Содержание
Библия. Псалтирь
Псалом 24
1 К Тебе, Господи, возношу душу мою.
2 Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь [вовек], да не восторжествуют надо мною враги мои,
3 да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне.
4 Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим.
5 Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.
6 Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века.
7 Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!
8 Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь,
9 направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим.
10 Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его.
11 Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно.
12 Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать.
13 Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю.
14 Тайна Господня — боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.
15 Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои.
16 Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен.
17 Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих,
18 призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои.
19 Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня.
20 Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю.
21 Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь.
22 Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его.
Библия. Псалтирь
Псалом 101
1 Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.
2 Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе.
3 Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, [когда] воззову [к Тебе], скоро услышь меня;
4 ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня;
5 сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой;
6 от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей.
7 Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах;
8 не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле.
9 Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною.
10 Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами,
11 от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознес меня и низверг меня.
12 Дни мои — как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава.
13 Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род.
14 Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его,- ибо пришло время;
15 ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют.
16 И убоятся народы имени Господня, и все цари земные — славы Твоей.
17 Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей;
18 призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их.
19 Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа,
20 ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю,
21 чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти,
22 дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его — в Иерусалиме,
23 когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу.
24 Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои.
25 Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов.
26 В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса — дело Твоих рук;
27 они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;
28 но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся.
29 Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицем Твоим.
Библия. Псалтирь
Псалом 100
1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.
2 Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придешь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
4 Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать.
5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
7 Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
Псалом 100
Псалом Давиду
Давида, псалом.
1 Милость и суд воспою Тебе, Господи.
1 Милость и суд воспою Тебе, Господи.
2 Пою и разумею в пути непорочне, когда приидеши ко мне? Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего.
2 Буду петь и внимать на пути непорочном: когда Ты придёшь ко мне? Я ходил в беззлобии сердца моего посреди дома моего.
3 Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную: творящыя преступление возненавидех.
3 Не допускал пред глаза мои дела законопреступного, творящих преступления возненавидел;
4 Не прильпе мне сердце строптиво, уклоняющагося от мене лукаваго не познах.
4 не пристало ко мне сердце строптивое, избегающего меня злого я не замечал;
5 Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком, и несытым сердцем, с сим не ядях.
5 тайно клевещущего на ближнего своего – его изгонял, с гордым оком и ненасытным сердцем – с ним вместе не вкушал.
6 Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною: ходяй по пути непорочну, сей ми служаше.
6 Очи мои – на верных земли, чтобы сидеть им рядом со мною, ходящий по пути непорочному, он мне служил.
7 Не живяше посреде дому моего творяй гордыню, глаголяй неправедная, не исправляше пред очима моима.
7 Не жил среди дома моего поступающий надменно, говорящий неправду не преуспевал пред очами моими.
8 Во утрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие.
8 По утрам умерщвлял я всех грешников земли, чтобы истребить из града Господня всех делающих беззаконие.
Слава:
Слава:
Милость и суд воспою Тебе, Господи. Пою и разумею в пути непорочне, когда приидеши ко мне? Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего. Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную: творящыя преступление возненавидех. Не прильпе мне сердце строптиво, уклоняющагося от мене лукаваго не познах. Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком, и несытым сердцем, с сим не ядях. Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною: ходяй по пути непорочну, сей ми служаше. Не живяше посреде дому моего творяй гордыню, глаголяй неправедная, не исправляше пред очима моима. Во утрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие.
Псалом 99
Псалом Давиду, во исповедание
Псалом Давида, для прославления.
1 Воскликните Богови вся земля,
1 Воскликнете Богу, вся земля!
2 работайте Господеви в веселии, внидите пред Ним в радости.
2 Служите Господу в веселии, войдите пред лицо Его в радости.
3 Уведите, яко Господь той есть Бог наш: Той сотвори нас, а не мы, мы же людие Его и овцы пажити Его.
3 Познайте, что Господь – Он Бог наш, Он сотворил нас, а не мы; мы же – народ Его и овцы паствы Его.
4 Внидите во врата Его во исповедании, во дворы Его в пениих: исповедайтеся Ему, хвалите имя Его.
4 Войдите во врата Его со славословием, во дворы Его – с песнопениями, прославляйте Его, хвалите имя Его,
5 Яко благ Господь, в век милость Его, и даже до рода и рода истина Его.
5 ибо благ Господь, навек милость Его, и до рода и рода – истина Его.
Воскликните Богови вся земля, работайте Господеви в веселии, внидите пред Ним в радости. Уведите, яко Господь той есть Бог наш: Той сотвори нас, а не мы, мы же людие Его и овцы пажити Его. Внидите во врата Его во исповедании, во дворы Его в пениих: исповедайтеся Ему, хвалите имя Его. Яко благ Господь, в век милость Его, и даже до рода и рода истина Его.
Псалом 111
Псалом 111 относится к хвалебным и благодарственным песням. Имеет богослужебное предназначение, так как начинается со слова «Аллилуйя». В тексте говорится о том, что любая человеческая мудрость без страха Божия суетна. Псалмопевец обещает разнообразные милости Божьи тому человеку, кто выполняет все заповеди.
Текст молитвы псалом 111
На церковнославянском языке
Аллилуиа, Аггеево и Захариино
1 Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело.
2 Сильно на земли будет семя eго, род правых благословится:
3 Слава и богатство в дому eго, и правда eго пребывает в век века.
4 Возсия во тме свет правым, милостив и щедр, и праведен.
5 Благ муж, щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится.
6 В память вечную будет праведник.
7 От слуха зла не убоится,
8 готово сердце eго уповати на Господа. Утвердися сердце eго, не убоится, дондеже воззрит на враги своя.
9 Расточи, даде убогим, правда eго пребывает во век века, рог eго вознесется в славе.
10 Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает, желание грешника погибнет.
На русском языке
1 Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко.
2 Сильным на земле будет семя его, род правых благословится:
3 Слава и богатство в доме его, и правда его пребывает во век века.
4 Взошёл во тьме свет правым: он милостив, и щедр, и праведен.
5 Благ муж, милующий и дающий взаймы, подберёт он слова свои на суде, ибо вовек не поколеблется.
6 Вечно в памяти будет праведник,
7 От злой молвы не убоится:
8 Готово сердце его уповать на Господа. Утверждено сердце его, он не убоится, доколе не посмотрит на врагов своих.
9 Расточил он, дал бедным, – правда его пребывает во век века, рог его вознесется в славе.
10 Грешник увидит и разгневается, зубами своими заскрежещет и истает; желание грешника погибнет.
Когда и для чего читают псалом 111
Псалом 111 входит в состав XVI кафизмы и его читают на субботнем богослужении. Песнь исполняется на старославянском языке. Во время Великого поста псалтырь прочитывается в течение недели дважды. Поэтому к псалму 111 обращаются во вторник и субботу. На Светлой седмице кафизм не положено.
Во время церковного богослужения песнь исполняется на церковнославянском языке. При домашней молитве разрешается читать псалом 111 на русском языке. Православная церковь благословляет читать и слушать его как просьбу о защите здоровья и жизни отправляющихся на войну воинов.
Толкование
В тексте псалма 111 описываются черты праведного человека и награды, которые его ожидают. Также говорится и о грешнике, недоумевающем и злящемся глядя на изливаемые на благочестивого человека милости Божьи. Для подробного толкования псалма 111 необходимо разобрать его стихи по отдельности:
- Стихи 1-2. Человек должен быть движим внутренним благочестием и радостно повиноваться заповедям Божьим. И потомки его получат особое благословение.
- Стихи 3-4. Господь благословляет праведного человека, который и в трудные времена сохраняет милосердие и праведность, как в своей душе, так и во внешнем поведении.
- Стихи 5-6. Благо получит человек добрый, умеющий жить по справедливости и давать взаймы.
- Стихи 7-8. Праведного человека не лишают душевного мира и покоя плохие новости и людская молва, так как он полностью доверяет Господу и сердце его твердо.
- Стихи 9-10. Праведными чертами перед Богом являются помощь нуждающимся и щедрость. Они приводят к славе. А такие черты как зависть, ненависть, нечестие становятся причиной саморазрушения и погибели.
Псалом 100
Библия повествует о том, как во время передвижения Кивот Завета упал с повозки, а верный подданный Давида – левит Оза, бросился поднять святыню, но по своему недостоинству тотчас умер. Царь Давид остановил процессию, в течение трех месяцев размышлял о Божьем недовольстве. Псалом 100 – это обещание Богу воздерживаться от беззаконий, жить благочестиво, творить праведный суд и не слушать преступных советчиков, ябедников и уничижителей.
Текст молитвы псалом 100
На церковнославянском языке с ударениями
1 Ми́лость и су́д воспою́ Тебе́, Го́споди.
2 Пою́ и разуме́ю в пути́ непоро́чне, когда́ прии́деши ко мне́́. Прехожда́х в незло́бии се́рдца моего́ посреде́ до́му моего́.
3 Не предлага́х пред очи́ма мои́ма ве́щь законопресту́пную: творя́щыя преступле́ние возненави́дех.
4 Не прильпе́ мне́ се́рдце стропти́во, уклоня́ющагося от мене́ лука́ваго не позна́х.
5 Оклевета́ющаго та́й и́скренняго своего́, сего́ изгоня́х: го́рдым о́ком, и несы́тым се́рдцем, с си́м не ядя́х.
6 О́чи мои́ на ве́рныя земли́, посажда́ти я́ со мно́ю: ходя́й по пути́ непоро́чну, се́й ми́ служа́ше.
7 Не живя́ше посреде́ до́му моего́ творя́й горды́ню, глаго́ляй непра́ведная, не исправля́ше пред очи́ма мои́ма.
8 Во у́трия избива́х вся́ гре́шныя земли́, е́же потреби́ти от гра́да Госпо́дня вся́ де́лающыя беззако́ние.
На русском языке
1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.
2 Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придешь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
4 Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать.
5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
7 Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
История псалма 100 и его толкование
Авторство приписывается царю и пророку Давиду. Текст псалма 100 написан не только как следствие внезапной смерти служащего царя Давида. Эта песнь имеет и собственный глубокий смысл, который легче понять, разобрав толкование псалма 100 по стихам:
Когда и для чего читается псалом 100?
Псалом 100 читается в конце первого часа на вечерней службе (или на всенощном бдении). Хотя текст был написан царем Давидом в скорбных обстоятельствах, читается он и в других нуждах:
- о благочестивых людях, чтобы Господь даровал им благодать и помощь;
- тому, кто, по примеру царя Давида, решил избавиться от давнего греха.
- кто скорбит – тот найдет утешение и надежду и поймет милость Божью;
- благочестивым хозяевам чтение псалма поможет оградить дом и близких от злых людей.
Правила чтения
Псалом 100 читается в церкви вечером в конце первого часа. В домашних условиях псалом можно читать перед иконами, с зажженной свечей или лампадкой, перед святыми иконами, в тихой, спокойной обстановке. На молитве можно вспомнить имена близких и тепло помянуть их перед Господом.
Псалом 138
Истинная вера и преданность Всевышнему творит чудеса. Псалом 138 выражает все чувства праведника к Господу. Каждая строчка молитвы наполнена благоговением и восхищением.
Текст молитвы псалом 138
Священнослужители в храмах используют текст псалма138 на церковнославянском. Многие верующие не до конца понимают такой текст. Поэтому дома можно читать псалом 138 на русском языке.
На церковнославянском языке с ударениями
В коне́ц Дави́ду, псало́м Заха́риин в разсе́янии.
1 Го́споди, искуси́л мя еси́ и позна́л мя еси́. Ты позна́л еси́ седа́ние мое́ и воста́ние мое́.
2 Ты разуме́л еси́ помышле́ния моя́ издале́ча:
3 стезю́ мою́ и у́же мое́ Ты еси́ изсле́довал, и вся пути́ моя́ прови́дел еси́.
4 Яко несть льсти в язы́це мое́м: се, Го́споди, Ты позна́л еси́.
5 Вся после́дняя и дре́вняя: Ты созда́л еси́ мя, и положи́л еси́ на мне ру́ку Твою́.
6 Удиви́ся ра́зум Твой от мене́, утверди́ся, не возмогу́ к нему́.
7 Ка́мо пойду́ от Ду́ха Твоего́? И от лица́ Твоего́ ка́мо бежу́?
8 Аще взы́ду на не́бо – Ты та́мо еси́, а́ще сни́ду во ад – та́мо еси́.
9 Аще возму́ криле́ мои́ ра́но и вселю́ся в после́дних мо́ря –
10 и та́мо бо рука́ Твоя́ наста́вит мя и удержи́т мя десни́ца Твоя́.
11 И рех: еда́ тма попере́т мя, и нощь просвеще́ние в сла́дости мое́й?
12 Яко тма не помрачи́тся от Тебе́, и нощь, я́ко день, просвети́тся, я́ко тма ея́, тако и свет ея́.
13 Яко Ты созда́л еси́ утро́бы моя́, восприя́л мя еси́ из чре́ва ма́тере моея́.
14 Испове́мся Тебе́, я́ко стра́шно удиви́лся еси́: чу́дна дела́ Твоя́, и душа́ моя́ зна́ет зело́.
15 Не утаи́ся кость моя́ от Тебе́, ю́же сотвори́л еси́ в та́йне, и соста́в мой в преиспо́дних земли́.
16 Несоде́ланное мое́ ви́десте о́чи Твои́, и в кни́зе Твое́й вси напи́шутся, во днех сози́ждутся и никто́же в них.
17 Мне же зело́ че́стни бы́ша дру́зи Твои́, Бо́же, зело́ утверди́шася влады́чествия их.
18 Изочту́ их, и па́че песка́ умно́жатся; воста́х, и еще есмь с Тобо́ю.
19 Аще избие́ши гре́шники, Бо́же, му́жие крове́й, уклони́теся от мене́.
20 Яко ревни́ви есте́ в помышле́ниих, прии́мут в суету́ гра́ды Твоя́.
21 Не ненави́дящыя ли Тя, Го́споди, возненави́дех, и о вразе́х Твои́х иста́ях?
22 Соверше́нною не́навистию возненави́дех я́, во враги́ бы́ша ми.
23 Искуси́ мя, Бо́же, и уве́ждь се́рдце мое́, истяжи́ мя и разуме́й стези́ моя́,
24 и виждь, а́ще путь беззако́ния во мне, и наста́ви мя на путь ве́чен
На русском языке
К исполнению, Давида. Псалом Заха́рии, в разсеянии.
1 Господи, Ты испытал меня и познал меня: Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю;
2 Ты разумеешь помышления мои издали.
3 Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.
4 Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.
5 Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.
6 Дивно для меня ведение Твое, — высоко, не могу постигнуть его!
7 Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?
8 Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.
9 Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, —
10 и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.
11 Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»;
12 но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет.
13 Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей.
14 Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это.
15 Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.
16 Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.
17 Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!
18 Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою.
19 О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные!
20 Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои.
21 Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя?
22 Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне.
23 Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои;
24 и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.
История написания
Автором хвалебной песни является царь Давид, по надписанию. Иерусалим стал духовной столицей в момент перемещения Киота Завета в город. Это было настоящее чудесное событие для иудейского народа. Все жители религиозной столицы были воодушевлены действом. Это и послужило главной причиной написания пророческого текста.
Для чего читают псалом 138?
Верующие читают псалом 138 в следующих случаях:
- Если встал на неверный путь;
- Чтобы очистить совесть и душу;
- Помощь в трудных ситуациях, если не находишь правильного выхода;
- Для исправления поведения и мыслей.
Толкование псалма 138
Предлагаем вашему вниманию толкование хвалебной песни:
Стихи 1-3: Господь узнал Давида, испытал его всеми трудностями. Давид остался верен себе и Господу. Всевышний знает о псалмопевце все: его нрав, действия, мысли. Он понимает царя даже издалека.
Стихи 4-6: Давид может только подумать, а Бог уже понимает все его намерения. Описываются знания Господа.
Стихи 7-12: Вездесущность Господа выражена риторическими вопросами и фразами. Давид понимает, что Господь везде: в каждом его вздохе и шаге. Вся Вселенная ему подвластна. Рука Господа – это сила направляющая. Для Бога и ночь, и день светлы. Он видит все, что происходит на земле.
Стихи 13-16: Давид рассказывает о том, что Бог соткал его из ткани, ниточки которой продуманы до совершенства. У каждой есть своя функция. Деяния Господни чудесны.
Стихи 17-18: Описываются мысли и действия Господни. Его думы и планы. Давид указывает на то, что даже во время сна и отдыха он защищен крылом Божьим.
Стихи 19-22: Неприятие гневных слов нечестивых о Господе. Давид же относится к Богу с неким благоговением. Нечестивые для псалмопевца враги и предатели.
Стихи 23-24: Молитва Давида Богу. Даже если царь ступит на неправильный путь, Всевышний направит его на истинный путь веры.
Правила чтения
Строгих правил для чтения псалма 138 нет. Многие верующие учат строчки наизусть, зачитывают со сборника Псалтырь. Молитву читают среди недели.
Псалом 100 “Милость и суд воспою тебе, Господи”
Перевод
Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь. Буду размышлять о пути непорочном: “когда ты придешь ко мне?” Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего. Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать. Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю. Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне. Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими. С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
100 псалом текст молитвы на русском
Вы можете пополнить наш счет онлайн либо через КИВИ-терминал.
На мобильный телефон:
ВебМани:
Вы можете пополнить наш счет онлайн, через банкомат наличными или купить предоплаченную карту, далее прислав номер карты на наш имейл: [email protected]
ПейПал:
Псалтирь на всякую потребу, составленная по советам и наставлениям святых отцов
Псалмы, выражающие чувствования верующих
Псалмы и их главная мысль
§ Псалтирь как требник
Чтение Псалтири в различных случаях
Предметный указатель псалмов
Псалмы, употребляемые на Богослужениях
Если хочешь кого исправить от недостатков (Св.прав.Иоанн Кронштадский)
Псалмы поются уже 3000 лет.
Молитвы перед началом чтения Псалтири
Псалтирь на Церковно-Славянском языке
§ Архиепископ Ириней (Клементьевский Иоанн Андреевич)
Биография Архиепископа Иринея (его Толкование Псалтири представлены на этом сайте в формате PDF)
Биография в графическом формате (Русский биографический словарь)
Псалом 100
В псалме Давид рисует образ своего будущего правления, идеал своего царствования, с изображением мучительно тоскующего настроения, от ожидания «когда Ты , Господи, придешь ко мне?» (Пс.100_2) Содержание псалма согласуется с обстоятельствами перенесения Давидом Кивота Завета в Иерусалим. Известно, что гибель Озы, прикоснувшегося без должного благоговения к Ковчегу, опечалила Давида, не решавшегося далее везти его. Ковчег был поставлен в доме Аведдара. В гибели Озы Давид видел указание, что он не достоин милости Бога, что Господь не может сейчас придти в Иерусалим, вероятно, за какой-то нравственной нечистотой последнего. Поэтому Давид в псалме дает обет пред Богом позаботиться об очищении Иерусалима, чтобы сделать его местом, достойным для пребывания в нем всесвятейшего Существа.
Пс.100:1 . Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.
Давид обещается воспевать Божественные милости, Его суд, т. е. ту правду, которая дана в Его законе. Так как все содержание псалма представляет раскрытие общих оснований будущей преобразовательной деятельности Давида, то выражение «милость и суд» будет значить: я, Господи, позабочусь об очищении и возвышении внутренней, нравственной стороны ( «милость» ) жизни Иерусалима, равно также и о просвещении народа в заповедях закона и о согласовании жизни их с указаниями Твоей воли. В менее логической, но не противоречащей связи со всем содержании псалма, будет и такое понимание: я буду знакомить и поучать народ в привязанности к Тебе раскрытием пред ним тех многочисленных благодеяний ( «милост и»), которые Ты изливал на него за всю его жизнь, чтобы тем самым расположить его следовать Твоим заповедям ( «суд буду петь» ).
Пс.100:2 . Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придешь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
«Буду размышлять о пути непорочном» – буду заботиться сделать свои поступки чистыми, чтобы узнать, когда я буду достоин принять Ковчег Завета ( «когда ты придешь ко мне?» ). Буду заботиться (прошедшие времена вместо будущих) о пути непорочном не только в смысле зоркости по отношению к своим мыслям и чувствам, но и по отношению к своим поступкам как частного человека, так и правителя народа.
Пс.100:3 . Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
Все преступное буду ненавидеть ( «не положу пред очами» – не буду любоваться, подражать), равно как и людей преступных.
Пс.100:4 . Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать.
Пс.100:5 . Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
«Сердце развращенное будет удалено от меня» – гордого сердца не будет во мне; не будет действий, подсказанных личным, своенравным желанием, напротив, буду смиренно руководиться указаниями Твоей воли; буду очищать город от клеветников и не входить в близкие сношения с людьми, презирающими других и ненасытными честолюбцами, т. е. Давид обещает возвышать и приближать к себе только достойных.
Пс.100:6 . Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
Пс.100:7 . Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
Пс.100:8 . С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
Все благоволение Давида будет к тем, кто верует в Бога, благочестив ( «верны е земли» ), чист в поступках ( «кто ходит путем непорочности» ). – «Говорящий ложь не останется пред глазами моими» – не будет прав, не будет поощряем и награждаем мною. – «С раннего утра» – с возможной и полной быстротой ( «утро» ) и неуклонностью буду заботиться об очищении города от всех беззаконников.
Этой молитвой Давида заканчиваются псалмы 1-го часа. Здесь в дополнение к псалмам 5 и 8 Церковь предлагает человеку общие указания для руководства в своей деятельности при наступающем дне.
Псалом 100
Сей псалом имеет надписание: Псалом Давиду. Блж. Феодорит, не отрицая принадлежности сего псалма Давиду, на основании мыслей и чувств, выраженных в 8-м стихе сего псалма, говорит, что Давид, по предведению, изобразил здесь благочестивого царя иудейского Иосию, который во время царствования своего совершил много добродетелей, истребил идолопоклонство и жрецов идольских (см. 4Цар.22–23 ) и таким образом представил образец совершенного и богоугодно живущего человека для наставления нашего в том, какую жизнь должно проводить желающим достигнуть Царства Небесного [6, с. 475]. Другие же из толковников думают, что Давид изображает здесь самого себя и открывает Богу чувства своей души, когда рассказывает о том что решил сделать и даже делал после того, как воспользовался мирным завладением двенадцати колен израильских. Псалом составлен Давидом вскоре после того, как он принял начальство над двенадцатиколенным царством. Весь псалом представляет идеальный образ того, каков должен быть добрый государь в своем царстве как по отношению лично к себе, так и в отношении к своим подданным.
Пс.100:1–2 Милость и суд воспою тебе, Господи: пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне? Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего.
Пс.100:3–5 Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную: творящыя преступление возненавидех: не прильпе мне сердце строптиво: уклоняющагося от Мене лукаваго не познах. Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях.
Пс.100:6 Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною: ходяй по пути непорочну, сей ми служаше.
Удалив от себя злых клеветников и всех гордых и ненасытных честолюбцев, говорит пророк, я все внимание обращал на людей честных, добросовестных, искренно преданных своей вере и пользе своего отечества (на верныя земли) и таковым предоставлял почетные места и высшие должности в государстве, для того чтобы приблизить их к себе и оказать им полное доверие (посаждати я со мною), чтобы они всегда могли быть в моем доме и семейным образом обращаться со мною. При выборе нужных для государства и полезных для царского двора людей я, говорит далее Давид, обращал внимание на тех, которые пребывали в незлобии и чистоте сердца и проводили беспорочную жизнь, и таковых только призывал к себе на службу: ходяй по пути непорочну, сей ми служаше.
Пс.100:7 Не живяше посреде дому моего творяй гордыню: глаголяй неправедная не исправляше пред очима моима.
Продолжая в том же духе и направлении свою речь, пророк говорит: я не допускал для служения при царском дворе и таких, которые имели горделивое и лукавое обращение с людьми, равно и всякий лжец, стремившийся к достижению каких-либо своекорыстных целей, не имел успеха, на который рассчитывал при моем содействии (пред очима моима), а блж. Феодорит, в объяснение сей речи Давида, добавляет: «А если кто советовал мне несправедливое, или просил несправедливого, то отходил от меня ни с чем» [6, с. 476].
Пс.100:8 Воутрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающия беззаконие.
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8
Псалом 100
Царь Иoсия во время царствования совершил много добродетелей, о которых, по предведению Давид написал сей псалом, излагая от лица его добродетельную жизнь его и, как говорит Феодорит, в пример совершенства. (1)
(1) Божественного Кирилла; Псалом Давида, т. е. песнь и славословие произшедшему от семени Давида по плоти Христу. Здесь же псалмопевец изображает совершенного и живущего богоугодно человека, для наставления нашего, какую жизнь должно проходить желающим достигнуть царства небесного.
Пс.100:1 . Милость и суд воспою Тебе, Господи
Сделаю, говорит, милость и суд Твой, Господи, предметом песни и таким образом принесу ее Тебе самому, т. е. поя о милости и суде Твоем, потому что Ты милуешь в настоящей жизни и судишь в будущей. Или говорит о том, что и милость Твоя не без суда, и суд Твой не без милости, по словам Василия. А восхваляя сии свойства Божии, я буду и подражать им, милуя и вместе производя суд, по словам Евсевия, право. (1)
Пс.100:2 . Пою и разумею (что пою) в пути непорочне .
Совершая, говорит, путь жизни беспорочно и неукоризненно, таким образом я стану петь и разуметь, что пою: потому что кто поет, тот должен и разуметь что поет. Итак совершать путь, т. е. жить беспорочно составляет деятельную добродетель, а петь песни с разумением содержания их – созерцательную. Или пением выражает деятельную добродетель, а разумением созерцательную; и то и другое должно совершать с тою целью, чтобы приобресть путь, или образ жизни беспорочный и неукоризненный. (1)
(1) Кирилла: Стану, говорит, петь Тебе, Владыко, и прославлять непрестанно; буду иметь и разумение на пути непорочном, т. е. буду проходить с разумением и мудростью правый, неуклонный и непорочный путь; ибо, желая благоугодить Богу и иметь сердце наполненное мудрости, притом не земной и не мирской, но даруемой Христом, в Котором все сокровища премудрости и разума сокрыты, и который умудряет слепцов и подает всякое знание, мы должны быть весьма разумны.
Когда приидеши ко мне?
Когда, говорит, придешь Господи, ко мне, живущему беспорочно? Я и пою и понимаю, что пою, с тою целью чтобы удостоиться Твоего умственного пришествия, или когда Ты, Господи, придешь ко мне, пламенно желающему Твоего явления? Ибо Господь сказал: «кто любить Меня, тот слово мое соблюдет; и Отец Мой возлюбить его, и Мы приидем к нему, и обитель у него сотворим» ( Иоан. 14:23 ). (1)
(1) Боже Максима: Кто соблюл неповрежденным путь добродетелей, без уклонения в ту или другую сторону, с благочестивым и правым разумением, тот уразумеет бывающее при бесстрастии явление ему Бога. Ибо стану, говорит, пить и разуметь на пути непорочном: когда придешь ко мне? Ибо сей псалом изъясняет добродетельное действие, а разумение означает соединенное с познанием искусство в добродетели, по которому бдительно ожидающий Господа своего чувствует богоявление. Исихия: Блаженное дело ожидать пришествия Бога и таким образом непрестанно приготовляться ко входу Его к нам; и Он придет к нам тогда, когда мы соблюдем заповеди Его. Феодорита: Когда придешь ко мне? вместо того, чтоб сказать я устроил для Тебя благолепный царский дом (душевный); желаю Владыко Твоего пришествия, хощу Твоего явления; дай мне желаемое..
Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего
Пс.100:3 . Не предлагах пред очима моима вещь (дела) законопреступную; творящыя преступление возненавидех
Я, говорит, обращался, в доме моем с чистотою сердца моего и ни пред глазами моими чувственными, ни пред умственными не полагал дела законопреступного, т. е. я не терпел воображения и воспоминания какого-либо беззакония. И не только это, но я ненавидел и тех, которые преступают правду, в отношении к Богу или людям. (1)
Пс.100:4 . Не прильпе мне, сердце строптиво (развращенное), уклоняющагося от Мене лукаваго не познах .
Не соединялось, говорит, со мною развращенное и искривленное сердце, т. е. другими словами, не прямой человек, потому что кривое к прямому, по словам Исихия, не приходится. И когда злой человек отходил от меня, я не хотел и знать его; ибо не должно иметь содружества с злым. Но если злой придет к нам, мы должны стараться исправить его; а если отойдет, должны презирать и ставить ни во что отлучение его, по словам Евсевия и Феодорита. (1) Сии же слова относятся и к диаволу так: не давая ему места или входа, чтобы мог посеять во мне злые помыслы свои, я посему не знал и того, когда он отходил от меня, иначе сказать, я не чувствовал ни того, когда он приходил, ни того, когда отходил.
(1) Слова Василия: Кто постоянно соблюдает правоту, тот может сказать: He прилеплялось ко мне сердце лукавое, изображая сим то, что мышление, потерявшее правоту, нам не свойственно, но приходит. отвне, когда мы, присвоив его себе, отвергнем правоту. Афанасия: Так называет советы диавола, как не имеющие ничего правого. Дидима: У Екклесиаста написано: Бог сотворил человека правым ( Еккл.7:29 ). Итак если он прав был по усвоению ему добродетели сначала, то всякое зло и нравственная кривизна далеки от него. Иcиxий: Как кривой жезл не может прилепиться к прямому, так с живущими в незлобии не совокупляются имеющие кривое сердце. Кирилла: Глагол: не познавал, изъясняет так: Я и не притворялся знающим, ибо считал их нестоящими того, чтобы быть другом их; по гордости? Вовсе, говорит, не так, но потому что знал как обращение с злыми повреждает добрые нравы. Ибо плод украшенного святостью разума есть отречение от злых, а осуждение брата есть доказательство крайнего злонравия.
Пс.100:5 . Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях
Я, говорит, отгонял от себя того человека, который тайно оговаривал брата своего, как злонравного и низкого, и на подобие пса угрызающего тайно, где прибавил: тайно; потому что тот, кто оговаривает в лице, менее гpешит и подает оговариваемому в лице случай оправдаться в том, в чем он оговаривает его. (1)
(С) гордым оком и несытым сердцем с сим не ядях .
Гордым оком называет гордого человека – частью целого; а равно и ненасытимым сердцем именует ненасытимого человека и любостяжателя. С сим то, говорит, гордым и любостяжателем я даже не ел. (1)
(1) Слова Кирилла: Премного у нас страстей душевных; но одна из них самая нелепая и несносная для всех, которой и Бог противится, есть гордость, которая в сотовариществе своем имеет и сестру – любостяжание, т. е. ненасытимое желание иметь более. Обе они суть пропасть для душ и двери к погибели и достойны непрестанного пламени. Кто не убегает гордого? Кто не удаляется от того, кто ненасытимою рукою собирает денежные доходы и обижает многих? Исихия: Я не вступал, говорит, с ними в договор содружества; так как трапеза большею частью принимается за залог любви. К чему прилично присоединил ненасытимого по сердцу, т. е. любостяжателя и гордого; потому что никто не может иметь их друзьями; ибо гордый и любостяжатель любит (есть друг) только самого себя.
Пс.100:6 . Очи мои (обращены) на верныя земли (что) посаждати я со мною .
Глаза, говорит, мои всегда были обращены к верным на земле, т. е. к тем людям, которые были достойны доверия по правоте своей жизни. Или верными называет добрых людей, по словам божественного Кирилла. Так и Соломон говорит: мужа верного трудно найти ( Прит. 20:6 ), так как доброе редко. На сих-то, говорит, добрых людей я обращал внимание и с ними садился. (1)
(1) Кирилла: К верным, т. е. святым, так что они и сидят вместе со мною, т. е. пребывают при мне, дают советы и содействуют в полезном. Ибо отличное добро для человека добрый советник, и содействие во всем, что только полезно и наставление в нужном ко спасению делает его почтенным и достоподражаемым. Исихия: Не только, говорит, он отвращался от злых, но и столько удовольствия находил в добрых, что устремлял к ним глаза, как обыкновенно делают любители в отношении к любимым.
Ходяй по пути непорочну, cей ми служаше
Тот, говорит, кто ведет себя и живет неукоризненно, был мне слугою. Ибо надобно иметь не только друзей хороших, но и служителей также; почему и Соломон сказал: приятен царю служитель разумный ( Прит. 14:35 ), и Сирах о мудром и богобоязненном: среди вельмож будет служить он ( Сир. 39:4 ).
Пс.100:7 . Не живяше посреде дому моего творяй гордыню
Выше Давид сказал о гордом служителе, что таковой не жил в доме его. А гордые служители суть те, о которых говорит Исаия: не скажут слуги твои молча ( Ис. 32:5 ). 2)
(1) По словам Афанасия, творить гордыню, значит: действовать с надменностью. Быть может и то, что гордый помысл не обитал в сердце моем.
Глаголяй неправедная (слова, ничего) не исправляше (не совершал) пред очима моима .
Тот, говорит, который говорил неправду, не совершал того, о чем старался и чего желал, и не успевал пред глазами моими.
Пс.100:8 . Во утрия избивах вся грешныя земли
Утром, говорит, а не во время опьянения от вина, и не во время гнева, когда помраченный разум погрешает, но в то время, когда я был трезв и внимателен, я умерщвлял греншиков, не на всей земле, но на той только, которая была в моей власти, и всех не вдруг, но иногда того, а иногда другого, по словам божественного Исидора.(1)
(1) Почему тот же Исидор Пелусиотский прибавляет: Итак, чистою, говорит, рукою и мыслью я вооружался против согрешающих пред Богом, когда опьянение от вина, или от ярости не делало разума погрешительным.
Еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие
Я умерщвлял, говорит, грешных для того, чтоб истребить беззаконных, т. е. чтобы беззаконные, видя строгое наказаниe грешников, смирились, по словам божественного Максима, и уничижились. В высшем значении, под землею разумеется тело и все относящееся к телу, как равно земное тело. Грешники и на таковой земле суть злые помыслы. Итак Давид говорит, что по восхождении: солнца, или света Святаго Духа в душе моей, ибо это значит мысленное утро, я убивал, все страстные помыслы, происходящее от земного тела и земных вещей. А под градом разумей собственно душу; так как она, по словам святого Афанасия, есть дом Святаго Духа. (1)
Увлекаюсь святыми писаниями с юности. Прочел более 80 книг данной тематики.