2 седмица великого поста молитвы

Полное описание: 2 седмица великого поста молитвы специально для наших уважаемых читателей.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ в 2020 году

2 марта – 18 апреля

Подготовительный период к Великому посту

(с 9 февраля ; завершается Прощёным воскресеньем, 1 марта ).

Седмица «сплошная» (нет поста в среду и пятницу) ( 10 февраля – 15 февраля ).

• Вселенская родительская (мясопустная) суббота – 22 февраля .

Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса),
о Страшном суде (Мф.25:31-46) – 23 февраля .

КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА

1. Святая Четыредесятница

• В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 2 марта – 5 марта ) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

• Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.) – 15 марта .

• Мариино стояние (чтение Великого канона свт. Андрея Критского, пол­но­стью, с чтением жития преп. Марии Египетской) – 2 апреля , четверг (реально совершается накануне – 1 апреля , в среду вечером!).

• Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста – 4 апреля . Это един­ствен­ный акафист, предусмотренный церковным Уставом; причём его пение совершается также только один раз в году – в субботу пятой седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером – 3 апреля ).

• Неделя 5-я Великого поста. Преп. Марии Египетской (VI в.) – 5 апреля .

• Седмица 6-я Великого поста, иначе – «седмица вáий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») – 6 апреля – 11 апреля .

• В пятницу седмицы вáий, 10 апреля – окончание Святой четыредеся́тницы, то есть Сорокадневного поста («душеполéзную совершив Че­ты­ре­де­ся́тницу…», – поётся за вечерним богослужением).

• Неделя 6-я, Неде́ля ва́ий («пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цве­тоносная», Ве́рбное воскресе́нье (Ин.12:1-18), Вход Госпо́день в Иерусали́м – 12 апреля .

2. Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа

• Великий Понедельник ( 13 апреля ). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт.37.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18–43; 24:3–35).

• Великий Вторник ( 14 апреля ). Притчи: о десяти девах и талантах; про­рочество о Страшном суде (Мф.24:36-26:2).

• Великая Среда ( 15 апреля ). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6-16).
Последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди).

• Великий Четверг ( 16 апреля ). Воспоминание Тайной Вечери и уста­нов­ле­ние Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин.
В кафедральных соборах, в конце Литургии, совершается Чин умовения ног (архиерей умывает ноги двенадцати сослужителям).
Вечером чтение 12-ти «Страстных Евангелий».
Патриарх совершает освящение мира.

• Великая Пятница ( 17 апреля ) Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского.
День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, согласно узаконенной традиции, здоровые люди воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы).
Литургия (Бескровная Жертва) в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе (единственное исключение – в случае совпадения Страстной Пятницы с праздником Благовещения).
Утром – чтение Великих (Царских) Часов.
В середине дня (обычно в 14 часов) совершается Чин выноса Плащаницы.
Вечером (обычно в 18 часов) совершается Чин Погребения.

• Великая Суббота ( 18 апреля ) Пребывание Господа телом во гробе, со­шествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (см. Святая Троица).
Утром совершается Литургия Светлой Субботы, после которой, по традиции, освящается праздничная трапеза (по Уставу, это освящение совершается в Пасхальную ночь, после Литургии и освящения артоса).

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА – 19 апреля

Недели после Пасхи

• Антипасха (букв. «Вместо Пасхи»), иначе – Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы (Ин.20:19-31) – 26 апреля .

Радоница (пасхальное поминовение усопших) – 28 апреля , вторник.

• Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц (то есть «Неделя жен­щин, несущих миро»); и память праведных Никодима и Иосифа Аримафейского, тайных учеников Христа (Мк.15:43–16:8) – 3 мая .

• Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (Ин.5:1-15) – 10 мая .

Преполовение Пятидесятницы (Ин.7:14-30) – 13 мая , среда.

• Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке (Ин.4:5-42) – 17 мая .

• Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (Ин.9:1-38) – 24 мая .

• Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора – 31 мая .

Троицкая родительская суббота (поминовение усопших) – 6 июня .

Седмица 1-я по Пятидесятнице, сплошная ( 8 июня – 13 июня ).

День Святого Духа («Духов День») – 8 июня , понедельник.

• Неделя 1-я по Пятидесятнице – праздник «Всех святых» – 14 июня . Этим праздником завершается собственно Триодный цикл; его своеобразным продолжением стал в русской традиции праздник в честь всех российских святых (установлен на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917–18 гг.). В конце XX столетия стали появляться праздники в честь региональных – сначала вологодских, а затем и других – святых.

Читайте так же:  Св Серафим вырицкий молитва

• Неделя 2-я по Пятидесятнице – праздник «Всех святых, в земле Рос­сий­ской просиявших» – 21 июня .

• Неделя 3-я по Пятидесятнице – «Соборы» Вологодских, Новгородских, Белорусских, Псковских и Санкт-Петербургских святых. – 28 июня .

2-я седмица Великого поста

Иные седмицы Великого поста
  • Три­одь Пост­ная. Служ­бы второй сед­ми­цы Ве­ли­ко­го По­ста
  • Чтение на каждый день Великого постаДементьев Д.В.
  • Лестница Великого поста
  • Сокровищница духовной мудрости. Седмица 2-я Великого поста
  • Вторая седмица Великого постапрот. Григорий Дебольский
  • Неделя 2-я Великого постаЮрий Ру­бан
  • Великий пост. Аудио
  • Великий пост. Видео

Вто­рая сед­ми­ца и вто­рая Неде­ля Ве­ли­ко­го по­ста на­зы­ва­ют­ся сед­ми­цей и Неде­лей све­то­твор­ных по­стов, во вре­мя ко­то­рых Цер­ковь мо­лит Гос­по­да о бла­го­дат­ном оза­ре­нии по­стя­щих­ся и ка­ю­щих­ся. В бо­го­слу­же­нии этой сед­ми­цы и этой Неде­ли Цер­ковь, со­кру­ша­ясь о гре­хов­ном со­сто­я­нии че­ло­ве­ка, ука­зы­ва­ет на пост как на сред­ство к бла­го­дат­но­му внут­рен­не­му оза­ре­нию, по­буж­дая хри­сти­ан к но­вым по­дви­гам по­ста.

Пра­во­слав­ное уче­ние о по­сте как сред­стве к бла­го­дат­но­му оза­ре­нию с осо­бой си­лой рас­кры­ва­ет­ся во вто­рую Неде­лю – Неде­лю свя­то­го Гри­го­рия Па­ла­мы, ар­хи­епи­ско­па Фес­са­ло­нит­ско­го (XIV век). Свя­той Гри­го­рий, бу­дучи ве­ли­ким по­движ­ни­ком го­ры Афон, из­ве­стен так­же как за­щит­ник Пра­во­сла­вия и об­ли­чи­тель ере­си Вар­ла­а­ма, ка­лаб­рий­ско­го мо­на­ха, от­вер­гав­ше­го пра­во­слав­ное уче­ние о бла­го­дат­ном Све­те, оза­ря­ю­щем внут­рен­не­го че­ло­ве­ка и ино­гда от­кры­ва­ю­щем­ся ви­ди­мо (на­при­мер, на Фа­во­ре и на Си­нае). Вар­ла­ам не до­пус­кал воз­мож­но­сти до­стиг­нуть та­ко­го оза­ре­ния мо­лит­вой, по­стом и дру­ги­ми по­дви­га­ми са­мо­от­вер­же­ния. На со­зван­ном для суж­де­ния по этим во­про­сам Со­бо­ре в Кон­стан­ти­но­по­ле в 1341 го­ду свя­той Гри­го­рий Па­ла­ма, на­зван­ный сы­ном Бо­же­ствен­но­го Све­та, об­ли­чил ере­ти­ков и за­щи­тил уче­ние о Све­те Бо­же­ствен­ном, несо­тво­рен­ном, прис­но­сущ­ном, ко­то­рым про­си­ял Гос­подь на Фа­во­ре и ко­то­рым оза­ря­ют­ся по­движ­ни­ки, до­стиг­шие вы­сот свя­то­сти по­сред­ством мо­лит­вы и по­ста.

Особенности богослужений

В суб­бо­ту вто­рой сед­ми­цы, а так­же в суб­бо­ты 3 и 4 сед­миц по­ста со­вер­ша­ет­ся за­упо­кой­ная служ­ба. Осо­бен­но­сти служ­бы в эти суб­бо­ты сле­ду­ю­щие:

На ве­ли­ком по­ве­че­рии (в пят­ни­цу ве­че­ром) по пер­вом Три­свя­том – тро­па­ри дня: «Апо­сто­ли, му­че­ни­цы и про­ро­цы». В 3 ча­сти по­ве­че­рия по­сле ка­но­на и тре­тье­го Три­свя­то­го – кондак «Со свя­ты­ми упо­кой».

На утрене вме­сто «Бог Гос­подь» – «Ал­ли­лу­иа» и тро­па­ри «Апо­сто­ли, му­че­ни­цы и про­ро­цы». За­тем 16 ка­физ­ма с обыч­ны­ми «сла­ва­ми», се­даль­ном и ек­те­ни­ей в кон­це и 17 ка­физ­ма («Непо­роч­ны»), раз­де­ля­е­мая на две ста­тии. При­пев к пер­вой ста­тии: «Бла­го­сло­вен еси, Гос­по­ди, на­учи мя оправ­да­ни­ем Тво­им», а ко вто­рой: «Спа­се, спа­си мя». Меж­ду ста­ти­я­ми – за­упо­кой­ная ек­те­ния.

По окон­ча­нии 17 ка­физ­мы сра­зу по­ют­ся тро­па­ри по Непо­роч­ных: «Свя­тых лик» с при­пе­вом: «Бла­го­сло­вен еси, Гос­по­ди, на­учи мя оправ­да­ни­ем Тво­им», по­сле ко­то­рых бы­ва­ет за­упо­кой­ная ек­те­ния и се­да­лен: «По­кой, Спа­се наш»; за­тем, по 50 псал­ме – ка­нон (без чте­ния мо­лит­вы: «Спа­си, Бо­же, лю­ди Твоя»).

Ка­но­ны на утрене по­ют­ся хра­му, по Ми­нее и Три­о­ди. На­чи­ная с 6 пес­ни, ко­гда на­чи­на­ет­ся чет­ве­ро­пес­нец, ка­нон хра­му остав­ля­ет­ся. Тро­па­ри ка­но­нов (всех пес­ней) чи­та­ют­ся в со­еди­не­нии со сти­ха­ми Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Пес­ни из Свя­щен­но­го Пи­са­ния сти­хо­сло­вят­ся пе­ред тро­па­ря­ми ка­но­нов, на­чи­ная с 6 пес­ни и до ир­мо­сов. Окон­ча­ние утре­ни та­кое же, как и у обыч­ной (не ве­ли­ко­пост­ной) суб­бот­ней утре­ни.

Во все пят­ни­цы Свя­той Че­ты­ре­де­сят­ни­цы на по­ве­че­ри­ях, а так­же во все суб­бо­ты и вос­кре­се­нья на утрен­нем и ве­чер­нем бо­го­слу­же­ни­ях ве­ли­ких по­кло­нов не по­ла­га­ет­ся до ве­чер­ни в вос­кре­се­нье, то есть до ве­че­ра.

Вторник 2-й седмицы Великого поста

О молитве

Сей же род изгоняется только молитвою и постом.
Мф. 17, 21

Воздержание должно иметь высшие цели, поэтому оно и поддерживается молитвой. Но и молитва поддерживается трезвостью ума, легкостью и чистотой сознания, которые дает нам воздержание. «С постом всегда должна быть соединена молитва», – говорит святитель Иоанн Златоуст. Они словно связаны друг с другом – молитва и пост. Внешние ограничения как бы освобождают душу, она хочет говорить, она ищет духовного делания. Постом молитвенное настроение, желание молиться чаще и явственнее побуждают нас к беседе с Богом. Обратите внимание на людей, стоящих на службе. В периоды постов в храмах заметно больше молящихся. На вечерние Богослужения иные заходят по дороге домой, как бы мимоходом. Хочется хоть четверть часа побыть в храме.

Но есть и другая зависимость. Преподобный Макарий Египетский говорит: «Воздерживающийся без молитвы, как устоит без ее помощи?» Действительно, постящийся без молитвы обязательно впадает в раздражительность. В семьях, где не все члены расположены к духовной жизни, именно постом случаются ссоры и недовольства. У отца Александра Ельчанинова есть запись: «Пост усиливает дух в человеке. В посте человек выходит навстречу Ангелам и бесам». Постом утончается грань между видимым и невидимым, между телесным и духовным мирами. Человек становится более доступен духовному влиянию. Но духовный мир – это не только ангелы и души святых. Это еще и демоны. Поэтому так необходима постом частая исповедь, Причастие, молитва.

Смысл поста в очищении тела и в очищении сердца. А это возможно только тогда, когда пост соединен с покаянием и молитвой.

Священник Сергий Николаев,
«Время веселое поста»

Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, познание преуспеяния, обнаружение душевного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и престол Судии прежде Страшного Суда.

Читайте так же:  Молитва о скорейшем освобождении из тюрьмы

Восстанем и услышим, что сия священная царица добродетелей высоким гласом к нам взывает и говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возмите иго Мое на себя и найдете покой душам вашим и исцеление язвам вашим; ибо иго Мое благо, и исцеляет великие согрешения» (Мф. 11, 28).

Мы, которые грядем предстать Царю и Богу, беседовать с Ним, не неготовые должны исходить в путь сей, чтобы Он издалеча узрев нас, не имеющих оружия и одеяния, которые должны иметь предстоящие царю, не повелел Своим рабам и служителям связать нас, и далече от лица Своего отринуть, а прошения наши разодрать, и бросить нам в лице.

Когда идешь предстать пред Господом, да будет вся риза души твоей соткана из нитей, вернее же сказать, из залога непамятозлобия. Если не так, то не получишь от молитвы никакой пользы.

Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна; ибо мытарь и блудный сын одним словом умилостивили Бога.

Преподобный Иоанн Лествичник

«Как преклонить на милость Господа? – спрашивает святитель Иоанн Златоуст и отвечает. – Вот как! Водрузим молитву в сердце своем, и к ней приложим смирение и кротость».

Особенно ценна для Бога молитва, исходящая от чистого сердца. Бог хочет именно нашего сердца. «Сын Мой! Отдай сердце твое Мне», – взывает Он к человеку (Притч. 23, 26). «Молитва скороуслышана есть та, – пишет святитель Иоанн Златоуст, – которая из благого сердца исходит».

Глава добродетелей – молитва, их основание – пост. Если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти, то вместо правды принесем плод греха… Если же тело будет истончено постом, а душа не возделывается молитвой, чтением, смиренномудрием, тогда пост делается родителем многочисленных плевел – душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презрения. Будучи занят общественными обязанностями, а если ты инок, то послушаниями, и не имея возможности уделять на молитву столько времени, сколько бы ты хотел, не смущайся этим… Ничто так не способствует к преуспеянию в молитве, как совесть, удовлетворенная Богоугодной деятельностью.

Милосердие к ближним и смирение пред ними, в совокупности с чистотой сердца… составляют основание и силу молитвы.

Желающий заняться подвигом молитвы! Прежде нежели приступить к этому подвигу, постарайся простить всякому… причинившему тебе какое бы то ни было зло.

Первое приготовление (к молитве) состоит в отвержении памятозлобия и осуждения ближних.

Намереваясь принести Богу молитву, отвергни все помышления и попечения земные.

Молитву должно совершать с верою, основать ее должно на незлобии.

Перед молитвой покади в сердце твоем фимиам страха Божия и святого благоговения… постарайся умилостивить Судию смирением.

Враг… старается поколебать самое основание молитвенного подвига – незлобие и кротость.

Приготовлением к молитве служат: непресыщенное чрево, отсечение попечений мечом веры, прощение от искренности сердца всех обид, благодарение Богу за все скорбные случаи жизни, удаление от себя рассеянности и мечтательности, благоговейный страх. Наружное благоговейное предстояние на молитве весьма нужно и весьма полезно для всякого подвизающегося подвигом молитвы, особенно для новоначального, в котором расположение души наиболее сообразуется с положением тела.

Ничто так не способствует молитве, как послушание, умерщвляющее нас для мира и для самих себя.

Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества – необходимое условие для того, чтобы молитва была милостиво принята и услышана Богом. Для правильности молитвы надо, чтобы она произносилась из сердца, исполненного нищеты духа, из сердца сокрушенного и смиренного. Стой на молитве твоей, как бы ты стоял пред Самим Богом.

Понедельник

В понеде́льник, на утрени

По 1-м стихосло́вии седа́льны умили́тельныя осмогла́сника: и Богоро́дичен. По 2-м же стихосло́вии седа́лен, гла́с 4.

Подо́бен: Удиви́ся Ио́сиф:

Преступле́ния плодо́м умерщвле́на душе́ю оживотвори́ Христе́ посто́м и́стинным и покая́нием, молю́ся я́ко ще́др: и да́ждь ми́ в путе́х при́сно ходи́ти пра́вых и до́брых, честны́х твои́х за́поведей, я́ко да Боже́ственныя сла́вы Твоея́ улучи́в, со все́ми лю́бящими Тя́ славосло́влю Твою́ о все́х Иису́се бла́гость.

И ны́не, Богоро́дичен. Подо́бен:

Треволне́ньми страсте́й безсо́вестный а́з обурева́емь Чи́стая, призыва́ю Тя́ те́пле, не пре́зри мя́ окая́ннаго поги́бнути, бе́здну ми́лости ро́ждшая: ра́зве бо Тебе́ наде́жды не стяжа́х. Да не у́бо враго́м пора́дование и сме́х упова́яй на Тя́ явлю́ся: и́бо мо́жеши ели́ка и хо́щеши, я́ко Ма́ти су́щи все́х Бо́га.

По 3-м стихосло́вии седа́лен, гла́с 6.

Подо́бен: Го́споди поми́луй:

Го́споди напра́ви ны́ по́ст повторя́ющыя, освяще́ние на́м осия́й и просвеще́ние оправда́ний Твои́х: и сподо́би на́с приноси́ти Тебе́ благоприя́тну моли́тву, коле́на приклоня́ющих. Ты́ бо еси́ Оте́ц на́ш, и мы́ сы́нове Твои́, и Тя́ со стра́хом пое́м, и и́мя Твое́ призыва́ем.

Читайте так же:  Молитва заговор на продажу автомобиля

И ны́не, Богоро́дичен: Нача́ло спасе́ния Гаврии́лово провеща́ние к Де́ве бы́сть. Слы́ша бо, е́же ра́дуйся, не отбеже́ целова́ния, не усумне́ся я́ко Са́рра в се́ни, но си́це глаго́лаше: се́ раба́ Госпо́дня, бу́ди Мне́ по глаго́лу твоему́.

Кано́н мине́и, и трипе́снец господи́на Ио́сифа. И стихосло́вятся пе́сни. Гла́с 4.

Ирмо́с: Триста́ты кре́пкия:

Еди́не благи́й, исто́чниче ми́лости, А́гнче Бо́жий, взе́мляй я́ко Бо́г ми́ра согреше́ния, спаси́ мя́ грехо́в треволне́нием погружа́ема, к приста́нищу покая́ния наставля́я мя́.

По́ст чи́стый, удале́ние греха́, отчужде́ние страсте́й, любо́вь к Бо́гу, моли́твы прилежа́ние, сле́зы со умиле́нием, и о убо́гих попече́ние, Христо́с в писа́ниих завеща́.

Уя́звлена душе́ю, грехо́вным ору́жием, и ура́нена су́ща мно́гими злы́ми, Врачу́ ду́ш на́ших, исцели́ я́ко Благоде́тель, наложи́в мне́ лека́рства му́дрых за́поведей Твои́х Человеколю́бче.

Богоро́дичен: Нескве́рная Ски́ние, Пресвята́я Де́во, оскверне́ннаго мя́ лю́тых страсте́й наведе́ньми, исто́чником ми́лости Твоея́ очи́сти, и да́ждь ми́ умиле́ния ту́чы Влады́чице, греха́ глубину́ потребля́ющи.

И́ный, господи́на Фео́дора, гла́с 6.

Ирмо́с: Помо́щник и покрови́тель бы́сть мне́:

Я́ко попра́здничную ра́дость, и втору́ю седми́цу светотво́рных посто́в бра́тие прии́мше, любо́вию воспои́м Христа́, Боже́ственно веселя́щеся.

Умиле́ния вре́мя по́стное ны́не обре́тше, воспла́чим зе́льно и воздохне́м, и воздежи́м ру́це ко Еди́ному Изба́вителю: е́же спасти́ ду́шы на́шя.

Тро́ичен: Триипоста́сная Еди́нице, нача́льнейшая Госпоже́ все́х, совершеннонача́льная, пренача́льная, Сама́ на́с спаси́, О́тче, и Сы́не, и Ду́ше Пресвяты́й.

Богоро́дичен: Кто́ роди́ Сы́на невсе́яна О́тчим зако́ном; Сего́ у́бо ражда́ет Оте́ц без ма́тере: пресла́вное чу́до, Ты́ бо родила́ еси́ чи́стая, Бо́га вку́пе и Челове́ка.

Сла́ва Тебе́ Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.

Я́ко понесу́ гне́в Тво́й Христе́ мо́й, егда́ на су́д прии́деши; ко́е же обре́т сло́во да́м та́мо, не соде́яв, ни сотвори́в Твою́ во́лю Христе́: те́мже пре́жде конца́ осла́би ми́.

Ирмо́с: Помо́щник и покрови́тель бы́сть мне́ во спасе́ние, се́й мо́й Бо́г, и просла́влю Его́, Бо́г отца́ моего́, и вознесу́ Его́: сла́вно бо просла́вися.

Ирмо́с: Изба́вителю все́х:

Мимоходя́ жития́ непостоя́нное, в разбо́йническия по́мыслы впадо́х, и уя́звлен возсмерде́хся: Врачу́ неду́гующих, да́ждь ми́ ру́ку, святы́х Твои́х все́х мольба́ми.

Лю́таго греха́ бу́ря мое́ помышле́ние смуща́ет, я́коже Петра́ спаси́ мя́ Иису́се, пою́ща: вся́ дела́ благослови́те, по́йте Го́спода.

Воздержа́нием стра́сти умертви́м, поще́нием ду́х впери́м к небеси́, и воззове́м умиле́нием се́рдца: согреши́хом Ти́ Бо́же, я́ко ще́дрый прости́.

Богоро́дичен: Во чре́во Твое́ всели́вся Вы́шний, небе́с ши́ршую Тя́ показа́, и предста́тельство необори́мое вопию́щих Де́во: вся́ дела́ благослови́те, по́йте Го́спода.

И́ный. Ирмо́с: Его́же во́инства:

Страсте́й мучи́тельством Го́споди, не порабоще́ну ду́шу мою́ покажи́: да свобо́дно творя́ во́лю Твою́ ра́дуюся, и сла́влю держа́ву Твою́ во ве́ки.

Иса́вово невоздержа́ние возненави́ждь душе́ моя́, и Иа́ковлим ревну́й до́брым дело́м, обольсти́ Велиа́ра воздержа́нием, обогати́ся Боже́ственными, и воспо́й во ве́ки.

Благослови́м Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, Го́спода.

Тро́ичен: Еди́наго Бо́га по существу́ почита́ю, Три́ Ипоста́си пою́ определи́тельно, и́ныя, но не и́накия. Поне́же Божество́ Еди́но, и Еди́на в Трие́х держа́ва: и́бо Оте́ц, Сы́н и Ду́х.

Богоро́дичен: Из све́тлыя проше́д утро́бы Твоея́, я́ко Жени́х от черто́га, возсия́ Христо́с, све́т су́щым во тьме́ вели́кий: и́бо Пра́вды Со́лнце облиста́в просвети́ чи́стая ми́р.

Сла́ва Тебе́ Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.

Во́ду пия́й никто́же обезу́мися, яви́ся же Но́е на́г вино́м иску́шься: се́мена же зло́бы Ло́т отсю́ду ражда́ет. Бе́гай о душе́ моя́ си́х подража́ния, Христа́ пою́щи.

Ирмо́с: Его́же во́инства Небе́сная сла́вят, и трепе́щут Херуви́ми и Серафи́ми, вся́ко дыха́ние и тва́рь, по́йте, благослови́те и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Ирмо́с: Е́ва у́бо неду́гом:

Пости́мся от страсте́й гне́ва, наслади́мся любве́ нело́жныя, напита́им убо́гия хле́бом, боже́ственною пита́еми благода́тию, и слеза́ми сле́зы угаси́м бу́дущаго изрече́ния.

Окая́нная душе́ воздохни́, се́туй, покая́ния о́бразы покажи́, ны́не при две́рех де́нь, судя́й нелицеме́рно седи́т, кому́ждо отдава́я досто́йная соде́янных, я́коже пи́сано е́сть.

Не стяжа́х дея́ний благи́х, оскверни́х ри́зу, ю́же прия́х, боже́ственнаго креще́ния одея́ние: во тьме́ неве́дения хожду́: све́том мя́ лица́ Твоего́ Го́споди, отча́яна ны́не испра́ви.

Богоро́дичен: Мари́е Госпоже́ вся́ческих, вся́ким мя́ грехо́м порабоще́на, Ты́ свободи́ Де́во, Свободи́теля ду́ш на́ших поро́ждшая: ты́ бо па́че сло́ва родила́ еси́ Существи́тельную Бла́гость.

И́ный. Ирмо́с: Безсе́меннаго зача́тия:

Ны́не злопостра́ждим я́ко во́ини Христо́вы: ели́ко бо ели́ко вре́мя мимохо́дит, венцы́ плету́тся подвиза́ющымся, я́же возда́ст Христо́с, егда́ прии́дет со сла́вою а́нгельскою суди́ти все́й земли́.

Ве́сь уязви́хся, ве́сь, Христе́ мо́й, острупи́хся, исцели́ моя́ гно́йныя я́звы, страстна́я угрызе́ния су́щая от греха́, да услы́шу, я́ко прокаже́нный, гла́с Тво́й святы́й: я́ко хощу́, очи́стися.

Тро́ичен: Еди́наго Единороди́телю, Единоро́днаго Сы́на О́тче: и Еди́не Еди́наго Све́те, Све́та сия́ние: и Еди́ный Еди́не Еди́наго Бо́га, Святы́й Ду́ше, Го́спода Госпо́дь вои́стинну сы́й: о Тро́ице Еди́нице Свята́я, спаси́ мя́ богосло́вяща Тя́.

Богоро́дичен: Чу́до рождества́ твоего́ ужаса́ет мя́, всенепоро́чная, ка́ко зачина́еши безсе́менно непостижи́маго; рцы́, ка́ко де́вствуеши, ро́ждши я́ко Ма́ти; е́же па́че естества́ ве́рою прие́мь, рожде́нному поклони́ся, ели́ка хо́щет бо, и мо́жет.

Сла́ва Тебе́ Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.

По́ст Моисе́а Богови́дца соде́ла, Илию́ дре́вле пла́меннаго воза́тая, Па́вла же, душе́ моя́, стра́шнаго неботе́чника. Те́мже пости́мся от зло́б, и на высоту́ безстра́стия и мы́ восхи́тимся.

Ирмо́с: Безсе́меннаго зача́тия Рождество́ несказа́нное, Ма́тере безму́жныя нетле́нен Пло́д: Бо́жие бо рожде́ние обновля́ет естества́. Те́мже Тя́ вси́ ро́ди, я́ко Богоневе́стную Ма́терь, правосла́вно велича́ем.

Читайте так же:  Молитвы и заговоры старинные

На стихо́вне стихи́ра самогла́сна, гла́с 5:

Ди́вное ору́жие, моли́тва и по́ст: се́й Моисе́а законописа́теля показа́, и Илию́ в же́ртвах ревни́теля. В то́м пребыва́юще ве́рнии, Спа́су возопии́м: Тебе́ Еди́ному согреши́хом, поми́луй на́с. [Два́жды.]

Му́ченичен: Благослове́нное во́инство Царя́ Небе́снаго: А́ще бо и земноро́днии бя́ху страстоте́рпцы, но А́нгельский са́н потща́шася дости́гнути, о телесе́х небре́гше, и страстьми́ безпло́тных удосто́ившеся че́сти: моли́твами и́х, Го́споди, спаси́ ду́шы на́шя.

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен. Тебе́ мо́лимся, я́ко Бо́жии Ма́тери, благослове́нная, моли́ о спасе́нии ду́ш на́ших.

На 6-м часе́, тропа́рь проро́чества, гла́с 5:

Созда́вый наедине́ сердца́ на́ша, помяни́, я́ко пе́рсть есмы́, не осуди́ на́с в преиспо́дних земли́ безгре́шне.

Проки́мен, псало́м 21, гла́с 6: Боя́щиися Го́спода восхвали́те Его́. Сти́х: Бо́же, Бо́же Мо́й, вонми́ Ми, вску́ю оста́вил Мя́ еси́;

Проро́чества Иса́иина чте́ние. [ Ис. 4:1–6, 5:1–7 .]

Проки́мен, псало́м 22, гла́с 6: Же́зл Тво́й и па́лица Твоя́, та́ мя́ уте́шиста. Сти́х: Госпо́дь пасе́т мя́, и ничто́же мя́ лиши́т.

В понеде́льник ве́чера

во свети́льничное по предначина́тельном псалме́, стихосло́вим кафи́сму: Ко Го́споду, внегда́ скорбе́ти ми́: На Го́споди воззва́х, поста́вим стихо́в 6: и пое́м стихи́ры подо́бны Трио́ди. Творе́ние господи́на Ио́сифа, гла́с 8.

Подо́бен: Что́ ва́с нарече́м:

Кому́ уподо́билася еси́ окая́нная, леня́щися, о душе́! И не творя́щи до́брая, но лю́бящи при́сно в злы́х пребыва́ние; су́д при две́рех, пока́йся, посто́м и моли́твою очи́стися, и Влады́це твоему́ возопи́й: согреши́х Ти́, прости́ я́ко Благоутро́бен, и исправле́ние мне́ да́руй.

Име́яй бла́гости пучи́ну, пучи́ны мои́х грехо́в лука́выя изсуши́ Христе́, я́ко безгре́шный Бо́г, и да́ждь се́рдцу моему́ умиле́ние, пото́ки беззако́ния оте́млющее: да пою́ и сла́влю Твое́ благоутро́бие неизрече́нное, долготерпели́ве Благоде́телю ду́ш на́ших.

И́на стихи́ра господи́на Фео́дора, гла́с то́йже.

Подо́бен: Во Еде́ме ра́й:

Приведы́й и ны́не на́с Бо́же, вре́мене обше́ствие всечестна́го поста́ соверши́ти, и дарова́вый на́м во свято́е по́прище вторы́я седми́цы вни́ти: Са́м сподо́би Го́споди, и к бу́дущему благотещи́, те́ло и ду́шу на́шу и благоде́тельствуя и укрепля́я: я́ко да дости́гнем соверши́вше тече́ние му́жески, в Госпо́дский де́нь Воскре́сния Твоего́, вси́ в ра́дости: и да венцы́ нося́ще, непреста́нно Тя́ похва́лим.

И мине́и 3. Сла́ва, и ны́не, богоро́дичен.

Проки́мен, псало́м 23, гла́с 1: Госпо́дь кре́пок и си́лен, госпо́дь си́лен в бра́ни. Сти́х : Госпо́дня земля́, и исполне́ние ея́.

Сотвори́ Госпо́дь Бо́г Ада́му и жене́ его́ ри́зы ко́жаны, и облече́ и́х. И рече́ Бо́г: се́ Ада́м бы́сть я́ко еди́н от На́с, е́же разуме́ти до́брое и лука́вое, и ны́не да не когда ́ простре́т ру́ку свою́, и во́змет от дре́ва жи́зни, и сне́ст, и жи́в бу́дет во ве́к. И изгна́ его́ Госпо́дь Бо́г из рая́ сла́дости, де́лати зе́млю: от нея́же взя́т бы́сть. И изри́не Ада́ма, и всели́ его́ пря́мо рая́ сла́дости: и приста́ви херуви́ма, и пла́менное ору́жие обраща́емое, храни́ти пу́ть дре́ва жи́зни. Ада́м же позна́ Е́ву жену́ свою́, и заче́нши роди́ Ка́ина. и рече́: стяжа́х челове́ка Бо́гом. И приложи́ роди́ти бра́та его́ А́веля. и бы́сть А́вель па́стырь ове́ц: Ка́ин же бе́ де́лаяй зе́млю. И бы́сть по дне́х принесе́ Ка́ин от плодо́в земли́ же́ртву Бо́гу: И А́вель принесе́ и то́й от перворо́дных ове́ц свои́х, и от ту́ков и́х: и призре́ Бо́г на а́веля и на да́ры его́: На Ка́ина же и на же́ртвы его́ не вня́т, и опеча́лися ка́ин зело́, и испаде́ лице́ его́. И рече́ Госпо́дь Бо́г Ка́ину: вску́ю приско́рбен бы́л еси́; и вску́ю испаде́ лице́ твое́; Еда́ а́ще пра́во прине́сл еси́, пра́во же не раздели́л еси́, не согреши́л ли еси́; умо́лкни: к тебе́ обраще́ние его́, и ты́ те́м облада́еши.

Проки́мен, псало́м 24, гла́с 6: При́зри на мя́ и поми́луй мя́. Сти́х : К Тебе́ Го́споди, воздвиго́х ду́шу мою́.

На стихо́вне самогла́сен дне́, гла́с 3. Два́жды:

Духо́вным посто́м пости́мся, расто́ргнем вся́кое развраще́ние, оста́немся же и собла́знов греха́, отпу́стим и бра́тии до́лги, да и на́м оста́вятся прегреше́ния на́ша. та́ко бо возопи́ти возмо́жем: да испра́вится моли́тва на́ша, я́ко кади́ло пред Тобо́ю Го́споди.

Му́ченичен: Проро́цы и апо́столи Христо́вы, и му́ченицы, научи́ша пе́ти Тро́ицу Единосу́щную, и просвети́ша язы́ки заблу́ждшыя, и о́бщники а́нгелов сотвори́ша сы́ны челове́ческия.

Сла́ва, и ны́не, богоро́дичен, гла́с то́йже: До конца́ убо́гих Твои́х не забу́ди Влады́чице: но Твои́ми моли́твами бу́дущаго на́с свободи́ преще́ния, и настоя́щаго вре́да, и гне́ва Госпо́дня исхити́ Богоро́дице, Твоя́ рабы́.

[зри́] Ве́домо же да е́сть: Я́ко от сего́ понеде́льника вторы́я седми́цы поста́, выпева́ются на Повече́риях кано́ны, и́же в Мине́и, иму́щих прилучи́тися святы́х, от суббо́ты Ла́заревы до Неде́ли Фомины́, с кано́ны Богоро́дичными. Пре́жде пое́тся кано́н Богоро́дицы, и по не́м в Мине́и. По 3-й пе́сни конда́к и седа́лен в Мине́и. а по 6-й пе́сни седа́лен Богоро́дицы. Последи́ же кано́на стихи́ры в Мине́и.

Вторая седмица Великого поста

Протоиерей Г.С. Дебольский

Некоторые из священных песнопений, исполняемых ныне во вторую седмицу св. Четыредесятницы при богослужении, Церковь приняла от Иосифа и Феодора Студитов и Феофана Никейского.

Для назидания и руководства постящихся к благодатному освящению и озарению, Церковь при богослужении во вторую седмицу Великого поста воспоминает св. причастников и защитников благодатного света. Так, на повечерии в первый воскресный день Четыредесятницы воспоминает пророков, которые от Святого Духа просвещаемы прорекли о новозаветной благодати ( 1Пет. 1:10 ).

Читайте так же:  Молитв в дорогу

В субботу на Литургии чтением Апостола Церковь внушает нам назидать друг друга и не ослабевать в начатом подвиге поста ( Евр. 3:12-16 ); а Евангелием благовествует об очищении прокаженного благодатным словом Господа ( Мк. 1:35-44 ).

В воскресный день второй седмицы св. Четыредесятницы с 14 века она празднует св. Григорию Паламе , архиепископу Фессалоникийскому и чудотворцу, — защитнику Православного учения о Божественном свете. Синаксарь на этот день начинается стихами:

Света светлого проповедника ныне воистину велия:
Источник света к незаходимому водит свету.

Напыщенные мирскою и тщетною мудростью, — говорил святитель, — и не внимающие мужам опытным в духовном учении, когда слышат о свете, осиявшем Господа на горе Преображения и виденном апостолами, думают видеть в нем нечто чувственное и сотворенное; почему и этот невещественный, неугасимый и вечный свет, превышающий не только чувства, но и всякий ум, низводят до чувственного и сотворенного света, хотя и Сам, просиявший светом на Фаворе, ясно показал, что этот свет не сотворен, назвавши его царством Божиим (Мф. 16:28). Царство же Божие ужели есть что-либо сотворенное и служебное? Ужели Господь воспринял на горе какой-то иной свет, которого дотоле не имел?

«О свойстве света, виденного апостолами на Фаворе»

За св. ревность к утверждению учения Православной Церкви св. Григорий от священного Собора и императора убежден был принять рукоположение во архиепископа Фессалоникийского, и около тридцати лет пас солунскую Церковь (см. Синаксарь во вторую неделю Четыредесятницы. Чет. Мин. 14 ноября). Вскоре по преставлении его, он за свою святость прославлен был Церковью. В 14 же веке, в котором он жил и преставился, константинопольский патриарх Филофей (1362–1365) изложил житие его и последование церковной службы в память его.

Постящихся и идущих путем благодатного освящения Церковь ободряет и утешает во вторую неделю Четыредесятницы чтением Апостола о божественном величии Сына Божия, во имя Которого мы постимся и подвизаемся, и служением св. Ангелов для ищущих спасения:

Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение : а нерадящим о своем спасении угрожает правосудием Божиим. Аще бо глаголанное Ангелы слово бысть известно, и всяко преступление и ослушание праведное прият мздовоздаяние: како мы убежим, о толицем нерадивше спасении.

Чтением Евангелия Церковь благовествует об исцелении души расслабленного от грехов и тела от болезни словом Господа, по вере принесших расслабленного (Мк. 2:1-12).

Источник: Протоиерей Г.С. Дебольский. «Дни Богослужения Православной Церкви» : В 2-х т.
— Изд-во «Отчий дом», 1996.

Вторая седмица Великого поста. О чем не забыть

На вто­рой сед­ми­це Ве­ли­ко­го по­ста Цер­ковь мо­лится о бла­го­дат­ном оза­ре­нии по­стя­щих­ся и ка­ю­щих­ся, по­буж­дая хри­сти­ан к но­вым по­дви­гам.

В среду, 20 марта, и пятницу, 22 марта, второй седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров .

В пятницу, 22 марта, отмечается память 40 Севастийских мучеников. Эти воины-христиане пострадали около 320 года в городе Севастии, в Армении, при императоре Ликинии. Воинов римского войска раздетыми поставили в покрытое льдом озеро, на берегу которого для соблазна была поставлена теплая баня. Ранним утром один из воинов не выдержал страданий и поспешил к бане, но как только теплый воздух коснулся его тела, он упал мертвым.

Однако сторож увидел, как над мучениками заблистал неземной свет, и объявил себя христианином, присоединившись к мужественным воинам. Мучители, увидев, что холод не причиняет вреда христианам, умертвили их. Через три дня мученики явились в видении епископу Севастийскому Петру, он нашел их останки и с честью их похоронил.

В суб­бо­ту вто­рой сед­ми­цы, 23 марта, со­вер­ша­ет­ся за­упо­кой­ная служ­ба .

Во святую Четыредесятницу Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни.

Кроме того, субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших.

Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы.

Воскресенье второй седмицы, 24 марта, называется Неде­лей свя­то­го Гри­го­рия Па­ла­мы , ар­хи­епи­ско­па Фес­са­ло­нит­ско­го.

Свя­той Гри­го­рий был ве­ли­ким по­движ­ни­ком го­ры Афон и из­ве­стен так­же как за­щит­ник Пра­во­сла­вия и об­ли­чи­тель ере­си Вар­ла­а­ма, ка­лаб­рий­ско­го мо­на­ха, от­вер­гав­ше­го пра­во­слав­ное уче­ние о бла­го­дат­ном Све­те, оза­ря­ю­щем внут­рен­не­го че­ло­ве­ка и ино­гда от­кры­ва­ю­щем­ся ви­ди­мо (на­при­мер, на Фа­во­ре и на Си­нае).

На со­зван­ном для суж­де­ния по этим во­про­сам Со­бо­ре свя­той Гри­го­рий Па­ла­ма об­ли­чил ере­ти­ков и за­щи­тил уче­ние о Све­те Бо­же­ствен­ном, ко­то­рым про­си­ял Гос­подь на Фа­во­ре и ко­то­рым оза­ря­ют­ся по­движ­ни­ки, до­стиг­шие свя­то­сти.

2 седмица великого поста молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here