Что значит вонмем в молитве

Полное описание: Что значит вонмем в молитве специально для наших уважаемых читателей.

Что значит вонмем в молитве

Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных, потому что при совершении ее могут присутствовать и оглашенные, то есть готовящиеся к принятию Св. Крещения, а также кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Св. Причащения.

После возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш. » поется «трисвятое» — «Святый Боже. » В Рождество Христово, Крещение Господне, Пасху (всю седмицу), и день Святой Троицы, а также в субботы Лазареву и Великую, вместо «трисвятого» поется «Елицы (которые) во Христа крестистеся (крестились), во Христа облекостеся (облеклись в одежду правды) аллилуиа» , потому что в древней Церкви оглашенные преимущественно в эти праздники принимали св. крещение. В праздник Воздвижения Креста Господня (14 сентября ст. ст.) и в третью неделю (воскресенье) Великого поста, когда совершается поклонение Кресту, вместо «трисвятого» поют «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».

По окончании «трисвятого» читается очередной Апостол (апостольское чтение из книги Деяний св. апостолов, семи соборных апостольских посланий и четырнадцати посланий св. ап. Павла — по особому указателю). К внимательному чтению Апостола верующие приготовляются возгласами: «Вонмем» (будем внимать!) «Мир всем! Премудрость!» и пением прокимна — особого краткого стиха (переменяемого). Во время чтения Апостола совершается каждение в знак той благодати Св. Духа, с которою апостолы проповедали всему миру учение Иисуса Христа. На каждение, а также и на возглас священника «Мир всем!» нужно отвечать простым поклоном (без крестного знамения). Затем поется «аллилуиа» три раза с произношением особых стихов и читается очередное Евангелие (также по особому указателю), предваряемое и сопровождаемое пением радостной песни «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» — так как для верующего христианина не может быть более радостной вести, как благовестие (Евангелие) о жизни, учении и чудесах Господа Иисуса Христа. Апостол и Евангелие должны быть выслушаны с особенным вниманием, при наклоненной главе; хорошо делают те, кто предварительно знакомятся с этими чтениями дома. Пред началом чтения Апостола и Евангелия следует перекреститься, а по окончании — совершить крестное знамение с поклоном троекратно.

За сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который не согрешил бы в своей жизни, умоляем Праведного Судию даровать им Царство Небесное, где все праведные упокоеваются.

Далее произносятся ектении об оглашенных, чтобы Господь помиловал их, наставил в истинах св. веры ( «открыл им Евангелие правды» ) и удостоил Св. Крещения ( «соединит их святей. Церкви» ). Во время этой ектении священник развертывает на престоле антиминс, а ектению заканчивает возгласом: «Да и тии с нами славят. » , то есть чтобы и они (оглашенные) вместе с нами (верующими) прославляли пречестное и великое имя Отца и Сына и Святого Духа. Затем оглашенные приглашаются выйти из храма: «Елицы оглашеннии, изыдите. » Все они нуждаются в милосердии Божием, и потому мы обязаны молиться за них. Что касается повеления оглашенным выйти из храма, то эти слова должны быть предупреждением и нам, если даже и нет среди нас «оглашенных». Мы, крещеные, часто грешим и без раскаяния присутствуем в храме, без должного благоговения, или имеем в душе вражду и ненависть против ближнего. А потому при грозных словах «оглашеннии изыдите», мы, как недостойные, должны углубиться в самих себя, поразмыслить о своем недостоинстве, простить своим личным врагам, иногда воображаемым, и просить у Господа Бога прощения своих грехов при твердой решимости сделаться лучшими.

Словами «Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся» начинается Литургия верных.

Что значит вонмем в молитве

Аллилуйя (древнеевр. הַלְּלוּיָהּ, halləlûyāh; греч. αλληλουϊά — «хвалите Яхве», то есть «хвалите Господа») — богослужебный возглас из Ветхого Завета, прославляющий Бога. В современном богослужении обычно повторяется три раза, воздавая честь всем Лицам Святой Троицы. Звучит во время наиболее важных моментов богослужения. Например: малый и великий вход, перед чтением Евангелия, во время Херувимской песни, после причастия.

Аминь (от евр. ן‎אמ, «истинно, верно, да будет», греч. ἀμὴν) — богослужебная формула, которая подчеркивает верность сказанного. «Аминь» обычно стоит в конце молитв, но не означает дословно «конец». Например, Христос часто говорил «Аминь» в начале фразы «Аминь глаголю вам — Истинно говорю вам. ». В Откровении святого Иоанна Богослова «Аминь» — одно из имен Бога (Откр 3:14).

Аксиос (греч. «достоин») — возглас при рукоположении (поставлении) дьякона, священника или архиерея. Рукополагать может только архиерей, и он первый возглашает «Аксиос!», одевая на ставленника священные одежды, соответствующие его новому сану. Далее возглас подхватывают священнослужители, клир и прихожане. Этим возгласом присутствующие свидетельствуют о высокой нравственной жизни поставляемого и говорят, что человек достоин своего сана.

Вонмем (греч. Πρόσχωμεν — «будем внимательны») — богослужебный возглас, который произносит дьякон или священник перед чтением Священного Писания или важными моментами богослужения. Таким образом священнослужители акцентируют внимание прихожан во время службы.

«Паки и паки миром Господу помолимся», призывает нас много раз за службу священник или дьякон. «Паки и паки» в дословном переводе с церковнославянского — «снова и снова». Так начинается малая ектения — короткая молитва с несколькими прошениями (просьбами) к Богу помочь, спасти, защитить и так далее. После каждого прошения хор поет «Господи, помилуй».

Читайте так же:  Молитва утренняя ПреСвятой Богородице

Что значит вонмем в молитве

После приглашения оглашенным удалиться из храма, произносятся две краткие ектении и поется Херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа (трижды) «.

По-русски эта песнь читается так: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу!» Отдельные слова Херувимской песни означают: тайно образующе — таинственно изображая или таинственно представляя из себя; животворящей — жизнь дающей; припевающе — воспевая; отложим — оставим; житейское попечение — заботу о житейском; яко да — чтобы; подымем — поднимем, прославим; дориносима — торжественно носимого, прославляемого ( «дори» — слово греческое и значит копье, так что «дориносима» значит копьеносимого; в древности, желая торжественно прославить ларей или военачальников, сажали их на щиты и, подняв вверх, носили их на этих щитах пред войсками, причем щиты поддерживались копьями, так что издали казалось, что прославляемых лиц несут на копьях); ангельскими чинми — ангельскими чинами; аллилуиа — хвала Богу.

С этой минуты верующие не должны выходить из храма до окончания Литургии. Насколько предосудительно нарушать это требование, видно из 9-го апостольского правила: «Всех верных, входящих в церковь. и не пребывающих на молитве до конца, как бесчиние в церкви производящих, подобает отлучать от общения церковного». После Символа веры возгласом «Станем (будем стоять) добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити» обращается внимание верующих на то, что наступило время приносить «святое возношение» или жертву, то есть совершать святое таинство Евхаристии, и с этого момента надлежит стоять с особенным благоговением. В ответ на этот возглас поется: «Милость мира, жертву хваления» , то есть будем приносить с благодарностью за даруемую нам свыше милость небесного мира единственно доступную нам жертву хваления. Священник благословляет верующих словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы (любовь) Бога и Отца и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами» , и, призывая к благоговейному предстоянию, возглашает: «горе имеим сердца» , то есть будем иметь сердца устремленными вверх — к Богу. На это певчие от лица молящихся благоговейно отвечают: «Имамы ко Господу» , то есть мы уже имеем сердца устремленными ко Господу.

Священник тайно продолжает евхаристическую молитву, прославляя благодеяния Божии, бесконечную любовь Божию, явленную в пришествии на землю Сына Божия, и, вспоминая Тайную Вечерю, когда Господь установил таинство причащения, произносит вслух слова Спасителя: «Приимите, ядите, сие (это) есть Тело Мое, еже (которое) за вы (за вас) ломимое во оставление (прощение) грехов» и «Пийте от нея вси, сия (эта) есть Кровь Моя Новаго Завета, яже (которая) за вы и за многия изливаемая во оставление грехов» . После этого священник в тайной молитве кратко вспоминает заповедь Спасителя о совершении причащения, прославляет страдания Его, смерть, воскресение, вознесение и второе Его пришествие и вслух произносит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» (о всех членах Церкви и все благодеяния Божии).

Далее идет следующая часть Литургии верных.

По вере родителей и воспитателей и по словам Спасителя «Не препятствуйте детям приходить ко Мне» и «пийте от нея вси» в это же время причащаются и дети (без исповеди до семилетнего возраста).

Время сотворити Господеви

Мы продолжаем наши беседы о православном богослужении. Ранее наш постоянный собеседник заведующий кафедрой библеистики СПДС, автор учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексей Кашкин рассказал нам о первой, подготовительной части Божественной литургии («Яко овча на заколение ведеся»); сегодня он ответит на вопросы о второй, вероучительной части — Литургии оглашенных.

— Скорее всего, это разделение возникло, когда в ранней Церкви появился институт оглашенных, то есть когда людей стали не просто крестить, а постепенно готовить к Крещению. Произошло это, видимо, не ранее IV века, когда христианство вышло из катакомб, стало государственной религией, и появилось много желающих принять эту веру. Некрещеные, но объявившие уже о своем решении креститься не могли причащаться, но могли присутствовать на богослужении, пока на нем читали Священное Писание, пели, произносили проповеди. Так возникло и оформилось разделение Божественной литургии на две части. Но в IV веке Литургия оглашенных была очень короткой, всего лишь чтение Писания и поучение, а затем стали добавляться еще песнопения суточного круга, антифоны, тропари и кондаки, повествующие о событиях церковного календаря. Уже к VIII–IX векам чин Литургии оглашенных оформился.

— В одном из прошлых номеров газеты мы с Вами достаточно подробно говорили о проскомидии. Что происходит невидимо для нас в алтаре храма по ее завершении и до возгласа «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа»?

— Священник и диакон становятся перед престолом, совершают троекратное поклонение, читая молитву «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя», затем священник, воздев руки (это элемент ветхозаветного богослужения — молитва с воздетыми руками) читает «Царю Небесный» (молитва Святому Духу), «Слава в вышних Богу» (ангельское славословие) и «Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою». И затем диакон с воздетым орарем произносит очень важные слова: «Время сотворити Господеви, владыко, благослови». Отныне уже не мы, не люди, но Сам Господь действует в храме. Священник благословляет диакона, и между ними происходит диалог: «Помолися обо мне, владыка святый» — «Да исправит Господь стопы твоя». Затем диакон выходит через северную дверь алтаря, и начинается Литургия оглашенных.

Читайте так же:  Молитва Св Николаю Чудотворцу

— Почему она начинается именно с благословения Царства Троицы?

— Потому что само совершение Литургии есть свидетельство того, что Царство Божие, Царство Небесное не наступит когда-то потом, а уже пришло, и мы уже участвуем в его жизни; мы избавлены от рабства греху, тлению и смерти.

— Далее диакон произносит великую, или мирную, ектению, начинающуюся прошением «Миром Господу помолимся», и затем хор начинает петь антифоны…

— Следует отметить: и во время ектении, и во время антифонов священник читает про себя тайные молитвы, но на них мы остановимся в отдельной беседе. Само слово «антифон» («противозвучание») говорит о том, что песнопения эти должны исполняться попеременно двумя хорами, правым и левым, но в большинстве обычных приходских храмов такой возможности нет, поет один хор.

Первый и второй антифоны — это псалмы 102‑й и 145‑й, прославляющие Творца. К 145‑му псалму на «Слава, и ныне…» присоединяется песнопение «Единородный Сыне».

Третий антифон — это Заповеди блаженств (см.: Мф. 5, 3–12) — один из важнейших законодательных текстов Евангелия. Во время третьего антифона диакон открывает царские врата, священнослужители совершают три поклонения пред престолом. Священник поднимает Евангелие и отдает его диакону. Затем следует малый вход: предваряемые свещеносцами диакон с Евангелием и священник выходят северной дверью на амвон. Диакон, указывая на царские врата, говорит: «Благослови, владыко, святый вход». Священник отвечает: «Благословен вход святых Твоих ныне и присно и во веки веков». Хор завершает пение Блаженств, диакон, поднимая Евангелие и изображая им знак креста, провозглашает: «Премудрость, прости» (призыв стоять прямо, быть собранными и внимательными, чтобы воспринять Премудрость Божию, превышающую человеческий разум). Хор поет «Приидите поклонимся и припадем ко Христу». Диакон и за ним священник входят в алтарь, Евангелие полагается на престол.

— Приходилось читать, что малый вход символизирует выход Христа на проповедь…

— Да, такое толкование существует, и оно основывается на том, что Евангелие символизирует Христа, Слово, и на том, что после малого входа читается Апостол и Евангелие. Но это тот случай, когда историческое значение того или иного действия со временем заменяется символическим. Исторически малый вход нужен был для того, чтобы внести в храм Евангелие. В Византии Евангелие хранилось в отдельном от храма помещении, хранилище — пастофории, поэтому духовенство в определенный момент выходило из храма, изымало Евангелие из пастофория и торжественно вносило его в алтарь через царские врата. Так возникла практика малого входа. Но можно указать еще на одно его значение: на помощь людям призываются Ангелы, потому что в молитве входа есть такие слова: «…уставивый на небесех чины и воинства Ангел и Архангел, сотвори со входом нашим входу святых Ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость».

После малого входа поются тропари и кондаки, напоминающие нам о событии или о святом, память которого совершается в этот день. Затем, по окончании последнего кондака, диакон произносит молитву «Господи, спаси благочестивыя», которая всегда была сугубым молением об императоре, о царе, о короле (в Сербии, например). Но сейчас она принимает расширенный смысл — мы молимся о православном народе, о всех христианах.

Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас») — это довольно древнее песнопение, возникшее в начале V века. Согласно преданию, в 438 году в Константинополе началось землетрясение. Люди покинули свои дома, ходили крестными ходами по улицам, молясь о спасении. И вдруг какой­то мальчик был поднят на небо и услышал Ангелов, славивших Бога именно этой песнью, только без «элеисон имас» — «помилуй нас»; ведь Ангелов не надо миловать, спасать, им ничто не угрожает! Вернувшись с неба в колеблемый стихией город, мальчик рассказал об услышанном, и все жители города подхватили за ним эту песнь, добавив «помилуй нас». Трус тотчас прекратился. Есть, впрочем, версия о более раннем происхождении этого песнопения, возводящая его к книге пророка Исаии (6, 3 — Свят, свят, свят Господь Саваоф!) и 41‑му псалму — возжада душа моя к Богу крепкому живому (3). Живой в данном случае — то же, что бессмертный.

— «Вонмем» — «Мир всем» — «И духови твоему» — все это должно подготовить нас к чтению Апостола и Евангелия? Нам всем нужно примириться перед тем, как слушать?

— Да, но смысл слов «Мир всем» не только в этом. Это общее благословение священника народу, пожелание благополучия всем. Греческое «ирини» действительно означает мир, примирение, но встречающееся в Новом Завете приветствие «Мир вам» — это калька с еврейского «Шалом» — пожелание всяческих благ. «И духови твоему» — наше, паствы, пожелание всякого блага пастырю.

— В книгах о православном богослужении можно прочитать, что чтение Апостола, то есть фрагмента одного из апостольских Посланий, имеет не только вероучительное, но и символическое значение — таким образом и утверждается постоянное присутствие святых апостолов — учеников Христа, свидетелей евангельских событий и первых учителей Церкви — в ее жизни.

Читайте так же:  Православие молитва от осквернения

— Да, и это возвращает нас к тем временам, когда Евангелия не были еще написаны, они лишь формировались, и апостолы были живыми свидетелями, можно сказать, живыми Евангелиями. Но присутствие апостольских Посланий в чинопоследовании Литургии необходимо объяснить еще вот каким образом. Все Священное Писание можно условно разделить на три части, подобные трем ступеням, приближающим нас к евангельскому откровению, к воплощению Слова и Крестной Жертве. На нижней ступени будет Ветхий Завет, в котором мы видим лишь тень или проблеск новозаветного откровения, на второй — апостольские Послания как своего рода истолкование этого откровения и наконец на самой вершине — Евангелие. Чинопоследования древних Литургий (нам на память, конечно, сразу приходит Литургия апостола Иакова) включали паремию (ветхозаветное чтение), Апостол и Евангелие — по восходящей. И то же самое восхождение совершается у нас на Великих часах: паремия, Апостол, Евангелие. Но в чинопоследованиях более поздних Литургий — святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого — паремии уже нет, а Апостол и Евангелие остались.

Конечно, сегодня чтение Апостола в храме имеет прежде всего вероучительное значение. Зачало, то есть читаемый фрагмент, может быть связан с праздником или, если это рядовое чтение, просто помогать собравшимся в храме людям постигать Священное Писание.

— Итак, вершина — чтение Евангелия. Какой диалог между диаконом и священником предшествует ему?

— Чтение Евангелия предваряется пением «Аллилуиа» и каждением всего храма (в нашей практике кадить начинают, как правило, во время Апостола). Диакон перед тем, как начать читать, говорит: «Благослови, владыко, благовестителя святаго апостола и евангелиста Луки». Благовеститель — это в данном случае он сам, диакон. Евангелист, благовестие которого диакон будет сейчас возвещать, молится за него. Священник же отвечает диакону: «Бог молитвами святаго славнаго всехвальнаго апостола и евангелиста Луки да даст тебе глагол благовествующему силою многою…». По благодати Божией, по молитвам святого евангелиста слово обретает силу, и люди воспринимают его.

— Литургия оглашенных подходит к концу. После сугубой ектении «Рцем вси от всея души и от всего помышления рцем…» в алтаре традиционно зачитываются поданные на проскомидию записки. А затем звучит ектения об оглашенных: «Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их, огласит их словом истины, открыет им Евангелие правды…». К сожалению, долгие годы это прошение имело для нас только ограничительное значение — после него некрещеные должны покинуть храм.

— Да, очень жаль, что эта ектения у нас проговаривается быстро и воспринимается как формальность. Практика оглашения и само понятие «оглашенный» понемногу возвращаются сейчас в церковную жизнь. Но если община первых христиан знала своих оглашенных и молилась за конкретных людей, то для нас это понятие остается абстрактным, если только среди сегодняшних оглашенных не окажется наш знакомый или родственник. Однако мы вполне можем в эти минуты молиться за тех своих родных, друзей, коллег, знакомых, некрещеных или даже крещеных (ведь только креститься — этого совсем не достаточно), которые еще не пришли к воцерковлению, но уже обратили свой взор к храму.

Газета «Православная вера» № 2 (526)
Беседовала Марина Бирюкова

Еще немного о Божественной литургии.

Всем знаком момент, когда на Божественной литургии, перед пением Символа веры, диакон восклицает: Двери, двери! Премудростию вонмем!
И после этого весь народ поет Верую…

Вот об этом маленьком, в полстроки, диаконском возгласе я бы и хотел вам рассказать. Это интересный возглас, на протяжении истории претерпевший как изменение, так и иное осмысление.

…В древности громогласным Двери, двери! диакон обращался к привратникам, стоявшим у входных дверей храма и затворявшим их в самые священные минуты, чтобы в храм не проник никто посторонний (особенно некрещеный). Диаконское вонмем (слова премудростию в древности здесь не было) было обращено уже к молящимся, чтобы они были внимательны и молились.

Около X века входные двери храма не стали затворять. В это время, чтобы оградить Священное Таинство от неблагоговейных взоров случайно зашедших людей, некоторые благочестивые епископы стали вводить практику задергивания алтаря завесой. Один автор XI века так описывает эту практику, появившуюся примерно в его время: «…Я сам видел, что висящая у божественного алтаря завеса во время совершения Таинства подплывает и покрывает так, чтобы даже сами иереи не были видны со стороны стоящих вне алтаря. Это же ввел блаженнейший среди патриархов господин Евстафий» (Патриарх Константинопольский Евстафий (5648-1025). – прот. К.П.).
(Сегодня, кстати, сказать, обряд стал совсем иным. Двери храма остаются открытыми всю службу, Царские врата затворяются сразу после Херувимской, и тут же задергивается завеса. А при возгласе Двери, двери! завеса как раз открывается. Если служит архиерей или протоиерей, имеющий церковную награду «Отверстие Св. Дверей до Отче наш», то царские врата как были открыты, так и остаются.)

Но возвратимся в Византию… После того как входные двери храма не стали затворять, возглас Двери, двери! стали понимать символически, как призыв затворить двери своего сердца для всего постороннего, суетного и всецело сосредоточиться на предстоящем священном действии. Несомненно, именно поэтому этот возглас и остался в чине Литургии, как бы перейдя из категории технического требования в категорию нравственного.
Как пишет св. Герман Константинопольский: «Двери нашего ума, нашего сердца будем беречь, чтобы ничто дурное не входило в них, вникнем в церкви Божией в премудрость божественного символа…». Преп. Никита Стифат (XI век) знает, что когда-то этот возглас служил призывом закрыть двери в храм. «…Но не только: это, однако, и призыв ко всем верным запереть врата чувств от блуждания вне и не вникать без страха в совершаемое со трепетом иереями в алтаре».

Читайте так же:  Молитва против аборта

Интересно, что во 2-м тысячелетии христианской эры, во время формирования «символического богословия» Литургии, этот возглас стал пониматься и как указание на… Воскресение Христово. Слова Двери, двери! как бы указывают на то, что двери Гроба Христова – огромный камень – были сокрушены. Двери отверсты, стража бежала, Воскресший Христос, являющий миру Тайну Спасения, готов явиться всему миру.
Вот и Литургия следует этому ходу размышлений о Евангельских событиях. При словах Двери, двери! священники в алтаре снимают с дискоса и Чаши покров, которым они были накрыты после перенесения их на престол. А далее будут молитвы, после которых в Причастии верующим явится Сам Воскресший!

Со словами Двери, двери… разобрались

А теперь – про вторую часть диаконского возгласа: Премудростию вонмем!
Почему Премудростию, что значит это слово? Может быть, правильнее сказать «с премудростию», то есть с благоговением, с мудростью?
Слово это, появившееся в этом месте около X века, было вставлено для того, чтобы усилить вонмем и придать ему большую торжественность. Мы помним, как часто диакон восклицает «Вонмем! Премудрость! Вонмем!» (например, перед чтением Евангелия). Премудрость значит Высшая Мудрость. С одной стороны, этим словом указывается на важнейшие моменты службы, с другой стороны – на Того, Кто невидимо сейчас присутствует: на Иисуса Христа. Именно Он назван в Священном Писании Мудростью – по-греч. Софией.

Древние комментаторы понимали это слово преимущественно во втором смысле. Более того, они говорили, что само познание Тайн веры и уразумение Литургии дается нам не благодаря собственным умственным усилиям, а благодаря милости Христовой. «Премудростию, то есть Сыном и Словом Божиим, вникнем в премудрость божественного символа, изложенного святыми и богоносными отцами, и вонмем, дабы охотно и разумно с умом умиренным приступить к таинственной жертве» (св. Герман Константинопольский).
Интересно то, что в греческой службе этот возглас звучит как Премудрость! Вонмем и перед чтением Евангелия. То есть акцент сделан на то, что сейчас будет совершаться великая Мудрость Таинства. В славянском же переводе акцент был сделан на том, что мы будем внимать Таинству, назидаться, просвещаться благодаря помощи Христовой, Его силой – Премудростию вонмем.
Русские текст Литургии в этом месте, таким образом, даже более глубок, чем греческий.

Для желающих серьезно познакомиться с Божественной литургией предлагаю свой фотоальбом с комментариями: «Божественная литургия». Там, шаг за шагом, дана вся Божественная служба с подробными комментариями.
Для удобства рассматривания фотографий советую их увеличивать. Это легко сделать, просто кликнув по фотографии.
Начало альбома:
https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfotoreport& >

Несколько прекрасных фотографий в предчувствии грядущей Пасхи.
Фотограф – Дмитрий Заболоцкий.

Витязь перед началом духовной битвы.


Начало проскомидии.


Вливание в потир виноградного вина.


Поминание на проскомидии сродников в Пасхальную ночь. Какой дивный пасхальный подарок всем живым и ушедшим в мир иной.


Покрытие хлеба и вина пеленами в конце проскомидии.


Прибытие в храм Святого огня из Иерусалима. Лампа открывается, и от пламени Благодатного огня настоятель зажигает пучки свечей.
Блики этого чудесного огня падают на наши лица и преображают их.


Радость людей.


Весь храм наполняется светом.


Осенение верующих Божественным огнем.

Что значит вонмем в молитве

вонмем — вонм ем (возглас, церк.) … Русский орфографический словарь

Вонмем — (церк. слав. «будем внимательны») возглас диакона или священника, призывающий верующих к внимательному восприятию предстоящего богослужебного акта (как правило, чтения Священного Писания), имеющего особое значение … Православие. Словарь-справочник

«ВОНМЕМ» — [греч. Πρόσχωμεν; церковнослав. будем внимательны], литургический возглас, произносимый диаконом (при его отсутствии священником) в нек рые важнейшие моменты богослужения. Хотя в Свящ. Писании этот призыв не встречается, в ВЗ и НЗ присутствуют… … Православная энциклопедия

Вонмем — – этим словом диакон или священник во время богослужения приглашает присутствующих к особенному вниманию для выслушания Божественного учения или для уразумения совершаемого таинства или обряда, имеющего какое либо таинственное значение … Полный православный богословский энциклопедический словарь

возглас — восклицание, выкрик, выклик, вскрик, клик; оклик, тега тега, вонмем, окрик, тпру, фора, трисвятое, клич Словарь русских синонимов. возглас см. восклицание Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов

ДИАКОН — [дьякон; греч. διάκονος], одна из 3 священных степеней христ. церковной иерархии, низшая по отношению к степеням епископа и пресвитера. Происхождение служения Д. Архидиак. Андрей Мазур совершает каждение во время патриаршегобогослужения в храме… … Православная энциклопедия

Дудко, Дмитрий Сергеевич — Дмитрий Дудко Род деятельности: священник Русской православной церкви, протоиерей, церковный писатель, поэт, проповедник. Дата рождения: 24 февраля 1922(1922 02 24) … Википедия

Литургия верных — Литургия верных третья часть литургии византийского обряда. Получила свое название от того, что в древности на ней могли присутствовать только лица, принявшие крещение. В этой части литургии совершаются все самые важные священнодействия,… … Википедия

Читайте так же:  Молитва о примирении сестер

Дмитрий (Дудко) — Дмитрий Сергеевич Дудко (24 февраля 1922, дер. Зарбуда (ныне Березино) Брянской области 28 июня 2004) священнослужитель Русской православной церкви, протоиерей; церковный писатель и поэт, диссидент. Содержание 1 Биография 2 Общественная… … Википедия

«ВОНМЕМ»

[греч. Πρόσχωμεν; церковнослав.

— будем внимательны], литургический возглас, произносимый диаконом (при его отсутствии священником) в нек-рые важнейшие моменты богослужения.

Хотя в Свящ. Писании этот призыв не встречается, в ВЗ и НЗ присутствуют близкие к нему формы, образованные от того же греч. глагола προσέχειν. В ВЗ они относятся к пророческой лексике и поучениям мудрых, означая наставления: «быть внимательными к повелениям Закона», «слушать Слово Господне», «смотреть за собой» (Исх 19. 12; Втор 4. 23; 32. 46; Иов 13. 6; Пс 77. 1; Притч 4. 1; Сир 17. 12; Ис 1. 10; 28. 23; 49. 1; 55. 3; Ос 5. 1; Мих 1. 2; Зах 7. 11; 1 Макк 2. 68). В НЗ употребляются чаще как призывы «быть осторожными», «беречься» и т. п. (Мф 6. 1; 7. 15; 10. 17; 16. 6, 11; Лк 12. 1; 17. 3; 20. 46; 21. 34; Деян 20. 28), а также «быть внимательными к услышанному» (Деян 16. 14; Евр 2. 1). Свт. Иоанн Златоуст, называя призыв «В.» общим голосом Церкви, соотносит его с 1 Тим 4. 13 (Ioan. Chrysost. In Act. 19. 5 // PG. 60. Col. 156). В раннехрист. текстах формы глагола προσέχειν употребляются как призыв внимать словам Божиим (1 Клим 2. 1), епископу (Ign. Ep. ad. Polyc. 6. 1), Богу и Его пророкам (Greg. Thaum. In Orig. or. panegyr. 15), себе (Method. Olymp. Conv. decem virg. 5. 2).

По крайней мере с IV в. возглас «В.» употреблялся на Востоке в составе литургии как призыв соблюдать благоговейную тишину во время чтения Свящ. Писания, во время анафоры, во время Причащения. Эта практика укоренилась в Церкви. Так, согласно совр. правосл. чину Божественной литургии, «В.» (отдельно или в составе развернутых возгласов) возглашается перед пением прокимна, чтениями Апостола и Евангелия, Символом веры, началом анафоры, возгласом . Перед чтением Свящ. Писания «В.» обычно произносится в сочетании с возгласом

. Перед прокимном возглашаются «В.» и , разделенные преподанием мира; перед Апостолом — в др. порядке: и «В.», между ними возглашается заглавие читаемой книги; перед Евангелием так же, но возглас принимает развернутую форму: , и сразу происходит преподание мира, а возглас «В.» следует перед самим чтением.

По аналогии с литургией «В.» возглашается и на др. службах перед чтением Апостола, Евангелия, паремий, пением прокимнов. На вечерне перед прокимном произносятся возгласы: (на праздничной вечерне после 1-го «В.» бывает еще и преподание мира, на будничной вечерне возгласы обычно произносятся без перерыва). Перед паремиями, если они положены, произносятся возгласы:

и «В.», разделенные именованием заглавия читаемой книги; в период Великого поста «В.» произносится и перед рядовыми прокимнами паремий. На утрене перед прокимном, по Типикону, должны произноситься возгласы: (как на литургии, но без преподания мира), однако в совр. богослужебной практике (видимо, под влиянием чина вечерни) на утрене перед прокимном возглашается: .

Существуют и особые случаи употребления «В.»: в чине таинства Крещения (при помазании воды св. елеем и пении Аллилуия) и по аналогии в чине освящения храма (при помазании престола св. миром).

Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» . 2014 .

Смотреть что такое ««ВОНМЕМ»» в других словарях:

вонмем — нареч, кол во синонимов: 1 • возглас (14) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

вонмем — вонм ем (возглас, церк.) … Русский орфографический словарь

Вонмем — (церк. слав. «будем внимательны») возглас диакона или священника, призывающий верующих к внимательному восприятию предстоящего богослужебного акта (как правило, чтения Священного Писания), имеющего особое значение … Православие. Словарь-справочник

Вонмем — – этим словом диакон или священник во время богослужения приглашает присутствующих к особенному вниманию для выслушания Божественного учения или для уразумения совершаемого таинства или обряда, имеющего какое либо таинственное значение … Полный православный богословский энциклопедический словарь

возглас — восклицание, выкрик, выклик, вскрик, клик; оклик, тега тега, вонмем, окрик, тпру, фора, трисвятое, клич Словарь русских синонимов. возглас см. восклицание Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов

ДИАКОН — [дьякон; греч. διάκονος], одна из 3 священных степеней христ. церковной иерархии, низшая по отношению к степеням епископа и пресвитера. Происхождение служения Д. Архидиак. Андрей Мазур совершает каждение во время патриаршегобогослужения в храме… … Православная энциклопедия

Дудко, Дмитрий Сергеевич — Дмитрий Дудко Род деятельности: священник Русской православной церкви, протоиерей, церковный писатель, поэт, проповедник. Дата рождения: 24 февраля 1922(1922 02 24) … Википедия

Литургия верных — Литургия верных третья часть литургии византийского обряда. Получила свое название от того, что в древности на ней могли присутствовать только лица, принявшие крещение. В этой части литургии совершаются все самые важные священнодействия,… … Википедия

Дмитрий (Дудко) — Дмитрий Сергеевич Дудко (24 февраля 1922, дер. Зарбуда (ныне Березино) Брянской области 28 июня 2004) священнослужитель Русской православной церкви, протоиерей; церковный писатель и поэт, диссидент. Содержание 1 Биография 2 Общественная… … Википедия

Что значит вонмем в молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here