Богомыслие и молитва

Полное описание: Богомыслие и молитва специально для наших уважаемых читателей.

Богомыслие и молитва

Еще за четыре или пять лет до кончины святитель сам заготовил себе гроб. «На сей гроб, — пишет И. Ефимов, — ежедневно смотря почасту, с немалыми чувствами оплакивал он падение первого человека и всего рода человеческого, воображая человека, яко тварь разумную, и нередко служившим при нем в нравоучение говорил: «До чего довел себя человек, что аки со скотом равно в землю зарывается, будучи сотворен от Бога беспорочным и бессмертным». По таковом воображении с плачем и рыданием и воплем крепким отходил он в уединенную келлию, и был глас его, аки глас плачущих по умершем; углубится потом в размышление о двоякой вечности, счастливой и несчастливой, сидя более на кровати; так бывало, что когда келейник, которому от него не всегда позволено было к нему вход иметь, войдет к нему, то от углубления того преосвященный как бы вовсе не видит и не слышит вошедшего» (6 «Записки», 19-20).

Размышлять о своей кончине святитель советует и каждому христианину. В «Кратком увещании, како подобает в святые храмы входить на славословие» он пишет: «Приходя к церкви, видишь гробы братии твоей и того для помяни, что и ты в тыяжде недра земли вселишься, и которую персть топчешь ногами, та покроет лицо. И потому воздохни к Богу о преставльшихся, да помилует их. Сие бо не токмо им, но и тебе будет полезно: ибо к ближним любовь показуешь, и, видя их умерших, помяни и о своей смерти, да так усерднее Богу помолишься» (2, 100-101).

Другим предметом постоянных глубоких размышлений святителя были страсти Христовы, крестные страдания Сына Божия. Об одном из чудесных видений, которого святитель однажды при этом сподобился, сообщает И. Ефимов. «В 1770 году, в то время, когда святитель упражнялся в сочинении «О истинном христианстве», видение ему было такое: размышлял он о страдании Христа, Сына Божия (поелику он великий был страстей Спасителевых любитель), сидя на кровати, против коей на стене прибита была Страстная картина, которая представляла распятого на Кресте Христа, снятие с оного и положение во гроб. И в глубоком том размышлении, как бы вне себя будучи, увидел с той картины, аки с горы Голгофы, с самого Креста идуща к нему Христа, всего ураненного, всего уязвленного, умученного, окровавленного. От великой чудного такового видения радости с соболезнования сердечного, бросившись к Спасителевым ногам с тем, чтобы облобызать их, выговорил он гласно слова таковые: «Ты ли, Спасителю мой, ко мне идеши?» — чувствуя себя, аки у ног Спасителевых. От того часа он еще более начал углубляться в размышление о страданиях Его и об искуплении рода человеческого» (6 «Записки», 23-24).

Богомыслие неотделимо от молитвы. То и другое было одним из главных деланий святителя во время пребывания на покое в Задонском монастыре. И. Ефимов, вспоминая, как усердно святитель в то время занимался написанием своих творений, при этом добавляет, что «между душеполезных оных трудов своих не оставлял он, однако, и келейного правила, приличного уединенному пребыванию, с поклонами и коленопреклонением; паче же упражнялся в богомыслии ночным и утренним временами, не оставляя утром прочитывать псалмы порфироносного царя-пророка. При молитве и богомыслии отличный имел он дар слезный; нередко слышен был в уединенной келлии его вопль и рыдание, с произношением гласного моления: «Помилуй, Господи! Пощади, Господи! Потерпи, Благосте наша, грехам нашим! Услыши, Господи, и не погуби нас со беззаконьми нашими! и проч.» (6 «Записки», 26).

Не оставлял святитель богомыслия и на молитве в храме. Тот же его келейник вспоминает, что «во время слушания Божественной Литургии он иногда столь углублялся в размышления о любви Божией к роду человеческому и об искуплении оного непостижимым таинством воплощения Христа, Сына Божия, о страдании Его и о таинстве Евхаристии, что иногда при многолюдственном собрании плакивал, рыдал даже. И когда замечал, что во время призывания Святого Духа священником на спасительные Дары стоящие в храме не молятся, не обинуясь всем делал выговор и побуждал всех к должной молитве и молению» (6 «Записки», 35-36).

О необходимости молитвы в деле спасения в целом и для нравственного совершенствования христианина в частности святитель пишет следующим образом. «Всякое тщание наше без благодати и помощи Божией не сильно. Может человек удобно развратиться, но себя исправить и спасти не может без Бога. Сего ради, христианине, когда хощешь благочестно жить и быть истинным христианином, и так спастись, непрестанно молись Богу и помощи от Него проси с усердием» (6, 153).

Многие положения христианской нравственности святитель выводит непосредственно из текстов молитвословий. Показательными в этом отношении являются его объяснение молитвы Господней (4, 95-102) и комментарии к некоторым псалмам (2, 185-199; 4, 102-109 и др.). Для примера приведем размышления, которые возникают у святителя при первых словах молитвы «Отче наш». Уже этим обращением мы «научаемся, — пишет он, — что Бог есть истинный Отец христиан, и они суть сынове Божии верою о Христе Иисусе» (Гал. 3, 26), «следовательно, суть братия между собой» и должны, «яко братия духовные, любовь между собой иметь и друг за друга к Богу молиться, паче же добрыми нравами Богу подобиться». Как дети единого Отца, все христиане «едину честь и славу в сем имеют, и того ради не должны друг друга презирать». Те, которые молятся: Отче наш, — «должны быть сынами Божиими, а в сынах должны быть свойства, подобные отцу. Как кто может Ему сказать: Отче наш, а сам скотам или диаволу нравами своими подобиться? Видно от сего, что христианин неисправный, пока не исправит и не очистит себя истинным покаянием, не может Бога с пользой своей призывать». Слова же на небесех «молящегося от земли отводят и к небесным обителям возводят» (4, 95-96).

Читайте так же:  Молитва пимену угрешскому

Однако, не только смысл молитвословий, но и само молитвенное делание научает проходящих его многим истинам христианской нравственности 109 . «Будем, — увещает святитель, — слушать Божие повеление и заповеди Его исполнять, аще убо хощем, чтоб Господь услышал нас. Грешники бо Бог не послушает, но аще кто богочтец есть, и волю Его творит, того послушает (Ин. 9, 31)» (2, 194). В свою очередь, молитва — плод праведности (Иак. 5, 16) — способствует усовершенствованию христианина и в других добродетелях.

Так, молитвенное делание научает молящегося смирению, приводит в осознание своей духовной нищеты. Как «царю предстоящий и просящий у него милости стоит с благоговением, главу преклоняет и на колени падает, не помышляет ни о чем другом, но в едином прошении своем ум углублен имеет, так учиться должно нам, христианам, к Царю Небесному приступать с прошением, с каким смирением, благоговением, уничижением себя пред величеством Его падать, главу и сердце приклонять и весь состав души пред Ним повергать, яко на смиренных только призирает Бог» 110 (3, 33; 5, 31).

«Молитвой к Богу утверждается и умножается вера, по подобию дерева, которое чем больше орошается, тем более растет» (3, 300). «Молитва возгревает в молящемся надежду («яко Бог вездесущий, потому молитву нашу слышит; всемогущий, и потому может все дать; преблагий и милосердый Отец всех» (2, 184)), сама происходя от надежды на Бога, богатого в милости и щедротах» (3, 300). Наконец, молитва к Богу исполняет сердце молящегося любовью ко всем, поскольку молиться должно не только за себя, но и друг за друга, за всех, иже во власти суть (1 Тим. 2, 2), и vза творящих нам напасть и изгонящих нас 111 (Мф. 5, 44).

Особенно благотворно действие соборной молитвы. Уже по дороге в храм необходимо молиться о даровании благоговейной молитвы. «В церкви же стоя, — пишет святитель, — крайне надлежит берещись от разговоров, смехов и прочих неприличных действий, а только внимать прилежно чтению, пению и молитве». Следует оставить и всякие житейские попечения. «Что слышал в церкви, чтенное или проповеданное, — увещает святитель, — в доме своем рассуждай и тщись по оному исполнять, да не в большее осуждение будет тебе слышанное слово Божие и не сотворенное» (27, 448, 562-563, 1062-1063, 1158-1159).

Препятствует молитве всякий «грех содеваемый, когда кто от греха отстать не хощет; гнев и злоба на ближнего в сердце питаемая; немилосердие к ближнему и обида», ему причиненная 112 , и этой затрудненностью молитвы обличается недолжное состояние сердца (3, 303-304).

Тому, кто от греховного пути «истинным сердцем к Богу не обратился, но в грехах пребывает, — пишет святитель, — чтение псалмов и молитв ничего не пользует» 113 (2, 195). Но если молитва вовсе оставляется, то и вера постепенно «оскудевает и исчезает, и так человек падает в бесстрашие, заблуждение и крайнее развращение» (2, 184; 4, 301).

Молитва необходима вне зависимости от духовно-нравственного состояния христианина. Святитель пишет: «Как праведному, несмотря на его правду, должно молиться, так и грешнику, ради грехов сотворенных, не должно оставлять молитвы, но всякому со смирением на едино милосердие Божие взирать. Как бо праведник от Бога, а не от себя имеет правду, так и грешнику должно таяжде правды от Бога молитвой, прошением, сокрушенным сердцем и истинным покаянием искать. Фарисей, понеже на правду свою взирал в молитве, отвержен; а мытарь, обремененный грехами, понеже едино милосердие Божие полагал пред собой в молитве, услышан» (3, 302).

Особо святитель говорит «о беззаконных и богопротивных имени Божия призываниях», когда «многим обычай есть во всяких разговорах и ко всякому почти слову приговаривать: «на то Бог!» или «видит Бог!», или когда, «что страшнее и горше, многие в шутках, многие для прельщения и обмана ближнего поминают великое имя Божие, при воспоминании которого трепетать и главу с сердцем приклонять должно! Но бесстрашное сердце того не рассуждает. О, когда бы сим людям открылись внутренние очи, и увидели бы, что Бог есть существо, у Которого в руце весь свет, и они сами, и смерть, и живот их: увидели бы, как в бедственном и опасном состоянии находятся, и впредь опасались бы поминать Божие имя без почтения и страха!».

Нарушением заповеди о непризывании имени Божия всуе является и «обычай к суду Божию отсылать обидевшего: «Судит — де ему Бог!» — «Что говоришь, несмысленный человече? — вопрошает святитель. — Ты говоришь: «Судит ему Бог», а Христос глаголет: молитеся за творящих вам напасть. Так рассуди, каким ты духом зде имя Божие призываешь и суда просишь у Бога на брата твоего. Он тебя обидел вчера, а ты его сегодня, а может быть и прежде; ты на него суда просишь, а он на тебя. И что было бы, когда бы по желанию нашему делал Бог? Едва бы кто на свете остался в живых, ибо много друг другу и пред Богом согрешаем».

Погрешают против святости молитвы те, которые «псалмы святые и прочие молитвы скоро читают» («сия молитва не молитва есть, но чтение слов писаных, или паче шум и звук», — говорит святитель); кто «в два голоса отправляют чтения свои, когда иные поют, а другие читают вместе» («что в таком шуме понять может пришедший в церковь человек? Отсюда последует, что и в жизни нет никакого исправления у таковых, но едино развращение и соблазн, ибо никогда не молятся, хотя и часто в церковь ходят»); кому обычай есть из святых псалмов петь между бокалами и поздравлениями» 114 в подражание погибшему за свои беззакония Валтасару («коль неприлично, или паче богопротивно есть освященную песнь к плотоугодию присовокуплять! — пишет святитель. — Псалмы бо святые суть дело Духа Святого, пьянство же есть диавольское дело») (3, 33, 304-306; 5, 31).

Мышление, богомыслие и молитва в православии

Курс лекций

«Мышление, богомыслие и молитва в православии»

Составитель курса — преподаватель православной, воскресной школы для взрослых, выпускник Высших богословских курсов — Центра дополнительного образования Московской духовной академии А.И.Сазонов

Читайте так же:  Православная молитва о здоровье сына

Состав курса

Введение

1. Мышление и богомыслие в православии

1.1. Виды и типы мышления и богомыслия в православии

1.2. Основы христианской антропологии

1.3. Психо — физиология мышления

1.4. Виды сознания

1.5. Современные теории и практики организации мышления и православный подход

2. Молитва и исихазм

2.1. Значение и виды молитвы в православии

2.2. Исихазм (священное безмолвие)

2.3. Ступени (этапы) молитвы в исихазме

2.4. Содержание аскетической практики исихазма

2.5. Священный метод трезвения (контроль над деятельностью ума и сердца)

2.6. Нетварный свет и обожение

2.7. Духовные способности человека

3. Техника духовной и душевной безопасности

3.1. Духовные и душевные отклонения

3.2. Предупреждение и исправление духовных и душевных отклонений

3.3. Современные, деструктивные методы управления личностью и сознанием

Рекомендуемая литература, сайты, фильмы, авторы

Краткое содержание курса

Введение

Предмет и понятия: сознание, мысль, размышление, богомыслие, молитва.

Логос в Библии (с греческого — смысл, замысел, слово)

Евангелие и святые отцы о размышлении, богомыслии и молитве. Богомыслие — монолог, молитва — диалог с Богом

Роль и значение правильного мышления, богомыслия и молитвы в жизни христианина,

Заповеди и ответственность за искажения в мышлении, богомыслии и молитве

1. Мышление и богомыслие в православии

1.1. Виды и типы мышления и богомыслия в православии

Богоцентричное и антропоцентричное мышление

Символическое мышление как связь земного и небесного миров

Символизм таинств и богослужений в православии

Язык икон: прямая и обратная перспектива, образы и символы в иконографии

Иконография «Троицы ветхозаветной» (Андрей Рублёв, Симон Ушаков)

Катафатическое (утверждающее) и апофатическое (отрицающее) богомыслие

Антиномичное богомыслие как снятие противоречий через изменение субъекта

Системный подход и системное мышление

1.2. Основы христианской антропологии

Предметы: антропология и сотериология

Понятия: ум, рассудок, разум, «сердечное место», духовное и душевное, образ Божий в человеке, совесть, природы (божеская, ангельская, человеческая)

Обожествление (стяжание Духа святого) и спасение — цель и задача жизни христианина по Евангелию

Заповеди, нравственность, этика в деле спасения христианина

1.3. Психо — физиология мышления

Структура и принципы работы мозга человека

Лево и право — полушарная функциональная асимметрия мозга, домининирующее полушарие, амбидекстрия, паттерны, лабильность мозга

Дофаминовая теория стимуляции мозга, центр удовольствия в мозге, отношение к удовольствию и благодать в православии

Энцефалография и ритмы (частотность) мозга. Биологическая обратная связь

Синхронизация работы полушарий и управление частотностью

Шаблонное мышление, достоинства и недостатки

Творческое мышление, приёмы развития

Понятие творчества в православии

Объективные и субъективные факторы, влияющие на мышление

Отношение православия к астрологии и нумерологии

1.4. Виды сознания

Иерархия сознания: подсознание, сознание, сверхсознание, надсознание

Управление сознанием в различных религиозных практиках

Молитва и медитация, общее и различия

Коллективное сознание и теория ноосферы

Бионика о сознании животных

1.5. Современные теории и практики организации мышления и православный подход

Современные теории и практики: позитивное мышление, аффимации и медитативные визуализации, аутотренинг, нейро-лингвистическое программирование, наркотические состояния

Методы управления (манипулирования) массовым сознанием

Православная практика богомыслия: церковно-славянский язык, чтение псалтыри и святых отцов, созерцание икон, участие в богослужении

2. Молитва и исихазм

2.1. Значение и виды молитвы в православии

Молитва и её значение в основных разделах богословия: догматике (заповеди), аскетике (мистика), литургике (таинства)

по составу молящихся — личная и соборная

по способу выражения — внешняя и внутренняя (гласная и безгласная)

по содержанию — покаяние, прошение, благодарствие, славословие

Евангелие и святоотеческие творения о молитве

2.2. Исихазм (священное безмолвие)

Предметы и понятия: аскетика, исихазм, «умное делание», «священное безмолвие» Молитва Иисусова: текст, значение, практика

Возникновение и история исихазма, святые отцы и подвижники исихазма, школы исихазма в православной России

«Имяславие»: основные положения, критика и споры, история

Божеские энергии и благодать

Спор о тварных и нетварных энергиях, паламиты и варламиты

2.3. Ступени (этапы) молитвы в исихазме

Подготовительный этап: молитвочтение, богомыслие, богословие.

Сердечная молитва, или умно-сердечная (деятельная и благодатная)

Созерцательная молитва, священное безмолвие

2.4. Содержание аскетической практики исихазма

«Сочетание» ума и сердца или «сведение» ума в сердце

Внимание, трезвение и безмолвие

Очищение сердца как средоточия духовной и нравственной жизни человека

Явления подвижникам нетварного света

Стяжание Духа святого

2.5. Священный метод трезвения (контроль над деятельностью ума и сердца)

Этапы грехопадения в аскетике: прилог, собеседование (сочетание), услаждение, (сосложение), пленение, разжжение (страсть), падение, совращение, совместный грех

Очищение сердца от страстей и хранение заповедей

Скорби как лекарство и дар божий

2.6. Нетварный свет и обожение

Явления нетварного света по Евангелию и святоотеческим творениям:

свет первого дня творения, свет Ноевого ковчега, «неопалимая купина», «фаворский» свет, свет благодати, свет образа божиего в человеке, «Бог есть огонь «

Синергия и сочетание света благодати божией и внутреннего света образа божиего в человеке, обожение благодатью

Православный и католический подходы к обожению и святости, экзорцизм и визионерство католических святых

2.7. Духовные способности человека

Духовные способности человека после грехопадения: покаяние, вражда духовная, надежда, терпение скорбей, делание, культура смерти, любовь сострадания, жертвоприношение, жизнь в истории, любовь детородная (по Е.А. Авдеенко)

Особые и возвышенные духовные состояния: «священное безумие», юродивые, провидцы и пророки, святые. Критерии истинности

Способности в особых духовных состояниях как дар божий

3. Техника духовной и душевной безопасности

3.1 Духовные и душевные отклонения

Предметы и понятия: психология, православная психология, психотерапия, психиатрия, невропатология

Духовные и душевные отклонения, различие и диагностика

Духовные отклонения: грех, «прелесть», одержание

Душевные заболевания и расстройства: шизофрения, мания, депрессия, диссоциация личности, психоз, навязчивые помыслы, мечтательность, рассеянность

Зависимости: наркотическая, алкогольная, табакокурение, телевизионная, компьютерная, игровая, пищевая, любовная

3.2. Предупреждение и исправление духовных и душевных отклонений Лечение и профилактика душевных заболеваний, расстройств и зависимостей

Современное состояние психотерапии в России как фактора духовного противостояния

Предупреждение и исправление духовных и душевных отклонений в православии

3.3. Современные, деструктивные методы управления личностью и сознанием

Основные деструктивные техники и методики, секты и движения

Методы и практика противодействия деструктивным воздействиям

Рекомендуемая литература, сайты, фильмы, авторы

«Основы православной антропологии», учебник, протоиерей Вадим Леонов

Читайте так же:  Молитвы Киприану и устинье

«О внутреннем христианстве. Тайна Царства Божиего или забытый путь Богопознания», книга, автор протоиерей Иоанн Журавский

ГЛАВА V. БЛАГОДАТНЫЕ СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ. 1. Богомыслие и молитва

ГЛАВА V
БЛАГОДАТНЫЕ СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ


V.1. Богомыслие и молитва

Еще за четыре или пять лет до кончины святитель сам заготовил себе гроб. «На сей гроб, — пишет И. Ефимов, — ежедневно смотря почасту, с немалыми чувствами оплакивал он падение первого человека и всего рода человеческого, воображая человека, яко тварь разумную, и нередко служившим при нем в нравоучение говорил: «До чего довел себя человек, что аки со скотом равно в землю зарывается, будучи сотворен от Бога беспорочным и бессмертным». По таковом воображении с плачем и рыданием и воплем крепким отходил он в уединенную келлию, и был глас его, аки глас плачущих по умершем; углубится потом в размышление о двоякой вечности, счастливой и несчастливой, сидя более на кровати; так бывало, что когда келейник, которому от него не всегда позволено было к нему вход иметь, войдет к нему, то от углубления того преосвященный как бы вовсе не видит и не слышит вошедшего» (6 «Записки», 19-20).

Размышлять о своей кончине святитель советует и каждому христианину. В «Кратком увещании, како подобает в святые храмы входить на славословие» он пишет: «Приходя к церкви, видишь гробы братии твоей и того для помяни, что и ты в тыяжде недра земли вселишься, и которую персть топчешь ногами, та покроет лицо. И потому воздохни к Богу о преставльшихся, да помилует их. Сие бо не токмо им, но и тебе будет полезно: ибо к ближним любовь показуешь, и, видя их умерших, помяни и о своей смерти, да так усерднее Богу помолишься» (2, 100-101).

Другим предметом постоянных глубоких размышлений святителя были страсти Христовы, крестные страдания Сына Божия. Об одном из чудесных видений, которого святитель однажды при этом сподобился, сообщает И. Ефимов. «В 1770 году, в то время, когда святитель упражнялся в сочинении «О истинном христианстве», видение ему было такое: размышлял он о страдании Христа, Сына Божия (поелику он великий был страстей Спасителевых любитель), сидя на кровати, против коей на стене прибита была Страстная картина, которая представляла распятого на Кресте Христа, снятие с оного и положение во гроб. И в глубоком том размышлении, как бы вне себя будучи, увидел с той картины, аки с горы Голгофы, с самого Креста идуща к нему Христа, всего ураненного, всего уязвленного, умученного, окровавленного. От великой чудного такового видения радости с соболезнования сердечного, бросившись к Спасителевым ногам с тем, чтобы облобызать их, выговорил он гласно слова таковые: «Ты ли, Спасителю мой, ко мне идеши?» — чувствуя себя, аки у ног Спасителевых. От того часа он еще более начал углубляться в размышление о страданиях Его и об искуплении рода человеческого» (6 «Записки», 23-24).

Богомыслие неотделимо от молитвы. То и другое было одним из главных деланий святителя во время пребывания на покое в Задонском монастыре. И. Ефимов, вспоминая, как усердно святитель в то время занимался написанием своих творений, при этом добавляет, что «между душеполезных оных трудов своих не оставлял он, однако, и келейного правила, приличного уединенному пребыванию, с поклонами и коленопреклонением; паче же упражнялся в богомыслии ночным и утренним временами, не оставляя утром прочитывать псалмы порфироносного царя-пророка. При молитве и богомыслии отличный имел он дар слезный; нередко слышен был в уединенной келлии его вопль и рыдание, с произношением гласного моления: «Помилуй, Господи! Пощади, Господи! Потерпи, Благосте наша, грехам нашим! Услыши, Господи, и не погуби нас со беззаконьми нашими! и проч.» (6 «Записки», 26).

Не оставлял святитель богомыслия и на молитве в храме. Тот же его келейник вспоминает, что «во время слушания Божественной Литургии он иногда столь углублялся в размышления о любви Божией к роду человеческому и об искуплении оного непостижимым таинством воплощения Христа, Сына Божия, о страдании Его и о таинстве Евхаристии, что иногда при многолюдственном собрании плакивал, рыдал даже. И когда замечал, что во время призывания Святого Духа священником на спасительные Дары стоящие в храме не молятся, не обинуясь всем делал выговор и побуждал всех к должной молитве и молению» (6 «Записки», 35-36).

О необходимости молитвы в деле спасения в целом и для нравственного совершенствования христианина в частности святитель пишет следующим образом. «Всякое тщание наше без благодати и помощи Божией не сильно. Может человек удобно развратиться, но себя исправить и спасти не может без Бога. Сего ради, христианине, когда хощешь благочестно жить и быть истинным христианином, и так спастись, непрестанно молись Богу и помощи от Него проси с усердием» (6, 153).

Многие положения христианской нравственности святитель выводит непосредственно из текстов молитвословий. Показательными в этом отношении являются его объяснение молитвы Господней (4, 95-102) и комментарии к некоторым псалмам (2, 185-199; 4, 102-109 и др.). Для примера приведем размышления, которые возникают у святителя при первых словах молитвы «Отче наш». Уже этим обращением мы «научаемся, — пишет он, — что Бог есть истинный Отец христиан, и они суть сынове Божии верою о Христе Иисусе» (Гал. 3, 26), «следовательно, суть братия между собой» и должны, «яко братия духовные, любовь между собой иметь и друг за друга к Богу молиться, паче же добрыми нравами Богу подобиться». Как дети единого Отца, все христиане «едину честь и славу в сем имеют, и того ради не должны друг друга презирать». Те, которые молятся: Отче наш, — «должны быть сынами Божиими, а в сынах должны быть свойства, подобные отцу. Как кто может Ему сказать: Отче наш, а сам скотам или диаволу нравами своими подобиться? Видно от сего, что христианин неисправный, пока не исправит и не очистит себя истинным покаянием, не может Бога с пользой своей призывать». Слова же на небесех «молящегося от земли отводят и к небесным обителям возводят» (4, 95-96).

Читайте так же:  Молитва о семье Пресвятая Богородица

Однако, не только смысл молитвословий, но и само молитвенное делание научает проходящих его многим истинам христианской нравственности 109 . «Будем, — увещает святитель, — слушать Божие повеление и заповеди Его исполнять, аще убо хощем, чтоб Господь услышал нас. Грешники бо Бог не послушает, но аще кто богочтец есть, и волю Его творит, того послушает (Ин. 9, 31)» (2, 194). В свою очередь, молитва — плод праведности (Иак. 5, 16) — способствует усовершенствованию христианина и в других добродетелях.

Так, молитвенное делание научает молящегося смирению, приводит в осознание своей духовной нищеты. Как «царю предстоящий и просящий у него милости стоит с благоговением, главу преклоняет и на колени падает, не помышляет ни о чем другом, но в едином прошении своем ум углублен имеет, так учиться должно нам, христианам, к Царю Небесному приступать с прошением, с каким смирением, благоговением, уничижением себя пред величеством Его падать, главу и сердце приклонять и весь состав души пред Ним повергать, яко на смиренных только призирает Бог» 110 (3, 33; 5, 31).

«Молитвой к Богу утверждается и умножается вера, по подобию дерева, которое чем больше орошается, тем более растет» (3, 300). «Молитва возгревает в молящемся надежду («яко Бог вездесущий, потому молитву нашу слышит; всемогущий, и потому может все дать; преблагий и милосердый Отец всех» (2, 184)), сама происходя от надежды на Бога, богатого в милости и щедротах» (3, 300). Наконец, молитва к Богу исполняет сердце молящегося любовью ко всем, поскольку молиться должно не только за себя, но и друг за друга, за всех, иже во власти суть (1 Тим. 2, 2), и vза творящих нам напасть и изгонящих нас 111 (Мф. 5, 44).

Особенно благотворно действие соборной молитвы. Уже по дороге в храм необходимо молиться о даровании благоговейной молитвы. «В церкви же стоя, — пишет святитель, — крайне надлежит берещись от разговоров, смехов и прочих неприличных действий, а только внимать прилежно чтению, пению и молитве». Следует оставить и всякие житейские попечения. «Что слышал в церкви, чтенное или проповеданное, — увещает святитель, — в доме своем рассуждай и тщись по оному исполнять, да не в большее осуждение будет тебе слышанное слово Божие и не сотворенное» (27, 448, 562-563, 1062-1063, 1158-1159).

Препятствует молитве всякий «грех содеваемый, когда кто от греха отстать не хощет; гнев и злоба на ближнего в сердце питаемая; немилосердие к ближнему и обида», ему причиненная 112 , и этой затрудненностью молитвы обличается недолжное состояние сердца (3, 303-304).

Тому, кто от греховного пути «истинным сердцем к Богу не обратился, но в грехах пребывает, — пишет святитель, — чтение псалмов и молитв ничего не пользует» 113 (2, 195). Но если молитва вовсе оставляется, то и вера постепенно «оскудевает и исчезает, и так человек падает в бесстрашие, заблуждение и крайнее развращение» (2, 184; 4, 301).

Молитва необходима вне зависимости от духовно-нравственного состояния христианина. Святитель пишет: «Как праведному, несмотря на его правду, должно молиться, так и грешнику, ради грехов сотворенных, не должно оставлять молитвы, но всякому со смирением на едино милосердие Божие взирать. Как бо праведник от Бога, а не от себя имеет правду, так и грешнику должно таяжде правды от Бога молитвой, прошением, сокрушенным сердцем и истинным покаянием искать. Фарисей, понеже на правду свою взирал в молитве, отвержен; а мытарь, обремененный грехами, понеже едино милосердие Божие полагал пред собой в молитве, услышан» (3, 302).

Особо святитель говорит «о беззаконных и богопротивных имени Божия призываниях», когда «многим обычай есть во всяких разговорах и ко всякому почти слову приговаривать: «на то Бог!» или «видит Бог!», или когда, «что страшнее и горше, многие в шутках, многие для прельщения и обмана ближнего поминают великое имя Божие, при воспоминании которого трепетать и главу с сердцем приклонять должно! Но бесстрашное сердце того не рассуждает. О, когда бы сим людям открылись внутренние очи, и увидели бы, что Бог есть существо, у Которого в руце весь свет, и они сами, и смерть, и живот их: увидели бы, как в бедственном и опасном состоянии находятся, и впредь опасались бы поминать Божие имя без почтения и страха!».

Нарушением заповеди о непризывании имени Божия всуе является и «обычай к суду Божию отсылать обидевшего: «Судит — де ему Бог!» — «Что говоришь, несмысленный человече? — вопрошает святитель. — Ты говоришь: «Судит ему Бог», а Христос глаголет: молитеся за творящих вам напасть. Так рассуди, каким ты духом зде имя Божие призываешь и суда просишь у Бога на брата твоего. Он тебя обидел вчера, а ты его сегодня, а может быть и прежде; ты на него суда просишь, а он на тебя. И что было бы, когда бы по желанию нашему делал Бог? Едва бы кто на свете остался в живых, ибо много друг другу и пред Богом согрешаем».

Погрешают против святости молитвы те, которые «псалмы святые и прочие молитвы скоро читают» («сия молитва не молитва есть, но чтение слов писаных, или паче шум и звук», — говорит святитель); кто «в два голоса отправляют чтения свои, когда иные поют, а другие читают вместе» («что в таком шуме понять может пришедший в церковь человек? Отсюда последует, что и в жизни нет никакого исправления у таковых, но едино развращение и соблазн, ибо никогда не молятся, хотя и часто в церковь ходят»); кому обычай есть из святых псалмов петь между бокалами и поздравлениями» 114 в подражание погибшему за свои беззакония Валтасару («коль неприлично, или паче богопротивно есть освященную песнь к плотоугодию присовокуплять! — пишет святитель. — Псалмы бо святые суть дело Духа Святого, пьянство же есть диавольское дело») (3, 33, 304-306; 5, 31).

Богомыслие

Бога имей пред очами во всяком деле, какое бы ты ни делал (прп. авва Исаия, 85, 314).

Читайте так же:  Жанр молитвы это

Кто же дойдет до такого безумия, чтобы осмелиться даже и на мысль что-нибудь взять самому собою, когда для того, чтобы и умом, и словом, и делом направить себя на путь истины, имеет он нужду в путеводстве Святаго и Благаго Духа, а сам слеп и живет во тьме без Солнца Правды – Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который Своими заповедями просвещает, как лучами. (свт. Василий Великий, 9, 181).

Когда самый ум и душевное расположение всегда заняты мышлением о Боге и стремлением к Нему и представлениями в памяти всего прекрасного. тогда в сообразность любви Божией человек всегда получает совершеннейший успех (прп. Ефрем Сирин, 32, 338).

И язык, и ум непрестанно упражняй в Божиих словесах! А Бог, в награду за труды, дает или видеть сколько-нибудь сокровенный в них смысл, или, что еще лучше, приходить в сокрушение при чтении великих заповедей чистого Бога, или, в-третьих, таковыми занятиями отводит Он мысль твою от земного (свт. Григорий Богослов, 16, 48). Источник.

Если не возмог ты объять помыслов души своей, то как можешь домышляться о Божиих помышлениях и Божием уме? (прп. Макарий Египетский, 66, 98).

Ум, не рассеивающийся по внешним предметам и не расплывающийся через чувства по миру, собирается в себя самого, а чрез себя восходит к мысли о Боге и, блистая этою красотою, забывает даже самую природу и не увлекается ни заботою о пище, ни попечением об одежде, но, свободный от земных забот, все свое старание обращает на приобретение вечных благ. (свт. Иоанн Златоуст, 53, 969).

Многое из того, что мы думаем о Боге, не можем выразить словом, и многое, что выражаем словом, не можем представить умом. (свт. Иоанн Златоуст, 56, 17).

Когда приходится тебе помыслить что о Боге, если это низко – возвышай, а если возвышенно – умеряй, не Бога, но себя, потому что небезопасно все то, что преступает меру, какая для нас вместима (прп. Нил Синайский, 70, 237). Источник.

Когда со временем возможешь искоренить в себе все пагубные и неистовые страсти, тогда посвяти себя умозрению возвышенных понятий (прп. Нил Синайский, 71, 46–47). Источник.

. Блажен, у кого помышление всегда о Боге, кто удер жался от всего мирского и с Ним одним пребывал в беседе ведения своего (прп. Исаак Сирин, 59, 165). Источник.

Осиявший ум свой Божественными разумениями, слово приучивший Божественными песньми непрестанно чтить Творца и чувство освятивший непорочными на все взираниями – сей к естественному добру бытия по образу приложил и благобытие по подобию произвольным благонастроением.

Хранит душу свою неоскверненною тот, кто ум свой понуждает помышлять о Едином Боге и Его совершенствах, слово поставляет правым истолкователем и изъяснителем сих совершенств, а чувство научил благочестиво взирать на видимый мир и на все, что в нем, и душе возвещать о величии сокрытого в том разума (прп. Максим Исповедник, 87, 230).

. Богомыслие соделается самым неправильным и душевредным, если подвижник, прежде очищения покаянием, не имея точного понятия о учении христианском, позволит себе самовольное размышление. (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 118). Источник.

Стремись к стяжанию чистой молитвы, соединенной с чувством покаяния и плача, с воспоминанием о смерти, о суде Божием. такая молитва, соединенная с такими воспоминаниями, есть непогрешительное, превосходное, душеполезнейшее богомыслие (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 119). Источник.

Богомыслие есть в мысли держание какой-либо истины: воплощения, крестной смерти, воскресения, вездесущия и проч. без всякого направления мысли (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 77, 114). Источник.

Первый способ обучения души частому обращению к Богу есть богомыслие, или благоговейное размышление о божественных свойствах и действиях, – размышление о благости Божией, правосудии, премудрости, всемогуществе, вездесущии, всеведении, – о творении и промышлении, об устроении спасения в Господе Иисусе Христе, – о благодати и Слове Божием, о Святых Таинствах, о Царстве Небесном. О каком из этих предметов ни стань размышлять, размышление это непременно исполнит душу благоговейным чувством к Богу: оно прямо устремляет к Богу все существо человека, и потому есть самое прямое средство к тому, чтобы приучить душу возноситься к Богу (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 78, 36). Источник.

Для того чтобы ум держался в богомыслии – соберите несколько кратких молитвенных воззваний и твердите их с пониманием и чувством (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 91). Источник.

Представлять Христа Спасителя Распятого. или как вы проходите всю жизнь Его и молитесь Ему соответственно воспоминаниям, – ничего. Это есть спасительное богомыслие – самая естественная пища души (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 178).

Если б кто спросил: как всегда быть с Господом, можно смело отвечать: имей чувство к Господу – и будешь с Господом. А как чувство иметь? Думается, одно воспоминание о Господе уже приводит в движение чувство к Нему. Если к сему приложить помышление о том, что Он есть и что сделал и делает для нас, то не знаю, чье сердце останется не тронутым. Потому очень праведно святые отцы почитают богомыслие или созерцание свойств и действий Господа ключом молитвы. и молитвы непрестанной. Потому что от сего чувство к Богу оживает. и с Господом соединяет (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 179). Источник.

Богомыслие – есть углубленное размышление о Домостроительстве спасения, или вообще, или о каком-либо одном предмете, входящем в состав его. Как проснетесь – тотчас обозрите все – от сотворения до второго пришествия, суда и решения участи всех. – Это скоро. И держите молитву, пока уберетесь. – Потом берите один предмет и углубитесь в него, пока он обымет сердце. И в сем объятии творите потом молитву. И так весь день. перемешивайте богомыслие с молитвою. (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 209). Источник.

Богомыслие и молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here