Благодарственная молитва в иудаизме

Полное описание: Благодарственная молитва в иудаизме специально для наших уважаемых читателей.

Еврейские молитвы

Молитвы еврейского народа

Обязательные молитвы не были представлены в библейском иудаизме. В случае если кто-либо из героев Писания обращался к Всевышнему, то делал это он своими словами. Первые еврейские молитвы со стандартными текстами появились только в эпоху Второго Храма.

В чем их сила

Иудеи считают, что сила молитвы настолько велика, что с ее помощью можно совершить любое чудо. Верующие евреи считают, что искреннее молитвенное песнопение достигает небес и существенно влияет на решение Высших Сил.

Обряды иудаизма очень специфичны. Они охватывают все жизненные сферы верующего. К примеру, иудейская вера предписывает любое действие сопровождать славословием бога Яхве.

Сила любой еврейской молитвы заключается в том, что она позволяет приблизиться к Творцу. Молитвенное обращение к Всевышнему позволяет открыть ворота к Небесной Сокровищнице. Если человеку, что-то уже предначертано судьбой и он может достичь поставленной цели своими силами, то этого он все равно не получит, пока не помолится.

Очень важно глубоко понимать слова молитвы, ведь она является логическим завершением любого жизненного действия. Чтобы молитва была эффективной, следует постоянно самосовершенствоваться. Изучая Тору, человек постигает мудрость Творца, а, следовательно, постоянно осуществляет движение вверх, преодолевая ступень за ступенью.

Отличие молитвы на иврите от православной

В православных молитвах подчеркивается важность веры человека. Когда вера присутствует в душе, то можно рассчитывать на прощение грехов, а значит получить надежду на Вечную Жизнь после смерти на Небесах. В иудейских молитвах подчеркивается, что служение Богу посредством определенных действий важнее самой веры. То есть вера не должна проявляться только в молитвенных словах, она должна быть подтверждена конкретными поступками в реальной жизни.

Обращаясь в православных христианских молитвах к Богу, человек связывает его с Иисусом Христом, который при жизни был человеком. Иудейская молитва полностью отрицает возможность увидеть Бога в человеческом обличье. Поэтому все молитвенные обращения направлены к невидимой силе, которая управляет миром.

Еще одно отличие еврейской молитвы заключается в том, что верующий посредством молитвы устанавливает диалог с Богом. Молитвенное обращение нельзя считать монологом согласно иудейским понятиям. При этом каждый иудей понимает, что Бог абсолютно свят и неимоверно возвышен над всем живущим. Господь управляет миром во всех его проявлениях, а человек — это всего лишь слабое и невежественное существо, созданное Творцом. И, несмотря на это, с помощью молитвы устанавливается личный контакт с Богом. Слова от верующего направляются к Богу в виде молитвенных фраз и мыслей, ответом же Всевышнего является все то, что происходит после молитвы с человеком.

Как правильно читать еврейскую молитву

По законам иудаизма, молитва — это обязанность каждого человека. Верующий должен молится независимо от того имеется ли у него возможность пойти в синагогу. Но при этом следует понимать, что общественная молитва отличается большей силой. Причем очень важно, чтобы во время молитвы имелся миньян, что означает присутствие в молитвенном месте десяти взрослых мужчин еврейской национальности.

В процессе моления верующие не только слушают хазана, который является ведущим, но и молятся сами. Важно обязательно прислушиваться к хазану, которым произносятся начало и конец конкретной молитвы. Важно помнить, что существуют молитвенные отрывки, которые может произносить только хазан. Часть молитв должны произносится верующими мысленно, в то время, как хазан проговаривает их вслух.

Во время еврейской молитвы мужчины и женщины находятся в разных помещениях. Как правило, в синагоге имеется специальное отделение для женщин. Оно может быть в виде балкона или галереи. Некоторые еврейские молитвы читаются стоя. Неопытным верующим необходимо ориентироваться на раввина или на поведение большинства верующих во время молитвы.

Современный перевод Сидура на русском языке

Сборник Еврейских молитв называется Сидур. Доступный и понятный толкователь еврейских молитв, который получил название «Врата молитвы», был создан в 1992 году.

Концепция Сидура заключалась в следующем:

  • В понятном переводе на русский язык. Ставилась цель не передать точно смысл ивритского текста, а сделать его легко читаемым, что облегчило бы понимание.
  • В книге присутствует много подробных подзаголовков, которые помогают ориентироваться в молитве, также благодаря этому сформировано подробное оглавление.
  • В книге уделено большое внимание раскрытию смысла молитв и их место в истории еврейской культуры.
  • В предоставлении специальных указаний, которые облегчат участие верующего в службе в синагоге. В книге используется специальная графика, которая указывает на то, в каком месте молитвы следует производить определенные действия.

Молитвы в Сидуре с переводом на русский язык поделены на следующие разделы:

  • Утренняя молитва;
  • Молитва Благословения;
  • Молитвы Минха и Маарив;
  • Молитвы вечера Субботы;
  • Молитвы утра Субботы;
  • Молитвы Минха и завершение Субботы;
  • Молитвы Рош ходеш;
  • Молитвы Шалош регалим. Песах, Шавуот, Суккот;
  • Молитвы дней благодарности. Ханука, Пурим, День Независимости, День освобождения Иерусалима.

Еврейские молитвы на все случаи жизни

Верующие, исповедующие иудаизм, очень трепетно относятся к молитве. Поэтому используют молитвенное обращение во всевозможных жизненных ситуациях.

Иудеи считают, что обращаться к Богу можно по самым разным поводам, в частности:

  • При рождении ребенка;
  • При уходе из жизни человека;
  • Во время проведения обряда обрезания;
  • Перед едой;
  • Сразу после пробуждения и перед сном;
  • Во время празднования свадьбы;
  • В собственный день рождения;
  • При стихийных бедствиях;
  • При раздорах в семье.

В иудаизме считается, что молитва за себя — это обязательная необходимость для каждого верующего. Если человек не просит себе у Бога здоровья, благополучия и спокойствия, то это значит, что у него недостаток веры. Просить Господа за себя — это естественно. Ведь все перечисленные вещи необходимы для жизни человеку. А поскольку истинный верующий должен считать себя полностью зависимым от Всевышнего, то это значит, что он должен просить его о благах для себя.

Но при этом считается, что неправильно молится только за себя, в молитву нужно обязательно включать просьбы, которые касаются нужд других людей. Большинство еврейских обращений составлено таким образом, что в них обязательно упоминается весь еврейский народ прямым или косвенным способом.

На удачу

Чтобы привлечь в свою жизнь удачу и избавиться от грехов следует трижды в день произносить сильную молитву.

В переводе на русский язык она звучит следующим образом:

Читайте так же:  Какую читать молитву когда умываешь Святой водой

«Творец, Бог, Всемогущий, Превечный, Владыка Небесных воинств ты с нами. Ты являешься оплотом надежным нашим. Бог Яакова. Сэла.

Творец, Бог, Всемогущий, Превечный, Владыка Небесных воинств, я считаю себя счастливым человеком, уповающим на Тебя.

Творец, Бог, Всемогущий, Превечный, Владыка Небесных воинств, прошу Тебя о спасении! Царственный Господь обязательно ответит нам в тот самый день, когда мы искренне к нему будем взывать».

Другая действенная молитва на удачу на иврите звучит следующим образом:

На русском языке молитва звучит следующим образом:

О здоровье

Самой сильной еврейской молитвой о здоровье считается молитва «Мешеберах». В Талмуде сказано, что если у кого-то в доме есть больной, то он должен пойти к мудрецу и обратиться к нему с просьбой, чтобы служитель Торы попросил Бога о выздоровлении близкого. Именно поэтому молитва «Мешербах» читается в синагоге по всем еврейским праздникам, а также по понедельникам, четвергам и субботам.

Сила молитвы о здоровье объясняется следующим:

  • Она читается в миньяне от имени всей еврейской общины, поэтому она обязательно будет услышана Богом;
  • Габай всегда когда читает эту молитву находится рядом со свитком Торы, который является священным предметом еврейского народа;
  • Человек, который заказывает молитву, дает обещание пожертвовать деньги на благотворительность и добрые дела.

В субботу слова молитвы звучат следующим образом:

Благодарственные молитвы

Вера в Бога — это основа спасения души для каждого православного верующего. Искренняя молитва способна творить настоящие чудеса, но самое главное то, что она помогает человеку встать на праведный и истинный путь, который приведет его в Царство Божье, она способна воодушевить человека на добро и раскрыть его сердце. Церковь считает, что благодарность — это одно из наиважнейших христианских чувств. Благодарственные молитвы, направленные к Господу Богу, очень важны для каждого верующего человека. Следует понимать, что благодарить Всевышнего за помощь в делах нужно обязательно.

Благодарность, выраженная Господу Богу в молитве является лучиком света, который поможет изгнать из души обиду и злость, ненависть и отвращение. Благодаря Всевышнего человек утверждает, что он усвоил ниспосланные уроки и сделал правильные выводы.

Что такое молитва благодарности

Молитва Благодарности — это особая молитва, которая должна зародиться в сердце человека. Следует помнить, что если она будет произнесена правильно, то может кардинально изменить жизнь верующего. Ведь именно таким способом можно дать понять Господу, что вы смиренно принимаете все, что он дарует в реальной жизни. Вы благодарны ему не только за радости, но и за те испытания, которые он посылает вам. Церковь предлагает особый способ вознесение благодарения — это Благодарственный молебен Спасителю. Каждый верующий может заказать его в любом храме, но следует помнить, что присутствовать на такой службе нужно обязательно.

Каждый человек может по-своему возносить молитву благодарения к Богу или его Святым Помощникам. Строгих правил по этому поводу не существует. Но в силу разных характеров людей, некоторые верующие делают это легко, другие испытывают во время молитвы определенные затруднения.

Сложности с благодарственной молитвой у верующего возникают тогда, когда на жизненном пути возникают серьезные трудности и преграды. Но нужно помнить, что роптать на Бога, ни в какой ситуации нельзя, ведь испытания свыше нам посылаются не зря. Все преграды на жизненном пути возникают, когда Всевышний хочет показать человеку, что он ведет неугодный Божьему замыслу образ жизни. И это, прежде всего, может быть гибельным для самого человека. Поэтому, если вам кажется, что в вашей жизни все складывается не так как хотелось бы, просто молитесь и вознесите в молитвенном обращении к Богу свое благодарение.

Благодарение за благодеяние Божье

Господу Богу

Для верующего человека должно войти в привычку благодарить Бога за все, что происходит с ним в реальном мире, а именно:

  • В целом за возможность жить и чувствовать;
  • За движение вперед и возможность принимать решения в любой ситуации;
  • За победы и награды за труды;
  • За жизненные уроки и испытания, которые позволяют получить неоценимый опыт;
  • За все ценное для жизни: семью, детей, родителей, друзей, кров над головой, работу и даже любимых домашних животных.

Благодарить Господа в любое время можно такими простыми молитвенными словами:

Пресвятой Богородице

Особым уважением и почитанием пользуется у православных верующих Дева Мария, родившая Спасителя Милосердного и Справедливого Иисуса Христа. Пресвятая Богородица считается Утешительницей и помощницей всего рода людского и всегда слышит просящих и страждущих. Поэтому благодарственные молитвы очень часто возносятся к ней. Люди благодарят ее за ее милосердие и понимание. Такие молитвы рекомендуется читать до того, как обратится с просьбой к Пресвятой Богородицей. Как правило, с такой молитвой, чаще всего, к Деве Марии обращаются женщины.

Можно использовать следующий вариант благодарственной молитвы:

Слова благодарственной молитвы, обращенной к Пресвятой Богородице, лучше читать в утром в полном одиночестве перед иконой. Молитвенный текст рекомендуется повторять трижды.

Ангелу-хранителю

Часто используются благодарственные молитвы, направленные к Ангелу Хранителю. Это бесплотные и бессмертные создания при рождении человека назначаются Богом. Ангел Хранитель всегда идет по жизни рядом с человеком, защищая его и предостерегая от неверных поступков и решений. Очень часто он спасает человека или оказывает помощь в самой безнадежной ситуации. Благодарность, выраженная в молитве, всегда помогает установить более тесный контакт со своим Ангелом Хранителем.

Ниже приведенную молитву нужно читать трижды в одиночестве в утренний час несколько раз в месяц:

Благодарственные молитвы по случаю

Очень часто благодарственные молитвы читаются по определенному случаю. Допускается обращаться с ними к любому Святому, который имеет отношение к конкретной жизненной сфере.

По получении просимого

К Святому Николаю Угоднику люди очень часто обращаются за помощью. Причем сфера влияния этого Святого обширна, он помогает исцелиться и поправить здоровье, обрести счастье в личной жизни и наладить отношения в семье, найти общий язык с коллегами и получить хорошую работу. Он совершает чудеса и разрешает самые собственные ситуации. Поэтому Святого Николая Чудотворца обязательно нужно благодарить за его благие дела. Важно читать такую благодарственную молитву, когда в жизни складывается все хорошо и жизнь наполнена спокойствием и теплом. Это поможет избежать жизненных испытаний и потерь в ближайший жизненный период.

Молитвенный текст, который приведен ниже, следует читать 12 раз перед иконой Святого Николая:

Читайте так же:  Молитвы защита от зла

По исцелении от болезни

Когда человек тяжело болеет, то он обращается с молитвами об исцелении к Богу. Поэтому после выздоровления следует обязательно прочитать благодарственную молитву. Существует специальное молитвенное обращение от Святого Иоанна Крондштатского к Богу, которое рекомендуется читать после исцеления.

Текст молитвы такой:

По избавлении от искушений и вражды

Существует и другая очень важная для каждого верующего молитва от Святого Иоанна Крондштатского, которая читается после избавления от искушений и вражды.

Текст ее звучит следующим образом:

По святом причащении

Причащение — это очень важный обряд в православной церкви. Благодаря этому таинству верующий воссоединяется с Господом. После того как в соответствии со всеми церковными правилами обряд причащения будет проведен, обязательно читается благодарственная молитва.

Можно использовать различные молитвенные тексты, один из них звучит так:

«Благодарю Тебя, моего Господа, Всемилосердного и Всемогущего за то, что не отверг меня, грешника (грешницу), Раба (-у) Божьего(-ью) (собственное имя), а позволил мне приобщиться к Святыням Твоим. Благодарю Тебя Всевышний, что меня недостойного (недостойную) удостоил причаститься пречистыми Твоими и небесными Дарами.

Прошу, Владыку Человеколюбца, умершего ради нас живущих, и воскресшего впоследствии, даровавшего нам эти страшные, но и животворящие Таинства Божьи с целью благодеяния и освящение душ и тел людей, сделай, чтобы они помогли мне исцелить мою душу и тело. Чтобы они дали душевные силы отражать нападение всякого врага, чтобы наступило просвещение в сердце моем, и увидел я глазами праведный путь.

Чтобы они укрепили веру мою в Господа Всемогущего, чтобы наполнили мою жизнь мудростью и любовью нелицемерной. Чтобы таинства святые дали мне возможность бесконечно прославлять Твою благодать и Царство Твое. Чтобы, я Раб (-а) Божий (-ья) (собственное имя) был навеки сохраняемый ими и помнил безграничную милость твою и жил не только для себя, но для Всевышнего Владыки и Благодетеля.

Когда придет час уйти из реальной жизни в надежде на вечную жизнь, чтобы достиг я места покоя вечного на Небесах рядом с Тобой. Ибо признаю, Ты – истинная цель моего жизненного стремления и всех людей на земле. Воспеваю и благодарю Тебя, Господи. Аминь».

Благодарность

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Благодарность — чувство признательности за сделанное добро и то, как мы выражаем это чувство. В иудаизме благодарность (акарат а-тов, признательность) — одно из важнейших качеств (мидот) которые каждый человек должен в себе воспитывать, чтобы воздать добром за благо, получаемое от Вс-вышнего и от людей.

Оглавление

Благодарность и неблагодарность [↑]

Человеческая неблагодарность — это зло, которое восходит к первому человеку — Адаму. Первый грех человека, положивший начало злу в нем, был порожден отказом признать то добро, которым одарил его Б-г. Если бы он не принял его как нечто само собой разумеющееся, он никогда бы не отведал запретного плода с Древа Познания, нарушив волю Создателя.

Об этой неблагодарности свидетельствует ответ Адама на вопрос, ел ли он плод с дерева: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Берешит 3:12). Тем самым он как бы сказал: «Я не просил ее у Тебя, это была Твоя идея. Если она подтолкнула меня совершить этот грех, то ответственность за него падает на Тебя». Что было справедливо в отношении Адама, относится и ко всем его потомкам: в основе всех совершаемых нами грехов лежит неблагодарность.

Человек рассматривает все то, чем его наделил Б-г, как принадлежащее ему по праву. Гордыня убеждает его, что мир вертится вокруг него, и что благодарить ему не за что. Та же самая гордость, что не позволяет человеку осознать добро, даруемое ему Б-гом, препятствует и признанию добра, которое делают ему окружающие.

Оценить помощь других людей нам мешает еще одно препятствие: мы высокомерно полагаем, что вполне независимы и ведаем своей судьбой. Признать же, что окружающие нам помогают, чувствовать потребность поблагодарить другого человека, означает лишить себя этой приятной иллюзии. Поэтому наша естественная эгоистическая реакция — свести к минимуму или даже полностью отрицать помощь со стороны окружающих.

Благодарность же — одна из основных заповедей Торы. Среди Десяти Речений, переданных евреям на горе Синай, есть требование чтить отца и мать.

Эта заповедь представляет собой возложенную на детей (вне зависимости от их возраста) обязанность выражать благодарность родителям за то, что они дали им жизнь и что они их вырастили — независимо от обстоятельств и от отношения родителей к детям.

Благодарность Вс-вышнему [↑]

У еврейского народа, у иудеев, с благодарностью особые отношения. Ведь у слов «יהודי» и «להודות» один корень. Назвав своего сына Йеуда, праматерь Лея имела в виду «На этот раз я восхвалю (אוֹדֶה — “одэ”) Б-га» (Берешит 29:35). В этом имени заключалось скрытое пророчество: Лея благодарила Творца за то, что у нее родился сын, от которого в будущем произойдет царский род — династия царя Давида (Таргум Йонатан, Берешит 29:35).

При переходе Тростникового моря (Ям Суф) колено Йеуды прославило Имя Б-га, первым вступив в пучину. И когда они зашли столь глубоко, что вода подступила к горлу, море расступилось.

Йеуда не только стал родоначальником царской династии, но также государство стало называться по его имени — Иудея, и иудеями стали зваться ее граждане, а после возвращения из вавилонского изгнания — и все евреи, которое несут в себе духовную силу благодарности, заложенную в имени Йеуда.

Согласно мировоззрению иудаизма, воспитание в себе чувства благодарности является одной из важнейших целей духовного роста человека. Рав Элияу Дэслер пишет, что только благодарный человек в Грядущем мире сможет почувствовать в полной мере безграничное неземное удовольствие от света Творца. Ибо только тому, кто в состоянии оценить великую плату за проделанную в этом мире работу, может открыться милосердие Всевышнего, что и несет то самое безграничное неземное удовольствие Его света («Михтав ми-Элияу», том 3-тий, страницы 101-102).

Тора учит нас благодарить Творца за всё, что Он делает. С чем бы человек не сталкивался, от чего бы не получал удовольствие — это подарок, который дает ему Творец. Каждый цветок, каждая звезда, каждый плод, каждый пейзаж и все ощущения — все он получает из рук своего Творца.

Читайте так же:  Молитва ищущего работу

Хизкияу, царь Иудеи, в письме, посвященном выздоровлению от смертельной болезни, написал: «В половине дней моих я сойду во врата преисподней, я лишен остатка лет моих… Не увижу я Г-спода, Г-спода на земле живых…» («Ишая», 38-10, 11). Объясняет Радак от имени рава Саадии Гаона, что «“видеть Б-га” означает благодарить Его, прославлять Его и изучать Его пути». Именно испытывающего благодарность Творцу за весь этот великолепный Мир называют видящим Б-га в жизни!

Творец «в доброте Своей каждый день, постоянно обновляет Творение», и мы снова и снова предстаем перед новой Вселенной. Каждый взгляд на мир подобен переживанию сотворения заново! Красота и гармония, уведенные нами в окружающем мире, еще сильнее связывают нас с Творцом, который проявляется через Творение.

Рамбан в комментарии на Хумаш(Шмот 13, 16) пишет: «Ничего другого Вс-вышний не хочет от людей, только чтобы человек знал и благодарил своего Б-га за то, что Он его создал». Испытывающий чувство благодарности к своему Создателю за свою жизнь и за добро, которое Он сделал ему, тем самым принимает на себя обязанность служить Ему.

Разумеется, Б-г не нуждается в этом служении. Но когда говорят о служении Вс-вышнему, имеют в виду желание человека приблизиться к Творцу через служение. Об этом сказано в «Теилим» (50:12): «Если бы Я проголодался, то не просил бы у тебя, ведь Мои — Вселенная и ее обитатели».

Чувство благодарности, которое приводит к служению Творцу, представляет собой особый подход к жизни, обязывающий человека постоянно совершенствовать свои дела. Требовать не от жизни, а от себя, жить не во имя удовольствий, а ради достижения совершенства в характере и поступках.

Благодарения в молитве [↑]

107-й Псалом перечисляет четыре категории людей, которые обязаны публично возблагодарить Б-га: пересекшие пустыню, освободившиеся из тюрьмы, излечившиеся от болезни и благополучно завершившие морское путешествие. Эти люди должны открыто возблагодарить Б-га за Его доброту и провозгласить людям совершенные Им чудеса; они должны принести благодарственную жертву и, радуясь, перечислить все, что для них сделал Б-г.

Сейчас, когда нет Храма и жертвы мы не можем приносить, у нас остаются главные инструменты: молитва и благословение. Избавившись от опасности, мы произносим благословение «Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, Творящий добро даже грешным, — за то, что Ты воздал мне добром».

Но не нужно ждать чудесных избавлений от опасности. Вс-вышний совершает чудеса для нас постоянно, каждый миг. Проснувшись утром и обнаружив, что Вс-вышний вернул нам душу и дал нам новый день, мы произносим «Моде ани лефанэха».

В молитве «Шмонэ-эсрэ» три последних благословения полностью посвящены благодарению Вс-вышнего. Благословения, произносимые ежедневно перед молитвой Шма Исраэль, также содержат в себе благодарность Вс-вышнему за то, что Он ежедневно обновляет мироздание и дает нам свет Торы с любовью.

Молитва Алель, которую читают в новомесячье, а также в полупраздничные дни Песаха и Суккота, выражает благодарность Творцу.

Если мы попробуем пересказать содержание Пасхальной Агады в двух словах, то получится: «благодарность Вс-вышнему». Именно это чувство испытывали евреи, которых Вс-вышний вывел из Египта, привел в Эрец-Исраэль, дал землю и вырастил на ней овощи и фрукты.

В книге «Ховот а-левавот» сказано, что чувство благодарности является основой служения Творцу. Человек, который понимает, что его здоровье и нормальное функционирование всех органов тела зависят исключительно от воли Б-га, будет служить Вс-вышнему тщательно и искренне. Для того, чтобы достичь такого уровня, надо углубиться в происходящее с самим собой, вдуматься и сделать выводы.

В книге Псалмов царь Давид неоднократно благодарит Творца за Его милость и возвышает имя Его. Из этих Псалмов мы можем узнать, как надо благодарить Творца.

Благодарственная трапеза [↑]

Благодарность Вс-вышнему мы можем выразить не только в молитве, но и устроив благодарственную трапезу, когда Творец проявляет к ним особую милость. В недельной главе Ваера рассказано, что Авраам, желая отблагодарить Творца за рождение Ицхака, устроил большую благодарственную трапезу, в которой участвовало множество людей, как сказано (Берешит 21, 8): «И Авраам сделал большой пир в день отнятия Ицхака от груди».

В 116-ом Псалме(стихи 12,13) читаем: «Чем воздам я Г-споду за все благодеяния Его?! Чашу спасения подниму и имя Г-спода призову». Радак в своём комментарии разъясняет слова царя Давида: «Когда устрою (благодарственную) трапезу, подниму чашу вина, и поблагодарю Творца при стечении многих людей, и вспомню Его спасение, которое Он мне послал».

Отсюда следует, что есть ситуации, когда важно поблагодарить Творца именно посредством трапезы. Раби Шломо Лурия — Мааршаль в книге Йам шель Шломо пишет, что благодарственная трапеза считается сеудат мицва («заповеданной» — трапезой, устраивая которую, человек выполняет заповедь).

Мы видим так же, что важно устроить эту трапезу для многих людей. Так говорит Давид в Теилим 35, 18: «Благодарить буду Тебя в собрании большом, среди народа многочисленного хвалить буду Тебя».

Сила благословений [↑]

Согласно обычаю, который появился во времена царя Давида, каждый день еврей должен произнести 100 благословений. Все благословения начинаются со слов: «Благословен, Ты, Вс-вышний». В них — благодарность Творцу. Эта благодарность так сильна, что человеку хочется вернуть что-то взамен. Наиболее доступное нам средство — словесная благодарность.

Мудрецы Талмуда говорят, что, согласно здравой логике, «запрещено наслаждаться этим миром без благословения», и «каждый, кто наслаждается миром без благословения, как будто бы злоупотребляет святыней». Они постановили говорить благословение на каждое наслаждение: еду, питье, аромат — ведь каждое испытанное нами удовольствие приближает к познанию Творца через чувство благодарности к Нему.

И не только от удовольствий испытывает верующий благодарность к Б-гу. Несчастье также он принимает из рук Творца со знанием и глубокой верой, что «все, что делает Милосердный — добро», а во всем, что Вс-вышний посылает ему, есть смысл, намерение, значение, справедливость и истина. Поэтому, услышав плохую весть, он благословляет: «Благословен справедливый Судья», и принимает случившееся со знанием и верой в то, что рука Творца направляет все частности его жизни к добру.

Читайте так же:  Читать брянчанинов о молитве Иисусовой

Строящий свою жизнь на благодарности знает, что любое благо, которое дает ему Творец, обязывает его самого делать добро другим, стараться стать более достойным получать то, что Б-г дарует ему. Он никогда не будет требовать и задавать вопросы по поводу того, что случается с ним.

Учим о благодарности из Торы [↑]

Множество мест как Письменной, так и Устной Торы говорят об обязанности проявлять благодарность. Мы обязаны обращаться с египтянами лучше, чем с другими народами, ибо были гостями на их земле (Дварим23:8), хотя они нас и поработили. Б-г обязал Моше пойти и освободить евреев, но тот не мог тронуться в путь, пока не получил от своего тестя Итро разрешения покинуть дом. Моше должен был поблагодарить Итро, ведь тот открыл для него двери своего дома, когда Моше бежал из Египта. Таким образом, когда в противоречие вступают две обязанности — проявить благодарность и освободить еврейский народ, — предпочтение отдают первой.

Понятие благодарности относится даже и к неодушевленным предметам. Моше не стал наводнять Нил полчищами лягушек, так как у него был долг благодарности перед рекой: она спасла его в младенчестве. Аналогично Раши объясняет (комментарий на Шмот, 8:12), почему Моше не ударил прах при исполнении казни вшами: «Прах не заслуживал того, чтобы принять кару от Моше, потому что защитил его, когда [Моше] убил египтянина и спрятал его в песке. [Поэтому прах] принял кару от Аарона».

О благодарности между людьми [↑]

Благодарность — основа мира, нашей жизни и нашего каждодневного существования. Развивать в себе чувство благодарности к окружающим нас людям совершенно необходимо.

Каждый человек, который получил пользу от действия своего товарища, должен чувствовать себя обязанным. Даже если товарищ сделал это исключительно для себя, не рассчитывая, что кто-то сможет воспользоваться этим.

Обязанность благодарности существует даже по отношению к грешникам и злодеям. Авторы книг «Пеле Йоэц» (раби Элиэзер-Ицхак Папо, XIX в.) и «Томер Двора» объясняют: надо помнить сделанное нам добро и не помнить причиненное (даже тем же человеком) зло, потому что так мы выполняем предписание следовать путями Творца и уподобляться Ему. Ведь Он не перестает одарять жизнью и ее благами всех живущих людей, хотя столь многие творят зло и грешат против Него. Он помнит добро и «не помнит» зло — ждет и не спешит наказывать злодеев, а тем временем продолжает давать им все.

Рав Симха Коэн посвятил несколько глав в своей книге о мире в семье важной роли слов благодарности между супругами. Мы должны испытывать и выражать свою благодарность не только в особых случаях, но и по поводу мелких услуг в быту и привычной помощи в повседневной жизни.

Вавилонский Талмуд(Евамот, 63а, б) рассказывает, что раби Хия был женат на женщине, которая постоянно его изводила. Несмотря на это, раби Хия, когда ему случалось увидеть какую-нибудь красивую или полезную для жены вещь, всегда покупал ее жене в подарок. Ученик спросил его, зачем покупать подарки женщине, от которой одни неприятности. Раби Хия ответил: достаточно того, что она мне жена и растит наших детей, чтобы я был обязан ей благодарностью.

Признательность относится к необходимым предварительным условиям для возникновения любви в браке, поэтому стоит потрудиться, чтобы научиться ее выражать.

Тот, кто внимательно относится к своему окружению, будет искать и видеть благо, оказанное ему Вс-вышним, человеком или даже животным — и спешить ответить добром на добро, то есть дарить благо.

Кицур Шульхан Арух 61. Благодарственная молитва за избавление от опасности и другие различные благословения

1. В четырех случаях человек должен произносить Благодарственную молитву за избавление от опасности. Во-первых, если он путешествовал по морю и достиг своей цели. Во-вторых, ее произносят путешествующие по пустыне и по всем другим дорогам, которые являются заведомо опасными, когда они достигают места назначения. И поэтому также и тот, кто был в опасности и избавился от нее, как, например, человек, на которого упала стена или которого боднул бык, или на которого в дороге напали бандиты и ночные разбойники, а он спасся от них, и т.д., произносит эту молитву. В-третьих, ее произносит тот, кто был болен смертельно опасной болезнью, как, например, тот, кого ранили мечом, или если он лежал в постели три дня из-за болезни 1 , и выздоровел и стал совсем здоровым; и, в-четвертых, тот, кто был заключен в тюрьму, даже только лишь по обвинению 2 , связанному с денежными делами, и вышел оттуда.

Какое благословение они произносят? «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, творящий добро даже грешным, — за то, что Ты отнесся ко мне благосклонно». И слышащие это отвечают: «Пусть Тот, Кто отнесся к тебе благосклонно, будет вечно посылать тебе всяческие блага!».

2. Это благословение необходимо произносить в присутствии десяти человек 3 кроме самого благословляющего 4 , чтобы двое из них были мудрецами Торы, знающими Галаху, как сказано: «И возвеличат Его в собрании народа и в присутствии старцев восхвалят Его». Если же невозможно найти мудрецов Торы, благословение все равно можно произнести. И принято произносить это благословение, будучи вызванным к Торе, после завершающего благословения на чтение Торы. И, если это возможно, не следует произносить это благословение позже, чем через три дня 5 . И поэтому, если человек избежал опасности в понедельник, пусть произнесет это благословение немедленно, даже без книги Торы, и не откладывает его на четверг. И также, если он соблюдал траур и не имел права подниматься к Торе, пусть не ждет дня чтения Торы, а произносит благословение немедленно. Но пусть произносит его стоя и в присутствии десяти человек, как я писал.

Если же случилось так, что человек промедлил больше трех дней, он может произнести это благословение и после этого.

3. Если человеку было сделано чудо, ему следует выделить денег на милостыню, сколько он может, и раздать ее изучающим Тору, и сказать: «Вот, я отдаю эти деньги на милостыню, и да будет воля Его, чтобы засчиталось мне это, как будто я принес благодарственную жертву». (Текст, который произносится вместо принесения благодарственной жертвы, см. в «Хайей Адам», конец первой части). И хорошо было бы и подобало бы ему устроить в своем городе что-нибудь, нужное всем. И каждый год в этот день пусть уединяется для того, чтобы возблагодарить Б-га, да будет благословенно Его Имя, порадоваться и рассказать об этом чуде.

Читайте так же:  Истина в молитве сканворд

4. Если человек собирается сделать себе кровопускание, а также съесть или выпить какое-либо лекарство или сделать что-нибудь для лечения, пусть вначале произнесет короткую молитву и скажет: «Да будет воля Твоя, Б-г мой и Б-г отцов моих, чтобы то, что я делаю, помогло мне выздороветь — поскольку Ты лечишь бесплатно». Если же на ту вещь, которую человек ест или пьет для лечения, нужно произносить благословение (см. выше, глава 50, параграф 8), пусть сначала произнесет эту молитву, а потом благословение (поскольку мне кажется, что в данном случае не следует делать перерыва между благословением и съеданием). После же кровопускания следует произнести следующее благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, лечащий больных».

5. Если человек чихает — его товарищ долен сказать ему: «Будь здоров!», а тот отвечает ему: «Будь благословен!» — и после этого произносит: «На спасение Твое полагаюсь, Б-же!», поскольку тот, кто молится о товарище, получает ответ первым.

6. Если человек молится о том, что уже произошло, как, например, если он слышит, как в городе кричат, и говорит: «Да будет воля Твоя, чтобы эти крики доносились не из моего дома!»; или, если жена его беременна, и после сорока дней от начала беременности он говорит: «Да будет воля Твоя, чтобы жена моя родила мальчика!» — такая молитва называется «напрасной», поскольку то, что случилось, уже случилось. Но если от начала беременности прошло меньше сорока дней, эта молитва может помочь, и поэтому человек может ее произносить. После же сорока дней он может молиться о том, чтобы родившийся ребенок выжил, и чтобы он был угоден Б-гу и людям.

7. Тот, кто приходит на свое гумно подсчитывать урожай т.д., произносит молитву: «Да будет воля твоя, Г-сподь, Б-г мой, чтобы послал ты благословение на этот стог!». Когда он начинает измерять, произносит: «Благословен Тот, Кто послал благословение на этот стог!» (это благословение произносится без упоминания Имени Б-га и Царства)7. Если человек подсчитал урожай и после этого молится — это напрасная молитва, поскольку благословение может быть послано только на то, точное количество чего скрыто от глаза.

8. Когда ребенок достигает возраста бар-мицвы, то, когда он в первый раз поднимается к Торе 8 , после того, как он произнесет завершающее благословение на чтение Торы, его отец произносит следующее благословение: «Благословен Ты, Г-сподь 9 , Б-г наш, Царь вселенной, освободивший меня от наказания за этого». (Смотри в книге «Хайей Адам»). И заповедь требует от человека устроить трапезу в тот день, когда его сын достигает возраста бар-мицвы, то есть в тот день, когда он входит в свой четырнадцатый год. Если же во время трапезы ребенок произносит речь с разбором какого-либо места из Торы, то эта трапеза считается заповеданной, даже если она устроена и не в тот самый день.

9. Если началась засуха, даже в тех странах, в которых дожди идут часто и не прекращаются так уж надолго, то, если все же случилось так, что дождей нет уже очень долго и вся страна из-за этого страдает, то потом, когда дожди пойдут, если они пошли так сильно, что залили землю лужами, на которых появляются пузыри и которые текут навстречу друг другу — необходимо произносить благословение на них 10 .

10. Какое благословение произносится? Если у человека нет своего поля, он произносит следующее: Мы благодарны тебе, Г-сподь, Б-г наш, за каждую каплю, которую Ты послал нам. И если бы уста наши были наполнены пением, как море и т.д.(как в Песни-благословении в Шаббат после «Псукей де-Зимра»), до слов: «…и провозглашать святость и царственность Имени Твоего, Царь наш», и завершает словами: «Благословен ты, Г-сподь, Б-г, достойный многих благодарностей и восхвалений»11.

Если у человека есть поле в совместном владении с другим евреем, он произносит благословение: «…Который добр и творит добро». Если же у него нет компаньона-еврея, то, даже если у него есть жена и дети, он произносит Благословение времени 12 . Благословение: «…Который добр и творит добро» и Благословение времени человек произносит даже в том случае, когда он не видит самого дождя, а только слышит, как он идет. Но благословение: «Мы благодарны…» произносит только тот, кто видит, как идет дождь.

1 И в этом случае даже и тот, кто был болен не смертельно опасной болезнью — достаточно, чтобы он был болен настолько, чтобы из-за его болезни нарушали Шаббат, прибегая к помощи нееврея.

2 По мнению МБ — только по делу, за которое может быть назначена смертная казнь.

3 Если нет десяти человек — мудрецы спорят, нужно ли его произносить. И смотри МБ, глава 219 и БГ на эту же главу, где от имени рабби Акивы Игера объясняется, каким образом, по мнению всех, можно все-таки произнести это благословение.

4 А по мнению МБ, он сам входит в эти десять человек.

5 Если же невозможно собрать миньян — см. МБ, глава 219, параграфы 8 и 20.

7 Поскольку только в том случае, когда человек подсчитывает урожай для отделения десятины, мы знаем, что Вс-вышний обещает ему благословение без границ.

8 Или молится в качестве хазана.

9 Некоторые говорят, что оно произносится без упоминания Имени Б-га и Царства. А «Хайей Адам» пишет, что произнесший полный текст благословения ничего не потерял.

10 А в Земле Израиля, где часто бывает засуха, это благословение произносится на первый дождь. Если же погода в этом году была такая, как обычно — без упоминания Имени Б-га и Царства.

11 Слово «восхвалений» в «Шеелот у-Тшувот» не приводится.

12 А по мнению МБ, жена и дети рассматриваются для данного закона так же, как компаньон.

Благодарственная молитва в иудаизме
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here