Да молчит всякая плоть человеча молитва

Полное описание: Да молчит всякая плоть человеча молитва специально для наших уважаемых читателей.

Песнопения Страстной седмицы

«Се, Жених грядет в полунощи…»

Тропарь, глас 8

Се, Жени́х гряде́т в полу́нощи,/ и блаже́н раб, его́же обря́щет бдя́ща,/ недосто́ин же па́ки, его́же обря́щет уныва́юща./ Блюди́ у́бо, душе́ моя́,/ не сно́м отяготи́ся,/ да не сме́рти предана́ бу́деши/ и Ца́рствия вне затвори́шися,/ но воспряни́ зову́щи:/ Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же,// Богоро́дицею поми́луй нас.

Перевод: Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас!

Тропарь поется на утрене в первые три дня Страстной седмицы. В этом тропаре Церковь внушает нам спасительный страх внезапного пришествия Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию. В его основе лежит притча о десяти девах ( Мф.25:1-13 ).

«Чертог Твой вижду, Спасе мой…»

Черто́г Твой ви́жду, Спа́се мой, украше́нный, и оде́жды не и́мам, да вни́ду в онь: просвети́ одея́ние души́ моея́, Светода́вче, и спаси́ мя.

Перевод: Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным, но одежды не имею, чтобы войти в него. Сделай светлым одеяние души моей, Податель света, и спаси меня.

Эксапостиларий поется в первые четыре дня Страстной седмицы. В этом песнопении мы исповедуем перед Господом свое недостоинство, сокрушаемся и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачного чертога.

«Егда славнии ученицы…»

Тропарь, глас 8

Егда́ сла́внии ученицы́/ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся,/ тогда́ Иу́да злочести́вый/ сребролю́бием неду́говав омрача́шеся,/ и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т./ Виждь, име́ний рачи́телю,/ сих ра́ди удавле́ние употреби́вша!/ Бежи́, несы́тыя души́,/ Учи́телю такова́я дерзну́вшия;// И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Перевод: Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господи, ко всем благой, слава Тебе!

Песнопение «Егда славнии ученицы…» поется в Великий Четверг и на утрене Великой Пятницы. В течение Великого поста оно также читается в последовании ко Святому Причащению.

«Вечери Твоея тайныя…»

Тропарь, глас 6

Ве́чери Твоея́ та́йныя днесь, Сы́не Бо́жий, прича́стника мя приими́; не бо враго́м Твои́м та́йну пове́м, ни лобза́ния Ти дам, я́ко Иу́да, но я́ко разбо́йник испове́даю Тя: помяни́ мя, Го́споди, во Ца́рствии Твое́м.

Перевод: Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими. Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда. Но как разбойник исповедаю Тебя: «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём!»

Песнопение «Вечери Твоея тайныя…» поется во Святой и Великий Четверг вместо Херувимской песни.

«Днесь висит на древе…»

Антифон 15, глас 6

Днесь ви́сит на дре́ве, И́же на вода́х зе́млю пове́сивый: венце́м от те́рния облага́ется, И́же А́нгелов Царь: в ло́жную багряни́цу облача́ется, одева́яй не́бо о́блаки: зауше́ние прия́т, и́же во Иорда́не свободи́вый Адама: гвоздьми́ пригвозди́ся Жени́х Церко́вный: копие́м прободе́ся Сын Де́вы. Покланя́емся страсте́м Твои́м, Христе́. Покланя́емся страсте́м Твои́м, Христе́. Покланя́емся страсте́м Твои́м, Христе́: покажи́ нам и сла́вное Твое́ Воскресе́ние.

Перевод: Ныне висит на древе Тот, Кто повесил землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; пощечины принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение.

«Днесь висит на древе…» — песнопение утрени Великой Пятницы, имеющей особое название: Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

«Разбойника благоразумнаго…»

Эксапостиларий

Разбо́йника благоразу́мнаго, во еди́ном часе́ ра́еви сподо́бил еси́, Го́споди, и мене́ дре́вом кре́стным просвети́, и спаси́ мя.

Перевод: Разбойника благоразумного в тот же день Ты рая удостоил, Господи. И меня древом Крестным просвети и спаси меня.

Благоразумный разбойник — один из двух разбойников, распятых на Голгофе рядом с Иисусом Христом, раскаявшийся, уверовавший во Христа, смиренно выразивший перед Ним свою веру и получивший от Него обетование, что «ныне же» будет пребывать с Ним в раю. Покаяние благоразумного разбойника воспоминается в песнопении на утрене Великой Пятницы при чтении Двенадцати Евангелий.

«Благообразный Иосиф…»

Тропарь, глас 2

Благообра́зный Ио́сиф,/ с дре́ва снем пречи́стое Те́ло Твое́,/ плащани́цею чи́стою обви́в,// и воня́ми во гро́бе но́ве покры́в положи́.

Перевод: Благородный Иосиф, с древа (с Креста) сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил.

Иосиф Аримафейский, о котором говорится в тропаре, был богатым иудеем, членом синедриона и тайным учеником Христа. После смерти Спасителя Иосиф испросил Его тело у Пилата для погребения. Когда позволение было получено, вместе с Никодимом он снял тело Спасителя с креста, обвил его плащаницей, с благовониями, как обыкновенно погребали иудеи, и положил в новом гробе, недавно высеченном в скале в его саду, привалив большой камень к двери гроба.
Тропарь «Благообразный Иосиф» поется во время выноса Плащаницы на вечерне Великой Пятницы и на утрене Великой Субботы (совершается вечером в Великую Пятницу).

Читайте так же:  Церковный праздник сегодня молитва

«Да молчит всякая плоть человеча…»

Тропарь, глас 8

Да молчи́т вся́кая плоть челове́ча, и да стои́т со стра́хом и тре́петом, и ничто́же земно́е в себе́ да помышля́ет: Царь бо Ца́рствующих и Госпо́дь госпо́дствующих прихо́дит закла́тися и да́тися в снедь ве́рным. Предхо́дят же сему ли́цы А́нгельстии со вся́ким Нача́лом и Вла́стию, многоочи́тии Херуви́ми и шестокрила́тии Серафи́ми, ли́ца закрыва́юще и вопию́ще песнь: Аллилу́иа, Аллилу́иа, Аллилу́иа.

Перевод: Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чем земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным. Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия.

Во Святую и Великую Субботу на Литургии, вместо Херувимской песни, поют «Да молчит всякая плоть человеча».

«Не рыдай Мене, Мати…»

Ирмос, глас 6

Не рыда́й Мене́, Ма́ти, зря́щи во гро́бе, Его́же во чре́ве без се́мене зачала́ еси́ Сы́на: воста́ну бо и просла́влюся, и вознесу́ со сла́вою непреста́нно я́ко Бог, ве́рою и любо́вию Тя велича́ющыя.

Перевод: Не рыдай надо Мною, Матерь, видя, что Тот Самый Сын, Котораго Ты без семени зачала во чреве, во гробе: вот Я восстану и прославлюсь и, как Бог, превознесу навсегда и во славе тех, которые с верою и любовно прославляют Тебя

Ирмос 9-й песни канона утрени «Не рыдай Мене, Мати» поется как задостойник на Литургии в Великую Субботу.

«Да молчит всякая плоть человеча»

Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча».

О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:

Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.

Храм-памятник в честь святителя Николая Чудотворца

Сайт православного прихода ЗАТО Видяево

Новое на сайте:

  • Внимание. ЯРМАРКА! 16.09.2019
  • Положение о проведении благотворительной ярмарки «Корабль спасения» 2019 г. 16.09.2019
  • С днем Рождения и днем Ангела, отец Сергий! 13.08.2019
  • Со дня гибели АПРК «Курск» прошло 19 лет 13.08.2019
  • 12 августа — 19 годовщина гибели экипажа АПРК «Курск» 11.08.2019

Страницы

12.12.2019 Оксана Головко

  • Партнерская семья на обломках патриархата. Спасут ли от развода традиционные ценности 12.12.2019 Софья Гломозда
  • «Лампу для проектора мне предложили купить за свой счет». Как работает рядовой учитель из Кемерова 12.12.2019 Алла Мождженская
  • Мальчик из мусорного бака стал миллионером. Он основал первую компанию в 15 лет и конкурирует с Apple 12.12.2019 Дарья Кёльн
  • «Открывает инспектор капот, а в моторе — кошка». Зачем ее силы небесные пожалели 12.12.2019 Священник Ярослав Шипов
  • Очепятки

    Да молчит всяка плоть… Видение в словах

    Всякий смертный человек становится свидетелем добровольной смерти Бессмертного. На Литургии Великой субботы вместо Херувимской песни на Великом входе поется «Да молчит всякая плоть человеча».

    Песнь приношения в Великую субботу:

    Греческий оригинал
    Σιγησάτω πᾶσα σάρξ βροτεία,
    καὶ στήτω μετὰ φόβου καὶ τρόμου,
    καὶ μηδὲν γήϊνον ἐν ἑαυτῇ λογιζέσθω·
    ὁ γὰρ Βασιλευς τῶν βασιλευόντων,
    καὶ Κύριος τῶν κυριευόντων,
    προσέρχεται σφαγιασθῆναι,
    καὶ δοθῆναι εἰς βρῶσιν τοῖς πιστοῖς·

    προηγοῦνται δὲ τούτου,
    οἱ χοροὶ τῶν Ἀγγέλων,
    μετὰ πάσης ἀρχῆς καὶ ἐξουσίας,
    τὰ πολυόμματα Χερουβίμ,
    καὶ τὰ ἑξαπτέρυγα Σεραφίμ,
    τὰς ὄψεις καλύπτοντα,
    καὶ βοῶντα τὸν ὕμνον·
    Ἀλληλούϊα, Ἀλληλούϊα, Ἀλληλούϊα.

    Церковнославянский перевод
    Да молчит всякая плоть человеча,
    и да стоит со страхом и трепетом,
    и ничтоже земное в себе да помышляет:
    Царь бо царствующих,
    и Господь господствующих,
    приходит заклатися
    и датися в снедь верным.

    Предходят же Сему лицы Ангельстии
    со всяким Началом и Властию,
    многоочитии Херувими,
    и шестокрилатии Серафими,
    лица закрывающе, и вопиюще песнь:
    аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

    Перевод Ольги Седаковой:
    Да молчит всякая плоть человеческая
    и да стоит со страхом и трепетом
    и ни о чем земном в себе не помышляет:
    ибо Царь царствующих
    и Господь господствующих
    идет на заклание
    отдать Себя в пищу верным.

    Предваряют Его сонмы Ангелов
    со всеми Началами и Властями 1 :
    многоочитые Херувимы
    и шестикрылые Серафимы,
    закрывая лица свои и воспевая песнь:
    Аллилуиа, аллилуия, аллилуия.

    Ольга Седакова: Вся эта песнь – видение в словах»

    Среди трех Песней приношения (или песнопений Входа) — «Иже Херувимы», «Ныне Силы небесныя» и «Да молчит всякая плоть» — это, звучащее единственный раз в году, на литургии Великой Субботы, самое трепетное и самое «небесное». Первые же его слова требуют от «смертной плоти», от всего «земного и человеческого» крайнего отрешения – в сознании собственной плотскости, смертности. «Херувимская» сближает небесное и плотское: мы, смертные люди, в своем служении несем образы Херувимов. В «Ныне Силы небесные» два эти служения — человеческое, видимое, и ангельское, невидимое – стоят рядом: «С нами невидимо служат». Здесь служат только Силы небесные, а смертные молча, «со страхом и трепетом» (это библейское выражение обычно появляется в эпизодах богоявления, близости Бога) созерцают происходящее. Речь в Песни ведется не в первом множественном лице (местоимение «мы» из двух других Песен здесь отсутствует), а как бы «свыше».

    Читайте так же:  Какую читать молитву перед родами

    Мы говорили, что «плоть» на библейском языке может означать все человеческое существо («да будут два во плоть едину», Быт.2, 24; Мф.19,5 — то есть, двое станут одним существом). Плоть, кроме того, может означать и всякое сотворенное одушевленное существо. Греческое βροτεία означает «человеческая» в особом аспекте: «смертное», в противоположность божественному. Первый стих Песни, таким образом, можно перевести и так: «Да молчит всякий смертный человек». Он, смертный, становится свидетелем добровольной смерти бессмертного.

    Все три Песни приношения говорят о том, что на литургии совершается невидимо для человеческих глаз: о входе Царя Небесного в окружении ангельских сил. Этот вход исполняет древние пророческие слова псалма: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы» (Пс.23, 9 – 10). Ближе всего цитирует эти стихи песнь «Ныне Силы небесные». Но реальное «осязаемое» ощущение таинственного Входа мы чувствуем в словах этого песнопения, «Да молчит всякая плоть».

    Итак, человеческому миру в трех этих песнопениях Входа отводится разная роль. В «Херувимской» участники призываются «таинственно изобразить Херувимов», вместе с ними «воспевать песнь Пресвятой Троице» и принять Царя – победителя; в «Силах небесных» люди «служат вместе с ангелами», но о пении уже ничего не говорится. Нынешняя песнь начинает с того, что призывает молчать «всякую плоть человеческую» и стоять в «страхе и трепете», ничего земного в себе не помышляя. Участники литургии здесь – свидетели таинства, невидимого шествия Небесных сил к совершению Жертвы, напоминающего о пророческих видениях. Эта Песнь приношения говорит не о моменте победы и триумфа: Принесение Жертвы здесь еще предстоит: Царь царствующих идет, чтобы принести ее, отдать Себя на заклание и – переводя буквально – на съедение верным. Ангельские силы, которые в других песнопениях «сопровождают Его», здесь идут перед Ним. Замыкает шествие Сам Господь.

    «Царь всех» из «Херувимской», «Царь славы» из «Сил небесных» здесь именуется еще торжественнее: «Царь царствующих, Господь господствующих». Этот оборот, характерный библейский гебраизм (типа «небо небес»), как бы превосходная степень существительного («самое небесное небо», «самый царствующий царь»), здесь звучит еще и как напоминание о том, что над всякой земной (человеческой, смертной, плотской) властью есть Власть небесная.

    Ангельские силы перечислены по именам: из девяти ангельских чинов названы пять, и последними – ближайшие к Богу «многоочитые
    Херувимы» и «шестикрылые Серафимы» из видения пророка Исаии (Ис.6, 2 – 3). Вся эта песнь – как видение в словах.

    Примечания:
    1 Этот стих μετὰ πάσης ἀρχῆς καὶ ἐξουσίας допускает двойное чтение: можно понять его как именования двух ангельских чинов небесной иерархии (наш вариант) – или, «с прописной буквы», как описание ангельских сонмов «со всяким их начальством и властью», как переводит иером. Амвросий (Тимрот).

    Страстная седмица — «Да молчит всякая плоть человеча…»

    Страстная (Великая) седмица отличается особо торжественным и скорбным чином церковного богослужения, — ведь в это время вспоминается великая Голгофская Жертва Спасителя за весь род человеческий.
    Представленные здесь песнопения относятся к трём вершинным дням Страстной седмицы. В Великий Четверг отмечается установление Самим Господом Таинства Евхаристии (Причащения) на Тайной Вечери, Его последней трапезе с апостолами. В Страстную Пятницу, во время чтения Двенадцати Евангелий и выносе Плащаницы, мы переживаем вместе со Христом Страсти (страдания) Господни. В Великую Субботу вспоминается погребение Христа, но в этой великой скорби предощущается торжество Христова Воскресения и победы над смертью.

    Исполнители: Лауреат международного конкурса — Праздничный хор Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. Регент — Георгий Сафонов. Архимандрит Лука (Пинаев). Архидиакон Герман (Дубов). Владислав Косарев.

    Да молчит всякая плоть

    «Да молчит всякая плоть человеча…»

    – это песнопение исполняется на Литургии в Великую субботу на Великом входе вместо Херувимской песни.

    «Да молчит всякая плоть», музыка протоиерея П.Турчанинова в исполнении хора Сретенского монастыря. Пётр Иванович Турчанинов (1779-1856) (17791212) – протоиерей, русский духовный композитор, гармонизатор древнерусских церковных напевов.

    “Да молчит всякая плоть” – текст:

    Да молчит всякая плоть человеча,
    и да стоит со страхом и трепетом,
    и ничтоже земное в себе да помышляет:
    Царь бо царствующих,
    и Господь господствующих,
    приходит заклатися
    и датися в снедь верным.

    Предходят же Сему лицы Ангельстии
    со всяким Началом и Властию,
    многоочитии Херувими,
    и шестокрилатии Серафими,
    лица закрывающе, и вопиюще песнь:
    аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

    Словарь сложных слов: Человеча – человеческая; заклатися – принести себя в Жертву; предходят – предшествуют, идут впереди; снедь – пища; аллилуиа – в богослужебной традиции: хвалебное обращение к Богу.

    Перевод на русский иеромонаха Амвросия (Тимрота):

    Да умолкнет всякая плоть человеческая,
    и да стоит со страхом и трепетом,
    и ни о чем земном в себе да не помышляет,
    ибо Царь царствующих и Господь господствующих
    приходит заклаться и дать Себя в пищу верным.

    Читайте так же:  Молитва изгнания демонов

    Пред Ним шествуют сонмы Ангелов
    со всяким их начальством и властью,
    многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы,
    закрывая лица и возглашая песнь:
    аллилуия, аллилуия, аллилуия.

    Перевод Ольги Седаковой:

    Да молчит всякая плоть человеческая
    и да стоит со страхом и трепетом
    и ни о чем земном в себе не помышляет:
    ибо Царь царствующих
    и Господь господствующих
    идет на заклание
    отдать Себя в пищу верным.

    Предваряют Его сонмы Ангелов
    со всеми Началами и Властями 1 :
    многоочитые Херувимы
    и шестикрылые Серафимы,
    закрывая лица свои и воспевая песнь:
    Аллилуиа, аллилуия, аллилуия

    «Да молчит всякая плоть человека…» – смысл и история песнопения:

    Великая Суббота – день молчания всего творения, «сей есть упокоения день, воньже почил от всех дел Своих Единородный Сын Божий» – так поётся в стихире на вечерне. Это день скорби и радости, Бог погребён и сошёл в ад, чтобы его разрушить, поэтому служба исполнена и потаённой радости и скорби. В субботнюю службу вкрапляются воскресные песнопения: тропарь «Егда снишел еси», воскресные стихиры, читаются множество ветхозаветных пророчеств о Восстании Спасителя. И вместо «аллилуйя» на литургии поётся торжественный прокимен «Воскресни, Боже, суди земли» – все священство облачается в белые одежды, символизируя свершенную победу Христа и начало Пасхи.

    В контраст этому ликованию звучит песнопение «Да молчит всяка плоть», исполняемое вместо Херувимской песни. Тайна нашего спасения страшна и велика, поэтому все творение Божие в этот день трепетно хранит молчание.

    «Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным»

    Господь отдаёт себя в Жертву и вкушаем верными – его последователями-христианами – через таинство Причастия, «приходит заклатися», как непорочный Агнец. «Как овца, веден был Он на заклание и, как агнец пред стрегущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит, ибо вземлется от земли жизнь Его» (Деян 8. 32-33)

    Во второй строфе говорится о сонме ангелов, предшествующих Христу. Ангельские силы перечислены по чинам и именам: «Со всяким Началом и Властию» – пять ангельских чинов, и ближайшие к Богу «многоочитые Херувимы» и «шестикрылые Серафимы» из видения пророка Исаии (Ис.6, 2 – 3).

    Традиция петь этот гимн вместо «Иже херувимы» появилась с 1545 года, после издания типикона преподобного Саввы Освященного. Вопрос авторства этих строк остается открытым. Возможно, гимн принадлежит к гомилетической традиции, впервые отраженной в «Слове о Пасхе» епископа Мелитона Сардийского. Продолжением этой традиции являются пасхальное слово святого Епифания Кипрского, начинающееся фразой «Что сие днесь безмолвие много, яко Царь спит» и кондак Романа Сладкопевца «Торжество Креста». Отдельные темы и мотивы гимна «Да молчит всякая плоть» встречаются в произведениях палестинских святых – Иоанна Дамаскина и Феофана Исповедника (в их стихирах на Великую пятницу и Великую субботу).

    «Да молчит всякая плоть человека…» – слушать:

    «Да молчит всякая плоть», музыка А.Гречанинова. Александр Тихонович Гречанинов (1864-1956) – русский композитор-академист, ученик Римского-Корсакова, особенно известный своими хоровыми произведениями и обработками народных песен. С 1925 года жил во Франции, а с 1939 года в США. Стилистически продолжал традиции «Могучей кучки».

    Иллюстрация – Андреа Мантенья, “Сошествие во ад”

    «Да молчит всяка плоть человеча»: тайна Великой Субботы

    В Великую Пятницу совершаются три основные службы: утреня, великие часы и великая вечерня с малым повечерием. Утреня Великой Пятницы с чтением 12-ти Евангелий, именуемая Уставом Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, совершается в Великий Четверток вечером. Литургия в Великий Пяток не совершается по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также и потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте.

    Подобно ученикам, сопутствовавшим с пением ночью своему Учителю и Господу с Тайной Вечери в Гефсиманский сад, верующие также в позднее вечернее время на Пятницу совершают утреню с пением антифонов и Канона и назидаются слушанием евангельского повествования о Страстях Христовых, так что главное содержание утрени Великого Пятка составляет чтение 12 Евангелий — избранных глав из благовествования всех четырех евангелистов. В этих Евангелиях подробно повествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая Его погребением во гробе Иосифа Аримафейского.

    В Великую Субботу Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предуказывается и славное Воскресение Христово.

    «Да молчит всякая плоть человеча,
    и да стоит со страхом и трепетом,
    и ничтоже земное в себе да помышляет:
    Царь бо царствующих,
    и Господь господствующих,
    приходит заклатися
    и датися в снедь верным.

    Предходят же Сему лицы Ангельстии
    со всяким Началом и Властию,
    многоочитии Херувими,
    и шестокрилатии Серафими,
    лица закрывающе, и вопиюще песнь:
    аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

    (Песнопение Великой Субботы)

    Смотрите также

    Рекомендуем

    Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

    Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы

    Фотовыставка «Валаам: 200 лет в русской живописи»

    Фотографии Сергея Гармашова.

    15 ноября 2019 года в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума в Михайловском замке Государственного Русского музея состоялось открытие уникальной выставки «Валаам: 200 лет в русской живописи», посвященной 30-летию возрождения Валаамской обители. Впервые была представлена коллекция живописных работ Ново-Валаамского монастыря из Финляндии вместе с произведениями Валаамского монастыря из России, а также из Русского музея. На выставке показаны 70 произведений таких известных художников, как И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, Ф.А. Васильев, А.И. Гине, И.Г. Давыдов, Л.Л. Каменев, В.А. Бондаренко, П.И. Балашов и других отечественных живописцев.

    Читайте так же:  Прослушать утренняя молитва

    Панихида по монаху Ферапонту на Игуменском кладбище

    Открытие выставки «Валаам: 200 лет в русской живописи»

    Выставка «Валаам: 200 лет в русской живописи»

    Сергей Анатольевич Недошивин

    Открытие II Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви

    24 октября 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в церемонии открытия II Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви, состоявшейся в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве.

    По благословению Игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия, в этом съезде принял участие регент Московского подворья обители иеродиакон Герман (Рябцев).

    Съезд, посвященный памяти регента, композитора, автора духовной музыки Павла Григорьевича Чеснокова (1877-1944), проходит в Москве с 24 по 26 октября. В этом году отмечается 75-летие со дня кончины выдающегося композитора. 24 октября заседания съезда организованы в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, 25 октября — в Доме культуры Московского энергетического института. 26 октября в Храме Христа Спасителя будет совершена Божественная литургия с участием сводного хора делегатов форума.

    Агничная просфора – квасной хлеб

    Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

    Дневник алеута (часть III)

    О поездке на Аляску наших Валаамских братьев: архимандрита Илии (Руднева) и иеродиакона Германа (Мурога), приуроченную к 225-летию со дня прибытия туда Валаамской миссии.

    Видео

    Тропарь Введению во храм Пресвятой Богородицы

    Тропарь Введению во храм Пресвятой Богородицы на Всенощном бдении 3 декабря 2019 года.

    Хор братии Валаамского монастыря.

    Величание Введению во храм Пресвятой Богородицы

    Выставка «Валаам: 200 лет в русской живописи»

    «Вестник Православия»: видеосюжет от 29.11.2019.

    15 ноября 2019 года в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума в Михайловском замке Государственного Русского музея состоялось открытие уникальной выставки «Валаам: 200 лет в русской живописи», посвященной 30-летию возрождения Валаамской обители. Впервые была представлена коллекция живописных работ Ново-Валаамского монастыря из Финляндии вместе с произведениями Валаамского монастыря из России, а также из Русского музея. На выставке показаны 70 произведений таких известных художников, как И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, Ф.А. Васильев, А.И. Гине, И.Г. Давыдов, Л.Л. Каменев, В.А. Бондаренко, П.И. Балашов и других отечественных живописцев.

    «Хвалите Имя Господне. » | Хор братии Валаамского монастыря

    Валаамский след на Тамбовской земле

    Выступление иеромонаха Тихона (Зубакина) Настоятеля Спасо-Преображенского храма возрождающегося Носовского мужского монастыря Уваровской епархии Тамбовской митрополии на VII Валаамских образовательных чтениях.

    Тема доклада: Валаамский след на Тамбовской земле: Спасо-Преображенский Носовский мужской монастырь (1908-1917).

    Песнопение «Разбойника благоразумнаго» | Дивна Любоевич и ансамбль «Мелоди»

    Песнопение «Разбойника благоразумнаго». Исполняют Дивна Любоевич и ансамбль «Мелоди» из Сербии на V Международном фестивале «Просветитель», который проходил на острове Валаам 27-28 июля 2019 года.

    Песнопение исполняется на службе Утрени Великой Пятницы с чтением двенадцати фрагментов Евангелия, рассказывающих о Страстях Христовых (совершается вечером в Великий Четверг).

    Восьмое чтение повествует о двух разбойниках, распятых справа и слева от Спасителя. Один из них проклинал Господа, говоря Ему: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк 23:39). Другой же, напротив, унимал богохульника: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И затем он обратился к Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» И ответил ему Христос: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:40-43).

    После чтения Евангелия и трипеснеца (канона, состоящего из трёх песней) торжественно трижды поется Ексапостиларий (или светилен) великой Пятницы «Разбойника благоразумнаго».

    «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи» («Разбойника благоразумного в одном часу рая удостоил, Господи»)

    Действительно в один час Господь удостоил Рая злодея, сделав его самым первым из вступивших в Его Царство. Удивительна история такого спасения, свидетельство слов Христа «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2,17). Разбойник уверовал в распятого, униженного, оставленного учениками Спасителя и исповедовал его как Бога перед всеми, совершив тем самым первый мученический подвиг христианской истории: «Полное раскаяние в своих грехах и преступлениях, глубокое смирение, твердая вера в отдавшего Себя на страдание Распятого Господа Иисуса Христа и исповедание его тогда, когда весь мир был против Него, – вот из чего сплелся венец, венчавший главу бывшего разбойника, как победителя и подвижника, вот из чего сковался ключ, отворивший ему двери рая» (святитель Иоанн Шанхайский).

    «И мене древом крестным просвети и спаси мя» («и меня крестным древом просвети и спаси»).

    Пример спасенного разбойника обращен ко всем последующим поколениям христиан, о чем напоминает нам в этом тропаре Церковь. Мы просим Господа просветить нас Его Крестными Страданиями и спасти наши души, как в последний миг Он спас разбойника. «Слыша это, возлюбленный, никогда не отчаивайся, но, представляя неизреченное величие человеколюбия Божия, поспеши исправлением от грехов. Если Он разбойника, бывшего на кресте, удостоил столь великой чести, то тем более удостоит нас Своего человеколюбия, если мы захотим исповедаться в наших прегрешениях» (святитель Иоанн Златоуст, беседы о Кресте и разбойнике).

    Да молчит всякая плоть человеча

    Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении Хора Сретенского монастыря, музыка протоиерея Петра Турчанинова.

    В Великую Субботу единственный раз в году на Божественной Литургии поётся песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» вместо Херувимской песни.

    Читайте так же:  Молитва е Богородице
    «Да молчит всякая плоть человеча»

    Да молчит всякая плоть человеча,
    и да стоит со страхом и трепетом,
    и ничтоже земное в себе да помышляет:
    Царь бо царствующих,
    и Господь господствующих,
    приходит заклатися
    и датися в снедь верным.

    Предходят же Сему лицы Ангельстии
    со всяким Началом и Властию,
    многоочитии Херувими,
    и шестокрилатии Серафими,
    лица закрывающе, и вопиюще песнь:
    аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

    Перевод на русский иеромонаха Амвросия (Тимрота):

    Да умолкнет всякая плоть человеческая,
    и да стоит со страхом и трепетом,
    и ни о чем земном в себе да не помышляет,
    ибо Царь царствующих и Господь господствующих
    приходит заклаться и дать Себя в пищу верным.

    Пред Ним шествуют сонмы Ангелов
    со всяким их начальством и властью,
    многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы,
    закрывая лица и возглашая песнь:
    аллилуия, аллилуия, аллилуия.

    Перевод Ольги Седаковой:

    Да молчит всякая плоть человеческая
    и да стоит со страхом и трепетом
    и ни о чем земном в себе не помышляет:
    ибо Царь царствующих
    и Господь господствующих
    идет на заклание
    отдать Себя в пищу верным.

    Предваряют Его сонмы Ангелов
    со всеми Началами и Властями 1 :
    Херувимы многоочитые
    и шестикрылые Серафимы,
    закрывая лица свои и воспевая песнь:
    Аллилуиа, аллилуия, аллилуия

    Это песнопение исполняется на Литургии в Великую субботу. В последний день перед Пасхой произошло погребение Спасителя и весь мир замер в ожидании Воскресения Христа! Традиция петь этот гимн вместо «Иже херувимы» появилась с 1545 года, после издания типикона преподобного Саввы Освященного. Вопрос авторства этих строк остается открытым. Возможно, гимн принадлежит к гомилетической традиции, впервые отраженной в «Слове о Пасхе» Мелитона Сардийского епископа. Продолжением этой традиции являются пасхальное слово святого Епифания Кипрского, начинающееся фразой «Что сие днесь безмолвие много, яко Царь спит» и кондак Романа Сладкопевца «Торжество Креста». Отдельные темы и мотивы гимна «Да молчит всякая плоть» встречаются в произведениях палестинских святых — Иоанна Дамаскина и Феофана Исповедника (в их стихирах на Великую пятницу и Великую субботу).

    Этот херувимский гимн появляется наиболее поздно в чине Божественной литургии. Существует мнение, что эта песнь является отличительной уставной особенностью литургии святого апостола Иакова. Однако дело обстоит не совсем так. Впервые «Да молчит всякая плоть человеча» встречается в литургии апостола Иакова в Россанском списке, датируемом XI–XII веками. В этом манускрипте гимн приведен полностью, и за ним следует дополнение: «Другое – “Иже херувимы тайно образующее”».

    Отсюда видно, что и для литургии апостола Иакова обычным «херувимским гимном» первоначально был гимн «Иже херувимы», поэтому его текст приведен лишь в сокращении, как общеизвестный. Напротив, «Да молчит всякая плоть человеча» является нововведением, поэтому его текст приведен полностью. Это подтверждается еще и тем, что в более раннем Мессинском списке, датируемом концом X века, в литургии апостола Иакова имеется лишь указание на пение «Иже херувимы».

    Известен также целый ряд рукописей X–XIII веков, в которых для литургии Великой субботы предписывается пение «Иже херувимы». И только в XIV веке в некоторых манускриптах появляется указание петь на литургии Василия Великого, совершаемой в этот день, «Да молчит всякая плоть человеча».

    На протяжении XIV–XVI веков практика употребления этого песнопения была самой различной, при том что в Великую субботу зачастую по-прежнему исполнялся гимн «Иже херувимы». В греческом апостоле А.Н. Муравьева в службе на обновление Великой Божией Церкви под 23 декабря предписывается: «На литургии вместо “Иже херувимы” поется “Да молчит всякая плоть человеча”».

    Окончательная стабилизация песнопения «Да молчит всякая плоть человеча» как неотъемлемой принадлежности литургии Великой субботы связана с изданием в 1545 году братством святого Саввы в Венеции типикона преподобного Саввы Освященного. После этого практика пения гимна стала общепринятой.

    Вопрос авторства и обстоятельств написания стихиры «Да молчит всякая плоть человеча» остается открытым. Возможно, гимн принадлежит гомилетической традиции, впервые отраженной в «Слове о Пасхе» епископа Мелитона Сардийского. Продолжением этой традиции являются пасхальное слово святого Епифания Кипрского, начинающееся фразой «Что сие днесь безмолвие много, яко Царь спит» и кондак Романа Сладкопевца «Торжество Креста».

    Отдельные темы и мотивы гимна «Да молчит» встречаются преимущественно в произведениях палестинских авторов – святых Иоанна Дамаскина и Феофана Исповедника – в их стихирах на Великую пятницу и Великую субботу.

    Большое сходство песнь «Да молчит всякая плоть человеча» имеет и с «тропарями на перенос святых даров» из Иерусалимского канонаря VII века. Например, в неделю мясопустную: «Лики архангел и ангел непрестанным гласом хвалят, славят Троицу единосущную: “Свят, Свят, Свят еси, Господи, исполнь небо и земля славы Твоея”»; или во все великие праздники: «Тебе, страшному и незримому, невидимых Создателю, на незримом престоле седящему, Царю всех, прославляющие празднество, дары приносим. Тебе, невидимому по Божеству и незримому светлостью, служат многоочитии херувимы и шестокрылии серафимы, непрестанным гласом взывают и глаголют: “Свят, Свят, Свят Господь, Царь Славы”».

    На основании приведенных свидетельств исследователи делают предположение об иерусалимском происхождении гимна «Да молчит всякая плоть человеча». Вполне вероятно, что творцом песнопения мог быть и сам святой Феофан Исповедник, но доказать это, к сожалению, невозможно из-за сравнительно малого числа дошедших до нас рукописей. Кроме того, переписчики манускриптов часто путали имена творцов песнопений, особенно если их произведения начинались одинаковыми словами.

    Да молчит всякая плоть человеча молитва
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here