Содержание
Богомыслие и молитва
Еще за четыре или пять лет до кончины святитель сам заготовил себе гроб. «На сей гроб, — пишет И. Ефимов, — ежедневно смотря почасту, с немалыми чувствами оплакивал он падение первого человека и всего рода человеческого, воображая человека, яко тварь разумную, и нередко служившим при нем в нравоучение говорил: «До чего довел себя человек, что аки со скотом равно в землю зарывается, будучи сотворен от Бога беспорочным и бессмертным». По таковом воображении с плачем и рыданием и воплем крепким отходил он в уединенную келлию, и был глас его, аки глас плачущих по умершем; углубится потом в размышление о двоякой вечности, счастливой и несчастливой, сидя более на кровати; так бывало, что когда келейник, которому от него не всегда позволено было к нему вход иметь, войдет к нему, то от углубления того преосвященный как бы вовсе не видит и не слышит вошедшего» (6 «Записки», 19-20).
Размышлять о своей кончине святитель советует и каждому христианину. В «Кратком увещании, како подобает в святые храмы входить на славословие» он пишет: «Приходя к церкви, видишь гробы братии твоей и того для помяни, что и ты в тыяжде недра земли вселишься, и которую персть топчешь ногами, та покроет лицо. И потому воздохни к Богу о преставльшихся, да помилует их. Сие бо не токмо им, но и тебе будет полезно: ибо к ближним любовь показуешь, и, видя их умерших, помяни и о своей смерти, да так усерднее Богу помолишься» (2, 100-101).
Другим предметом постоянных глубоких размышлений святителя были страсти Христовы, крестные страдания Сына Божия. Об одном из чудесных видений, которого святитель однажды при этом сподобился, сообщает И. Ефимов. «В 1770 году, в то время, когда святитель упражнялся в сочинении «О истинном христианстве», видение ему было такое: размышлял он о страдании Христа, Сына Божия (поелику он великий был страстей Спасителевых любитель), сидя на кровати, против коей на стене прибита была Страстная картина, которая представляла распятого на Кресте Христа, снятие с оного и положение во гроб. И в глубоком том размышлении, как бы вне себя будучи, увидел с той картины, аки с горы Голгофы, с самого Креста идуща к нему Христа, всего ураненного, всего уязвленного, умученного, окровавленного. От великой чудного такового видения радости с соболезнования сердечного, бросившись к Спасителевым ногам с тем, чтобы облобызать их, выговорил он гласно слова таковые: «Ты ли, Спасителю мой, ко мне идеши?» — чувствуя себя, аки у ног Спасителевых. От того часа он еще более начал углубляться в размышление о страданиях Его и об искуплении рода человеческого» (6 «Записки», 23-24).
Богомыслие неотделимо от молитвы. То и другое было одним из главных деланий святителя во время пребывания на покое в Задонском монастыре. И. Ефимов, вспоминая, как усердно святитель в то время занимался написанием своих творений, при этом добавляет, что «между душеполезных оных трудов своих не оставлял он, однако, и келейного правила, приличного уединенному пребыванию, с поклонами и коленопреклонением; паче же упражнялся в богомыслии ночным и утренним временами, не оставляя утром прочитывать псалмы порфироносного царя-пророка. При молитве и богомыслии отличный имел он дар слезный; нередко слышен был в уединенной келлии его вопль и рыдание, с произношением гласного моления: «Помилуй, Господи! Пощади, Господи! Потерпи, Благосте наша, грехам нашим! Услыши, Господи, и не погуби нас со беззаконьми нашими! и проч.» (6 «Записки», 26).
Не оставлял святитель богомыслия и на молитве в храме. Тот же его келейник вспоминает, что «во время слушания Божественной Литургии он иногда столь углублялся в размышления о любви Божией к роду человеческому и об искуплении оного непостижимым таинством воплощения Христа, Сына Божия, о страдании Его и о таинстве Евхаристии, что иногда при многолюдственном собрании плакивал, рыдал даже. И когда замечал, что во время призывания Святого Духа священником на спасительные Дары стоящие в храме не молятся, не обинуясь всем делал выговор и побуждал всех к должной молитве и молению» (6 «Записки», 35-36).
О необходимости молитвы в деле спасения в целом и для нравственного совершенствования христианина в частности святитель пишет следующим образом. «Всякое тщание наше без благодати и помощи Божией не сильно. Может человек удобно развратиться, но себя исправить и спасти не может без Бога. Сего ради, христианине, когда хощешь благочестно жить и быть истинным христианином, и так спастись, непрестанно молись Богу и помощи от Него проси с усердием» (6, 153).
Многие положения христианской нравственности святитель выводит непосредственно из текстов молитвословий. Показательными в этом отношении являются его объяснение молитвы Господней (4, 95-102) и комментарии к некоторым псалмам (2, 185-199; 4, 102-109 и др.). Для примера приведем размышления, которые возникают у святителя при первых словах молитвы «Отче наш». Уже этим обращением мы «научаемся, — пишет он, — что Бог есть истинный Отец христиан, и они суть сынове Божии верою о Христе Иисусе» (Гал. 3, 26), «следовательно, суть братия между собой» и должны, «яко братия духовные, любовь между собой иметь и друг за друга к Богу молиться, паче же добрыми нравами Богу подобиться». Как дети единого Отца, все христиане «едину честь и славу в сем имеют, и того ради не должны друг друга презирать». Те, которые молятся: Отче наш, — «должны быть сынами Божиими, а в сынах должны быть свойства, подобные отцу. Как кто может Ему сказать: Отче наш, а сам скотам или диаволу нравами своими подобиться? Видно от сего, что христианин неисправный, пока не исправит и не очистит себя истинным покаянием, не может Бога с пользой своей призывать». Слова же на небесех «молящегося от земли отводят и к небесным обителям возводят» (4, 95-96).
Однако, не только смысл молитвословий, но и само молитвенное делание научает проходящих его многим истинам христианской нравственности 109 . «Будем, — увещает святитель, — слушать Божие повеление и заповеди Его исполнять, аще убо хощем, чтоб Господь услышал нас. Грешники бо Бог не послушает, но аще кто богочтец есть, и волю Его творит, того послушает (Ин. 9, 31)» (2, 194). В свою очередь, молитва — плод праведности (Иак. 5, 16) — способствует усовершенствованию христианина и в других добродетелях.
Так, молитвенное делание научает молящегося смирению, приводит в осознание своей духовной нищеты. Как «царю предстоящий и просящий у него милости стоит с благоговением, главу преклоняет и на колени падает, не помышляет ни о чем другом, но в едином прошении своем ум углублен имеет, так учиться должно нам, христианам, к Царю Небесному приступать с прошением, с каким смирением, благоговением, уничижением себя пред величеством Его падать, главу и сердце приклонять и весь состав души пред Ним повергать, яко на смиренных только призирает Бог» 110 (3, 33; 5, 31).
«Молитвой к Богу утверждается и умножается вера, по подобию дерева, которое чем больше орошается, тем более растет» (3, 300). «Молитва возгревает в молящемся надежду («яко Бог вездесущий, потому молитву нашу слышит; всемогущий, и потому может все дать; преблагий и милосердый Отец всех» (2, 184)), сама происходя от надежды на Бога, богатого в милости и щедротах» (3, 300). Наконец, молитва к Богу исполняет сердце молящегося любовью ко всем, поскольку молиться должно не только за себя, но и друг за друга, за всех, иже во власти суть (1 Тим. 2, 2), и vза творящих нам напасть и изгонящих нас 111 (Мф. 5, 44).
Особенно благотворно действие соборной молитвы. Уже по дороге в храм необходимо молиться о даровании благоговейной молитвы. «В церкви же стоя, — пишет святитель, — крайне надлежит берещись от разговоров, смехов и прочих неприличных действий, а только внимать прилежно чтению, пению и молитве». Следует оставить и всякие житейские попечения. «Что слышал в церкви, чтенное или проповеданное, — увещает святитель, — в доме своем рассуждай и тщись по оному исполнять, да не в большее осуждение будет тебе слышанное слово Божие и не сотворенное» (27, 448, 562-563, 1062-1063, 1158-1159).
Препятствует молитве всякий «грех содеваемый, когда кто от греха отстать не хощет; гнев и злоба на ближнего в сердце питаемая; немилосердие к ближнему и обида», ему причиненная 112 , и этой затрудненностью молитвы обличается недолжное состояние сердца (3, 303-304).
Тому, кто от греховного пути «истинным сердцем к Богу не обратился, но в грехах пребывает, — пишет святитель, — чтение псалмов и молитв ничего не пользует» 113 (2, 195). Но если молитва вовсе оставляется, то и вера постепенно «оскудевает и исчезает, и так человек падает в бесстрашие, заблуждение и крайнее развращение» (2, 184; 4, 301).
Молитва необходима вне зависимости от духовно-нравственного состояния христианина. Святитель пишет: «Как праведному, несмотря на его правду, должно молиться, так и грешнику, ради грехов сотворенных, не должно оставлять молитвы, но всякому со смирением на едино милосердие Божие взирать. Как бо праведник от Бога, а не от себя имеет правду, так и грешнику должно таяжде правды от Бога молитвой, прошением, сокрушенным сердцем и истинным покаянием искать. Фарисей, понеже на правду свою взирал в молитве, отвержен; а мытарь, обремененный грехами, понеже едино милосердие Божие полагал пред собой в молитве, услышан» (3, 302).
Особо святитель говорит «о беззаконных и богопротивных имени Божия призываниях», когда «многим обычай есть во всяких разговорах и ко всякому почти слову приговаривать: «на то Бог!» или «видит Бог!», или когда, «что страшнее и горше, многие в шутках, многие для прельщения и обмана ближнего поминают великое имя Божие, при воспоминании которого трепетать и главу с сердцем приклонять должно! Но бесстрашное сердце того не рассуждает. О, когда бы сим людям открылись внутренние очи, и увидели бы, что Бог есть существо, у Которого в руце весь свет, и они сами, и смерть, и живот их: увидели бы, как в бедственном и опасном состоянии находятся, и впредь опасались бы поминать Божие имя без почтения и страха!».
Нарушением заповеди о непризывании имени Божия всуе является и «обычай к суду Божию отсылать обидевшего: «Судит — де ему Бог!» — «Что говоришь, несмысленный человече? — вопрошает святитель. — Ты говоришь: «Судит ему Бог», а Христос глаголет: молитеся за творящих вам напасть. Так рассуди, каким ты духом зде имя Божие призываешь и суда просишь у Бога на брата твоего. Он тебя обидел вчера, а ты его сегодня, а может быть и прежде; ты на него суда просишь, а он на тебя. И что было бы, когда бы по желанию нашему делал Бог? Едва бы кто на свете остался в живых, ибо много друг другу и пред Богом согрешаем».
Погрешают против святости молитвы те, которые «псалмы святые и прочие молитвы скоро читают» («сия молитва не молитва есть, но чтение слов писаных, или паче шум и звук», — говорит святитель); кто «в два голоса отправляют чтения свои, когда иные поют, а другие читают вместе» («что в таком шуме понять может пришедший в церковь человек? Отсюда последует, что и в жизни нет никакого исправления у таковых, но едино развращение и соблазн, ибо никогда не молятся, хотя и часто в церковь ходят»); кому обычай есть из святых псалмов петь между бокалами и поздравлениями» 114 в подражание погибшему за свои беззакония Валтасару («коль неприлично, или паче богопротивно есть освященную песнь к плотоугодию присовокуплять! — пишет святитель. — Псалмы бо святые суть дело Духа Святого, пьянство же есть диавольское дело») (3, 33, 304-306; 5, 31).
Мышление, богомыслие и молитва в православии
Курс лекций
«Мышление, богомыслие и молитва в православии»
Составитель курса — преподаватель православной, воскресной школы для взрослых, выпускник Высших богословских курсов — Центра дополнительного образования Московской духовной академии А.И.Сазонов
Состав курса
Введение
1. Мышление и богомыслие в православии
1.1. Виды и типы мышления и богомыслия в православии
1.2. Основы христианской антропологии
1.3. Психо — физиология мышления
1.4. Виды сознания
1.5. Современные теории и практики организации мышления и православный подход
2. Молитва и исихазм
2.1. Значение и виды молитвы в православии
2.2. Исихазм (священное безмолвие)
2.3. Ступени (этапы) молитвы в исихазме
2.4. Содержание аскетической практики исихазма
2.5. Священный метод трезвения (контроль над деятельностью ума и сердца)
2.6. Нетварный свет и обожение
2.7. Духовные способности человека
3. Техника духовной и душевной безопасности
3.1. Духовные и душевные отклонения
3.2. Предупреждение и исправление духовных и душевных отклонений
3.3. Современные, деструктивные методы управления личностью и сознанием
Рекомендуемая литература, сайты, фильмы, авторы
Краткое содержание курса
Введение
Предмет и понятия: сознание, мысль, размышление, богомыслие, молитва.
Логос в Библии (с греческого — смысл, замысел, слово)
Евангелие и святые отцы о размышлении, богомыслии и молитве. Богомыслие — монолог, молитва — диалог с Богом
Роль и значение правильного мышления, богомыслия и молитвы в жизни христианина,
Заповеди и ответственность за искажения в мышлении, богомыслии и молитве
1. Мышление и богомыслие в православии
1.1. Виды и типы мышления и богомыслия в православии
Богоцентричное и антропоцентричное мышление
Символическое мышление как связь земного и небесного миров
Символизм таинств и богослужений в православии
Язык икон: прямая и обратная перспектива, образы и символы в иконографии
Иконография «Троицы ветхозаветной» (Андрей Рублёв, Симон Ушаков)
Катафатическое (утверждающее) и апофатическое (отрицающее) богомыслие
Антиномичное богомыслие как снятие противоречий через изменение субъекта
Системный подход и системное мышление
1.2. Основы христианской антропологии
Предметы: антропология и сотериология
Понятия: ум, рассудок, разум, «сердечное место», духовное и душевное, образ Божий в человеке, совесть, природы (божеская, ангельская, человеческая)
Обожествление (стяжание Духа святого) и спасение — цель и задача жизни христианина по Евангелию
Заповеди, нравственность, этика в деле спасения христианина
1.3. Психо — физиология мышления
Структура и принципы работы мозга человека
Лево и право — полушарная функциональная асимметрия мозга, домининирующее полушарие, амбидекстрия, паттерны, лабильность мозга
Дофаминовая теория стимуляции мозга, центр удовольствия в мозге, отношение к удовольствию и благодать в православии
Энцефалография и ритмы (частотность) мозга. Биологическая обратная связь
Синхронизация работы полушарий и управление частотностью
Шаблонное мышление, достоинства и недостатки
Творческое мышление, приёмы развития
Понятие творчества в православии
Объективные и субъективные факторы, влияющие на мышление
Отношение православия к астрологии и нумерологии
1.4. Виды сознания
Иерархия сознания: подсознание, сознание, сверхсознание, надсознание
Управление сознанием в различных религиозных практиках
Молитва и медитация, общее и различия
Коллективное сознание и теория ноосферы
Бионика о сознании животных
1.5. Современные теории и практики организации мышления и православный подход
Современные теории и практики: позитивное мышление, аффимации и медитативные визуализации, аутотренинг, нейро-лингвистическое программирование, наркотические состояния
Методы управления (манипулирования) массовым сознанием
Православная практика богомыслия: церковно-славянский язык, чтение псалтыри и святых отцов, созерцание икон, участие в богослужении
2. Молитва и исихазм
2.1. Значение и виды молитвы в православии
Молитва и её значение в основных разделах богословия: догматике (заповеди), аскетике (мистика), литургике (таинства)
по составу молящихся — личная и соборная
по способу выражения — внешняя и внутренняя (гласная и безгласная)
по содержанию — покаяние, прошение, благодарствие, славословие
Евангелие и святоотеческие творения о молитве
2.2. Исихазм (священное безмолвие)
Предметы и понятия: аскетика, исихазм, «умное делание», «священное безмолвие» Молитва Иисусова: текст, значение, практика
Возникновение и история исихазма, святые отцы и подвижники исихазма, школы исихазма в православной России
«Имяславие»: основные положения, критика и споры, история
Божеские энергии и благодать
Спор о тварных и нетварных энергиях, паламиты и варламиты
2.3. Ступени (этапы) молитвы в исихазме
Подготовительный этап: молитвочтение, богомыслие, богословие.
Сердечная молитва, или умно-сердечная (деятельная и благодатная)
Созерцательная молитва, священное безмолвие
2.4. Содержание аскетической практики исихазма
«Сочетание» ума и сердца или «сведение» ума в сердце
Внимание, трезвение и безмолвие
Очищение сердца как средоточия духовной и нравственной жизни человека
Явления подвижникам нетварного света
Стяжание Духа святого
2.5. Священный метод трезвения (контроль над деятельностью ума и сердца)
Этапы грехопадения в аскетике: прилог, собеседование (сочетание), услаждение, (сосложение), пленение, разжжение (страсть), падение, совращение, совместный грех
Очищение сердца от страстей и хранение заповедей
Скорби как лекарство и дар божий
2.6. Нетварный свет и обожение
Явления нетварного света по Евангелию и святоотеческим творениям:
свет первого дня творения, свет Ноевого ковчега, «неопалимая купина», «фаворский» свет, свет благодати, свет образа божиего в человеке, «Бог есть огонь «
Синергия и сочетание света благодати божией и внутреннего света образа божиего в человеке, обожение благодатью
Православный и католический подходы к обожению и святости, экзорцизм и визионерство католических святых
2.7. Духовные способности человека
Духовные способности человека после грехопадения: покаяние, вражда духовная, надежда, терпение скорбей, делание, культура смерти, любовь сострадания, жертвоприношение, жизнь в истории, любовь детородная (по Е.А. Авдеенко)
Особые и возвышенные духовные состояния: «священное безумие», юродивые, провидцы и пророки, святые. Критерии истинности
Способности в особых духовных состояниях как дар божий
3. Техника духовной и душевной безопасности
3.1 Духовные и душевные отклонения
Предметы и понятия: психология, православная психология, психотерапия, психиатрия, невропатология
Духовные и душевные отклонения, различие и диагностика
Духовные отклонения: грех, «прелесть», одержание
Душевные заболевания и расстройства: шизофрения, мания, депрессия, диссоциация личности, психоз, навязчивые помыслы, мечтательность, рассеянность
Зависимости: наркотическая, алкогольная, табакокурение, телевизионная, компьютерная, игровая, пищевая, любовная
3.2. Предупреждение и исправление духовных и душевных отклонений Лечение и профилактика душевных заболеваний, расстройств и зависимостей
Современное состояние психотерапии в России как фактора духовного противостояния
Предупреждение и исправление духовных и душевных отклонений в православии
3.3. Современные, деструктивные методы управления личностью и сознанием
Основные деструктивные техники и методики, секты и движения
Методы и практика противодействия деструктивным воздействиям
Рекомендуемая литература, сайты, фильмы, авторы
«Основы православной антропологии», учебник, протоиерей Вадим Леонов
«О внутреннем христианстве. Тайна Царства Божиего или забытый путь Богопознания», книга, автор протоиерей Иоанн Журавский
ГЛАВА V. БЛАГОДАТНЫЕ СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ. 1. Богомыслие и молитва
ГЛАВА V
БЛАГОДАТНЫЕ СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ
V.1. Богомыслие и молитва
Еще за четыре или пять лет до кончины святитель сам заготовил себе гроб. «На сей гроб, — пишет И. Ефимов, — ежедневно смотря почасту, с немалыми чувствами оплакивал он падение первого человека и всего рода человеческого, воображая человека, яко тварь разумную, и нередко служившим при нем в нравоучение говорил: «До чего довел себя человек, что аки со скотом равно в землю зарывается, будучи сотворен от Бога беспорочным и бессмертным». По таковом воображении с плачем и рыданием и воплем крепким отходил он в уединенную келлию, и был глас его, аки глас плачущих по умершем; углубится потом в размышление о двоякой вечности, счастливой и несчастливой, сидя более на кровати; так бывало, что когда келейник, которому от него не всегда позволено было к нему вход иметь, войдет к нему, то от углубления того преосвященный как бы вовсе не видит и не слышит вошедшего» (6 «Записки», 19-20).
Размышлять о своей кончине святитель советует и каждому христианину. В «Кратком увещании, како подобает в святые храмы входить на славословие» он пишет: «Приходя к церкви, видишь гробы братии твоей и того для помяни, что и ты в тыяжде недра земли вселишься, и которую персть топчешь ногами, та покроет лицо. И потому воздохни к Богу о преставльшихся, да помилует их. Сие бо не токмо им, но и тебе будет полезно: ибо к ближним любовь показуешь, и, видя их умерших, помяни и о своей смерти, да так усерднее Богу помолишься» (2, 100-101).
Другим предметом постоянных глубоких размышлений святителя были страсти Христовы, крестные страдания Сына Божия. Об одном из чудесных видений, которого святитель однажды при этом сподобился, сообщает И. Ефимов. «В 1770 году, в то время, когда святитель упражнялся в сочинении «О истинном христианстве», видение ему было такое: размышлял он о страдании Христа, Сына Божия (поелику он великий был страстей Спасителевых любитель), сидя на кровати, против коей на стене прибита была Страстная картина, которая представляла распятого на Кресте Христа, снятие с оного и положение во гроб. И в глубоком том размышлении, как бы вне себя будучи, увидел с той картины, аки с горы Голгофы, с самого Креста идуща к нему Христа, всего ураненного, всего уязвленного, умученного, окровавленного. От великой чудного такового видения радости с соболезнования сердечного, бросившись к Спасителевым ногам с тем, чтобы облобызать их, выговорил он гласно слова таковые: «Ты ли, Спасителю мой, ко мне идеши?» — чувствуя себя, аки у ног Спасителевых. От того часа он еще более начал углубляться в размышление о страданиях Его и об искуплении рода человеческого» (6 «Записки», 23-24).
Богомыслие неотделимо от молитвы. То и другое было одним из главных деланий святителя во время пребывания на покое в Задонском монастыре. И. Ефимов, вспоминая, как усердно святитель в то время занимался написанием своих творений, при этом добавляет, что «между душеполезных оных трудов своих не оставлял он, однако, и келейного правила, приличного уединенному пребыванию, с поклонами и коленопреклонением; паче же упражнялся в богомыслии ночным и утренним временами, не оставляя утром прочитывать псалмы порфироносного царя-пророка. При молитве и богомыслии отличный имел он дар слезный; нередко слышен был в уединенной келлии его вопль и рыдание, с произношением гласного моления: «Помилуй, Господи! Пощади, Господи! Потерпи, Благосте наша, грехам нашим! Услыши, Господи, и не погуби нас со беззаконьми нашими! и проч.» (6 «Записки», 26).
Не оставлял святитель богомыслия и на молитве в храме. Тот же его келейник вспоминает, что «во время слушания Божественной Литургии он иногда столь углублялся в размышления о любви Божией к роду человеческому и об искуплении оного непостижимым таинством воплощения Христа, Сына Божия, о страдании Его и о таинстве Евхаристии, что иногда при многолюдственном собрании плакивал, рыдал даже. И когда замечал, что во время призывания Святого Духа священником на спасительные Дары стоящие в храме не молятся, не обинуясь всем делал выговор и побуждал всех к должной молитве и молению» (6 «Записки», 35-36).
О необходимости молитвы в деле спасения в целом и для нравственного совершенствования христианина в частности святитель пишет следующим образом. «Всякое тщание наше без благодати и помощи Божией не сильно. Может человек удобно развратиться, но себя исправить и спасти не может без Бога. Сего ради, христианине, когда хощешь благочестно жить и быть истинным христианином, и так спастись, непрестанно молись Богу и помощи от Него проси с усердием» (6, 153).
Многие положения христианской нравственности святитель выводит непосредственно из текстов молитвословий. Показательными в этом отношении являются его объяснение молитвы Господней (4, 95-102) и комментарии к некоторым псалмам (2, 185-199; 4, 102-109 и др.). Для примера приведем размышления, которые возникают у святителя при первых словах молитвы «Отче наш». Уже этим обращением мы «научаемся, — пишет он, — что Бог есть истинный Отец христиан, и они суть сынове Божии верою о Христе Иисусе» (Гал. 3, 26), «следовательно, суть братия между собой» и должны, «яко братия духовные, любовь между собой иметь и друг за друга к Богу молиться, паче же добрыми нравами Богу подобиться». Как дети единого Отца, все христиане «едину честь и славу в сем имеют, и того ради не должны друг друга презирать». Те, которые молятся: Отче наш, — «должны быть сынами Божиими, а в сынах должны быть свойства, подобные отцу. Как кто может Ему сказать: Отче наш, а сам скотам или диаволу нравами своими подобиться? Видно от сего, что христианин неисправный, пока не исправит и не очистит себя истинным покаянием, не может Бога с пользой своей призывать». Слова же на небесех «молящегося от земли отводят и к небесным обителям возводят» (4, 95-96).
Однако, не только смысл молитвословий, но и само молитвенное делание научает проходящих его многим истинам христианской нравственности 109 . «Будем, — увещает святитель, — слушать Божие повеление и заповеди Его исполнять, аще убо хощем, чтоб Господь услышал нас. Грешники бо Бог не послушает, но аще кто богочтец есть, и волю Его творит, того послушает (Ин. 9, 31)» (2, 194). В свою очередь, молитва — плод праведности (Иак. 5, 16) — способствует усовершенствованию христианина и в других добродетелях.
Так, молитвенное делание научает молящегося смирению, приводит в осознание своей духовной нищеты. Как «царю предстоящий и просящий у него милости стоит с благоговением, главу преклоняет и на колени падает, не помышляет ни о чем другом, но в едином прошении своем ум углублен имеет, так учиться должно нам, христианам, к Царю Небесному приступать с прошением, с каким смирением, благоговением, уничижением себя пред величеством Его падать, главу и сердце приклонять и весь состав души пред Ним повергать, яко на смиренных только призирает Бог» 110 (3, 33; 5, 31).
«Молитвой к Богу утверждается и умножается вера, по подобию дерева, которое чем больше орошается, тем более растет» (3, 300). «Молитва возгревает в молящемся надежду («яко Бог вездесущий, потому молитву нашу слышит; всемогущий, и потому может все дать; преблагий и милосердый Отец всех» (2, 184)), сама происходя от надежды на Бога, богатого в милости и щедротах» (3, 300). Наконец, молитва к Богу исполняет сердце молящегося любовью ко всем, поскольку молиться должно не только за себя, но и друг за друга, за всех, иже во власти суть (1 Тим. 2, 2), и vза творящих нам напасть и изгонящих нас 111 (Мф. 5, 44).
Особенно благотворно действие соборной молитвы. Уже по дороге в храм необходимо молиться о даровании благоговейной молитвы. «В церкви же стоя, — пишет святитель, — крайне надлежит берещись от разговоров, смехов и прочих неприличных действий, а только внимать прилежно чтению, пению и молитве». Следует оставить и всякие житейские попечения. «Что слышал в церкви, чтенное или проповеданное, — увещает святитель, — в доме своем рассуждай и тщись по оному исполнять, да не в большее осуждение будет тебе слышанное слово Божие и не сотворенное» (27, 448, 562-563, 1062-1063, 1158-1159).
Препятствует молитве всякий «грех содеваемый, когда кто от греха отстать не хощет; гнев и злоба на ближнего в сердце питаемая; немилосердие к ближнему и обида», ему причиненная 112 , и этой затрудненностью молитвы обличается недолжное состояние сердца (3, 303-304).
Тому, кто от греховного пути «истинным сердцем к Богу не обратился, но в грехах пребывает, — пишет святитель, — чтение псалмов и молитв ничего не пользует» 113 (2, 195). Но если молитва вовсе оставляется, то и вера постепенно «оскудевает и исчезает, и так человек падает в бесстрашие, заблуждение и крайнее развращение» (2, 184; 4, 301).
Молитва необходима вне зависимости от духовно-нравственного состояния христианина. Святитель пишет: «Как праведному, несмотря на его правду, должно молиться, так и грешнику, ради грехов сотворенных, не должно оставлять молитвы, но всякому со смирением на едино милосердие Божие взирать. Как бо праведник от Бога, а не от себя имеет правду, так и грешнику должно таяжде правды от Бога молитвой, прошением, сокрушенным сердцем и истинным покаянием искать. Фарисей, понеже на правду свою взирал в молитве, отвержен; а мытарь, обремененный грехами, понеже едино милосердие Божие полагал пред собой в молитве, услышан» (3, 302).
Особо святитель говорит «о беззаконных и богопротивных имени Божия призываниях», когда «многим обычай есть во всяких разговорах и ко всякому почти слову приговаривать: «на то Бог!» или «видит Бог!», или когда, «что страшнее и горше, многие в шутках, многие для прельщения и обмана ближнего поминают великое имя Божие, при воспоминании которого трепетать и главу с сердцем приклонять должно! Но бесстрашное сердце того не рассуждает. О, когда бы сим людям открылись внутренние очи, и увидели бы, что Бог есть существо, у Которого в руце весь свет, и они сами, и смерть, и живот их: увидели бы, как в бедственном и опасном состоянии находятся, и впредь опасались бы поминать Божие имя без почтения и страха!».
Нарушением заповеди о непризывании имени Божия всуе является и «обычай к суду Божию отсылать обидевшего: «Судит — де ему Бог!» — «Что говоришь, несмысленный человече? — вопрошает святитель. — Ты говоришь: «Судит ему Бог», а Христос глаголет: молитеся за творящих вам напасть. Так рассуди, каким ты духом зде имя Божие призываешь и суда просишь у Бога на брата твоего. Он тебя обидел вчера, а ты его сегодня, а может быть и прежде; ты на него суда просишь, а он на тебя. И что было бы, когда бы по желанию нашему делал Бог? Едва бы кто на свете остался в живых, ибо много друг другу и пред Богом согрешаем».
Погрешают против святости молитвы те, которые «псалмы святые и прочие молитвы скоро читают» («сия молитва не молитва есть, но чтение слов писаных, или паче шум и звук», — говорит святитель); кто «в два голоса отправляют чтения свои, когда иные поют, а другие читают вместе» («что в таком шуме понять может пришедший в церковь человек? Отсюда последует, что и в жизни нет никакого исправления у таковых, но едино развращение и соблазн, ибо никогда не молятся, хотя и часто в церковь ходят»); кому обычай есть из святых псалмов петь между бокалами и поздравлениями» 114 в подражание погибшему за свои беззакония Валтасару («коль неприлично, или паче богопротивно есть освященную песнь к плотоугодию присовокуплять! — пишет святитель. — Псалмы бо святые суть дело Духа Святого, пьянство же есть диавольское дело») (3, 33, 304-306; 5, 31).
Богомыслие
Бога имей пред очами во всяком деле, какое бы ты ни делал (прп. авва Исаия, 85, 314).
Кто же дойдет до такого безумия, чтобы осмелиться даже и на мысль что-нибудь взять самому собою, когда для того, чтобы и умом, и словом, и делом направить себя на путь истины, имеет он нужду в путеводстве Святаго и Благаго Духа, а сам слеп и живет во тьме без Солнца Правды – Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который Своими заповедями просвещает, как лучами. (свт. Василий Великий, 9, 181).
Когда самый ум и душевное расположение всегда заняты мышлением о Боге и стремлением к Нему и представлениями в памяти всего прекрасного. тогда в сообразность любви Божией человек всегда получает совершеннейший успех (прп. Ефрем Сирин, 32, 338).
И язык, и ум непрестанно упражняй в Божиих словесах! А Бог, в награду за труды, дает или видеть сколько-нибудь сокровенный в них смысл, или, что еще лучше, приходить в сокрушение при чтении великих заповедей чистого Бога, или, в-третьих, таковыми занятиями отводит Он мысль твою от земного (свт. Григорий Богослов, 16, 48). Источник.
Если не возмог ты объять помыслов души своей, то как можешь домышляться о Божиих помышлениях и Божием уме? (прп. Макарий Египетский, 66, 98).
Ум, не рассеивающийся по внешним предметам и не расплывающийся через чувства по миру, собирается в себя самого, а чрез себя восходит к мысли о Боге и, блистая этою красотою, забывает даже самую природу и не увлекается ни заботою о пище, ни попечением об одежде, но, свободный от земных забот, все свое старание обращает на приобретение вечных благ. (свт. Иоанн Златоуст, 53, 969).
Многое из того, что мы думаем о Боге, не можем выразить словом, и многое, что выражаем словом, не можем представить умом. (свт. Иоанн Златоуст, 56, 17).
Когда приходится тебе помыслить что о Боге, если это низко – возвышай, а если возвышенно – умеряй, не Бога, но себя, потому что небезопасно все то, что преступает меру, какая для нас вместима (прп. Нил Синайский, 70, 237). Источник.
Когда со временем возможешь искоренить в себе все пагубные и неистовые страсти, тогда посвяти себя умозрению возвышенных понятий (прп. Нил Синайский, 71, 46–47). Источник.
. Блажен, у кого помышление всегда о Боге, кто удер жался от всего мирского и с Ним одним пребывал в беседе ведения своего (прп. Исаак Сирин, 59, 165). Источник.
Осиявший ум свой Божественными разумениями, слово приучивший Божественными песньми непрестанно чтить Творца и чувство освятивший непорочными на все взираниями – сей к естественному добру бытия по образу приложил и благобытие по подобию произвольным благонастроением.
Хранит душу свою неоскверненною тот, кто ум свой понуждает помышлять о Едином Боге и Его совершенствах, слово поставляет правым истолкователем и изъяснителем сих совершенств, а чувство научил благочестиво взирать на видимый мир и на все, что в нем, и душе возвещать о величии сокрытого в том разума (прп. Максим Исповедник, 87, 230).
. Богомыслие соделается самым неправильным и душевредным, если подвижник, прежде очищения покаянием, не имея точного понятия о учении христианском, позволит себе самовольное размышление. (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 118). Источник.
Стремись к стяжанию чистой молитвы, соединенной с чувством покаяния и плача, с воспоминанием о смерти, о суде Божием. такая молитва, соединенная с такими воспоминаниями, есть непогрешительное, превосходное, душеполезнейшее богомыслие (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 119). Источник.
Богомыслие есть в мысли держание какой-либо истины: воплощения, крестной смерти, воскресения, вездесущия и проч. без всякого направления мысли (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 77, 114). Источник.
Первый способ обучения души частому обращению к Богу есть богомыслие, или благоговейное размышление о божественных свойствах и действиях, – размышление о благости Божией, правосудии, премудрости, всемогуществе, вездесущии, всеведении, – о творении и промышлении, об устроении спасения в Господе Иисусе Христе, – о благодати и Слове Божием, о Святых Таинствах, о Царстве Небесном. О каком из этих предметов ни стань размышлять, размышление это непременно исполнит душу благоговейным чувством к Богу: оно прямо устремляет к Богу все существо человека, и потому есть самое прямое средство к тому, чтобы приучить душу возноситься к Богу (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 78, 36). Источник.
Для того чтобы ум держался в богомыслии – соберите несколько кратких молитвенных воззваний и твердите их с пониманием и чувством (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 91). Источник.
Представлять Христа Спасителя Распятого. или как вы проходите всю жизнь Его и молитесь Ему соответственно воспоминаниям, – ничего. Это есть спасительное богомыслие – самая естественная пища души (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 178).
Если б кто спросил: как всегда быть с Господом, можно смело отвечать: имей чувство к Господу – и будешь с Господом. А как чувство иметь? Думается, одно воспоминание о Господе уже приводит в движение чувство к Нему. Если к сему приложить помышление о том, что Он есть и что сделал и делает для нас, то не знаю, чье сердце останется не тронутым. Потому очень праведно святые отцы почитают богомыслие или созерцание свойств и действий Господа ключом молитвы. и молитвы непрестанной. Потому что от сего чувство к Богу оживает. и с Господом соединяет (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 179). Источник.
Богомыслие – есть углубленное размышление о Домостроительстве спасения, или вообще, или о каком-либо одном предмете, входящем в состав его. Как проснетесь – тотчас обозрите все – от сотворения до второго пришествия, суда и решения участи всех. – Это скоро. И держите молитву, пока уберетесь. – Потом берите один предмет и углубитесь в него, пока он обымет сердце. И в сем объятии творите потом молитву. И так весь день. перемешивайте богомыслие с молитвою. (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 209). Источник.
Увлекаюсь святыми писаниями с юности. Прочел более 80 книг данной тематики.