня их смерти. Это благословение заканчивается словами: «. И да не лишит Он нас всех Своих благ вовеки!», на что все присутствующие отвечают: «Амен!»

Далее идет ряд молитв, каждая из которых начинается словом «Милосердный». В них мы просим у Вс-вышнего милости ко всем присутствующим за этим столом и ко всему народу Израиля и упоминаем особенности того дня, когда мы произносим «Биркат гамазон» (субботы, праздника и т.п.).

Заканчивается «Биркат гамазон», подобно молитве «Шмонэ-эсрэ», просьбой, полной глубокого значения: «Устанавливающий мир в Своих высотах, Он пошлет мир нам и всему Израилю, и скажем: амен!»

«БРАХА АХРОНА»

«Биркат гамазон» мы говорим только после того, как ели хлеб. На это есть намек в Торе (Бемидбар, 8): сразу после упоминания хлеба («Страна, в которой не в бедности будешь ты есть хлеб») сказано: «И будешь ты есть, и насытишься, и благословишь. »

Благодарить Вс-вышнего после еды и питья мы обязаны всегда – в том числе и тогда, когда хлеба не ели. Однако в последнем случае мы читаем короткие благословения, которые называются «браха ахрона» -«заключительное благословение».

В сущности, «браха ахрона» – это квинтэссенция «Биркат гамазон». Она называется также «тройным благословением», потому что включает в себя в сжатом виде все три основных благословения «Биркат гамазон».

После того, как ели мучные изделия из пшеницы, ячменя, полбы, овса и ржи (так называемых «пяти видов злаков»), говорят это благословение, упоминая в нем тот вид пищи, который ели: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, за пищу и за средства к существованию. » (по этим словам это благословение обычно именуется «благословением за пищу»). Если же пили вино, то вместо слов «за пищу и за средства к существованию» говорят: «за виноградную лозу и за плод виноградной лоза». А если ели фрукты из числа «семи видов плодов», которыми славится Эрец-Исраэль, то упоминают: «за дерево и за плод дерева».

Если «заключительное благословение» мы говорим после того, как ели плоды, выросшие в Стране Израиля (или пили вино, которое приготовлено из винограда Страны Израиля), то этот факт следует упомянуть в «заключительном благословении». В этом случае мы заканчиваем благословение не так, как за пределами Эрец-Исраэль, – например, говорим не «за землю и за плод виноградной лозы», а «за землю и за плод ее виноградной лозы». Или же вместо «за землю и за плоды» говорим «за землю и за ее плоды».

«ТВОРЕЦ МНОЖЕСТВА ЖИВЫХ СУЩЕСТВ»

После плодов, не относящихся к «семи видам», после всех напитков (кроме вина) и после всех остальных видов пищи (кроме изделий из «пяти видов злаков») мы говорим короткое «заключительное благословение», называемое по его первым словам «Творец множества живых существ»: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, Творец множества живых существ и всего, в чем они нуждаются, – за все, что создал Ты для поддержания жизни во всем живущем! Благословен дающий жизнь мирам!»

Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Перед едой

ОМОВЕНИЕ РУК

Кроме того, что мы обязаны омывать руки сразу после пробуждения от сна (о чем говорилось в предыдущей главе), мы обязаны омывать руки также всякий раз, когда приступаем к трапезе, включающей хлеб.

Читайте так же:  Молитва о продаже дома и земельного участка

Эта обязанность возложена на нас мудрецами Торы – о ней не сказано прямо в Письменной Торе. Тем не менее, после омовения рук, но перед тем, как их вытереть, мы произносим: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам омывать руки».

Вы спросите: но ведь только что сказано, что в Торе нет предписания омывать руки перед едой? Почему же мы говорим «освятивший нас Своими заповедями и повелевший. »?!

Ответ заключается в том, что Тора предписывает нам слушаться мудрецов и выполнять их установления: «Не отклоняйся от того, что скажут тебе [мудрецы], ни вправо, ни влево». Значит, выполняя указания мудрецов, мы тем самым выполняем заповедь Торы.

Впрочем, намек на необходимость омывать руки и перед едой, и после еды, мудрецы открывают в тексте самой Торы. Сказано: «И освящайтесь, и будете святы» – это намек на омовение рук: «освящайтесь» – это омовение рук перед едой, «и будете святы» – омовение рук после еды, перед прочтением «Биркат гамазон».

В отличие от омовения рук после пробуждения, для омовения рук перед трапезой, в принципе, достаточно полить воду лишь один раз на каждую из рук – так, чтобы вся кисть руки до запястья оказалась вымытой. Однако если невозможно полить на руку достаточное количество воды в один раз, это делают дважды.

Прежде чем приступить к служению Творцу в Храме, когены обязаны были омыть руки из специального умывальника, стоявшего во дворе Храма. Подобно этому мы обязаны очистить руки перед тем, как приступить к исполнению заповеди Вс-вышнего, предписывающей нам заботиться о поддержании жизнедеятельности нашего организма.

Нет необходимости распространяться о важности этого установления наших мудрецов с точки зрения гигиены. Галаха требует, чтобы перед омовением рук мы убедились в том, что на руках нет пятен от краски или грязи, что под ногтями – чисто, потому что все это является препятствием для доступа воды и делает омовение рук недействительным. Значит, если на руках есть какая-либо нечистота, перед омовением их надо как следует вымыть и вытереть насухо.

В отличие от других заповедей, когда благословение произносится перед действием, мы произносим благословение «повелевший нам омывать руки» после совершения омовения: ибо лишь после омовения руки становятся достаточно чистыми, чтобы нам было разрешено упомянуть имя Вс-вышнего.

Для омовения годится лишь чистая вода, и лить ее на руки следует только из кружки – сначала на правую Руку, потом на левую. Пальцы руки, на которую льют воду, должны быть слегка разведены и чуть-чуть согнуты, а кисть повернута ладонью вверх. Это дает воде доступ ко всей поверхности кисти руки сразу.

Ясно, что женщины тоже обязаны омывать руки перед едой – точно так же, как они обязаны исполнять все законы, о которых говорится в этой главе. Особо следует отметить, что женщина должна перед омовением рук снимать обручальное кольцо, потому что оно мешает свободному доступу воды.

Между окончанием омовения рук и началом трапезы нельзя говорить ни единого слова – пока вы не проглотите первый кусок хлеба. Разрешается произносить лишь краткие просьбы подать на стол забытое, например сказать: «нож», «соль» и т.п.

«ВЫРАЩИВАЮЩИЙ ХЛЕБ ИЗ ЗЕМЛИ»

По обычаю, когда произносят благословение над хлебом, на него кладут обе руки (в субботу – на две халы, как будет говориться в главе «Суббота»). Тем самым мы выражаем свою признательность Вс-вышнему за то, что Он дает нам хлеб. На обеих руках десять пальцев – столько же, сколько ивритских слов п благословении, которое мы произносим перед тем, как есть хлеб: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, выращивающий хлеб из земли».

Десять слов насчитывает и стих Торы, говорящий о плодах, которыми славится Страна Израиля: «Страна пшеницы и ячменя, и винограда, и инжира, и гранатов, страна олив, дающих масло, и финикового меда».

И еще один намек: в благословении, которое дал Ицхак, праотец наш, Яакову, тоже десять слов (в оригинальном тексте Торы): «И даст тебе Б-г небесной росы и туков земли, и вдоволь хлеба и вина».

Перед тем как разрезать хлеб, на нем делают надрез – в том месте, которое лучше всего пропечено. Надрезают немного, так, что если поднять каравай, он не распадется пополам. Делают это для того, чтобы произнести благословение над целым хлебом, но вместе с тем сократить до минимума промежуток времени между произнесением благословения и началом еды. Сразу после окончания благословения «. выращивающий хлеб из земли» отрезают от каравая кусок – не слишком большой (чтобы не показаться обжорой), но и не слишком маленький (чтобы не показаться скупцом).

В субботу можно нарезать хлеб большими кусками – в знак исполнения заповеди, ибо в субботу нам заповедано Торой устраивать три трапезы.

Глава семьи раздает ломти хлеба всем сидящим за столом. Он должен следить за тем, чтобы не задеть самолюбие сотрапезников, и поэтому ломти хлеба он придвигает к ним или кладет перед ними на стол – но ни в коем случае не бросает им.

Принято не давать хлеб прямо в руки сидящим за столом – это считается дурной приметой, ибо выглядит так, словно нищие просят у хозяина подаяние.

Благословение «выращивающий хлеб из земли» включает в себя все виды пищи, которые едят с хлебом, -мясо, рыбу, молочные изделия и т.д. Поэтому все время, пока продолжается трапеза, не нужно произносить более никаких благословений над другими яствами.

Однако над десертом, который не является неотъемлемой частью трапезы, – над вином, компотами, фруктами, кондитерскими изделиями – произносят отдельные благословения.

Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Еврейская молитва после еды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here